Особенности музейной экскурсии
Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.
Как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. На экскурсии приходит, по выражению И. М. Гревса, «группа ищущих знаний», на момент участия в экскурсии представляющая собой определенное социально‑психологическое целое, основанное на общности интереса, переживаемых эмоций и настрое на восприятие информации (знаний), который экскурсовод должен закрепить и реализовать.
Для всех форм публичности характерен особый психологический климат, который роднит экскурсию со спектаклем или концертом. Каждый участник экскурсии в результате ощущает себя частью единого организма. Это единство возглавляет экскурсовод, организующий все действо согласно своим замыслу и воле.
Организующие признаки музейной экскурсии:
• тематичность – всякая экскурсия имеет заявленную тему;
• наличие маршрута – по этому пути движется вся экскурсия для раскрытия темы.
• приоритет зрительных впечатлений – главный признак музейной экскурсии (Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский). Экскурсовод уделяет большее внимание показу, созерцанию, наблюдению, а рассказ – лишь пояснение к показу;
• моторность – двигательная активность экскурсантов для созерцания объектов в разных ракурсах согласно задумке экскурсовода;
• пространственность (территория всего музея, отдельная экспозиция, фондохранилище), поэтому ее специфику определяют характер музейной среды и экспонаты. Вот почему экскурсии в художественном музее отличны от экскурсии в музее‑заповеднике, краеведческом, естественнонаучном и др.
Все музейные экскурсии подразделяются:
1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).
2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.
3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).
4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).
5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.
Но в любом музее огромное значение для впечатления от экскурсии сыграет экскурсовод. От того, насколько виртуозно он владеет экскурсионным методом и учитывает ли в своей работе новейшие тенденции и требования экскурсантов, будет зависеть качество музейной экскурсии.
Экскурсионной деятельностью в музее занимаются сотрудники, различные музейные специалисты; часто они же проводят экскурсии, что особенно характерно для небольших по штату музеев. В крупных музеях экскурсии, как правило, проводят сотрудники экскурсионных отделов (бюро). Также экскурсионной деятельностью занимается методист, который определяет экскурсионную тематику, опираясь как на специфику музея, так и на запросы аудитории, и разрабатывает экскурсии, контролирует документацию, связанную с подготовкой экскурсии.
Подготовка экскурсии проходит поэтапно.
1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.
2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.
3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).
Тенденция последних десятилетий – постепенный отказ от строгой методической разработки и переход к более свободному изложению содержания экскурсии. Однако, несомненно, итоговый документ экскурсии нужен. Именно он утверждается методическим советом по итогам проведения пробной экскурсии.
Экскурсия в музее может быть тематической и обзорной.
В тематических экскурсиях объектом показа и рассказа будут тема, раздел, комплекс экспозиции (от 2 до 4 залов осмотра, в каждом – 30–40 предметов). Показ объектов целиком зависит от темы экскурсии, а также от очередности раскрываемых подтем, иначе нарушится смысл экскурсии. Также большое значение в тематических экскурсиях имеют хронологические и тематические переходы, назначение которых – связать по смыслу содержание отдельных залов, разделов, комплексов.
Во время обзорной экскурсии по музею экскурсанты пройдут 10–12 залов, но в каждом осмотрят лишь 5‑10 предметов, наиболее ярко отражающих освещаемые события или явления. Материал излагается тезисно (основные характеристики), последовательное повествование в данном случае невозможно.
Основа музейной экскурсии – экспозиционный предмет, источник уникальной информации и эмоционального воздействия на посетителя‑экскурсанта. Все экспонаты можно подразелить на основные (наиболее значимые, без которых нельзя раскрыть тему экскурсии) и дополнительные (обогащают рассказ об основных экспонатах, но если их изъять из экскурсии, тему это не обеднит). Основные экспонаты выделяют экспозиционным фоном или месторасположением, хотя такое выделение условно. Ведь основной для одной экскурсии экспонат легко превращается в дополнительный при особенностях экскурсионной аудитории. Так, если группа состоит из детей, им будут неинтересны письменные памятники – дневники, письма и др. Также дополнительный в обзорной экскурсии экспонат легко становится основным в экскурсии тематической.
Маршрут экскурсии по экспозиционным залам строится по хронологическому, тематическому или тематико‑хронологическому принципу. Либо экскурсовод просто переводит группу из зала в зал (особенно если залы уже расположены по хронологии, что характерно, например, для исторических музеев), либо продуманно ведет от комплекса к комплексу, от подтемы к подтеме.
Дополнительных пауз на маршруте в музее нет. При всей своей компактности и небольшой протяженности музейная экскурсия крайне насыщена экспозиционным материалом – это одна из отличительных черт экскурсии по залам музея или выставки.
Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:
• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);
• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).
Экскурсии по залам экспозиции длятся в зависимости от возраста экскурсантов: 45–50 мин для младших школьников, 1,5 ч – для школьников старших классов, для взрослой аудитории – 2 ч.
Методика проведения экскурсий в музеях также имеет свои особенности. Так как музейные и выставочные экспозиции специально готовятся для осмотра экскурсантами, методика их показа проще по сравнению с показом во время городских экскурсий, и методических приемов здесь намного меньше, зато есть специфические приемы.
Основные приемы показа для музейной экскурсии:
• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;
• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;
• зрительное сравнение экспонатов;
• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.
Также во время музейных экскурсий группе экскурсантов, возможно, будет предложен просмотр видеозаписей, слайдов и иных иллюстративных материалов, связанных с темой экскурсии, прослушивание аудиозаписей. Демонстрация видеоролика и прослушивание звукозаписи должны укладываться в 2–3 мин, на просмотр научно‑популярного фильма отводится до 5 мин.
Рассказ экскурсовода должен быть краток, но при этом емок и выразителен. Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:
• описание и характеристика объекта;
• цитирование подлинных документов или их копий;
• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;
• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);
• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).
Специфический музейный лекционно‑иллюстративный прием выходит за границы экскурсионного метода, поскольку преобладает речь экскурсовода, а экспонаты используются только как иллюстрации к рассказу.
Особенностью также экскурсии в музее является прием создания установки на узнавание. Чтобы сосредоточить внимание группы на определенном предмете, экскурсоводы взывают к знаниям экскурсантов, полученным до данной экскурсии. Именно в музее экскурсант может впервые увидеть памятник, прежде знакомый только по фотографиям, оригинал рукописи произведения, знакомого по школьной программе, и т. д. Музей документально подтверждает то, что экскурсант знал и до посещения экскурсии, а теперь еще больше укрепился в своих знаниях. Благодаря такому узнаванию обогащается восприятие экскурсанта. А когда экскурсовод, указывая на оригинал плана, хранящийся в музее, говорит: «Запомните конструкцию этой церкви, так строились все храмы этой эпохи», – экскурсант сможет при случае «узнать» подобную конструкцию в другом памятнике, причем в оригинальном виде, уже не только на плане. Но наиболее эффективен прием создания установки на узнавание, если экскурсовод подготавливает таким образом экскурсантов к встрече с самым ценным экспонатом в коллекции музея. Достаточно будет несколько раз (на протяжении всей экскурсии) упомянуть этот экспонат, подчеркнув его уникальность, и к моменту знакомства с ним аудитория уже будет максимально открыта для его восприятия.
Что касается техники проведения музейной экскурсии, то экскурсовод должен учесть:
• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;
• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;
• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;
• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;
• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).
В целом особенности подготовки и проведения экскурсий по экспозиционным залам схожи с городскими экскурсиями. Основой успешной музейной экскурсии является продуманный отбор экспонатов, логично намеченный маршрут, гармоничное сочетание показа и рассказа.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите особенности техники проведения музейной экскурсии. В чем отличие от городской экскурсии?
2. Какие методические приемы показа и рассказа наиболее часто используются при разработке экскурсии по музею? С чем это связано?
Источник
Для музейных экскурсий принята своя классификация, учитывающая специфику музейной работы
По месту проведения и объектам показа:
1) Экскурсии по музейным экспозициям;
2) Экскурсии по фондохранилищам и открытому хранению фондов;
3) Комплексные экскурсии: по музейным экспозициям и городским и загородным памятникам, по музеям-заповедникам, по музеям под открытым небом.
1. Исторические экскурсии: общеисторические (по эпохам, периодам); военно-исторические; археологические; этнографические; историко-культурные; монографические (по истории отдельных учреждений или посвященные историческим деятелям) и др;
2. Естественнонаучные экскурсии: геологические; минералогические; биологические; зоологические; палеонтологические и др.
3. Искусствоведческие экскурсии: художественные; музыковедческие, театроведческие и др.
4. Архитектурные экскурсии: историко-архитектурные; по истории городов; по архитектурному музею-памятнику; по архитектурному ансамблю-музею; по историко-архитектурному музею-заповеднику; по музею под открытым кебом; монографические экскурсия и др;
5. Литературные экскурсии: историко-литературные; литературно-монографические;
6. Технические экскурсии: по истории техники; научно-технические; производственные и др.
По широте охвата тематики:
1) Обзорные (многотемные);
2) Тематические (однотемные);
3) Циклы экскурсий.
Ознакомительная (обзорная) экскурсия имеет целью дать посетителю общее знакомство с экспозицией. Такая экскурсия раскрывает основную тему музея, замысел и тематическую структуру экспозиции. В ходе экскурсии посетители знакомятся с богатством собраний данного музея, с его экспонатами, представляющими наибольшую историческую и художественную ценность. В школьных музеях обзорные экскурсии проводятся наиболее часто. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объём освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.
Тематическая экскурсия это экскурсия по одной конкретной теме. В отличие от обзорной, тематическая экскурсия ставит задачей полное, глубокое раскрытие темы при максимальном использовании относящихся к ней экспонатов. Возможность создания тематических экскурсий в школьном музее зависит от профиля музея, характера его тематики, экспозиционной площади, её насыщенности необходимыми материалами и т. д. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер.
Цикловые и комплексные экскурсии это несколько экскурсий, объединённых одной темой и проводимых для одной и той же группы посетителей в определенной последовательности. Например, в музее может быть проведен цикл экскурсий, объединенных общей темой, которые дадут возможность глубоко и систематически изучить историю района. Комплексная экскурсия предусматривает знакомство посетителей, как с музейной экспозицией, так и с соответствующим памятником или памятным местом, имеющим прямое отношение к теме экскурсии. Осмотр экспозиции и внемузейных экспонатов взаимно дополняют друг друга, обогащают экскурсию сопоставлениями и ассоциациями, создают возможность более глубокого переживания у посетителей музея.
По целевой направленности:
1) Научно-просветительные экскурсии;
2) Учебные экскурсии: для учащихся; учебно-методические; специальные.
По составу экскурсантов:
· Экскурсии для взрослых;
· Экскурсии для молодежи;
· Экскурсии для детей и подростков: дошкольники, дети младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.
2) По социальному составу:
· Экскурсии для рабочих;
· Экскурсии для служащих;
· Экскурсии для учащихся;
· Экскурсии для пенсионеров.
3) По месту жительства:
· Экскурсии для местного населения: для жителей города, для жителей села;
· Экскурсии для советских туристов и отдыхающих, для иностранных туристов.
4) По характеру экскурсионной группы:
· Группа однородного состава;
· Группа неоднородного (смешанного) состава (по возрасту, социальному признаку и т. д.).
Исторические экскурсии основываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Они проводятся по коллекциям, экспозициям и памятникам музеев исторического профиля: в общеисторических музеях республик, городов, в исторических отделах краеведческих музеев, военно-исторических; в музеях, связанных с отдельными историческими дисциплинами. При этом общеисторические экскурсии освещающие весь процесс исторического развития страны или края с самых древнейших времен до сегодняшнего дня, либо какой-то один период, этап, одно историческое событие в общеисторическом процессе или местной истории. Они раскрывают исторические закономерности показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях.
Археологические экскурсии проводятся в археологических музеях и археологических отделах истории краеведческих музеев, по отдельным археологическим памятникам, находящимся в естественных условиях, а также по местам археологических раскопок. Основой этих экскурсий являются памятники материальной культуры, характеризующие древнюю историю человечества. Экскурсии могут освещать весь археологический период исторического развития или отдельные археологические культуры, а также могут быть посвящены вопросам хозяйства, быта, религии, искусства первобытных народов.
Этнографические экскурсии проводятся по этнографическим музеям и этнографическим отделам и коллекциям исторических и краеведческих музеев. Они характеризуют хозяйство, быт, социальные отношения, общественный строй, культуру различных народов нашей страны, отдельных национальных районов.
Естественнонаучные экскурсии проводятся в природоведческих музеях общего типа, а также в музеях, посвященных отдельным отраслям естественных наук — антропологических, биологических, ботанических, геологических, минералогических, зоологических, палеонтологических, почвенно-агрономических и др. Естественнонаучные экскурсии проводятся также по отделам природы краеведческих музеев. В музеях-заповедниках естественнонаучного профиля (типичные или редкие ландшафтные образования, места обитания редких животных или произрастания редких растений, уникальные месторождения горных пород, минералов, палеонтологические объекты и т. д.) проводятся комплексные экскурсии по экспозиции и по объектам природы.
Из природоведческих экскурсий можно выделить:
1) естественноисторические экскурсии, в которых освещается развитие отраслей естественных наук в историческом плане;
2) антропологические экскурсии характеризуют происхождение и эволюцию человека;
3) геологические экскурсии на основе геологических и минералогических коллекций раскрывают процессы, происходящие в земной коре;
4) ботанические экскурсии характеризуют жизнь и развитие растений в различных условиях окружающей среды, их распространение, систематику и хозяйственное использование;
5) зоологические экскурсии характеризуют строение, жизнь, развитие, распространение и систематику животных;
6) монографические экскурсии о жизни, деятельности и научных достижениях выдающихся ученых в основном проводятся в мемориальных музеях (музеи И. В. Мичурина, Н. И. Пирогова, К. А. Тимирязева и др.).
Искусствоведческие экскурсии проводятся по экспозициям художественных, театральных, музыкальных музеев, а также художественных отделов краеведческих музеев.
В зависимости от профиля музея искусствоведческие экскурсии подразделяются по видам искусства.
Художественные экскурсии – это экскурсии по музейным экспозициям, в которых представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Они могут подразделяться на экскурсии, характеризующие школы, направления или отдельные жанры искусства; экскурсии, посвященные отдельным художественным произведениям, а также экскурсии по творчеству отдельных художников.
Театроведческие экскурсии включают музейные материалы, характеризующие театральное искусство, историю отдельных театров, спектаклей, а также творческие биографии актеров и режиссеров.
Музыковедческие экскурсии охватывают музейные материалы, характеризующие музыкальную культуру и освещающие историю ее развития, историю музыкальных театров, филармоний, отдельных спектаклей, отдельных деятелей музыкальной культуры — композиторов, исполнителей, показывают историю музыкальных инструментов и т.
В классификационной группе искусствоведческих экскурсий можно выделить экскурсии, которые освещают историю различных видов искусств по эпохам, периодам, школам, направлениям, стилям.
Архитектурные экскурсии проводятся по специальным музеям архитектуры, а также по историческим, краеведческим музеям, архитектурно-историческим музеям-заповедникам, музеям под открытым небом, музеям-памятникам и ансамблям, а также архитектурным и градостроительным памятникам, находящимся в городе и за его пределами.
Основными объектами осмотра являются памятники зодчества, градостроительства (исторические и современные), а также музейные материалы о них (документы, фотоизобразительный материал, эскизы, проекты, макеты и т. д.). Экскурсии построены на анализе архитектурных объектов или их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находящимся в естественных условиях. Таким образом, значительная часть архитектурных экскурсий имеет комплексный характер.
Архитектурные экскурсии могут иметь как исторический характер, так и показывать современный уровень развития архитектуры и городского строительства. Из архитектурных экскурсий можно выделить:
1) экскурсии по истории городов, в которых освещается история и современное состояние города, его планировка, застройка. Экскурсантам показывают жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, улицы, площади, жилые массивы, парни, сады, зоны отдыха, а также музейные материалы, раскрывающие перспективы реконструкции и застройки города;
2) экскурсии по истории архитектуры, в которых освещается история развития архитектуры за определенный период, развитие и смена стилей в архитектуре, архитектура определенного города, района. Это экскурсии по архитектурному музею-памятнику (собору, дворцу, особняку, театру и т. д.) и экскурсии по архитектурному ансамблю-музею (кремлю, крепости, монастырю, усадьбе, дворцовому комплексу и т. д.), по музеям-заповедникам.
Все более широкую популярность приобретают экскурсии по музеям под открытым небом, т. е. комплексам архитектурных сооружений, вывезенных из места их обетования на специально отведенную территорию (жилые, производственные, культовые сооружения). В некоторых памятниках сохраняются или восстанавливаются интерьеры, в других – создаются экспозиции.
Монографические экскурсии о жизни и творчестве знаменитых архитекторов проводятся в музеях, а также по памятникам архитектуры и экспонируемым в них.
Литературные экскурсии характерны для литературных, литературно-мемориальных музеев, а также дл исторических и краеведческих музеев. Среди них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают отдельные этапы и направления развития литературы, и литературно-монографические – о жизни итворчестве писателей, поэтов.
Технические экскурсии проводятся в политехнических музеях, на постоянных и временных технических выставках в музеях. В историко-технических экскурсиях освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются современные достижения и успехи науки и техники. Разновидностью технических являются производственные экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, электростанции, в порты и т. д.
При освоении методики музейной экскурсии очень существенно понять, что такое целевое назначение, целевая направленность экскурсии.
Научно-просветительные экскурсии являются не только формой получения общеобразовательных знаний и удовлетворения чувства прекрасного, но и формой проведения досуга, формой активного отдыха. Большую роль в этих экскурсиях играет занимательность, живость изложения материала, однако это не снимает вопрос о научности такой экскурсии.
Особенность учебных экскурсий в их учебно-образовательной направленности, в их тесной связи с учебными программами школ, средних и высших учебных заведений, различных кружков, курсов и т. п. Цель учебных экскурсий – расширение, дополнение, повторение, конкретизация тех знаний, которые учащиеся получают в учебных заведениях. Экскурсии, построенные на музейных материалах, на подлинных памятниках истории, культуры, природы, способствуют усилению наглядности, убедительности, раскрывают общие теоретические положения по истории, литературе, естествознанию, искусствоведению на конкретном музейном материале. Такие возможности имеются в музеях всех профилей и типов.
В учебных экскурсиях особенно важен дифференцированный подход к группе в зависимости от возраста учащихся и уровня их подготовки, знаний. Необходима определенная подготовка в области основ педагогики — школьной, вузовской, педагогики взрослых, основ психологии. В учебных экскурсиях чаще, чем в других классификационных группах, используется вопросно-ответный метод. Именно путем вопросов повторяется пройденный материал, мобилизуются знания, полученные учащимися на занятиях, лекциях, проверяется понимание, усвоение учащимися содержания экскурсий. В ходе учебной экскурсии слушателей необходимо учить анализировать музейный материал, обобщать, делать выводы на основе наблюдений.
По своей форме учебные экскурсии могут быть типичными тематическими экскурсиями со всеми присущими им особенностями. Получили распространение и такие виды учебных экскурсий, как экскурсии-уроки, экскурсии-семинары, экскурсии-лекции. Экскурсии-уроки проводятся в экспозиционном зале музея, причем часто их проводит учитель, и они сочетают в себе особенности экскурсии (сообщение нового материала слушателям с использованием музейной экспозиции) и особенности урока (опрос, повторение).
Одной из форм работы в некоторых музеях являются экскурсии-лекции. При недостатке музейного материала по теме часть ее раскрывается лекционным путем (иногда с диапозитивами и диафильмами). Такая лекция сочетается с экскурсией по экспозиции. Эта форма учебной экскурсии получила распространение в небольших художественных музеях, например, в темах о творчестве отдельных художников, когда в музее имеется всего одна – две картины этих мастеров и раскрытие темы только на экспозиционном материале невозможно. В таких случаях жизнь и творчество мастера характеризуется в лекции, а затем иллюстрируется имеющимися в музее картинами.
Специальные учебные и учебно-методические экскурсии могут быть весьма разнообразными по своим целям, содержанию, составу слушателей. Их особенность заключается в том, что они предназначены для узких специалистов и проводятся по специальной программе. В соответствии с этим определяются тема и цель, производится отбор экспонатов. Каждая специальная экскурсия индивидуальна, своеобразна и проводится, как правило, один раз. В большинстве случаев такие экскурсии проводятся для специалистов, изучающих музейные материалы. Например, экскурсии специалистов в фонды или по экспозиции музея для изучения одежды, тканей, вышивок, старопечатных книг или рукописей и т. п. или экскурсии искусствоведов, художников в запасники художественных музеев. Специальной учебной может быть экскурсия и для начинающих музейных работников. Ее цель – показать, как создается экспозиция, как разрабатывается экскурсия и т. п., такие экскурсии являются методическими.
Содержание и методика проведения экскурсии зависят от уровня образования, интересов, запросов, целей посетителей, что в конечном итоге определяется их возрастом, социальным положением, профессией, местом жительства и т. д. Каждая классификационная группа будет иметь свои возрастные, психологические, социально-профессиональные особенности.
По возрасту экскурсантов можно выделить:
1) группы взрослых,
2) молодежные группы,
3) группы детей и подростков,
4) группы дошкольников,
5) группы смешанного возраста.
По социальному составу экскурсантов разделяют обычно по следующим группам: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры, студенты вузов. Дифференциация экскурсантов может идти и по линии «местные жители — туристы», так как цели и запросы этих двух категорий экскурсантов будут различными, что должно найти отражение в содержании экскурсий.
Туристы приходят в музеи, чтобы получить общее представление, общие сведения, интересную информацию о музее, о городе и крае, куда они приехали. Их интересы ограничиваются, как правило, общим знакомством, им нужна широта охвата материала, ознакомление с впечатляющими аттрактивными экспонатами, знаменитыми памятниками.
При проведении экскурсии по музейным экспозициям не следует необдуманно применять те приемы, которые присущи только городским экскурсиям (локализации событий и др.)
Правильное соотношение показа и рассказа, а также их приемов, как и в любой экскурсии, является условием высокой эффективности экскурсии в музее. Требования к контрольному тексту и методической разработке музейной экскурсии традиционны, и останавливаться на них еще раз не имеет смысла.
Исходя из вышеизложенного, в методике подготовки и проведения музейных экскурсий можно выделить следующие особенности:
1. Насыщенность экскурсий изученными и атрибутированными объектами показа.
2. Типичность предметной интерпретации общественных явлений и процессов.
3. Особое воздействие музейной среды на познавательные интересы экскурсантов, способствующей на всестороннее их развитие.
4. Выстраивание экскурсии в основном на источниковой базе музея (экспозиции, фонды, литература).
5. Своеобразие выбора и применения методических приемов, так как не «работает» ряд факторов, диктующих применение того или иного приема, например, время проведения экскурсии — зима, лето; день, ночь.
6. Отсутствие, как правило, «портфеля экскурсовода» на экскурсии.
7. Активное использование движения как методического приема, позволяющего выявить наиболее характерные стороны и детали экспозиции и отдельных экспонатов.
Рекомендуемая литература
В помощь экскурсоводу: Сборник методических и справочных материалов. — М.: РМАТ, 1998.
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие.(Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. — М.: «Профиздат», 1976.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. — М.: «Советский спорт», 2001.
Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. — М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
Музейные экскурсии: Методические рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 1991 .
Пасечный П.С., Емельянов Б.В. Экскурсия. — М.: «Знание», 1972.
Профессия «Экскурсовод»: Учебно-методические материалы. — М.: РИБ «Турист», 2000.
Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:БГЭУ, 2004.
Сичинава В.А. Экскурсия работа: (Из опыта). Пособие для учителей. — М.: «Просвещение», 1981.
Хейфец И.М. В помощь руководителям кружков художественного чтения. – М.: Профтехиздат, 1962.
Источник