Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной культурой
татьяна дедок
Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной культурой
Музейная экскурсия – это важная форма организации обучения в детском саду.
Экскурсия – представляет особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с культурными объектами, с деятельностью взрослых, носит познавательный характер. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа экскурсовода, а также зрительного восприятия детьми. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование)
В ходе подготовки экскурсии следует учитывать:
• Информация должна быть объективной, научной, доступной.
• Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой экскурсии.
• Эмоциональный фон экскурсиидолжен идти по нарастающей: самый яркий экспонат, рассказ, игровой прием должны быть введены ближе к концу.
• Рассказ о различных экспонатах должен обладать внутренней логикой.
• Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии.
• Заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной тематики.
Экскурсия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания.
В водной части экскурсии экскурсовод дает установку на предстоящее восприятие материала.
Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.
Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремиться к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством воспитателя.
К проведению экскурсиидолжны быть разработаны специальные требования:
— экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
— содержание вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;
— любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.
Музейные экспозиции и экскурсии методически взаимосвязаны.
Экскурсионнаяработа решает основные задачи: — выявление познавательных, творческих способностей детей; — развитие начальных навыков восприятия музейного языка; — расширение представлений о содержании музейной культуры; — создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими факторами как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные рамки музейного восприятия.
Методические формы экскурсионнойработы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны: обзорные и тематические экскурсии, экскурсия-путешествие, фантазия; соревнование; познавательные беседы-викторины, КВН, «Поле Чудес» и т. д.
Модель построения экскурсии в мини-музей ДОО:
Структура экскурсии состоит из лирического вступления или проблемы для обсуждения, рассматривания экспонатов, чтения интересного познавательного материала к занятию, загадок и сказок, дидактической игры, затем проводится сама экскурсия – дети знакомятся с экспонатами. Каждая экскурсия заканчивается сюрпризным моментом. Для закрепления полученных знаний, как правило, посещение мини-музея, заканчивается практической работой – изготовление какого-либо предмета, экспоната для музея своими руками или декоративная роспись на трафарете.
1. Вводная часть Лирическое вступление Загадки, поговорки, пословицы (мотивация на предстоящую деятельность)
2. Основная часть экскурсии Работа с экспонатами Постановка проблемной ситуации
Беседа Предположение: — для чего это надо? — кому это надо?
Дидактические игры Опыты Наблюдения Театрализованная деятельность и др.
3. Подведение итогов экскурсии, решение проблемной ситуации Сюрпризный момент Практическое закрепление темы после проведения экскурсии.
Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.
Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.
Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка» Начиная с 2016 года, я составила программы и вела кружок доп. образования по ознакомлению с русской народной культурой «Светелка» для детей.
Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.
Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.
Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.
Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.
Источник
Занятие-экскурсия в краеведческий музей с детьми старшего дошкольного возраста
Юлия Слащева
Занятие-экскурсия в краеведческий музей с детьми старшего дошкольного возраста
Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный охота окунуться
В музей идем, по залам ходим,
И для себя мы много интересного
ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
с детьми подготовительной группы
— дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;
материальной и духовной культуры нашего города;
— познакомить детей с жизнью наших предков;
— воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить
и приумножать его историю.
— знакомство детей с историей возникновения города Ленинска;
— знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т. п.)
Ход экскурсии
— Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты — настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).
Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.
Город Ленинск (с. Пришиб) расположен на левом берегу Ахтубы в 70 км от г. Волгограда. В XVIII век, когда по указу Екатерины II в Заволжье было переселено 1300 крестьянских семейств из средней полосы России для производства шелковых тканей. Эти переселенцы положили начало селам Пришиб, Заплавное и т. д. Датой основания села Пришиб (ныне г. Ленинск) Астраханской губернии считается 1802 г., когда была построена и освящена первая церковь «Во имя Казанской Божьей Матери».
Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела
Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, где спали. Рядом с печью строили голубец — для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите, куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособления- ухват.
— Маша, попробуй достань чугунок из печки, используя ухват.
У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.
— Ева, попробуй ты повесь коромысло с ведрами на плечи.
А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А это ткацкий станок на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы.А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки, короба, головные уборы.
А теперь ребята переходим в другой зал, и мы попадаем в купеческий дом.
Здесь вы видите красивую мебель. Сама обстановка говорит о том, что в доме есть достаток. Обратите внимание на красоту и необычность ножек столов, спинок диванов, кресел. На стене висят часы французской работы, стоит на этажерке граммофон. А для чего он, кто знает?Он для того что бы слушать музыку: вращали ручку, ставили пластинку и звучала музыка!
Вся мебель сделана из дорогого дерева, уже нет в комнатах сундуков как у крестьян, а стоят комоды, буфеты, шкафы. На столах ажурные скатерти, салфеточки – все сшито и связано руками хозяйки дома.
Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар- это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.
Село Пришиб (нынешний г. Ленинск) было одним из богатейших сел. Самыми известными и самыми богатыми купцами были братья Конякины, которые и построили много сохранившихся до сих пор зданий. У них было много магазинов (мануфактур) в разных селах и в Царицыне (Волгоград).
В годы Великой Отечественной войны в Ленинском районе не гремели бои, но война докатилась и до этого края. В 1942 году, когда фашисты подошли к Сталинграду, наш город стал прифронтовым районом концентрации боевых резервов, важной военно-продовольственной базой сражающегося Сталинграда. В Ленинске размещались 24 эвакогоспиталя, в которых получали медицинскую помощь более 15 тыс. чел. Через эвакопункты города прошло 250 тыс. чел. Многие осиротевшие дети нашли новые семьи в Ленинске. Среди воевавших на фронте наших земляков 8 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы,которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.
По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:
— Как называется музей?
— Что вы видели в музее?
Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Источник
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»
Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе «Экскурсия в музей».
Подготовила воспитатель
Познакомить с понятием «музей» и его назначением.
Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея. Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.
Уточнить знания музейных терминов, развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее.
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.
Материал и оборудование:
Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях, презентация «Мы идем в музей», материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики», видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.
Работа над словарем:
музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, карта.
• Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;
• Экскурсия по музею детского сада: в группу «Кузнечики»;
• Рассматривание фотографий после посещения музеев;
• Изобразительная деятельность «Я был в музее«;
• Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;
• Заучивание стихотворений о родном городе;
• Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.
Взаимодействие с семьей:
• Экскурсии в музее города всей семьей
• Беседа «Зачем идем в музей?» (вопросы: Что такое музей? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);
• Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;
• Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами.
Ход занятия:
-Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?
-А что значит любить свою Родину?
(Ответы детей: любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).
-А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,
-Может вы знаете, как вернуться в прошлое?
(Ответы детей: почитать книги и энциклопедии, можно посмотреть фильм, спросить у бабушек и дедушек о прошлом, посмотреть в Интернете, сходить в музей).
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы идти со мной готовы?
В чудесный мир зову вас я!
-Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей».
Нам экскурсовод сказал:
Проходите в этот зал.
Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.
Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…
Хочешь тоже посмотреть?
Не робей, иди скорей в замечательный (музей).
Музей- собирает, изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры).
В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей).
Слайд-4: Самый первый в мире музей основал Птолемей.
А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей).
А это самая большая в мире Александровская библиотека.
Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.
В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями.
В настоящее время существуют самые разнообразные музеи:
Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.
Художественные музеи- хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.
Музеи- заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.
Есть еще дворцово – парковые музеи, исторические, театральные, музыкальные.
А так же музеипосвященные определенным темам:
—«Вселенная вода»— музей воды, «Музей кошек», «Музей кукол», «Музей Лего», «Музей оружия» и много других.
Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.
-Ребята, как вы думаете, нужен музей людям?
— Музей это полезно!
— Музей это интересно!
Динамическая пауза «В зоопарке»:
Дети имитируют повадки зверей:
День вчера был очень жаркий,
Мы гуляли в зоопарке.
Видели зверей и птиц,
И оленей, и лисиц.
Мы узнали, что медведя
Называют дядя Федя.
Уток мы в пруду кормили,
Связку шариков купили.
Пили сок, укрывшись в тень.
Ты запомнишь этот день.
Поисковая ситуация «В каких музеях вы бы разместили эти предметы?»
Воспитатель обращает внимание детей на стол,накрытый салфеткой:
— Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?
Дидактическая игра «Да-нет»:
Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.
— Все эти вещи можно назвать одним словом — музейные экспонаты и они должны находиться (в музее).
— В какой музей вы их поместите?
Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.
Дидактическая игра «Размести правильно»:
Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.
Работа с картой:
Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев. Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей).
Работа с фотовыставкой:
Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев, где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев, назвать самый запомнившейся экспонат.
-А что нужно помнить при посещении музея?
(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).
Правила поведения в музее:
— В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию.
— Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его.
— Нельзя трогать руками музейные экспонаты.
— Нельзя шуметь, бегать по музею, разговаривать по телефону.
— Если хочешь фотографировать — спроси разрешения.
В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.
(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики», обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).
Игровая ситуация «Мы находимся в музее нашей группы«:
-Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей? Как он называется? («Веселый перезвон».)
-Давайте вспомним почему наш музей так называется, об экспонатах музея. (Рассказы детей о своих экспонатах).
-Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики». Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно). А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии).
Прикреплённые файлы:
yekskursija-v-muzei_5qnfn.pptx | 5602,31 Кб |
Фотоотчет «Экскурсия в музей» Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен.
Конспект интегрированного занятия «Виртуальная экскурсия в Зоологический музей» Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно — эстетическое развитие,.
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы» Конспект итогового занятия в подготовительной группе Тема «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы». Дата проведения:26мая.
«Виртуальная экскурсия в литературный музей им. И. С. Никитина». Конспект мероприятия в средней группе в рамках музея Конспект мероприятия в средней группе в рамках музея «Сказки задумчивого пруда» и работы кружка «В гостях у сказки». Тема: «Виртуальная.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства» Цель: Расширить представления детей о городецкой росписи, её элементах, палитре, истории; закрепить у детей знания народных промыслов (Дымково,.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Экскурсия по городу» Цель занятия : Закрепление математических представлений детей, совершенствование их умений и навыков посредством выполнения различных математических.
Экскурсия в музей 5 декабря воспитанники детского сада №38 посетили занятие в музее Уездной медицины имени Бехтерева. Дети вместе с воспитателями узнали много.
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия по родному краю» Экскурсия по родному краю. Подготовительная группа. Воспитатель: Т. Л. Воробьева Предварительная работа по проведению экскурсии. Рассматривание.
Экскурсия в музей природы Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление.
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес» Конспект на тему: » Экскурсия в осенний лес!» (подготовительная группа) Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать.
Источник