Наиболее популярные страны для регистрации морских судов

На регистрацию пожалуйста!

Начнем с того, что международное морское право не содержит норм, прямо требующих регистрации судна. Тем не менее по конвенциям любому судну лучше иметь флаг какого-либо государства, для чего следует пройти процедуру регистрации согласно законодательству этой страны. Тогда государство флага должно осуществлять контроль над судном, гарантировать его соответствие техническим и юридическим нормам и даже защищать.

Вопрос: а можно ли как-то избежать всех этих сложностей и владеть яхтой в свое удовольствие, без регистрации?

Можно, если судно намертво пришвартовано либо вы собираетесь остаток жизни провести в открытом море и вам не важны права собственности. Государственная регистрация не только удостоверяет право плавания под тем или иным флагом, но и закрепляет за владельцем право собственности на судно. Во всех остальных случаях ответ «нет». Хотя в некоторых странах регистрация яхт не требуется, а их государственную принадлежность определяет гражданство владельца (пример — Швеция). Такие суда, не внесенные ни в один судовой реестр, в юридическом плане выглядят как отщепенцы. Отсутствие государственного флага делает судно и его владельца беззащитными перед многими обстоятельствами. При обнаружении такой яхты в территориальных водах некоторых стран владельца могут оштрафовать, а судно даже арестовать.

В этой публикации затронуты в основном вопросы регистрации моторных яхт.

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 36-ФЗ от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» в Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) и в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) внесены поправки, относящиеся к процедурам регистрации судов и прав на них (включая маломерные суда), а также классификации и освидетельствования судов.

Читайте также:  Места проведения конференций стран антигитлеровской коалиции

Согласно ч. 1 ст. 33 КТМ РФ и ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации, классификации и освидетельствованию:

  • шлюпки и иные плавсредства, которые являются принадлеж-ностями отдельного судна;
  • плавсредства массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л. с.);
  • спортивные парусные суда без двигателей длиной до 9 м, не оборудованные местами для отдыха (спальные места).

1. Маломерные суда (суда длиной не более 20 м с количеством людей на борту не более 12), не занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации, освидетельствованию и государственной регистрации в Реестре маломерных судов с выдачей судового билета. Процедуры осуществляет ГИМС МЧС России.

2. Маломерные суда, занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации, освидетельствованию и государственной регистрации в Государственном судовом реестре с выдачей судового билета. Классификацию и освидетельствование проводят Российский Морской регистр судоходства (РМРС) или Российский Речной регистр (РРР); государственную регистрацию проводят капитан морского порта либо ГБУВПиС (Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства).

3. Прогулочные суда длиной более 20 м или с количеством людей от 12 до 18, не занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации и освидетельствованию РМРС или РРР с выдачей соответствующих актов. Государственную регистрацию и выдачу судового билета осуществляют капитан морского порта либо ГБУВПиС.

4. Любое судно, не относящееся к категории маломерных (за исключением упомянутых выше), вне зависимости от деятельности (коммерческая или нет), подлежит классификации и освидетельствованию РМРС или РРР, а для судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов, — также Германским Ллойдом или Бюро Веритас с выдачей классификационного свидетельства и свидетельств, предусмотренных КТМ или КВВТ соответственно и международными конвенциями. Государственную регистрацию осуществляет капитан морского порта либо ГБУВПиС; выдаются свидетельства о собственности и о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации; при этом суда смешанного (река–море) плавания регистрируются капитанами морских портов (как и суда п. 2, п. 3).

То есть маломерные суда, занятые коммерческой деятельностью, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, а не занятые таковой — в Реестре маломерных судов. При этом на ГИМС возложена регистрация маломерных судов, не занятых коммерческой деятельностью, на капитана морского порта или ГБУВПиС — судов, которые в таковую вовлечены (ст. 35 КТМ РФ, ст. 17 КВВТ РФ).

Согласно письму № ОВ‑28/1947 от 25.02.2013 г. заместителя министра транспорта РФ, разделение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РМРС или РРР определяется в зависимости от районов плавания судов:

  • внутренние водные пути — РРР;
  • морские районы с удалением от мест убежища или берега до 12 миль включительно — РМРС или РРР (по выбору судовладельца);
  • морские районы с удалением от мест убежища или берега свыше 12 миль — РМРС.

В очередной раз приходится признать, что размер имеет значение. От длины яхты будут зависеть многие вопросы, связанные с ее регистрацией. Но сначала заметим, что само понятие «яхта» в официальных документах отсутствует. Применительно к прогулочным судам законотворцы давно утвердили в определенной степени уничижительный термин «маломерное судно» (маломерка — вещь неполной меры, неполноценная). Ну да бог с ними, с терминами — суть не в них.

Без флага и регистрации яхта лишается защиты государства

Согласно ст. 7 КТМ РФ и ст. 3 КВВТ РФ маломерным считается судно длиной не более 20 м. Но почему 20? По числу пальцев на руках и ногах или по каким-то более весомым основаниям? Согласно международным нормам, к категории малых (точнее, прогулочных — pleasure) относятся суда длиной до 24 м. Следовательно, яхта длиной 23,60 м, приобретенная за границей, построенная и оборудованная по стандартам для прогулочных судов, попав в Россию, формально причисляется к судам крупным со всеми техническими требованиями к таковым. Даже если судно не предназначено для коммерческой деятельности, оно поднадзорно структурам Минтранса (классификация в регистрах, регистрация у капитана порта или в ГБУВПиС), и тут могут возникнуть сложности, поскольку для малых и крупных судов действуют разные требования — к конструкции, оборудованию и пр.

Ситуация осложняется еще и тем, что, согласно директиве Евросоюза RCD EU 2013/53/EU (Recreational Craft Directive, европейские нормы проектирования прогулочных судов), длина судна измеряется между крайними точками собственно корпуса, без внешних конструкций. А в российской практике под длиной понимается габаритная длина судна — расстояние между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса с учетом выступающих частей. Так что даже если в спецификации на вашу яхту, построенную, скажем, в Голландии, указано LH 20 m (Hull Length, длина корпуса), приниматься во внимание будет LOA 21 m (Length Over All, длина габаритная). Остается уповать на милость инспекторов регистров и, если повезет, на попутное согласование верфью проекта с одним из зарубежных классификационных обществ (такое иногда случается).

Перечни документов для регистрации судна в Государственном судовом реестре или Реестре маломерных судов опубликованы в различных источниках, поэтому в статье мы отметим только наиболее важные моменты.

В перечнях указаны правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна, справка-счет и пр.), подтверждающие происхождение судна, свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство, документ об исключении судна из других реестров (если судно прежде имело регистрацию).

Документы на государственную регистрацию новой яхты гражданину РФ необходимо подать в течение 30 дней со дня ее приобретения. Документы должны быть на русском языке, иностранные документы следует перевести и заверить должным образом.

Если яхту регистрируют на юриди-ческое лицо, дополнительно необходимо предоставить подлинники и копии документов о государственной регистрации компании, справку об учете яхты на балансе, копию приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию яхты, доверенность на представителя компании.

Предложений по регистрации яхт немало — важно сделать правильный выбор

Решение о государственной регистрации судна или отказе в регистрации должно быть принято в течение месяца с момента подачи соответствующего заявления. Срок регистрации судна может быть продлен не более чем на месяц для проверки подлинности представленных документов.

Регистрация маломерного судна должна быть проведена в течение трех рабочих дней с момента предоставления пакета документов на регистрацию.

При государствен-ной регистрации яхты выдается судовой билет. В КТМ РФ (п. 2, ст. 27) и КВВТ РФ (п. 10, ст. 14) указано, что судовой билет удостоверяет право плавания под государственным флагом РФ, право собственности на судно и годность судна к плаванию и принимается в любой стране мира любыми уполномоченными структурами, включая страховые компании. При этом судовой билет не удостоверяет соответствие судна правилам классификации и постройки, не является подтверждением наличия у судна класса и годности к плаванию.

Регистрация осуществляется в территориальных отделениях соответствующих органов, под юрисдикцию которых подпадает адрес регистрации владельца или место базирования судна.

В интернете «гуляет» информация, будто яхту, которую приобрели за рубежом и ввозить в Россию не планируют, зарегистрировать здесь не удастся: российские органы регистрации требуют наличия судна на территории страны со всеми документами в установленном порядке. Но РМРС признает результаты осмотра грузового суда в любом порту, проведенного либо собственным инспектором, либо лицензированным сюрвейером. Точно так же известны факты осмотра представителями РМРС судов длиной более 20 м в Финляндии и Турции.

ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ

Яхту можно регистрировать как в России, так и за ее пределами. Простая процедура регистрации, льготное налогообложение, нежелание показывать свое приобретение соотечественникам и прочие факторы побуждают владельцев яхт идти под «удобные» флаги. В Англии, к примеру, резиденты королевства регистрацию яхты могут осуществить по интернету (£ 30, оригиналы документов высылают почтой). В России процедура регистрации сложнее, а стоимость существенно выше.

Выбор государства, где владелец яхты решит проводить регистрацию, и флага, под которым яхта будет ходить, зависит от многих обстоятельств. Помимо юридических, экономических и организационных, следует учесть и то, воды какого государства яхте предстоит по большей части бороздить.

Предложений по регистрации яхт в крупных странах и офшорах много, цены, сроки и требования указывают самые разные. В таблице приведены особенности регистрации яхт в некоторых часто рекомендуемых странах (регистрах). В их числе — Каймановы и Британские Виргинские острова (заморские территории Великобритании в Карибском море), Сент-Винсент (Сент-Винсент и Гренадины — независимое государство в Карибском море, входит в Содружество наций), Гернси (остров в проливе Ла-Манш в составе Нормандских островов).

Есть ряд обстоятельств, которые следует учитывать при постановке яхты под тот или иной флаг, в том числе объем полномочий местного представителя в государстве флага и особенности регистрации компании.

При регистрации яхты за рубежом также потребуются следующие документы: договор купли-продажи (Bill of Sale), отмена прежней регистрации (если таковая имелась), выписка о регистрации компании, сертификат производителя (Builder’s Certificate) для новой яхты, технические характеристики и название яхты, акт освидетельствования (Survey Report), список спасательного и радиооборудования в соответствии с районом плавания. Отметим и то, что указанные выше регистры не требуют раскрытия бенефициара компании.

Регистрация яхты в офшорах производится преимущественно на компанию (ее можно купить или зарегистрировать), но есть и предложения по регистрации на физическое лицо — нерезидента. Такое возможно, к примеру, в штате Делавэр (для этого не требуется лететь в США), но следует знать, что регистрация касается только яхт, находящихся в юрисдикции штата, и прекращается при отсутствии их более полугода.

Не стоит полагать, что регистрация яхты под чужим флагом совсем уж дешевая. При покупке новой лодки в Испании можно получить временную регистрацию на год (с правом продления) и без уплаты НДС. Стоимость регистрации — около € 1500, продление — € 1000.

НДС

Покупая яхту на территории ЕС, гражданин России может не платить НДС, что многих привлекает. При этом в течение 30 суток (требования в разных странах могут различаться) он обязан вывезти яхту за пределы ЕС (оформить экспортную декларацию). Далее, поставив яхту под какой-нибудь флаг (зарегистрировав), он имеет право войти в зону ЕС сроком на 18 месяцев по режиму временного импорта (Temporal Importation) без уплаты НДС. Если яхту ввезти на машине или на борту грузового судна, срок сокращается до 6 месяцев.

По истечении этого срока (18/6 месяцев) яхта должна покинуть территорию ЕС: требуется оформить выход и закрыть режим временного импорта. После этого яхта может снова вернуться в зону ЕС на срок 18 месяцев. Интервал между выходом из зоны ЕС и возвращением законом не регламентируется, а для подтверждения пребывания яхты за пределами ЕС обычно достаточно какого-либо платежного документа (чека), прямо относящегося к яхте.Нарушение этих правил преследуется по закону вплоть до ареста лодки.

Если, прочтя эти заметки, вы не передумали покупать яхту, прекрасно. Понятно, что владелец крупной яхты не станет сам заниматься рутинными процедурами, а поручит все хлопоты капитану, другому доверенному лицу или какой-либо организации. Но в любом случае он должен знать, что его ждет. Тогда не придется удивляться тому, что все происходит не так быстро и просто, как хотелось бы. Предупрежден — значит вооружен.

©Журнал MotorBoat & Yachting, август 2015, текст Ирина Липовецкая

Источник

Популярные юрисдикции для коммерческой эксплуатации яхт

Яхтенный туризм за последние годы набрал большие обороты и распространение по всему миру. Индивидуальные предприниматели и чартерные компании предлагают своим клиентам широкий спектр услуг и возможность взять в чартер яхту любой модели — от маленького парусника до трех-, четырехпалубной мега-яхты.

Тенденция последних лет среди наших клиентов — это вопрос, как уйти от оффшорных «удобных» флагов. Зачем от них уходить, никто точно не знает, но некие призрачные веяния в воздухе присутствуют.

Наиболее популярные регионы для ведения чартерной деятельности — Средиземноморье (Хорватия, Черногория, Италия, Греция, Франция) и Карибский бассейн (Британские Виргинские острова, Багамские острова, Доминиканская республика, острова Теркс и Кайкос, Сент-Китс и Невис и т.д.).

Для осуществления коммерческой деятельности владельцам яхты необходимо учитывать:

  1. требования страны регистрации яхты и ее владельца в отношении такой эксплуатации яхты и
  2. требования национального законодательства региона, где непосредственно будет осуществляться чартерная деятельность.

Требования страны регистрации яхты и ее владельца

Большинство современных яхт, вовлеченных в чартерный бизнес, зарегистрировано под «удобными» флагами, а титульными владельцами таких яхт являются иностранные компании. Такой способ владения обеспечивает конфиденциальность и оптимизирует владение яхтой с точки зрения налогообложения, например, позволяет избежать уплаты НДС.

Большинство юрисдикций, в которых популярно регистрировать компании и яхты (Панама, Белиз, Джерси, Британские Виргинские острова и др.) — это безналоговые юрисдикции.

Все компании и яхты, зарегистрированные в безналоговых юрисдикциях, и осуществляющие коммерческую деятельность за пределами этих юрисдикций, освобождаются от уплаты местных налогов (например, таких как: корпоративный налог, налог на прибыль и т.д.).

Обычно, законодательство безналоговых юрисдикций также не предусматривает необходимость получения каких-либо специальных лицензий/разрешений для осуществления коммерческой деятельности за рубежом.

Таким образом, благодаря офшорному статусу компании-владельца и «удобному» флагу яхты, к владельцу не предъявляются местные налоговые требования (при условии ведения бизнеса за пределами безналоговой юрисдикции).

По общему правилу (предусмотренному как международными нормами, так и большинством национальных законов), яхта, осуществляющая коммерческую деятельность, должна быть зарегистрирована в Реестре флага как «коммерческая» и соответствовать определенным конвенционным требованиям.

Важно понимать, что за несоблюдение данного требования и эксплуатации яхты «не по назначению» в различных юрисдикциях установлены определенные виды ответственности, например: наложение штрафа в порту прихода/отхода яхты, исключения яхты из Реестра флага и др.

Национальные требования по месту ведения чартерной деятельности

С какими вопросами может столкнуться владелец яхты?

В частности, разрешено ли иностранным яхтам и компаниям вести коммерческую деятельность в пределах того или иного региона; надо ли проводить инспекцию яхты в порту прихода, получать на яхту специальную лицензию на ведение коммерческой деятельности и/или разрешение пограничных/таможенных органов; необходимо ли компании открывать официальное представительство по месту осуществления предпринимательской деятельности и оформлять лицензию, разрешение на трудоустройство для членов экипажа и т.п.

Рассмотрим условия ведения чартерной деятельности на примере некоторых стран Карибского региона:

Британские Виргинские острова (БВО)

Действующее законодательство БВО предусматривает возможность ведения иностранной компанией и иностранной яхтой коммерческой деятельности в пределах своей территории.

Для этого яхта должна обладать статусом «коммерческой» и соответствовать международным конвенционным требованиям, что должно быть подтверждено Морским Реестром БВО (Virgin Islands Shipping Registry) посредством издания Свидетельства соответствия (Statement of compliance).

На БВО иностранная яхта на общих основаниях и без необходимости получения дополнительных документов, но с разрешения таможенных органов БВО, может осуществлять ограниченное количество заходов в год в любой из портов на БВО. В случае, если количество заходов в порты БВО превышает установленный законодательством лимит, яхта должна быть зарегистрирована под флагом БВО.

Иностранной компании-титульному владельцу яхты необходимо будет получить специальную торговую лицензию и ежегодно уплачивать налог с заработной платы (payroll tax) на БВО.

Багамские острова

На Багамских островах иностранной компании и иностранной яхте также разрешено осуществлять коммерческую деятельность. Основной нормативный акт, применимый в отношении яхт на Багамских островах — это Закон о регистрации лодок 1961 года (the Boat registration Act, 1961). Для осуществления чартерной деятельности яхта должна быть предварительно проинспектирована на Багамах.

Условия ведения чартерной деятельности на Багамских островах более лояльные, чем на БВО. Так, на Багамских островах нет ограничений по количеству заходов в порт и не предусмотрено обязательство рефлагации. Для осуществления постоянной чартерной деятельности на Багамских островах, необходимо оформить специальную лицензию а) на яхту (foreign charter license) и б) для капитана (Master’s License).

На Багамских островах иностранная компания обязана уплачивать налог на фрахт при совершении яхтой каждого коммерческого рейса.

Доминиканская республика

Законодательство Доминиканской республики содержит другие требования. По общему правилу, иностранная яхта может заходить и находится в любом порту Доминиканской республики в течение ограниченного периода времени, необходимого для прихода/отхода яхты, высадки пассажиров, бункеровки, пополнения запасов и т.д., но без намерения остаться на более продолжительный срок.

При этом никакие дополнительные требования к яхте не предъявляются. Но такие яхты не имеют право покидать территорию порта с целью дальнейшего плавания в пределах Доминиканской республики. Для этого нужно будет получить разрешение на плавание (cruising permit). Срок действия такого разрешения — 6 месяцев.

Для осуществления же постоянной чартерной деятельности в Доминиканской республики яхта должна быть зарегистрирована под флагом Доминиканской республики.

В отличие от БВО и Багамских островов, в Доминиканской республики иностранная компания-титульный владелец яхты обязана вести финансовый учет и платить все налоги, предусмотренные для компаний-резидентов.

Не вызывает сомнений, что регионов мира, которые интересны для осуществления чартерной деятельности очень много. В виду специфики рассматриваемых регионов и их нацеленности на привлечение туристов и денежных средств из-за рубежа, очевидно, что особо жесткие требования национальное законодательство того или иного региона, обычно, не выдвигает. Тем не менее, существуют местные нюансы и особенности.

Источник

Оцените статью