Наиболее бедные страны латинской америки

Содержание
  1. Бедность в Южной Америке — Poverty in South America
  2. Содержание
  3. Условия по странам
  4. Аргентина
  5. Боливия
  6. Бразилия
  7. Колумбия
  8. Эквадор
  9. Парагвай
  10. Уругвай
  11. Венесуэла
  12. Экономика трущоб: бедность в Латинской Америке
  13. Бурный, Влад
  14. Влад Бурный
  15. Жизнь в трущобах
  16. «За чистую воду обитателям трущоб приходится платить в разы больше, чем жителям того же США.»
  17. Структурные причины бедности и современные тенденции в экономике региона
  18. «Низкий уровень политической грамотности населения, слабые и часто неорганизованные стихийные движения и зависимость от иностранных экономик негативно влияли на установление стабильности в регионе.»
  19. «Понятие «левизны» здесь имеет собственную региональную специфику, но в общих чертах эти партии можно охарактеризовать как те, которые делают определяющий акцент на решении проблемы неравенства.»
  20. Характеристика социально-экономической ситуации: уровень бедности, образование, занятость
  21. «В Латинской Америке существует такое понятие как «нинис» — так называют молодых людей, которые не работают и не учатся. К ним относится 20,3% трудоспособной молодежи — 21,8 млн, среди которых 30% — мужчины и 70% — женщины.»
  22. «Медлить здесь — значит обрекать миллионы людей на прозябание в нищете и существование в обстановке, опасной для здоровья и жизни.»
  23. Заключение

Бедность в Южной Америке — Poverty in South America

Бедность в Южной Америке высока в большинстве стран. Все страны Южной Америки в той или иной степени сильно страдают от бедности. С 1999 по 2010 год уровень бедности снизился с 43,8% до 31,8%. По состоянию на октябрь 2019 года странами с самым высоким уровнем бедности на душу населения в Южной Америке являются Суринам , Боливия , Гайана и Венесуэла . Все эти страны с разной степенью усилий и успеха пытаются сократить бедность. Однако в последние годы в большинстве стран Южной Америки произошли политические сдвиги. Это привело к улучшениям в некоторых странах. В целом, в большинстве стран Южной Америки были приняты меры, например усиление экономического регулирования, прямые иностранные инвестиции и осуществление микроэкономической политики для сокращения бедности и улучшения качества жизни людей. Осуществляются здоровые инвестиции в инфраструктуру, включая создание транспортной инфраструктуры нового поколения, инфраструктуры связи и жилья. Экономика Южной Америки также увеличила финансирование образования, особенно в областях, нацеленных на увеличение численности рабочей силы в направлении квалифицированной рабочей силы в сфере технологий и производства. Публикация Международной организации труда (МОТ) за 2018 год показывает, что за последние 5 лет Бразилия , Чили , Колумбия и Перу выделили крупнейшие инвестиции в государственное и специализированное образование, что привело к увеличению квалифицированной рабочей силы.

Читайте также:  Территория расположение с какими странами граничит

Важно понимать, что существует множество разных причин, по которым большая часть населения страны может находиться в бедности, чем в других странах, и существует множество факторов, которые могут объяснить различные уровни бедности в Южной Америке. Краткий обзор бедности в каждой из этих стран Южной Америки (кроме Чили) приводится в следующем разделе.

Содержание

Условия по странам

Аргентина

Аргентина — одна из двух стран, в которых наблюдается рост бедного населения. В 2017 году его бедное население составляло 27,5%, а в 2018 году достигло 32%.

Однако критики официального исследования INDEC утверждают, что как уровень инфляции, используемый для измерения бедности, так и сами официальные базовые бюджеты домашних хозяйств занижены. Официальная черта бедности по доходам также увеличилась на 150% с 2001 по начало 2010 года; но большинство частных обследований домашних условий в Аргентине оценивают его вдвое ниже официального порогового значения, а эффективный уровень бедности составляет около 25% населения. Оценки абсолютной бедности, измеряемые по неспособности удовлетворить минимальный бюджет на питание , также различаются: это условие включает 3,5% населения официально и около 10% по частным оценкам.

Уровень бедности в Аргентине сильно различается в зависимости от региона, и провинции на севере исторически имели самый высокий уровень бедности в стране. Оценки бедности по доходам в этом регионе колеблются от примерно 20% по официальным данным до более 40% по частным оценкам; По данным переписи 2001 года, неудовлетворительные жилищные условия затронули около 30% населения этого региона. Сам город Буэнос-Айрес, провинции Санта-Крус и Огненная Земля обычно имеют самый низкий в стране уровень бедности (от 7 до 14%, в зависимости от измерения). Большинство государственных социальных программ Аргентины, помимо программ, связанных со здоровьем, находится в ведении Национальной администрации социального обеспечения (ANSES). Аргентинцы в составе рабочей силы, зарабатывающие менее 4800 песо (1230 долларов США) в месяц, имеют право на получение пособий при вступлении в брак, рождении или усыновлении ребенка, на отпуск по беременности и родам или дородовой уход , а также на инвалидность ребенка, а также скромное страховое пособие по безработице на срок до 6 месяцев. Самая важная программа помощи бедным, реализуемая ANSES, — это всеобщее право на детство. Пособие в размере 180 песо (46 долларов США) в месяц на ребенка назначается 3,7 миллионам детей в возрасте до 18 лет (30% от общей суммы по стране) и включает депозит в размере 20% от суммы чека на сберегательном счете, доступном только после справка о зачислении ребенка в школу .

Читайте также:  Самые красивые гербы стран

Медицинские потребности бедных в Аргентине (и значительной части рабочего класса) обслуживаются государственной больничной системой, которая получила финансирование в размере около 8 миллиардов долларов США в 2009 году, и качество медицинской помощи которой обычно ниже, чем у систем. опираются на средний и высший классы страны ( медицинские кооперативы и частное медицинское страхование); Медицинское обслуживание бедных (и большинства небедных) пожилых людей контролируется PAMI. Национальный жилищный фонд (FONAVI) и его преемники, провинциальные жилищные институты, также помогли бедным, облегчая доступ к доступному жилью , и с 1976 года построили более миллиона единиц жилья. Социально-экономический кризис того времени привел к принятию в начале 2002 года Программы помощи безработным главам домашних хозяйств, и на пике ее развития в 2003 году около 2 миллионов бенефициаров получили дебетовые карты на сумму 150 песо (50 долларов США) для работы на условиях неполного рабочего дня; к 2010 году влияние плана на занятость стало незначительным.

Контроль над рождаемостью среди бедных, особенно доступ к противозачаточным средствам , долгое время не поощрялся сменой правительства Аргентины. Вместо этого государственная политика вознаграждает многодетные семьи субсидиями, которые непропорционально возрастают с рождением седьмого ребенка, аргентинские женщины давно имеют один из самых низких показателей рождаемости в Латинской Америке (в последние годы в среднем 2,3 рождения на женщину).

Боливия

Боливия была одной из беднейших стран Южной Америки, но в период с 2006 по 2014 год ВВП на душу населения увеличился вдвое, а уровень крайней бедности снизился с 38 до 18%. Кроме того, коэффициент Джини снизился с 0,60 до 0,47. Это представляет собой значительное улучшение по сравнению с ситуацией к 2005 году, сократив бедность с 59,6% до 38,6% за десятилетие.

Читайте также:  Страны латинской америки с богатыми минеральными ресурсами

Эти изменения в основном связаны с приходом к власти в 2005 году социалистического правительства Эво Моралеса . Это правительство приняло ряд мер по борьбе с бедностью:

Боно Juancito Pinto дает школы детям гранты в размере около $ US 29 (200 боливиано) в год в качестве стимула для продолжения образования в 6 — м классе начальной школы. Он был представлен в 2006 году.

Renta Дигнидад был введен в 2008 году для предотвращения крайней бедности среди пожилых людей. Он предоставляет всем гражданам старше 60 лет грант в размере 258 долларов США (1800 боливиано) или 344 доллара (2400 боливиано) тем, кто не получает выплаты по социальному обеспечению.

Бо Хуаны Azurduy предоставляет новые матерь с небольшими финансовыми стимулами искать до и послеродовой медицинской помощи с целью снижения уровня детской смертности. Это началось в мае 2009 года.

Бразилия

Бразилия — самая большая страна в Южной Америке, и, как известно, уровень бедности здесь низкий или средний. Бедность в Бразилии более сосредоточена в северо-восточном регионе страны: там живут 60% бедных, и большинство из них имеют афро-бразильское происхождение. Свыше 8,9 миллиона бразильцев живут менее чем на 2 доллара в день. После макроэкономической стабилизации во второй половине 1990-х годов различные бразильские администрации все чаще обращались к проблеме бедности. Программы Fome Zero (Нулевой голод) и Brasil Sem Miséria (Бразилия без бедности) помогли сотням тысяч людей выбраться из нищеты. Первый служил зонтичной программой для инициативы множественных условных денежных переводов Bolsa Familia . Все три программы были учреждены правительствами Рабочей партии. Последнее сыграло важную роль в достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) по сокращению крайней бедности в Бразилии, при этом Бразилия превзошла целевой показатель. Численность бедных в 2012 году составила 9% по сравнению с 21% в 2005 году и 34% в 1996 году. крайняя бедность составляла 3,6% в 2012 году по сравнению с 13,4% в 1990 году. В 2014 году Бразилии удалось выйти из мировой карты недоедания ФАО. [2]

Колумбия

Колумбия имеет 4-ю по величине экономику в Латинской Америке, туристический бум и стабильный рост ВВП. В последние годы правительство ввело новые микроэкономические правила, которые привели к сокращению бедности за счет увеличения и поддержки новых возможностей для улучшения жизни сельского населения. Это помогло Колумбии перейти от умеренного к высокому уровню бедности к низкому или среднему уровню сельской бедности. Их стратегия сокращения бедности сосредоточена на трех компонентах: а) развитие сельских районов, б) социальные и инфраструктурные услуги и в) децентрализация . Эта страна считает, что, если они сосредоточат свое внимание на этих конкретных вопросах, у нее есть хорошие шансы на резкое сокращение бедности в сельской местности.

Эквадор

Эта страна выиграла от нефтяного бума 1970-х годов, и, несмотря на это, 21% населения по-прежнему живет в бедности, а еще 12% уязвимы перед ней. Один миллион из 13 миллионов жителей не может обеспечить должный уровень жизни. В этой стране очень большая сельская бедность. Однако уровень недоедания здесь относительно низкий, а медицинское обслуживание обеспечивается государством, что предотвращает высокий уровень детской смертности.

Парагвай

Согласно национальным опросам, 23,8% населения находится за чертой бедности, а 4% — очень бедны; доля парагвайцев, живущих в абсолютной бедности, составляла 10,3%, согласно индексу человеческого развития ООН . Проблемы, связанные с бедностью, с которыми сталкивается эта страна, — это миграция , язык и отсутствие стандартной системы социального обеспечения . Условия водоснабжения и санитарии также неэффективны в сельской местности, где сосредоточено большинство бедного населения, что приводит к тому, что бедняки заболевают из-за антисанитарного образа жизни.

С 2000 по 2018 год уровень бедности в Перу снизился с 54,7% до 20,5%. Общая бедность страны составляет 20,5%.

По данным Всемирного банка, Перу в последнее время добилось больших успехов в развитии. Он был успешным благодаря «высоким темпам роста, низкой инфляции, макроэкономической стабильности, сокращению внешнего долга и бедности, а также значительным улучшениям в социальных показателях и показателях развития». Однако 1,4% городского населения Перу живет за чертой бедности, а сельское население составляет 19,7%. В Перу произошло сокращение неравенства, но неравенство все еще остается высоким: индекс GINI составляет 0,45.

Эта страна страдает от низкооплачиваемых рабочих мест, слабых преподавательских навыков в сельских районах, а также от отсутствия всех льгот для первичной медико-санитарной помощи и хронических проблем, которые есть в стране. Бедные люди в сельской местности подвергаются большему риску заболеваний, потому что у них нет доступа к чистой воде и санитарии.

Население выросло, и это вызывает еще большую бедность, потому что города страны становятся переполненными. За последние несколько лет в Перу наблюдается небольшое улучшение системы социального обеспечения и уровня потребительской бедности. Система социального обеспечения больше охватывает бедных, потому что правительство получает больше финансирования. Уровень потребительской бедности немного ниже — с 19% до 15%, но миллионы перуанцев все еще страдают от крайней нищеты.

Уругвай

К 2013 году 11,5% населения остается за чертой бедности.

Бедность по доходам в Уругвае, исторически низкая по региональным стандартам, существенно возросла в период борьбы этой страны с хронической стагфляцией с 1960-х до середины 1980-х годов; Однако с 1986 по 1999 год бедность по доходам резко сократилась с 46% до 15%. Последствия более раннего финансового кризиса в соседней Аргентине привели к возрождению бедности до 27% к 2006 году, хотя к 2008 году было зафиксировано снижение этого показателя примерно до 24%, в то время как 2,2% населения оставалось в абсолютной бедности. ; как и во многих других странах, бедные в Уругвае страдают от гораздо более высокого уровня безработицы, чем население в целом (27% по сравнению со средним показателем 7,5%). Уровень абсолютной бедности в Уругвае, измеренный как часть Индекса человеческого развития ООН , составлял 3,0% в 2009 году и был самым низким в Латинской Америке.

Венесуэла

Несмотря на то, что страна богата природными ресурсами, Венесуэла исторически страдала от высокого уровня бедности. По состоянию на 2011 год, последние статистические данные о доходах показывают, что общий уровень бедности в стране составляет 31,9%. Из этой группы 23,3% соответствует относительной бедности, а 8,6% — абсолютной бедности.

Следует отметить, что приведенная выше статистика измеряет только денежный доход и, следовательно, не включает доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию и другим основным услугам. Правительство Венесуэлы попыталось измерить долю домашних хозяйств, неспособных удовлетворить свои основные потребности за счет доходов или государственных услуг. Цифра для этой группы составляет 21,2% бедности, из которых 14,5% считаются неэкстремальными, а 6,7% — крайними.

Источник

Экономика трущоб: бедность в Латинской Америке

Бурный, Влад

Влад Бурный

Капиталистическая система имеет целый ряд негативных сторон. Рыночная экономика формирует соответствующую философию в мировой и региональной политике: побеждают те, кто имеет заведомое преимущество, умеет использовать наиболее грязные, а потому эффективные способы ведения дел. «Побеждают сильнейшие», — скажут сторонники «рынка». «Но какой ценой?» — отвечают их оппоненты.

Рассказывая о причинах и масштабах бедности в Латинской Америке, я хотел бы наглядно показать ту самую «цену», которую приходится платить большинству, за успех и достаток меньшинства. Данный регион — прекрасная иллюстрация этого противоречия. Я постараюсь показать историческую последовательность и проблематику развития экономики на этой территории. Особое внимание я уделил сильнейшим экономикам региона, в частности Бразилии и Аргентине, поскольку в них тот самый контраст проявляется в наибольшей мере.

Жизнь в трущобах

В первой части статьи я хочу рассказать о жизни в трущобах Латинской Америки, поскольку это наглядно продемонстрирует цену сильному социальному расслоению в регионе и передаст саму атмосферу существования в таких условиях.

Формирование

«Трущобы являются частью городского пространства, городской экономической системы, инкорпорированой в неолиберальную экономику. Потому за государственной политикой по отношению к трущобам стоит мощная экономическая логика. Большинство местных жителей снимают жилье в аренду и даже эти наиболее бедные арендаторы являются источником огромных прибылей. Тем не менее, когда в игру вступают вопросы строительства и земли, этих маргинализированных городских жителей очень легко (например, с помощью армии) выселить в пользу торговых центров, автомагистралей и других более прибыльных и «безопасных» архитектурных форм», — пишет, ссылаясь на автора, Оксана Дутчак в рецензии на книгу Майка Дэвиса «Планета трущоб».

На 2014 год более 20,5% населения Латинской Америки проживали в трущобах. Сами по себе трущобы появлялись по разным причинам. Например, в образовалась около 80 лет назад и изначально не имела огромных размеров и большого количества жителей. Но в годы началось падение железнодорожных перевозок и многие люди, несмотря на протесты, потеряли рабочие места. Потерявшие средства к существованию семьи начали массово переезжать в город в поисках хоть заработка и, соответственно, селились недалеко от железных дорог, с перронов которых недавно сошли. Сегодня протяженность этой трущобы составляет несколько километров.

Другим примером является большинство трущоб в Лиме (Перу). В годы в горных районах страны активно действовала партизанская группировка «Светлый Путь». Отношение к ней среди населения было неоднозначным, как и оценка её деятельности историками. Многие люди их поддерживали, другие — опасались. В любом случае люди не хотели находиться на территории, где происходят вооруженные столкновения, и искали более безопасные места жительства, потому переезжали в столицу. Так образовались трущобы в Лиме, которые носят название Shanty town. В них живет около 70% населения города.

Условия

В фавелах (так называют трущобы в Латинской Америке) дома строятся из всего, что приходится. Характерные красные кирпичи соединяют с кусками металла, деревянными навесами и тканями — это и есть кров для местных жителей. Все здания, в которых больше двух этажей, были построены еще до переезда большей части населения трущоб. Но в основном люди живут в маленьких домиках или квартирках, где могут спать по 6–8 человек. Комично посреди всего этого выглядят огромные дома из мраморных плит — мафиозные боссы стараются оставаться рядом с тем обществом, из которого сами выбрались. Для того чтобы построить здесь дом, вам понадобиться найти главного в местной фавеле и договориться лично с ним. Ясно, что никаких документов, которые подтверждают право владения или аренды земли, здесь нет, что ведет к полной юридической незащищенности местных жителей.

«За чистую воду обитателям трущоб приходится платить в разы больше, чем жителям того же США.»

Условия часто антисанитарные, потому о соблюдении гигиены приходится говорить далеко не всегда. Многие из тех, кому не повезло с кровом, живут на кладбищах и горах мусора, под стенами химических заводов. На тысячи жителей трущоб может приходиться всего пару десятков туалетов. За чистую воду им приходится платить в разы больше, чем жителям того же США. И, как уже упоминалось, многие жители трущоб не имеют доступа к питьевой воде. Неудивительно, что в тех же фавелах местные жители, чтобы получить лишние несколько литров, на крышах своих домов устанавливают специальные ведра, в которых собирается вода после дождей. Мусор отсюда вывозится не чаще одного раза в неделю, есть и большие свалки. Это опасно и тем, что во время сезонов дождей весь мусор начинает сползать по склонам, загрязняя не только природу, но и территорию, на которой проживают люди.

Преступность

По оценкам управления ООН по наркотикам и преступности, в Южной Америке самый высокий уровень преступности в мире. 31% совершенных убийств в 2012 году приходился на этот регион. Учитывая, что здесь проживают всего 8% населения Земли, цифры действительно ужасают. Больше всего убийств в том же году произошло в Бразилии — 50 108, то есть каждое девятое убийство на планете. Причин такому уровню преступности множество: экономическое неравенство, слабость местной полиции и правоохранительных органов, резкая и неорганизованная урбанизация, которая еще больше увеличила количество трущоб в регионе. Всем известен и уровень торговли наркотиками в странах Латинской Америки. Кокаин отсюда распространяется не только по всему континенту, но и за океан.

Здесь не любят посторонних, это закрытая территория. Когда один хотел посетить трущобы в , ему посоветовали ни в коем случае не ходить одному. Тогда он решил обратиться за помощью к полиции. «Наш буэносайресский знакомый Максим Лемос придумал хороший ход: договориться с правоохранительными органами, чтобы они с нами походили по трущобе, за денежку, разумеется. Найти сговорчивых полицейских ему удалось далеко не с первого раза — большинство из них в ужасе отмахивались руками, как будто их посылают на фронт под пули. Лишь пара жандармов согласилась побыть нашими телохранителями», — пишет автор.

Борьба с властями

Жители трущоб находятся в состоянии то необъявленной, то реальной войны с местными властями. Ехать людям некуда, но и представители власти явно недовольны распространением таких «самостроев» в их городах, которые негативно влияют на имидж страны в глазах туристов и потенциальных инвесторов. Но вместо того, чтобы решить проблему бедности путем реформирования и оздоровления экономики, людей часто просто выселяют. Например, перед в Рио муниципалитет города принял решение снести часть трущоб за день до начала Олимпиады. В результате крова лишились около 70 тысяч жителей Рио. «Они обращаются с нами, как с животными. Мэр ворует у нас город. Я всегда был независимым, я всю жизнь работал. За что мне это?» — в слезах давал интервью одному из телеканалов местный житель Карлос Аугусто, которого насильно выселили из дома. Но ему, по сравнению с остальными, повезло — он получил специально построенное властями скромное жилище для своей семьи. Для жителей снесенных фавел, в которых проживал Карлос, было построено 20 таких зданий, в то время как раньше здесь жило около 800 семей.

Структурные причины бедности и современные тенденции в экономике региона

Несколько слов об истории развития региона за последнее столетие

Чтобы понимать структурные причины формирования таких условий жизни в регионе, в этой части статьи я хочу в общих чертах описать его историю с момента колонизации. В начале XVI века Латинская Америка за пять веков совершила переход от строя к промышленному капитализму. Правда, когда в конце XIX века в Латинской Америке происходило становление промышленности, в Западной Европе и США уже длился период формирования монополистических корпораций. Потому развитие капиталистических отношений в этом регионе имело свою специфику: раннекапиталистические отношения соединялись с новым монополистическим капитализмом инвесторов и протекторатов из Европы и США. Соединенные Штаты изо всех сил старались уменьшить влияние европейцев на местный рынок (напомним, что ранее американцы помогали странам Латинской Америки сбросить испанскую власть, а также оказали помощь бразильцам в борьбе с португальцами). Избавившись от серьезных конкурентов, США смогли установить свой контроль над развитием экономик стран Латинской Америки. Это привело к засилью и поставило страны региона в зависимость от Штатов. Все это стало причиной социального расслоения и ограниченного развития экономики.

Позже страны Латинской Америки под давлением иностранного капитала оказались в зависимости не только от США. Например, в строительство железных дорог вкладывала большие средства Великобритания. Эта страна также была лидером среди стран, дававших государствам региона банковские займы. Активно участвовали в кредитировании также США, Франция и Германия). Потому уже к началу XX столетия среди стран региона сформировалась дифференция: часть экономик развивалась, а другие серьезно отставали. В начале XX века, в 1907 году, между тогдашними передовыми странами региона (Чили, Аргентина и Бразилия) началась гонка вооружений. Тем самым страны нарушили договор 1902 года об ограничении морских вооружений.

Этот конфликт длился до самого начала Первой мировой войны. Все это негативно влияло на экономику участвующих в гонке стран, ведь для реализации поставленных целей было необходимо сократить расходы на все остальные сферы.

К началу XX столетия в ходе развития промышленности в странах Латинской Америки уже появилось определенное количество пролетариев. Например, рабочие обрабатывающей промышленности в Аргентине в 1914 году составляли 14%, а пролетариат в целом, включая и аграрный сектор, — до 1/3 занятого населения.
Многие также были заняты в области добывающей промышленности, транспорта, некоторую часть составляли плантационные рабочие. Все это вело к формированию рабочего движения параллельно с ускорившейся урбанизацией.

Неудивительно, что, несмотря на исторически сильные позиции традиций, на рубеже веков в странах Латинской Америки появились демократические движения за проведение соответствующих политических реформ, что давалось вовсе нелегко. Можно привести пример Мексики, где во время диктатуры генерала Диаса все выступления крестьян жестоко подавлялись. Контроль экономики со стороны Англии и США и пассивность буржуазии вели к ухудшению уровня жизни широких слоев населения. После фальсификации выборов Диасом началось народное восстание во главе с крестьянскими армиями Сапаты и Вильи, в результате которого к власти пришел лидер оппозиции (в этом случае буржуазии) — Мадеро. Однако он ожидаемо не осуществил обещанные земельные реформы. Началось новое восстание, и Мадеро был убит. На некоторое время установилась реакционная диктатура Уэрта, но продержалась недолго, сдавшись перед напором двух крестьянских армий. США несколько раз пытались повлиять на ход событий, вводили войска на территорию Мексики, но это только консолидировало народное ополчение. И только в 1917 году была принята первая мексиканская конституция.

«Низкий уровень политической грамотности населения, слабые и часто неорганизованные стихийные движения и зависимость от иностранных экономик негативно влияли на установление стабильности в регионе.»

Этот пример важен, поскольку в нем прекрасно раскрываются особенности развития стран Латинской Америки. Периодические диктатуры встречали сопротивление широких слоев населения, объединенных демократическими идеями (тем не менее им редко удавалось изменить систему власти, и потому политической реальностью региона в веках были «пронунсиаменто» — перевороты); слабая буржуазная власть не могла реализовать необходимые стране реформы; сильное влияние латифундистов (земельной аристократии), которые активно поддерживала авторитарные правительства, желая сохранить свою власть и статус; постоянное вмешательство других государств, стремящихся установить контроль над политической и экономической ситуацией в стране, — все это в той или иной степени происходило в Латинской Америке в течение всего XX столетия. Низкий уровень политической грамотности населения, слабые и часто неорганизованные стихийные движения и зависимость от иностранных экономик негативно влияли на установление стабильности в регионе. Вторая мировая война в некотором роде стимулировала развитие собственного производства, поскольку из Европы перестали приходить товары, но кардинально это ситуацию не улучшило, хотя и дало начало определенной экономической независимости. Потому решение проблем (в том числе и бедности) часто отходило на второй план. Странам для начала была нужна политическая стабильность, поэтому действительный поиск выхода из ситуации при парламентской форме правления, за некоторыми исключениями, в странах Латинской Америки начался только к концу XX столетия — в начале XXI столетия.

Краткая характеристика современной экономической ситуации и существующих в ней тенденций

За последние несколько десятилетий мир наблюдал рост экономик стран Латинской Америки. Благодаря процессам модернизации многие государства в -е вошли в категорию НИС — новых индустриальных стран. Иностранные инвестиции и внутренние экономические реформы (например, переориентация с сырьевого экспорта на улучшение институтов, в чем особо проявила себя Мексика) смогли заметно оздоровить экономику и создать предпосылки для ее роста. В то же время важно уточнить, что большее значение в росте экономик стран региона имеет востребованность сырьевой продукции в Китае. Многие специалисты даже говорят о попадании в сырьевую зависимость латиноамериканских стран от Китая.

«Большинство латиноамериканских стран должны опираясь только на собственные силы и ресурсы разработать и реализовать стратегию экономического роста, — говорит Мартин Апас. — Стратегия роста должна быть направлена на постоянное повышение производительности труда. Только в этом случае можно обеспечить устойчивый путь рост региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе». И ведь действительно: Латинская Америка обладает большими ресурсами для реализации подобных целей. Например, здесь находится около 10% мировых запасов нефти, 2/5 — медных руд, 1/3 — серебра. Важно учитывать, что ресурсы распределены между странами неравномерно. Это может создать серьезную экономическую разницу, превратив, например, Венесуэлу (ей принадлежит почти половина запасов нефти региона) в своего рода Саудовскую Аравию, а Парагвай останется вроде Йемена без собственных углеводородов. Однако для всего этого необходимы полноценные структурные реформы как в экономике, так и политике. Когда они наступят? Этот вопрос остается открытым уже не один год.

Сегодня перед странами Латинской Америки существуют исторически сформированные конкретные задачи, которые должны способствовать развитию региона: укрепление институтов власти, повышение уровня производительности труда, введение инновационной политики в разных сферах, развитие отечественного производства и высоких технологий, а также, естественно, решение проблемы экономического расслоения населения. Очень важно поднять общий уровень образования для создания слоя профессионалов, способных повлиять на теоретическое и практическое развитие экономики.

«Понятие «левизны» здесь имеет собственную региональную специфику, но в общих чертах эти партии можно охарактеризовать как те, которые делают определяющий акцент на решении проблемы неравенства.»

острых проблем во многих странах среди населения набирают популярность левые политические силы. Понятие «левизны» здесь имеет собственную региональную специфику, но в общих чертах эти партии можно охарактеризовать как те, которые делают определяющий акцент на решении проблемы неравенства. И не удивляет, что общий уровень бедности в Латинской Америке медленно, но сокращается с начала годов. Эта тенденция отличает регион от большинства остальных стран мира. В особенности это характерно для стран с высокими темпами роста экономики, таких как Колумбия или Чили. В меньшей степени, но все же наблюдаются подобные тенденции и в странах с умеренным ростом экономики — Бразилии и Мексике. Стоит заметить, что сокращение бедности не обязательно зависело от политического вектора действующей власти: как во время работы правительства с левым уклоном (например, в Боливии, Парагвае и Уругвае), так и при правоцентристских властях (Мексика, Перу) эта тенденция сохранялась. Причиной тому можно назвать то, что бедность в Латинской Америке — проблема хроническая, волнующая не одно поколение жителей всех без исключения стран региона. Так, какой бы политический «цвет» не доминировал в правительстве, решение этого вопроса всегда остается одним из основных для сохранения позиций той или иной политической силы. Но структурных изменений не происходит ни в экономике, ни в политике.

Характеристика социально-экономической ситуации: уровень бедности, образование, занятость

В последней части статьи я хочу привести данные о современном положении дел в сфере региона. Для этого я выбрал следующие показатели: количество бедняков, уровень занятости, образования и здравоохранения в регионе. Кратко были описаны и определенные действия местных властей для решения всех этих проблем.

Цифры

Латинскую Америку можно назвать регионом самых больших контрастов. Здесь проживает 5% всех миллиардеров мира, но уровень бедности населения выше только в Африке. В 2013 году комиссия ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну заявила, что 30% населения региона живут в бедности (66–68 млн человек). В то же время, по данным ЭКЛАК за 2014 год, к бедным относится 23,8% городского населения, а 8% — находятся на уровне крайней бедности. Тем не менее стоит уточнить, что уровень бедности в разных странах региона существенно отличается. По все тем же данным ЭКЛАК, в Аргентине количество бедных составлял 4,3%, а крайне бедных — 1,7%; в Бразилии на 2014 год — 14,3% и 3,4% соответственно. В то же время в Боливии проживают 7,4% сверхбедных городских жителей и 22,3% бедных. Одна из самых катастрофических картин сложилась в Гондурасе: 35,1% крайне бедных и 65,8% бедных. Замечу, что последние страны относятся к Центральной Америке, для которой характерна постоянная политическая нестабильность. А такое положение, как я уже говорил, не дает заняться решением острых проблем.

Согласно тому же источнику, по состоянию на 2014–2016 годы 5% населения Латинской Америки недоедало (для стран Карибского бассейна процент в разы выше — 19,8%). На 2008 год 7% населения не имели доступа к нормальной питьевой воде (среди городского населения — 3%, сельского — 20%). Наиболее ярко эта проблема выражена в таких странах, как Перу (25%), Парагвай и Гондурас (14%). Одна из причин проблемы состоит в том, что в этих странах находится много горных хребтов и долин, через которые сложно наладить нормальное водоснабжение. Другая экологическая проблема — выбросы углекислого газа в атмосферу — около 4 тонн в год на человека.

Даже учитывая, что Латинская Америка относится к развивающемуся региону, общий уровень образования находится на невысоком уровне. Тем не менее некоторые продвижение в этом вопросе все же есть. Грамотность здесь составляет около 91%. В таких странах, как Уругвай, Боливия и Аргентина, на одного учителя приходится двадцать учеников, хотя 1/5 учителей не имеют педагогического образования. Высшее образование получают только около 30% учащихся. Существуют и другие проблемы. Многие бросают школу, поскольку часто не видят смысла продолжать учиться отсутствия рабочих мест.

Занятость

Отдельно скажем пару слов о занятости в регионе. Ее уровень здесь составляет 61%. Среди них в первичном секторе занято 10–40% (в зависимости от страны), во вторичном — 20–30%, в третичном — 40–70%. Широкое распространение получила неформальная занятость (31,4%) и, как следствие, низкие стандарты социальной защиты прав трудящихся. Часто для экономии предприниматели берут на работу людей без подписания трудовых контрактов, используют временной наем и низкоквалифицированных работников. Многие из таких людей не имеют медицинской страховки и социально не защищены, поскольку не оформлены официально.

«В Латинской Америке существует такое понятие как «нинис» — так называют молодых людей, которые не работают и не учатся. К ним относится 20,3% трудоспособной молодежи — 21,8 млн, среди которых 30% — мужчины и 70% — женщины.»

«Слабый экономический рост привел к снижению числа новых рабочих мест и особенно оплачиваемой работы по найму. Тем не менее в свете резкого падения численности экономически активного населения, отражающего проциклическое поведение трудовых ресурсов в регионе, снижение уровня занятости не стало причиной роста безработицы, которая вновь сократилась», — говорится в докладе ООН по региону за 2014 год.

В целом в странах Латинской Америки есть позитивные тенденции в борьбе с безработицей. В 2013 году она достигла рекордного минимума за последние несколько десятилетий — 6,3%. Больше всего безработных в Колумбии (10,6%), (8,3%) и Венесуэле (7,8%). Безработица среди молодежи составляла на 2012 год 13,7%, что в два раза больше от общего процента безработных по стране. Половина молодежи работает без трудового контракта, только 37% обеспечено медицинским страхованием, а 39,5% — пенсионным. Причина все та же — неформальная занятость, на которую не распространяется трудовое законодательство. В Перу таким образом на жизнь зарабатывает наибольшее количество молодежи — 70%. В Латинской Америке также существует такое понятие как «нинис» — так называют молодых людей, которые не работают и не учатся. К ним относится 20,3% трудоспособной молодежи — 21,8 млн, среди которых 30% — мужчины и 70% — женщины.

Итак, главные проблемы в вопросе занятости в регионе остаются все теми же: плохие условия труда, низкий доход, отсутствие защиты со стороны государства, нелегальная работа и диспропорция по регионам.

Что делали власти для решения хронических проблем региона?

Для справедливости стоит сказать, что правительства некоторых государств предпринимали определенные действия для реализации реформ в сфере труда, образования и благосостояния в своих странах. Примером могут стать программы, разработанные в Бразилии, такие как «Семейный кошелек» (Bolsa Familia) и «Нулевой голод» (Fome Zero). В ходе первой более 11 млн семей получили пособия из государственного бюджета: сверхбедные получали обязательные пособия, а бедные — при наличии беременной женщины или детей. Обязательными условиями для получения пособия были посещение детьми школы и наличие прививок. Школьное питание снижало расходы родителей, а прививки повышали уровень защищенности детей. Целью второй программы было обеспечить населению доступ к питьевой воде и еде путем создания местных водохранилищ, общественных столовых и раздачи витаминов. В то же время эти программы имели ряд слабых мест: самым бедным бразильцам в 2005 году приходило только 45% трансфертов, а целых 10% отправлялись в руки богатых, а в 2004 году половина участников программы попали туда по ошибке. Стоит также учитывать, что подобные программы не способны искоренить проблему, поскольку, несмотря на некий положительный эффект, они стигматизируют бедность, вместо того чтобы искать систематический подход к решению проблемы.

А вообще, несмотря на наличие подобных программ, население той же Бразилии не раз выражало крайнее недовольство действиями своего правительства. Так, в преддверии Чемпионата по футболу на улицу вышли сотни тысяч людей. Их возмутило, что при всех существующих проблемах власти готовы выкладывать огромные суммы на строительство стадионов, которые сейчас не заполняются и на половину, и подготовку турнира. ряда коррупционных скандалов, связанных с сокрытием дефицита в бюджете в 2014 году, доверие населения к властям только падает, несмотря на уже перечисленные программы. Люди наверняка понимают, что, учитывая экономический и человеческий потенциал Бразилии, все эти действия выглядят недостаточными.

«Медлить здесь — значит обрекать миллионы людей на прозябание в нищете и существование в обстановке, опасной для здоровья и жизни.»

Такие выводы мы делаем, рассуждая об одном из лидеров региона. Что уж говорить о серьезно отстающих в экономическом смысле государствах, в которых, как уже было замечено, политическая стабильность — явление редкое. Здесь все социальные проблемы, глядя на ранее указанные цифры и обращаясь к логике, выражены еще сильнее. Некоторые страны в борьбе с мелкой и крупной коррупцией стараются сократить количество чиновников в государственном аппарате, но действительно преуспели в этом только Колумбия, Мексика и . Учитывая, что страны Латинской Америки демонстрирую серьезный дефицит управления, коррупцию, сохраняющуюся зависимость местных экономик от мировых монополий, решение острых проблем откладывается на неопределенное будущее. Но медлить здесь — значит обрекать миллионы людей на прозябание в нищете и существование в обстановке, опасной для здоровья и жизни.

Заключение

Бедность в Латинской Америке — проблема комплексная. Она формировалась не только по экономическим и политическим, но и по историческим причинам. Сегодня перспективы региона в решении острых вопросов выглядят довольно сомнительными. Несмотря на некоторое продвижение в этом вопросе за последние несколько десятилетий, постоянная политическая нестабильность и отсутствие реальных реформ со стороны большинства правительств стран региона оставляют бедных в катастрофических условиях на неопределенный срок.

Источник

Оцените статью