Молодежная политика зарубежных стран таблицы
Библиографическая ссылка на статью:
Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/03/10661 (дата обращения: 23.04.2021).
Молодежная политика (МП) – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию определенного общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним – определенного качества жизни и качества самой молодежи, которая в перспективе является экономически активным населением страны.
Данная категория населения – есть некая социальная прослойка, очень важная для государства, поскольку молодежь – это те люди, которые придут на смену правящему в данный момент поколению.
Качество подрастающего поколения, а также степень его соответствия существующим и необходимым стране условиям и стандартам обуславливаются эффективностью молодежной политики. Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического и т.д.
Реализация данных мер создает соответствующие приемлемые условия для достижения главной цели молодежной политики. Однако в различных странах и даже регионах нашей страны преследуются самые разнообразные цели МП, используются всевозможные инструменты для достижения данной цели, и, как результат, результаты проведения молодежной политики, а вместе с этим и качество молодого поколения, – получаются различными.
В данной работе рассмотрены особенности МП в России и зарубежных странах. В ходе сравнительного анализа рассмотрены такие основные блоки молодежной политики как: направления ее реализации и правовые документы, регламентирующие ее проведение.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в данном вопросе достигли поставленных целей. В связи с этим, анализ молодежной политики западных стран играет немаловажное значение для определения курса российской молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).
Европейские страны сравнительно поздно выделили молодежную политику в специфическую сферу деятельности государства, тем не менее проделали в этом направлении большую работу, получив ощутимые результаты.
Итак, принципы и направления молодежной политики в западных странах зарождались в 50-60-е годы на основе благотворительности и добровольности, а также государственной помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).
80-е годы стали для молодежи прорывом в области образования. Европейскими государствами все больше внимания уделяется образованию молодых людей, их ориентации на активный труд, профессиональный рост.
2000-е годы в западных странах идут под лозунгом: «Молодежь – это Мы!». Современная молодежная политика европейских стран основывается на двух направлениях: увеличение занятости молодежи и активная борьба с безработицей, а также образовательная политика и профессиональная подготовка молодых людей. Причем вовлечение человека в данные процессы начинается с раннего возраста.
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что цель современной МП в европейских странах – бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.
Как видно из хронологии развития МП в зарубежных странах, отличительной чертой западной молодежной политики также является ее нацеленность на молодежь в целом, а не только на ее «проблемную» часть.
Государственная молодежная политика России имеет существенный ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом в данной области.
МП в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена, вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего посредством воспитания). В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского союза.
Согласно Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р, цель современной отечественной молодежной политики – развитие потенциала молодежи в интересах России, т.е. «взросление» в нашей стране происходит посредством привлечения молодых людей к участию в общественно-политических процессах, что приводит к увеличению конкурентоспособности страны. Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности обществу, предоставление молодежи возможности проявить себя.
Основными направлениями молодежной политики современной России являются: духовно-нравственное воспитание (в частности через развитие чувства патриотизма) и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития.
Следует отметить, что такой подход к МП не охватывает все 100% молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть – наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди – остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.
Сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда) и даже гибели людей, как показывают беспорядки, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади. И как показывают проводимые соцопросы в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76% молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций.
Поэтому опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере ее подавляющего большинства).
Не менее важным при формировании государственной молодежной политики является ее законодательно-правовой аспект.
В западных странах действует Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (новая редакция принята в 2003 году). В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на период с 2010 по 2018 гг., получившую название «Молодежь – инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодежная политика основывается на Конституции и различных принятых Федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации.
Принятые законы определяют место и роль молодежи в жизни общества в целом, обеспечивает получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство (к примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности).
В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.
Первым документом о молодежи был Закон СССР «Об основных началах государственной молодежной политики в СССР», принятый в 1991 году. По мнению многих западных исследователей, это был один из самых лучших законодательных документов в данной области. Однако после событий декабря того же года закон утратил силу.
К сожалению, с момента распада СССР молодежная политика не стала на практике приоритетной политикой Российского государства. С начала 90-х годов было издано несколько законодательных документов, а также подготовлено множество проектов законов о молодежи (Доктрина государственной молодежной политики, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации и др.). Однако все они (как и большинство решений и целевых программ, принятых на региональных уровнях) носили декларативный характер и напрямую зависели от позиций органов местного самоуправления, а также наличия финансового обеспечения этих целей.
В декабре 2006 года была утверждена уже упомянутая выше Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов, о чем уже говорилось выше. Однако и она не принесла должного результата.
В сложившихся условиях, можно сделать вывод, что России нужен новый закон о молодежи. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере.
Таким образом, молодежная политика в целом является важнейшим направлением деятельности для современной России, что особо подчеркивается усиливающимся влиянием молодежных движений на процессы стабилизации и дестабилизации политической системы.
Имеющееся положение молодых людей в России показывает, что МП в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки. По данным социологического опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5% до 21%. Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%).
Как показывает практика последних десятилетий, поиск путей решения данной проблемы не стоит ограничивать пределами России. В сложившихся современных условиях необходим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и мышления.
Отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник
Государственная молодежная политика в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительное исследование
Дата публикации: 20.02.2021 2021-02-20
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Оголь, А. А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительное исследование / А. А. Оголь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 164-168. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78752/ (дата обращения: 27.04.2021).
Специфика протекания современных общественных процессов определила особый статус молодежи как стратегически важного рычага развития экономики, улучшений демографического и социального характера государства. В статье представлен сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего отношения между субъектами молодежной политики, исследованы этапы формирования, основные направления и элементы реализации молодежной политики в Российской Федерации и ряде зарубежных стран.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, самореализация, гражданская позиция, зарубежная практика.
The specific nature of contemporary social processes has determined the special status of young people as a strategically important lever for economic development and improvements in the demographic and social character of the state.
The article presents a comparative analysis of domestic and foreign legislation regulating relations between subjects of youth policy, investigates the stages of formation, main directions and elements of youth policy implementation in the Russian Federation and in a number of foreign countries.
Keywords: youth, youth policy, self-realization, civic engagement, foreign practice.
Современные экономически развитые государства при формировании внутренней политики должны уделять особое внимание тем масштабным процессам и актуальным проблемам, которые оказывают значительное влияние на общество и в большей степени на молодежь. К ним, в первую очередь, относят глобализацию, внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, а также постепенное усложнение общественных отношений, выраженное в увеличении показателей вовлеченности молодых людей в военные конфликты, росте поляризации общества и увеличении социального расслоения, духовном кризисе и др. [1]
Молодежная политика — неотъемлемый элемент в структуре государственной политики, представляющий собой комплекс мер по созданию и поддержанию определенного общественного статуса и качества жизни молодежи. В Российской Федерации на законодательном уровне термин «молодежь» применяется к лицам в возрастном диапазоне от 14 до 35 лет [5].
При этом, отличительной чертой молодежной политики от других направлений внутренней политики является ее функциональная направленность: главная цель, преследуемая государством при ее реализации, — успешная интеграция молодого поколения в общественную структуру, путем формирования в обществе обстоятельств и факторов, способствующих желанию молодых людей быть вовлеченными в общественную жизнь, их эффективной реализации в социальном и профессиональном планах, а также динамичному положительному развитию творческого, духовного и умственного потенциала, что, в свою очередь, станет основой для дальнейшего развития экономики и социальной сферы государства. Достижению заданной цели способствует решение ряда первостепенных задач, в числе которых можно выделить следующие:
включение субъектов государственной молодежной политики в экономическую и социальную сферы жизни, обеспечение всестороннего информирования молодежи о возможных вариантах саморазвития и его инструментах, оказание различных видов содействия в сфере молодежной научной, творческой и предпринимательской деятельности;
разработка и последующее внедрение качественного механизма обратной связи со стороны государства, поддержки молодежи, в частности, отдельных молодых людей, обладающих талантом, инициативой, прогрессивными идеями и лидерскими качествами;
выработка патриотического воспитания среди молодежи, формирование их гражданской позиции, в том числе приоритета национальной идентичности, а также обеспечение внедрения молодым людям нравственных ценностей наряду с правовыми, социальными и культурными;
создание комфортных условий для проявления профессиональных знаний и компетенций среди представителей молодежи, полученных при обучении.
В случае качественной и планомерной реализации государственной молодежной политики результатами должны стать такие положительные факты, как устойчивый темп роста числа молодых позитивно мыслящих, мотивированных людей-патриотов, разделяющих как общечеловеческие, так и национальные ценности, которые при этом не имеют вредных привычек, предпочитают здоровый образ жизни, имеют в приоритете свое личностное и профессиональное развитие и прилагают усилия для дальнейшего динамичного развития сильного и независимого Отечества.
Актуализируя вопросы эффективности функционирования государственной молодежной политики, мало опираться лишь на опыт Российской Федерации. Важно исследовать зарубежную практику развитых стран, перерабатывать и внедрять результативные модели, формировать передовые направления совершенствования.
Безусловно, процесс реализации национальных молодежных политик европейских стран сопровождается использованием норм, установленных в международных документах общеевропейского значения, например, документы Организации Объединенных Наций, Всемирной Организации Здравоохранения, Международной организации труда, Совета Европы и др. Их положения формируют базовые ценности, основы и вектор развития различных сфер общественных отношений [1–3].
Однако данные международные документы не имеют обязательного для исполнения характера, поскольку власти любой европейской страны пользуются своим правом самостоятельно утверждать нормативные акты, регламентирующие молодежную политику в соответствии со специфическими характеристиками национального социально-экономического положения, развития молодежи на данном этапе, половозрастными особенностями молодых людей, культурными и иными факторами.
Формулировка целей проводимой молодежной политики в каждой из стран звучит по-своему, при этом общая концепция заключается в содействии бесконфликтной интеграции молодого поколения в социальные отношения и стимулирование активной гражданской позиции среди молодежи.
Под молодежью в европейских странах понимаются лица разных возрастных категорий, например, в Финляндии этот возраст ограничивается 29 годами, в Германии — составляет 27 лет, во Франции и Швеции — до 26 лет и 25 лет соответственно. Таким образом, максимальный возраст колеблется между 25 и 29 годами, периодом, когда молодой человек уже определился в мировоззренческой, профессиональной, и социальной позициях.
Процессы формирования и реализации молодежной политики базируются на ряде законодательно закрепленных принципов, которые впоследствии определяют перечень основных задач и направлений деятельности:
открытость и прозрачность молодежной политики;
комплексный характер реализации;
развитие самодеятельности и самоорганизации молодежи;
координация и взаимодействие на трех уровнях (национальном, региональном, местном);
вариативность форм и методов работы, учитывающих специфику проблем различных категорий.
Задачи осуществления молодежной политики также выражены достаточно обособленно, с учетом приоритетных проблем экономического и социального положения молодежи, интересов молодого поколения, историко-культурных и других аспектов государств [6]. Несмотря на это, можно отметить наиболее универсальные задачи для всех рассматриваемых стран в сфере работы с молодежью:
формирование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы государственной молодежной политики;
планирование действий на длительный срок в отношении молодежи, реализация этого плана посредством поддержки молодежных программ и проектов;
проведение работы по вовлечению молодежи в процессы самоуправления;
всестороннее развитие волонтерского движения и различных видов самодеятельности;
оценка социально-экономического, культурного и профессионального положения молодых людей [8].
В сфере правового регулирования молодежной политики существенно преуспела Германия. Данный факт объясняется тем, что в стране интерес к вопросам развития молодежи был сформирован раньше, чем в других европейских странах. На сегодняшний день законодательная база Германии включает ряд узконаправленных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав детей и молодых людей [4].
Основные направления программ, разработанных и реализующихся в Германии:
стимулирование молодых людей к проявлению активности в экономической и общественной областях;
выработка у молодых людей навыков в получении информации, пользовании СМИ на различных платформах;
интеграция молодого поколения в социальную и профессиональную сферы жизни;
организация конкретных мероприятий, направленных на недопущение экстремизма и развитие демократии.
Впоследствии с учетом выбранных направлений осуществляется реализация различных молодежных программ. Так, в Германии существует две основные программы: программа действий по улучшению ситуации социально обделенных детей и молодежи и программа действий против вытеснения и дискриминации на рынке труда и в обществе. В рамках первой программы молодежно-политические организации и структуры формируют общий пакет социально обделенных молодых граждан, проводится поддержка молодых граждан в очагах социальных проблем, как в городах, так и в малоразвитых сельских районах, а также активируются наряду с федеральными и другие денежные средства, например, ресурсы Европейского социального фонда, ведомств по труду и муниципалитетов.
Вторая программа направлена на координацию мероприятий, основная цель которых заключается в борьбе против враждебности ко всему чужому, нетерпимости и расизма, что в итоге должно привести к уменьшению вытеснения и дискриминации в обществе молодежи. Программа финансируется из средств Европейского социального фонда.
Во Франции также реализуется обширный пакет разносторонне направленных молодежных программ со стороны государства и общественных организаций, среди которых можно отметить «Проект М», «Вызов молодых» и «Новые услуги, новые рабочие места». В рамках первых двух разрабатываются меры поддержки молодежных инициатив, позволяющих подросткам и молодежи активно участвовать в жизни местных сообществ, кроме того оказывается содействие повышению социальной стабильности, профессиональной и социальной интеграции и повышения уровня доверия молодежи к власти. Вторая программа направлена на предоставление постоянного места работы молодым людям без трудового опыта, удовлетворение спроса на рабочую силу в секторах защиты окружающей среды, культуры, обеспечения общественной безопасности и т. д.
Примечательно, что роль государства в процессе осуществления молодежной политики в европейских странах различна. Во Франции и Германии основные полномочия, функции и ответственность за экономическую составляющую, социальное благополучие населения, в том числе решение проблем молодежи возложены на государство. В то время как в Швеции, напротив, государству предоставлен лишь узкий перечень компетенций: органы власти уполномочены разрабатывать общие аспекты молодежной политики, при этом реализация конкретных молодежных программ остается непосредственной функцией членов общественности и общественных организаций.
Среди различных видов оказания поддержки молодежи интересным механизмом выступает выделение субсидий на реализацию тематических проектов. Такой инструмент активно используется в Финляндии при осуществлении национальной политики по работе с молодежью.
Во Франции применяется практика функционирования национальных советов молодежи. В сфере ответственности данного объединения находятся рассмотрение и решение проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в процессе самореализации, профессионального становления и др., кроме того, решаются и другие смежные вопросы молодежной политики на всех уровнях управления. В структуре национальных советов молодежи отдельно выделяются комиссии, ответственные за конкретные направления работы с молодежью, например, вопросы трудоустройства, формы активности молодых людей, развитие и защита прав молодежных средств массовой информации и др.
Особого внимания заслуживает развитие волонтерского движения как инструмента обеспечения самостоятельности и самодеятельности молодежи в рамках вовлечения их в вопросы общественной значимости. В настоящее время институт волонтерства развивается свыше, чем в 80 зарубежных развитых странах, при поддержке национальных правительств.
По итогам проведенного сравнительного исследования можно сформулировать вывод о том, что многообразие методов и конкретных инструментов молодежной политики зарубежных стран настолько обширно, что представляется затруднительным производить оценку успешности мер в рамках одного конкретного государства. В большей степени выбор комплекса инструментов молодежной политики определяют социокультурные и исторические особенности развития государства. Кроме того, несмотря на активную разработку российскими государственными органами различных технологий интеграции молодежи в общество, стоит учитывать и зарубежный опыт для заимствования и адаптации наиболее эффективных практик.
Источник