Моторная лодка путешествие во времени

Россия: вид с воды. Особенности путешествия на лодке

Путешествие на лодке (большие расстояния) практикуется у нас в стране с XV в. На весельных плавсредствах ходили по реке паломники, кланяясь всем православным храмам (дело в том, что к тому времени церквей стало в десятки раз больше). Позже на малых стругах медленно сливались в единый флот бунтари. С каждым последующим годом речной трип носит все меньше религиозного или политического окраса, используясь в мелкопромысловых или эстетических целях. А сегодня это отдых.

Речной туризм

Речной туризм – востребованный вид путешествия, основывающийся на использовании в качестве транспортной артерии проточного водоема. Под одним из терминов (в противовес сплаву) подразумевают применение исключительно моторных средств передвижения: от круиза на теплоходе или крупном лайнере до романтичного трипа на обычной «моторке». Хотя слово «обычная» к современным моделям не подходит. Данный транспорт в последнее время стал обладать слишком широкими возможностями, делая незабываемым все путешествие. На лодке по России – туристическое направление, которое популярно не только у рыбаков, но и у людей, которые ставят целью мирное созерцание медленно меняющихся пейзажей, фотографирование окрестностей или идиллию у прибрежного костерка…

В чем отличие тура? Вы перемещаетесь не через загазованную выхлопами трассу или загнанную между гаражами и искусственными лесополосами «железку». И не через облака (не видя ничего внизу). Турист неспешно осваивает курортную местность. В любой ее точке реально остановиться на привал, на фотосессию, для того, чтобы искупаться или поставить палатку. Нет запрещенных для парковки мест. Никто не будет взимать плату за стоянку транспортного средства, за ночь вашего проживания или за просмотр официальных красот…

Читайте также:  Достопримечательности питера сообщение кратко

Готовимся к круизу

Путешествие по рекам России (как, собственно, и по всем остальным) требует тщательной подготовки. Если у вас еще ничего нет, то прочитайте вот эту главу.

Выбираем лодку

Как вы догадались, маломерное судно с подвесным мотором – это как раз то, что будет рассматриваться в нашем обзоре. Начнем с того, что вам следует выбрать между:

  • мини-катером (он до 3,5 метров в длину, и в нем есть даже капитанская полукабина!);
  • железной «посудиной» (за простоту и крепость ее любят пожилые рыбаки);
  • ПВХ-агрегатом;
  • «резинкой» (последняя – самая мобильная в плане заброски).

У каждого варианта есть минус. У первых двух это – цена, расход топлива и потребность в эллинге. А что касается отдельно «алюминия», то он слишком хорошо проводит звук и тепло, распугивая рыбу. «Резинка» же под тяжестью мотора (даже легкого электрического) все время старается задрать нос (ровное положение возможно только с 2 людьми, один из которых всегда будет впереди).

Другое дело – разновидности из ПВХ. Данный кластер сейчас в особом почете, так как отрицательных черт у него почти нет. Лодка на «баллонах» спокойно загружается на крышу машины, прекрасно умещается в гараже, требует фиксированного количества бензина (намного легче металлических собратьев). Довольно устойчива: ведь все-таки тяжелее обычной шлюпки, изготовленной из простой резины. Такие оптимальные альтернативы делятся на собственные подвиды. Размерный ряд включает параметры от 1 до 2,5 метров (вместимость от 1 до 5 человек). В плане функционала список включает:

  • sport (более жесткие и с аэродинамическими контурами);
  • roll up (складываются на две части, при этом вместе с полом);
  • air deck (гибкий пол);
  • rib (самые просторные и тяжелые).

Главное преимущество серий roll up и air deck заключаются в том, что их (с веслами и с прочими комплектующими) можно транспортировать даже без помощи авто. Достаточно двух взрослых мужчин. Однако лишь на первый и последний варианты реально установить серьезный («долгоиграющий») бензиновый мотор. Для многокилометрового приключения. Далее говорим как раз о моторах. На рынке их много.

Выбираем мотор

Путешествие на моторной лодке уже в самом названии предполагает наличие бензо-механического или электрического устройства. У всех на устах японские или немецкие ДВС. Требуется понимать, что сейчас и на отечественных просторах выпускают достойные движки. Всех литровых классов. Под них и рынок комплектующих «заточен».

К примеру, легко найти моторы и запчасти Sea Pro. Производитель обладает широкой сетью филиалов. Кроме того, на «рибах» (а впятером и с палатками отправляются именно на них) хорошо зарекомендовали себя еще такие бренды:

Большинство перечисленных марок выпускаются на заводах, основанных еще в 60-е годы. Мы видели эти моторы в сценах десятка популярнейших советских кинолент. Моторная отрасль в родном государстве развивается быстрыми темпами. Однако из всего этого многообразия для длительного водного похода вам следует выбирать исключительно бензиновый мотор (на берегах вас не будут ждать розетки для зарядников). Он самый вместительный. Дело в том, что бензозаправочные станции близ рек есть (на Астраханщине они устроены даже на самих водоемах). Но их очень мало.

В итоге следует вливать как можно больше топлива за один раз. Больше всех «жрет» аэролодка. Особенно при движении против течения. Электродвигатель подойдет разве что для недолгого передвижения в судне на воздушной подушке. Знайте: корпус (с лавками и веслами), а также двигатель – это еще не все, что нужно для трипа. Читайте ниже о приспособлении для ваших вещей.

Выбираем герметичный мешок

Мешки из непромокающего (как правило, синтетического) материала делятся по набору функций. Некоторые выполняют издавна привычную роль «тары-подушки». Но недавно появились еще и мешки-якоря. То есть свою поклажу можно смело выкидывать за борт. И место освободится, и лодка хорошо зафиксируется. Одно такое ноу хау получило прозвище «Каякорь». Его «изюминка» в том, что это еще и ведро! В общем, «3 в 1». Главное – все это тоже выпускается на наших предприятиях. Дорогие образцы (свыше 1 000 руб.) – лишь те, которые вмещают уже больше 60 л. Известный максимум – 180 л. В этого гиганта можно запихать 2 палатки, вещи 5 человек и газовую горелку. Лучший материал тот, из которого скроена сама лодка. Речь о ПВХ. Он вовсе неуязвим.

Лучшие маршруты путешествия на лодке по реке

Популярное ныне северное путешествие на лодке – маршрут по Онеге. Летом на ее берегах красиво сушатся на ветру рыбацкие посудины. Табун лошадей создает шум. А душистый чабрец и тайга – запах. «Гвоздь программы» – созерцание деревушек, сохранивших свой первозданный вид. Заканчивается путешествие в национальном парке «Онежское Поморье». Заброска на авто комфортная – влажный песок на ривьере довольно плотный (колеса машин не увязают). Точками для палаточного лагеря могут стать любые участки. Часто здесь используют не мотор, а парус. Но это уже совсем другая история…

В Центральной части РФ бесспорным лидером является яхтенный путь «Из Москвы в Санкт-Петербург». А между парусниками проворно снуют именно «моторки». Маршрутная нитка – канал имени Москвы, Шошинское водохранилище, Иваньковское, Рыбинское и Шекснинское «моря». А еще Белое и Онежское озера, река Свирь, Ладожский бассейн. В пути ждут лиственные рощи и сосновые боры. Песчаные косы с кучами «сушняка», живописные заводи, шедевры деревянного и белокаменного зодчества. Но главный бренд скрепленного каналами пути – самые комфортные в РФ базы отдыха…

В Сибири путешествие на лодке по России чаще всего ассоциируется с Обью, Иртышом и Енисеем. Как вы догадались, «водников» привлекают их ширина (кое-где Обь имеет в поперечнике 20, а в разлив и 68 километров), протяженность проходимых отрезков (тут радует Иртыш), а также глубина и полноводность (эти 2 «конька» относятся больше к Енисею – географическому центру всего нашего Отечества). В низовьях холодно. Центральные фрагменты течения сильно подтоплены. Поэтому для палаточного отдыха чаще используются «верхи». Берега здесь высокохолмистые, сухие и лесистые. Вам откроются десятки обрывистых фрагментов (с идеальными «обзорками» речных изгибов). В Обь удобней выходить из Катуни (многие даже считают их единой водной «артерией»). Иртыш и Енисей отличаются тем, что при вашей возможности проведут сразу через полупустыню, степь, лесостепь, тайгу, лесотундру и тундру: продемонстрируют Сибирь.

А уральское путешествие на лодке – это, безусловно, река Белая. С ее прозрачной зеркальной глади (постоянно задирая голову) туристы рассматривают причудливые высоченные каменные останцы. Как правило, они-то и играют в русле роль яров. Самый интересный участок находится в Башкирии. «Скульптуры», пещеры, оборудованные рекреации на фоне пейзажей, которые трудно описать словами. После впадения в нее Уфы, Белая становится типично равнинной «водной дорогой». Увы, много охранных зон.

Самое запоминающееся южное путешествие по рекам России – проходы по волжским банкам на территории Астраханской области. Регион – один из трех, где еще с советских времен сохраняются речные ЗС. Нетрудно догадаться почему. Южнее Астрахани сухопутных трасс почти не остается – далее все перемещаются по водным. А к таковым относят 8 протоков. Старую Волгу, Шмагина, Бузан, Кизань, Бахтемир (заканчивается Волго-Каспийским каналом), Большую Черную, Болду и Тюрина. Последний водоем пограничный с Казахстаном. Фанаты описываемых походов съезжаются на праздник «Рыбацкая Деревня». И он каждый раз устраивается в разных локациях. Базы отдыха расположены только на главных банках. По дороге ко всем остальным нетрудно затеряться. Израсходовав весь бензин, страдальцы безропотно дожидаются пограничников, инспекторов Минприроды или рыбаков… В период разлива нетрудно разглядеть испуганно жмущуюся на островках фауну.

Советы бывалых

  • Для управления крупными моделями описанного транспорта их владельцам потребуются права. Их выдает ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам. Если транспорт тяжелее 200 кг – регистрация неизбежна.
  • Желая изучить проходимую реку от начала до конца, стоит помнить: придется делать обносы обычных дамб, плотин ГЭС и водоохранных зон резерватов (в заказниках и заповедниках водоемы защищают от проникновения бензина и горюче-смазочных материалов). В итоге для долгого тура нужен бот из ПВХ (его с легкостью переместят двое мужчин, в то время как третий переносит мотор). Однако, в случае с тяжелым «движком» нужна сопровождающая ваш поход машина.
  • Путешествие на моторной лодке чревато возникновением таких ситуаций как поломка двигателя, перевертывание, попадание на мель и повреждение дна. Чтобы избежать перечисленных неприятностей следует знать: во-первых, хотя бы основные принципы гидродинамики; во-вторых – лоцию выбранного потока.
  • Запаситесь средствами индивидуального спасения – крушение возможно везде.
  • Заранее отрегулируйте глубину погружения винта – «глотая» воздух, лопасти со временем разрушаются (из-за разницы давления происходит процесс кавитации).
  • Топливо делят на 3 равные части – туда, обратно и резерв.

Скоростное путешествие на моторной лодке в советские времена считалось видом спорта. Он так и назывался – водно-моторным. В лихие годы «моторка» стала символом одновременно рыбинспекции и браконьеров. Их состязание – своего рода, тот же спорт. Но проигравшему в той гонке грозило не только олимпийское разочарование. Еще штраф. Или даже срок. Наконец, в наши дни «сплав на моторе» все чаще привлекает даже тех, кто не живет на водоеме. Появились лодки, которые легко довезти на авто или даже принести на плечах.

Источник

Готовимся к походу на моторных лодках

Своя прелесть есть уже в осознании того, что отправляешься в путь, который ранее никогда не проделывал. Особенно, если этот путь предстоит пройти по воде. Сначала одолевает любопытство — что там, за горизонтом? Затем это становится страстью. Здорово же — отправиться за тридевять земель, в незнакомые края, с командой близких тебе по духу людей и наслаждаться общением с казалось бы давно знакомыми тебе людьми, которые в походе раскрываются по-новому, раскрепощаются. Вначале — неуверенные, скованные неизвестным, они вскоре глушат все сомнения и наполняются чистой энергией окружающей их природы. В эти моменты к каждому приходит особое чувство, что именно он распоряжается своей жизнью, а не она им.

К любому походу следует тщательно подготовиться — важно с самого начала верить, что все будет здорово.

Надувные лодки

Их просто хранить и, если потребуется, доставить до водоема, откуда вы решили отправиться в путешествие. Да и в пути, если случится препятствие какое, эти лодки можно перенести по суше, предварительно разгрузив, несложно обслуживать и ремонтировать. На них можно преодолевать значительные расстояния за короткое время, поскольку при достаточной мощности они способны развивать скорость в снаряженном состоянии 50 км/ч и более. Надувные лодки мореходнее лодок с жестким корпусом, поскольку надувные борта гасят удары волн, они практически непотопляемы, если, конечно, не повредить герметичность всех камер. Но, согласитесь, пробоина в жестком корпусе яхты или катера делает перспективы еще более грустными. Если же вы повредили жесткий корпус РИБа, надувные борта не дадут ему затонуть, а на берегу, куда вы вытащите свой легкий катер, вас ждет недолгий ремонт.

Борта и киль лодки следует набивать воздухом по максимуму (по нашей инструкции — 250 мбар), т. е. так, чтобы взрослый человек мог стоять на них, не продавливая. Это в значительной степени влияет на скорость судна, кроме того, баллоны груженой лодки не будут прогибаться на волнах, а мощный мотор — раскачиваться вместе с транцем, вклеенным в плотно накачанные борта.

Лучше, если все лодки и моторы в походе будут одной модели — меньше потребуется запасных частей, да и скорость всей «эскадры» окажется одинаковой, что немаловажно.

Моторы

Пока у нас не появился широкий выбор импортных подвесных моторов любой мощности, не было и такого понятия — дальний поход на надувнушке, да не было и выпуска надувных глиссирующих мотолодок достаточной грузоподъемности.

Теперь необходимый мотор к лодке выбрать несложно, а чтобы она могла глиссировать, следует исходить из веса перевозимого груза — 1 л.с. на 20 кг. К примеру, для лодки длиной 3.8 м потребуется мотор 30 л.с., учитывая вес команды (два человека), снаряжения, мотора и бензина (90 л), которого должно хватить на 10 часов работы двигателя. При этом скорость будет около 40 км/ч по спокойной воде (нетрудно подсчитать, сколько можно пройти на одной заправке). На лодку длиной 4.7 м можно ставить мотор в 50 л.с., но лучше ограничиться 40 л.с., поскольку двигатель будет потреблять меньше топлива (скорость в этом случае вырастет до 50 км/ч), а груза вы сможете взять уже больше — 800 кг. Моторы должны быть вдвойне надежны, чтобы не пришлось отвлекаться на различные ремонты и доводки, иначе поход будет похож на лечение геморроя, которым «заболела» одновременно вся команда.

Маршрут

Итак, надежные лодки и моторы приобретены, выбор маршрута — за вами. Напомним, протяженность Лены — 4400 км; Оби — 3650 км; Енисея — 3487 км; Волги — 3530 км; Камы — 1805 км; Амура — 2824 км и т. д., и т. д. Проработке маршрута следует уделить особое внимание, пройдя его сначала по картам и справочникам, чтобы обозначить предположительные места стоянок, экскурсий, стоянок-убежищ, заправок и опасные участки.

Капитан-командор

После того как вы определились с маршрутом и лодками, необходимо найти капитана или командора экспедиции, в общем — старшего. Это очень важный момент, и ему надо уделить внимание.

Если у вас военная организация, то все ясно. Если — торговая или вроде того, т. е. известно, кто платит за все, здесь также вопросов не возникает: кто платит, тот и нанимает. Но если команда ваша не принадлежит ни вторым, ни первым, то проще всего капитана выбрать, как это было принято у пиратов. Хочется напомнить, что должность капитана пиратского судна невозможно было купить ни за какие деньги, имели значение только личные качества: профессионализм, сила воли и, конечно, удачливость. Хорошо, если командором станет не тиран, хам и грубиян, а человек с прямо противоположными качествами, чьи требования каждый член команды будет выполнять добровольно для общей пользы и безопасности. Поход — мероприятие коллективное.

У капитана полно обязанностей. Он отвечает за проработку маршрута с учетом пожеланий команды, ведет журнал расходов и желательно — дневник похода, отчитывается перед командой за потраченные деньги (закупка продуктов, топлива и т. д.); вообще на нем лежит ответственность за все происходящее в походе. Капитан должен уверенно принимать решения в различных ситуациях 1 .

Боцман

Боцмана — человека, который будет следить за всем снаряжением и оборудованием, назначает капитан. В его задачи входит тщательно продумывать все этапы похода, проверять наличие и пригодность палаток, спальных мешков, раций и спасжилетов, все снаряжение на каждой лодке. На его совести — топоры, пилы, ремкомплекты для лодок и моторов, запасные части (свечи, винты и т.д.), запас масла и топлива, достаточное количество веревок и якорей на каждую лодку, аптечки первой помощи. В общем, человек этот должен быть расторопным, запасливым и хозяйственным.

Далее капитан назначает кашевара, по-голландски — кока, т. е. того, кто не только умеет готовить, но и любит это делать. Здесь ошибиться нельзя! Умение же применять карри, майоран, тимьян, белый, черный и красный перец и т. д. только приветствуется. Разносящийся по таежным дебрям потрясающий запах жареного судака, приготовленного на костре и сдобренного этими самыми специями, запоминается надолго. Такого в ресторане не подадут! На совести этого джентльмена — все продукты и посуда, в которой он будет готовить завтраки и ужины, а также средства для ее мытья. Если приготовление еды предполагается на костре, потребуются тренога и, конечно, котел, сковорода, противень и чайник — все без сгораемых частей. Полезна будет и металлическая решетка для запекания рыбки на углях.

Если все обязанности штатного кока берет на себя один человек, то это просто уникум. Но все же подобные обязанности невредно разделить между участниками похода: когда вся команда занята — повышается сплоченность коллектива. Бездельники вначале раздражают, затем они становятся предметом шуток и насмешек, а иногда и причиной скандалов. Забота капитана — чтобы вся команда была занята и не делилась на работяг и лоботрясов. Причем, напомним, рыбная ловля и охота не являются работой. Этим можно заняться после устройства лагеря и с одобрения капитана, подтвердив тем самым его статус.

Продукты

Продукты в стекле — не для похода. Сейчас в продаже — большой выбор различных каш и смесей быстрого приготовления: залил кипятком — и готово. Ни к чему тащить с собой картошку — ее придется еще чистить, достаточно взять сухое, в порошке, картофельное пюре. С ним хорошо идут ГОСТовская говяжья или свиная тушенка или аппетитный сыр, который не портится в условиях похода. Хлеб храните в полиэтиленовых пакетах, но обеспечив доступ воздуха, иначе он начнет плесневеть. Различные крупы также лучше купить в герметичных пакетах. Будет полезен и запас питьевой воды в полиэтиленовых канистрах, по 10 л в лодку. И не забудьте о классическом наборе для ухи: лавровый лист, черный перец, соль, вкусная водка. К десерту хороши чай, кофе, шоколад и яблоки. Последние перед дальним переходом желательно рассовать по карманам, чтобы можно было подкрепляться во время движения. Совершенно незабываемая вещь — остановиться посреди озера, пришвартовать лодки бортами и устроить пикник вдали от берегов; здесь, естественно, разведение огня не рекомендуется. Упакованный запас продуктов и посуду лучше хранить в полиэтиленовых ящиках, снабженных фанерными крышками; ящики устанавливаются в носу лодки и тщательно крепятся веревками к ее бортам.

Команда

Всем членам команды, независимо от занимаемых должностей, следует иметь специальную одежду. Лучший выбор — яхтенные непромоканцы (они же и непродуванцы, так как на скорости 50 км/ч в течение нескольких часов замерзаешь даже при 20°C). Каждый должен взять с собой сменную одежду, предметы личной гигиены, чашку, ложку, кружку, упаковав все это в непромокаемый мешок. Поклонники рыбалки и охоты сами запасаются всем необходимым. А за загрузку вещей, баков, инструмента и его крепеж отвечает боцман лодки, он же должен помнить, где что лежит.

Управлять лодкой во время дальних переходов несложно, но знать правила навигации желательно всем членам команды, а не только капитанам. Время вахты — два или четыре часа — по желанию.

Снаряжение

Из оборудования в каждой лодке должны быть рация, GPS-навигатор с введенными туда точками маршрута, бумажная карта (или электронная в карманном компьютере, что очень удобно).

Спасательные жилеты во время движения обязательно надеваются поверх одежды.

Фотоаппараты обычно имеют все члены команды, и будьте уверены — снимать будет что. Во время похода их следует упаковать в специальные чехлы.

Снаряжение, одежду и оборудование в непромокаемых мешках укладывают в лодке таким образом, чтобы они не вывалились за борт на ходу. Весь груз тщательно закрепляют, привязывают к бортам лодки. Поверх поклажи для надежности стоит закрепить надутую кровать в чехле, на ней могут с комфортом разместиться члены экипажа. Хорошо иметь свой флаг — это поднимает дух и наполняет путешествие определенным смыслом.

В непогоду и сильный ветер пригодится тент, который лучше установить еще на берегу. В дождь переднюю часть тента заворачивают наверх для улучшения видимости. Тент немного снижает скорость лодки, но значительно повышает комфорт и настроение команды в ненастье.

Топливо

Заправляться надо у какого-нибудь населенного пункта, поставив лодки ближе к дороге, чтобы легче было таскать полные баки. Впрочем, можно договориться и с владельцем какого-либо транспортного средства. Оптимально использовать баки емкостью 45-50 л, поскольку большие емкости тяжело таскать, а меньшие слишком быстро пустеют. Баки в лодке располагают так, чтобы можно было быстро переключить топливный шланг от пустого бака к полному (по опыту, это занимает пять-шесть секунд). Тогда вы сможете продолжать движение в течение многих часов, не останавливаясь. Излишне напоминать, что от курения в лодке следует воздержаться.

Движение во время волнения

Для перехода через большие открытые водные пространства (100 км и более) лучше всего дождаться спокойной воды. Если штормит с обеда, то есть большая вероятность, что рано утром погода ненадолго успокоится, и пары часов хватит вполне, чтобы преодолеть это расстояние на большой скорости. В этом одно из преимуществ легких глиссирующих лодок — можно уйти от непогоды.

Если же вы идете во время волнения, будьте предельно внимательны. Поддерживать высокую скорость удается при ходе по волне и вдоль нее, но может потребоваться корректировка маршрута с учетом направления волн. Если волна большая и попутная, то целесообразно находиться в седловине между гребнями и двигаться со скоростью бега волны, экономя топливо. Если волна встречная, двигаться против нее довольно сложно, лучше использовать естественные прикрытия — острова. Здраво определяйте отдаленность от берега, учитывая погодные условия.

Стоянка

Место для стоянки выбирайте задолго до наступления темноты, поскольку дело это не простое. Если вы на реке, стоянка должна быть удалена от судового хода, чтобы перепад уровня воды при прохождении рядом крупнотоннажных судов не унес ваши лодки. Если это море или озеро, то наилучший выбор — небольшая бухточка: и от волн защита, и от ветра.

После того как все бытовые заботы позади (лагерь разбит, команда накормлена и дрова аккуратно уложены), кто-то из команды идет охотиться, кто-то рыбачить, а кого-то тянет поговорить, причем часто — до утра, что, конечно, роскошь, но и без этого нельзя. Потрескивают угли костра, лица освещены багровым цветом огня, волна не спеша накатывает на берег, ветер гуляет в верхушках деревьев, а друзья задушевно беседуют даже на темы, которые не обсуждаются в городской суете.

Но разговоры разговорами, а об осторожности забывать не следует. Лодки придется вытянуть на берег в безлюдном месте, разгрузить их и закрепить, привязав за валуны или деревья. Если поблизости есть рыбаки, не будет лишним познакомиться с ними, а ваш багаж может пополниться новыми интересными историями. Иногда следует оставить вахту (на это легко соглашаются новички, поскольку от полученных впечатлений все равно не могут уснуть до утра).

Связь

Между лодками лучше всего связываться при помощи туристских раций; стоят они сейчас недорого, а батареек хватает надолго. Дальность действия их в походных условиях вполне достаточна — до 5 км. У капитана должна быть речная рация, чтобы в случае чего общаться с капитанами других судов или службой шлюзов. К примеру: «Волго-Балт 123», ответьте «Корсару», что там Онега, штормит?» Или: «Шлюз второй, ответьте «Корсару». Когда нам шлюзоваться?» Весь процесс шлюзования занимает не более часа, но надо внимательно слушать команды службы шлюза и четко выполнять их. Швартоваться к всплывающему рыму следует петлей, чтобы в случае заклинивания механизма лодку не утопило или не перевернуло. Обратите внимание: бетонные стены шлюза шершавые, из них нередко торчат прутья арматуры, поэтому одерживайте лодки на 0.30.4 м от стен при помощи весел.

Осмотры

Через каждую тысячу километров придется тщательно осматривать лодки, разгрузив их, причем делать это лучше в сухую погоду, так как при надобности легче будет подклеить места проколов или порезов — времени это много не занимает. Идеальные условия для склеивания ПВХ — температура воздуха плюс 20-30°С и влажность до 30%, при этом полимеризация склеиваемых поверхностей проходит на все «сто». Правда, такие условия — редкость, но, тем не менее, ремонт выполнить можно, следуя инструкции, и при худших условиях. И даже если полимеризация пройдет только на 70%, этого будет достаточно. К типичным дефектам можно отнести порез днища лодки. Если в кокпите собирается небольшое количество воды, хотя ни дождя, ни забрызгивания через борт не наблюдалось, значит, экипаж этой лодки протер днище, возможно, при вытаскивании лодки на берег. Ремонтировать ее лучше изнутри, предварительно сняв фанерный пол.

Нештатные ситуации

Замена винта вдали от берега. К примеру, вы налетели, не дай бог, на бревно, находящееся в свободном плавании: удар, и мотор заглох! По рации подзовите ближайшую лодку, швартуетесь — корма-борт — и поменяйте винт. Некоторые повреждения лопастей можно исправить с помощью обуха топора и скалы-наковальни. Иметь исковерканный винт лучше, чем не иметь никакого винта.

Если мотор заглох безнадежно, использование весел — бесполезная трата времени. Эту лодку надо отбуксировать к берегу. Привяжите концы буксирного троса к лодке-буксиру, пропустив его через боковые рымы буксируемой. Команде поврежденной лодки можно перебраться на буксир.

Незваные гости, это те, которых «не ждали, а они пришли». Поздоровались, то да се, но не уходят. Ясно — хотят выпить. Здесь возможны три варианта: рассказать о «вреде пьянства», сказать, мол, «извините и до свидания» или напоить. Самый эффективный способ — последний (по опыту).

Конечно, всех рекомендаций не перечислишь, но здравый рассудок поможет принять верное решение в любой ситуации. И не забывайте, удачлив тот, кто верит в удачу. В добрый путь!

Источник

Оцените статью