Мониторинг экономической безопасности страны

Мониторинг экономической безопасности государства: система индикаторов и их пороговые значения

Важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев. Вариантом или, точнее, конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной «черты» как признака критического или порогового состояния социально-экономической системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит деградация и разрушение этой системы.

В целях принятия государственными органами обоснованных решений по обеспечению экономической безопасности государства необходима организация мониторинга индикаторов экономической безопасности (см. табл. 1, Приложение), который предполагает, прежде всего, фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов).

Можно выделить группу общих показателей (индикаторов) экономической безопасности: уровень и качество жизни; темп инфляции; уровень безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; внешний долг; встроенность в мировую экономику; деятельность «теневой экономики»; структура собственности; налоговая система; развитие рыночных структур.

На региональном уровне в качестве индикаторов экономической безопасности наряду с упомянутыми выше могут быть приняты: доходы населения; уровень розничных цен; обеспеченность жильем; количество беженцев, эмигрантов и др.; удельный вес региона в ВВП страны; платежный баланс региона; сальдо экспорта-импорта.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности строится на вариантах прогнозов экономического и социального развития страны и ее регионов и должна корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов. Многовариантная стратегия предоставляет определенные преимущества и, в частности, возможность «переключения» на тот или иной вариант в зависимости от конкретного развития ситуации без принятия экстренных, недостаточно проработанных и взаимоувязанных решений. При этом должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших структурных сдвигов и способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а также разработку эффективных методов государственного регулирования.

Читайте также:  Бывшие социалистические страны особенности

Государство также не должно допускать, чтобы деятельность хозяйствующих субъектов несла в себе угрозы экономической безопасности и была направлена во вред его гражданам. В этих целях необходимо подготовить и реализовать меры по улучшению предпринимательского климата, увеличению вклада малого и среднего бизнеса в российскую экономику, развитию конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка, рынков земли и недвижимости. Кроме того, следует также принять меры по повышению качества и обоснованности законопроектов на всех уровнях власти и обеспечить соблюдение законности всеми, включая органы государственной власти.

Для поддержания экономической безопасности государство должно предусмотреть: проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии действующих общественных институтов; выработку и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном процессе сторон за счет их максимальной унификации (сокращение и ликвидация льгот и различных преференций), законодательное ограничение лоббизма; контроль за соблюдением этих правил всеми действующими экономическими субъектами и органами государственного управления; создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти страны; организацию обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов; повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности; гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов страны.

Соответственно в среднесрочной перспективе должны решаться следующие взаимосвязанные задачи: поддержка эффективных и конкурентных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств; развитие инфраструктуры экономики, необходимой для реализации структурных преобразований; обеспечение более эффективного экономического использования ресурсов; сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала; преодоление структурных деформаций, согласование структуры производства и платежеспособного спроса; ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям; диверсификация экспортного потенциала; обеспечение повышения экологической безопасности.

Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности — неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики. Исходя из этого, структурная политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке элементов экономики для обеспечения экономической безопасности государства.

На макроэкономическом уровне в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи: повышение совокупного спроса; увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции; стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста; увеличение валовых инвестиций; стимулирование экспорта; регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

На микроэкономическом уровне в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи: поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций; ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур; недопущение возможности появления новых монополий; стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала; организация согласительного процесса в целях торможения роста цен; стимулирование внедрения рыночных норм поведения экономических субъектов. К жизненно важным отраслям производства с точки зрения экономической безопасности следует отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую промышленность, транспорт, связь и др.

Сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала следует рассматривать как важнейшее стратегическое направление обеспечения экономической и военной безопасности страны. В этих целях необходимо разработать долгосрочную государственную концепцию научно- технического развития страны, определить на ближайший период приоритеты государственной научно-технической политики, в первую очередь в тех областях, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, признать науку в числе важных стратегических приоритетов страны, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию, прежде всего материальному обеспечению отечественных ученых.

В целях стабилизации общества проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества при условиях достижения устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения денежных доходов, что позволит предотвратить угрозу безопасности страны с точки зрения возможных социальных конфликтов. Процесс расслоения общества, протекающий быстрыми темпами, является дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов. Проблема бедности, уровень которой измеряется как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, требует незамедлительного решения в рамках специальной программы с помощью комплекса законодательных и нормативных мер. При крайней поляризации общества положение осложняется отсутствием среднего класса, являющегося гарантом стабильности.

Принятие дополнительных мер по социальной поддержке работников предприятий в условиях применения процедуры банкротства и внесение дополнений и изменений в имеющуюся правовую базу призваны смягчить социальные издержки в ходе реализации законодательства о банкротстве и создать оптимальные условия для проведения реорганизационных и ликвидационных процедур в отношении предприятий, находящихся в критическом финансовом положении, и тем самым предотвратить возможные социальные конфликты, являющиеся угрозой безопасности общества.

В настоящее время обострились проблемы миграции внутри ряда стран. Регулирование внутренних потоков миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

— установление дополнительных льгот и социальных гарантий для лиц, переселяющихся в районы более привлекательные, а также установление дополнительных льгот и стимулов, направленных на сдерживание оттока населения из непривлекательных районов;

— решение комплекса проблем, связанных с обустройством и трудоустройством мигрантов, выезжающих из ряда районов;

— создание правовой и социально-экономической базы привлечения и закрепления населения в сельской местности в условиях реализации земельной реформы, включая разработку организационных форм и изменение механизма финансового обеспечения переселения, а также систему льгот для переселенцев.

Обеспечение экономической безопасности — задача, по существу, долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии (доктрины экономической безопасности страны). Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам и имеющая нормативный характер.

Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделения этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах. Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению — таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.

Источник

Мониторинг экономической безопасности страны

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором
—>

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ являются мониторинг и прогнозирование факторов и рисков, определяющих угрозы экономической безопасности, система управления рисками.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности имеет большое значение для оценки состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций, неоптимальной структуры национальной экономики, подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Мониторинг экономической безопасности — это организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в системе, связанных с реализацией ее целей и задач. Он рассматривается в качестве начального звена в системе: мониторинг — анализ и диагностика — корректировка политики — достижение искомого состояния безопасности. Задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов, статистического материала как этапа развития теории экономической безопасности.

Основные принципы организации мониторинга исходят из особенностей наблюдаемого объекта и целей наблюдения. Поскольку объектом мониторинга является экономическая безопасность, целью — ее обеспечение, то учет особенностей этого объекта позволяет сформулировать следующие основополагающие принципы мониторинга.

Во-первых, принцип соответствия между наблюдаемым объектом и системой мониторинга. Такой подход означает, что мониторинг организовывается по образу и подобию изучаемого объекта и соответствует его главным характеристикам. Основным содержанием данного периода в экономике является процесс ее стабилизации в виде эффективно функционирующей и оптимально структурированной системы. Поэтому содержательным результатом мониторинга должны стать изменения в состоянии системы и угрозы, возникающие в процессе этих изменений. Это обусловливает необходимость обеспечения непрерывности наблюдений, базирующихся на использовании комплекса разнообразных методов и средств.

Во-вторых, принцип организации мониторинга определяется многофакторной природой экономической безопасности государства как объекта наблюдения. Реализация этого принципа требует темпоральной и пространственной взаимообусловленности всех частных исследований. Этим определяется субординация и значимость получаемых частных знаний, которые должны интерпретироваться через призму осмысления общих процессов и явлений обеспечения экономической безопасности в стратегическом и тактическом плане. Мониторинг экономической безопасности может быть организован как по уровням национальной экономики (народное хозяйство, отрасль, предприятие), так и по сферам (аграрная, финансовая, инвестиционная, производственная, др.). В условиях глобализации мировой экономики большое значение имеет также организация мониторинга безопасности во внешнеэкономической сфере.

В-третьих, в организации мониторинга следует учитывать принцип комплексности, что предполагает наблюдение за изменением и динамикой не отдельных сфер, а в целом национальной экономики как системы с точки зрения обеспечения ее стабильности и безопасности функционирования. Реализация этого принципа осуществляется посредством многоаспектных наблюдений, введения многомерных моделей и категорий, позволяющих оценивать и диагностировать происходящие изменения/отклонения по многим направлениям. Для упрощения моделей мониторинга важно выделять ключевые аспекты обследования в сферах, где изменения принимают угрожающий характер.

При реализации данного подхода должны быть конкретно определены объекты и сферы наблюдения, перечень конкретных экономических показателей, периодичность информации и способы ее получения.

Указанные проблемы достаточно успешно решаются в рамках интенсивно развивающейся в последние десятилетия теории рисков. Использование ее методов позволяет выразить разные по своей природе угрозы в сопоставимых величинах, что дает возможность определять величину общего (суммарного) риска от воздействия различных угроз; выявлять наиболее значимые угрозы; определять вероятный ущерб как по отдельным угрозам, так и по всей их совокупности; проводить оптимизацию затрат на снижение уровней рисков от различных угроз в условиях ограниченности ресурсов. Такие возможности проистекают из того, что риск фактически выступает как количественная мера угрозы (опасности). В целом, под риском подразумевают элемент современного стиля социального управления в условиях неопределенности и неоднозначности обстановки.

Риск — мера для количественного измерения опасности, представляющая собой векторную (т. е. многокомпонентную) величину, измеренную, например, с помощью статистических данных или рассчитанную с помощью имитационных моделей, включающих количественные показатели ущерба от воздействия того или иного опасного фактора; вероятности (частоты) возникновения рассматриваемого опасного фактора; неопределенности в величинах ущерба и вероятности.

Комплексные риски — риски, включающие разнородные факторы, действующие в разных масштабах и временах.

Стратегические риски — риски, связанные с принятием кардинальных решений в системе управления обществом.

Важной чертой системного кризиса является несоответствие времени осмысления информации, приятия и реализации решений управляющей системой и времени развития процессов в объекте управления, времени превращения процесса в необратимый.

Значение риска может быть как безразмерной величиной (хотя «безразмерность» может подразумевать существование размерностей типа чел./чел., руб./руб. и т. п.), так и иметь размерность (обратное время, исчисление в денежном выражении и т. д.).

Система управления рисками/угрозами может быть представлена как последовательность следующих действий:

— вход (первичная внутренняя и внешняя информация, оценка стратегических возможностей и угроз);
— собственно процесс управления рисками/угрозами;
— выход (сравнение и оценка полученных результатов и риска/угрозы, выработка ситуационных моделей/планов);
— обратная связь (оценка и совершенствование процесса).

В управление рисками/угрозами включаются следующие стадии:

Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

— анализ и определение динамики и масштабов рисков/угроз;
— оценка ожиданий субъектов с использованием методов измерения потенциальных рисков/угроз, возможностей снижения, диверсификации и снятия рисков/угроз;
— разработка стратегии риска/угрозы (определение возможных моделей/сценариев и выбор альтернатив);
— тактическое планирование (разработка плана с детальной разбивкой по времени и необходимым ресурсам);
— реализация планов.

Возможны различные варианты организации управления рисками/угрозами — от высокоцентрализованной модели (в России, например, на федеральном уровне) до высокой степени децентрализации и автономии (на региональном и муниципальном уровнях).

Риск (угроза) не может быть устранен или полностью снят, может лишь изменяться его форма. Причем существуют альтернативные варианты решений: снижение риска (снятие угрозы) за счет сокращения потенциальных выгод или сокращение (снятие) одного вида риска (угрозы) за счет увеличения другого. Поэтому еще одно важное направление управления рисками связано с эффективной стратегией диверсификации угроз безопасности.

Реализация такого подхода в управлении рисками предполагает междисциплинарный подход, реализация которого имеет в виду наличие следующих этапов:

1. Определение основных областей и/или сфер рис ка/угроз с целью достижения понимания факторов риска/угроз.
2. Оценка риска/угроз и потенциальных последствий. Этот процесс предполагает квантификацию (количественное определение) основных элементов риска/ угроз и приоритетов, анализ факторов риска/угроз, составление схем текущих процессов с использованием, например, какого метода, как расчет показателя «стоимости с учетом риска» на основе вероятности потерь.
3. Прогнозирование и планирование, состоящее в анализе условий функционирования, выявления количественных и качественных характеристик возможностей и угроз, определении наиболее эффективных ответных мер.
4. Разработка мер по совершенствованию управленческих процессов (изменение стратегии, организационной структуры, совершенствование методов измерения и мониторинга риска/угроз, изменение информационной инфраструктуры, внутреннего и внешнего контроля ит. п.).
5. Внедрение изменений.
6. Непрерывная или регулярная оценка изменений в сравнении с планом/моделью/сценарием развития процессов.

Вероятности или частоты (повторяемости) негативных событий могут, определяться различными способами на основе методов теории вероятности и математической статистики, с использованием известных методов прогнозирования:

— статистической обработки данных по нежелательным событиям в прошлом и экстраполяции результатов в будущее в предположении, что условия, для которых определялся риск, сохранятся в будущем;
— экспертной оценки;
— моделирования процессов или явлений на основе эмпирических или теоретических представлений; при этом возможно «проигрывание» различных сценариев течения процессов или явлений при различных исходных данных и варьировании управляющих переменных. Специалист по рискам в этом случае ограничен только свойствами используемой модели.

В рамках мониторинга и обеспечения экономической безопасности страны конструктивным подходом можно считать выделение структурной, институциональной и функциональной стабилизации. В современных условиях одной из задач обеспечения внутренней и внешней безопасности страны является экономическая стабилизация. В общем смысле стабилизацию можно характеризовать как комплекс целевых установок и мероприятий по их реализации, ориентированных на вывод экономики из состояния кризиса, прекращение социально-экономического спада и достижение устойчивых темпов развития экономики. Стабилизация — достаточно широкое собирательное понятие, имеющее как макро, так и микроэкономическое содержание, представляющее различные аспекты экономической и социальной жизни и охватывающее весьма широкий спектр вариантов общественного развития.

Система принятия решений относительно стабилизации национальной экономики и обеспечения тем самым ее безопасности должна быть встроена в систему государственного аналитического и стратегического планирования. Значительным шагом в этом направлении явилось принятие Государственной думой законопроекта «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ и Бюджетный кодекс РФ». Законопроект определял цели, содержание и порядок разработки системы государственных прогнозов концепции среднесрочных программ и индикативных планов социально-экономического развития страны. Под индикативным планом подразумевается система целевых показателей социально-экономического развития, достижение которых обеспечивается планируемыми мерами со стороны государства.

Не забываем поделиться:
Тест «На сколько вы активны»
Тест «Подходит ли Вам ваше место работы»
Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни»
Тест «Есть ли у вас задатки лидера»
Тест «Способны ли Вы решать проблемы»
Тест «Для начинающего миллионера»
Тест который вас удивит
Семейный тест «Какие вы родители»
Тест «Определяем свой творческий потенциал»
Психологический тест «Вы терпеливый человек?»

Экономическая диагностика процессов, определяющих экономическую безопасность страны, затруднена не только в силу многофакторности, но и вследствие существенных отличий от традиционного обзора социально-экономического развития государства. Мало констатировать, какие результаты получены в результате действия определенных экономических отношений, внутренних и внешних факторов, основанных на определенной стратегии и тактике государства. Важно выяснить, что произошло бы при иной политике и других принципах реализации этой политики. Это предполагает необходимость разработки ретроспективных сценариев на основе широкого использования методов прогнозирования и моделирования.

Традиционным является подход, когда экономическая безопасность рассматривается как определенное состояние системы, характеризующееся рядом качеств. Например, стабильностью и сбалансированностью, состоянием защищенности жизненно важных интересов, устойчивым развитием и гарантиями ненанесения ущерба. Изменение состояния системы детерминируется воздействием внутренних и внешних угроз/опасностей. При таком подходе экономика выступает как «система», а угрозы — как «окружающая среда». Результат их взаимодействия — безопасность или опасность как качественная характеристика состояния системы.

Снятие угроз по времени складывается из периодов проявления угрозы, ее осмысления, разработки программы мер по ее снятию, реализации мер, констатации уничтожения угрозы, И все это при условии, что анализ угрозы произведен корректно и меры по снятию угрозы являются адекватными.

Как указывалось выше, угроза представляет собой свойство некоторых объектов, процессов, событий или явлений наносить ущерб другим объектам, процессам или каким-либо системам при возникновении определенных условий. Безопасность же характеризует динамическое состояние тех или иных объектов и систем в пространстве угроз (рисков) и их способность противостоять нанесению возможного ущерба. Если угроза может быть «однозначно» охарактеризована риском (с учетом неопределенностей при его оценке) через вероятность реализации угрозы и возможный ущерб, то при определении количественной или качественной меры безопасности возникает целый ряд проблем, связанных со структурными и функциональными характеристиками объектов и систем, уровень безопасности которых хотят измерить; е определением доли ресурсов и распределением сил и средств на обеспечение безопасности от различных видов угроз, а также адекватности, достаточности и своевременности мер по обеспечению безопасности и т. д.

Реализация угроз приводит к потерям, называемым экономическим ущербом. Под экономическим ущербом понимаются убытки, выражающиеся в потере или ухудшении свойств материальных благ; потере/недополучении потенциальных благ или имевших место инвестициях в них; потере/недополучении не инвестированных потенциальных благ; дополнительных затратах на компенсацию понесенных потерь; невозможности рационального использования наличных ресурсов. Экономический ущерб может быть классифицирован по различным основаниям. Например, по иерархическому признаку — национальная экономика, отрасль, предприятие, субъектно-индивидуальный; локализационный — совокупный и реципиентный; по сферам проявления — внутренний и внешний рынок; по отраслевому признаку — промышленный, аграрный, торговый и др.

Прямой экономический ущерб определяется как затраты, потери, убытки, выраженные в стоимостной форме, появившиеся в результате каких-либо действий в данное время в данном месте. К косвенному экономическому ущербу относятся вынужденные затраты, потери, убытки, обусловленные вторичными эффектами, действиями или бездействиями. Косвенный ущерб, в отличие от прямого, может проявиться через длительный от момента первичного действия отрезок времени; он не имеет четко выраженной территориальной принадлежности и часто носит каскадный характер.

В зависимости от показателей, используемых для характеристики результатов производства в различное время на различных иерархических уровнях, экономический ущерб может выступать в виде потерь валового общественного продукта, конечного общественного продукта, национального дохода (на народнохозяйственном уровне), прибыли (на уровне предприятия), личного дохода (на уровне домохозяйства), платежей в государственный бюджет, невозвращении валютной выручки и др.

При оценке ущерба используются экономико-статистические методы, методы экономико-математического моделирования, включая имитационное моделирование, методы экспертных оценок. Выделяют два принципиальных методологических подхода к определению величины экономического ущерба — прямой счет и косвенная оценка. При прямом счете величина экономического ущерба определяется непосредственно для конкретного объекта исследования путем прямого калькулирования различных составляющих потерь, выраженных в стоимостной форме, на основе объективных методов их выявления. На практике прямой счет реализуется тремя методами: контрольных районов (метод элиминирования факторов, не относящихся к действию); аналитических зависимостей (основан на статистической обработке данных о влиянии различных факторных признаков на изучаемый показатель состояния реципиента); комбинированным (сочетание двух первых методов).

В практике решения конкретных хозяйственных задач чаще используется метод косвенной (эмпирической) оценки экономического ущерба, основанный на принципе перенесения на частный исследуемый объект общих закономерностей ущербообразующих факторов. Как показывает практика, наиболее удобными в применении признаны показатели удельного ущерба в расчете на единицу, например, валовых поступлений/платежей.

Валютная политика и экономическая безопасность
Концепция становления государственной системы экологической безопасности России
Политика реформ и экономическая безопасность России
Расходы бюджета на управление, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Источник

Оцените статью