- МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
- Читайте также
- Морская академия
- МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
- Морская пехота
- 6. Критская морская держава и ее упадок
- МОРСКАЯ ПЕХОТА
- АФИНСКАЯ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
- Морская авиация
- Афинская морская держава
- Морская версия
- Морская торговля
- Пучина Морская
- Откуда взялись «народы моря»?
- Самые грозные морские державы
- Финикия
- Древняя Греция
- Норвегия
- Испания
- Великобритания
МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными,
мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла.
После долгих походов, устав от штормов и битв, стаи триер возвращались в свое гнездо — в афинский порт Пирей. Судовые флейтисты испускали приветственные трели, и корабли вплывали в ворота окруженной стенами военной гавани. Водная гладь гавани была со всех сторон обрамлена колоннадой, за которой под крышей прятались от непогоды военные корабли. Здесь отдыхали и ремонтировались сотни триер в ожидании часа, когда флейты просигналят новый поход. После великой победы при Саламине война с Персией продолжалась еще 30 лет; уничтожив персидский флот, греки освобождали захваченные персами острова и города на малоазиатском побережье. Афины стали главой обширного союза греческих городов-государств, полисов, и те полисы, которые не желали посылать в походы свои корабли, платили афинянам специальные взносы. Пользуясь своим морским могуществом, афиняне превратили эти взносы в настоящий налог, и союз постепенно принял облик Афинской морской державы. Чтобы закрепить за собой своих союзников, афиняне выводили на их земли военные поселения, клерухии; клерухи получали наделы, которые обрабатывали арендаторы из местного населения.
Выведение клерухий избавляло Афины от безработной бедноты — впрочем, в то время было нетрудно найти работу. Став господами моря, афиняне привлекли в Пирей всю морскую торговлю — поначалу они силой заставляли торговые суда заходить в свой порт; а потом, когда Пирей превратился в огромный рынок, купцы приплывали туда добровольно. «Все, что есть лучшего в Италии, в Сицилии, в Египте, в Понте и в других местах — всё стекается сюда, в Афины, благодаря нашему господству на море», — писал современник. Финикийская конкуренция была подавлена; на всех морях триеры охотились за финикийскими купеческими судами и, как желанную добычу, вели их в Пирей. Вслед за плененными кораблями в Афины стали прибывать перебежчики в торговой войне — финикийские купцы и ростовщики; они переносили сюда свою деятельность и незаметно превращались в греческих купцов. Прибыли от посреднической торговли сделали афинских торговцев обладателями огромных по тем временам состояний, афинские банки имели конторы во всех греческих портах. Вслед за торговым начался промышленный бум, из других городов в Афины устремился поток ремесленников; ремесленные кварталы росли, как на дрожжах. Население Афин и Пирея увеличилось за полвека после победы над персами примерно с 50 до 250 тысяч человек. Два города были соединены длинными крепостными стенами и срослись в крупнейший торгово-промышленный центр Средиземноморья; на вершине афинского холма, Акрополя, вознеслись к небу великолепные портики и храмы — символ торгового могущества Афин.
Несмотря на приток ремесленников-иммигрантов и наличие больших купеческих капиталов, афинское ремесло не могло насытить огромный рынок Средиземноморья — не хватало рабочей силы. В аналогичных ситуациях ХIХ века промышленники покупали заменявшие рабочих машины -афинские капиталисты покупали рабов. От рабских рынков на берегах Черного моря в Афины потянулись корабли с рабами; рабов обучали ремеслу и заставляли работать в больших ремесленных мастерских, «эргастириях». К концу V века в ремесле было занято около ста тысяч рабов, рабы составляли треть населения Аттики. Подобно обществу американских южных штатов, буржуазное общество Афин было основано на рабстве; рабы работали в рудниках, в порту, в мастерских, на стройках, прислуживали в домах. Встречались рабы-управляющие, врачи, воспитатели детей; богатые афиняне владели десятками рабов. Рабов не считали за людей, их называли «человеконогими» — и это вполне сочеталось с демократией. Афинская демократия была «демократией белых людей», властью небольшого меньшинства: гражданскими правами обладало не более десятой части населения Аттики. Это не мешало политикам восхвалять демократию и свободу:
— Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, -говорил Перикл, один из великих людей того времени, — мы сами скорее служим образцом для подражания… Наши законы предоставляют равноправие для всех… Мы живем свободной политической жизнью…
Перикл был выдающимся государственным деятелем, который, избираясь на различные должности, около 30 лет руководил Афинами. В это время исчезли последние остатки аристократического строя, высшие должности стали доступны не только для богачей, и все существенные вопросы решало народное собрание. Перикл действовал убеждением и очаровывал собрание своими речами — он был первым политиком, который освоил искусство риторики. Перикл убедил народ, что взносы, уплачиваемые союзниками, можно использовать не на войну, а на украшение Афин. Были наняты многие тысячи рабочих, и город превратился в огромную стройку; изумленные афиняне смотрели, как на Акрополе вырастают белоснежные мраморные храмы, изящные портики и колоннады. Это мраморное чудо было видно далеко с моря, и моряки из далеких и ближних стран зачарованно стояли на палубах, не в силах оторвать взгляда от Акрополя. Это было двадцать четыре века назад — и время не пощадило храмы, но и сейчас толпы туристов зачарованно смотрят с палуб теплоходов на великое творение Эллады, на единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой.
Читайте также
Морская академия
Морская академия В 1714 году по царскому указу «на вечное житье» началось переселение в столицу многих дворян, купцов и мастеровых людей из близлежащих к Петербургу земель — Новгородских, Псковских и Великолукских. Много приехало на государеву службу и мелкопоместных
МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
МОРСКАЯ ДЕРЖАВА Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла. После долгих походов, устав от штормов и битв, стаи триер возвращались в свое гнездо — в афинский порт Пирей.
Морская пехота
Морская пехота Американская морская пехота была создана ещё во время войны за независимость. В настоящее время Корпус морской пехоты США состоит из трёх действующих и одной резервной дивизий общей численностью 226 тысяч человек (в том числе 33 тысячи резервистов). 1-я
6. Критская морская держава и ее упадок
6. Критская морская держава и ее упадок Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы, в особенности дворец Кносса. За эти полтора столетия были
МОРСКАЯ ПЕХОТА
МОРСКАЯ ПЕХОТА В период непосредственно накануне Первой мировой войны страна начала осознавать необходимость армейского подразделения, которому со временем суждено будет стать основой ее вооруженных сил. Сам по себе корпус морской пехоты не представлял ничего нового
АФИНСКАЯ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
АФИНСКАЯ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА Безусловно значительными были успехи Афин в укреплении созданного ими Делосского (Первого афинского морского) союза. Дальнейшее разрастание этого объединения полисов, превращение главенства Афин в нем во все более полное и бесконтрольное
Морская авиация
Морская авиация Несмотря на то, что к перемирию уцелело совсем немного итальянских самолетов, оставшиеся разведывательные гидросамолеты были немедленно переданы в распоряжение союзников для использования в тех районах, где они могли принести пользу. Действия этих
Афинская морская держава
Афинская морская держава Таким образом, афинские демократы в короткий срок добились весьма значительных успехов. Важнейшей материальной предпосылкой этих успехов была возможность использовать экономические ресурсы своих союзников.Как уже говорилось, Афины имели
Морская версия
Морская версия Как ни странно, в конце войны соотношение сил на Балтийском море было не в пользу Советского Союза. Рейх воспользовался данным преимуществом. Порты Пиллау и Данциг работали со сверхполной нагрузкой. Свободное пространство на кораблях заполнялось тюками,
Морская торговля
Морская торговля У Беларуси нет выхода к морю, и её торговля ведётся через порты Латвии (Вентспилс) – Западная часть Руси, «Малой» Руси («Украины») (Иличевск), Литвы (Клайпеда), Российской Федерации (Калининград) – Восточная часть
Пучина Морская
Пучина Морская Поэтический образ Океан-моря, наделенный особыми, чудесными свойствами, разумом и душой. Согласно преданиям, жил на свете новгородский богатырь Василий Буслаев и не знал, куда деть богатырскую силу. И дружина такая же у него была.Плыл как-то Буслаевич
Источник
Откуда взялись «народы моря»?
В XIII веке сообщество высокоразвитых цивилизаций Средиземного моря и Ближнего Востока было практически полностью уничтожено военными нашествиями. Это событие историки назвали «Катастрофой бронзового века». Первый удар обрушился на крито-микенскую цивилизацию. В 1230 г. все поселения на Крите и Пелопонессе были обращены в пепел. Величественный дворец на Пилосе и все ближайшие деревни сравняли с землёй. Среди его руин археологи нашли записи последних приказов: о срочном укреплении побережий и перемещении армии к северным границам. Судя по результату, эти приказы запоздали.
Хетты пытались дать бой пришельцам на дальних подступах. Они отправили весь флот к острову Кипр, чтобы разбить вражеские корабли в морском сражении. Одновременно была проведена мобилизация сухопутной армии. Это не помогло, столица державы Хатти, город Хаттуса, был взят штурмом и сожжен дотла. После пал Угарит, главный город Сирии. Пришельцы шли от моря, уничтожая всё на своём пути.
От хеттов и Сирии через Левант пролегал оживлённый торговый тракт, так называемая «Дорога Хора», на котором располагались богатые города: Газа, Ашдод, Ашкелон, Акко, Яффа. Они тоже были уничтожены и не заселялись в течение последующих тридцати лет. Вавилон и Ассирия также попали под удар, от которого так и не смогли оправиться. Относительно легко отделался только Египет. Его империя погибла, но до Верхнего Египта враги не дошли, так что через век он снова возродился в былом величии. Подробности о нашествии сохранились практически только в египетских папирусах.
В это время в Египте правил фараон Мернептах, сын Рамсеса II Великого. Египтяне называют пришельцев «народами моря». Кто же был в этой огромной армии, сокрушившей цивилизацию Бронзового века? К счастью, египтяне дотошно перечислили названия этих народов.
Во-первых, это Аквеш, они же Ахийава. Это всем известные ахейцы — народ, сменивший микенских греков на Пелопонесском полуострове. Следующий народ: Денийен или Дануна. Их мы тоже знаем, это данайцы — одно из греческих племён, участвовавшее в легендарной осаде Трои. Далее идёт название племени Дердени, Дарданы. Племя дарданов жило рядом с троянцами, в их честь был назван пролив Дарданеллы.
Следующим египтяне упоминают племя Пелесет. Возможно, это Пеласги, ещё одно греческое племя. Но есть версия, что так египтяне называли филистимлян, древнее население Палестины. Племя Лук отождествляют с ликийцами, народностью из Малой Азии. Племя Шекелеш, они же Сикулы, были жителями Сицилии, из-за них остров и получил своё название. Племя Шардана было хорошо известно египтянам. Воины-шардана служили наёмниками в египетской армии. Более того, из шардана набиралась личная гвардия фараонов. Народ шардана, он же сардана или сарды, населял остров Сардинию.
Ещё один из «народов моря»: Тереш. Это тирсены, самоназвание этрусков. Предполагается, что изначально это племя жило на побережье Лидии, и лишь потом переселилось в Италию. Последнее племя, упоминаемое египтянами — Текр. Считается, что это греческое племя тевкров, населявшее древнюю Трою. Как видим, все эти народы в самом деле либо прибрежного, либо островного происхождения. Так что их обобщённое название, «народы моря», вполне адекватно. Осталось понять, по какой причине раньше жившие мирно племена внезапно собрались в огромную орду и устроили нашествие на центры тогдашней культуры и цивилизации.
Есть много версий о причинах катастрофы бронзового века. Тут и тектоническая активность, вызвавшая похолодание и голод. И засуха, поразившая плодородные земли Ближнего Востока. И даже открытие обработки железа, что сделало дешёвое железное оружие доступным для дикарей, которые из-за этого получили возможность побеждать армии цивилизованных стран. Но ведь все перечисленные выше народы, хоть и уступали во многом хеттам с египтянами, вовсе не были дикарями, жившими исключительно за счёт набегов на соседей. Какая же причина заставила их сняться с места, построить военный флот и отправиться не просто грабить, а полностью уничтожать те страны, с которыми они только что мирно торговали?
Наиболее вероятным современные историки считают системный кризис экономики, базировавшейся на обработке бронзы. Бронза является сплавом меди и олова. В XIII в. до н.э. истощились известные на то время оловянные и медные рудники, из-за чего сильно сократилось производство не только оружия, но и инструментов. Если в богатых странах последствия были вполне терпимы, то по экономике периферии кризис ударил очень сильно.
Все металлические изделия подорожали в несколько раз, а «народы моря» сами их не делали, покупая у микенцев, египтян, хеттов. Из-за обнищания и грозившего голода массы населения уходили в разбойники и пираты. И наконец нашлись вожди, собравшие орды отчаявшихся бедняков в армии, сокрушившие цивилизацию.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
Источник
Самые грозные морские державы
Десятки государств по всему миру имеют выход к морю или даже океану. Однако не всякая из этих стран может считаться морской державой, повелительницей морей и океанов. За всю известную историю лишь нескольким государствам удалось покорить водную стихию.
Финикия
Первыми властителями морей стали древние финикийцы, жившие на территории современного Ливана. Они принесли в континентальную Европу не только множество диковинных товаров с Ближнего Востока, но и свой алфавит, который был перенят сначала греками, а потом и римлянами.
Финикийцы колонизировали многие земли. На севере Африки они основали могучий Карфаген, который многие годы был соперником Римской республики.
Финикийцы так любили море, что согласны были даже стать подданными империй Междуречья, лишь бы сохранить в неприкосновенности свои корабли.
Но Финикия все-таки исчезла с лица земли, покоренная и разоренная сначала египтянами и персами, а потом римлянами.
Древняя Греция
Любовь к морю древние греки переняли от финикийцев. Долгое время греческие племена не выходили за пределы Эгейского моря, осваивая местные бухты и острова, но с течением времени страсть к путешествиям пробуждалась в греках все сильнее, и в период своего расцвета эллины отправились покорять Средиземное море. Их корабли побывали повсюду: в Черном море и у самых границ Атлантического океана, в дельте Нила и на лазурном берегу Галлии.
Греки, как и финикийцы, основали множество колоний. Самые известные среди них – Сиракузы в Италии, Византий у Босфорского пролива и Херсонес в Крыму.
Конец греческому морскому владычеству пришел вместе с Пелопонесскими войнами и последовавшим македонским завоеванием Греции.
Норвегия
После древних эллинов почти тысячу лет ни одно европейское государство не старалось покорить море. И римляне, и варварские племена германцев больше предпочитали передвигаться по земле. Лишь с наступлением эпохи викингов море вновь было покорено.
Норвежцы и даны стали настоящей карой небесной для всех прибрежных сел и городов Европы. Суровый климат Скандинавии не оставил викингам выбора: чтобы прокормиться им приходилось грабить другие народы. В поисках лучшего дома драккары нередко заплывали в Африку и даже в далекую Северную Америку.
Именно норвежцы реанимировали такое понятие как военно-морской флот. Оценив преимущества передвижения по морю, европейские державы вновь начали строить военные и торговые корабли.
После того как дикие викинги вошли в общеевропейскую семью, жители Старого Света почти на 600 лет опять забыли о море, сосредоточившись исключительно на земле. Корабли с товарами по-прежнему курсировали посреди Средиземного моря, но разве это могло сравниться со знаменитыми морскими походами финикийцев или скандинавов?
Испания
Настоящий бум в покорении морских просторов случился во время эпохи географических открытий. Англия, Португалия, Франция и в особенности Испания отправляли свои суда в поисках неведомых новых земель.
Проворнее всех оказались испанцы, которые в XV в. представляли собой главную политическую силу в Европе. Объединенная Испания обладала обширными владениями в Старом Свете и постоянно увеличивала подконтрольные территории за океаном.
Именно в те годы появилась знаменитая непобедимая испанская флотилия. Тем не менее, неожиданно разыгравшийся династический кризис отбросил Испанию на вторые роли, а владычицей морей стала главная соперница Мадрида, Англия.
Великобритания
Свое прозвище «Владычица морей» Великобритания получила после знаменитой Трафальгарской битвы. Однако уже за полтора века до этого события английские корабли контролировали значительную часть мирового океана.
Английские короли не брезговали даже нанимать на официальную службу пиратов – все ради тотального контроля над океаном.
XIX в. стал столетием наивысшего могущества королевского флота. Британцы подчинили себе полмира, и со всех сторон Света в Лондон шли груженые сокровищами корабли.
Серьезный удар британскому морскому владычеству был нанесен только во время Первой мировой войны, когда Германия, используя субмарины, нарушила сложившийся баланс сил.
В настоящее время с развитием аэрокосмической отрасли статус главной морской державы кажется немного потускневшим. Хотя до сих пор большая часть товарооборота между государствами осуществляется через морские перевозки.
Больше всего торговых кораблей связывает две крупнейшие экономики современного мира: Китайскую республику и США. Американцы же могут похвастаться и самым большим военным флотом. Так что Соединенные Штаты можно вполне назвать главной морской державой современности.
Источник