К наименее развитым странам ЕС принято относить три страны Южной Европы: Испанию, Португалию и Грецию. Отставание Греции, Испании и Португалии от высокого социально-экономического уровня других стран-членов ЕС во многом определяется особенностями их исторического развития. Все три страны пережили свой расцвет довольно давно, были великими морскими державами и имели многочисленные колонии. Поэтому они довольно долго не принимали капитализм, развиваясь экстенсивно и предпочитая грабить свои колонии, а не развивать конкурентоспособное товарное производство.
Главной опорой общества здесь служили церковь, армия и государство. Религия привела к развитию чувства равенства у местного населения и отсутствию у большинства граждан предпринимательских способностей. И это оказывает несколько негативное воздействие на прогрессивное экономическое развитие.
Страны Южной Европы в силу своих социально-религиозных особенностей были особенно благоприятными для появления здесь диктаторов (фашистский режим Франко в Испании, диктатура “черных полковников” в Греции). Но обратный переход от диктатуры к демократии не сопровождался кровопролитием, и они практически безболезненно и быстро перешли к буржуазной демократии европейского образца.
Из-за скудости полезных ископаемых и благоприятных климатических условий страны Южной Европы издавна специализируются на сельскохозяйственном производстве, а промышленное развитие региона довольно сильно уступает другим государствам Западной Европы. Из полезных ископаемых здесь имеются запасы угля и нефти (Греция), урана и железных руд (Испания и Португалия), свинца, меди и цинка (Испания), которые, однако, невелики по своим размерам. Развитию первичных отраслей (сельское хозяйство, лесная и рыбная промышленность) благоприятствуют значительные сельскохозяйственные угодья (примерно треть всех земель), а также морские и лесные богатства. Благоприятный климат и многочисленное культурное наследие привлекает в регион туристов.
После Второй мировой войны Греция, Испания и Португалия осознали свою экономическую отдаленность от ведущих мировых держав и стали активно участвовать в европейской экономической интеграции, вступив в ЕЭС. Поэтому современный экономический подъем в регионе во многом связан положительными последствиями членства в ЕС и с финансовой помощью, получаемой от других европейских стран.
Наиболее мощной по экономическому потенциалу страной Южной Европы является Испания, в экономике которой происходят следующие структурные изменения:
приоритетными стали отрасли машиностроения, наукоемкое и высокотехнологичное производство;
для модернизации промышленности был увеличен импорт инвестиционных товаров (машин и оборудования);
приоритетом для капиталовложений стало наукоемкое производство в прогрессивных секторах экономики;
быстрыми темпами развиваются центры отраслей высоких технологий с передовой научно-технической базой и высоким уровнем доходов местного населения;
постепенно сокращаются неконкурентоспособные отрасли традиционных секторов экономики (в частности, производство стали рядовых марок и судостроение);
активно привлекается иностранный капитал, на долю которого приходится около 5% ВВП;
заимствуются передовые зарубежные технологии, используется опыт создания технопарков в США и Японии (национальный центр микроэлектроники и новых материалов Астурия в Каталонии).
Несмотря на успехи структурной перестройки экономики и активизации научно-технического развития страны у Испании остаются и многочисленные нерешенные проблемы, к числу которых относятся:
неконкурентоспособность товаров национальных производителей по сравнению с ведущими европейскими производителями;
значительная (почти 20% трудоспособного населения) безработица, которая является следствием негибкости рынка труда Испании (низкая мобильность трудовых ресурсов), а также отсутствием общенациональной системы переподготовки кадров;
невысокую (по европейским меркам) квалификацию рабочей силы, значительный разрыв между системой профессиональной подготовки кадров и реальными требованиями бизнеса;
слабость финансовой системы, нехватку собственного капитала для финансирования полномасштабных инвестиционных проектов;
теневую экономику, сокрытие доходов от налогообложения из-за слабой системы финансового учета налогоплательщиков и высокого уровня налогообложения бизнеса;
недостаточный уровень финансирования НИОКР (менее 2% ВВП), нехватку ученых и исследователей мировой значимости;
аграрные проблемы, возникшие в результате присоединения страны к ЕС.
Таким образом, процесс интеграции испанской экономики в общеевропейскую довольно неоднозначен. С аналогичными проблемами сталкиваются в своем развитии и Греция, и Португалия.
Особенностью структуры экономики стран Южной Европы является то, что если Испания и Португалия в полной мере являются постиндустриальными государствами, то экономика Греции имеет в данной группе ярко выраженный аграрно-индустриальный характер (см. табл. 10). В сельском хозяйстве основными культурами помимо средиземноморских являются зерно, картофель. Большое значение имеет также рыболовство. Из отраслей промышленности развитие получили:
текстильная;
пищевая;
обувная (Испания, Португалия);
металлургия (Греция, Испания);
целлюлозно-бумажная (Португалия);
машиностроение и металлообработка, включая транспортное машиностроение и автомобилестроение (Испания);
химическая.
В сфере услуг принципиальную значимость имеет туризм, значение которого особенно велико для Испании. Таблица 10
Структура экономики стран Южной Европы
Сектор Экономики
Доля данного сектора экономики в общем объеме ВВП страны, %
Источник
Малые развитые страны Западной Европы: общая характеристика, особенности и перспективы развития
К числу малых развитых стран Западной Европы относится 20 государств. Их принято делить по географическому признаку на:
1) страны Центральной Европы: Австрия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды и Швейцария;
2) страны Северной Европы: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, и Швеция;
3) страны Южной Европы: Греция, Испания и Португалия.
Кроме того, в отдельную группу выделяются так называемые «карликовые государства» (Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако и Сан-Марино).
Общей особенностью экономического развития малых стран Западной Европы является то, что из-за своих небольших размеров, относительной скудности располагаемых природных ресурсов, данным государствам, как правило, не под силу развивать многоотраслевую специализацию своего национального хозяйства, как это делают страны «Большой семерки». Малые страны Западной Европы участвуют в системе мирохозяйственных связей, специализируясь на выпуске достаточно небольшого ассортимента высококачественных товаров и услуг.
Теперь рассмотрим каждую из названых групп более подробно.
Страны Центральной Европы.
Наиболее развитыми среди этих пяти стран являются Нидерланды и Бельгия, «середняки» – это Швейцария и Австрия, а менее развита Ирландия.
Если говорить об общей характеристике этих стран, то следует отметить, что природными ресурсами они наделены незначительно. Из более-менее весомых полезных ископаемых следует признать наличие запасов нефти и газа в Нидерландах (пятый в мире производитель природного газа в мире), Бельгии и Ирландии, месторождений металлов (свинца, меди и цинка) в Австрии и Ирландии. Гидроресурсами, позволяющими производить электроэнергию, в большей степени наделены Австрия и Швейцария, где также имеются и неплохие условия для развития альпийского животноводства (альпийские луга).
Четыре из этих государств являются членами ЕС, а Швейцария входит в ЕАСТ.
На эти пять государств приходится 3,9% мирового продукта или 1254,7 млрд. долл. Характеризуя структуру экономик этих государств следует отметить, что в сельском хозяйстве наибольшее значение имеют зерновые культуры, картофель, фрукты, сахарная свекла. Развито мясо-молочное животноводство. Кроме того, Нидерланды специализируются на выращивании цветов, значительная часть которых затем идет на экспорт.
Среди отраслей промышленности следует выделить такие:
– пищевая промышленность, в т.ч. пивоварение (Ирландия), производство сыра и шоколада (Швейцария);
– стекольная промышленность (Бельгия).
Важнейшими составляющими сферы услуг традиционно являются финансовые услуги и туризм. Крупнейшими мировыми финансовыми рынками являются Амстердам и Цюрих. Во всех странах группы развиты банковские услуги (особенно в Швейцарии и Нидерландах), страхование, финансовые холдинги и торговля недвижимостью.
Страны Северной Европы
К странам Северной Европы относятся скандинавские государства (Дания, Исландия, Норвегия и Швеция), а также Финляндия.
Данные государства располагают довольно значительными природными ресурсами при относительно небольшой численности населения. Норвегия и Дания добывают нефть и природный газ, Исландия и Норвегия – рыбу.
Есть в Северной Европе и запасы металлов (железо, цинк, свинец, никель, алюминий), богатые лесные ресурсы (Швеция, Финляндия, Норвегия), геотермальные ресурсы (Исландия) и гидроэнергетические ресурсы (Норвегия, Исландия).
Моделью экономического развития стран Северной Европы является т.н. «скандинавский социализм». Такая модель представляет собой один из вариантов социально-рыночного хозяйства, т.е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.
Основы социальной рыночной экономики были заложены в 1930-е годы, когда к власти в этих государствах пришли социал-демократы. Они проводили экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения.
Скандинавский социализм – это рыночная экономика смешанного типа с господством частной собственности, парламентаризмом в политике (плюрализм и демократия), зрелостью социальной инфраструктуры.
Основной скандинавской экономики остается частная собственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства, соответственно, приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является не национализация частного капитала и не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта.
Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государственный бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен достаточно высокий уровень налогообложения. В 2001 г. государство перераспределяло от 43,4% ВВП в Исландии до 55,3% в Дании и 57,2% в Швеции (самый высокий показатель среди развитых стран). Уровень налогообложения в странах Северной Европы в 2000 г. колебался от 37,3% ВВП в Исландии до 48,8% в Дании и 54,2% в Швеции (самый высокий показатель среди развитых стран).
Т.о., основной целью госсектора скандинавских стран является перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости.
Основными экономическими функциями государства в скандинавской экономике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.
Социальная направленность скандинавской модели заключается в:
– перераспределительной роли государства в экономике;
– активности общества в социально-экономических процессах;
– экономической политике властей;
– высокой этике труда и предпринимательской культуре.
Однако, как мы уже говорили, социальное рыночное хозяйство рано или поздно приводит экономику государства, исповедующего такую модель развития к определенным проблемам или даже кризису. Такие проблемы возникли и в странах Северной Европы. В 1980-е годы скандинавские страны (прежде всего Швеция) начали испытывать те же сложности, что и Германия, и Франция. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринимательства, а сильная социальная защита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников.
В связи с этим в экономической политике стран Северной Европы произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции госсектора экономики были несколько видоизменены: были снижены корпоративный и подоходный налоги, прошла приватизация некоторых госпредприятий, были сокращены государственные расходы (прежде всего на социальную защиту). Вступление Швеции и Финляндии в ЕС в 1995 г. также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов – экономическая политика государств была приведена в соответствие с требованиями единой Европы.
Т.о., несмотря на некоторые проблемы скандинавская модель экономики по своему уникальна и подходит в наибольшей степени именно для стран Северной Европы – все страны региона обладают необходимой культурой, политикой и экономикой, чтобы поддерживать столь высокие стандарты социально-экономического развития.
Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы являются:
1) высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей;
2) высокая доля государственного участия в экономике через механизм перераспределения ВВП;
3) наличие мощных международных компаний и финансово-промышленных групп;
4) высокая квалификация рабочей силы;
5) социальная направленность экономической политики правительства;
Три из этих государств являются членами ЕС, а Исландия и Норвегия входят в ЕАСТ.
На эти пять государств приходится 2,3% мирового продукта или 742,1 млрд. долл. Характеризуя структуру экономик этих государств следует отметить, что в сельском хозяйстве наибольшее значение имеют зерновые культуры, картофель; развито мясо-молочное животноводство. Наиболее благоприятные условия для сельскохозяйственного производства существуют в Дании, где 64% всех земель могут быть задействованы в аграрном производстве, а на территории Исландии под сельскохозяйственное производство отведено лишь около 1% всех земель. Для национального хозяйства Исландии исключительное значение имеет рыболовство, т.к. около 65% экспорта страны составляют морепродукты.
Среди отраслей промышленности в изучаемом регионе выделяются следующие:
– нефтегазовая (Дания и Норвегия);
– металлургическая (Норвегия, Швеция, Исландия);
– целлюлозно-бумажная и полиграфическая (Финляндия, Швеция, Норвегия);
– машиностроение (Швеция, Дания, Финляндия);
– судостроение (Финляндия, Швеция, Норвегия);
– электронная и электротехническая промышленность (Швеция и Финляндия);
Характеризуя сферу услуг стран Северной Европы следует сказать, что многие социальные услуги (такие как здравоохранение или образование) обеспечиваются государством полностью. Частные компании сферы услуг в этих странах предоставляют финансовые и туристические услуги.
Страны Южной Европы
В данном географическом регионе расположены три развитые европейские страны – это Греция, Испания и Португалия.
Группа этих государств считается сравнительно менее развитой сравнительно с другими странами Западной Европы.
Одной из причин слабого развития этих государств является скудность полезных ископаемых и преимущественная специализация на сельскохозяйственном производстве. Из полезных ископаемых в данном регионе следует назвать запасы угля и нефти (Греция), урана и железных руд (Испания и Португалия), свинца, меди и цинка (Испания), которые все равно невелики по своим размерам. Сельское хозяйство напротив развивается достаточно успешно благодаря хорошим климатическим условиям и достаточном количестве пригодных для ведения с/х земель (около 30% территории этих стран).
Незначительные темпы экономического роста, постоянное отставание от других развитых государств, вынудили страны этого региона принимать особые меры. Одной из основных таких мер стало вступление в состав Европейского экономического сообщества в 1981 г. Греции и в 1986 г. Испании и Португалии. Вхождение в состав ЕЭС было обусловлено прежде всего:
1) необходимостью осуществления структурной перестройки национальных экономик, модернизации промышленности, создания новых высокоэффективных секторов экономики и собственной технологической базы в сотрудничестве и при поддержке стран Западной Европы;
2) возможностью получения дотаций из бюджета ЕЭС на поддержание своего сельскохозяйственного производства;
3) необходимостью стимулирования конкурентоспособности национальных экономик.
Положительными последствиями вступления этих государств в ЕЭС стали – доступ к передовым европейским технологиям и научным достижениям, осуществление структурной перестройки экономики с переориентацией на высокотехнологичное производство, увеличение степени конкурентоспособности своей продукции.
Однако, возникли и отрицательные последствия членства в ЕЭС: отмена таможенных пошлин на импортные товары привела к вытеснению менее конкурентоспособных местных товаров с рынка; соответственно ухудшилось состояние торгового баланса и, как следствие, платежного баланса этих стран; единая европейская экономическая политика вынуждает южные страны сокращать свое сельскохозяйственное производство, что значительно влияет на доходы этих государств и как следствие увеличивается дефицит государственных бюджетов.
Т.о., интеграция Греции, Испании и Португалии в ЕЭС дала свои положительные результаты, но также и способствовала углублению некоторых серьезных экономических проблем. Поэтому данные страны до сих пор считаются менее развитыми в ЕС.
Более низкий уровень развития этих стран подтверждается и структурой их экономики. Так, доля сельскохозяйственного производства в создании ВВП составляет 4% в Испании и Португалии и 7% в Греции, а на сферу услуг приходится 66% в Испании и Португалии и 71% в Греции.
В с/х основными культурами являются зерно, картофель, средиземноморские фрукты.
Из отраслей промышленности выделяются:
– обувная (Испания и Португалия);
– металлургия (Греция, Испания);
– машиностроение и металлообработка (Испания);
В сфере услуг принципиальное значение имеет туризм.
Дальнейшее развитие стран этого региона следует связывать с внешними факторами в большей степени, чем с внутренними. Другими словами, Греция, Испания и Португалия не смогут просуществовать в мировой экономике без поддержки других развитых государств, интегрированных в единый блок, которым настоящее время является ЕС.
«Карликовые страны» Западной Европы
«Карликовые страны» Западной Европы – это небольшие по своим размерам и населению государства. К ним относятся: Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако и Сан-Марино.
Среди этих государств особняком стоит город-государство Ватикан, который представляет собой официальный центр римско-католической церкви и резиденцию Папы Римского, расположен в Италии в г. Рим на территории в 440 кв. метров и с постоянным населением около 1 тыс. чел., большинство из которых являются служащими ватиканских учреждений. Таким образом, дать характеристику экономики Ватикана не представляется возможным из-за ее фактического отсутствия. Поэтому рассматривать будем лишь шесть оставшихся «карликовых стран» Западной Европы.
Суммарный объем ВВП, производимый этими странами составляет 25,8 млрд. долл. (при чем почти 72% этой суммы приходится на Люксембург), что составляет приблизительно 0,08% мирового совокупного продукта.
Основные показатели развития «карликовых стран» Западной Европы в 2001 г.
Страна
Территория, кв. км
Население, тыс. чел.
ВВП, млрд. долл.
ВВП на душу населения, долл.
Андорра
1,2
Лихтенштейн
0,7
Люксембург
18,5
Мальта
3,6
Монако
0,9
Сан-Марино
0,9
Всего
25,8
Всего в мире
31079,8
Доля, %
0,002
0,02
0,08
–
Общими чертами экономики «карликовых стран» является преимущественное развитие сферы услуг (70-80% ВВП) и прежде всего туризма (10-55% экспорта продукции сферы услуг), который является основным источником доходов. Здесь расположены известные курорты, как морские (Мальта, Монако), так и горнолыжные (Андорра).
Кроме того, практически все страны группы являются налоговыми гаванями, оффшорными финансовыми центрами Западной Европы. Либеральный налоговый климат, практически полное отсутствие налогообложения оффшорных операций привлекает в «карликовые страны» многочисленные зарубежные капиталы. Так, только Люксембург привлек в 2003 г. 87,6 млрд. прямых иностранных инвестиций (15,6% общемирового потока прямых инвестиций в 2003 г. и, соответственно, первое место в мире. На втором месте Китай – 53,5 млрд. долл.). Среди развитых стран эта доля составляет 23,9%, на втором месте Франция –47,0 млрд. долл. в 2003 г.
Здесь же в Люксембурге расположено более 200 крупнейших банков мира. Более 50 крупных ТНБ мирового масштаба расположены в Монако.
Лихтенштейн и Люксембург являются штаб-квартирами многих финансовых холдингов, контролирующих крупнейшие ТНК. Кроме того, здесь расположены многочисленные трастовые компании, фонды по управлению собственностью, находящейся за рубежом.
Благодаря отсутствию индивидуальных подоходных налогов для иностранных граждан, являющихся резидентами данных налоговых юрисдикций, Андорра и Монако привлекают для длительного проживания и персонифицированных носителей капитала (известных спортсменов, артистов и т.д.).
Кроме туризма и финансов в «карликовых странах» развиты такие отрасли экономики как:
– сельскохозяйственное производство (1-3% ВВП);
– металлургия, стелелитейная промышленность (Люксембург и Монако);
– химическая промышленность, включая производство новых материалов (Люксембург), фармацевтику и парфюмерию (Монако);
– точное машиностроение (Монако, Лихтенштейн);
– электроника, включая микроэлектронику и производство бытовой техники (Лихтенштейн, Мальта, Монако);
Однако, вполне очевидно, что самостоятельно, без связи с мировым сообществом «карликовые страны» не смогут продолжать эффективно развиваться. Достигнутый ими высокий жизненный уровень получен главным образом за счет активного участия данных государств в процессе международной торговли товарами, технологиями, услугами и международного движения капиталов. Следует также сказать, что Люксембург (с 1957 г.) и Мальта (с 2004 г.) являются членами ЕС.