Экскурсионные наблюдения как средство развития речи детей
Любовь Лобачева
Экскурсионные наблюдения как средство развития речи детей
В детском саду используются разные методы для развития речевой деятельности детей, но особое место следует уделить наблюдениям в природе во время экскурсий. Вокруг села Черкасово, где расположено МОУ «Черкасовская начальная школа – детский сад», река, лес, карьеры, поля, где выращивают овощи и зерновые культуры. В разное время года воспитанники имеют возможность наблюдать: как трактористы на тракторах пашут, боронят землю, сеют зерновые; как на комбайнах комбайнёры косят и молотят созревшие злаковые культуры и как шофёры на грузовых машинах увозят зерно на зерносклад. На краю села находятся животноводческие фермы, где дети могут познакомиться с трудом доярок, пастухов.
Экскурсионные наблюдениядают детям возможность увидеть домашних животных : коз, овец, коров, лошадей и их детёнышей. Рассмотреть птиц, которые живут рядом с нами круглый год, и птиц, которые улетают на юг. Какие изменения происходят в природе, как изменяется лес в разные времена года, как меняются деревья в разные периоды осени, весны. Всё это объекты наблюдений в период экскурсий, которые проводятся с сентября по май в соответствии с планом наблюдений. Лексические темы наблюдений составляются с учётом образовательной области «Познание» общеобразовательной программы «От рождения до школы» для детей старшей группы.
За время проведения экскурсиибольшое внимание уделяется накоплению словарного запаса различных грамматических категорий: имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий. Формированию фраз с правильными лексико – грамматическими конструкциями.
При встрече с новыми предметами на экскурсии неоднократно чётко проговариваем их названия.
Экскурсионные наблюдения заставляют разговориться самых молчаливых детей. Так при виде желтого осеннего леса Дима (5 лет)воскликнул: «Какая красота!». Каждая экскурсия – наблюдение позволяет детям познать что – то новое. На пшеничном поле дети рассматривали колосья и совместно с педагогами рассуждали «Откуда хлеб пришёл». На кукурузном поле увидели, как «растёт» их кукурузная каша и с большим интересом рассматривали початки. Удивлялись, что волосики у кукурузы называются «кукурузные рыльца» и считаются лекарственными. В гости к кукурузе любят ходить все дети, целый год они готовятся к этой экскурсии и с удовольствием рассказывают об этом удивительном продукте, используя накопленный речевой опыт.
За изменениями, происходящими с деревьями в разные времена года в зависимости от условий внешней среды, проводились экскурсии в лес.
Осенью педагоги обращают внимание детей на красоту осенних растений, на яркость их наряда. Знакомятся с природным явлением «листопад», расширяя словарный запас словом сложной структуры.
Весенние наблюдения на полянке с одуванчиками заставляют детей радоваться появлению первоцветов. Эмоциональный настрой детей способствует запоминанию названий весенних цветов, отвечать на вопросы одуванчику (используется игровой момент, составлять сказку об одуванчике.
. На каждой экскурсии фотографируем предметы, снимаем видео. После каждой прогулки просматриваем, что увидели. Дети с удовольствием отвечают на вопросы, стараются ничего не забыть Говорить, рассказывать, даже под контролем педагога, детям доставляет удовольствие.
Учитель – логопед Лобачева Л. А.
Фотоотчет «Игры с песком, как средство развития речи детей» Уважаемые коллеги! Хочу рассказать вам о том, как я использую в своей работе пескотерапию. Все мы хорошо знаем, как труден процесс обучения,.
Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развития речи детей» Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развития речи детей». 1. Загадка — одна из малых форм устного народного творчества,.
Консультация «Речь воспитателя как средство развития речи у детей» Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Славянска-на-Кубани мо Славянский район Мастер –.
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.
Общение как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой.
Презентация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей» 1 слайд. Название презентации. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей. 2 слайд. Высказывание великого педагога В. А. Сухомлинского.
Проект «Дидактическая игра как средство развития речи детей» Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито.
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей. Для успешной работы по развитию интонационной выразительности речи.
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти.
Источник
Методика проведения экскурсий и наблюдений
Экскурсия происходит от слова “экскорс”, что означает выход, вылазка за пределы чего-то. Осмотр проводится на месте.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие, это метод, который лежит в основе осмотра и экскурсии.
Значение экскурсиив том, что дети знакомятся с окружающим миром, непосредственно наблюдая за явлениями действительности, за предметами. Экскурсии развивают мышление, внимание. Способствует развитию восприятия. У детей расширяется словарь. Большую роль играет и в эстетическом развитии детей.
Главная задача – во время экскурсии учить детей планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой стороны. В процессе наблюдения осуществляется словарная работа с детьми. Воспитатель подбирает слова, которые будет вводить в словарь детей или закреплять.
С детьми младшего возраста организуются прогулки, осмотры помещения. Методику которых разработала Е. И. Тихеева. Это своеобразные экскурсии по помещению групповой комнаты, затем по всему зданию детского сада, по прилегающему участку, далее по ближайшей улице. Такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5–7 мин, позднее она достигает 15 мин. Интересно начинать с игрового уголка (что эмоционально затрагивает ребенка) или с уголка природы. При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей. Дети организованно осматривают умывальную комнату, раздевальную, выходят за пределы своей группы: в кухню, в помещение старшей группы. Им показывают участок для прогулок (словарь обогащается словами калитка, дорожка, клумба и др.). Необходимо продумывать воспитательную работу, которая должна осуществляться во время таких осмотров. С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются городской транспорт, улица, доступный пониманию малышей труд взрослых, бульвар или парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду (яркое солнечное утро, серый пасмурный день). Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус), правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время (близко, далеко, скоро, долго, утром, днем, вечером).
Экскурсии проводятся в среднем и старшем возрасте. В среднем возрасте по улицам города, в ближайший парк, лес. Дети наблюдают за состоянием погоды. Большое место занимают экскурсии в природу. Необходимо дать детям новые представления об окружающем, систематизировать имеющиеся знания, и на этой основе обогатить словарь. В старшем возрасте большое место занимают экскурсии за пределы детского сада и в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов. Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных и растениях, и в связи с этим осваивается природоведческий словарь.
Подготовка воспитателя к экскурсии включает:
-выбор объекта экскурсии;
-выбор задач, методов, приемов работы;
-предварительная договоренность с руководителем учреждения, в котором будут проходить экскурсия;
-воспитатель определяет словарную работу: перечень слов, которые будет вводить в словарь детей или закреплять;
-воспитатель заранее определяет маршрут по которому дети будут следовать до места экскурсии;
-воспитатель должен подумать как поставить детей во время экскурсии, чтобы всем было хорошо видно;
-воспитатель заранее готовит игры, наглядность, пособия.
Проведения экскурсии включает несколько этапов:
1)Подготовительный этап:Работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, интерес. Подготовительный этап начинается за несколько дней до начала экскурсии и заканчивается в группе , когда воспитатель сообщает ее цель, обосновывает важность, оговаривает с детьми правила поведения на месте экскурсии и по пути следования.
2) Основной этап: проходит на месте экскурсии (библиотека, магазин и т.д.). Детям дается 2-3 минуты на свободное созерцание. В этой части используются
различные приемы работы:
— вопросы (могут быть):
а) нацеливающие внимание (при первоначальном ознакомлении с предметами и явлениями: название предметов, их свойств, качеств: Какие луговые растения знаете? У каких растений желтые, синие цветы? И т.д.
б) активизирующие внимание детей (направлены на сравнение, сопоставление, обобщение). Например: на повторной экскурсии в лес воспитатель предлагает детям вспомнить каким был в прошлый раз лес, а каким он стал сейчас.
в) творческие вопросы (направлены на стимулирование детей к рассуждениям, к самостоятельным выводам)
—проведение словарной работы (объяснение непонятных слов, тих значения, происхождение и т.д.)
—используются поговорки, пословицы, стихи и т.д.
-может быть организована практическая деятельность ( например, сбор природного материала), проведены дид. игры по закреплению усвоенных знаний ( «Найди дерево по листу» )
3) Заключительный этап.Он охватывает всю послеэкскурсионную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных на экскурсии, на упрочнение знаний, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных в ходе наблюдения на экскурсии.
Приемы работы на экскурсии:
1)Cочетание непосредственного восприятия объекта, слова воспитателя и речи самих детей
2)Речевой образец( называние) имеет большое значение. Новые слова должны произносится четко, внятно. Можно интонационно выделять и
3)Можно многократно повторять необходимые слова и словосочетания. Необходимо варьировать методику повторений ( используется буквальное повторение: ( хоровое и индивидуальное), совместное произнесение слов педагогом и детьми. Игровое повторение: «А кто лучше скажет?”Ответы на вопросы: «Как ты думаешь, как надо сказать?”
4)Пояснение смысла слов, его происхождения
Требования к проведению экскурсий по ТИХЕЕВОЙ:
Cодержание экскурсии должно соответствовать программе и интересам детей данного возраста.
Воспитатель тщательно готовится и заранее договаривается с руководителем учреждения, предприятия про экскурсию, продумывает где и как поставить детей, чтобы им ничего не мешало. Подбирает загадки, присказки и другой материал. Экскурсия не должна носить характер урока. Она должна проходить живо, увлекательно. Дети не должны только сидеть и слушать – им нужно предоставлять возможность двигаться, играть. Нужно точно заранее определить те слова, с которыми ребенок познакомится впервые. Л.И Тихеева рекомендовала проводить экскурсии с подгруппами 12 – 15 человек, чтобы дети смогли хорошо рассмотреть объект, усвоить необходимые знания. Занятия начинаются в группе, где детям сообщают цель, задачи экскурсии, напоминают правила поведения на дороге и на месте. При первоначальном восприятии объектов необходимо дать детям небольшую паузу для созерцания, обменом первыми впечатлениями. Затем воспитатель активно руководит детским восприятием, при необходимости дает комментарии в связи с соответствующим явлением действительности. Экскурсия должна быть обставлена так, чтобы ничего не отвлекало детей от главного. Число рассматриваемых деталей должно быть продумано в соответствии с возрастом детей. Заканчивается экскурсия эмоционально: стихотворением, загадкой, песней, дидактической игрой. Не следует сразу непосредственно после экскурсии закреплять полученные знания в беседе, рисовании, лепке. Это можно сделать позднее, на завтра, через несколько дней. Т.к.необходимо время для переработки впечатлений.
Источник
Вопрос №37. Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни и природы. Наблюдения и экскурсии
Экскурсия происходит от слова “экскорс”, что означает выход, вылазка за пределы чего-то. Осмотр проводится на месте.Наблюдение — это целенаправленное восприятие, это метод, который лежит в основе осмотра и экскурсии. Значение экскурсии в том, что дети знакомятся с окружающим миром, непосредственно наблюдая за явлениями действительности, за предметами. Экскурсии развивают мышление, внимание. Способствует развитию восприятия. У детей расширяется словарь. Большую роль играет и в эстетическом развитии детей.Главная задача – во время экскурсии учить детей планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой стороны. В процессе наблюдения осуществляется словарная работа с детьми. Воспитатель подбирает слова, которые будет вводить в словарь детей или закреплять.
С детьми младшего возраста организуются прогулки, осмотры помещения. Методику которых разработала Е. И. Тихеева. Это своеобразные экскурсии по помещению групповой комнаты, затем по всему зданию детского сада, по прилегающему участку, далее по ближайшей улице. Такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5–7 мин, позднее она достигает 15 мин. Интересно начинать с игрового уголка (что эмоционально затрагивает ребенка) или с уголка природы. При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей. Дети организованно осматривают умывальную комнату, раздевальную, выходят за пределы своей группы: в кухню, в помещение старшей группы. Им показывают участок для прогулок (словарь обогащается словами калитка, дорожка, клумба и др.). Необходимо продумывать воспитательную работу, которая должна осуществляться во время таких осмотров. С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются городской транспорт, улица, доступный пониманию малышей труд взрослых, бульвар или парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду (яркое солнечное утро, серый пасмурный день). Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус), правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время (близко, далеко, скоро, долго, утром, днем, вечером).
Приемы работы на экскурсии:
1)Сочетание непосредственного восприятия объекта, слова воспитателя и речи самих детей
2) Речевой образец (называние) имеет большое значение. Новые слова должны произносится четко, внятно. Можно интонационно выделять и
3)Можно многократно повторять необходимые слова и словосочетания. Необходимо варьировать методику повторений ( используется буквальное повторение: ( хоровое и индивидуальное), совместное произнесение слов педагогом и детьми. Игровое повторение: «А кто лучше скажет?» Ответы на вопросы: «Как ты думаешь, как надо сказать?”
4)Пояснение смысла слов, его происхождения.
Вопрос №38. Игрушки, картины, фольклор и художественная литература, их роль в ознакомлении с окружающим и развитии словаря. Методика их использования
Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря использ. во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дид. игр с ними (О.И. Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дид. игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.
Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, кот.дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями дет.и задачами речевой р-ты. Для развития словаря используются разл. категории игрушек: люди (фигурки дет., взр.), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), кот.является ср-вом закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. В старших группах дети называют материал, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Использ. игровая деятельность дет.: игрушку трогают, двигают, катают и пр.
Описание игрушек. Некот. особенности в средней группе на первом этапе обуч.. Желательно — игрушки образные, с яркой индивидуальностью или демонстрировать их в движении. Иногда внести игрушки минут за 5 до занятия, предложить рассмотреть их и потрогать, а в момент рассказа на занятии уже не давать в руки, -может помешать реб. сосредоточиться. Ведущие приемы обуч. — образец описания, кот. дает педагог, план рассказа, подсказ, дополнения дет..
Придумывание рассказов об игрушке можно использовать образные игрушки, а также некот. сенсорные, дид.: пирамидки, матрешки, флажки, погремушки и др. Первые занятия, проводят с использованием демонстрационного материала. В подготовительной к школе группе план рассказа может быть дополнен такими пунктами: долго ли игрушка была у реб. Если дети легко придумывают короткие рассказы о какой-либо одной простой игрушке, в-ль предлагает игрушки более сложные, а также две сразу или комплект (плита и холодильник, стиральный набор, конструктор, гараж с машинами и т. д.). Такими занятиями надо пользоваться прежде всего для развития речи отстающих дет., учитывая при подборе материала их интересы и добиваясь от них возможно более подробного, связного рассказа. Можно дать задание придумать сказку об игрушке.рассказы-инсценировки, кот. придумывают сами дети. Специфика: реб. одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер). Э. П. Короткова разработала подобные занятия с заводными и музыкальными игрушками.
Картины широко применяются в воспит. и обуч., вызывают активное мышление памяти речи.
Задача – учить воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов д.; воспит. чувства дет., т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано.
Типы серии картин: 1.«Мы играем» — те ситуации, кот.возникают в группе, на участке. 2.«Наша Таня» — девочка Таня приходит к детям четыре раза в год (времена года).3.«Наши маленькие друзья» — грузинские дети, украинские, их жизнь. 4.«Домашние и дикие животные» 5.«Иллюстрации к художественной литературе, временам года»
Картины м. б.: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы дет.по картинкам).
Структура занятия по ознакомлению с картинами
Сост. из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык. I часть – вводная (1-5 мин.): настроить дет.к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать. II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста дет.): вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Длядет. 5-7 лет образцом может быть рассказ реб.. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога. III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), занятие по ИЗО после просматривания.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник