Наличие спорных территорий со странами соседями норвегии
Спорные 175 тысяч квадратных километров в Баренцевом море поделены поровну между Россией и Норвегией. Именно на таком варианте договора настаивала Норвегия 40 последних лет, но Россия не соглашалась: в море большие запасы углеводородов. Очевидно, сказалась «перезагрузка» отношений с Западом.
Россия и Норвегия достигли договоренности по разграничению морских территорий в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Таков итог встречи президента России Дмитрия Медведева и норвежского премьер-министра Йенса Столтенберга. «Решение включает в себя то, что спорная территория разделяется на две равные части, — сообщил премьер Норвегии. — Характер пограничной линии удовлетворяет оба государства». «Делегации рекомендуют установить линию, которая делит весь спорный район на две части примерно равного размера», — подчеркивается в совместном заявлении министров иностранных дел РФ и Норвегии Сергея Лаврова и Йонаса Гар Стере.
Речь идет о территории примерно в 175 тысяч квадратных километров в Баренцевом море, которую Россия и Норвегия не могли поделить почти сорок лет. Все началось еще в 60-х годах прошлого века, когда по предложению Великобритании несколько стран поделили Северное море по так называемому принципу срединной линии, то есть по линии, равноудаленной от сухопутных границ. По итогам раздела Норвегии достались значительные запасы нефти, оказавшиеся в пределах ее морской территории (нефть была обнаружена в 1969 году на месторождении Экофиск, начальные запасы были оценены в 230 млн тонн), что позволило этой стране в короткий срок получить огромный доход. Там же были обнаружены и крупные запасы газа.
В дальнейшем Норвегия решила повторить вариант со срединной линией и в Баренцевом море, однако этому решительно воспротивился СССР, который еще в начале прошлого века самостоятельно определил границы своих владений в Арктике.
Норвегия в долгу не осталась и также самостоятельно определила размеры своей акватории.
Именно так и появилась спорная территория площадью 175 тысяч кв. километров. Для обеих стран это весьма лакомый кусок, так как в Баренцевом море помимо значительных биоресурсов (в первую очередь рыбы) находятся крупнейшие запасы нефти и газа, которые, впрочем, толком пока не разведаны. Однако для примера можно привести Штокмановское газоконденсатное месторождение, располагающееся в российском секторе Баренцева море:
только запасы этого месторождения составляют 3,8 трлн куб. м газа и около 37 млн тонн газового конденсата. Такой уровень запасов позволяет «Штокману» считаться одним из крупнейших газовых месторождений в мире.
Долгое время стороны не могли договориться вообще ни о чем. Помимо прочего диалогу мешала «холодная война». В 1990 году СССР предложил совместно управлять спорной территорией, и совместно же добывать на ней ресурсы. Но Норвегия отвергла это предложение.
Сейчас согласие наконец достигнуто. «Шаг важный, так как четко определяет территории, подконтрольные России и Норвегии, — говорит аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. — Теперь, если будет обнаружено какое-то месторождение, уже не возникнет вопроса о том, кто его будет разрабатывать».
Однако Россия в данном случае уступила, ведь спорная территория была поделена пополам, как и предлагала с самого начала Норвегия. «Сейчас начинается новый диалог с Западом, и Кремль хочет снять некоторые элементы напряжения, которыми мы можем пожертвовать в экономическом плане и которые не имеют такого символического значения, как, например, Курильские острова», — поясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Не исключено, что уступка была сделана потому, что
у России в отличие от Норвегии попросту нет технологий, необходимых для работы на шельфе и она рассчитывает на укрепление сотрудничества.
«Именно из-за нехватки технологий и опыта шельфовой добычи Россия и пригласила в проект Штокмановского месторождения норвежскую StatoilHydro (норвежцам принадлежит 24% в проекте), — напоминает Вячеслав Буньков. — Очевидно, после заключения договоренности партнерство России и Норвегии на шельфе будет развиваться».
Источник
Территориальные претензии России, Норвегии и США на Арктику
Всем доброго времени суток!
Освоение Арктики сейчас является довольно актуальной темой. На сегодняшний день несколько стран, включая Россию, США и Норвегию, претендуют на часть территории, а точнее на часть акватории Арктики. Все эти страны имеют выход к Северному Ледовитому океану, к тому же свои территориальные претензии также выдвигают Дания и Канада. К ним также может подключиться и Исландия, которая планирует расширять свою политику в регионе.
Наша страна 5 лет назад подавала заявку в ООН на расширение территории в арктической зоне, причем на внушительную площадь – 1,2 миллиона кв. км. Об этом мы подробнее писали в предыдущей статье .
Данные страны стремятся установить свое влияние в регионе, при этом не только экономическое, но и военное. Арктика – это огромная площадь с колоссальным количеством природных ресурсов и особенно необходимых для человечества нефти и газа. По подсчетам экспертов, в недрах Арктики может содержаться треть всех неразведанных запасов природного газа и десятая часть неразведанных запасов нефти . В будущем эти залежи будут крайне необходимы человечеству. Для России Арктика также необходима для развития северных морских путей и инфраструктуры, ведь по Северному Ледовитому океану передавать грузы из Азии в Европу можно будет гораздо быстрее.
Помимо России, заявку на присоединение арктических территорий уже подали Норвегия и Дания, а Канада и США также планируют освоение этой территории, а Дональд Трамп даже предлагал купить у Дании Гренландию, чтобы укрепить позиции США в арктическом регионе. При этом вероятность военного вмешательства минимальна, если все страны будут соблюдать Конвенцию ООН о разделении моря.
На большой участок территории Арктики Россия уже предъявила требования и доказательства принадлежности шельфа к континентальной плите России. Поэтому данная территория в 1,2 млн. кв. км в будущем может закрепиться за Россией. Помимо России крупные участки могут разделить США, Канада, Норвегия и Дания, причем по принципу смежности территорий Арктики к континентальным территориям стран. Вот как это будет выглядеть:
На самые крупные участки претендуют Россия, США и Канада . Однако в результате введения способа раздела по 200-мильной зоне образовались спорные участки. На карте можно заметить, что в зоне Хребта Ломоносова образовалась спорная территория между Данией, Россией и Канадой . Также Канада спорит с Данией по поводу принадлежности острова Ханса.
Спасибо за внимание! Не забывайте подписываться на наш телеграм-канал.
Источник
Ликбез для свидомых. Урегулирование территориального спора с Норвегией
Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией существовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в «серой зоне» была создана Совместная российско-норвежская комиссия.
Разрешение спора долгое время усложняли 3 фактора:
- Полярные позиции сторон. СССР настаивал на проведение границы по линии вдоль побережья архипелага Шпицберген, Норвегия на равноудалённом положении границы от побережий Шпицбергена и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля.
- Шпицбергенский трактат 1920 года. Согласно данному трактату архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но при этом находится под международным контролем. Трактат не только не давал Норвегии исключительных прав на морское пространство вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам-подписантам трактата претендовать на акваторию Баренцева моря.
- Прецедент с морской границей. В 1969 году в своем решении по Северному морю Международный Суд ООН постановил, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон:
. фактор, который должен приниматься во внимание, – элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям. |
Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми. Конфликт обострился в 2000-е годы в связи с обнаружением в Баренцовом море богатых запасов нефти и газа. В 2010 году для решения спора Россия и Норвегия разделили спорную территорию в 175 тысяч километров на две равные части, то есть выбрали компромиссный вариант.
15 сентября 2010 года — подписание договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» между двумя странами. Согласно договору спорная территория была поделена между сторонами поровну, то есть Россия получила 87,5 тыс. км².
Как пояснил премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг на пресс-конференции, Норвегия пошла на заключение этого договора по следующим причинам:
- Надо было урегулировать более 1700 км морской границы — самой протяженной не только в Европе, но и вообще в мире.
- Надо было укрепить сотрудничество РФ и Норвегии в области освоения и развития ресурсов Арктики.
- Данный договор может служить примером урегулирования с использованием норм международного права подобных территориальных споров для других стран, в частности участниками борьбы за Арктику.
Важность вопроса энергетики поднял и Д.Медведев на той же пресс-конференции:
. неурегулированность вопросов о территориальном размежевании, о разграничении морских пространств не давала возможности заниматься крупными энергетическими проектами, а этого нам было недостаточно: мы хотели бы, чтобы такого рода проекты развивались с другой степенью интенсивности. |
О том, как в разграниченной зоне будут впредь осваиваться ресурсы, в частности нефтегазовые, пояснил Столтенберг:
Если, например, Россия найдёт ресурсы на российской стороне, российская сторона может пригласить наши компании участвовать, как это было сделано в области Штокмановского месторождения. Естественно, тут полностью принимает решение Россия, если она хочет пригласить норвежские компании. И Норвегия тоже может пригласить российские компании для того, чтобы участвовать в разработке на норвежской стороне. Это национальные решения. Но существует специальная область для сотрудничества. Это месторождения, которые находятся частично на российской стороне и на норвежской стороне. И там существует специальная система, это описано уже детально в Договоре, который мы сегодня подписали. Там написано, что мы должны делать, как мы должны организовать ситуацию там и использовать эти ресурсы как можно лучше в таких трансграничных месторождениях. |
По его же словам Норвегия уже имеет опыт подобного освоения — на примере месторождений Фригг и Статфьорд, расположенных на границе британского и норвежского секторов Северного Моря.
Подписание соглашения вызвало шквал критики со стороны оппозиционеров — по их мнению, Россия должна была отстаивать свою позицию и игнорировать аргументы Норвегии. В определённой степени данную критику можно понять, ибо Россия, равно как и Норвегия, имела значительный запас юридических аргументов в свою пользу. В целом обе стороны считают договор компромиссным.
Итоги для России:
- 1) Урегулирован большой участок норвежско-российской морской границы (1700 км).
- 2) Помимо своей доли в площади спорного участка, Россия фактически получила область в 1 млн км² вокруг хребта Ломоносова в Арктике в своё полноправное владение. Это была главная стратегическая цель России. Норвегия лишилась оснований мешать России в освоении хребта Ломоносова, так как территориальный спор был урегулирован.
- 3) Был снят мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа, а Россия получила право на разработку месторождений углеводородов на ранее спорной территории.
- 4) Гарантировано отсутствие прав третьих стран на добычу и использование ресурсов на спорной территории, и тот же принцип предполагается распространить на прочие арктические территории.
Источник
Новое в блогах
Ликбез для свидомых. Урегулирование территориального спора с Норвегией
Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией существовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в «серой зоне» была создана Совместная российско-норвежская комиссия.
Разрешение спора долгое время усложняли 3 фактора:
- Полярные позиции сторон. СССР настаивал на проведение границы по линии вдоль побережья архипелага Шпицберген, Норвегия на равноудалённом положении границы от побережий Шпицбергена и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля.
- Шпицбергенский трактат 1920 года. Согласно данному трактату архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но при этом находится под международным контролем. Трактат не только не давал Норвегии исключительных прав на морское пространство вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам-подписантам трактата претендовать на акваторию Баренцева моря.
- Прецедент с морской границей. В 1969 году в своем решении по Северному морю Международный Суд ООН постановил, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон:
. фактор, который должен приниматься во внимание, – элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям. |
Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми. Конфликт обострился в 2000-е годы в связи с обнаружением в Баренцовом море богатых запасов нефти и газа. В 2010 году для решения спора Россия и Норвегия разделили спорную территорию в 175 тысяч километров на две равные части, то есть выбрали компромиссный вариант.
15 сентября 2010 года — подписание договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» между двумя странами. Согласно договору спорная территория была поделена между сторонами поровну, то есть Россия получила 87,5 тыс. км².
Как пояснил премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг на пресс-конференции, Норвегия пошла на заключение этого договора по следующим причинам:
- Надо было урегулировать более 1700 км морской границы — самой протяженной не только в Европе, но и вообще в мире.
- Надо было укрепить сотрудничество РФ и Норвегии в области освоения и развития ресурсов Арктики.
- Данный договор может служить примером урегулирования с использованием норм международного права подобных территориальных споров для других стран, в частности участниками борьбы за Арктику.
Важность вопроса энергетики поднял и Д.Медведев на той же пресс-конференции:
. неурегулированность вопросов о территориальном размежевании, о разграничении морских пространств не давала возможности заниматься крупными энергетическими проектами, а этого нам было недостаточно: мы хотели бы, чтобы такого рода проекты развивались с другой степенью интенсивности. |
О том, как в разграниченной зоне будут впредь осваиваться ресурсы, в частности нефтегазовые, пояснил Столтенберг:
Если, например, Россия найдёт ресурсы на российской стороне, российская сторона может пригласить наши компании участвовать, как это было сделано в области Штокмановского месторождения. Естественно, тут полностью принимает решение Россия, если она хочет пригласить норвежские компании. И Норвегия тоже может пригласить российские компании для того, чтобы участвовать в разработке на норвежской стороне. Это национальные решения. Но существует специальная область для сотрудничества. Это месторождения, которые находятся частично на российской стороне и на норвежской стороне. И там существует специальная система, это описано уже детально в Договоре, который мы сегодня подписали. Там написано, что мы должны делать, как мы должны организовать ситуацию там и использовать эти ресурсы как можно лучше в таких трансграничных месторождениях. |
По его же словам Норвегия уже имеет опыт подобного освоения — на примере месторождений Фригг и Статфьорд, расположенных на границе британского и норвежского секторов Северного Моря.
Подписание соглашения вызвало шквал критики со стороны оппозиционеров — по их мнению, Россия должна была отстаивать свою позицию и игнорировать аргументы Норвегии. В определённой степени данную критику можно понять, ибо Россия, равно как и Норвегия, имела значительный запас юридических аргументов в свою пользу. В целом обе стороны считают договор компромиссным.
Итоги для России:
- 1) Урегулирован большой участок норвежско-российской морской границы (1700 км).
- 2) Помимо своей доли в площади спорного участка, Россия фактически получила область в 1 млн км² вокруг хребта Ломоносова в Арктике в своё полноправное владение. Это была главная стратегическая цель России. Норвегия лишилась оснований мешать России в освоении хребта Ломоносова, так как территориальный спор был урегулирован.
- 3) Был снят мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа, а Россия получила право на разработку месторождений углеводородов на ранее спорной территории.
- 4) Гарантировано отсутствие прав третьих стран на добычу и использование ресурсов на спорной территории, и тот же принцип предполагается распространить на прочие арктические территории.
Источник