Налогообложение сельского хозяйства развитых странах
Студент IV курса экономического факультета специальности «Налоги и налогообложение» Минишев Г.А.
СИНАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РОССИЯ
Международный опыт налогообложения
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) поставит перед агропромышленным комплексом (АПК) задачу обеспечения продовольственной безопасности страны, которая может быть не выполнена. Многие отрасли сельского хозяйства пока не могут полностью удовлетворить потребительский спрос населения. Правительство активно принимает меры по поддержке АПК в виде дотаций, субсидий, льготного кредитования и льготного налогообложения. При этом в более высокой степени налоговых льгот нуждаются относительно мелкие производственные единицы.
Одна из важнейших функций налоговых льгот в сельском хозяйстве заключается в стимулировании развития технического прогресса, ускорении практиче ской реализации технологиче ских новаций, которые, как пра вило, требуют крупных вложений капитала. Чтобы стимулировать инвестирование фермерского ка питала в технологические новше ства, в налоговом законодательстве многих стран предусматриваются специальные льготные условия налогообложения. Сельское хозяйство чувствительно не только к самому уровню налогов, но и их комбинации. Фискальные цели налогообложения в сельском хозяйстве очень сильно зависят от того, применяются ли налоги к товару (ресурсу) с эластичным или неэластичным спросом. Так, земля имеет крайне неэластичный спрос, поэтому рост земельных налогов сопровождается, ростом бюджетных поступлений, а обложение налогом применения минеральных удобрений приведет, скорее всего, к сокращению их применения.
Практически во всех странах подоходный налог (налог с доходов физических лиц) и корпоративный налог (налог на прибыль юридических лиц) относятся к национальным налогам. Прочие налоги могут относиться и к национальному, и к местному уровням: в значительной степени это определяется историческими факторами, традициями конкретной страны, состоянием местных бюджетов и объемом трансфертов, получаемых из центра, правом местных властей на законодательную инициативу. В США и Канаде аналогичные налоги существуют и на региональном и местном уровнях, хотя местные ставки существенно снижены по сравнению с федеральными ставками налогообложения. НДС также является национальным налогом в странах, которые его применяют; в США и Канаде, где аналогом НДС служит налог с продаж, он относится к местным налогам.
Порядок выплаты и ставки подоходного налога в Европе устанавливаются на национальном уровне. Налогооблагаемой базой для уплаты подоходного налога является чистый доход, полученный субъектом налогообложения за определенный период. Налог индексируется, то есть периодически пересматривается налогооблагаемый минимум и максимум, существует необлагаемый налогом минимум, который является вычетом из налогооблагаемой базы, и подлежит индексированию на рост цен.
В ряде стран сельскому хозяйству предоставляются дополнительные льготы по этому налогу. Так, во Франции государство активно использует его для проведения социальной политики. В сельском хозяйстве действует три режима налогообложения в зависимости от уровня дохода сельхозпроизводителей. Суть режимов сводится к предоставлению налоговых льгот мелким производителям с низким уровнем дохода.
В Германии все сельскохозяйственные предприятия также разделены на три категории в зависимости от уровня дохода, но фермеры с низким доходом дополнительно имеют льготы по ведению документации и по расчету коллективного налога.
Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставки подоходного налога, льготный характер налогообложения состоит в том, что основная часть фермеров имеет низкий доход, и уплачивают подоходный налог по минимальной ставке. Однако фермеры в США имеют ряд других льгот по уплате налога: им разрешается уменьшать налогооблагаемую базу на выплаты в социальные фонды, или, например, они имеют возможность платить налог со среднего дохода за три предшествующих года. Дополнительно фермеры в США могут воспользоваться ускоренной амортизацией основных фондов.
В развитых странах налог на прибыль юридических лиц в сельском хозяйстве имеет не такое большое распространение, поскольку в данной области у них преобладает производство на индивидуальной основе. Особенностью некоторых стран является предоставление компенсации убытков полученной от сельскохозяйственной деятельности. Например, в Канаде порядок компенсации убытков связан с общей долей сельскохозяйственной деятельности в общей выручке хозяйствующего субъекта. Данный метод является альтернативой прямого субсидирования с экономией затрат на оказание финансовой помощи со стороны государства.
На развитие производства большое значение имеет ставка налога на добавленную стоимость. Хорошим стимулом развития АПК способствует введение нулевой ставки по НДС на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, что приводит к увеличению рентабельности данного рынка. Зарубежный опыт взимания НДС показывает, что одним из видов стимулирования может помимо установления нулевой ставки на сельскохозяйственную продукцию, так и применение такой же ставки на сырье и материалы, технику и запасные части к ней приобретенные в процессе хозяйственной деятельности
Одним из принципиальных налогов уплачивающим сельскохозяйственными организациями является земельный налог. Данный налог выполняет важные функции: стимулирует эффективное использование земель, выравнивает социально-экономические условия хозяйствования на землях разного качества, пополнение местного бюджета. Как правило, льготы по земельному налогу связаны с природоохранной деятельностью государства. Например, фермеры из Нидерландов, при осуществлении мер по повышению плодородия земель, могут претендовать на существенные налоговые льготы. Интересно налогообложение данного налога в Германии, где стоимость сельскохозяйственных земель оценивается по их так называемой “производственной возможности”. Эта стоимость учитывает чистый доход с земли, качество почв и другие, природные и экономические параметры. В США и Канаде стоимость земли оценивается не по рыночной стоимости, а по стоимости ее реального использования, что приводит к значительному занижению стоимости земли, а следовательно и налогооблагаемой базы.
Таким образом, налоговая политика в сельском хозяйстве развитых стран использует широкий перечень прямых и косвенных налогов. Разнообразие налогов позволяет регулировать различные стороны аграрного производства и сельской жизни. В то же время налоговая система сельского хозяйства имеет гибкие льготы. В основном система льгот проистекает из стремления облегчить ведение учета и снизить налоговое бремя.
Источник
Налогообложение сельского хозяйства развитых странах
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Добро пожаловать!
Глава 8 Налогообложение в сельском хозяйстве
1. Налогообложение сельского хозяйства в развитых странах
1.1. Общие положения
В развитых странах мира сельское хозяйство подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. В то же время традиционно аграрному сектору предоставляются определенные налоговые льготы, а также особый режим налогообложения, связанный со специфическими особенностями производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, преобладанием мелких семейных производителей.
Налоговая политика в сельском хозяйстве нацелена на решение разносторонних проблем и не является, как это иногда представляют, инструментом только субсидирования сектора. С помощью налогов могут стимулироваться или, наоборот, подавляться определенные виды деятельности (например, природоохранные мероприятия часто стимулируются налогами); налоги оказывают воздействие на структуру аграрного сектора (льготные налоги на земельные инвестиции, откорм скота и некоторые другие привели к концентрации сельхозпроизводства и притоку несельскохозяйственного капитала в откорм скота в США в 1970-е гг.). Сельское хозяйство чувствительно не только к самому уровню налогов, но и их комбинации. Фискальные цели налогообложения в сельском хозяйстве очень сильно зависят от того, применяются ли налоги к товару (ресурсу) с эластичным или неэластичным спросом. Так, земля имеет крайне неэластичный спрос, поэтому рост земельных налогов сопровождается, как правило, ростом бюджетных поступлений, а обложение налогом применения минеральных удобрений приведет, скорее всего, к сокращению их применения.
Наконец, налоговая политика в аграрном секторе очень чувствительна к лоббированию. В развитых странах мира аграрные лобби имеют сильное влияние на свои правительства, поэтому налоговые льготы становятся и формой субсидирования аграрного сектора. При этом необходимо учитывать, что налоговые льготы сельскому хозяйству практически не рассматриваются как форма субсидий, искажающие мировую торговлю, и соответственно, исключены из Маракешских и Уругвайских соглашений ГАТТ (ВТО) по сельскому хозяйству.
Во всех странах эволюция системы налогообложения шла по пути упрощения, сокращения числа действующих налогов (их объединения), снижения уровня ставок и расширения налогооблагаемой базы. При этом более высокая степень налоговых льгот сохраняется в странах, где в структуре производства преобладают относительно мелкие производственные единицы. В США, где размеры ферм больше и эффективность производства выше, реформирование налогообложение идет по пути постепенной отмены некоторых льгот.
Помимо бюджетных налогов сельскохозяйственные производители наряду с другими экономическими субъектами платят социальные выплаты. Соотношение между налогами и социальными выплатами существенно различается по странам. Зависит это от государственной политики поддержки населения. Самая высокая доля социальных выплат в общей сумме налоговых платежей сельского хозяйства характерна для Франции (примерно 50% от общего размера выплат). Все страны ОЭСР можно разделить на три группы по структуре налогов. В странах Центральной и Западной Европы (кроме средиземноморских стран) в структуре налогов большее значение имеют косвенные налоги. В средиземноморских странах (Франция, Италия) большее значение имеют социальные выплаты и налоги на потребление. В Северной Америке (в США и Канаде) — подоходный налог и налоги на имущество.
Действующие налоги существенным образом дифференцированы. Налоги должны платить все юридические и физические субъекты налогообложения, но подходы к субъектам налогообложения весьма различаются в зависимости от уровня получаемого дохода, возрастных характеристик, формы организации производства.
Налоги в сельском хозяйстве подразделяются на национальные и местные (региональные, общинные, коммунальные и пр.). При этом если налоги национального уровня в аграрном секторе единообразны, то местные налоги могут существенно различаться и определяются задачами данного региона, его специфическим географическим положением, состоянием местного бюджета. Поступления от национального налога, как правило, распределяется между национальным и местным уровнем, региональный или местный налоги остаются (практически полностью) соответственно в областном и местном бюджетах.
Система налогообложения сельского хозяйства развитых стран складывалась в основном в послевоенный период. В этот момент она принимала во внимание ряд очень важных характеристик отрасли послевоенного периода: довольно высокий удельный вес сектора в ВВП и в структуре занятости страны, необходимость поддержания и выравнивания доходов в сельском хозяйстве с другими отраслями экономики, обеспечение устойчивого снабжения населения продовольствием, преобладание мелких производственных единиц. Начиная с конца 80-хх гг. практически во всех развитых странах прошли налоговые реформы, призванные адаптировать налоговое законодательство к современному уровню экономического развития этих стран. Они затронули и аграрный сектор. Так, в большинстве развитых странах были значительно снижены ставки налогообложения по прямым налогам. Высокие минимальные ставки подоходного налога, особенно в сельском хозяйстве, не стимулировали роста производства, либо поощряли теневой оборот. Снижение налоговых ставок увеличило налогооблагаемую базу и несколько повысило налоговое бремя сельского хозяйства.
Структура налогов, уплачиваемых сельским хозяйством развитых стран, показана в таблице 1.
Практически во всех странах подоходный налог (налог с доходов физических лиц) и корпоративный налог (налог на прибыль юридических лиц) относятся к национальным налогам. Прочие налоги могут относиться и к национальному, и к местному уровням: в значительной степени это определяется историческими факторами, традициями данной конкретной страны, состоянием местных бюджетов и объемом трансфертов, получаемых из центра, правом местных властей на законодательную инициативу. В США и Канаде аналогичные налоги существуют и на региональном и местном уровнях, хотя местные ставки существенно снижены по сравнению с федеральными ставками налогообложения. НДС также является национальным налогом в странах, которые его применяют; в США и Канаде, где аналогом НДС служит налог с продаж, он относится к местным налогам.
Основные виды налогов в сельском хозяйстве некоторых развитых стран
Источник
Налогообложение сельского хозяйства за рубежом
Моисеева Людмила Анатольевна,студент гр.ОО4110, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru
Налогообложение сельского хозяйства за рубежом
Аннотация. В статье изучаются принципы налогообложения сельского хозяйства за рубежом. Рассматриваются виды налогов и льгот, используемых вАПКразвитых стран. Ключевые слова:налоги, налоговая ставка, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, льготы, федеральные налоги, местные налоги.
Налоговое регулирование сельского хозяйства
однаиз самых важныхсфер регулированиягосударства. Без негоаграрный секторне способен выжить по причине сильной зависимости от сезона, высокогорискадеятельности, трудоемкости, спецификиработырынковпродукции аграрного сектора, влияниядеятельности сельского хозяйства на сельскохозяйственныеземли, обеспеченияпродовольственной безопасностистраныи т. д[1,5].Налоговая политика страны
этосистема действийгосударства, которая обеспечиваетинтересы страны при пополнениибюджета. Системы налогообложения развитых стран не содержат налогов, которые предназначены для изъятия из доходовсубъектов агропромышленного комплекса.Система налогообложениясельского хозяйстваза рубежом явление, сложившеесяпод влиянием традицийи опыта предыдущих поколений. Можно выделитьдва способа обложения налогомземель аграрногосектора:1)Прямой земельный налогна участок.2)В составе налога на недвижимость[1].Развитие системы налогообложения всегда шлопо пути упрощения, уменьшения количестваналогов, снижения ставок и увеличенияналогооблагаемой базы. В странах, где мелкихпроизводственныхсельскохозяйственныеединиц большинство, широко применяются налоговыельготы.Кроменалогов сельскохозяйственные производители платят социальные выплаты. Соотношение между ними и налогами зависит это от социальнойполитики государства. Все страны можно группироватьпо структуре налогов. В странах Центральной и Западной Европы в структуре налогов больший весимеют косвенные налоги. В средиземноморских странах доминируютсоциальные выплаты и налоги на потребление. В Северной Америке подоходный налог и налоги на имущество.Налоги в сельском хозяйстве делятся на национальные и местные. Местные отличаются большим разнообразиеми зависят отнаправления развития, целей и задач региона, его особенностямигеографическогоположения, состоянием бюджета.Земельный налог является местным независимо от страны.Доход от налога на землю составляет основную часть налоговых поступлений в местные бюджеты.Такжесуществуют специфические местные налоги.В Германии этопромысловый налог, его платят не фермеры, апредприятия, обслуживающие их. Так же является местным и налог на доходы в Италии, или налог на профессию во Франции[2].Методы исчисления земельного налога в разных странах разные,нов общемиспользуется кадастровый метод. Разницу между рыночной и кадастровой стоимостью земли можно рассматриватькак своеобразную льготу.Во всех развитых странах ставки налога на землюнизкие (не выше1% от стоимости земли), изависят от многих факторов.Подоходный налог. Поступления от уплаты подоходного налога распределяются между национальным бюджетом, региональными и местными бюджетами. Налогооблагаемой базой для уплаты подоходного налога является чистый доход за определенный период[1,3].Внекоторых странах в сельском хозяйстве существуют льготы по подоходному налогу. Во Франции, к примеру,в сельском хозяйстве действует три режима налогообложения в зависимости от уровня дохода сельхозпроизводителей.Следующаяспецификаэтогоналогаво Франции возможность платить его с учетом усредненного значениячистой прибылиза три года.В Германии так же существует дифференциациясельскохозяйственныхединиц по уровнямдохода,и фермеры с низким доходом имеютправо нальготы, в то времякак фермеры с высоким уровнем дохода платят налоги по нормальным ставкам (без льгот).Кроме того, в Германии предусмотрены определенные вычеты из налогооблагаемого дохода в сельском хозяйстве. Еще однальгота
льготноеналогообложение совместного дохода (к примеру,налог начисляется с половины общего доходасупруговза год).В Италии воснову исчисления подоходного налога положена кадастровая оценка. В Великобритании ставка подоходного налога в сельском хозяйстве такая же, что и вне сельского хозяйства. Фермеры не имеют льгот по его уплате.В США, в отличие от других стран, подоходный налог является и местным, и штатным.В налогооблагаемый доход в сельском хозяйстве входят все виды доходов, получаемые фермерами в процессе своей деятельности, в том числе и натуральный доход, полученный с бартерных сделокс товарами в натуральной форме. Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставкиуплатыподоходного налога. Послабление налогообложения их хозяйств состоит втом, что большая часть фермеров уплачивают его по минимальной ставке.Налоговое законодательство разрешает это для фермеров с низким уровнем доходов.Местные фермеры также имеют право по своему желанию уплачивать налог с усредненного уровня прибыли за тригода.Корпоративный налог (налог на доходы юридических лиц) неимеет большого распространенияв странах ЕС и США, так как большаячасть сельскохозяйственных предприятий в развитых странах осуществляет производство на индивидуальной основе (семейная ферма). Объект налогообложения чистый доход. Льготы по уплате корпоративного налога предоставляютсятолько фермерскимкооперативам.Кроме налогов,сельскохозяйственные производители уплачивают социальные выплаты. Такая системадаёт им право пользоваться государственной системой социального страхования (на случай болезней, инвалидности, достижения пенсионного возраста и пр.)Фермеры уплачивают социальные налоги из дохода, наемные рабочие из заработной платы.В Италии фермеры в обязательном порядке должны осуществлять социальные выплаты в фонд страхования по инвалидности и в фонд страхования по болезням. Выплаты в страховой фонд осуществляют также и наемные рабочие. Социальные платежи не являются обязательными для сельскохозяйственных предпринимателейв Италии.ВГерманиифермеры не имеют льготпо социальнымплатежам. В ЕСбольшую часть выплатна социальное страхование осуществляетработодатель, а вСША и Великобритании эти расходы между работодателем и работникамиделятся пополам, взимаютсяот дохода и фонда заработной платы. Кроме того, налог взимается только от частифонда заработной платы, что еще больше облегчает выплаты.Местные налоги.Виды местных налогов, их ставки и порядки взимания различаются не только от стран, но и могут быть различны в пределах одной страны. Один из местных прямых налогов, который уплачивается сельским хозяйством,
налог на владение транспортными средствами. В Германии егоуплачивают владельцыиндивидуального транспортаисобственники мобильной сельскохозяйственной техники. Базадляналогообложения балансовая стоимостьиспользуемойсельскохозяйственной техники. Специфическим местным налогом в Германии выступаетпромысловый налог, складывающийся из налога на капитал и налога на доход. Им облагаетсядеятельность по обслуживанию производствав сельском хозяйстве.В местные бюджеты идет более 80% от промысловогоналога.В Италии в качестве специфическогоместногоналогавыступает местный налог на доходы. Такжесельские производители уплачивают местный налоги на наследование и дарение, коммунальный налог на продажу и регистрацию недвижимости, местный налог на рекламу и пр. Местный налог на доходы распределяется между областным, провинциальным и местными бюджетами. Местный налог на доходы взимаетсясо всех доходов, которые получаютсяв сельском хозяйстве и оннезависит ниот юридической формы производителя, ниотвидаегоосновной деятельности.В США в отдельныхштатахвзимается местный подоходный налог, анекоторые штаты егоне взимают.Косвенные налоги.Основным косвенным налогом, применяемым в ЕС, является налог на добавленную стоимость, введенныйв начале 70х гг. Ранее вместо негодействовалналог с оборота. Льготная системавзимания НДС в сельском хозяйстве предполагаетследующие послабляющие мероприятия:1.специальный льготный режим для мелких ферм (Франция, Италия);2.более низкую ставку НДС, либо освобождение некоторыхтоваров от НДС;3.начисление НДС с суммы оборота за год(ЕС);4.введение таких ставок, при которых уплаченная суммапокрывается суммой начисленного налога.В общемв странахЕС используются две ставки НДС при продаже сельскохозяйственной продукции: нормальная и с общего оборота. Нормальная ставка применяется длякрупныххозяйств, которые ведут бухгалтерию в полном объеме. Ставка для налога с общего оборота применяется длямелких и средних хозяйств, ведущихпростую бухгалтерию.В США нет налога на добавленную стоимость, вместо него действует налог с продаж[4]. Кроме того, в отличие от европейских стран это налог уровня штатов, и он обеспечивает около 30% поступлений в бюджеты штатов. Объектом налогообложения является валовая выручка с продаж на каждой стадии обращения товара. Ставка налога разная и зависит от штата.Ее размер колеблется от 3% до 7,5% к розничной цене. Налог уплачивается при розничной реализации сельскохозяйственных товаров и продуктов. Льготы выражаются в том, что налог не взимается при покупке производителем сырья и производственного оборудования[1,5].Таким образом, развитыестраны при осуществлении налогового регулированиясельскогохозяйстваиспользуют все возможные видыпрямых и косвенных налогов. Такое множествоналогов позволяет регулировать самые разные аспектысельскохозяйственного производства.В то же время налоговая система позволяет использовать широкий ряд налоговых льгот. Льготы применяются для снижения налогового бремени для мелких производителей и облегчения учета. Крупные производители в сельском хозяйстве обычно подлежат налогообложению без льгот.В странах ЕС, США государства стремятся облегчить учет и сделать налоговое бремя для сельского хозяйства легчеи проще для исполнения,отрегулировать внутренний и внешний рынки сбыта своей продукции,так как эта отрасль ставится в один ряд по значению в экономике с другими отраслями ввиду перечисленных в начале статьи условий. Развитиеналоговогорегулированияв сельском хозяйстверазвитых стран показываетвсе продолжающеесяупрощениеставок, порядка уплаты, исчисления налоговой в сравнениис другими секторами экономики.Итогом этих мер является эффективное решение двух задач: стимулирование и развитие собственного сельскохозяйственного производства и повышение бюджетной эффективности экономики. Такой опыт может быть полезендля России при повышении эффективности налогового регулирования сельского хозяйства.При этом государству стоит также учесть и собственный опыт в данной области, творчески его переосмыслить и создать собственную новую систему налогообложения.