Музейная экскурсия это определение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Скачать:

Вложение Размер
ponyatie_muzeynoy_ekskursii_.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ –

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Музейная экспозиция является одним из основных способов представления памятников материальной и духовной культуры зрителю. В ее пространстве экскурсовод подбирает методы, приемы и определяет маршрут показа экспонатов, ориентируясь на которые изучающий экспозицию посетитель музея может глубже познакомиться с целым рядом характеристик, таких как время и место создания музейного предмета, среда бытования, исторические события, связанные с ним и др. Основным видом знакомства посетителей с подлинными предметами в музейной экспозиции является экскурсия. Именно экскурсия занимает среди различных видов учебной и внеурочной деятельности школьных музеев особенно важное место. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод всегда взаимосвязаны.

Понятие «экскурсия» вошло в употребление в XIX веке и закрепилось в нем в тесной связи с образованием. Образовательный потенциал экскурсии давно известен педагогам, опирающимся на принцип наглядности в обучении. Не случайно экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса получила широкое распространение в 1920-е годы. Экскурсия в этот период становления советского образования рассматривалась как обязательный элемент школьных занятий, а использование экскурсионного метода стало одним из основных способов обучения в трудовой общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях.

Учитывая накопленный в нашей стране опыт развития музейного дела, его использование в образовательной деятельности можно привести следующее определение музейной экскурсии. Экскурсия – это коллективный и индивидуальный осмотр музейной экспозиции, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Преимущества музейной экскурсии перед другими формами образовательной деятельности в том, что объектами восприятия являются экспонаты – подлинные памятники истории, предметы материальной и духовной культуры, соприкасаясь с которыми человек познает не только историческое прошлое, но и окружающую действительность. Соприкосновение с подлинным экспонатом, по словам Б. А. Столярова: «…учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то есть приобщает к знаниям и основам культуры». [1]

Необходимо отметить и еще одну особенность экскурсии. В основе проведения экскурсии лежит зрительное восприятие, живое наблюдение музейного предмета, непосредственный его осмотр. Существующий в музейном обиходе афоризм «смотреть – не значит видеть» напоминает об одной из главных задач в экскурсионной работе – научить «видеть», т. е. рассматривая экспозицию в целом, ее разделы и отдельные экспонаты, размещенные в ней, экскурсоводу важно раскрыть заложенную в музейных предметах информацию и донести ее до экскурсантов. Зрительное восприятие усиливается передвижением экскурсантов по определенному маршруту, осмотром экспоната с разных сторон, на разных расстояниях. Естественно, что важную роль в экскурсии играет словесный комментарий экскурсовода. Но при этом надо помнить, что показ подлинных экспонатов лежит в основе формирования конкретных представлений и знаний посетителей музейной экспозиции.

По популярности и педагогической эффективности традиционная экскурсия, в том числе и в школьном музее остается самой распространенной формой музейной работы. Ее преимущества можно определить следующими положениями:

— экскурсия опирается на подлинный экспонат музейной экспозиции;

— знакомство с историческим прошлым, материальной и духовной культурой происходит в пространстве музея, являющегося наиболее естественной средой для восприятия подлинного экспоната как памятника исторического и культурного наследия;

— контакт посетителей с экскурсоводом обогащает представления экскурсантов, расширяет познавательный кругозор, развивает способность к самостоятельным суждениям и межличностному общению.

Образовательная практика школьных музеев позволяет говорить о том, что экскурсия как одна из форм учебно-воспитательной работы с учащимися вполне отвечает определенным требованиям: она – конкретна и заключается в зрительном восприятии подлинного музейного предмета, организована единством содержания, маршрута, методов и приемов, построена, как коллективное восприятие, сопровождается активно-творческими реакциями экскурсионной группы.

Определив понятие музейной экскурсии еще раз необходимо подчеркнуть, что руководителям школьных музеев для наиболее успешной подготовки экскурсоводов важно помнить основные элементы, из которых складывается экскурсия:

— в качестве обязательного и отправного элемента в проведение музейной экскурсии выступает зрительное восприятие экспонатов – музейных предметов, подлинных исторических памятников и материалов вспомогательного значения;

— именно показ экспонатов создает условия для наиболее планомерного и целенаправленного знакомства с экспозицией музея;

— яркое, живое слово экскурсовода в сочетании со зрительным восприятием музейных предметов имеет большое познавательное и воспитательное значение;

— сочетание показа музейных экспонатов с рассказом экскурсовода, увеличивает объем воспринимаемой информации экскурсантами, предопределяет эмоциональный настрой, способствует восприятию и усвоению увиденного и услышанного.

[1] Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учеб. пособие. – М., 2004. С. 128.

Источник

МУЗЕЙНАЯ ЭКСКУРСИЯ

I

Ш

Iiii

Iiii

Работа музея, ориентированная на контакты с обществом, рассматривается в разных трудах по музееведению неоднознач­но. Существуют определения научно-просветительной и куль­турно-образовательной работ. Первое исходит из научной зна­чимости музея и его просветительных задач. Второе — из куль­турологического значения музея и его роли в образовательном процессе. Если быть предельно точным, можно было бы го­ворить о научно-культурно-просветительно-образовательной роли музея в обществе. Если исходить из того, что музей, бу­дучи учреждением культуры, проводит научную работу, а про­свещение и образование рассматривать как единый процесс, можно говорить о культурно-просветительной деятельности му­зея, выдвигая как основу его принадлежность к учреждениям культуры и подразумевая, что без научной основы ни образо­вание, ни просвещение неосуществимы. Непосредственным проявлением культурно-просветительной деятельности музея является его экскурсионная деятельность, осуществляемая в форме музейных экскурсий.

Экскурсионным делом называется область культурно-про­светительной деятельности музея, в основе которой находит­ся экскурсия с целью ознакомления посетителей с памятни-

ками истории и культуры, находящимися в музейном собра­нии, представленном либо в экспозиции, либо на выставке, создания коммуникативной среды, осуществления просвети­тельного, образовательного процесса. В ее основе лежит диа­лог представителя музея — экскурсовода и посетителя — пред­ставителя общества.

Определение экскурсии неоднозначно. В сборнике «Му­зейные термины» оно следующее: «Экскурсия — коллектив­ный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под ру­ководством экскурсовода с познавательными, образователь­ными, научными и воспитательными «целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использо­вании свободного времени» (Музейные термины. — М.,1986. С. 128).

Учебник «Музееведение» несколько сужает это опреде­ление: «Экскурсией мы называем коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намечен­ной теме и специальному маршруту под руководством спе­циалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях». (Музееведение. Музеи исторического профиля. — М. 1988. С. 274).

В «Музейной энциклопедии» читаем: «Экскурсия музей­ная — форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту» (Музейная энциклопедия. — М. 2001. Т. 2. С. 352).

Можно предложить определение экскурсии как одного из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог музея и общества, результатом чего является реализация му­зеем своих просветительных и образовательных задач. Диалог осуществляется в процессе осмотра музейной экспозиции или выставки по заранее намеченному маршруту. В ходе экскурсии в результате зрительного, моторного и вербального восприя­тия посетителем музейных объектов происходит его социали­зация, осуществляются просветительные и образовательные задачи. Роль же экскурсрвода сводится к организации этого процесса и участию в передаче посетителям музейных духов­ных ценностей.

В зависимости от типа музея, цели экскурсии и выбора объектов и приемов показа, широты тематики и состава экс- ? курсантов выделяются следующие экскурсии:

— исторические, литературные и т. д.;

— по экспозиции, выставке, территории музея;

— общеобразовательные, методические, учебные;

— обзорные, тематические, цикловые;

— детские, взрослые, смешанные;

— для местных жителей, приезжих, туристов;

— для однородной и разнородной аудитории. Экскурсии могут проводиться экскурсоводами и автогидами.

В первом случае экскурсовод выступает как представитель музея со всеми вытекающими отсюда последствиями. Автогиду не/] нужно мастерство экскурсовода, однако от уровня его текста зависит не только восприятие посетителем музейной экспо- i зиции, но и его непосредственное поведение.

Прежде чем выйти на музейную аудиторию, экскурсовод должен подготовить текст экскурсии и сдать пробную экскур­сию методической комиссии. Он должен свободно владеть не только темой, но и методикой проведения экскурсии. Экскур­сия не лекция, музей не лекторий, поэтому экскурсовод дол-J жен чувствовать себя в экспозиции как в своей стихии. Мож­но не знать наизусть текст, нужно ориентироваться по экспо- | натам, они его подскажут, но нельзя быть лектором, чувствовать | себя в любой группе посетителей учителем среди учеников. Экскурсовод, представляя музей, должен сделать все, чтобы посетители ушли с хорошим настроением, вернулись снова через некоторое время и не одни, а приведя с собой друзей и знакомых. Экскурсовод должен быть доброжелателен, уметь принять и провести время с посетителями как с дорогими го­стями, не жалеть для них ни улыбки,, ни общения. Все личные дела, настроения должны оставаться за рамками экскурсии. Экскурсовода можно уподобить актеру. Как он сыграет свою роль, представит музей, какое создаст настроение у посетите­лей, так они и отнесутся в дальнейшем к музею, к нему само- ; му. В современных условиях, когда от посещений музеев зависит их финансовое благополучие, экскурсоводы должны своим поведением, отношением к посетителям, знаниями, ненавяз­чиво переданными экскурсантам, привлекать в музеи посети- J телей. В этом главное мастерство экскурсовода.

Как отмечает экс-президент Международного комитета ИКОМ по образованию и культуре К. Брюнингсхаус-Кну-бель, идеальный экскурсовод должен так относиться к посе­тителям, чтобы у них «складывалось впечатление, что они находятся в хороших руках» (Музеум. 1994. № 2. С. 14). Ряд советов начинающим экскурсоводам был опубликован в жур­нале «Музеум»:

1. Чтобы преодолеть первое волнение, постарайтесь сде­лать обратное — посильнее заволноваться. Не помогает — по­думайте о том, что умный человек и в случае неудачи вас пой­мет и не осудит. Если все-таки осуждает — значит, не совсем умный. В любом случае неудача — это тоже опыт, больше так поступать мы уже не будем.

2. Рассказывая, смотрите на кого-нибудь из группы. Но долго смотреть не стоит. Взгляд должен перемещаться от од­ного посетителя к другому. Тогда у каждого человека создаст­ся впечатление, что экскурсовод говорит лично для него, а если не всегда на него смотрит, это только потому, что неприлично забывать о других.

3. Не демонстрируйте свои обширные знания, обрушивая на посетителей множество дат и имен. Даже самый знающий посетитель в лучшем случае чувствует себя подавленно, а в худшем — полным дураком. Информация, в которой много дат и имен, утомляет, и очень скоро человек перестает ее вос­принимать. Рассказ делают интересным отдельные подробно­сти, события. Назвать можно не более двух-трех имен, кото­рые действительно нужно знать интеллигентному человеку.

4. Позвольте слушателю быть исследователем. Каким об­разом? Экскурсовод рассказывает об историческом событии, задает вопросы, и посетитель сам делает выводы, которые се­кундой позже подтверждает экскурсовод. Человеку приятнее самому делать открытия с помощью экскурсовода, чем просто выслушивать информацию.

5. Посещение музея — пусть активный, но все-таки отдых. А разве возможен отдых без смеха? Смех облегчает восприя­тие самой сложной информации. Даже продолжительное об­щение он делает легким и приятным. Время идет быстро, и посетитель выходит из музея не утомленным информацией, а с ясной, светлой головой и хорошим настроением (Музеум. 1993. № 4. С. 63-64).

Экскурсия обычно делится на три части. Во вступлении происходит знакомство экскурсовода с группой, определяет­ся тема экскурсии, предлагается ее маршрут, определяется ее| время. От того, как произойдет первый контакт экскурсовода с группой, зависит, как пройдет вся экскурсия. Улыбайтесь. Проявляйте доброжелательность. Показывайте вашу заинте­ресованность в общении с группой. Вторая часть — собствен­но экскурсия. В ней происходит синтез зрительного, вербаль­ного, моторного восприятий музейных объектов посетителя­ми. Задача экскурсовода — помочь им выстроить этот ряд, правильно воспринять образы-символы экспозиции. Экскур­совод должен ненавязчиво подвести посетителей к тем выво­дам, которые позволяет сделать объект показа. Речь экскурсо­вода должна быть правильной и чистой. Научные термины можно употреблять только в том случае, если без них нельзя обойтись. Эмоциональная, образная, но без вульгарных слов речь даст гораздо больше, чем научная лекция. Обстановка должна быть непринужденной. Остерегайтесь излишних жес­тов. Они отвлекают и мешают восприятию. Жесты должны соответствовать показательным объектам. В конце экскурсии, в третьей части, необходимо поблагодарить за внимание, от­ветить на вопросы, если они есть. После прощания не навя­зывайте себя группе. Это бестактно. Отдохните. Если в этот день у вас еще есть группы, лучше подготовьтесь к их приему. В ходе экскурсии следите за группой. Давайте ей возможность отдох­нуть. Не перегружайте ее информацией. Тактично, если пове­дение в группе выходит из-под контроля, пробуйте навести по­рядок. Не ведите себя с группой сурово, но и не держите себя запанибрата. Это мешает и вам, и группе. Всегда помните, чтс вы — лицо музея, ваша задача — представить музей так, что­бы в него вернулись экскурсанты.

Вопросы и задания

1. Что такое музейная экскурсия? Какова ее роль в работе музея?

2. Определите основные правила подготовки и проведения экскур­сии.

3. Попробуйте сами подготовить и провести экскурсию, использу: при этом доступные вам объекты показа. .

Источник

Читайте также:  Путешествие по камчатке хабаров
Оцените статью