Монголо татарские государства нашей страны

Монголо-татарские государства на территории нашей страны (XllI-XV вв.). Государство и право золотой орды

Возникновение империи Чингиз-хана

Огромную роль в исторических судьбах русского народа, народов Сред­ней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья сыграли разрушительные завоевания монголо-татар и созданные ими военно-феодальные государства чингисидов.

В XI — XII в. на огромных просторах Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена. Монгольское общество резко разделилось на феодалов-нойонов — родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины — нукеров, и простой народ — карачу, находив­шийся от феодалов в различных формах зависимости. Предводители отдельных племен, племенных групп и родов вели между собой ожесточенную борьбу за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение более слабых племенных и родовых подразделений. На рубеже XII — XIII вв. эта борьба привела к выделению самых сильных и влиятельных племен и их вождей, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин. В 1206 г. на съезде-курултае Темучин был избран общемонгольским ханом и получил имя Чингиз-хана. Все вожди-нойоны признали его власть над собой.

Став общемонгольским властителем, Чингиз-хан провел важную военную реформу. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородст­венному принципу — по племенам, родам, аилам — все способное к военному делу население (все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско») было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, позволяла держать в повиновении собственный народ, подавлять сепаратистские амбиции родоплеменных вождей и осуществлять агрессивные походы против соседей. Для укрепления своей власти и усмирения непокорных Чингиз-ханом был создан десятитысячный корпус охранников — личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тщательно отбираемых лиц — сыновей господствующей военно-феодальной и чиновной аристократии. Одновременно с этим при Чингиз-хане стали действовать новые нормы права, получившие впоследствии наименование Великой Ясы Чингиз-хана, которая отличалась необыкновенной жестокостью наказаний за любой проступок против установлен­ных правил. О силе власти Чингиз-хана свидетельствует путешественник того времени, агент римского папы, Плано Карпини: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам». Укрепив таким образом военно-полити­ческую организацию власти феодалов в монгольском обществе, Чингиз-хан приступил к осуществлению своих внешнеполитических захватнических целей.

Читайте также:  Монархии какие страны евразии являются абсолютными монархиями

Завоевательным походам Чингиз-хана в высшей степени благо­приятствовала сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Политическое положение в Китае, Средней Азии, Закавказье, на Руси — основных объектах монгольских завоеваний — характеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленностью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, монголы и невольно вовлеченные в орбиту их завоеваний кочевые народы при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед феодально развитыми оседлыми народами — многочисленное подвижное конное войско.

В 1215 г. полчища Чингиз-хана начали захват Китая. В течение 1219— 1221 гг. они разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Средней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220—1223 гг. монголы осуществили поход через Персию на Кавказ. В это же время они разгромили половцев и впервые встретились с русским войском в битве при Калке. Заво­евание Руси и ее княжеств монголы осуществили при преемниках Чингиз-хана — Батые и Берке в течение 1237—1254 гг. В процессе длительного и ожесто­ченного сопротивления русского народа монголы утратили свою наступатель­ную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Центральной и Западной Европы. Монгольские завоевания сопровождались безжалостным и варварским разрушением и сожжением городов, крепостей и поселков, ис­треблением и угоном в рабство огромных масс населения, установлением над побежденными жестокого гнета, режима систематического террора и организо­ванного грабежа, осуществляемого посредством целого ряда государственно-принудительных мероприятий: дани, налогов, подарков, приношений, поставок лошадей и продовольствия, почтовой повинности, предоставления определен­ного количества воинов, искусных ремесленников и др.

Все завоеванные монголами территории с живущими на них народами и племенами Чингиз-хан рассматривал как подвластные ему и собственность его рода («золотого рода»). Возникло огромное государство — империя Чингиз хана. Управление ею основывалось на двух принципах — родовом и военно- феодальном. Если родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, должен был способствовать сохранению централизованного управления, то главный, решающий военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с первым и очень скоро привел к распаду империи на самостоятельные уделы — улусы, которые в свою очередь сами стали распадаться на более мелкие владедения. Военно-феодальный принцип складывался, развивался и укреплялся постепенно, по мере накопления монголами собственного управленческого опыта и использована ими многовекового опыта завоеванных феодальных государств Китая, Средней Азии, Персии, арабов, народов Закавказья, Руси.

Читайте также:  Эксперты по странам азии

Родовой принцип проявлялся в том, что улусные ханы-вассаль вынуждены были время от времени посылать Великому хану в Монголии (своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. В отдельны) случаях вассальные правители, например грузинские цари и армянские князья ездили в далекий Каракорум для получения от Великого хана ярлыков — грамот на владение своими улусами, а многие деспоты-узурпаторы, происходившие не из «золотого рода», вынуждены были держать при себе подставных хзное из рода чингисидов. Так поступали эмиры Средней Азии, Мамай в Золотой Орде, завоеватель, основавший собственную империю, эмир Тимур и др. Однако, как ни велико было значение родового принципа, империя Чингиз-хана в силу географических, социально-экономических, национальных и многих других причин не могла существовать как единое централизованное государство и быстро распалась на отдельные самостоятельные улусы. Военно-феодальный принцип полностью победил. Сам Чингиз-хан перед своей смертью (1227 г. разделил управление империей между своими четырьмя сыновьями. Стар­шему — Джучи — был выделен самый дальний улус от реки Иртыш — Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименование Синее Орды, а у русских — Золотой Орды.

Главной военной опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и предгорным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общими целями империи Чингиз-хана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавших­ся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господстве потомков «золотого рода» чингисидов, многочисленных царевичей — членов этого рода, нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:

1. Установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен.

2. Использование характерного для всех поработителей принципа «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставле­нии привилегий для монгольской знати, вождей кочевых племен, установление различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т. п.

3. Создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальны) средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов.

4. Постоянная военная готовность для подавления непокорных организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов.

5. Правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при гос­подствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингиз-хана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций.

6. Относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.

Источник

Введение.. Тема: «Монголо-татарские государства на территории нашей страны

XIII-XV вв.)».

Тема: «Монголо-татарские государства на территории нашей страны

Лекция №2.

Заключение.

Феодальная раздробленность Руси была неизбежным этапом развития государства. Относительно централизованная древняя Русь распалась на массу крупных, средних и мелких государств. По своим политическим формам они, в основном, копировали Киевское государство. Но в этот период появляется и принципиально новая форма правления – республика. Широко известна Новгородская и Псковская республики. (Менее известна Вятка, бывшая колонией Новгорода, а затем стала самостоятельным государством).

Русская Правда была единым правовым документом, которым руководствовались во всех русских княжествах. Ни в одном из них не было создано ничего принципиально нового. Только в феодальных республиках создаются новые крупные законодательные акты.

План:

1. Общественный строй Золотой Орды.

2. Государственный строй.

3. Право Золотой Орды.

Учебники:

1. Исаев И.А. История государства и права России: учебник / И.А. Исаев. — М.: Юрист, 2001. -768 с.

2. История Отечественного государства и права. / Под ред. О.И. Чистякова. — М., 1992.

3. История государства и права России: учебник под ред. Ю.П. Титова. — М.: Проспект. – 2003. — 544 с.

Специальная литература:

1. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. — М.–Л., 1950.

2. Каргалов В.А. Феодальная Русь и кочевники. — М., 1967.

3. Каргалов В.А. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в. — М., 1966.

4. Каргалов В.А. Свержение монголо–татарского ига. — М., 1973.

5. Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). — М., 1956.

Монголо-татарские племена в древности обитали на бескрайних просторах в степях и лесах Центральной Азии. Наиболее многочисленными из них были степные моголы, занимавшиеся кочевым скотоводством и охотой. Часть монгольских племен – лесные монголы,

еще не полностью перешли к скотоводческому хозяйству, продолжали жить охотой, рыболовством и собирательством готовых продуктов природы.

Кочевое скотоводство находилось в сильной зависимости от природных условий, от стихийных бедствий, что ставило кочевников в тяжелое положение. При кочевом образе жизни многие века сохранялись натуральные формы хозяйства, крайне медленно развивалось общественное разделение труда, и очень слабо было развито ремесло и торговля.

До XI в. татаро — монголы жили родоплеменным строем. Род был экзогамным, т.е. браки внутри рода запрещались, а потому приходилось родниться с другими родами за сотни километров. Уже в начале XII в. создаются племенные союзы, а родоплеменной строй начинает разлагаться. Выделяются более сильные и богатые роды, которые завоевывали и покоряли роды слабые. Удачные завоевания еще больше обогащали победителей. Постепенно выделялись аристократические роды.

В процессе борьбы между родами и отчасти внутри родов складывалась феодализирующаяся кочевая аристократия. Кочевая аристократия, нойоны, начинают эксплуатировать основную массу рядовых кочевников – карачу. Таким образом, у монголо-татар происходил медленный процесс образования классового общества. Монгольское общество разделилось на феодалов- нойонов, содержащих сильные военные дружины – нукеров и простой народ – карачу, находящиеся от феодалов в различных формах зависимости.

На рубеже XII — XIII вв. этот процесс завершился выделением самых сильных и влиятельных родов и их предводителей, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин.В 1206 г. на съезде – курултае Темучин был избран общемонгольским ханом и получил имя Чингисхан. Все монгольские племена были объединены, а вожди признали одного владыку – Чингисхана. В результате многолетних военных походов Чингисхана в Китай, Ср. Азию, на Кавказ в восточно-европейские степи была создана огромная империя, завоевательная политика которой принесла неисчислимые беды народам.

На первом этапе Чингисхан сыграл определенную прогрессивную роль, объединив монгольские племена в одно государство. Но вся его последующая завоевательная политика привела не только к страшным разрушениям покоренных стран, но и к длительному упадку самой Монголии. Завоевательная политика кочевой знати отвлекала большие силы от хозяйственной деятельности, и это тормозило развитие феодальных отношений. Империя Чингисхана являлась военно-феодальным государством, она покоилась на жестокой военнойдисциплине и деспотическом режиме. Однако отсутствие устойчивой экономической основы единства, отсутствие этнической общности с господствовавшими монголо–татарами порождало центробежные тенденции. Непрочность империи обнаружилась очень рано. Чингисхан перед своей смертью (1227г.) вынужден был разделить управление империей между своими 4сыновьями. Старшему Джучи был выделен самый дальний улус от реки Иртыш – Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший название Синей Орды (т.е. Золотой Орды). Второму сыну – Чагатаю, досталась Средняя Азия и часть сопредельных с ней территорий и народов. Угедей получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье. Младшему сыну в соответствии со старым монгольским обычаем был оставлен коренной улус – Монголия. Владелец коренного улуса считался Великим ханом – сюзереном над владельцами остальных улусов. Таким образом, на территории нашей страны, т.е. бывшей СССР в результате монгольских завоеваний образовалось 3 военно-феодальных государства под властью сыновей Чингисхана: Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов в Закавказье.

Ядром улуса Джучи стала кыпчакская, т.е. половецкая степь, которая была частично завоевана уже в результате походов 1223-1229 гг. Большую же часть западных земель завоевал позже сын Джучи – хан Бату (Батый). В результате походов Батыя в 1237-1240 гг. были покорены и русские земли, несмотря на героическое сопротивление народа. Однако Русь в состав Золотой Орды не включалась и находилась в вассально-даннических отношениях с ней.

1. Общественный строй Золотой Орды.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть распространялась на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально- экономического развития, исповедовавшие различные религии. Столицей был город Сарай (в нижнем течение Волги).

Господствовавший класс Золотой Орды – «белая кость» состоял главным образом из татаро-монгольской кочевой знати. Эксплуатировал как покоренное население, так и рядовых кочевников – соплеменников.

1. Верхушку феодальной знати составляли золотоордынский хан, его дети, братья, другие родственники из рода Джучидов. Состав этого дома (при бытовавшем у монголов многоженстве) разрастался настолько быстро, что через 2-3 поколения включал в себя несколько сот человек. Только одних сыновей у Джучи было около сорока. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства. В русских источниках их называли царевичами.

2. Вторую группу составляли нойоны (или беки) – не принадлежавшие к ханскому роду. Они вели свои родословные от сподвижников хана, имели множество слуг, назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: темников, тысячников, баскаков и др. Хан награждал их тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и от наказаний за преступления, даже совершенные многократно (до 9 раз).

3. Тарханные грамоты получали и менее знатные люди за заслуги перед ханом. Они занимали средние государственные должности (например, сотники), этот средний слой феодалов назывался тарханы.

4. Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукерыдружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности: сотников, десятников и др.

5. К господствующему классу относились также многочисленное духовенство, купцы, местные феодалы, богатые ремесленники в завоеванных монголами землях.

В Золотой Орде допускалась веротерпимость, существовало несколько религий. Но совторой половины XIII века феодальная знать стала принимать мусульманство, которое постепенно превратилось в господствующую религию на всей территории Золотой Орды.

К людям «черной кости» относились рядовые кочевники, земледельцы из покоренных народов, бедное городское население.

1. Рядовые кочевники – карачу (или харачу) были как лично свободными, так и феодально-зависимыми. Карачу несли военную службу, пасли господский скот, выполняли различные повинности перед государством.

В Золотой Орде основной кочевой ячейкой являлся аил – юрты и кибитки отдельной семьи. Но кочевки феодальной знати сопровождали сотни, а то и тысячи аилов зависимых от них рядовых кочевников.

2. В земледельческих районах Золотой Орды трудились крестьяне под именем сабанчи и уртакчи.

Сабанчи – рядовые члены сельской общины, которые несли различные государственные повинности и в то же время уже находились в зависимости от землевладельцев. Уртакчи – кабальные, т.е. зависимые от местных феодалов люди. У них не было своей земли и инвентаря.

3. Что касается городского населения, то значительную часть его составляли ремесленники (согнанные со всех покоренных земель), мелкие торговцы, разный бедный люд.

4. На самом низу феодальной лестницы находились различные слуги и рабы.Числорабов в Золотой Орде было велико, из каждого похода привозилось много пленных, которых превращали в рабов. В их числе было много ремесленников. Большинство рабов через одно- два поколения либо получали свободу, либо становились феодально-зависимыми.

Источник

Оцените статью