Музыкальное путешествие по европе 4 класс план конспект

Путешествие по музыкальной Европе
план-конспект по музыке на тему

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_po_muzykalnoy_evrope.docx 24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 591

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект по теме:

«Путешествие по музыкальной Европе»

учитель начальных классов

Монакова Екатерина Глебовна

Цели: Познакомить учащихся с композиторами Европы, их произведениями, а также с народной музыкой.

  1. Образовательная:
  • Знакомство с творчеством композиторов разных стран
  • Знакомство с народной музыкой
  1. Развивающие:
  • Совершенствовать речевые навыки
  • Совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыке

Средства: Компьютер, проектор, презентация к занятию

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Работа над новым материалом. Слушание музыки.
  4. Итог урока. Рефлексия

Учитель: Здравствуйте! Все готовы к уроку?

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по музыкальной Европе. Мы познакомимся со странами, композиторами и их произведениями. Как вы думаете, без чего вы не сможете отправиться в путешествие?

Учащиеся: Предполагают. (Багаж, билет.)

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие нам понадобиться билет . Чтобы приобрести билет вы должны разгадать кроссворд.(См. приложение)

Учащиеся: Разгадывают кроссворд.

Учитель: Молодцы! Вот ваш билет. Теперь у нас есть билет, и мы отправляемся в путешествие.

III. Работа над новым материалом .

Учитель: И так в первую страну куда мы отправляемся это Австрия .Знаете ли вы чей это портрет?

Учащиеся: Отвечают, чей это портрет.

Учитель: Моцарт родился в Зальцбурге. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине , скрипке и органе . Его музыка сказочно красива и изящна, в ней отразился характер композитора, который, несмотря на жизненные испытания, всегда оставался светлым человеком. Сегодня мы познакомимся с Симфонией № 40, которая написана в расцвет его дарования. Симфония — муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию.

Учащиеся: Слушают 1 часть Симфонии № 40.

УЧИТЕЛЬ :- Ребята, послушав музыку, скажите каков характер симфонии

У чащиеся: (Ответы: задушевный, трепетный, взволнованный, лирический)

Учитель: В какой стране мы побывали, и с каким композитором познакомились?

Учащиеся: Австрия. В.А.Моцарт

Учитель : Молодцы. А теперь мы отправляемся. В столицу Польши-Варшаву. Варшаву справедливо называют «городом Шопена». Он провел здесь почти 20 лет своей жизни. Это был город его молодости, здесь он окончил школу, здесь учился музыке, здесь были написаны и изданы его первые произведения, созданы первые шедевры. О его Вальсе №7 Лев Озеров написал вот это стихотворение:

Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве

УЧИТЕЛЬ: — Я предлагаю сейчас послушать Вальс №7 Ф.Шопена, определить его характер. Слушаем вальс №7 Шопена

Учащиеся: Слушание Вальса №7 Ф. Шопен

Учитель: Какой же характер у вальса?

Учащиеся: (романтический, добродушный, приветливый, напевный)

Учитель: Вот и еще один город остался за плечами и вот мы в Италии. Италия знаменита своими композиторами, но мы с вами познакомимся с народной музыкой Италии. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Давайте послушаем.

Ученики: Слушают музыку.

Учитель: Вот мы и побывали на берегу залива и я предлагаю отправиться в Германию, на встречу с Иоганом Себастьяном Бахом. Немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет. Мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту — Иоганну Кристофу Баху. У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов. Этот сборник «модной» музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник и тайком переписывал его для себя. Вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно, и приходилось пользоваться только лунным светом. Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но — увы! Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного оригинал, и копию. Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:- Раз так, я сам напишу такую же музыку, напишу еще лучше! Брат рассмеялся в ответ и сказал: — Иди спать, болтун.Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил.

Давайте послушаем одно из произведений этого талантливого композитора. Токката ре минор.

Ученики: Слушают токкату. После прослушивания им предлагается охарактеризовать музыку.

Учитель: Молодцы. А далеко на севере находится страна Норвегия. Море изрезало её берега глубокими заливами — фордами, вокруг которых высятся горы, покрытые лесами. Мы с вами отправляемся в страну, где познакомимся с музыкой замечательного композитора сказочника Эдварда Грига. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. А в 12 лет написал собственное произведение, которое поразило гостя семьи, виртуозного скрипача, который сказал,что Эдварду непременно нужно учиться в консерватории. Что он ив будущем и сделал, окончив её на отлично. Мы послушаем композицию из сюиты на пьесу Генрика Ибсена « Пер Гюнт » «В пещере горного короля».

Ученики: Прослушивают композицию

Учитель: «В пещере горного короля» ассоциируется с троллями , а также с мистикой и таинственной атмосферой вообще.

Учитель: В от и подошло наше путешествие к концу. Давайте вспомним, где мы побывали и с кем познакомились! Я раздам вам листочки, где вам нужно будет заполнить пробелы.

Ученики: Заполняют табличку, где нужно вставить название произведения, страну или композитора.

Учитель: Было ли вам интересно? Что запомнилось больше всего? Молодцы. До свидания

Источник

Разработка урока по музыке на тему «Музыкальное путешествие по Европе. Норвегия, Австрия»4 класс

Урок музыки 4 класс. Тема «Музыкальное путешествие по Европе. Норвегия, Австрия»

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала.

Активизация творческой и познавательной деятельности учеников, посредством использования современных педагогических технологий. Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

дать детям представление о том, что композитор может изобразить и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные музыки.

На основе прослушанной музыки уметь прогнозировать содержание темы.

развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;

помочь учащимся почувствовать красоту и гармонию произведений композиторов-классиков.

познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку.

Оценивают результаты своей деятельности.

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

сравнение, анализ, обобщение

приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

компьютер, музыкальный центр,

Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов, текст

Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, фото-галерея

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)

Цель деятельности учителя:

создать условия для повторения музыкального материала, на основе музыки Э. Грига. Работа над новым музыкальным материалом. Проверить степень усвоения тему прошлого урока.

Тип урока: получение новых знаний, урок — расширения и углубления в тему.

Э.Григ «В пещере горного короля»

В.А. Моцарт «Маленькая ночная музыка»

Ф. Шуберт «В путь»

Н.н.п. «Волшебный смычок»

2. музыкальный центр

1.Д.Б. Кабалевский «Воспитание музыкой»

2.А. Рыцарева «Музыка и я»

3. Программа Н.Г. Ямалетдиновой, Р.Х. Кашаповой, с элементами из программы Д.Б. Кабалевского, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой.

4. Словарь от «А» до «Я».

Постановка учебной задачи:

Приветствие: «добрый день, добрый день – здравствуйте ребята»

1. вспомнить с детьми материал прошлого урока.

2. настроить детей на активную работу в непринужденной атмосфере

Определить тему урока

Анализ музыки: Э. Григ «В пещере горного короля»

У: ребята, вы узнали музыку, которая вас встретила?

У: скажите, как зовут композитора, который сочинил это произведение?

У: как называется это произведение?

Д: «В пещере горного короля»

У: верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные….

Духи тьмы там, в глубине,

Тайну тайн откроют мне.

У: Кого изобразил композитор?

У: какими мы видим этих персонажей?

Д: злые, угрюмые, агрессивные.

У: какие средства музыкальной выразительности помогли определить нам характер этих персонажей?

Д: лад, темп, динамика, ритм.

У: какие виды развития музыки особенно проявились?

Д: темп, динамика

Звуки превратились в жесткие, злые, агрессивные.

У: ребята, троли-сказочные персонажи. Как вы думаете, к тому, что мы знаем о Э.Григе, что Григ-певец норвежской природы, можно добавить ,что Григ-композитор-сказочник?

У: достаточно ли одного развития музыки для того, чтобы создать образ?

Д: чем больше, тем лучше.

У: совпал ли замысел композитора с нашим восприятием?

У:Кто исполнил это произведение?

Д: симфонический оркестр.

У: какая группа инструментов особенно себя проявила?

Д: струнно-смычковая группа и ударная.

У: как называется жанр в музыке, пьесу которой мы услышали?

У: но сюита появилась благодаря какому драматургу?

Д: Генрику Ибсену.

У: ребята, а вы не подскажите, какой инструмент у норвежского народа является народным?

У: послушайте и определите тембр инструмента или группу, в которую входит этот инструмент

Слушание музыкального фрагмента.

Д: похожа на скрипку.

У: вы совершенно правы. У норвежцев есть инструмент народный, по тембру-это скрипка, но называется-хардингфеле

У: ребята, какие эпитеты подойдут к этому инструменту?

Д: нежная, ласковая, добрая, легкая, лиричная.

У: норвежцы, в знак уважения и нежности к своему национальному инструменту, сочинили песню.

Предлагаю послушать эту песню. Не подскажете, с каким голосом ассоциируется скрипка?

Вашему вниманию предлагаю прослушать эту песню.

Художественное восприятие, анализ исполнения.

создать условия для художественного восприятия музыкального материала, осознание ценности совместной деятельности.

1.значение музыки и текста.

2. связь музыки и литературы в жизни.

3. работа над дикцией.

4. добиться чистого унисона и четкого ритмического рисунка (запись на доске, дописать пропущенные звуки)

5. работа над ритмом (проговариваем текст под такт основного ритма).

Слушание норвежской народной песни «Волшебный смычок».

1. Пришёл к нам в село
Музыкант старичок.
В руках музыканта
Волшебный смычок.
Ударил по струнам —
Сбежался народ,
Танцует, играет,
Смеётся, поёт!

2. Шёл мимо богач,
Услыхал скрипача —
И вспыхнула зависть
В душе богача. —
Продай твою скрипку!
Ты беден и стар.
Я дам за неё тебе Хлеба амбар!

3. — Нет! Скрипку свою
Не продам никому.
Нужна эта скрипка
Не мне одному.
Под звуки её
Веселится народ,
Танцует, играет,
Смеётся, поёт!

У: какой характер?

У: о чем эта песня?

Д: о музыке, которая нужна людям.

У: как вы думаете, продаст скрипку музыкант?

Д: нет. Потому что……..

У: определите средства музыкальной выразительности.

Выходят с карточками те, кому они были даны.?

У: ребята справились со своим заданием?

Работа над песней.

разделиться на 3 группы- а. пение от автора

б. от лица героя

в. От лица богача

У: ребята, вы молодцы, справились.

У: вы узнали, что норвежский народный инструмент-называется ( хардингфеле )

Что, в Норвегии жил и работал замечательный композитор-сказочник ( Э.Григ )

Что не хлебом единым жив ( человек )

Актуализация опорных знаний.

У: благодаря музыке величайших композитором мы с вами посетим замечательную страну –Австрию

У: какие же композиторы жили и творили в Австрии?

Это: портреты -В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, И. Штрауса.

У: ребята, мы с вами прикоснемся к музыке величайшего композитора 18 века- Портрет- В.А.Моцарта

У: Моцарта называют Чудом 18 века, надеюсь услышать ваши рассуждения по поводу этого высказывания.

У: а чтобы лучше узнать музыку В.А. Моцарта, предлагаю послушать его произведение

В.А. Моцарт «Маленькая ночная музыка»-рондо

Цель: создание условий для интонационного настроя, на ощущения красоты, гармонии в музыке, и сопричастности к ней.

1. прослушать произведение В.А. Моцарта.

2. определить форму произведения.

3. изобразить схематично эту форму.

4. продолжать развивать у детей уважение к классической музыке.

У: прежде, чем прозвучит музыка, послушайте главную тему, и в дальнейшем изобразите схематично то, что вы услышите. Для этого вам понадобятся карточки. (дидактический материал)

Слушание: В.А. Моцарт рондо «Маленькая ночная музыка»

У: какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Д: светлые, радостные.

У: какой характер в музыке?

У: если танцевальный, то где могла звучать такая музыка?

Д: на балу, которые устраивались вечером, ночью.

У: ребята, вы правы, В.А. Моцарт так и назвал свое произведение «Маленькая ночная музыка»

Проверить схему изображения.

У: темы были одинаковые или строились на контрасте?

У: в музыке есть форма, которая строится на контрасте, называется- рондо

Рондо с французского переводится «круг»

Тема, которая повторяется называется-рефрен. Тема, которая контрастирует с главной-эпизод. (А В А С А )

У: какой танец подойдет под понятие рондо? (хоровод)

У: почему? (Хоровод образует круг).

Игра в композитора.

У: ребята, в Австрии в 19 веке жил замечательный композитор Ф.Шуберт.

У: около 600 песен написал Ф. Шуберт, среди них очень известная песня «Аве Мария»

У: предлагаю вам игру « Композиторы»

Художественное восприятие, художественный анализ

Цель: создать условия для размышления, принятия и воплощения художественного образа через творчество.

1. организовать собственное сочинение поэтических слов.

2. воплотить художественный образ посредством средств музыкальной выразительности.

«В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха»

В движеньи мельник жизнь ведёт,

Плохой тот мельник должен быть,

Коль век свой хочет дома быть,

Вода примером служит нам,

Ничем она не дорожит

И дальше, дальше всё бежит —

Колёса тоже не стоят,

Стучат, кружатся и шумят —

С водою в путь они хотят,

Вертятся, пляшут жернова,

Кажись бы — им и не под стать,

Да ведь нельзя ж от всех отстать —

Движенье — счастие моё,

Прости, хозяин дорогой,

Иду я следом за водой —

У: подберите под эти стихи средства музыкальной выразительности.

-Какому голосу отдадите предпочтение?

Дети предлагают свои варианты.

У: послушаем музыку, которую сочинил Ф. Шуберт.

У: вы молодцы, что услышали интонацию текста.

Музыку каких композиторов мы услышали?

Кого называют чудом 18 века?

Как называется форма, которая переводится как «круг»?

Какие композиторы жили в Австрии во 18-19 веках?

Д/з. Найти достопримечательности Австрии

Номер материала: ДБ-092410

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как посетить останкинскую телебашню без экскурсии
Оцените статью