Мото путешествия по кавказу

Отчет о путешествии на мотоцикле по Северному Кавказу.

На прошлой неделе вернулись из поездки на мотоцикле по Кавказу, маршрут этот намечался на эти майские праздники, но тогда, по причине плохой погоды, поездка была отменена. Отменена на майские, но не насовсем, поскольку оставались там дорожки, привлекательные для эндуро. Съездили, воплотили, отчитываюсь!

По одометру мотоцикла длина всего маршрута получилась почти ровно 4500 км. Выехали из Москвы по М4 и двигались до Кисловодска, затем доехали до тупика в Джылы Су (это уже Национальный парк «Приэльбрусье»). Оттуда по заброшенной дороге горно-обогатительного комбината дошли до Тырныауза, затем несколько дней посвятили пешему трекингу по горам Чегета, вернувшись на трассу «Кавказ» через местную дорожку Былым-Чегем и Чегемские водопады. Потом заехали еще в одно, соседнее ущелье, мимо Голубых озер до Верхней Балкарии, оттуда отправились в Кармадонское ущелье в Северной Осетии. Возвращались в Москву через Элисту, Волгоград, Тамбов, по трассе «Каспий». Я понимаю, что большая половина названий населенных пунктов большинству читателей ни о чем не говорит, но по ходу отчетов я буду подробно рассказывать о маршрутах — они того стоят!

Замечу также, что на майские мы все-таки добрались до Приэльбрусья, но не на мотоцикле, а на самолете 🙂 Так что в половине мест мы были уже по второму разу, фотографировать лишний раз уже было лень. Поэтому в отчетах я буду использовать также свои майские фотографии, инстаграм, фотки с планшета, в общем, все, что под руку попадется.

Читайте также:  Лучшие места крыма для спокойного отдыха

Источник

Кавказ 2020. Мотопутешествие. Часть 2

Второй день в Кабардино-Балкарии получился нереально крутым!
Утром выехали из Кисловодска и решили добраться до очень интересного и уникального места — водопада Гедмышх. (N 43.719721, E 42.844029)
У него есть еще два названия — Царский и Семьдесят струй. Действительно это необычный и красивый водопад! Весной или когда идут дожди он особенно прекрасен. Сотни струек чистейшей воды, искрясь на солнце, падают с отвесной скалы вниз в ущелье. И сама скала тоже непохожа на другие.

Но не менее интересна оказалась дорога к водопаду. Живописная грунтовка, петляющая вдоль реки Малка в конце превращается в крутой каменистый, размытый дождями серпантин, забраться по которому на наших тяжеленных гусях довольно сложно. Колеи глубиной больше полуметра, огромные валуны и песок на последних километрах дороги сделали наше путешествие незабываемым! ))

Я бы назвал этот подъем тестом на умение управлять тяжелым мотоциклом в сложных условиях. Так что если вы самостоятельно заберетесь на самую вершину к подножью Гедмышха и пришлете мне фото со своим железным конем на его фоне — с меня бутылка Jack Daniel’s! ))

В 25 км от водопада есть еще одно интересное место — два озера идеально круглой формы, находящихся на высоте около 900 м. с кристально чистой водой. Большое и Малое Шанхоре. (N 43.708129, E 43.074279) Глубина одного из них — больше 80 метров.

После озер мы решили найти старую заброшенную дорогу, по которой можно было бы перебраться в соседнее Баксанское ущелье не выезжая на асфальт. И мы ее нашли! Заросшая дорога, скорее даже тропа вывела нас на хребет с красивейшими видами и мы почти вышли к цели, но неожиданно нас остановили взявшиеся непонятно откуда люди в оранжевых комбинезонах с радиостанциями.

— Дальше вам нельзя!
— Почему? — задал я неоригинальный вопрос.
— Вы выезжаете на грунтовую дорогу, ведущую к плато Канжол, а по ней сейчас пойдут раллийные Камазы. Вас просто снесут. Вы знаете на какой скорости они будут идти? Так что все, разворачивайтесь обратно или ждите окончание гонки.
Сначала мы немного расстроились, а потом решили, что нам просто повезло! Когда еще увидишь проносящийся в клубах пыли ревущий автомобиль из команды Камаз-Мастер в пяти метрах от себя!

Захватывающее зрелище, однако!

Всего лишь четыре дня мы путешествуем на мотоциклах по Кабардино-Балкарии, а впечатлений — море! Северный Кавказ не перестает удивлять своей красотой. Заснеженные вершины гор главного хребта, водопады, ущелья, каньоны и сумасшедшие виды — это Кабардино-Балкария.
Вчера мы покорили Эльбрус. Ну, как покорили… Забрались на подъемнике и еще сто метров прошли пешком по снегу. )) Мотоцикл сюда не заедет, а альпинисты из нас так себе.
После обеда грунтовыми дорожками перебрались через перевал из Баксанского ущелья в Чегемское. Все ущелья на Кавказе называются по названию протекающих в них рек — Баксан, Чегем, Черек.

У каждого есть своя главная достопримечательность. В Чегемском ущелье это водопады и огромные отвесные скалы, подступающие вплотную друг к другу. В Баксанском — Эльбрус, Чегет и горнолыжные трассы, в Черекском — высокогорные озера и древние селения Верхней Балкарии.
И везде невероятные фантастические горные пейзажи! В день мы проезжаем от 200 до 300 км. Не много, но больше не имеет смысла, так как основное время мы просто наслаждаемся окружающей нас красотой!

Сегодня был, наверное, самый сумасшедший день нашего путешествия. В Кабардино-Балкарии есть сотни интересных достопримечательностей, везде побывать невозможно, конечно, но есть знаковые места, посетить которые нужно в обязательном порядке! Одно из них, плато Конжол, невероятно крутое место с прекрасным видом на Эльбрус, находящееся в сотне километрах от Нальчика. ( N 43.592669, E 42.722211)

Вот только добраться до него не просто. От поселка Кенделен нужно преодолеть около полусотни километров необычайно красивой, но сложной грунтовой дороги с крутыми каменистыми подъемами и спусками, осыпями и промоинами.

Зато какие виды открываются с этого плато! Высота около 3000 м. Нам повезло с погодой. Эльбрус на фоне звенящего голубого неба в лучах заходящего солнца, отвесные скалы и покрытые плюшевой зеленью горы где-то далеко внизу. Хочется сесть на край скалы, свесить ноги над бездной и смотреть вдаль бесконечно.

Обратный путь оказался еще более впечатляющим. Отъехали пять километров от Конжола и у Николая падает давление в заднем колесе. Дыра огромная, отремонтировать возможности нет. Связи нет. Людей нет. До ближайшего поселка Кенделен около 40 км. И это очень непростые 40 км, да еще солнце ушло за вершины, а ночью в горах температура падает до ноля. Вариантов немного. Решили ехать на пустом колесе, пока оно еще не разбортировалось. Скорость — 15-20 км/ч. Холодно. Темно. Нудно и долго. Но мы доехали!

Оставили мотоцикл в поселке во дворе у первого встречного жителя, сняли колесо и поздно ночью добрались до Нальчика.
Приключения продолжаются!

Подходят к концу наши приключения в Кабардино-Балкарии. Сегодня утром друзья поехали домой, а я решил добить последнее ущелье — Черекское.
Пожалуй, одно из самых красивых ущелий в этой части Кавказа. Здесь, на высоте 809 м. над уровнем моря находится уникальное природное явление — высокогорное Голубое озеро. (N 43.2338, E 43.539034)

При небольшой площади зеркала воды (пара футбольных полей) его глубина составляет 272 метра! Представили такой колодец, в который можно погрузить Эйфелеву башню и только макушка будет торчать немного. )) Это место — мекка технических и просто дайверов, одного из которых я тут и встретил. Сергей Байков, мой друг, учитель и просто сумасшедший дайвер-инструктор в этот раз опять задумал что-то невероятное. Но об этом он сам расскажет. )) А я двигаюсь вверх по ущелью. Черекская теснина — очень крутое место! Перед длинным тоннелем, прорубленным в скале есть источник с питьевой водой. (N 43.192638, E 43.518786) А дальше можно на мотоцикле проехать не через тоннель, а правее по старой узкой дорожке по самому краю пропасти глубиной около 500 метров! Если вы на автомобиле, оставьте его перед тоннелем и пройдите пешком, не пожалеете, виды потрясающие!

Дальше дорога круто идет вверх к селению Верхняя Балкария. В верхней его части — старое, покинутое село с каменными домами, улочками и сторожевой башней. ( N 43.106191, E 43.430351) Забираясь на верх по камням, читаю надписи о трагичной истории этого села и всего Балкарского народа.
Место популярное и здесь на самом берегу Черека расположились несколько гостиниц и приличных кафе и ресторанов.

Еду дальше и через пару километров останавливаюсь у шлагбаума. Погранпункт. Проверка документов, регистрация и продолжаю свой путь уже по гравийке. Через 20 км после КПП прямо у дороги несколько нарзанных источников, пью и набираю бутылку с собой. ( N 42.974037, E 43.334237).

Еще через 1,5 км справа от дороги гостевой дом и кафе. ( N 42.966429, E 43.330742) Прекрасное место для отдыха. Водопад, озеро с форелью, лавочки, мангал. Все, это последнее место, где есть цивилизация, дальше дорога становится еще круче и каменистее, а потом она переходит в тропу, ведущую по крутому склону горы вверх. Высота переваливает за 2000 м. Появляются заснеженные вершины главного кавказского хребта. Скачу по камням, объезжаю валуны, штурмую ручьи и бурную горную речку Карасу, выезжаю на очень красивое плато. (N 42.950799, E 43.366946)

Все. Дальше болота и огромная лужа, объехать которую можно только по бараньей тропке, петляющей по крутому склону. Но смысла ехать дальше нет. Передо мной огромные остроконечные скалы и ледники, по ту сторону которых буквально в нескольких километрах Грузия. Точнее Сванетия и высокогорное селение Ушгули. Раньше туда вела тропа. Сейчас это другое государство и дороги нет, к сожалению. А место обалденное! Тишина и спокойствие. Никого. Только лошади и коровы щиплют сочную траву.Красота.

Источник

Мотопутешествие «По горным дорогам Северного Кавказа». Часть 1

Это путешествие на эндуро мотоцикле планировалось задолго до его начала, в отличии от поездки по северу России — Кольскому п-ву, где маршрут импровизировался на месте. Всё началось с того, что в феврале 2014 года я стал счастливым обладателем мотоцикла Honda XR-250. Само собой, я начал выискивать на многочисленных форумах интересные маршруты для летней поездки на этом эндурике. И вот, на форуме сайта мототуристов, я наконец нашёл то, что искал — поездка по горным дорогам Северного Кавказа, да ещё и в придачу — по горной Грузии. Приглашения незнакомых людей в такие поездки — довольно рискованное дело и многие катаются по таким маршрутам сплочённой командой. Мне же, как новичку в бездорожье, да и вообще в мототуризме, такой шанс упускать было нельзя. К тому же, планировалось покататься по горам Грузии, что несомненно радовало, так как от природы этой страны я был в восторге ещё в «Путешествии по дорогам СНГ», где я проехал по «асфальтовой» Грузии.

В путешествие на эндуро по дорогам Кавказа приглашал мототурист Владимир с Украины. Он уже давно ездит по миру и в этих горах был не один раз, как пешком, так и на мотоцикле. Также планировали присоединиться Владимир с Одессы и Сергей с Херсона.

Начало поездки было запланировано на середину августа 2014 года. Времени для подготовки мотоцикла, снаряжения и себя, хватило с лихвой. К своему небольшому багажнику наварил рамки под боковые сумки, так как вещей и запчастей набрал с собой с избытком, а в один баул они не помещались. С собой также была взята «зубастая» резина и экспедиционная канистра на 5 литров под бензин. Так же уделял время и маршруту, хоть основной трек был обозначен Володей.

Старт мотопутешествия на эндуро. Отъезд.

11.08.14г. ПН. День 1

Не знаю почему, но собрать и упаковать все вещи накануне выезда у меня не получается. Так и этот день начался со сбора и водружения на мотоцикл необходимого инструмента, запчастей, снаряжения и вещей. После метаний между гаражом, мотоциклом и домом, вещи были благополучно привязаны к эндурику. Поел в путь-дорогу и выехал в сторону Москвы около 15:00. Кому-то может показаться, что это очень поздний выезд, но я так и рассчитывал. Проезжать МКАД в дневное или вечернее время нет никакого удовольствия. Вроде бы 70км среди безумных, носящихся легковушек по кольцу не так уж и много, но мне это движение слишком напрягало. Поэтому, этот, не приносящий удовольствия от езды, участок, я планировал пройти ночью.

Трасса Санкт-Петербург — Москва скушна и привычна, т.к. на протяжении многих километров по сторонам лицезреть можно лишь лес. В трёхстах километрах от дома со мной приключился весьма неприятный и болезненный случай. Слишком рьяно стартовал от заправки и перевернулся на небольшой скорости. Случай глупый и виной всему были боковые сумки ну и конечно же я. Так как задняя часть мотоцикла было «хорошо» нагружена, то мотоцикл без проблем вставал на заднее колесо при ускорении. Вот и в этот раз, стартуя около машины поднял переднее колесо, потом вспомнил про боковые сумки, которыми мог задеть стоящую машину, ну и вильнул корпусом в сторону, от машины. При приземлении переднего колеса, не выравнял его, ну и мой конь меня сбрыкнул. В общем вылез я из под, придавившего меня, мотоцикла, откатил и осмотрел его и себя. В итоге у мотоцикла с корнем вырваны оба зеркала, разбит задний фонарь, поломался один из кронштейнов, держащий приборку и ветровик. У себя обнаружил разбитый локоть, порванную новую джерси и боль в левом боку. На один момент появилась мысль о возвращении домой, но быстро «отогнал» её от себя, вскочил в седло и был таков)

Извечную пробку перед Вышним Волочком быстро объехал по обочине, благо эндурику всё-равно что под колёсами — грунтовка или асфальт.

Пробка в Вышнем Волочке

На трассе, ближе к Москве, было много ремонтов дороги, из-за которых движение осуществлялось по встречной полосе. На таких участках, и так моя небольшая скорость передвижения (90-100 км/ч), падала ещё ниже. Погода на протяжении всего пути хоть и была облачной, но температура воздуха была вполне комфортной.

К Москве я подкрался уже за полночь.

Ночной МКАД. Около 2-х часов ночи.

В ночи по МКАДу ехать намного приятней, машин мало, на съездах пусто, ну и яркие неоновые огни привлекают.

Пролетев Москву, я повернул на трассу М4 «Дон» и не съезжая на бесплатные объезды платных участков, двинулся на Юг. Стоимость всех платных участков дороги, у меня вышла около 200 рублей (ночной тариф). Плата не критичная, чтобы экономить объезжая, но остановки на пунктах оплаты немного напрягали.

Начало светать. И началось самое трудное время для не спавших ночь, т.к. очень сильно начинает клонить в сон. Не выдержав сонной атаки, остановился на дороге, прижался одной стороной к отбойнику, с другой стороны выставил подножку и задремал. Делать так, конечно, не стоит, т.к. для нехороших «человеков» такой путник — лёгкая добыча. Проснулся я через полтора часа. Точнее меня разбудил прохожий …

Наступило утро. Небольшой, по продолжительности, сон, дал сил на дальнейшую дорогу.

Утренняя трасса М4 Дон

Чем дальше я продвигался на Юг и чем ближе становились дневные часы, тем выше поднималась температура воздуха. В районе обеда стрелка термометра показывала уже за 30 градусов. Некоторые ремонты дорог проходил по ремонтируемому участку или свежеуложенному асфальту, который «отстаивался».

Обгоны на трассе

Вреда от мотоцикла такому участку не будет, а мне только польза — не надо ползти по жаре 40 км/ч за фурами, да и время экономится. Время близилось к вечеру и я начал по пути выискивать гостиницу для ночёвки. Вставать с палаткой не было никакого желания, т.к. жара на улице, да и хотелось комфорта после такого пути. Три гостиницы были отвергнуты по тем или иным причинам (высокая цена, отсутствие кондея или охраняемой площадки для мотоцикла). Наконец, в Каменск-Шахтинском, нашёл устраивающий меня вариант, хоть и дорогой, но сил выбирать из немногочисленных отелей уже не было. Комфорт я оценил, когда начал укладываться спать, так как боль в левом боку после падения усилилась и на коже проступило большое жёлто-сине-красное пятно. На кровать я заползал очень осторожно. Мыслей о возвращении домой я не допускал, да и в больницу обращаться желания не было. Авось пронесёт ))

В итоге, чуть более, чем за сутки пройдено 1700 км. За завтрашний день осталось пройти чуть больше 500 километров.

На следующий день еле сполз с кровати. Синяк увеличился в размерах и рёбра побаливали. Ну бывало и хуже, подумал я и влез в экипировку. В стоимость номера также входил завтрак, который наспех запихал в себя (хоть номер и относительно дорогой, но завтрак оказался фуфлыжный), собрался и выехал около 11 часов.

Сегодняшним днём мне нужно было доехать до турбазы в Псебае, где должен был встретиться с попутчиками. На улице уже стояла невыносимая жара. По дороге заехал в город, купил новый каремат, так как свой забыл дома. Ещё проехался по рынкам и магазинам в надежде купить мотоциклетный стоп-сигнал, но не нашёл. В общем всё путешествие так и проехал с задним фонарём без красного рассеивателя.

Погода так и стояла жаркой весь путь, но в одном месте всё же попал под ливень. Ближе к вечеру въехал в п. Псебай, где должны были встретиться с моим попутчиком Володей.

пос. Псебай

Турбаза нашлась без проблем, тем более, как оказалось, она там не одна. В посёлке также есть магазины, АЗС целых 2 штуки. Правда, качество бензина, по отзывам местных автомобилистов, оставляет желать лучшего.

Заселился в номер турбазы около восьми вечера. Володя ещё был в пути и я, чтоб не терять время, решил сменить резину на «зубастую». Правда, к тому времени совсем стемнело.

ночной шиномонтаж

Володя приехал уже за полночь, поэтому без лишних телодвижений упали спать.

За сегодняшний день пройдено 542 км.

Источник

Оцените статью