Музеи кадетских корпусов страны

ПРОГРАММЫ ФОНДА: Музеи кадетских корпусов

Обращение президента Фонда Б.А. Йордана

Мы с вами живем в интересное время. Время, которое можно без преувеличения назвать ИСТОРИЧЕСКИМ для летописи кадетских корпусов в России.

Мой отец и его друзья, выпускники кадетских корпусов русского зарубежья, долгие годы мечтали, чтобы в России возродились кадетские корпуса, основанные на лучших традициях воспитания молодого поколения, Русской армии. Они бережно сохраняли и передавали следующему поколению русские традиции, культуру и веру. И они смогли вместе с вами воплотить свою мечту в жизнь. Прошло всего 14 лет с момента основания первого в новой России кадетского корпуса, а сейчас их уже более 100 по всей стране.

Так творится история, изо дня в день, из года в год. Давайте ее бережно сохранять, чтобы и вы могли воспитывать кадет и передавать следующему поколению историю и лучшие традиции вашего кадетского корпуса, рассказывать о ваших успехах и добрых делах.

Отрадно, что в настоящее время в российских кадетских корпусах создаются свои музеи. Мы проделали большую работу и искренне рады вам помочь в создании экспозиций и в предоставлении материалов.

Уважаемые директора, офицеры-воспитатели и преподаватели кадетских корпусов!

В настоящее время многие кадетские корпуса создают свои музеи и собирают экспонаты по истории кадетского движения. По многочисленным просьбам директоров кадетских корпусов Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана провел работу по созданию типового Тематико-экспозиционного плана (ТЭП) музея кадетского корпуса, основанного на истории кадетских корпусов, их традициях и связи поколений.

Читайте также:  Близкие страны с голландией

История кадетских корпусов России насчитывает уже три столетия, начиная с создания царем Петром I в 1701 г. в г. Москве Школы математических и навигацких наук, ставшей прообразом Морского кадетского корпуса.

С момента учреждения Петром I Школы математических и навигацких наук и до закрытия осенью 1922 г. последнего кадетского корпуса в России в разные годы, в общей сложности, существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России, начиная с 1920 г., в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов. Кадетские корпуса окончили тысячи выпускников, прославивших Россию, как на полях сражений, так и на научном, культурном и гражданском поприщах.

Кадетские корпуса, появившиеся в современной России в конце прошлого столетия, стремятся наследовать лучшие традиции кадетских корпусов Российской империи и русского зарубежья, продолжить связь поколений, прерванную в 20-х годах ХХ в. Изучение истории кадетских корпусов, заложенных ими традиций поможет сегодняшним кадетам уяснить истоки любви к Отечеству, преданности идеалам и служебному долгу, которые российские кадеты несли через всю свою жизнь.

Предлагаемый в рамках ТЭП иллюстративный, фактографический и текстовой материал в простой и доступной форме рассказывает об истории кадетских корпусов, основных этапах их создания и развития.

Знакомство с историей кадетских корпусов начинается с эпохи Петра I. Предлагаемые для экспозиции копии портретов императоров и императриц России, муляжи подлинных документов времен Анны Иоанновны, Екатерины II, Николая I и других императоров, краткое изложение истории создания кадетских корпусов, дадут возможность нагляднее представить этапы становления и развития в России уникальных учебных заведений, каковыми являлись кадетские корпуса.

Свыше 40 лет, с 1920 по 1964 гг. русские кадетские корпуса функционировали за пределами России. Они унаследовали славные традиции, созданные императорскими кадетскими корпусами. Материалы этого раздела, впервые представленные для столь широкого обозрения, помогут ознакомиться с жизнью этих кадетских корпусов, с тем, как они создавались, кто их возглавлял.

Появление первых кадетских корпусов в современной России связано, как с инициативой ряда государственных и общественных деятелей, ветеранов суворовцев и нахимовцев, так и с установлением контактов с зарубежными кадетами. Материалы экспозиции рассказывают о том, как развивались эти связи, кто являлся их инициатором.

В рамках V раздела ТЭП кадетским корпусам предоставляется большое поле деятельности для рассказа об истории своего кадетского корпуса, этапах его становления и периодах развития, о тех, кто помогал в создании корпуса, его людях и воспитанниках.

Настоящий ТЭП является лишь возможным вариантом размещения экспозиции в музее конкретного кадетского корпуса. В рамках этого плана существуют безграничные возможности для проявления творчества и инициативы.

Концепция ТЭП разработана генеральным директором ФСКК О.И.Барковец. Подборка материалов в соответствии с ТЭП, изготовление муляжей, подготовка текстовой информации, копирование и размножение материалов осуществлены референтом ФСКК В.А. Гурковским.

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН МУЗЕЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Авторские права и условия предоставления типового Тематико-экспозиционного плана Музея кадетского корпуса

Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

Благодарность за помощь в подборе материалов.

Подготовка настоящего ТЭПа была бы невозможна без той огромной помощи, которую оказали ФСКК им.А.Йордана:

  • заведующий выставочным отделом Государственного архива Российской Федерации А.А.Литвин;
  • директор Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) И.О.Гаркуша;
  • заведующий отделом РГВИА В.М.Шабанов;
  • заведующая библиотекой и архивом Российского Фонда Культуры О.К.Землякова;
  • вдова А.Б.Йордана М.А.Йордан;
  • вдова выпускника Казанского СВУ Е.П.Исакова А.А.Исакова;
  • ветеран-суворовец, выпускник Кавказского СВУ Г.И Березин.

Фонд выражает всем искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Источник

Музеи кадетских корпусов страны

Из приказа Министра обороны №142/2/3147 от 1 сентября 2000 г

Начальнику Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны российской Федерации совместно с Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации проработать и в установленном порядке представить предложения о создании в здании Мальтийской капеллы, расположенной на территории Санкт-Петербургского суворовского военного училища, филиала Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи с постоянно действующей экспозиции по истории Пажеского корпуса, кадетских корпусов России, современных СВУ, НВМУ и кадетских корпусов .

Музей истории кадетских корпусов РОССИИ

Экспозиция формируется из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

КАДЕТАМ, СУВОРОВЦАМ и НАХИМОВЦАМ, желающим принять участие в формировании экспозиции КАДЕТСКОГО музея присылать свои материалы и реликвии по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, Александровский парк,7 Дирекция МИККР, тел/факс (812)-610-3328 alfkon47@mail.ru

Первая выставка. 2003 года

Военно-морское образование в Петербурге.

Фотовыставка в Морском корпусе. 2011 года

(Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи)

Знамя Ленинградского СВУ, погоны училищ, альбом выпускников и газета «Правда» с Постановлением о создании СВУ в 1943 году

Стенд с фотографиями о СВУ первых лет.

Учебно-материальная база первых СВУ: шкаф с пособиями для уроков физики и биологии, парта с глобусом, готовальней и письменными принадлежностями, доска классная

Пособия для изучения зоологии Это сделано руками суворовцев, нахимовцев и кадет сегодня

Формы суворовцев и нахимовцев Советского Союза

Формы одежды первых суворовцев и нахимовцев

Летняя парадно-выходная форма одежды суворовца

Повседневная форма одежды суворовца СВУ МВД

Повседневная форма одежды суворовца

(с 1971 г.)

Погоны суворовцев и нахимовцев

Формы суворовцев, нахимовцев, кадет, воспитанников и воспитанниц МО РФ

Экспозиция формы одежды современных суворовцев , нахимовцев МО РФ (в центре) и

кадет кадетских школ-интернатов (кадетских школ) Минобразования РФ

Шинель воспитанника Московского ВМУ, повседневные школьные формы воспитанников президентских кадетских корпусов

и пансионов воспитанниц МО

Формы учащихся кадетских школ и кадетских школ-интернатов Минобразования

Канский морской корпус Форма кадет Сибирского КК Формы кадет Горского и казачьих КК юга России Форма кадет Красноярского КК

Погоны кадет учебных заведений Минобразования

Источник

Музеи кадетских корпусов страны

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Идея создания военно-исторического зала принадлежит командованию кадетского военного корпуса.

Формирование музейной экспозиции началось с первых дней существования Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса, который был создан в результате слияния трех кадетских корпусов: Военно-космического им. Петра Великого; ракетно-артиллеристского кадетского корпуса; и кадетского корпуса Железнодорожных войск РФ. В одночасье ушли в прошлое эти кадетские корпуса, но историю их существования необходимо было сохранить, ведь долгие годы они выпускали из своих стен воспитанников, которые связали свою жизнь с армией и флотом, стали достойными людьми и профессиональными офицерами, являются элитой и гордостью страны, а один выпускник стал героем России, к сожалению, посмертно…

Для сохранения памяти и традиций была создана и ныне существует экспозиция, рассказывающая о жизни и существовании каждого из трех кадетских корпусов. Экспозиция размещена в двух залах музея, доступна для экскурсий и посещения, но и на сегодняшний день находится в стадии формирования, дополняется поступающими материалами, экспонатами, предметами для изучения. Часто музей посещают выпускники этих кадетских корпусов. Приятно видеть с каким восторгом и теплотой в глазах они знакомятся с экспозицией о родном корпусе, рассказывают, что-то свое, о кадетской жизни и от всей души говорят «Спасибо»!

Жизнь идет вперед, началась работа над формированием экспозиции, посвященной Санкт-Петербургскому кадетскому военному корпусу. За время существования корпуса накопилось много материала о достижениях кадет, отличниках учебы, выпускниках, встречах с известными людьми, знаменательных событиях. Экспозиция открылась и будет постоянно пополняться, накапливая материал о жизни и развитии корпуса, сохраняя память о каждом выпускнике.

В среднем зале Музея находится экспозиция, посвященная истории возникновения кадетских корпусов, их развития с «имперских» времен до сегодняшних дней: в ней рассказывается о лучших временах, временах полного забвения и возрождения кадетских корпусов в России. Много материала представлено о возникновении Суворовских и Нахимовских училищ, их славном прошлом и настоящем.

Каждый кадет, обучающийся в корпусе, получает историческую информацию непосредственно в ходе экскурсий, семинаров, проводимых на базе музея, просмотра документальных фильмов в музейном видео-лектории. В музее имеется много видеофильмов, посвященных истории кадетских корпусов. Есть коллекция подлинных дореволюционных фотографий. Ведется работа по изучению военного обмундирования кадет разных кадетских корпусов Российской империи, их особенностей и отличия. Например, в Музее имеются старинные ременные бляхи различных размеров. Исследование, которое проводили кадеты, показало, что в кадетских корпусах Российской империи все обмундирование кадет делилось по возрастным группам, соответственно у младшей возрастной группы: кокарды, пуговицы, ременные бляхи были меньше, нежели у кадет старших классов, что было вполне разумно.

На базе музея работает кружок – «Юный экскурсовод». Воспитанники охотно посещают его, занимаются исследовательской работой, пишут статьи, принимают участие в различных исторических конкурсах, разрабатывают экскурсии, встречают в музее гостей и проводят для них экскурсии. Подготовлены экскурсии на английском языке.
У музея много задач – это постоянное развитие, пополнение музейной коллекции предметами, но главная задача музея – это приобщение как можно большего числа кадет к истории России, воспитание в их юных сердцах чувства любви и гордости к своей отчизне.

Положение о зале (военно-историческом) федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» (документ в PDF)

Источник

Оцените статью