МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему
ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_muzeynoy_ekskursii_.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ –
ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
Музейная экспозиция является одним из основных способов представления памятников материальной и духовной культуры зрителю. В ее пространстве экскурсовод подбирает методы, приемы и определяет маршрут показа экспонатов, ориентируясь на которые изучающий экспозицию посетитель музея может глубже познакомиться с целым рядом характеристик, таких как время и место создания музейного предмета, среда бытования, исторические события, связанные с ним и др. Основным видом знакомства посетителей с подлинными предметами в музейной экспозиции является экскурсия. Именно экскурсия занимает среди различных видов учебной и внеурочной деятельности школьных музеев особенно важное место. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод всегда взаимосвязаны.
Понятие «экскурсия» вошло в употребление в XIX веке и закрепилось в нем в тесной связи с образованием. Образовательный потенциал экскурсии давно известен педагогам, опирающимся на принцип наглядности в обучении. Не случайно экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса получила широкое распространение в 1920-е годы. Экскурсия в этот период становления советского образования рассматривалась как обязательный элемент школьных занятий, а использование экскурсионного метода стало одним из основных способов обучения в трудовой общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях.
Учитывая накопленный в нашей стране опыт развития музейного дела, его использование в образовательной деятельности можно привести следующее определение музейной экскурсии. Экскурсия – это коллективный и индивидуальный осмотр музейной экспозиции, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Преимущества музейной экскурсии перед другими формами образовательной деятельности в том, что объектами восприятия являются экспонаты – подлинные памятники истории, предметы материальной и духовной культуры, соприкасаясь с которыми человек познает не только историческое прошлое, но и окружающую действительность. Соприкосновение с подлинным экспонатом, по словам Б. А. Столярова: «…учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то есть приобщает к знаниям и основам культуры». [1]
Необходимо отметить и еще одну особенность экскурсии. В основе проведения экскурсии лежит зрительное восприятие, живое наблюдение музейного предмета, непосредственный его осмотр. Существующий в музейном обиходе афоризм «смотреть – не значит видеть» напоминает об одной из главных задач в экскурсионной работе – научить «видеть», т. е. рассматривая экспозицию в целом, ее разделы и отдельные экспонаты, размещенные в ней, экскурсоводу важно раскрыть заложенную в музейных предметах информацию и донести ее до экскурсантов. Зрительное восприятие усиливается передвижением экскурсантов по определенному маршруту, осмотром экспоната с разных сторон, на разных расстояниях. Естественно, что важную роль в экскурсии играет словесный комментарий экскурсовода. Но при этом надо помнить, что показ подлинных экспонатов лежит в основе формирования конкретных представлений и знаний посетителей музейной экспозиции.
По популярности и педагогической эффективности традиционная экскурсия, в том числе и в школьном музее остается самой распространенной формой музейной работы. Ее преимущества можно определить следующими положениями:
— экскурсия опирается на подлинный экспонат музейной экспозиции;
— знакомство с историческим прошлым, материальной и духовной культурой происходит в пространстве музея, являющегося наиболее естественной средой для восприятия подлинного экспоната как памятника исторического и культурного наследия;
— контакт посетителей с экскурсоводом обогащает представления экскурсантов, расширяет познавательный кругозор, развивает способность к самостоятельным суждениям и межличностному общению.
Образовательная практика школьных музеев позволяет говорить о том, что экскурсия как одна из форм учебно-воспитательной работы с учащимися вполне отвечает определенным требованиям: она – конкретна и заключается в зрительном восприятии подлинного музейного предмета, организована единством содержания, маршрута, методов и приемов, построена, как коллективное восприятие, сопровождается активно-творческими реакциями экскурсионной группы.
Определив понятие музейной экскурсии еще раз необходимо подчеркнуть, что руководителям школьных музеев для наиболее успешной подготовки экскурсоводов важно помнить основные элементы, из которых складывается экскурсия:
— в качестве обязательного и отправного элемента в проведение музейной экскурсии выступает зрительное восприятие экспонатов – музейных предметов, подлинных исторических памятников и материалов вспомогательного значения;
— именно показ экспонатов создает условия для наиболее планомерного и целенаправленного знакомства с экспозицией музея;
— яркое, живое слово экскурсовода в сочетании со зрительным восприятием музейных предметов имеет большое познавательное и воспитательное значение;
— сочетание показа музейных экспонатов с рассказом экскурсовода, увеличивает объем воспринимаемой информации экскурсантами, предопределяет эмоциональный настрой, способствует восприятию и усвоению увиденного и услышанного.
[1] Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учеб. пособие. – М., 2004. С. 128.
Источник
МУЗЕЙНАЯ ЭКСКУРСИЯ
I
Ш
Iiii
Iiii
Работа музея, ориентированная на контакты с обществом, рассматривается в разных трудах по музееведению неоднозначно. Существуют определения научно-просветительной и культурно-образовательной работ. Первое исходит из научной значимости музея и его просветительных задач. Второе — из культурологического значения музея и его роли в образовательном процессе. Если быть предельно точным, можно было бы говорить о научно-культурно-просветительно-образовательной роли музея в обществе. Если исходить из того, что музей, будучи учреждением культуры, проводит научную работу, а просвещение и образование рассматривать как единый процесс, можно говорить о культурно-просветительной деятельности музея, выдвигая как основу его принадлежность к учреждениям культуры и подразумевая, что без научной основы ни образование, ни просвещение неосуществимы. Непосредственным проявлением культурно-просветительной деятельности музея является его экскурсионная деятельность, осуществляемая в форме музейных экскурсий.
Экскурсионным делом называется область культурно-просветительной деятельности музея, в основе которой находится экскурсия с целью ознакомления посетителей с памятни-
ками истории и культуры, находящимися в музейном собрании, представленном либо в экспозиции, либо на выставке, создания коммуникативной среды, осуществления просветительного, образовательного процесса. В ее основе лежит диалог представителя музея — экскурсовода и посетителя — представителя общества.
Определение экскурсии неоднозначно. В сборнике «Музейные термины» оно следующее: «Экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными «целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени» (Музейные термины. — М.,1986. С. 128).
Учебник «Музееведение» несколько сужает это определение: «Экскурсией мы называем коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях». (Музееведение. Музеи исторического профиля. — М. 1988. С. 274).
В «Музейной энциклопедии» читаем: «Экскурсия музейная — форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту» (Музейная энциклопедия. — М. 2001. Т. 2. С. 352).
Можно предложить определение экскурсии как одного из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог музея и общества, результатом чего является реализация музеем своих просветительных и образовательных задач. Диалог осуществляется в процессе осмотра музейной экспозиции или выставки по заранее намеченному маршруту. В ходе экскурсии в результате зрительного, моторного и вербального восприятия посетителем музейных объектов происходит его социализация, осуществляются просветительные и образовательные задачи. Роль же экскурсрвода сводится к организации этого процесса и участию в передаче посетителям музейных духовных ценностей.
В зависимости от типа музея, цели экскурсии и выбора объектов и приемов показа, широты тематики и состава экс- ? курсантов выделяются следующие экскурсии:
— исторические, литературные и т. д.;
— по экспозиции, выставке, территории музея;
— общеобразовательные, методические, учебные;
— обзорные, тематические, цикловые;
— детские, взрослые, смешанные;
— для местных жителей, приезжих, туристов;
— для однородной и разнородной аудитории. Экскурсии могут проводиться экскурсоводами и автогидами.
В первом случае экскурсовод выступает как представитель музея со всеми вытекающими отсюда последствиями. Автогиду не/] нужно мастерство экскурсовода, однако от уровня его текста зависит не только восприятие посетителем музейной экспо- i зиции, но и его непосредственное поведение.
Прежде чем выйти на музейную аудиторию, экскурсовод должен подготовить текст экскурсии и сдать пробную экскурсию методической комиссии. Он должен свободно владеть не только темой, но и методикой проведения экскурсии. Экскурсия не лекция, музей не лекторий, поэтому экскурсовод дол-J жен чувствовать себя в экспозиции как в своей стихии. Можно не знать наизусть текст, нужно ориентироваться по экспо- | натам, они его подскажут, но нельзя быть лектором, чувствовать | себя в любой группе посетителей учителем среди учеников. Экскурсовод, представляя музей, должен сделать все, чтобы посетители ушли с хорошим настроением, вернулись снова через некоторое время и не одни, а приведя с собой друзей и знакомых. Экскурсовод должен быть доброжелателен, уметь принять и провести время с посетителями как с дорогими гостями, не жалеть для них ни улыбки,, ни общения. Все личные дела, настроения должны оставаться за рамками экскурсии. Экскурсовода можно уподобить актеру. Как он сыграет свою роль, представит музей, какое создаст настроение у посетителей, так они и отнесутся в дальнейшем к музею, к нему само- ; му. В современных условиях, когда от посещений музеев зависит их финансовое благополучие, экскурсоводы должны своим поведением, отношением к посетителям, знаниями, ненавязчиво переданными экскурсантам, привлекать в музеи посети- J телей. В этом главное мастерство экскурсовода.
Как отмечает экс-президент Международного комитета ИКОМ по образованию и культуре К. Брюнингсхаус-Кну-бель, идеальный экскурсовод должен так относиться к посетителям, чтобы у них «складывалось впечатление, что они находятся в хороших руках» (Музеум. 1994. № 2. С. 14). Ряд советов начинающим экскурсоводам был опубликован в журнале «Музеум»:
1. Чтобы преодолеть первое волнение, постарайтесь сделать обратное — посильнее заволноваться. Не помогает — подумайте о том, что умный человек и в случае неудачи вас поймет и не осудит. Если все-таки осуждает — значит, не совсем умный. В любом случае неудача — это тоже опыт, больше так поступать мы уже не будем.
2. Рассказывая, смотрите на кого-нибудь из группы. Но долго смотреть не стоит. Взгляд должен перемещаться от одного посетителя к другому. Тогда у каждого человека создастся впечатление, что экскурсовод говорит лично для него, а если не всегда на него смотрит, это только потому, что неприлично забывать о других.
3. Не демонстрируйте свои обширные знания, обрушивая на посетителей множество дат и имен. Даже самый знающий посетитель в лучшем случае чувствует себя подавленно, а в худшем — полным дураком. Информация, в которой много дат и имен, утомляет, и очень скоро человек перестает ее воспринимать. Рассказ делают интересным отдельные подробности, события. Назвать можно не более двух-трех имен, которые действительно нужно знать интеллигентному человеку.
4. Позвольте слушателю быть исследователем. Каким образом? Экскурсовод рассказывает об историческом событии, задает вопросы, и посетитель сам делает выводы, которые секундой позже подтверждает экскурсовод. Человеку приятнее самому делать открытия с помощью экскурсовода, чем просто выслушивать информацию.
5. Посещение музея — пусть активный, но все-таки отдых. А разве возможен отдых без смеха? Смех облегчает восприятие самой сложной информации. Даже продолжительное общение он делает легким и приятным. Время идет быстро, и посетитель выходит из музея не утомленным информацией, а с ясной, светлой головой и хорошим настроением (Музеум. 1993. № 4. С. 63-64).
Экскурсия обычно делится на три части. Во вступлении происходит знакомство экскурсовода с группой, определяется тема экскурсии, предлагается ее маршрут, определяется ее| время. От того, как произойдет первый контакт экскурсовода с группой, зависит, как пройдет вся экскурсия. Улыбайтесь. Проявляйте доброжелательность. Показывайте вашу заинтересованность в общении с группой. Вторая часть — собственно экскурсия. В ней происходит синтез зрительного, вербального, моторного восприятий музейных объектов посетителями. Задача экскурсовода — помочь им выстроить этот ряд, правильно воспринять образы-символы экспозиции. Экскурсовод должен ненавязчиво подвести посетителей к тем выводам, которые позволяет сделать объект показа. Речь экскурсовода должна быть правильной и чистой. Научные термины можно употреблять только в том случае, если без них нельзя обойтись. Эмоциональная, образная, но без вульгарных слов речь даст гораздо больше, чем научная лекция. Обстановка должна быть непринужденной. Остерегайтесь излишних жестов. Они отвлекают и мешают восприятию. Жесты должны соответствовать показательным объектам. В конце экскурсии, в третьей части, необходимо поблагодарить за внимание, ответить на вопросы, если они есть. После прощания не навязывайте себя группе. Это бестактно. Отдохните. Если в этот день у вас еще есть группы, лучше подготовьтесь к их приему. В ходе экскурсии следите за группой. Давайте ей возможность отдохнуть. Не перегружайте ее информацией. Тактично, если поведение в группе выходит из-под контроля, пробуйте навести порядок. Не ведите себя с группой сурово, но и не держите себя запанибрата. Это мешает и вам, и группе. Всегда помните, чтс вы — лицо музея, ваша задача — представить музей так, чтобы в него вернулись экскурсанты.
Вопросы и задания
1. Что такое музейная экскурсия? Какова ее роль в работе музея?
2. Определите основные правила подготовки и проведения экскурсии.
3. Попробуйте сами подготовить и провести экскурсию, использу: при этом доступные вам объекты показа. .
Источник