Музейные экскурсии для дошкольников

Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной культурой

татьяна дедок
Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной культурой

Музейная экскурсия – это важная форма организации обучения в детском саду.

Экскурсия – представляет особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с культурными объектами, с деятельностью взрослых, носит познавательный характер. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа экскурсовода, а также зрительного восприятия детьми. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование)

В ходе подготовки экскурсии следует учитывать:

• Информация должна быть объективной, научной, доступной.

• Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой экскурсии.

• Эмоциональный фон экскурсиидолжен идти по нарастающей: самый яркий экспонат, рассказ, игровой прием должны быть введены ближе к концу.

• Рассказ о различных экспонатах должен обладать внутренней логикой.

• Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии.

• Заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной тематики.

Экскурсия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания.

В водной части экскурсии экскурсовод дает установку на предстоящее восприятие материала.

Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.

Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремиться к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством воспитателя.

К проведению экскурсиидолжны быть разработаны специальные требования:

экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

— содержание вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;

— любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.

Музейные экспозиции и экскурсии методически взаимосвязаны.

Экскурсионнаяработа решает основные задачи: — выявление познавательных, творческих способностей детей; — развитие начальных навыков восприятия музейного языка; — расширение представлений о содержании музейной культуры; — создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими факторами как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные рамки музейного восприятия.

Методические формы экскурсионнойработы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны: обзорные и тематические экскурсии, экскурсия-путешествие, фантазия; соревнование; познавательные беседы-викторины, КВН, «Поле Чудес» и т. д.

Модель построения экскурсии в мини-музей ДОО:

Структура экскурсии состоит из лирического вступления или проблемы для обсуждения, рассматривания экспонатов, чтения интересного познавательного материала к занятию, загадок и сказок, дидактической игры, затем проводится сама экскурсия – дети знакомятся с экспонатами. Каждая экскурсия заканчивается сюрпризным моментом. Для закрепления полученных знаний, как правило, посещение мини-музея, заканчивается практической работой – изготовление какого-либо предмета, экспоната для музея своими руками или декоративная роспись на трафарете.

1. Вводная часть Лирическое вступление Загадки, поговорки, пословицы (мотивация на предстоящую деятельность)

2. Основная часть экскурсии Работа с экспонатами Постановка проблемной ситуации

Беседа Предположение: — для чего это надо? — кому это надо?

Дидактические игры Опыты Наблюдения Театрализованная деятельность и др.

3. Подведение итогов экскурсии, решение проблемной ситуации Сюрпризный момент Практическое закрепление темы после проведения экскурсии.

Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка» Начиная с 2016 года, я составила программы и вела кружок доп. образования по ознакомлению с русской народной культурой «Светелка» для детей.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Источник

Занятие-экскурсия в краеведческий музей с детьми старшего дошкольного возраста

Юлия Слащева
Занятие-экскурсия в краеведческий музей с детьми старшего дошкольного возраста

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного

ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми подготовительной группы

— дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

— познакомить детей с жизнью наших предков;

— воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

— знакомство детей с историей возникновения города Ленинска;

— знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т. п.)

Ход экскурсии

— Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты — настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).

Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.

Город Ленинск (с. Пришиб) расположен на левом берегу Ахтубы в 70 км от г. Волгограда. В XVIII век, когда по указу Екатерины II в Заволжье было переселено 1300 крестьянских семейств из средней полосы России для производства шелковых тканей. Эти переселенцы положили начало селам Пришиб, Заплавное и т. д. Датой основания села Пришиб (ныне г. Ленинск) Астраханской губернии считается 1802 г., когда была построена и освящена первая церковь «Во имя Казанской Божьей Матери».

Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела

Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, где спали. Рядом с печью строили голубец — для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите, куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособления- ухват.

— Маша, попробуй достань чугунок из печки, используя ухват.

У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.

— Ева, попробуй ты повесь коромысло с ведрами на плечи.

А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А это ткацкий станок на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы.А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки, короба, головные уборы.

А теперь ребята переходим в другой зал, и мы попадаем в купеческий дом.

Здесь вы видите красивую мебель. Сама обстановка говорит о том, что в доме есть достаток. Обратите внимание на красоту и необычность ножек столов, спинок диванов, кресел. На стене висят часы французской работы, стоит на этажерке граммофон. А для чего он, кто знает?Он для того что бы слушать музыку: вращали ручку, ставили пластинку и звучала музыка!

Вся мебель сделана из дорогого дерева, уже нет в комнатах сундуков как у крестьян, а стоят комоды, буфеты, шкафы. На столах ажурные скатерти, салфеточки – все сшито и связано руками хозяйки дома.

Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар- это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

Село Пришиб (нынешний г. Ленинск) было одним из богатейших сел. Самыми известными и самыми богатыми купцами были братья Конякины, которые и построили много сохранившихся до сих пор зданий. У них было много магазинов (мануфактур) в разных селах и в Царицыне (Волгоград).

В годы Великой Отечественной войны в Ленинском районе не гремели бои, но война докатилась и до этого края. В 1942 году, когда фашисты подошли к Сталинграду, наш город стал прифронтовым районом концентрации боевых резервов, важной военно-продовольственной базой сражающегося Сталинграда. В Ленинске размещались 24 эвакогоспиталя, в которых получали медицинскую помощь более 15 тыс. чел. Через эвакопункты города прошло 250 тыс. чел. Многие осиротевшие дети нашли новые семьи в Ленинске. Среди воевавших на фронте наших земляков 8 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы,которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

— Как называется музей?

— Что вы видели в музее?

Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Источник

Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»

Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Экскурсия в музей».

Подготовила воспитатель

Познакомить с понятием «музей» и его назначением.

Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея. Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.

Уточнить знания музейных терминов, развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее.

Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.

Материал и оборудование:

Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях, презентация «Мы идем в музей», материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики», видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.

Работа над словарем:

музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, карта.

Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;

Экскурсия по музею детского сада: в группу «Кузнечики»;

• Рассматривание фотографий после посещения музеев;

• Изобразительная деятельность «Я был в музее«;

• Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;

• Заучивание стихотворений о родном городе;

• Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.

Взаимодействие с семьей:

Экскурсии в музее города всей семьей

• Беседа «Зачем идем в музей?» (вопросы: Что такое музей? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);

• Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;

• Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами.

Ход занятия:

-Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?

-А что значит любить свою Родину?

(Ответы детей: любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).

-А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,

-Может вы знаете, как вернуться в прошлое?

(Ответы детей: почитать книги и энциклопедии, можно посмотреть фильм, спросить у бабушек и дедушек о прошлом, посмотреть в Интернете, сходить в музей).

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья

А вы идти со мной готовы?

В чудесный мир зову вас я!

-Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей».

Нам экскурсовод сказал:

Проходите в этот зал.

Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.

Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…

Хочешь тоже посмотреть?

Не робей, иди скорей в замечательный (музей).

Музей- собирает, изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры).

В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей).

Слайд-4: Самый первый в мире музей основал Птолемей.

А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей).

А это самая большая в мире Александровская библиотека.

Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.

В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями.

В настоящее время существуют самые разнообразные музеи:

Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.

Художественные музеи- хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.

Музеи- заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.

Есть еще дворцово – парковые музеи, исторические, театральные, музыкальные.

А так же музеипосвященные определенным темам:

«Вселенная вода»музей воды, «Музей кошек», «Музей кукол», «Музей Лего», «Музей оружия» и много других.

Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.

-Ребята, как вы думаете, нужен музей людям?

Музей это полезно!

Музей это интересно!

Динамическая пауза «В зоопарке»:

Дети имитируют повадки зверей:

День вчера был очень жаркий,

Мы гуляли в зоопарке.

Видели зверей и птиц,

И оленей, и лисиц.

Мы узнали, что медведя

Называют дядя Федя.

Уток мы в пруду кормили,

Связку шариков купили.

Пили сок, укрывшись в тень.

Ты запомнишь этот день.

Поисковая ситуация «В каких музеях вы бы разместили эти предметы?»

Воспитатель обращает внимание детей на стол,накрытый салфеткой:

— Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?

Дидактическая игра «Да-нет»:

Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.

— Все эти вещи можно назвать одним словом — музейные экспонаты и они должны находиться музее).

— В какой музей вы их поместите?

Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.

Дидактическая игра «Размести правильно»:

Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.

Работа с картой:

Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев. Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей).

Работа с фотовыставкой:

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев, где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев, назвать самый запомнившейся экспонат.

-А что нужно помнить при посещении музея?

(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).

Правила поведения в музее:

— В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию.

— Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его.

— Нельзя трогать руками музейные экспонаты.

— Нельзя шуметь, бегать по музею, разговаривать по телефону.

— Если хочешь фотографировать — спроси разрешения.

В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.

(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики», обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).

Игровая ситуация «Мы находимся в музее нашей группы«:

-Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей? Как он называется? («Веселый перезвон».)

-Давайте вспомним почему наш музей так называется, об экспонатах музея. (Рассказы детей о своих экспонатах).

-Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики». Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно). А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии).

Прикреплённые файлы:

yekskursija-v-muzei_5qnfn.pptx | 5602,31 Кб

Фотоотчет «Экскурсия в музей» Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен.

Конспект интегрированного занятия «Виртуальная экскурсия в Зоологический музей» Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно — эстетическое развитие,.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы» Конспект итогового занятия в подготовительной группе Тема «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы». Дата проведения:26мая.

«Виртуальная экскурсия в литературный музей им. И. С. Никитина». Конспект мероприятия в средней группе в рамках музея Конспект мероприятия в средней группе в рамках музея «Сказки задумчивого пруда» и работы кружка «В гостях у сказки». Тема: «Виртуальная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства» Цель: Расширить представления детей о городецкой росписи, её элементах, палитре, истории; закрепить у детей знания народных промыслов (Дымково,.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Экскурсия по городу» Цель занятия : Закрепление математических представлений детей, совершенствование их умений и навыков посредством выполнения различных математических.

Экскурсия в музей 5 декабря воспитанники детского сада №38 посетили занятие в музее Уездной медицины имени Бехтерева. Дети вместе с воспитателями узнали много.

Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия по родному краю» Экскурсия по родному краю. Подготовительная группа. Воспитатель: Т. Л. Воробьева Предварительная работа по проведению экскурсии. Рассматривание.

Экскурсия в музей природы Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление.

Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес» Конспект на тему: » Экскурсия в осенний лес!» (подготовительная группа) Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать.

Источник

Читайте также:  Музыкальные достопримечательности нью йорка
Оцените статью