Музеи закрыты по всей стране

«Наступил крах музейной экономики»: к чему приведет запрет на выставки и экскурсии в Москве

«С 13 ноября 2020 года по 15 января 2021 года включительно приостановить проведение временных экспозиций и выставок, проведение групповых экскурсий, а также досуговых, зрелищных, культурных, просветительских и других мероприятий», — говорится в приказе министра культуры РФ Ольги Любимовой. Среди музеев федерального подчинения, которых касаются новые меры — Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина и Музеи Московского Кремля.

Этот приказ Минкульта последовал за распоряжением мэра Москвы Сергея Собянина, где в частности, говорится: «Временно приостанавливается проведение культурных, выставочных, просветительских, досуговых, развлекательных, зрелищных и аналогичных мероприятий с участием зрителей». При этом о закрытии, собственно, музеев — в обоих приказах ни слова. О том, что это значит, Forbes Life спросил у руководителей самих музеев.

«Музей сейчас — одно из самых безопасных мест на планете»

Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина

«Музей будет открыт. Это позитивная новость. Мы давно существуем в двух реальностях, онлайн и офлайн. Но это принципиально важное условие — иметь возможность прийти в музей, увидеть живое пространство. Даже на лекции в зале, которая транслируется онлайн, должны сидеть хотя бы несколько человек, — это создает совершенно иной настрой, чем неодушевленное пространство. У нас в музейных залах, кстати, потолки 11 метров, мы строго контролируем число посетителей и на основной экспозиции, и на выставках, поэтому музей сейчас — одно из самых безопасных мест на планете.

Читайте также:  Страны с наименьшей онкологией

Мы пытаемся донести свою позицию, работаем над разъяснениями ситуации. Но пока, я вынуждена сказать, не знаю, как мы сможем открыть 1 декабря «Декабрьские вечера». Фестиваль невозможен без выставки. А выставки все отменены.

Наступил крах музейной экономики. В последнее время, до пандемии, музей научился зарабатывать до 50% cвоего бюджета на входных билетах, на продукции музейного магазина (у нас мощный мерчандайзинг), экскурсиях и образовательных программах. Сейчас все это рухнуло. Музей, устроенный по схема «бизнес и миссионерство», превращен исключительно в миссионерскую организацию».

«С тревогой следим за нарастающей волной заболеваемости»

Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ

«Новость о закрытии музейных выставок была ожидаемой, хотя лично у меня была слабая надежда, что будут введены дополнительные ограничительные меры, но все-таки культурная жизнь не заглохнет совсем. Мы все с тревогой следим за нарастающей волной заболеваемости и, конечно, будем выполнять все требования мэрии Москвы, что делали и ранее. Но, несмотря на режим сеансов и строгое ограничение по числу посетителей музея, выставку «Выбор Костаки» посетило около 8 000 человек.

К Новому году мы планировали открыть новую выставку Татьяны Черновой «Благая весть», но в сложившихся обстоятельствах сделаем это в онлайн, когда проект будет смонтирован. В данный момент мы надеемся открыть выставку «Благая весть» 15 января 2021 года и дать возможность зрителям увидеть его в течение последующих двух недель».

«Закрытие выставок — мера абсолютно не продуманная»

Наталья Литвинская, основатель Центра фотографии им. братьев Люмьер

«Закрытие выставок — мера абсолютно не продуманная, я солидарна с Мариной Девовной Лошак, которая вчера уже прокомментировала этот приказ. Соблюдение дистанции и всех необходимых норм решается в выставочных пространствах, почему были выбраны именно мы для введения усиления ограничений, мне искренне не понятно. Музеи до сих пор не ожили от того, что произошло с нами весной.

Любая выставка — это длинные инвестиции, рассчитанные на период 3-4 месяца. Мы открыли несколько дней назад новый проект, который не сможет окупиться в силу введенных ограничений. Впереди новогодние праздники, и, не скрою, мы живем полгода на деньги от посещаемости в этот период. Все это, к сожалению, говорит, что решения принимаются, не считаясь с тем, как устроена экономика музеев и галерей. Я не хочу сравнивать наш бизнес с другими, но в очередной раз понимаю, что искусство было всегда для нашего города на последнем месте».

«Мы рады, что музей не закрывают»

Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи

«Указ мэра Москвы вышел в тот момент, когда мы открывали обновленную экспозицию авангарда в залах на Крымском валу. У нас как раз закончился ремонт крыши с заменой труб ливневого стока. Это четвертый вариант экспозиции, представленный нами за год. Вариант самый зрелищный, показывающий русский авангард от «Купания красного коня» Петрова-Водкина до двух «Черных квадратов» Малевича, 1915 и 1929 годов, — часть нашей основной экспозиции.

Мы благодарны Минкульту и мэрии за возможность не закрывать двери музея. В настоящий момент и без новых ограничительных мер у нас только 25% основного потока посетителей. Зрители старшего возраста, 65+ почти не приходят в музей, больше нет школьных групп. Мы больше не проводим экскурсии

Музей сегодня — весьма безопасное место. Все зрительские потоки скоординированы в одном направлении. У смотрителей — пластиковые щитки, маски и перчатки. Мы настоятельно просим посетителей надевать маски и соблюдать дистанцию.

Мы рады, что музей не закрывают. Что в это непростое время у людей есть возможность придти в музей и вступить в эмоциональный диалог с подлинником, — получить эту невероятно важную эмоциональную подпитку. А сейчас, когда число посетителей строго ограничено по сеансам, у каждого есть возможность сконцентрироваться на диалоге с искусством, смотреть шедевры ровно столько, сколько нужно, без спешки и толкотни».

Ольга Свиблова, директор МАММ

«Закрывать или не закрывать музеи, решение принимает вице-мэр Наталья Сергунина в Zoom с директорами московских музеев. Но если музей закроют, я не вижу в этом большой проблемы. К нам сейчас приходит 4/5 обычной аудитории: максимум 700 человек в выходные вместо традиционных 2500 тысяч посетителей. Мы не можем использовать тач-скрины, наушники, — запрещено все из области тактильных контактов.

И музеи, и люди приспосабливаются к ситуации. Научились покупать электронные билеты в музей по сеансам. Но выручка у музея очень небольшая, — ее едва хватает на оплату освещения. А перед музеями, как и перед бизнесом, стоит задача цифровой трансформации. Мы учимся работать онлайн. Это огромный челлендж. Первый большой урок мы получили во время весеннего карантина. Мы учли свои ошибки: в Ночь искусств на четырехчасовую трансляцию у нас была 341 000 онлайн-посещений. В обычном режиме, на Ночь музеев и Ночь искусств к нам приходят до 10 000 человек, — но мы работаем до 4 утра. 35% нашей онлайн-аудитории — регионы. У нас появились посетители из-за границы. Сейчас мы думаем, как проводить трансляции с английскими субтитрами, как сделать наш ресурс двуязычным.

Мы только открыли девять новых выставок. Сейчас будем их отрабатывать, готовить людей к тому, что они увидят в музее. Показывать выставки глазами разных людей. Вопрос в том, как передать онлайн наши супермонтажи. Нам нужно осваивать 3D-моделирование, чтобы показывать не только работу, но изменение ее восприятия в пространстве, на разных расстояниях. Ведь выставка — это не информация. Это показ символического объекта, благодаря которому посетитель вступает в диалог сам с собой. И чем больше его знания о мире, об этом объекте, тем интереснее и насыщеннее диалог.

Еще один вопрос: как пиарить онлайн? 70% посетителей наших выставок, те, кто приходят благодаря «сарафанному радио». Поэтому у нас всегда такие многолюдные открытия. Кто-то посмотрел, рассказал друзьям, пошла реакция. Онлайн пиарят в соцсетях. Но за них надо платить.

В общем, как государства и крупнейшие компании, музеи вынуждены срочно решать вопросы цифровой трансформации, учиться жить онлайн. Потому что, если верить прогнозам, эта пандемия не последняя, уйдет ковид, придет другой вирус. Нам нужно научиться соблюдать необходимые меры безопасности, пользоваться санитайзерами и носить маски, так же как мы с детства учимся чистить зубы. Срок изоляции зависит от нас, нашей персональной ответственности, а не от власти».

«Будем придумывать что-то интересное»

«Сегодня утром появились рекомендации Министерства культуры, в соответствии с которыми мы сейчас решаем, как трансформировать наши традиционные экскурсионные программы. Нужно действовать в существующих реалиях, обеспечивая все меры безопасности и для зрителя, и для сотрудников. В нашем случае, при площади постоянной композиции порядка 5 000 квадратных метров, когда в последнее время в один тур приходит не более 10 человек, обеспечивается и социальная дистанция, и маршрутизация.

Вчера, после выхода указа мэра, начали думать о новых онлайн-программах, планируем делать совместные онлайн-проекты с другими музеями, из разных стран. Будем придумывать что-то интересное. В эту пятницу на платформе IVI выйдет музыкальный фильм с Хиблой Герзмавой «Классика и джаз», который снимался в музее «Собрание».

«Принятые меры в отношении выставочных пространств чрезмерны»

Стелла Кесаева, основатель Stella art foundation

«С самого начала пандемии Stella art foundation принимает все необходимые меры для максимальной безопасности посетителей наших выставок. Мы оснастили фонд санитайзерами и рециркуляторами воздуха. Все сотрудники носят маски и перчатки, нашим гостям мы также предоставляем бесплатные маски. Проводим санитарную уборку помещения в соответствиями в требованиями. Единовременно в Фонде не находится больше 25 человек, что означает, что на каждого посетителя приходится не менее 10 квадратных метров.

Мне кажется, что принятые меры в отношении выставочных пространств чрезмерны. Ведь театры, кинотеатры и рестораны продолжают работать. На мой взгляд, выставочные пространства даже более безопасны для посещения, а для художников, музеев и частных выставочных фондов продолжать работу не менее важно, чем для актеров и режиссеров. Изучать, познавать и наслаждаться искусством онлайн не всегда возможно. Теряется та уникальная энергетика, которую зритель получает, общаясь с произведениями вживую».

Источник

Минкультуры приказало закрыть музеи в выходные и праздничные дни из-за коронавируса

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Подведомственные Минкультуры музеи и выставки будут закрыты в выходные и официальные праздничные дни в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Соответствующий приказ за подписью главы министерства Ольги Любимовой опубликован во вторник на сайте Минкультуры.

«В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ приказываю… руководителям находящихся в ведении Минкультуры России музеев и организаций, осуществляющих выставочную деятельность, предусмотреть прекращение функционирования… для посетителей в субботу и воскресенье, а также в официальные праздничные дни, сокращение часов работы музеев», — говорится в приказе от 16 марта 2020 года.

Также музеям нужно следить, чтобы посетители были в медицинских масках, и не выдавать им аудиогиды. Запрещается посещение экспозиций и выставок туристскими группами и проведение групповых экскурсий, а также допуск иностранных граждан. Максимальное количество посетителей не должно составлять более трех человек на 10 кв. м.

Произошедшая в конце 2019 года в Центральном Китае вспышка вызываемого новым коронавирусом заболевания распространилась более чем на 130 стран и была признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемией. По последним данным, в мире заразились свыше 180 тыс. человек, около 7 тыс. умерли. В России зарегистрированы 93 случая инфицирования.

Источник

Концепция онлайн-присутствия. Как живут закрытые в пандемию музеи

Федеральным музеям сначала запретили проводить временные выставки и другие мероприятия, но разрешили оставить открытыми основные экспозиции. Но в соответствии с приказом Министерства культуры от 13 ноября им было приказано полностью приостановить работу с 16 ноября по 15 января. В условиях новых ограничений музеи пытаются внедрять альтернативные методы работы.

Третьяковская галерея

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала РБК об изменениях в работе музея после введения новых ограничений и отметила огромный интерес посетителей перед закрытием:

«Я могу сказать, что в среду и четверг, 11 и 12 ноября, мы наблюдали очень серьезный прирост посетителей наших временных выставок. В особенности выставок в Инженерном корпусе. Это выставка Сары Дмитриевны Лебедевой, великой женщины-скульптора, и Марии Якунчиковой-Вебер. Потому что, прочитав о том, что экспозиции закрываются, люди, которые хотели посмотреть эти выставки, просто немедленно отложили в сторону какие-то дела и пришли к нам, хотя мы соблюдали все ограничения и не пускали больше того количества людей, которое мы имеем право принять».

Трегулова говорит, что в весенний карантин музею была оказана помощь: правительство и Министерство культуры обеспечило с помощью очень серьезных денежных траншей возможность сохранить трудовые коллективы, никого не уволить и «выплачивать людям ту зарплату, которую мы им должны платить».

Директор галереи также отметила, что за весенний локдаун музей постарался максимально оперативно освоить доступные онлайн-форматы. «Мы невероятно нарастили объем своих онлайн-программ. В частности, когда музей уже был закрыт для посетителей, но мы еще могли приходить на свои рабочие места, сняли огромное количество материалов, работая почти 24 часа в сутки. Для того чтобы потом, на протяжении этих трех с половиной месяцев, выпускать самые разнообразные онлайн-программы, включая 17 выпусков серии «Истории одного шедевра»; включая два прекрасных фильма: «Третьяковка с Сергеем Шнуровым», «Третьяковка с Константином Хабенским». Мы невероятно нарастили наше присутствие онлайн и наше присутствие на YouTube. Просмотры нашего канала достигли 3,6 млн человек».

Одной из главных задач Трегулова называет необходимость изменения выставочных планов на 2021 год. «Придется отложить открытие тех выставок, которое было намечено на декаду этого года. Это выставка «Русский романтизм» в западном крыле Новой Третьяковки, которая должна была открыться в начале декабря. И долгожданная для всех нас выставка Роберта Фалька, открытие которой было запланировано на 22 декабря, но мы переносим открытие этих выставок на тот срок, когда закончатся данные ограничения. Посмотрим, сможем ли мы смонтировать с тем, что есть, чтобы, может быть, в декабре открыть их онлайн», — говорит директор Третьяковской галереи.

Государственный музей Востока

В Музее Востока были готовы к переходу в онлайн, так как понимали, что вторая волна COVID-19 может привести к новому закрытию, рассказал РБК заместитель генерального директора по информационным технологиям музея Владимир Аветисян. Сейчас музей показывает онлайн-лекции и онлайн-экскурсии, которые проводит экскурсовод в Zoom «с полной обратной связью», отметил Аветисян. По его словам, Музей Востока монетизирует оба формата.

«Нельзя рассматривать это как успешную альтернативу прямо сейчас, потому что потенциальный зритель еще не привык к такому формату взаимодействия и не привык, что за контент нужно платить. Но если на первые наши мероприятия была не очень высокая посещаемость, то сейчас мы наблюдаем тенденцию, что платных билетов становится все больше и больше. В долгосрочной перспективе это имеет большой потенциал. Особенно учитывая то, что раньше наши лекции не транслировались вообще и был определенный запрос из регионов и из-за рубежа. Сейчас подключаются те, кто раньше не мог попасть онлайн», — рассказал заместитель генерального директора.

Аветисян также отметил, что незадолго до карантина в музее открылась выставка японской керамики, из-за ограничений она принимала посетителей всего два дня. Кроме того, не успела начаться выставка турецкой керамики, конец монтажа которой планировался вскоре после введения ограничений. «У нас планировалась достаточно большая, амбициозная выставка Александра Васильева в музее, и часть предметов он должен был привезти из-за рубежа. Но в связи со всеми ограничениями эта выставка переносится на следующий год: какой смысл открывать физически эту выставку в декабре в музее, если до 15 января музеи закрыты точно», — сказал он.

Главной проблемой, по словам Аветисяна, остается планирование новых экспозиций: пока в онлайн вышло то, что было готово к демонстрации в залах еще до введения ограничений.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

В Пушкинском музее с 16 ноября по 15 января должны были открыться выставки «Хранители. Братство ключа» и «Святослав Рихтер. Я вижу музыку». Первая перенесена на январь, вторая отменена, рассказали РБК в пресс-службе музея.

«Уже весной, в начале первого локдауна, мы поняли, что необходимо менять сроки открытия выставок, и договорились с нашими партнерами о переносах. Было перенесено пять выставок: «Хранители. Братство ключа», «Джузеппе Арчимбольдо и его время», «Билл Виола», «Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе», выставка современной графики из собрания Центра Помпиду. Мы также договорились с зарубежными партнерами о новых сроках», — рассказали в музее.

Сейчас ГМИИ им. Пушкина разрабатывает «новую концепцию онлайн-присутствия». В пресс-службе рассказали, что там сфокусированы на бесплатном доступе зрителей к онлайн-контенту музея и рассматривают спонсорскую модель как наиболее перспективную форму монетизации: «Мы создаем качественный и бесплатный контент с большим охватом и вызываем интерес спонсоров». Пушкинский музей проводит некоторые онлайн-программы платно, сейчас прибыль от них составляет около 100 тыс. руб. в месяц.

«Закрытие музея и полный перенос взаимодействия с посетителями в интернет-пространство стали толчком для создания новых онлайн-форматов, которые музей объединил на платформе #НаединесПушкинским. За это время были максимально задействованы силы научных сотрудников и подготовлен контент для различной аудитории, а также использованы все доступные площадки — социальные сети, сайт музея, YouТube, Zoom», — рассказали в Пушкинском. Во время первого локдауна в музее открылись две онлайн-выставки, три мультимедийных проекта и 200 онлайн-сессий. По информации пресс-службы, общий охват аудитории онлайн-проектов составил около 7 млн человек.

Исторический музей

Онлайн — единственная форма связи с посетителями и в первую волну пандемии, и сейчас, отмечают в пресс-службе Государственного исторического музея. За лето был разработан платный контент — лекции и экскурсии, — в создание которого вовлечены сотрудники фондовых отделов, кураторы выставок. Работа над онлайн-контентом позволила не отправлять в простой экскурсоводов, отметили в музее.

«Мы продаем онлайн-лекции, подготовили специальные предложения по новогодним подаркам от Исторического музея, работает интернет-магазин. На сайте музея можно приобрести билет с открытой датой до конца следующего года по специальной цене, а также поддержать музей, сделав пожертвование на сайте», — рассказали в пресс-службе Государственного исторического музея. Там добавили, что заработок от онлайн-контента «пока достаточно небольшой, все-таки с посещением музея вживую онлайн-формат несравним». Музей также недавно завел официальный аккаунт в TikTok.

На время карантина одни сотрудники Исторического музея переведены на удаленную работу, другие вынужденно отправлены в простой — кассиры, смотрители, продавцы. В пресс-службе отметили, что сейчас на экспозициях проводятся технические работы, а сотрудники оцифровывают музейные предметы. «Эти работы в присутствии посетителей проводить невозможно. Так что в любых минусах, стараемся искать плюсы», — рассказали в пресс-службе.

Из-за ограничений четыре выставки Государственного исторического музея перенесли на весну-лето 2021 года: «Придворный костюм из Государственного Эрмитажа», «Викинги», совместный российско-германский проект «Железный век» и «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания музеев Италии». С начала года музей отменил одну только выставку — «Ленин» — в период весенних ограничений.

Источник

Оцените статью