- 11. Муниципальные системы зарубежных стран (Великобритания, Франция, фрг и сша). Общая характеристика
- Местное самоуправление в США
- Муниципальные системы зарубежных стран сша
- Общая характеристика муниципальных систем в зарубежных странах
- Готовые работы на аналогичную тему
- Англосаксонская муниципальная система
- Континентальная муниципальная система
- Смешанная муниципальная система
- 35. Местное самоуправление США
- Читайте также
- Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
- Местное самоуправление
- Глава 8. Местное самоуправление
- Глава 8. Местное самоуправление
- Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление
- 5. Местное самоуправление в 90-е гг. XX в.
- 22. Местное самоуправление и правовые нормы
- 35. Местное самоуправление США
- 88. Местное самоуправление и управление
- Статья 1. Местное самоуправление
- 85. Местное самоуправление в РФ
- § 26. Местное самоуправление
11. Муниципальные системы зарубежных стран (Великобритания, Франция, фрг и сша). Общая характеристика
В зарубежных государствах накоплен значительный опыт действия различных моделей МСУ. Эти модели отличаются по порядку формирования органов МСУ, предметам ведения МСУ, характеру и особенностям взаимоотношений органов МСУ с органами государственной власти.
Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Основные ее признаки:
органы МСУ имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;
органы МСУ напрямую не подчинены органам государственной власти;
основная единица МСУ — приход;
в компетенцию органов МСУ входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.
Вторая основная муниципальная система получила название французской (континентальной). Главное отличие французской системы МСУ от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов МСУ и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому:
основной единицей МСУ является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны; готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения; управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок; представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях; председательствует в административных комиссиях и др. Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.
Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.
Государственный контроль за деятельностью органов МСУ осуществляют государственные должностные лица – префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов МСУ. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер – передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу.
Контролю подлежит исключительно законность решений, предлагать органам МСУ изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе.
Принципиальным отличием данной системы от существовавшей до 1982 года является перевод государственного контроля в режим исключительно а posteriori. До 1982 года решения органов МСУ вступали в силу после одобрения их представителем государства.
Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы – как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели МСУ. В качестве последней многими авторами называется местное (коммунальное) управление ФРГ.
В Основном законе ФРГ (пункт 2 статьи 28) гарантируется МСУ и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления.
В праве субъектов ФРГ – земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея «сквозного управления», при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.
К предметам ведения МСУ ФРГ относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др.
Источник
Местное самоуправление в США
Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны.
Большинство штатов (кроме 2) делятся на графства (это название унаследовано от средневековой Англии, хотя графов в США никогда не было; дворянские титулы были сразу после образования США отменены). Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.
Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют 3 системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система «совет – управляющий». Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер.
Графства подразделяются на тауны и ауншипы (иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков). В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет из 3–5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля – ответственного за общественный порядок.
В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.).
Местное самоуправление играет большую роль в США. На службе в его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупности равны приблизительно 40 % федерального бюджета, хотя в местные бюджеты отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.
Кроме административно-территориальных единиц, в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.
Источник
Муниципальные системы зарубежных стран сша
Муниципальные системы зарубежных стран – это нормативно закрепленные и реализуемые на практике типы организации публичного управления местной территорией, в том числе ее социально-экономическим развитием, с предоставлением самостоятельности местному сообществу в решении местных вопросов или без такового.
Общая характеристика муниципальных систем в зарубежных странах
Во всех современных демократически организованных государствах система муниципального управления строится на единых принципах, которые получили свое нормативное закрепление в Европейской хартии местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что характеристики муниципального управления в конкретных государствах имеют определенную специфику. Это касается:
Готовые работы на аналогичную тему
- структурной организации системы муниципального управления;
- вопросов ведения, вверенных муниципальным органам;
- приоритетных направлений деятельности муниципального управления и др.
В вопросах организации муниципального управления и в выборе конкретного типа системы муниципального управления немаловажную роль играют национальные традиции организации публичного управления, культурные и иные исторические особенности общественного и государственного развития и пр.
Исследование специфики организации муниципальных систем зарубежных стран позволяет выделить следующие основные модели:
- англосаксонскую муниципальную систему управления;
- континентальную муниципальную систему управления;
- смешанную муниципальную систему управления.
Англосаксонская муниципальная система
Специфическая организация системы муниципального управления сформировалась в Великобритании и затем распространилась в государствах, которые входили ранее в состав Британской колониальной империи. Такими государствами были восприняты основные принципы организации публичного управления в Великобритании. К числу этих стран относятся США, Новая Зеландия, Австралия и др.
В рамках рассматриваемой муниципальной системы реализацию полномочий местного самоуправления осуществляют выборные органы – так называемые советы, формируемые в различного уровня административно-территориальных единицах (советы графств, городские советы, районные советы). Выборы происходят раз в 4 года, и советы либо полностью обновляются в этот срок, либо происходит частичная ротация их членов. Члены совета выполняют свои функции на безвозмездных условиях.
Англосаксонская муниципальная система характеризуется значительной самостоятельностью муниципальных органов в решении вопросов местного значения:
- муниципальные органы автономны в решении вопросов, которые на законодательном уровне отнесены к их ведению;
- муниципальные органы не находятся в прямом подчинении государственным органам;
- государственные органы не имеют правовой и реальной возможности вмешиваться в те области общественной жизни, которые входят в состав ведения муниципальных органов;
- надзор за эффективностью и законностью деятельности муниципальных органов осуществляет население посредством демократических процедур, а также путем применения косвенных инструментов – обращения в суд или в государственные органы с соответствующими жалобами.
Поскольку советы не могут действовать постоянно, а собираются на регулярной основе для решения наиболее важных вопросов, для текущей работы формируются и постоянно действуют профильные комиссии.
Континентальная муниципальная система
Континентальная муниципальная система получила распространение в европейских государствах и воспринята значительным числом современных государств. Ее существенным отличием от англосаксонской муниципальной системы является то обстоятельство, что управление местной территорией реализуется должностными лицами государственной системы управления. Государственные должностные лица в рамках рассматриваемой муниципальной системы контролируют текущую деятельность в местных органов. Посредством таких государственных представителей на местном уровне государство реализует мероприятия административного контроля над местными сообществами.
В рамках названной муниципальной системы фактически происходит сочетание прямого государственного управления местными территориями с функционированием местных органов. Местные органы реализуют полномочия по вопросам местного значения, а также государственные полномочия, при этом государственные контролеры имеют широкие полномочия по одобрению, приостановке, аннулированию принятых местными органами решений, а также по роспуску и направлению в отставку местных должностных лиц.
При этом надо отметить, что рассматриваемая муниципальная система – это не застывшая форма организации управления местными сообществами, например, во Франции с 70-х годов происходит реформирование названной системы и постепенное децентрализация управления на местах: функции административного контроля сокращаются и практически сводятся сегодня к установлению законности принимаемых муниципальными органами решений.
Смешанная муниципальная система
Кроме того, в практике современных государств выделяют так называемые гибридные муниципальные системы. Это системы местного самоуправления, которые сочетают в себе черты как рассмотренной выше англосаксонской муниципальной системы, так и системы континентального типа, и при этом содержат специфические характеристики, обусловленные собственными культурными, политическими, социальными и национальными традициями конкретного государства.
В качестве примера гибридной муниципальной системы может быть рассмотрена муниципальная система Германии. Здесь местное самоуправление гарантируется на государственном уровне: общинам предоставляется право законодательного регулирования под собственную ответственность местных вопросов.
Аналогичное право предусмотрено и для объединения общин. Публичное управление в Германии строиться по системе снизу-вверх: общины как единица местного самоуправления решают местные вопросы самостоятельно, не допускается вмешательство земель и государства в вопросы местного значения, при этом допускается государственный надзор для обеспечения соответствия местных решений основным конституционным гарантиям, а также принятым на их основе федеральному законодательству и законодательству земель.
Источник
35. Местное самоуправление США
35. Местное самоуправление США
Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов.
Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств.
Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. В 3/4 штатов в графствах избирается совет комиссионеров. Члены совета не вправе состоять в исполнительных органах и занимать другие должности. Они попеременно избирают председательствующего и коллегиально решают местные вопросы, распоряжаются финансами. В немногих штатах это совет контролеров. Он состоит из выборных членов (делегатов) – муниципалистов и тауншипов, входящих в графство. Их гораздо больше, обычно около 20 человек, но все они становятся должностными лицами графства и занимаются его делами. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.
Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В большинстве городов применяется система совет – управляющий. Управляющий, являющийся главой администрации, не избирается населением, а назначается советом из, числа опытных менеджеров, т. е. выступает как наемное должностное лицо. Поэтому совет всегда вправе его уволить. В руках у управляющего практически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для представительских функций.
Комиссионная форма городского самоуправлении как бы отвергает разделение властей, соединяя законодательные и исполнительные функции и руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5–7 членов на срок 2–4 года избирают жители города, она сама издает необходимые правовые акты и сама через членов комиссии организует их исполнение. Каждый член комиссии возглавляет управление и муниципалитете и, следовательно, действует бесконтрольно. Один из членов комиссии становится председателем комиссии.
Внутри крупных городов, часто образующихся путем слияния нескольких соседних городов, а иногда и графств, оказывается несколько самостоятельных муниципалитетов (метрополитенские регионы).
Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер.
Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков. В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет. В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля – ответственного за общественный порядок.
В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам.
Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов, которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.2. Местное самоуправление
Местное самоуправление
Местное самоуправление Таблица 23
Глава 8. Местное самоуправление
Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.2. Местное самоуправление
Глава 8. Местное самоуправление
Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.2. Местное самоуправление
Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.2. Местное самоуправление
Местное самоуправление
Местное самоуправление Таблица 23
Местное самоуправление
Местное самоуправление Федеративная форма государственно-территориального устройства США и в связи с этим децентрализация власти на местах, быстрый рост урбанизации, кризисные явления в крупных городах, соперничество между предпринимателями Востока и Запада,
Местное самоуправление
Местное самоуправление Согласно § 41 конституции, территория Венгерской Республики делится на столицу, области, города и общины (kozseg). Столица делится на округа. Они могут быть образованы и в других городах. Следует иметь в виду, что столица Венгрии по сравнению с другими
5. Местное самоуправление в 90-е гг. XX в.
5. Местное самоуправление в 90-е гг. XX в. В процессе реформирования советской системы местного самоуправления можно выделить два этапа:1-й этап — 1990–1991 гг. Принятие 9.04.1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который
22. Местное самоуправление и правовые нормы
22. Местное самоуправление и правовые нормы Правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Они образуют муниципальное право
35. Местное самоуправление США
35. Местное самоуправление США Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов.Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств.Их
88. Местное самоуправление и управление
88. Местное самоуправление и управление Система местных органов, осуществляющих управление общественной жизнью, основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации.Первый принцип
Статья 1. Местное самоуправление
Статья 1. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.2. Местное самоуправление в Российской Федерации –
85. Местное самоуправление в РФ
85. Местное самоуправление в РФ Местное самоуправление в РФ регламентируется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3.Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается,
§ 26. Местное самоуправление
§ 26. Местное самоуправление Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление путем референдума,
Источник