- Зарубежный опыт муниципального управления. Основные модели муниципального управления в зарубежных странах
- Муниципальный менеджмент зарубежных стран
- Общая характеристика муниципальных систем в зарубежных странах
- Готовые работы на аналогичную тему
- Англосаксонская муниципальная система
- Континентальная муниципальная система
- Смешанная муниципальная система
- Муниципальный менеджмент зарубежных стран
- Готовые работы на аналогичную тему
- Звенность муниципального управления в разных странах
- Компетенция органов муниципального управления
Зарубежный опыт муниципального управления. Основные модели муниципального управления в зарубежных странах
Мировая практика накопила огромный опыт в организации местного самоуправления. Сегодня выделяют два основных типа устройства самоуправления: французский (континентальный) тип, используемый во Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии; англосаксонский тип, применяющийся в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. На их основе организуется третий тип — смешанный, присущий системам самоуправления Германии, Италии, Японии. Все три типа обладают общими чертами:
1) Местные органы власти наделяются собственной компетенцией. Ее состав представлен четырьмя основными видами дел и полномочий:
¨ Финансово-экономические полномочия, главными из которых являются самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, местное планирование, регулирование хозяйственной деятельности;
¨ Коммунальное обслуживание населения, охрана окружающей среды, развитие транспорта и регулирование дорожного движения, санитария, канализация, очистка улиц и т.д.;
¨ Развитие социальной сферы: строительство дешевого жилья для бедноты, школ, больниц, библиотек;
¨ Установление правил поведения в общественных местах, местная полиция.
2) С точки зрения происхождения полномочий, составляющих компетенцию, выделяют дела обязательные, факультативные (добровольные) и делегированные (порученные) государством.
3) Общая тенденция во многих странах заключается в сокращении собственно коммунальных дел и расширении объема обязательных и порученных, что отражает возрастающую интеграцию местных органов власти в государственный механизм, их приспособление к решению задач общегосударственного значения.
Здесь подход к определению компетенции и условий функционирования местных органов власти можно определить как «государственную теорию местного самоуправления».
В рамках этой теории местное самоуправление рассматривается как управление, т.е. осуществление публичной власти на местном уровне. Местные органы власти рассматриваются как своеобразные «агенты» центральных ведомств, оказывающие услуги населению в соответствии с общенациональными стандартами и под общенациональным руководством.
Рассмотрим особенности обеих типов устройства местного самоуправления.
Англосаксонскому типу свойственен характерный наборпринципов организации власти.
1. «Принцип позитивного регулирования» деятельности местных органов власти: объем их полномочий устанавливается путем подробного перечисления прав и обязанностей.
2. Система местных органов власти состоит их организационных ячеек различных типов, поскольку законодательно установлены четкие критерии разграничения компетенции только для городской и сельской местности.
3. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов власти вышестоящим и представительные органы местной власти формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий.
4. Отсутствие уполномоченных центрального правительства на местах.
5. Наряду с представительными органами местного самоуправления непосредственно населением могут избираться и некоторые должностные лица, например, шерифы – начальники местной полиции.
6. Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд.
Континентальный (французский) тип. При определении компетенции и условий функционирования местного самоуправления исходят из так называемой «естественно-правовой доктрины». Она основывается на различии между «искусственно» созданными актами центральных властей образованиями и «естественно» сложившимися образованиями, признанными центральными властями (например, города, поселки). Считается, что в управлении первыми должны преобладать интересы государства, в то время как вторые могут обладать значительной самостоятельностью и руководствоваться, прежде всего, местными интересами, что и закрепляется в их компетенции.
Принципы «континентального» построения властей иные, нежели в англосаксонской системе.
1. Используется «принцип негативного регулирования»: местные органы власти вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом.
2. Типично единообразное построение системы органов власти местного самоуправления на низовом уровне: правами муниципалитетов пользуются как городские, так и сельские общины (независимо от размеров территории и численности населения).
3. Преобладает сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления.
4. наличие определенной соподчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим.
5. На местах действуют уполномоченные центрального Правительства.
6. Представительные органы создаются не на всех уровнях системы разделения властей (их нет в округах и кантонах Франции).
7. Контроль за деятельностью органов власти местного самоуправления представлен разнообразными формами и осуществляется по значительному кругу вопросов.
Мировая практика показывает большое разнообразие организационно-правовых форм, используемых на местном уровне. С учетом особенностей, специфики стран выделяется пять различных организационно-правовых форм.
1. Форма «сильный совет – слабый мэр» характеризуется избранием мэра советам и ограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов и контролю за их деятельностью. За мэром закрепляются, в основном, представительские и оперативно-исполнительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должности.
2. Форма «сильный мэр – слабый совет». Для этой формы характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено лишь квалифицированным большинством голосов членов последнего.
3. Форма «совет – управляющий» отражает стремление к «очищению» городской политики, к устранению коррупции, неэффективного и авторитарного правления. Управляющий представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в сфере общественного управления. Назначается на должность и увольняется советом, который избирается населением. Недостатком этой модели является невозможность или затрудненность влияния населения на политику, проводимую управляющим.
4. Комиссионная форма. Комиссия образуется из выборных лиц – уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица. Ее достоинством является отсутствие разделения властей, правда, приводящее к замедлению принятия решений. Недостатком этой модели может быть бесконтрольность, нехватка необходимого опыта, отстаивание комиссионерами интересов только своих отделов, дестабилизация и отсутствие сотрудничества.
5. Комбинированная форма. Управляющий или главный администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста-управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, голосуя за или против мэра, который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену городской администрации.
Вопросы и задания для проверки знаний:
1. Перечислите основные типы устройства самоуправления.
2. Какие принципы организации власти характерны для англосаксонского типа?
3. Назовите типы организационно-правовых форм, используемых мировой практикой на местном уровне.
4. На каких принципах основывается континентальный (французский) тип устройства самоуправления?
5. Что представляет собой смешанный тип организации местного самоуправления (МСУ)?
6. Назовите общие черты всех трех типов организации МСУ?
7. Раскройте основные особенности различных организационно-правовых форм местного самоуправления.
Источник
Муниципальный менеджмент зарубежных стран
Муниципальные системы зарубежных стран – это нормативно закрепленные и реализуемые на практике типы организации публичного управления местной территорией, в том числе ее социально-экономическим развитием, с предоставлением самостоятельности местному сообществу в решении местных вопросов или без такового.
Общая характеристика муниципальных систем в зарубежных странах
Во всех современных демократически организованных государствах система муниципального управления строится на единых принципах, которые получили свое нормативное закрепление в Европейской хартии местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что характеристики муниципального управления в конкретных государствах имеют определенную специфику. Это касается:
Готовые работы на аналогичную тему
- структурной организации системы муниципального управления;
- вопросов ведения, вверенных муниципальным органам;
- приоритетных направлений деятельности муниципального управления и др.
В вопросах организации муниципального управления и в выборе конкретного типа системы муниципального управления немаловажную роль играют национальные традиции организации публичного управления, культурные и иные исторические особенности общественного и государственного развития и пр.
Исследование специфики организации муниципальных систем зарубежных стран позволяет выделить следующие основные модели:
- англосаксонскую муниципальную систему управления;
- континентальную муниципальную систему управления;
- смешанную муниципальную систему управления.
Англосаксонская муниципальная система
Специфическая организация системы муниципального управления сформировалась в Великобритании и затем распространилась в государствах, которые входили ранее в состав Британской колониальной империи. Такими государствами были восприняты основные принципы организации публичного управления в Великобритании. К числу этих стран относятся США, Новая Зеландия, Австралия и др.
В рамках рассматриваемой муниципальной системы реализацию полномочий местного самоуправления осуществляют выборные органы – так называемые советы, формируемые в различного уровня административно-территориальных единицах (советы графств, городские советы, районные советы). Выборы происходят раз в 4 года, и советы либо полностью обновляются в этот срок, либо происходит частичная ротация их членов. Члены совета выполняют свои функции на безвозмездных условиях.
Англосаксонская муниципальная система характеризуется значительной самостоятельностью муниципальных органов в решении вопросов местного значения:
- муниципальные органы автономны в решении вопросов, которые на законодательном уровне отнесены к их ведению;
- муниципальные органы не находятся в прямом подчинении государственным органам;
- государственные органы не имеют правовой и реальной возможности вмешиваться в те области общественной жизни, которые входят в состав ведения муниципальных органов;
- надзор за эффективностью и законностью деятельности муниципальных органов осуществляет население посредством демократических процедур, а также путем применения косвенных инструментов – обращения в суд или в государственные органы с соответствующими жалобами.
Поскольку советы не могут действовать постоянно, а собираются на регулярной основе для решения наиболее важных вопросов, для текущей работы формируются и постоянно действуют профильные комиссии.
Континентальная муниципальная система
Континентальная муниципальная система получила распространение в европейских государствах и воспринята значительным числом современных государств. Ее существенным отличием от англосаксонской муниципальной системы является то обстоятельство, что управление местной территорией реализуется должностными лицами государственной системы управления. Государственные должностные лица в рамках рассматриваемой муниципальной системы контролируют текущую деятельность в местных органов. Посредством таких государственных представителей на местном уровне государство реализует мероприятия административного контроля над местными сообществами.
В рамках названной муниципальной системы фактически происходит сочетание прямого государственного управления местными территориями с функционированием местных органов. Местные органы реализуют полномочия по вопросам местного значения, а также государственные полномочия, при этом государственные контролеры имеют широкие полномочия по одобрению, приостановке, аннулированию принятых местными органами решений, а также по роспуску и направлению в отставку местных должностных лиц.
При этом надо отметить, что рассматриваемая муниципальная система – это не застывшая форма организации управления местными сообществами, например, во Франции с 70-х годов происходит реформирование названной системы и постепенное децентрализация управления на местах: функции административного контроля сокращаются и практически сводятся сегодня к установлению законности принимаемых муниципальными органами решений.
Смешанная муниципальная система
Кроме того, в практике современных государств выделяют так называемые гибридные муниципальные системы. Это системы местного самоуправления, которые сочетают в себе черты как рассмотренной выше англосаксонской муниципальной системы, так и системы континентального типа, и при этом содержат специфические характеристики, обусловленные собственными культурными, политическими, социальными и национальными традициями конкретного государства.
В качестве примера гибридной муниципальной системы может быть рассмотрена муниципальная система Германии. Здесь местное самоуправление гарантируется на государственном уровне: общинам предоставляется право законодательного регулирования под собственную ответственность местных вопросов.
Аналогичное право предусмотрено и для объединения общин. Публичное управление в Германии строиться по системе снизу-вверх: общины как единица местного самоуправления решают местные вопросы самостоятельно, не допускается вмешательство земель и государства в вопросы местного значения, при этом допускается государственный надзор для обеспечения соответствия местных решений основным конституционным гарантиям, а также принятым на их основе федеральному законодательству и законодательству земель.
Источник
Муниципальный менеджмент зарубежных стран
Основы построения муниципального управления в зарубежных странах на современном этапе закладываются административно-территориальным делением государства.
Административно-территориальное деление государства представляет собой важнейший элемент государственного устройства, носящий, как правило, консервативный характер.
Многие крупные зарубежные государства (Испания, США, Италия, Германия и прочие) определились с действующей по настоящее время системой административно-территориального деления уже в XIX веке, в некоторых странах его истоки находятся в эпохе раннего феодализма (к примеру, Великобритания).
В результате административно-территориальное деление зарубежных стран и в настоящее время зачастую содержит некоторое количество устаревших территориальных единиц, небольших по территории и утративших свою экономическую или демографическую основу для выделения. К тому же практически для всех стран характерно наличие серьезных различий по размерам территорий, численности их населения, уровню экономического потенциала административно-территориальных единиц одной и той же категории.
Готовые работы на аналогичную тему
Основное назначение деления государств на определенные административные единицы состоит в том, чтобы обеспечить максимальное удобство и эффективность государственного управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям граждан.
Звенность муниципального управления в разных странах
Административно-территориальное деление государств влияет и на систему построения муниципального управления, которая может делиться по вертикали на два – пять звеньев.
Административно-территориальное деление двухзвенного уровня имеет наибольшее распространение и наиболее удобно с точки зрения организации муниципального управления. Оно применяется в таких странах как Коста-Рика, Дания и прочие. Почти аналогичным по удобству и распространенности выступает трехзвенное деление, получившее распространение в таких странах как Испания, Италия и других.
Наличие более высокой звенности административно-территориального деления государств встречается гораздо реже. Сходные по уровням административно-территориального деления страны все равно имеют существенные различия в самом характере такого деления.
Кроме того, отличия системы построения муниципального управления также определяются степенью централизации его взаимоотношений с более высокими уровнями власти.
В одном случае построение системы муниципального управления основано на принципах прямой подчиненности муниципальных органов власти вышестоящим. Так принято во Франции, Италии, Германии. При этом некоторые страны выстраивают практически полностью автономную систему муниципального управления, которое не предусматривает вертикальной ответственности на юридическом уровне и на практике существует в крайне ограниченной форме. Примерами такой ситуации являются Великобритания и США.
В другом случае органы муниципального управления наделяются значительной самостоятельностью по отношению к более высоким уровням управления. В таких странах устанавливается достаточно широкая система выборности муниципальных органов власти. Некоторые страны, формирую прямую систему соподчиненности на основе так называемой «координации» деятельности нижестоящего уровня органов власти (к примеру, Япония).
Также существует практика прямого контроля специальными государственными органами органов муниципального управления. Примером таких органов государственной власти могут быть органы министерства внутренних дел (к примеру, в Великобритании), специально сформированные подразделения в правительстве, т.е. отдельные министерства по муниципальному управлению. Некоторые страны назначают полномочных представителей правительства в административно-территориальные единицы для осуществления административного надзора за деятельностью выборных органов муниципального управления и их исполнительных органов (к примеру, Италия, Франция).
Большинство стран Латинской Америки не имеет централизованного управления муниципальными органами власти, а формирует систему, в условиях которой представители государственной власти выполняет лишь контрольные функции и осуществляется свою деятельность наряду с главой муниципального образования, который избирается населением или советом.
Компетенция органов муниципального управления
Муниципального управление практически в любой стране мира ориентировано на решение местных вопросов, связанных с коммунальным хозяйством, охраной окружающей среды, планированием размещения и застройки территорий муниципальных образований, общим надзором за процессом градостроительства, развитием муниципального транспорта и установлением порядка его регулирования, муниципальным дорожным строительством, канализацией, водо- и газоснабжением, энергообеспечением, очисткой улиц, борьбой с загрязнениями водоемов и прочим.
Кроме того, муниципальные органы власти наделяются значительными полномочиями в социальной сфере. В состав таких полномочий входит, в частности, оказание социальной помощи малоимущим слоям населения, финансируемым за счет муниципального бюджета. В рамках этих полномочий муниципальные органы власти строят и содержат:
- ночлежки,
- дома престарелых,
- муниципальные школы,
- больницы и прочее.
Муниципальные органы власти также осуществляют управление муниципальной собственностью, координируют деятельность местного хозяйства путем выдачи разрешений на осуществление какой-либо деятельности.
Также муниципальные органы власти осуществляют охрану общественного порядка, определяя правила поведения в общественных местах, разрешение или запрет общественных мероприятий (пикеты, митинги и прочее).
Источник