Мы граждане одной страны россии

Урок окружающего мира «Мы граждане России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Скачать:

Вложение Размер
okruzh_mir_my_grazhdane.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ

1. Формулировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином.

2. Познакомить учащихся с работой главы государства, Федерального собрания.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать патриотизм.

О б о р у д о в а н и е: портрет Президента России В. В. Путина, иллюстрации с изображением символов России, фотографии зданий Государственной Думы, П равительства России.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

— Кто пришёл на занятие с хорошим настроением, я прошу улыбнуться.

— Кому нравиться общаться с одноклассниками, я прошу поднять руку.

-Если вы не любите конфликтовать, хлопните в ладоши.

— Если стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите руку друг другу.

Думаю, что теперь можно начать работу.

Итак, у нас урок окружающего мира.

  1. Повторение и закрепление изученного.

Человек без Родины , что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

— Почему наш урок мы начали с пословиц?

Прежде чем продолжить узнавать новое, проверим домашнее задание в форме графического диктанта. Если высказывание верное, то вы ставят знак «+», если высказывание неверное, то – знак «–».

1. Название нашей страны – Российская Федерация.

2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».

3. На территории России живет 160 народов.

4. Основной закон страны – Конституция.

5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».

6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.

7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».

8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.

9. О детях-сиротах заботится государство.

10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.

11. До 17 лет человек считается ребенком.

12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».

Учащиеся сдают работы на проверку.

— А сейчас мы будем работать в группах. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. Каждая группа получает карточку с заданием, работают 1 минуту, обсуждают, а затем один представитель от группы отвечает.

РАБОТА В ГРУППАХ ( по 4 человека)

Карточки с заданиями:

— Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:

«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (угроза здоровью)

— Каким правом решили воспользоваться дети?

«Злая старуха выкрала детей из колыбельки . Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( жить и воспитываться в семье)

— Каким правом могут воспользоваться животные?

«Приходи ко мне лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и паучок,

И медведица» (Право получить помощь врача)

-О каком праве идёт речь в следующих строчках:

«Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на труд)

— Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал

— Каким правом могут воспользоваться насекомые?

« Господин учитель ЖУК

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.» (право на образование)

III. Работа над новым материалом.

Учитель. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…» Вы, ребята, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (монархия – власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.

Учитель. У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки.

Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?

У ченики. Это наша страна – Россия.

Учитель. Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.

Раз мы живём в России, значит мы кто? (Граждане России)

— Как вы думаете какова будет тема сегодняшнего урока? (МЫ граждане России).

— О чём мы сегодня будем говорить? (О правах и обязанностях граждан, о том кто правит государством)

-Мы все являемся гражданами России.

-Что же значит быть гражданином? (Граждане должны исполнять законы, они имеют права).

— Какие права имеют граждане нашей страны?

— А какие права вы еще имеете?

— Узнаем подробнее об этом из текста на странице 164-165 учебника.

— О каких новых правах вы узнали?

— А какие у гражданина есть обязанности?

— Выясним, что относим к правам, а что к обязанностям, выполнив задание 3 на странице 61.

Что из перечисленного относится к правам?

— Что из перечисленного относится к обязанностям?

Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.

Читает заранее подготовленный ученик.

Мать с отцом голосовали,

Старший брат голосовал,

Я один остался дома.

– Ты еще, – сказали, – мал.

Это все-таки обидно:

Все – на выборах, я – нет,

Разве скоро соберешь их –

Восемнадцать полных лет?

Вот уйду я плавать в море,

А когда вернусь назад,

Будут славным капитаном

Все гордиться, даже брат!

И однажды, утром рано,

Скажут мне отец и мать:

– Надевай парадный китель

И пойдем голосовать.

В. Лукс (Наши родители имеют право голосовать).

— Верно. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают? ( Президента республики, страны, депутатов, мэра, губернатора).

— А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? ( С 18 лет).

— Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? ( Президент.)

— Кто является нашим президентом? ( Владимир Владимирович Путин).

Что нового вы узнали из текста?

— А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.)

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья.

В слове МЫ — сто тысяч Я.

Учитель. Прочитайте текст на с. 164–166 учебника. Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?

Учащиеся после чтения текста отвечают на вопросы. С помощью учителя учащиеся составляют на доске схему «Новые законы».

Выполним задание № 2 на странице 61в рабочей тетради.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Послушайте стихотворение и скажите: откуда начинается Россия?

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

Россия начинается с пристрастья

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

( Россия начинается со своих граждан).

— А что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной).

— Кого выбирают граждане России? ( Президента, депутатов, мэра, губернатора).

Когда вы получите право быть избранным на государственный пост ? ( После 18 лет).

— Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики).

— Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? ( В 2012 году).

— Когда вступает в силу новый закон? ( Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)

— Кто решает важные вопросы жизни страны? ( Правительство РФ.)

— Перед вами лежат смайлики, но нет личика. Вам необходимо нарисовать лицо. Если вы поработали на «отлично»- нарисуйте улыбку,

Если вы знаете, что можете активнее работать, то улыбка должна быть нарисована вниз.

Если большее время вы молчали, то «ровная» улыбка.

Все хорошо поработали.

  1. Учебник стр. 164-167 читать;
  2. Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома «Права и обязанности учеников вашего класса»

Источник

Классный час «Мы — граждане России»

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.

Форма: классный час – размышление.

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Мы- граждане России!” Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д.И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами — граждане великой России!

2.обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Ково можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

3.Ребята, понятие “ гражданин”имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства — Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?( Приложение)

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Что относится к основным обязанностям гражданина России?

  • соблюдать Конституцию и законы России.
  • Уважать права и свободы других людей.
  • Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
  • В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.

4. знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: ( ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того ме6ста. Где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

5.А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здания. Прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе- надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, — говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.

“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

6.Размышление.

Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? .

Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

7.Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

9.Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина ?

Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля и мусор по обочинам дорого встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных “ хрущебах”, а другие строят особняки- дворцы. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы. Невозможно любить помойки, понимать тяжелое положение стариков и огромную разницу в доходах.

Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!

10.Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

11.Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Вывод.

Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!

Источник

Читайте также:  Критерий состояния экономики страны
Оцените статью