Муниципальные системы зарубежных стран иберийская

Иберийская муниципальная система

В Испании, Португалии, Мексике, в ряде стран Латинской Америки, а также в некоторых арабских государствах (Египет, Сирия) применяется иберийская муниципальная система.

На всех уровнях избираются местные советы (избираемые населением) и главы местной администрации (самим советом или непосредственно населением), но последние утверждаются центральной властью в качестве ее представителя в административно-территориальной единице.

И с одной стороны глава администрации (регидор, алькад, префект и т.п.) является представителем местной власти (является органом местного самоуправления), а с другой – представляет интересы государственной власти (так как утверждается главой государства, правительством, каким-либо иным органом центральной исполнительной власти). Его «двойственная природа» проявляется на практике в том, что он исполняет решения местного совета, с другой – контролирует местное самоуправление (право приостановления решений местных советов, обращение к центральным органам власти с вопросом о роспуске представительных органов).

Например, в Египте на низовом территориальном уровне действуют избираемые населением старосты деревень и шейхи деревенских кварталов. Они избираются гражданами, но непосредственно подчиняются министру безопасности и являются государственными служащими. Как представители государственной власти на местах, старосты и шейхи главным образом выполняют полицейские функции, контролируют обеспечение безопасности.[167]

Таким образом, при иберийской системе «…избранный глава местной администрации обладает широкими полномочиями, объединяя в своих руках публичную власть территориального коллектива (как его представитель) и государственную власть (по уполномочию государственных органов)…».[168]

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 1533 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

22.4. ИБЕРИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Правовая основа местного самоуправления в странах Латинской Америки закладывалась преимущественно в процессе заимствова­ния норм и институтов из континентального правопорядка США. В этой связи влияние США на формирование иберийской системы местного самоуправления прослеживается прежде всего в многообра­зии форм правового регулирования отношений по осуществлению муни­ципальной власти. В странах Латинской Америки широкое распро­странение получили законы, закрепляющие полномочия местных органов власти в отдельных отраслях и сферах хозяйственного и со­циально-культурного строительства. Наряду с ними действуют подза­конные акты нормативного характера высших органов исполнитель­ной власти, судебные прецеденты и правовые обычаи. Данью право­вой традиции Испании и Португалии служат лишь органические за­коны о местном самоуправлении, которые предоставляют муниципа­литетам политическую, административную и финансовую автоно­мию, закрепляют общую компетенцию органов муниципальной вла­сти, устанавливают их структуру, формы и методы деятельности.

Читайте также:  Назовите океаны омывающие страну сша

В свою очередь, национальные системы местного самоуправле­ния Испании и Португалии стали моделью для устройства муници­пальной власти стран Латинской Америки, взаимодействия ее орга­нов с правительственными учреждениями. По этой модели во всех звеньях административно-территориального устройства страны (му­ниципиях) населением избираются советы (хунты), которые являют­ся представительными органами местного самоуправления.

Значительными особенностями в странах с иберийской систе­мой местного самоуправления отличается порядок осуществления контроля за деятельностью муниципальных органов власти. Поскольку глава муниципии по должности является и председателем совета, он обладает широкими возможностями не допускать принятия решений не только по мотивам их незаконности, но и нецелесообразности. Для этого используются как правовые, так и организационные формы контроля за деятельностью совета, предусмотренные регламентом его работы.

Кроме того, глава муниципии может обратиться в органы кон­ституционного или административного контроля с заявлением о признании решения представительного органа местного самоуправ­ления незаконным. В Перу мэр муниципии обращается в таких слу­чаях в Конституционный трибунал, который обладает исключи­тельным правом определять конституционность законов, актов ис­полнительной власти и муниципальных орданансов. Аналогичная процедура оспаривания решений представительных органов местно­го самоуправления предусмотрена Конституцией Эквадора 1998 г. Разница заключается лишь в том, что Конституционный трибунал Эквадора рассматривается не как часть судебной власти, а как осо­бый контрольный институт, юрисдикция которого распространяет­ся на решения всех органов государственной и муниципальной вла­сти страны.

В Уругвае алькальд муниципии может обратиться с заявлением об аннулировании правового акта представительного органа мест­ного самоуправления в Трибунал административных споров, если он считает, что оспариваемый акт является незаконным или принят в результате злоупотребления властью.

При осуществлении административного контроля главы муници­пий в странах с иберийской системой местного самоуправления мо­гут обращаться в органы центральной власти с предложениями о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы или не могут собраться на свои заседания. Решение о роспуске совета принимает парламент или правительство.

Характерная особенность иберийской системы местного само­управления состоит и в том, что в осуществлении контроля за дея­тельностью органов муниципальной власти принимает участие насе­ление. В Перу, например, население каждой муниципии наделено правом обращаться в Конституционный Трибунал с запросом о конституционности муниципального ордонанса. Для этого достаточ­но собрать под петицией не менее 1% подписей жителей соответст­вующей муниципии, обладающих активным избирательным правом.

Во многих странах Латинской Америки в порядке осуществле­ния контроля за деятельностью органов местного самоуправления избирателям предоставлено право отзывать депутатов советов и глав муниципий досрочно. Основаниями отзыва могут быть грубое на­рушение конституции и законов, решений органов местного само­управления, самоустранение от выполнения наказов избирателей и своих обязанностей, совершение действий, порочащих звание депу­тата или главы муниципии.

География распространения иберийской системы местного само­управления весьма обширна. Несмотря на отказ Испании и Португа­лии от данной системы, она, тем не менее, сохранилась в 17 странах Латинской Америки, в том числе в таких крупнейших, как Аргенти­на, Бразилия, Чили, Колумбия. В силу исторических причин она не сложилась лишь в бывших колониях Великобритании (Антигуа и Бар­буда, Барбадос, Гайана, Ямайка и др.), в бывших заморских террито­риях Франции (Гаити) и на Кубе, где местное самоуправление вооб­ще отсутствует.

Не вписывается в общую схему распространения иберийской сис­темы местного самоуправления Мексика. Хотя Мексика является ис- паноязычной страной Латинской Америки, в ней действует континен­тальная система местного самоуправления. Этот феномен объясняет­ся тем, что Мексика, добившись в 1821 г. независимости, избрала в качестве модели законодательство не бывшей метрополии — полу­феодальной Испании, а буржуазной Франции. Идея создания логи­чески стройной системы кодифицированного права, выдвинутая французскими просветителями и юристами, была созвучна либе­ральным настроениям молодой мексиканской буржуазии. В этой связи в основу правовой системы местного самоуправления Мекси­ки была положена конституционная традиция Франции. Она и обу­словила появление в Западном полушарии классической модели континентальной правовой системы местного самоуправления.

Источник

3. Иберийская муниципальная система

В Испании, Португалии, Мексике, в ряде стран Латинской Америки, а также в некоторых арабских государствах (Египет, Сирия) применяется иберийская муниципальная система.

На всех уровнях избираются местные советы (избираемые населением) и главы местной администрации (самим советом или непосредственно населением), но последние утверждаются центральной властью в качестве ее представителя в административно-территориальной единице.

И с одной стороны глава администрации (регидор, алькад, префект и т.п.) является представителем местной власти (является органом местного самоуправления), а с другой – представляет интересы государственной власти (так как утверждается главой государства, правительством, каким-либо иным органом центральной исполнительной власти). Его «двойственная природа» проявляется на практике в том, что он исполняет решения местного совета, с другой – контролирует местное самоуправление (право приостановления решений местных советов, обращение к центральным органам власти с вопросом о роспуске представительных органов).

Например, в Египте на низовом территориальном уровне действуют избираемые населением старосты деревень и шейхи деревенских кварталов. Они избираются гражданами, но непосредственно подчиняются министру безопасности и являются государственными служащими. Как представители государственной власти на местах, старосты и шейхи главным образом выполняют полицейские функции, контролируют обеспечение безопасности. 167

Таким образом, при иберийской системе «…избранный глава местной администрации обладает широкими полномочиями, объединяя в своих руках публичную власть территориального коллектива (как его представитель) и государственную власть (по уполномочию государственных органов)…». 168

4. Система советов

Система советов (или система советов и исполнительных комитетов) традиционно была присуща социалистическим государствам. Но в настоящий момент данная система представляет скорее научный, чем практический интерес. Сейчас она продолжает сохраняться в той или иной форме лишь в нескольких странах, продолжающих считать себя социалистическими (Китай, Куба, КНДР, Вьетнам).

В ее основе лежит отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия (или точнее единовластии) представительных органов – советов – на соответствующей территории.

Идеал советской модели исключает любые разногласия в осуществлении власти. И потому такой способ организации власти исключает не только разделение властей по горизонтали (т.е. на законодательную, исполнительную и судебную), но и по вертикали (т.е. по территории). Как отмечает К.В. Арановский, из-за отсутствия разногласий между местными и общегосударственными интересами отсутствует необходимость законодательно регулировать обособление местного управления от государства, средства контроля за территориями. 169

«Советская» модель характеризуется иерархической соподчиненностью входящих в нее звеньев. Причем иерархичность начинается с низового территориального уровня, вплоть до общегосударственного. Все другие органы государства считаются производными от советов и им подчинены. Следовательно, никакой самостоятельности, автономности у органов местной власти в условиях жесткой вертикали власти – не существует.

Так, в ст.3 Конституции КНР 1982 года говорится: «Государственные органы Китайской Народной Республики применяют принцип демократического централизма. Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей разных уровней формируются через проведение демократических выборов. Они несут ответственность перед народом и находятся под его контролем. Все административные судебные и прокурорские органы государства создаются собраниями народных представителей, перед которыми они несут ответственность, и под контролем которых они находятся».

Иерархичность подобных органов можно рассмотреть опять же на примере Китая. Так, во главе государства находиться высший орган государственной власти КНР – Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП), с его постоянным органом – Постоянным Комитетом ВСНП. Далее следуют: органы власти в провинциях; городах центрального подчинения и городах с районным делением; уездах, городах, городских районах, волостях, национальных волостях и поселках. Причем статус низовых звеньев системы советов регулируется самой Конституцией Китая: раздел пятый – «Местные собрания народных представителей и местные правительства разных уровней».

Исполнительными органами местных советов обычно являются формируемые ими из своего состава исполнительные комитеты. Они действуют согласно принципу двойного подчинения: вышестоящему органу управления и соответствующему местному совету. Так, ст.146 Конституции КНДР 1972 г указывает, что «…Местные Народные комитеты работают под руководством соответствующих Народных собраний, вышестоящих Народных собраний и Народных комитетов и ответственны в своей деятельности перед ними…».

Полномочия таких органов можно рассмотреть на примере ст.143 Конституции КНДР. Она гласит: «Местные Народные комитеты обладают следующими обязанностями и полномочиями:

созывают сессии Народных собраний;

проводят работу для выборов депутатов в Народные собрания;

ведут работу с депутатами Народных собраний;

принимают меры к исполнению решений соответствующих Народных собраний и вышестоящих Народных собраний и Народных комитетов;

руководят деятельностью соответствующих административно-экономических комитетов;

руководят деятельностью нижестоящих Народных комитетов;

осуществляют руководство деятельностью учреждений, предприятий и организаций в соответствующих районах;

отменяют неоправданные решения и распоряжения соответствующих административно-экономических комитетов, нижестоящих Народных комитетов и административно-экономических комитетов и приостанавливают исполнение неоправданных решений нижестоящих Народных собраний;

назначают и освобождают от должности заместителей председателя, управляющих делами и членов соответствующих административно-экономических комитетов в период между сессиями Народных собраний…».

Однако на деле советы, а уж тем более исполнительные комитеты, с большой натяжкой можно назвать властными органами. Реальная власть на местах принадлежит партийным организациям, функционирующим на различных уровнях административно-территориального деления и принимающим все важные решения.

Источник

Иберийская система

Для иберийской системы (Бразилия, Аргентина, Мексика, Португалия, Колумбия, Никарагуа и др., отчасти и современная Испания) характерно переплетение элементов государственного управления и местного самоуправления, с преобладанием государственного управления. В рамках этой системы для осуществления управленческой деятельности на местах население соответствующей административно-территориальной единицы избирает ее совет и главное должностное лицо (алькада, мэра, префекта). Последний может избираться и советом. Но во всех случаях глава администрации, одновременно является председателем совета и одновременно утверждается органами госу­дарственной власти (правительством, министром внутренних дел) как представители государственной власти в своей административно-тер­риториальной единице. Благодаря этому алькад, мэр, префект одновременно выступает и как исполнительный орган местного самоуправления, и как орган государственного управления в данной административно-территориальной единице, обладающий правом контроля за деятельностью представительного органа местного самоуправления – совета.

Практика работы зарубежных органов муниципальной власти постоянно совершенствуется, вырабатывая новые модели, формы, типы организации местного самоуправления. Изменения в экономике, политике и идеологии современных государств вызывают необходимость приспосабливать существующие системы местного самоуправления к новым реалиям. Начавшийся в 60-х годах нашего столетия и не закончившийся до сих пор процесс реформирования власти на местах — одно из наиболее заметных явлений в государственном устройстве стран мирового сообщества. Общая тенденция этого процесса — развитие самоуправленческих начал и децентрализация власти.

Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в виду, что в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем.

Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени, вобравшие в себя черты каждой их них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных. К таким моделям можно отнести местное самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах.

Источник

Оцените статью