Мультимедийное путешествие мира не узнаешь не зная края своего

Ты помни, мира не узнаешь, не зная края своего.
методическая разработка (5 класс) по теме

Литературное путешествие поможет учащимся расширить знания и сведения по литературе, истории, географии, родном городе.

Скачать:

Вложение Размер
ty_pomni_mira_ne_uznaesh_ne_znaya_kraya_svoego.docx 22.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Ты помни, мира не узнаешь, не зная края своего»

Тема: «Ты помни, мира не узнаешь, не зная края своего»

Цель: Расширить круг знаний и сведений учащихся.

Развивать познавательную активность и творческие способности.

Воспитывать чувства патриотизма и национального достоинства.

Форма проведения: литературное путешествие.

Оформление: слайдовые изображения на интерактивной доске- Эмблема «Казахстан — 2050», карта РК, эмблемы — юрты с надписями: 1. аул Географии; 2.аул Истории; 3.аул Литературы; 4.аул Загадок; 5.аул Пословиц.

Выставка : Книги, картины с изображением природы, национальной одежды, портреты писателей и поэтов Казахстан

Музыкальный фон : кюй Курмангазы «Сары — Арка».

Эпиграф: «Земля моя! Родимая- какое это счастье,

Что ты всегда со мной и для меня!»

Вступительное слово учителя-гида .

Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего праздника.

Сегодня мы отправимся в литературное «путешествие» по Казахстану.

В аулах Географии, Истории, Литературы, Загадок, Пословиц. Вы узнаете много нового и интересного о своем прекрасном родном крае.

Цель нашего путешествия: расширить ваши знания по географии, истории, литературе в изучении родного края.

Итак, мы отправляемся.

(Звучит кюй Курмангазы «Сары — Арка»)

Она велика: от Алтая до Каспия,

Она широка, как народа душа.

Она же Европа, она же и Азия,

И волны Урала, и всплеск Иртыша.

Родная земля,- молодая и древняя,-

Пою о тебе и тобою живу!

На север взгляну — вижу зелень деревьев я,

На юг посмотрю — ветры сушат траву,

Есть все у тебя: и леса, и озера,

И синие глуби натруженных рек,

Бескрайние степи, высокие горы,

И я — твой хозяин, и твой Человек!»

Первая наша с вами остановка в ауле Географии.

Территория Казахстана занимает около миллиона квадратных километров. Когда на севере лежит снег, у подножья гор на юге уже зацветают плодовые деревья. Здесь удивительно сочетаются высокие, покрытые вечными снегами горы, обширные равнины и низменности, цветущие оазисы и пустыни.

Республика омывается водами Каспийского и Аральского морей, на ее территории находятся около 11 тысяч рек и озер. На западе и севере Казахстан граничит с Россией, на юге и юго-западе с республиками Средней Азии — Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, на юго-востоке и востоке- с Китаем.

В Казахстане живут около 15 миллионов человек — представители более 100 национальностей и народностей. Коренное население — казахи. Их проживает на территории Казахстана более 8 миллионов человек.

Назовите, какие народы проживают в Казахстане?

Сказочно богаты недра древней казахской земли. Уголь и нефть, золото и титан, свинец и цинк, железо и бокситы- все химические элементы периодической таблицы Д.И. Менделеева найдены здесь геологами. Назовите известных вам геологов Казахстана?

Посмотри, мой жолдас, посмотри-

В чистом пламени ясной зари

Пред хозяевами сполна

Все богатства раскрыла страна!

Каратау дает свинец,

Кокшетау гонит овец.

Тянет с золотом руки Алтай,

Медь обильно дает Карсакпай.

Белый хлопок дарит Шымкент,

Предлагает руно Жаркент.

Золотые, как в сказке, хлеба

Для народа растит Актюба.

Скачет так, что трясется земля,

По степям, где лишь ветер гулял,

Меж озер и меж каменных глыб

Вороной, с дымной гривой Турксиб.

Дни и ночи грузит поезда

Черным золотом Караганда.

В Эмбе гордые вышки стоят

И кипит нефтяной водопад.

В Кармакчинской степи зреет рис,

В Алатау сады поднялись,

А в садах, слаще сна и мечты,

Спеют яблоки Алматы.

Заселение территории, на которой сейчас находится Казахстан, началось еще в каменном веке, к середине первого тысячелетия до нашей эры, здесь обосновались скотоводческие племена – саки. Позже на их основе сформировалась казахская национальность.

(звучит фрагмент музыки кюя «Сары-Арка»)

Учитель-Гид : Итак, в путь, ребята!

Широка и просторна земля казахстанская. Богата она не только своими природными ресурсами, богата она своим народом, его традициями, историей.

Наша следующая остановка в ауле Истории .

Предки казахов прошли сложный, исторический путь, полный трагических и драматических событий.

Казахи — один из крупнейших тюрко-язычных народов. В истории казахов называли по- разному: кирги-кайсаками, киргиз — казахами, или просто киргизами.

Настоящее имя казахскому народу возвращено лишь в апреле 1925 года.

Посмотри — озарен, осиян,

Встал одетый в лучи Казахстан.

От Тянь-Шаня его простор

До Уральских яшмовых гор.

У казахов своя страна,

Свои земли на все времена.

У казахов цветет свой флаг,

У казахов сияет свой герб.

У казахов журчит, как арык,

Свой живой и свободный язык.

Учитель-Гид: В ауле Истории мы проведем небольшую викторину:

  1. В состав, какого большого государства входила раньше наша республика? (СССР)
  2. Назовите год обретения независимости республики? (1991)
  3. Назовите год 10- летия независимости РК? (2001)
  4. Назовите президента РК? (Нурсултан Абишевич Назарбаев)
  5. Назовите символы государственной власти РК? (герб, флаг, гимн РК)
  6. Назовите год принятия последней Конституции РК? (1995)
  7. Что означает на языке геральдики синий цвет? (Человеческие качества: честность, верность, надежда.)
  8. Как называется национальное переносное жилище у казахов? (юрта)
  9. Какой образ жизни вели в основном казахские племена? (кочевой и полукочевой)
  10. Назовите государственный язык РК? (казахский)
  11. В каком году город Астана получил статус столицы? (1997)
  12. Кто первым нашел месторождения угля в Казахстане? (Чабан Аппак Байжанов)
  13. Как называются места захоронений умерших? (Курганы)
  14. Где были найдены царские курганы? (В Шиликты Восточный Казахстан)
  15. Назовите казахских батыров? (Исатай, Махамбет, Утеген, Ерсары, Еленке)

Учитель-Гид: Итак, мы вновь отправляемся в путь.

Прибыли в аул Литературы .

Назовите известных вам писателей и поэтов Казахстана?

Какие произведения вам знакомы?

Искусство свободно, как взлет соколиный,

Искусство прекрасно, как пруд лебединый,

И грациозно, как поступь оленей,

Оно упоительней всех наслаждений.

Послушаем стихотворения о нашем родном крае.

Как имя любимое, нежно и свято.

Храни в себе имя родимой земли.

В ней прадедов счастье осталось когда-то,

По ней боевые победы прошли.

Твои – и рассветы её, и закаты,

Твоё – всё, что предки тебе сберегли.

Твоё это небо, твои эти зори.

И ливни твои, и твои ветерки.

Твои это степи, вершины, предгорья.

Твои эти праздники, песни, стихи.

Что лежит пред тобой на просторе,

За это любовью своей нареки.

Курганы – твои и озерные дали.

В нем твое обитает зверье.

Твои эти земли с домами, садами,

Любая дорога, любое жилье.

Но зато и страданье

Не чье-то здесь скрыто, а только твое.

Здесь радость – твоя и твои здесь печали.

Ты в землю вглядись – золотая она.

Здесь матери нас на коленях качали,

Здесь пел соловей, и плескалась волна.

Будь счастлив уж тем,

Что дорога в начале

Была тебе этой землею дана.

Ты мыслями с этой землей неразлучен.

Ведь если однажды рожден ты орлом,

Ты сможешь взлететь на высокие кручи,

Там снежные пики- твой ласковый дом.

И где бы ты ни был,

С тоскою горючей

К нему будешь нежно тянуться крылом.

Не раз была ранена наша планета.

Рубцуются раны, да нет им числа.

Но если задремлет земля до рассвета,

Нельзя, чтобы трель соловья умерла.

Пусть славится Родина – столько в ней света!

Пусть будет очаг ее полон тепла.

И если ты родину любишь,

Докажут пускай не слова, а дела!

Учитель-Гид: Следующая наша остановка в ауле Загадок :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад и стар,

Что она большущий шар.

Куда бежит — сама не знает

Споткнется у порога

Голубой шатер весь мир накрыл.

Ну-ка, кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

Один водит и приказывает.

Стоит дом: Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Не цветок, а с корешками,

Разговаривает с нами терпеливым языком.

Учитель-Гид: А теперь мы прибыли в аул Пословиц.

Ребята, я буду называть вам казахские пословицы, а вы подыщите русские пословицы, сходные по смыслу и назовите их:

1 Острый меч в мешке не удержится. (Шила в мешке не утаить).

2. Без мук труда – достатка нет когда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда).

3. Зимой скот паси, а летом сено коси. (Готовь сани летом, а телегу зимой)

4. О джигите судят по его друзьям (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты)

5. Неработающий не жует. (Кто не работает – тот не ест)

6. Кузнечиков бояться – хлеба не сеять. (Волков бояться – в лес не ходить)

7. У напуганного в глазах двоиться. (У страха глаза велики)

8. Кто не спешит, тот и на арбе зайца догонит. (Тише едешь – дальше будешь)

Учитель-Гид: А теперь нам пора возвращаться в свой родной город Караганду.

Ребята, а вы хорошо знаете свой город? Сейчас проверим:

  1. Назовите главные улицы нашего города. (Бухар -Жырау, ул. Ермекова, Ерубаева, Кривогуза, Ленина, Бульвар мира…)
  2. В каком году Караганда получила статус города? (1934)
  3. В какой части Казахстана находится наш город? (Центральной)
  4. Кто были первыми жителями нашего города? (Переселенцы с Украины)
  5. Какому герою ВОВ установлен в городе памятник? (Нуркену Абдирову)
  6. Что означает название нашего города? (кустарник караган, который рос на территории города)
  7. Назовите главные достопримечательности нашего города?
  8. Назовите авторов и их произведения о Караганде?

Учитель-Гид: Мы совершили с вами удивительное путешествие по родной стране, родному краю, городу.

Многое предстоит еще вам узнать и изучить о родной Республике.

Родная земля – молодая и древняя,

Пою о тебе и тобою живу!

Тебе свои чувства и душу поведаю,

Тобой, восхищаясь, тебя изучу!

Изучайте и любите свой край и все что с ним связано.

Подведение итогов мероприятия

Домашнее задание: «Проба пера»- сочините стихотворение о родном крае или напишите эссе.

Источник

Презентация для 2 класса «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мира не узнаешь, не зная края своего!

Что называем малой родиной? Место, где родился, где живут родные люди, называют малой родиной.

А что называют родным краем? Родной край – это место, где ты живёшь. Нашим родным краем является Республика Коми.

Кого называют краеведами? Люди, которые изучают свой край, называются краеведами.

Наша республика огромна. На территории Республики Коми «улеглось »бы почти 14 таких государств, как Бельгия.

Какая поверхность территории Республики Коми?

Но на равнинной местности можно встретить и возвышения – холмы. Большая территория нашей республики равнинная. Как понимаете слово «равнинная»? Равнина – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

В равнинной части нашего края есть и такие места, где холмы достигают большой высоты- больше 200 метров. Эти холмы объединяются в Тиманский кряж. Высота его достигает до 450 метров. Высота такой равнины сравнима с высотой Останкинской Башни в Москве.

Останкинская Башня в Москве

Что такое кряж? Кряж- это возвышенности вдоль долин или крутой обрыв у реки.

Тиман «делит» территорию Республики Коми на более плоские равнины

Мезенско- Вычегодская равнина (100-150м)

Печорская равнина. Она пониже. Высота её 100 метров

Самая высокая вершина Урала- Гора Народная. Это уникальное творение природы.

Ответь на вопросы, проверь себя: Что тебе показалось самым интересным из того, что ты узнал? Что тебя удивило? 2. Назови основные виды земной поверхности Республики Коми? Подумай, какие слова подойдут для характеристики равнины, а какие к характеристике гор: плоская, возвышенные, низменные, каменные, высокие.

Номер материала: ДБ-1458500

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Внеклассное интегрированное мероприятие по литературе на тему «Ты помни, мира не узнаешь, не зная края своего» (5-6 класс)

«Ты помни, мира не узнаешь, не зная края своего»

Тема: «Ты помни, мира не узнаешь, не зная края своего»

Цель: Расширить круг знаний и сведений учащихся.

Развивать познавательную активность и творческие способности.

Воспитывать чувства патриотизма и национального достоинства.

Форма проведения: литературное путешествие.

Оформление: слайдовые изображения на интерактивной доске- Эмблема «Казахстан — 2050», карта РК, эмблемы — юрты с надписями:

1. аул Географии; 2.аул Истории; 3.аул Литературы; 4.аул Загадок; 5.аул Пословиц.

Выставка : Книги, картины с изображением природы, национальной одежды, портреты писателей и поэтов Казахстан

Музыкальный фон : кюй Курмангазы «Сары — Арка».

Эпиграф: «Земля моя! Родимая- какое это счастье,

Что ты всегда со мной и для меня!»

Вступительное слово учителя-гида .

Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего праздника.

Сегодня мы отправимся в литературное «путешествие» по Казахстану.

В аулах Географии, Истории, Литературы, Загадок, Пословиц. Вы узнаете много нового и интересного о своем прекрасном родном крае.

Цель нашего путешествия: расширить ваши знания по географии, истории, литературе в изучении родного края.

Итак, мы отправляемся.

(Звучит кюй Курмангазы «Сары — Арка»)

Она велика: от Алтая до Каспия,

Она широка, как народа душа.

Она же Европа, она же и Азия,

И волны Урала, и всплеск Иртыша.

Родная земля,- молодая и древняя,-

Пою о тебе и тобою живу!

На север взгляну — вижу зелень деревьев я,

На юг посмотрю — ветры сушат траву,

Есть все у тебя: и леса, и озера,

И синие глуби натруженных рек,

Бескрайние степи, высокие горы,

И я — твой хозяин, и твой Человек!»

Первая наша с вами остановка в ауле Географии.

Территория Казахстана занимает около миллиона квадратных километров. Когда на севере лежит снег, у подножья гор на юге уже зацветают плодовые деревья. Здесь удивительно сочетаются высокие, покрытые вечными снегами горы, обширные равнины и низменности, цветущие оазисы и пустыни.

Республика омывается водами Каспийского и Аральского морей, на ее территории находятся около 11 тысяч рек и озер. На западе и севере Казахстан граничит с Россией, на юге и юго-западе с республиками Средней Азии — Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, на юго-востоке и востоке- с Китаем.

В Казахстане живут около 15 миллионов человек — представители более 100 национальностей и народностей. Коренное население — казахи. Их проживает на территории Казахстана более 8 миллионов человек.

Назовите, какие народы проживают в Казахстане?

Сказочно богаты недра древней казахской земли. Уголь и нефть, золото и титан, свинец и цинк, железо и бокситы- все химические элементы периодической таблицы Д.И. Менделеева найдены здесь геологами. Назовите известных вам геологов Казахстана?

Посмотри, мой жолдас, посмотри-

В чистом пламени ясной зари

Пред хозяевами сполна

Все богатства раскрыла страна!

Каратау дает свинец,

Кокшетау гонит овец.

Тянет с золотом руки Алтай,

Медь обильно дает Карсакпай.

Белый хлопок дарит Шымкент,

Предлагает руно Жаркент.

Золотые, как в сказке, хлеба

Для народа растит Актюба.

Скачет так, что трясется земля,

По степям, где лишь ветер гулял,

Меж озер и меж каменных глыб

Вороной, с дымной гривой Турксиб.

Дни и ночи грузит поезда

Черным золотом Караганда.

В Эмбе гордые вышки стоят

И кипит нефтяной водопад.

В Кармакчинской степи зреет рис,

В Алатау сады поднялись,

А в садах, слаще сна и мечты,

Спеют яблоки Алматы.

Заселение территории, на которой сейчас находится Казахстан, началось еще в каменном веке, к середине первого тысячелетия до нашей эры, здесь обосновались скотоводческие племена – саки. Позже на их основе сформировалась казахская национальность.

(звучит фрагмент музыки кюя «Сары-Арка»)

Учитель-Гид : Итак, в путь, ребята!

Широка и просторна земля казахстанская. Богата она не только своими природными ресурсами, богата она своим народом, его традициями, историей.

Наша следующая остановка в ауле Истории .

Предки казахов прошли сложный, исторический путь, полный трагических и драматических событий.

Казахи — один из крупнейших тюрко-язычных народов. В истории казахов называли по- разному: кирги-кайсаками, киргиз — казахами, или просто киргизами.

Настоящее имя казахскому народу возвращено лишь в апреле 1925 года.

Посмотри — озарен, осиян,

Встал одетый в лучи Казахстан.

От Тянь-Шаня его простор

До Уральских яшмовых гор.

У казахов своя страна,

Свои земли на все времена.

У казахов цветет свой флаг,

У казахов сияет свой герб.

У казахов журчит, как арык,

Свой живой и свободный язык.

Учитель-Гид: В ауле Истории мы проведем небольшую викторину:

В состав, какого большого государства входила раньше наша республика? (СССР)

Назовите год обретения независимости республики? (1991)

Назовите год 10- летия независимости РК? (2001)

Назовите президента РК? (Нурсултан Абишевич Назарбаев)

Назовите символы государственной власти РК? (герб, флаг, гимн РК)

Назовите год принятия последней Конституции РК? (1995)

Что означает на языке геральдики синий цвет? (Человеческие качества: честность, верность, надежда.)

Как называется национальное переносное жилище у казахов? (юрта)

Какой образ жизни вели в основном казахские племена? (кочевой и полукочевой)

Назовите государственный язык РК? (казахский)

В каком году город Астана получил статус столицы? (1997)

Кто первым нашел месторождения угля в Казахстане? (Чабан Аппак Байжанов)

Как называются места захоронений умерших? (Курганы)

Где были найдены царские курганы? (В Шиликты Восточный Казахстан)

Назовите казахских батыров? (Исатай, Махамбет, Утеген, Ерсары, Еленке)

Учитель-Гид: Итак, мы вновь отправляемся в путь.

Прибыли в аул Литературы .

Назовите известных вам писателей и поэтов Казахстана?

Какие произведения вам знакомы?

Искусство свободно, как взлет соколиный,

Искусство прекрасно, как пруд лебединый,

И грациозно, как поступь оленей,

Оно упоительней всех наслаждений.

Послушаем стихотворения о нашем родном крае.

Как имя любимое, нежно и свято.

Храни в себе имя родимой земли.

В ней прадедов счастье осталось когда-то,

По ней боевые победы прошли.

Твои – и рассветы её, и закаты,

Твоё – всё, что предки тебе сберегли.

Твоё это небо, твои эти зори.

И ливни твои, и твои ветерки.

Твои это степи, вершины, предгорья.

Твои эти праздники, песни, стихи.

Что лежит пред тобой на просторе,

За это любовью своей нареки.

Курганы – твои и озерные дали.

В нем твое обитает зверье.

Твои эти земли с домами, садами,

Любая дорога, любое жилье.

Но зато и страданье

Не чье-то здесь скрыто, а только твое.

Здесь радость – твоя и твои здесь печали.

Ты в землю вглядись – золотая она.

Здесь матери нас на коленях качали,

Здесь пел соловей, и плескалась волна.

Будь счастлив уж тем,

Что дорога в начале

Была тебе этой землею дана.

Ты мыслями с этой землей неразлучен.

Ведь если однажды рожден ты орлом,

Ты сможешь взлететь на высокие кручи,

Там снежные пики- твой ласковый дом.

И где бы ты ни был,

С тоскою горючей

К нему будешь нежно тянуться крылом.

Не раз была ранена наша планета.

Рубцуются раны, да нет им числа.

Но если задремлет земля до рассвета,

Нельзя, чтобы трель соловья умерла.

Пусть славится Родина – столько в ней света!

Пусть будет очаг ее полон тепла.

И если ты родину любишь,

Докажут пускай не слова, а дела!

Учитель-Гид: Следующая наша остановка в ауле Загадок :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад и стар,

Что она большущий шар.

Куда бежит — сама не знает

Споткнется у порога

Голубой шатер весь мир накрыл.

Ну-ка, кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

Один водит и приказывает.

Стоит дом: Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Не цветок, а с корешками,

Разговаривает с нами терпеливым языком.

Учитель-Гид: А теперь мы прибыли в аул Пословиц.

Ребята, я буду называть вам казахские пословицы, а вы подыщите русские пословицы, сходные по смыслу и назовите их:

1 Острый меч в мешке не удержится. (Шила в мешке не утаить).

2. Без мук труда – достатка нет когда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда).

3. Зимой скот паси, а летом сено коси. (Готовь сани летом, а телегу зимой)

4. О джигите судят по его друзьям (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты)

5. Неработающий не жует. (Кто не работает – тот не ест)

6. Кузнечиков бояться – хлеба не сеять. (Волков бояться – в лес не ходить)

7. У напуганного в глазах двоиться. (У страха глаза велики)

8. Кто не спешит, тот и на арбе зайца догонит. (Тише едешь – дальше будешь)

Учитель-Гид: А теперь нам пора возвращаться в свой родной город Караганду.

Ребята, а вы хорошо знаете свой город? Сейчас проверим:

Назовите главные улицы нашего города. (Бухар -Жырау, ул. Ермекова, Ерубаева, Кривогуза, Ленина, Бульвар мира…)

В каком году Караганда получила статус города? (1934)

В какой части Казахстана находится наш город? (Центральной)

Кто были первыми жителями нашего города? (Переселенцы с Украины)

Какому герою ВОВ установлен в городе памятник? (Нуркену Абдирову)

Что означает название нашего города? (кустарник караган, который рос на территории города)

Назовите главные достопримечательности нашего города?

Назовите авторов и их произведения о Караганде?

Учитель-Гид: Мы совершили с вами удивительное путешествие по родной стране, родному краю, городу.

Многое предстоит еще вам узнать и изучить о родной Республике.

Родная земля – молодая и древняя,

Пою о тебе и тобою живу!

Тебе свои чувства и душу поведаю,

Тобой, восхищаясь, тебя изучу!

Изучайте и любите свой край и все что с ним связано.

Подведение итогов мероприятия

Домашнее задание: «Проба пера»- сочините стихотворение о родном крае или напишите эссе.

Источник

Читайте также:  Второе путешествие америго веспуччи дата
Оцените статью