Глава МВФ: в отношении развития мировой экономики сохраняется высокая неопределенность
ВАШИНГТОН, 30 марта. /ТАСС/. Крайне высокая неопределенность в отношении развития мировой экономики сохраняется, несмотря на темпы восстановления стран по всему миру. Об этом заявила во вторник директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева, выступая на видеоконференции, организованной американским Советом по международным отношениям.
«Одна из самых больших опасностей, с которой мы сталкиваемся, — это крайне высокая неопределенность. Столь многое зависит от пандемии, на которую в настоящее время оказывает влияние неравномерный прогресс в вакцинации и новые штаммы вируса, сдерживающие перспективы экономического роста, особенно в Европе и Латинской Америке», — подчеркнула руководитель фонда.
Неравномерное восстановление
Она перечислила и ряд других опасностей для мировой экономики. «Экономическое развитие [многих стран] различается. Вакцины пока недоступны всем и везде. Слишком многие люди продолжают сталкиваться с потерей работы и растущей бедностью. Слишком много стран отстают [в плане экономического восстановления]», — подчеркнула Георгиева.
По ее словам, «хотя в целом перспективы [развития мировой экономики] улучшились, опасные расхождения наблюдаются не только внутри стран, но и между странами и регионами». «По сути, то, что мы видим, — это восстановление с различными темпами, которое все больше опирается на две движимые силы — США и Китай. Они входят в небольшую группу стран, которые к концу 2021 года значительно опередят докризисный уровень [своего] ВВП. Но они исключение, а не правило», — отметила глава МВФ.
Так, «совокупные потери дохода на душу населения по сравнению с докризисными прогнозами составят 11% в развитых странах к следующему году». «Для стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, за исключением Китая, потери будут гораздо хуже — 20%», — продолжила руководитель фонда. Потеря доходов, пояснила она, «означает, что миллионы людей будут страдать от нищеты, голода и отсутствия жилья».
Проблемы только будут расти для развивающихся стран. «Может также усилиться давление на уязвимые страны с формирующейся рыночной экономикой, страны с низким уровнем дохода и нестабильные государства. Их финансовые возможности для борьбы с кризисом уже [серьезно] ограничены. И многие из них в значительной степени зависят от таких наиболее пострадавших секторов [экономики], как туризм», — добавила Георгиева. Такие страны также сталкиваются с ограниченным доступом к вакцинам, бюджетными проблемами и долговым кризисом.
Так, пояснила глава фонда, страны с низким уровнем дохода должны направить около $200 млрд в течение пяти лет только на борьбу с последствиями пандемии, а затем еще $250 млрд, чтобы вернуться к докризисным показателям.
Прогноз по мировой экономике
Георгиева также сообщила, что МВФ принял решение пересмотреть в сторону повышения прогноз развития мировой экономики в нынешнем и следующем году благодаря вакцинации, а также высоким темпам восстановления в США и Китае.
«В январе мы прогнозировали рост мировой экономики на 5,5% в 2021 году. Теперь мы ожидаем дальнейшее ускорение: частично благодаря дополнительной поддержке, в том числе новому финансовому пакету в Соединенных Штатах, а частично — из-за ожидаемого [экономического] восстановления, основанного на вакцинации, во многих развитых странах в конце этого года. Это позволяет пересмотреть в сторону повышения наш прогноз на этот год и на 2022 год, как вы увидите на следующей неделе в докладе о перспективах развития мировой экономики», — отметила руководитель фонда, добавив, что экономика теперь «на более прочной основе». Она не уточнила конкретные оценки специалистов.
Глава МВФ также пояснила, что главными двигателями роста мировой экономики являются Китай и США.
Чрезвычайные меры
При этом Георгиева добавила, что власти стран по всему миру выделили в целом около $16 трлн на борьбу с последствиями распространения COVID-19 с начала пандемии. «Правительства предприняли исключительные меры, включая финансовые на сумму около $16 трлн и масштабное вливание ликвидности центральными банками. Без этих скоординированных мер прошлогодний спад мировой экономики был бы как минимум в три раза хуже», — подчеркнула глава МВФ.
Она отметила, что мировой экономике удалось избежать кризиса масштаба Великой депрессии (1929-1939 годов) «не только благодаря принятию чрезвычайных мер, но и в связи с совместной работой стран в течение последнего десятилетия, направленной на повышение устойчивости банковских систем».
Кроме того, продолжила Георгиева, МВФ «предпринял беспрецедентные меры» и с начала пандемии «предоставил финансирование на более чем $107 млрд 85 странам, а также облегчил бремя задолженности 29 своих беднейших стран-участниц». Она также напомнила, что в целях ускоренного наращивания резервов и содействия восстановлению мировой экономики после COVID-19 МВФ рассматривает возможность провести новое распределение специальных прав заимствования в объеме $650 млрд. Предоставление дополнительной ликвидности мировой экономике будет осуществлено путем пополнения резервных активов 190 государств — членов фонда.
«Это принесет пользу всем нашим членам, но особенно наиболее уязвимым», — подчеркнула Георгиева.
Источник
«Отстаивает интересы США»: 75 лет назад был основан Международный валютный фонд
27 декабря 1945 года был основан Международный валютный фонд (МВФ). Соглашение о создании международной валютной организации подписали несколько десятков стран. Решение было принято по итогам конференции в Бреттон-Вудсе (США), состоявшейся в июле 1944-го.
Государства взяли на себя обязательства обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс, отменить основные торговые ограничения и сбалансировать внешнеторговый бюджет. При этом власти Великобритании настояли на отсрочке для стран — участниц фонда всех мер на пять лет с момента окончания Второй мировой войны.
Принципы работы будущего фонда обсуждались как раз на Бреттон-Вудской международной конференции в июле 1944 года. Итогом этих переговоров стало создание не только МВФ, но и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление.
Разговоры о формировании подобной структуры велись ещё в 1920-е годы на Брюссельской и Генуэзской конференциях. Однако тогда эта идея не увенчалась успехом.
После Второй мировой войны инициативу по созданию мирового финансового регулятора взяли на себя США. Как отмечают эксперты, такому шагу способствовал тот факт, что за годы войны американская экономика заметно укрепилась и развилась.
Фонд последней надежды
В основу послевоенной валютной системы легла концепция американского экономиста Гарри Уайта, который представлял США в Бреттон-Вудсе.
В центре этого плана стояла идея создания международной валюты и стабилизации валютных курсов стран. Это, в свою очередь, означало устранение валютных рисков в международных финансовых и экономических отношениях.
Альтернативой плану Уайта стала концепция знаменитого британского экономиста Джона Кейнса. Кейнс предлагал создать такую систему, в рамках которой страны-кредиторы, имеющие положительный бюджетный баланс, вкладывали бы средства в развитие отстающих экономик. Поскольку, по его словам, существование стран с высоким внешним долгом и дефицитным бюджетом угрожает стабильности всей мировой экономической системы и несёт угрозу новых кризисов.
Кейнс предложил создать не только мировой банк, но и новую мировую валюту, которая имела бы хождение наряду с национальными валютами. Эта валюта — банкор — стала бы единицей расчёта между государствами. Каждая страна получила бы открытый овердрафт в международном банке. В соответствии с годовыми бюджетными показателями страны должны были бы девальвировать либо ревальвировать свои валюты, чтобы стимулировать вывоз или, напротив, ввоз капитала. Это позволило бы сохранять баланс в мировой экономике и не допускать масштабных кризисов.
Однако в итоге за основу МВФ был взят план Уайта, а не Кейнса, хотя часть британских предложений всё же была учтена.
Согласно принятому уставу, вес каждой страны в МВФ определяется количеством её голосов в организации, вступительным взносом и вкладом в мировую экономику. На основе этих параметров США получили 30% всех голосов в МВФ и МБРР.
Такой порядок распределения голосов не соответствовал интересам СССР, чья экономика на тот момент была подорвана Второй мировой войной. Поэтому, хотя Москва изначально подписала учредительные документы о создании МВФ и МБРР, в итоге Советский Союз отказался ратифицировать договор. Российское членство в МВФ началось лишь в 1992 году, после распада СССР.
На сегодняшний день в МВФ состоят 190 стран, над которыми фонд осуществляет надзор и даёт им рекомендации. Для каждой страны — участницы МВФ устанавливаются квоты, которые рассчитываются, исходя из средневзвешенного значения национального ВВП, международных резервов, экономической изменчивости и открытости. Квоты выражаются в специальных правах заимствования (международный резервный актив) и пересматриваются раз в пять лет. На сегодняшний день крупнейшая доля резервных активов принадлежит США.
Как заявлено на сайте организации, основная цель МВФ — стабильность международной валютной системы, которая позволяет странам совершать международные операции. Также после 2012 года мандат фонда включает вопросы макроэкономического и финансового секторов, связанные с глобальной стабильностью.
Как пояснила в беседе с RT профессор кафедры международных экономических отношений РУДН доктор экономических наук Инна Андронова, МВФ был создан для регулирования международных валютно-кредитных отношений.
«Основная задача фонда сегодня — помогать странам — членам МВФ, когда они испытывают серьёзные валютные затруднения, финансовый кризис, вызванный дефицитом платёжного баланса, когда расходы страны резко превышают её доходы, вследствие чего ей нечем расплачиваться с зарубежными кредиторами. Можно считать, что в таких ситуациях МВФ — последняя надежда», — отметила эксперт.
В свою очередь, доступ страны к кредитам фонда зависит от её готовности принять его условия.
Комплекс мер, принятие которых требует от своих должников МВФ, сложился в конце 1980-х годов и получил название «Вашингтонский консенсус». Тогда рекомендации фонда носили универсальный характер и чаще всего включали ликвидацию бюджетного дефицита, урезание субсидий и других государственных расходов, а также приватизацию, либерализацию внешней торговли и дерегулирование.
В начале 2000-х годов этот документ был заменён на Монтеррейский консенсус. Однако многие из прежних рекомендаций сохранились и в новой директиве, отмечают эксперты.
«Вашингтонский консенсус состоял из десяти конкретных жёстких пунктов, которые страна-заёмщик должна была включать в свою программу экономической стабилизации. После кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997—1998 годах МВФ заменил прежний документ на Монтеррейский консенсус, поскольку стало ясно, что один шаблон нельзя применять ко всем странам», — пояснила Инна Андронова.
Однако на практике Монтеррейский консенсус мало отличается от своего предшественника. Хотя в документе не прописаны прежние жёсткие пункты, они просто замаскированы более широкими формулировками, добавила эксперт.
Долговая яма
Россия стала сотрудничать с МВФ позднее, чем многие другие страны, — партнёрство началось лишь после распада СССР. Однако сегодня эксперты оценивают этот опыт негативно.
На протяжении 1990-х годов МВФ предоставил России кредитов на общую сумму в $22 млрд. Средства пошли на поддержку реформ и покрытие дефицита платёжного баланса.
При этом фонд выдвинул целый ряд требований, направленных на открытие российского рынка для иностранных производителей, а также на облегчение вывоза ресурсов и ценностей за рубеж.
В частности, фонд требовал ликвидировать экспортные пошлины на газ и нефть при повышении акцизов, отменить предтаможенную экспертизу вывозимых из страны товаров, понизить таможенные пошлины для импорта и снять ограничения на импорт алкоголя.
В начале 2000-х годов в России зазвучали призывы к сворачиванию сотрудничества с фондом. В 2005 году Россия досрочно погасила кредит МВФ — на тот момент задолженность составляла $3,3 млрд.
«Все учёные тогда знали, чем может закончиться для России выполнение требований МВФ, но российское руководство с 1991 года упорно пренебрегало этими оценками. Да, в краткосрочной перспективе сотрудничество с фондом неплохо влияло на экономику страны, МВФ помог навести порядок в финансовой системе. Но в долгосрочной перспективе его рекомендации были разрушительны», — подчеркнула Инна Андронова.
Но далеко не всем заёмщикам МВФ удаётся вырваться из кредитной кабалы. Напротив, чаще всего проблема задолженности только усугубляется, долги копятся, как снежный ком, отмечают эксперты. В такой ситуации транши фонда идут уже на погашение взятых ранее кредитов, а не на развитие национальной экономики.
Ярким примером такого должника стала Аргентина. В начале XX века страна была одним из самых богатых государств мира, но на протяжении последних десятилетий Буэнос-Айрес пережил уже не один дефолт. Плотное сотрудничество с МВФ до сих пор не помогло стране выбраться из череды кризисов.
В феврале 2020 года вице-президент Аргентины Кристина Киршнер заявила, что фонд не получит выплаты по выданным ранее кредитам, пока страна не выйдет из экономической рецессии. Однако уже в августе Буэнос-Айрес был вынужден пойти на переговоры с МВФ о предоставлении новой программы помощи.
По мнению экспертов, МВФ сыграл в судьбе Аргентины неоднозначную роль. Как отметил в комментарии RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук, в том, что Аргентина находится в непростом экономическом положении, есть и вина фонда.
«Несомненно, в этом есть вина МВФ, поскольку фонд сначала втягивает страну в долги, потом начинает ею командовать. Фактически государство, оказавшееся в большом долгу перед МВФ, попадает под его контроль. Как это и случилось с Аргентиной. Однако фонд играет и положительную роль для ряда стран. Например, он время от времени наводит порядок в международных расчётах и валютных отношениях государств», — считает эксперт.
Говоря об Аргентине, Инна Андронова напомнила о том, что первый мировой долговой кризис, охвативший страны Латинской Америки, произошёл в 1982 году.
«Многие государства, включая Аргентину, были вынуждены согласиться на условия МВФ, у них не было другого выхода. Но принятые тогда программы разрушили национальные экономики ряда стран», — отметила эксперт.
Ещё одним постоянным клиентом МВФ стала Украина. Сотрудничество страны с фондом началось в 1990-е. В 2010 году Киев заключил с МВФ соглашение на предоставление займа размером в $15 млрд. Однако фонд неохотно предоставлял финансовые транши, поскольку власти Украины не спешили выполнять его условия. В конце ноября 2013 года, получив отказ МВФ в предоставлении средств, Киев обратился за помощью к Москве. Россия пообещала предоставить соседней стране $15 млрд в качестве кредита. Однако договорённости разрушили «евромайдан» и государственный переворот на Украине.
На протяжении последних лет страна находится в серьёзной финансовой зависимости от траншей МВФ. Под давлением фонда власти Украины проводят непопулярные реформы и урезают социальную поддержку населения.
Двойственная роль
Хотя МВФ был создан для выравнивания платёжных дисбалансов и поддержания порядка в международных экономических отношениях, на практике фонд нередко втягивает страны в непосильные для них проекты, отмечают эксперты.
«Такая тактика часто приводит к росту задолженности страны перед фондом. И должник обязан в первую очередь выплачивать долги МВФ и только потом другим кредиторам. Опасность заключается в том, что, если страна нарушает правила фонда, другие структуры также отказывают ей в кредитах», — пояснил Александр Бельчук.
При этом реальных альтернатив МВФ пока нет, другие финансовые организации не могут конкурировать с фондом.
«МВФ играет двойственную роль. С одной стороны, фонд всё же выполняет функции по поддержанию порядка в международных экономических отношениях и оказывает помощь странам. Но с другой — он в первую очередь отстаивает интересы США и других западных стран. Кроме того, временами своими действиями он вскрывает бедные страны для западной торговой экспансии», — считает эксперт.
Похожей точки зрения придерживается и Инна Андронова.
«Фонд получил репутацию учреждения, которое разрушает экономики стран-заёмщиков, потому что он даёт кредиты только на определённых условиях. Однако бедные государства продолжают сотрудничать с МВФ, поскольку его кредиты дополняются кредитами развитых стран и Всемирного банка, ведь именно от оценок МВФ зависит, будут ли работать с тем или иным государством остальные кредиторы. Что касается других вариантов, то недавно был основан Новый банк развития БРИКС. Однако по объёму финансовых ресурсов он пока и близко не подошёл к МВФ. Поэтому альтернативы у МВФ пока нет», — подытожила эксперт.
Источник