МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Автор: КОЧЕРГИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Кочергина Татьяна Владимировна ,
Учитель музыки высшей квалификационной категории,
почётный работник общего образования РФ, МАОУ «Тохтуевская СОШ»,
Аннотация. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок
и условий, которые определяются и врожденными музыкальными задатками, и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Соблюдение музыкальных традиций – это путь к единению семьи.
Ключевые слова: семейные традиции; музыкальное воспитание; семейные праздники; преемственность поколений ; музыкальная история народа.
Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего
воспитания, относят семейные традиции, пришедшие к нам из прошлых веков. Семья существует, воспроизводя традиции, следуя определённым образцам деятельности, без которых немыслимо её развитие. Семейные ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности
может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в
поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются
у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются и врожденными музыкальными задатками, и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Соблюдение музыкальных традиций – это путь к единению семьи. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к музыкальной истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Музыкальные традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою
связь с бабушками, дедушками, общими предками и гордиться своей семьей. Традиции
своими корнями уходят в далекую древность, они так или иначе всегда были связаны с
укладом семейной жизни народа, с её бытом. Песни сопровождали русского человека
всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили – устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя частушки, потешки, прибаутки.
Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, исполнял игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечёрках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с её теплом и появлением первой зелени; или когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню.
Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни – причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню.
Существовавшие в русских семьях богатейшие традиции музыкального воспитания, в настоящее время практически отсутствуют в большинстве современных семей. Тем не менее попытаемся ответить на вопрос: «Какие музыкальные традиции из прошлых веков существуют в настоящее время, в современных семьях?»
1.Одна из первых традиций – исполнение колыбельных песен.
«Баюшки-баю…баю милую, баю, славную, баю дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая малыша. Сколько нежности, любви в ее песне, обращенной к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. В народе дорожили колыбельным мастерством.
Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «баюкать», они присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда с 6 – 7 лет нанимались нянями в другие семьи, в настоящее время мало кто из матерей специально обучает ребенка петь колыбельные песни.
2.Положительную роль в возрождении музыкальной культуры играют традиции
домашнего музицирования – области музыкальной деятельности, почти утраченной на
Не случайно опыт практического музицирования имеет давние корни. Принято считать, что рождение светского музицирования началось с эпохи Петра I. Музыка звучала во время танцев, застолий, объединяла людей, способствовала непринуждённости в общении. Но новые формы музицирования коснулись прежде всего небольшой дворянской верхушки, дети которой стали обучаться пению и игре на музыкальных инструментах у приезжих немецких и итальянских музыкантов. Музыка входит в жизнь высших слоёв общества, распространяется любительское музицирование.
Музыка здесь была уже не только развлечением, но и эстетической культурной потребностью. Часто на музыкальных вечерах рождалось новое произведение: песня или романс, сочинённые любителем-поэтом и любителем-композитором. Ведь «не одними великими композиторами и виртуозами живёт музыка. Она держится и существует её звучанием во всех кругах общества и множеств её безымянных сочинителей, отвечающих на потребности своего круга» (Б. Асафьев).
Появление в наших домах средств аудио- и видеозаписи даёт немало в деле музыкального воспитания и просвещения, но никак не заменяет радости самостоятельно-
го активного участия в процессе воссоздания музыкального произведения. Как показывает опыт, такие мероприятия вызывают живой интерес у детей и взрослых, пробуждают желание познавать и исполнять музыкальные произведения дома, в кругу родных и близких. Но для воплощения идеи музицирования в семье важно, чтобы родители владели музыкальным инструментом, а дети, в дополнение ко всему сказанному, обучались музыкальной грамоте и игре на инструменте.
3. Исполнение песен.
Исполнение песен занимает особое место в воспитании детей в семье. Ребёнок
любит петь песни. Из них он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных и растениях. Исполняя песню, ребёнок не остаётся равнодушным: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к песне. Если песня нравится, то она становится достоянием ребенка. Жаль, что мало родителей исполняют песни вместе с детьми в кругу семьи.
4. Слушание музыки.
Слушание музыки имеет свои возможности. Оно обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если ребенок заинтересованно слушает произведение вместе с родителями и высказывает свое отношение, то это не проходит бесследно. Он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкусы детей.
5. К семейным традициям относится праздники.
Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Еще в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий наших предков. Сегодня проведение традиционных домашних праздников с использованием музыки и пения не потеряло своей актуальности.
Семейные праздники по случаю дня рождения взрослых и детей, а также таких
знаменательных дат, как день свадьбы родителей, день памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.), имеют значительный воспитательный потенциал. К семейным праздникам также относят проведение в доме общественных праздников: День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых. Подготовка детьми и взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, подбор музыки, песен, выпуск стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение подарков при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.
В заключение отметим, что тема возрождения семейных традиций особенно актуальна для России в настоящее время как в духовной и нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а зачастую и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Мы, педагоги и родители, часто забываем о том, что музыкальное воспитание является важным средством формирования духовного облика человека. Главная цель такого воспитания – не столько овладение музыкальными знаниями и навыками, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто
посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые
слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. Такое отношение к музыке в семье порождает музыкальные традиции.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура, складываются определенные традиции. Именно взрослые должны обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, сформировать основы музыкальной культуры; развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности, способствовать общему развитию детей средствами музыки, передать традиции своего народа.
Источник
Из поколения в поколение: 7 известнейших российских музыкальных династий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Шостаковичи
Знаменитый советский композитор Дмитрий Шостакович свою любовь к музыке унаследовал от мамы, Софьи Васильевны, окончившей Петербургскую консерваторию. Впрочем, если углубиться в историю семьи, то можно найти информацию о бабушке композитора по материнской линии. Александра Петровна Кокоулина прививала любовь к музыке своим детям, а в Бойдабо, где проживала вместе с супругом, организовала самодеятельный оркестр.
Дмитрий Шостакович оставил богатейшее музыкальное наследие, его произведения продолжают и сегодня звучать во всём мире. Сын композитора Максим тоже посвятил свою жизнь музыке, став знаменитым дирижёром и пианистом.
Александровы
Александр Александров, написавший в своё время музыку к гимну СССР, начинал свою творческую деятельность в церковном хоре, позже стал регентом в Храме Христа Спасителя. Среди множества произведений, написанных старшим Александровым, есть симфонические произведения, однако наиболее известна музыка, написанная для патриотических песен, поднимавших боевой дух народа во время Великой Отечественной войны. Большую часть жизни композитор и дирижёр посвятил Ансамблю песни и пляски Советской армии, который после его смерти возглавил сын Борис.
Три сына родоначальника династии стали композиторами. Борис стал автором музыки к фильму «Свадьба в Малиновке». Два его брата, Александр и Владимир тоже трудились в Ансамбле, руководили оркестром. Впрочем, сюда пришли позже уже их дети. Можно сказать, что большинство представителей рода Александровых связали свою жизнь с этим коллективом.
Дунаевские
Дедушка Исаака Дунаевского был кантором (ведущий богослужений в синагоге), а мама будущего композитора прекрасно пела и играла на фортепиано. Сам Исаак Дунаевский уже в пятилетнем возрасте подбирал на слух музыку, а в восемь лет брал уроки скрипки. Творческое наследие композитора включает в себя оперетты, музыку к балетам, спектаклям, кинофильмам, а также более 100 песен. Все четыре брата Исаака Дунаевского (Борис, Михаил, Семён и Зиновий) тоже были музыкантами.
Сын Исаака Дунаевского и балерины Зои Пашковой Максим стал известным композитором, который пишет песни и музыку к фильмам.
Ростроповичи
Витольд Ростропович, дед известного музыканта, был пианистом и композитором, его отец Леопольд Витольдович играл на виолончели, а мама Софья Федотова была прекрасной пианисткой. Неудивительно, что знакомство с миром музыки и первый опыт игры на виолончели Мстислав Ростропович получил именно от родителей.
Супруга Мстислава Леопольдовича – Галина Вишневская, актриса и оперная певица. Две дочери Ростроповича и Вишневской тоже получили музыкальное образование, Ольга стала виолончелисткой, Елена — пианисткой. Сегодня Ольга Мстиславовна возглавляет фонд Мстислава Ростроповича, оказывающий поддержку молодым дарованиям в области музыки. Елена была пианисткой, но сейчас полностью посвятила себя медицинскому фонду «Вишневская — Ростропович», который обеспечивает вакцинацию детей по всему миру.
Стравинские
Знаменитый композитор Игорь Стравинский с детства слышал, как поёт его отец, Фёдор Стравинский, солист Мариинского театра. Мама композитора была талантливой пианисткой и концертмейстером своего супруга. Игорь Фёдорович не представлял себе жизни без музыки, но поначалу родители убедили сына поступать на юридический факультет университета. Это не стало препятствием к изучению теории музыки, а позже Игорь Стравинский стал брать частные уроки у Николая Римского-Корсакова, под руководством которого рождались его первые музыкальные шедевры.
Всего композитор написал великое множество музыкальных произведений для театра, оркестра, хора, фортепиано, для камерных исполнителей и вокалистов, а ещё подвергал обработке свою и чужую музыку.
Один из братьев Стравинского, Гурий, стал, как и отец, артистом Мариинского театра, а сын композитора Святослав Сулима-Стравинский — продолжателем музыкальной династии. Он блестяще играл на фортепиано, в юношестве выходил с отцом на одну сцену. После окончания Великой Отечественной войны эмигрировал в Америку, где концертировал, одновременно преподавая в музыкальном училище.
Скрябины
Композитор-философ, символист, реформатор, дополнявший музыку светом и цветом, Александр Скрябин приобщился к музыке очень рано. В возрасте пяти лет удивлял талантливой игрой на фортепиано. Развитию музыкальных способностей мальчика немало поспособствовала его тетя, полностью посвятившая себя воспитанию племянника. К сожалению, мама его Любовь Петровна, талантливая пианистка, скончалась очень рано, когда сыну был всего год. Шуринька, как называли будущего композитора домашние, поначалу учился в Московском кадетском училище, но во время учёбы брал уроки музыки и выступал с концертами, позже поступил в консерваторию.
Семеро детей Скрябина скончались в раннем возрасте, а Юлиан, трагически погибший в 1919 году, успел снискать славу юного гения и композитора. Написанные ним прелюдии исполняются и сегодня.
Рихтеры
Семью Рихтер с полным правом можно назвать потомственными музыкантами. Отец знаменитого пианиста Святослава Рихтера, Теофил Данилович, был органистом и преподавателем консерватории в Одессе, сам учился музыке в Венской консерватории. Дед Даниил Даниилович – был мастером и настройщиком музыкальных инструментов, прадед имел мастерские по настройке инструментов в Березине и Житомире, также был органистом.
Земля русская всегда была богата талантливыми людьми. Писатели и поэты, скульпторы и художники, наряду с просветителями и научными деятелями составляли славу и гордость России. Неудивительно, что мастерство в любой сфере передавалось из поколения в поколение. Отдельной строкой стоят среди творческих династий семьи художников, даривших свои картины благодарным потомкам на протяжении многих лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник