Мусульманские страны турция иран египет индонезия история

Мусульманские страны турция иран египет индонезия история

Понятие «исламский мир», или «исламская цивилизация», во многом условно. Оно обозначает совокупность государств, население которых в своем большинстве исповедует мусульманскую религию.

Общая характеристика.

В современном мире насчитывается более 1 млрд мусульман. Ислам считается самой быстро распространяющейся религией планеты. Ученые предрекают, что в XXI в. эта религия станет преобладающей на Земле.

Почти в 50 странах мира большинство населения относится к традиционно мусульманским этносам. В 28 афро-азиатских государствах ислам провозглашен государственной (или официальной) религией. Характерной чертой мусульманского мира является этническая неоднородность. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. Сердцевину исламского мира составляют страны арабского Востока.

Со второй половины ХХ в. в мусульманском мире усилилось влияние ислама на все сферы жизни общества. Одной из причин этого является специфика данной религиозной системы: ислам — не только религия, но и образ жизни.

Под исламскими лозунгами активизировалось национально-освободительное движение, возникли исламские политические общества и партии, международные организации. Такая активность ислама получила название «исламское возрождение». В 1970-е гг., особенно после «исламской» революции в Иране, широко заявило о себе в мусульманском мире движение, известное как исламский фундаментализм. Его главная цель — возврат к основам веры, т. е. к «чистому» первоначальному исламу времен пророка Мухаммеда, созданию общества и государства на принципах Корана и шариата.

Читайте также:  Густонаселенные районы страны россии

Национально-освободительные революции в арабском мире.

Новый подъем национально-освободительной борьбы начался после Второй мировой войны. Были ликвидированы подмандатные (колониальные) режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании.

1950—1960 гг. ознаменовались целым рядом революционных событий в арабских странах. В Египте была свергнута монархия (1952), завершилась британская оккупация страны. В 1954 г. в Алжире вспыхнула восьмилетняя антиколониальная революционная война против Франции. Добились независимости Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956). Был уничтожен монархический режим и провозглашена республика в Ираке (1958). Все это привело к ослаблению позиций Запада на Ближнем Востоке.

В 1961-1969 гг. произошло «полевение» многих арабских режимов, а также завершение процесса деколонизации. В 1961 г. президент Египта Г. А. Насер приступил к «некапиталистическим» реформам. В ходе освободительной войны добились независимости алжирцы (1962). Произошла антимонархическая революция в Йемене (1962). В феврале 1963 г. Партия арабского социалистического возрождения, или Баас, пришла к власти в Ираке. В 1969 г. был свергнут королевский режим в Ливии.

Египет во второй половине XX века

История этого государства представляет особый вариант модернизации. Страна прошла сложный путь от антимонархической революции и социалистической ориентации до укрепления и развития рыночных отношений и союза с Западом.

Важную страницу в истории Египта открыло свержение монархии в 1952 г. организацией «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абдель Насером. В период правления президента Насера страна добилась больших успехов в экономике. В 1956 г. был национализирован Суэцкий канал. В результате прогрессивной аграрной реформы крестьяне получили землю. Были построены Асуанская высотная плотина, позволившая оросить огромные площади в долине Нила, и ряд крупных промышленных предприятий. Огромную военную и экономическую помощь Египет получал от Советского Союза. В начале 1960-х гг. египетское руководство провозгласило курс на построение социализма.

После поражения Египта в войне 1967 г. с Израилем в египетском обществе усилились проамериканские настроения. Преемники Насера взяли курс на сближение с Западом. В социально-экономической сфере они столкнулись с трудноразрешимой задачей. С одной стороны, необходимо было ускорять экономические реформы, с другой — поддерживать бедноту, чтобы не допустить социального взрыва.

Иран во второй половине XX века

После Второй мировой войны Иран находился под влиянием Великобритании и США, которых привлекали большие запасы иранской нефти и возможности выгодно вкладывать капиталы. Прозападная политика Ирана проявилась в подписании в 1959 г. военного соглашения с США.

В середине 1950-х гг. в Иране усилилась личная власть шаха Мухаммеда Реза Пехлеви. В стране была запрещена деятельность политических партий. В начале 1960-х гг. под руководством шаха начались реформы, получившие название «белой революции» (белый цвет — символ монархии). Важнейшей составной частью этой революции стала аграрная реформа. Она подорвала помещичье землевладение и превратила большинство крестьян в собственников.

В годы «белой революции» были проведены приватизация государственных предприятий и национализация лесов и пастбищ, а также водных ресурсов. На земли мечетей вводились налоги, что лишало духовенство доходов. Предпринимались меры по борьбе с неграмотностью, улучшалось медицинское обслуживание сельского населения. В Иране появились новые отрасли промышленности: автомобильная, алюминиевая, нефтехимическая. Города принимали более современный облик. В Иран проникала западная культура. Женщинам были предоставлены избирательные права. В стране вводились светское судопроизводство, бесплатное восьмилетнее образование. Важнейшим источником модернизации страны стали поступления от продажи нефти.

Однако резкий курс шаха на ускоренное развитие Ирана по западному образцу был враждебно встречен значительной частью иранского общества, включая мусульманское духовенство, торгово-промышленные круги и интеллигенцию.

В 1978 г. в Иране вспыхнула антимонархическая революция, известная также как «исламская революция». Мощное антишахское движение возглавил аятолла Хомейни. Сторонники Хомейни овладели Тегераном. В стране был проведен референдум, в результате которого 1 апреля 1979 г. была провозглашена Исламская Республика Иран. По новой Конституции высшая власть отныне принадлежала духовенству. Западные страны полностью лишались своего влияния в стране. Новое иранское руководство отвергло и капитализм, и коммунизм. Оно противопоставило им собственный — исламский — путь развития. Экономику новой республики составили государственный, кооперативный и частный секторы.

Турция во второй половине XX века

В отличие от Египта или Ирана Турецкая Республика представляла иной вариант модернизации в послевоенный период.

Первый этап (1945—1960). Первое послевоенное десятилетие в Турции характеризовалось смягчением авторитарности режима и расширением демократических основ власти. Были приняты законопроекты о переходе от однопартийной системы к многопартийной. Наметилось сближение с США и другими западными странами. Турция была включена в сферу действия «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла». Американская помощь пошла преимущественно на военное строительство. В конце 1950-х гг. страну охватили волнения, правительство приняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этих условиях в мае 1960 г. произошел военный переворот. Была отменена Конституция 1924 г., распущен парламент, запрещена деятельность политических партий.

Второй этап (1960—1980) характеризовался политической либерализацией. Согласно новой Конституции (1961) Турция определялась как «социально-правовое государство». Важной особенностью Второй республики являлось утверждение многопартийной системы. В 1960—1970-е гг. Турция превратилась в аграрно-индустриальную страну. Однако в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы роста, а в политике — устранить острое соперничество между сторонниками этатизма и либерализации и расширения частной инициативы. Обострению ситуации в стране способствовала деятельность различного рода экстремистских организаций.

Военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и в 1980 г. осуществило государственный переворот. Правительство было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приостановлена. Армия оставалась у власти более трех лет.

В 1982 г. была введена в действие новая Конституция Турции. С этого времени начала свой отсчет Третья Республика. В стране были провозглашены крупномасштабные реформы. «Отец турецких реформ», премьер-министр Тургут Озал, отказался от строгого государственного регулирования и ограничения роста реальных доходов населения. Экономика открылась для иностранных товаров и капиталов. Приоритетным стало развитие среднего и малого бизнеса. Темпы экономического роста в 1980— 1990 гг. составили около 8 % в год.

В это время в общественно-политической жизни страны усилилось влияние исламских организаций. На парламентских выборах 2002 и 2007 гг. убедительную победу одержала умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Премьером стал один из лидеров ПСР Реджеп Тайип Эрдоган. И хотя партию обвиняют в исламизме, она ориентируется на западные ценности, такие как рыночная экономика и вступление в Европейский Союз. В последнее время активизировалась внешнеполитическая деятельность в ближневосточном регионе, началось сближение с Ираном и Российской Федерацией. За время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. На Западе многие называют правление ПСР самым успешным за последние пятьдесят лет.

Конспект урока по всемирной истории «Мусульманский мир во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Исламские страны

Исламские страны в современном мире играют заметную роль в системе международных отношений и международной политики, поскольку мусульманское население на планете увеличивается с каждым годом рекордными темпами. Исламский мир показывает неуклонную тенденцию к расширению, и эксперты высказывают мнение, что мусульман в мире станет больше христиан уже к 2050 году. Уже сейчас исламский мир включает в себя не только исламские страны, которые являются традиционно восточными странами: мусульмане проживают в большинстве государств мира. В одной только столице Великобритании Лондоне имя Мухаммад является самым популярным, а на территории Лондона функционирует более ста мечетей. Глобализация распространила религию ислама, и сейчас этнические мусульманские общины функционируют во всех странах. Если рассматривать историю ислама, то можно увидеть парадоксальное явление: в странах Европы, которые на протяжении всей своей истории боролись с мусульманским миром, стремительно растет численность мусульман. Этому называют две причины: высокие демографические показатели, которые традиционно фиксируются у народов, исповедующих Ислам, и активная иммиграция.

История мусульманских государств

Изначально большая часть современного мусульманского населения являлась единым мусульманским государством, которое в восемнадцатом веке простиралось в своих владениях от Центральной Азии в восточной части до Испании и Марокко в западной части. Это была территория ислама Дар уль-ислам или Арабский халифат.

Ислам начал свою историю на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, когда Пророк Мухаммад ﷺ передал людям божественное откровение в виде Священной Книги Коран. Последователями Пророка ﷺ было создано небольшое государство-мусульманская община. После смерти Пророка Мухаммада ﷺ , который стал первым правителем исламского государства, халифами становились его сподвижники – первые четыре халифа получили среди мусульман прозвище «праведные халифы», и уже в период их правления территории халифата включали Египет и Сирию, всю Саудовскую Аравию, Ирак и частично Иран. Дальнейшее расширение Халифата положило начало формированию разных исламских доктрин и религиозно-политических течений: ислам разделился на суннизм, хариджизм и шиизм.

Ислам на момент правления таких знаменитых и могущественных мусульманских династий, как Омейяды и Аббасиды, охватывал огромные территории: от Пиренейского полуострова до центра Азии, до западных индийских провинций: государства формировались уже самостоятельные, независимые от Халифата, но проповедующие религию Ислама.

К десятому веку исламский мир уже имел несколько культурных и политических центров: одним в арабо-мусульманской Испании управляли Омейяды, а вторым, в Египте, управляли Фатимиды, и обе эти династии прикладывали огромные усилия для того, чтобы объединить мусульман и распространить плоды исламской цивилизации среди жителей. К пятнадцатому веку Пиренеи уже постепенно стали переходить под власть Реконкиста, то есть христианских правителей, но Ислам продолжал свое расширение в Западную и Восточную Африку, в Юго-Восточную Азию, на Кавказе, на Балканах и в Поволжье.

После того, как Первая мировая война положила конец Османской империи, институты султаната и халифата были упразднены, границы Ислама в результате колониальной модернизации существенно сдвинулись. Сегодня исламский мир – это история и судьбы многих постколониальных государств, но идея того, что политическое единство мусульман должно быть восстановлено, а Халифат возрожден, а весь исламский мир должен вернуться вновь к своим духовно-нравственным идеалам, остается главенствующей для мусульманских религиозно-политических движений во многих странах мира.

Какие страны являются традиционно исламскими?

Ислам имеет свою долгую и пеструю историю, которая во многом объясняет распространение мусульман по миру и показатели процентного соотношения мусульманского населения между исламскими странами. Ниже представлен список стран, в которых исламская культура и традиции доминируют на протяжении столетий:

  • Азербайджан;
  • Алжир;
  • Афганистан;
  • Бангладеш;
  • Бахрейн;
  • Бруней;
  • Буркина-Фасо;
  • Гамбия;
  • Гвинея;
  • Гвинея-Бисау;
  • Джибути;
  • Египет;
  • Западная Сахара;
  • Индонезия;
  • Иордания;
  • Ирак;
  • Иран;
  • Йемен;
  • Казахстан;
  • Катар;
  • Киргизия;
  • Коморские острова;
  • Кувейт;
  • Ливан;
  • Ливия;
  • Мавритания;
  • Малайзия;
  • Мали;
  • Мальдивы;
  • Марокко;
  • Нигер;
  • Нигерия;
  • ОАЭ;
  • Оман;
  • Пакистан;
  • Палестина;
  • Саудовская Аравия;
  • Сенегал;
  • Сирия;
  • Сомали;
  • Судан;
  • Сьерра-Леоне;
  • Таджикистан;
  • Танзания;
  • Тунис;
  • Туркмения;
  • Турция;
  • Узбекистан;
  • Чад;
  • Эритрея;
  • Эфиопия.

Немало мусульман проживает и в Индии – мусульманская община этой страны составляет почти сто девяносто миллионов человек, что составляет 14% от всего населения Индии.

Относительно того, какова численность мусульманского населения в Китае, существуют разные данные: Организация Объединенных Наций заявляет, что в Китае проживает двадцать миллионов мусульман, но, по другим оценкам, численность мусульманской общины в Китае достигает даже шестидесяти-девяноста миллионов человек.

В настоящее время на международной арене некоторые исламские страны, такие как Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция являются значимыми политическими и экономическими игроками.

Организация исламского сотрудничества

В 1969 году на конференции глав исламских государств была основана международная «Организация Исламская конференция» (ОИК), целью которой являлась консолидация мусульманских стран в экономической, культурной, социальной и политической сферой. В ОИК, переименованной в 2011 году в ОИС — «Организацию исламского сотрудничества» входит 57 исламских стран:

  1. Саудовская Аравия
  2. Объединенные Арабские Эмираты
  3. Малайзия
  4. Турция
  5. Индонезия
  6. Иран
  7. Нигерия
  8. Алжир
  9. Кувейт
  10. Бангладеш
  11. Ливия
  12. Казахстан
  13. Катар
  14. Египет
  15. Оман
  16. Ирак
  17. Пакистан
  18. Бахрейн
  19. Тунис
  20. Марокко
  21. Судан
  22. Кот-д’Ивуар
  23. Йемен
  24. Сирия
  25. Азербайджан
  26. Габон
  27. Узбекистан
  28. Туркменистан
  29. Бруней
  30. Иордания
  31. Камерун
  32. Чад
  33. Ливан
  34. Мозамбик
  35. Сенегал
  36. Таджикистан
  37. Суринам
  38. Бенин
  39. Мавритания
  40. Уганда
  41. Того
  42. Кыргызстан
  43. Албания
  44. Гвинея
  45. Гайана
  46. Афганистан
  47. Буркина Фасо
  48. Мали
  49. Джибути
  50. Сомали
  51. Нигер
  52. Сьерра Леоне
  53. Гамбия
  54. Мальдивы
  55. Гвинея- Бисау
  56. Коморы
  57. Палестина

Аспекты «исламского мира»

Когда говорят об исламском мире, подразумевают страны с исламом как с господствующей религией, но мусульманский мир включает в себя и те регионы, где компактно проживают мусульмане, не являясь в данной стране господствующим большинством, или те государства, где существуют большие группы мусульман или исламские общины. Сегодня исламский мир – это 1,9 млрд мусульман, которые проживают по всей планете и являются представителями самых разных национальностей и рас, культур и народов. Из этого числа в пятидесяти странах мусульмане составляют большинство, а еще в тридцати странах мусульмане являются влиятельным меньшинством.

Понятие «исламский мир» подразумевают три аспекта: политический, географический и религиозно-культурный, в последнем случае подразумевается мусульманская умма или община, то есть сообщество единоверцев, которые связаны не только религиозными ценностями, но и образом жизни, общей культурой. Мусульманская умма составляет 25% населения планеты, поскольку из семи с половиной миллиардов жителей на планете Земля проживает чуть менее двух миллиардов мусульман.

С точки зрения аспекта географического, под исламским миром подразумевают тот регион на планете, где компактно проживает большое количество мусульман: охватывает территории от Западной Африки вплоть до Юго-Восточной Азии, и в этот регион входит и Европа, и Россия, и Кавказ, а также Центральная Азия, Индия, Китай и Индонезия. Если рассматривать распространение мусульманского населения по континентам и странам, то в Северной Африке проживает всего 20% от мусульман земли, а в Азии — 80% приверженцев мусульманской религии: в Индонезии проживает двести тридцать миллионов человек, в Индии – сто девяносто, в Пакистане – сто девяносто пять миллионов, в Бангладеш мусульманское население составляет сто пятьдесят миллионов.

С точки зрения политического аспекта, под понятием «исламский мир» подразумевают те страны, которые себя позиционируют как исламские государства. Некоторые страны делают это формально: Бруней, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия, а ряд государств делают это неформально – Азербайджан, Тунис, Индонезия, Бангладеш и Малайзия.

Россия в исламском мире

Мусульманский мир рассматривает Россию как важную составную часть, так как Россия имеет большое историческое наследие, на протяжении разных веков на территории страны существовало немало мусульманских государств, ханств, эмиратов, имаматов, кроме того процент коренных мусульманских народов на территории Российской Федерации составляет по разным данным от 20 до 30% и он растет с каждым годом достигая уже до двадцати пяти миллионов жителей страны.

Источник

Оцените статью