Наиболее активно нетарифные меры используются развитыми странами

Другие нетарифные меры

Поэтапное снижение уровня тарифной защиты странами в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО или последующих раундов многосторонних переговоров вывела на первый план в качестве наиболее эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Эти обстоятельства лежат в основе проблем, с которыми сталкиваются как государственные органы власти, так и участники рынка в урегулировании спорных вопросов применения нетарифных барьеров.

К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.

Читайте также:  Оценка ввп по странам

Существуют различные классификации нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО.

По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер. Это меры ценового контроля, меры финансового контроля, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные меры, технические меры и прочие меры в отношении чувствительных товаров.

В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей.

Диапазон количественных ограничений достаточно широк – от запретов до контрольно-регистрационных мер, практически не влияющих на объем торговли. Запреты чаще всего вводятся государствами исходя из своих интересов (или в качестве ответных мер) и устанавливаются как на длительный срок, так и на временной основе. Регулирование ГАТТ/ВТО (см. ст. XI, XX, XXI) допускает введение запретов, которые признаются оправданными. Однако, применение таких мер не должно являться скрытым ограничением международной торговли или осуществляться произвольным, а также дискриминационным путем.

Широкое распространение имеют количественные ограничения в форме квотирования товаров, разрешенных к импорту. Квоты ограничивают поставки импортируемых товаров, а их распределение часто создает различный режим ввоза для разных поставщиков и, таким образом, содержит элемент дискриминации. Квотирование может осуществляться в нескольких формах. Так, глобальные квоты определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками.
Индивидуальные квоты подразумевают распределение пропорционально доле каждого поставщика в импорте за базовый период на основе двустороннего согласования. Однако не исключено и произвольное установление квот для отдельных поставщиков.
Существуют тарифные квоты, предусматривающие ввоз ограниченного количества товара при более льготном таможенном режиме,чем то, что ввозится сверх этого количества.
Сезонные квоты могут устанавливаться на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны.
Традиционной мерой регулирования импорта (а иногда и экспорта) является лицензирование, предусматривающее разрешительный порядок внешнеторговых операций с каким-либо товаром или страной. Наиболее распространенной формой контроля является генеральная лицензия, разрешающая любому лицу ввозить обозначенный товар в течение длительного времени без ограничений в отношении количества и страны происхождения либо только из указанных стран.
Еще более свободной формой регулирования является автоматическое лицензирование, предполагающее обращение импортера в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель такого лицензирования – мониторинг поставок дляконтроля за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров.

Соглашение ВТО о процедурах импортного лицензирования подчеркивает, что выдача лицензий должна осуществляться на недискриминационной основе в отношении всех импортеров и экспортеров, а страны должны публиковать все правила и всю информацию, касающуюся лицензирования.

Определенное воздействие на динамику и структуру внешней торговли оказывает налоговая политика правительства. Так, например, политика высоких налогов способствует сокращению внутреннего спроса, что в свою очередь сдерживает развитие импорта. Использование подобных налоговых инструментов, формально не связанных непосредственно с государственным регулирование внешнеторговой деятельности, но на деле оказывающих на нее существенное влияние, относится к паратарифному, или квазитарифному регулирования внешней торговли.
При пересечении товарами таможенной границы могут взиматься не только внутренние налоги, соответствующие налогам на товары отечественного производства, реализуемые на внутреннем рынке, но и так называемые специальные экспортные и импортные налоги. По своему действию они не отличаются от импортных и экспортных таможенных пошлин.

Отдельной областью национальных рынков являются закупки товаров и услуг государством или от имени государства для его собственных нужд. По оценкам секретариата ВТО, на государственные закупки в среднем приходится 10-15 % ВНП государства. Однако в силу повышенной значимости государственных закупок как инструмента государствами – членам ВТО не удалось договориться о применении основополагающих принципов ВТО – режима наибольшего благоприятствования и национального режимав отношении государственных закупок. Несмотря на то, что в ходе Уругвайского раунда было выработано Соглашение по государственным закупкам, оно относится к числу факультативных соглашений системы ВТО и его участниками являются в основном высокоразвитые страны.

Если Вы столкнулись с нетарифным барьером, необходимо:

1. собрать о нем максимально подробную информацию (нормативные документы, регулирующие применение технических требований, статистическую информацию, оценку влияния требования на поставки Вашей фирмы и т.п.);
2. обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России(см.раздел «Обратная связь»).

Источник

Нетарифные ограничения внешней торговли, причины и последствия их использования

Нетарифные методы ограничения международной торговли

Тарифные метода торговли являются преобладающими, однако в последнее время их роль снижается, вместе с этим возрастает значение нетарифных торговых барьеров.

регулирования международной торговли подразделяются на
количественные, скрытые
и
финансовые.
Боль­шинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо подда­ются количественной оценке и поэтому плохо отражены в статистике. Именно это качество нетарифных методов дает воз­можность правительствам использовать отдельные из них или ка­кую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отда­ется нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, до­полнительным налоговым бременем для населения. Нетарифные ограничения практически не регулируются между­народными соглашениями, и, используя их в своей торговой поли­тике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торго­вой организацией.

— административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

I. Квотирование (контингентирование)представляет собой огра­ничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

По направленности действия квоты разделяются на:

вводятся либо в соответствии с международны­ми стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством стра­ны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Укра­ины в начале 90-х годов);

вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансиро­ванности торгового баланса, регулирования спроса и предло­жения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискрими­национную торговую политику других государств.

По охвату действия квоты делятся на:

устанавливаются на импорт или экспорт опре­деленного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны импортируется или в какую страну он экспортируется.

установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преиму­щества в экспорте или импорте товара тем странам, с кото­рыми имеются тесные взаимные политические, экономичес­кие и иные интересы.

Кроме того, по причинам введения выделяют квоты:

· общие, определяемые для государственных нужд;

· естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

· исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

II. Лицензирование. Предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Лицензии могут быть:

выдаваемые под осуществление конкретной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней;

– выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок. Предприятие при этом вносится в государственный реестр.

— разрешения ввезти или вывезти товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

— разрешения, выдаваемые немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.

III.Эмбарго. Это полный запрет на проведение экспортно-импортных операций. Может распространяться на определенные страны или в отношении отдельных видов продукции.

IV. «Добровольное» экспортное ограничение (ДЭО). Это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышении цен.

В практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субси­дировании правительством национальных экспортеров.

I.Субсидия— денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискрими­нацию импорта.

1.По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах:

– выплата надбавок (премий) за экспорт,

– возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),

– финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);

· косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.

2.По видам субсидии бывают:

бюджетное финан­сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предло­жения и сокращение спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.

— финансовый нетариф­ный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать то­вар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

II.Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий фи­нансовое стимулирование государством развития экспорта нацио­нальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам — кре­дитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обя­зательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожи­данные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

III. Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний ры­нок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

В коммер­ческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм.

— эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по зани­женным ценам.

— временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения кон­курентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
Постоянный демпинг
— постоянный экспорт товаров по цене ниже средней.

— завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

— встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встре­чается также редко в условиях высокой монополизации внутренне­го рынка определенного товара в каждой из стран.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины.

— временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутрен­нем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в це­лях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

IV. Валютный контроль. Направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами национального законодательства, регулирующего валютные операции, и выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Он предполагает установление ограничений на количество валюты, которое может получить экспортер (финансовые квоты), ограничений на количество валюты, которое может вывозить из страны ее гражданин, совершающий зарубежную поездку, ограничений на объем иностранных инвестиций в экономику.

Методы скрытого протекционизма

Существенную роль сре­ди нетарифных методов торговой политики играют методы скры­того протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

I.Технические барьеры

скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, адми­нистративные и иные нормы и правила построены так, чтобы пре­пятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространен­ные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

II.Внутренние налоги и сборы — скры­тые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавлен­ную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы).

III.Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от госу­дарственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

IV.Требование о содержании местных компонентов— скрытый метод торговой политики государства, за­конодательно устанавливающего долю конечного продукта, кото­рая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

Понятие и роль нетарифного регулирования

Нетарифное регулирование на сегодняшний день является одним из важнейших инструментов внешнеторговой политики. Особенно активно нетарифным регулированием пользуются промышленно развитие страны.
Определение 1

Нетарифное регулирование — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.

Роль экономического нетарифного регулирования многообразна и дает возможность государству произвольных действий и создания значительных неопределенностей в международной торговле. К мерам нетарифного регулирования относят:

  • лицензирование,
  • добровольное ограничение экспорта,
  • квотирование,
  • технические ограничения,
  • антидемпинговое законодательство.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Экономическое нетарифное регулирование 450 руб.
  • Реферат Экономическое нетарифное регулирование 280 руб.
  • Контрольная работа Экономическое нетарифное регулирование 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Данные меры направлены на прямое воздействие и ограничение импорта. Особое значение играют квотирование и лицензирование импорта и экспорта.

Источник

Оцените статью