Налоговая система стран азии

Модели налогообложения в странах Юго-Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

При схожести общих принципов налогообложения и структуры налоговых систем этих двух быстроразвивающихся государств региона, из которых одно – Сингапур – относится к первому поколению «азиатских тигров», а второе — Таиланд – к их второму поколению, каждая из налоговых систем имеет свою специфику, обусловленную политическими и социально-экономическими факторами. В прошлом налоговая система Сингапура формировалась под воздействием налогового законодательства и налоговой практики Великобритании, чьей колонией страна была в течение длительного периода

Работа содержит 1 файл

Налогообложение.doc

МОДЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

(на примере Сингапура и Таиланда)

При схожести общих принципов налогообложения и структуры налоговых систем этих двух быстроразвивающихся государств региона, из которых одно – Сингапур – относится к первому поколению «азиатских тигров», а второе — Таиланд – к их второму поколению, каждая из налоговых систем имеет свою специфику, обусловленную политическими и социально-экономическими факторами. В прошлом налоговая система Сингапура формировалась под воздействием налогового законодательства и налоговой практики Великобритании, чьей колонией страна была в течение длительного периода. Сказывались также структура и открытость экономики, что определяло с самого начала определенный уровень либерализма налогообложения. В королевстве Таиланд налоговая система складывалась в условиях независимости, более низкого уровня социально-экономического развития и более закрытого характера экономики, и поэтому ей свойственна большая инерционность.

Законодательной основой налогообложения в Сингапуре являются Закон о подоходном налоге, Закон о стимулах для расширения экономической деятельности (освобождение от подоходного налога), Закон о налоге на собственность, Закон о налоге на товары и услуги, Закон о налоге на наследство, Закон о гербовых сборах, Закон о частных лотереях, Закон о налогах на азартные игры и тотализаторы. В Таиланде главным законом, определяющим налоговый режим, является Налоговый кодекс. Его дополняют Закон о налоге на доход от операций с нефтью, Закон о таможенных пошлинах, Закон об акцизах, Закон о местном налоге на развитие и Закон о налоге на дома и землю.

Читайте также:  Страной первого эшелона развития экономики была

В Сингапуре к прямым налогам относятся налог на доход физических лиц, или индивидуальный подоходный налог (individual income tax), налог на доход юридических лиц, т.е. на прибыли (доход) компаний, или корпоративный налог (его называют в нашей экономической литературе также и корпорационным налогом) (corporate income tax), налоги у источника (withholding taxes), поимущественный налог (property tax). В Таиланде к прямым налогам, помимо указанных, относится также налог на доходы от операций с нефтью (petroleum income tax).

Подоходное налогообложение физических лиц

(индивидуальный подоходный налог)

С точки зрения подоходного налогообложения большое значение имеет статус физического или юридического лица.

В Сингапуре подоходное налогообложение физических лиц основывается на территориальном принципе. Физическое лицо определяют в качестве налогоплательщика исходя из принципа резидентства, и все налогоплательщики разделены на три категории: налоговый резидент, налоговый нерезидент и необычный налоговый резидент (not ordinarily resident – NOR).

Физическое лицо считается резидентом, если постоянно проживает в Сингапуре и лишь временно выезжает из страны либо оно физически пребывает и работает в Сингапуре (за исключением директоров компаний) не менее 183 дней в календарном году, предшествующему году налогообложения 1 . Если физическое лицо живет и работает в Сингапуре в течение трех последовательных лет, оно также считается налоговым резидентом в течение этих трех лет, если даже количество дней, проведенных в стране в первый и третий годы, меньше 183 дней. В настоящее время налоговый резидент уплачивает налог только с дохода, извлеченного из источников в Сингапуре. Он имеет право на персональные скидки, вычитаемые из валового дохода.

Физическое лицо считается налоговым нерезидентом, если проживает в Сингапуре менее 183 дней в календарном году. Оно уплачивает налог только с дохода, извлеченного из источников в Сингапуре, освобождается от налога на доход, перечисленный в Сингапур из-за рубежа, и не имеет права на персональные налоговые скидки 2 .

Сумма подоходного налога определяется пропорционально числу дней его пребывания в Сингапуре в календарном году и только с той части дохода, которую он заработал в Сингапуре. Необычный резидент пользуется льготным налоговым режимом в течение пяти лет и не платит налог на доход, полученный до прибытия в Сингапур 3 . По мнению официальных лиц, введение нового налогового статуса должно способствовать притоку в страну высококвалифицированных профессионалов и талантливых людей.

Налогооблагаемая сумма доходов физических лиц-резидентов исчисляется путем уменьшения валового дохода за счет вычетов и персональных скидок. Налоговым законодательством разрешены производственные и непроизводственные вычеты. Производственные вычеты имеют право производить лица, занимающиеся предпринимательством и профессиональной деятельностью. Из валового дохода они вычитают все связанные с получением дохода расходы, включая затраты на износ капитальных активов (за исключением земли и непромышленных сооружений).

Налоговые ставки подоходного налога с физических лиц социально направленные и очень подвижные. Начиная со второй половины 80-х гг. XX в. они постоянно изменялись по двум направлениям – сокращение числа ступеней и понижение номинальных ставок. При такой динамике выигрыш получили и лица с низкими доходами, и лица с очень высокими доходами. Первые – потому, что при большом числе ступеней больше улавливаются низкие доходы.

Налоговые нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных в Сингапуре, по фиксированной ставке 15% валового дохода или по прогрессивной шкале ставок, применяемой для резидентов,- в зависимости от того, какой налог выше. На таких же условиях взимается налог с доходов лиц, проживающих в Сингапуре более 60 дней, но менее 183 дней в календарном году и получающих доход из источников в Сингапуре. Лица, проживающие в Сингапуре не более 60 дней, освобождаются от уплаты подоходного налога. Директора компаний и профессионалы, оказывающие консультационные услуги, выплачивают налог по фиксированной ставке 20%.

В целом налогообложение доходов физических лиц в Сингапуре более прогрессивное и более социально направленное, чем во многих других странах мира. Это проявляется, в частности, в том, что общая налоговая нагрузка у лиц с очень высокими доходами почти в 15 раз больше, чем у лиц с низкими доходами, тогда как в большинстве европейских стран и в США эта разница не превышает двух раз 10 .

В Таиланде Налоговый кодекс разделяет плательщиков индивидуального подоходного налога (personal income tax) на пять категорий:

  1. физические лица
  2. простые (незарегистрированные, неюридические) товарищества
  3. неюридические объединения частных лиц
  4. лица, умершие в течение налогового года
  5. лица с неразделенным имуществом

Налоговый кодекс в понятие «доход» включает зарплату, премии (бонусы), денежные пособия, пенсии, денежный эквивалент предоставляемых натуральных льгот, уплату работодателем подоходного налога за работника и любые другие денежные выплаты 11 . База налогообложения определяется путем уменьшения валового дохода за счет различного рода вычетов и налоговых скидок.

Либерализация подоходного налогообложения физических лиц в последнее десятилетие идет двумя путями: введение и увеличение необлагаемого минимума и изменение промежуточных ставок для лиц со средними и высокими доходами

Так же, как и в Сингапуре, проведенные налоговые мероприятия способствуют снижению нагрузки на лиц с невысокими доходами, хотя, в отличие от Сингапура, в Таиланде инфляция снижает эффект таких мер.

Налогообложение доходов (прибылей) юридических лиц

(корпоративный подоходный налог)

Как в отношении налогообложения доходов физических лиц, при обложении налогом прибылей юридических лиц учитывается резидентство.

В Сингапуре оно определяется местом, где компания зарегистрирована как юридическое лицо и где организовано управление ею и осуществляется контроль за ее деятельностью. Обычно это – место, где собирается совет директоров, контролирующий де-факто работу компании. Местные компании и дочерние предприятия иностранных компаний, зарегистрированные по сингапурским законам, считаются резидентами, а филиалы иностранных компаний – нерезидентами.

Налогооблагаемый доход – это валовая прибыль минус производственные и непроизводственные вычеты. По налоговому законодательству компании разрешается вычитать:

  1. амортизационные начисления на капиталовложения в производственные здания, машины и оборудование
  2. повышенные амортизационные налоговые скидки (сроком на три года) на расходы, связанные с приобретением машины и оборудования всех видов, кроме автомашин, мотоциклов и легких грузовиков
  3. 100%-ные (в течение года) амортизационные скидки на капиталовложения в компьютеры, роботы, запасные генераторы, энергосберегающее оборудование, аппаратуру для контроля над загрязнением окружающей среды, автоматическое оборудование, автомашины на дизельном топливе
  4. чистые производственные убытки
  5. выплаты нерезидентам, включая иностранные дочерние предприятия, в форме процентов, роялти и ренты за аренду движимой собственности
  6. медицинские расходы.
  7. налог на товары и услуги (при определенных обстоятельствах)
  8. налог на иностранных рабочих
  9. налог на собственность 14 .

В Сингапуре нет специального налога на прибыль от прироста капитала при его реализации. Такая прибыль облагается обычным корпоративным налогом.

Налоговая система Сингапура нацелена на поддержание высоких темпов экономического развития, и одним из инструментов стимулирования производственной деятельности частного капитала служат налоги, и в частности, корпоративный налог, который имеет не столько фискальное, сколько регулирующее значение как стимулятор расширения предпринимательской деятельности. В последние два десятилетия правительство регулярно понижает ставки корпоративного налога, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в стране и сохранить международную конкурентоспособность налоговой системы при привлечении иностранных инвестиций. Ставка корпоративного налога в Сингапуре единая для всех компаний – и резидентских, и нерезидентских. Она фиксированная и поддерживается на уровне, гораздо более низком, чем во многих странах.

Либеральный характер налоговой системы Сингапура более всего проявляется в системе налоговых льгот, которые получает корпоративный сектор.

В Таиланде обложению корпоративным налогом подлежат частные и публичные компании с ограниченной ответственностью, созданные на основе тайских и иностранных законов, товарищества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные простые товарищества, а также совместные венчурные компании, ассоциации и фонды.

С какого дохода взимается налог, зависит от того, является ли компания резидентской или нерезидентской. Компания, зарегистрированная как юридическое лицо на основе тайского законодательства, является резидентской и уплачивает налог с чистой прибыли, полученной как внутри страны, так и за рубежом. Иностранная компания, зарегистрированная на основе законов другой страны, считается резидентской, если имеет в Таиланде главный офис, филиал или другую форму бизнеса или имеет служащих по найму, агентов либо представителей. Место управления компанией и контроля над ее деятельностью, в отличие от Сингапура, значения не имеет. Такие компании уплачивают корпоративный налог только с чистой прибыли, извлеченной из источников в Таиланде либо полученной в связи с бизнесом в Таиланде. Однако для иностранных компаний, занимающихся международными перевозками, базой налогообложения считается не чистый, а валовый доход. Иностранные компании, вывозящие свои прибыли из Таиланда, также уплачивают налог с валовой суммы перевода. Иностранные компании, не ведущие бизнес в Таиланде, но извлекающие определенные виды дохода (вознаграждение за услуги, в том числе профессиональные, проценты, дивиденды, рента) из источников в Таиланде, уплачивают налог с валовой суммы; он взимается в форме налога у источника путем вычета по установленной законом ставке.

Налог взимается с чистого дохода, который равен валовому доходу за вычетом всех расходов, разрешенных Налоговым кодексом. В том числе:

  1. ординарные и необходимые производственные расходы, которые обычно разрешаются в установленных размерах
  2. проценты по кредитам
  3. все налоги, кроме корпоративного налога и налога на добавленную стоимость (НДС)
  4. чистые производственные убытки (разрешается переносить их вперед и вычитать из прибылей в течение 5 последующих лет)
  5. амортизационные начисления
  6. расходы на благотворительность, но не более 2% чистого налогооблагаемого дохода
  7. безнадежные долги
  8. взносы в резервный фонд
  9. представительские расходы – до 0,3% валовой прибыли, но не более 10 млн. бат
  10. выплаты филиалам иностранных компаний в форме роялти, плата за управленческие услуги, проценты, при условии, что эти услуги используются только в целях получения прибыли или для бизнеса в Таиланде 21 .

Источник

Особенности налоговых систем развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки

Налоговая система в развивающихся странах Азии и Африки начала складываться в условиях колониализма. Первые нормативные акты по установлению налогов принимались непосредственно либо колониальными властями, либо законодательными органами метрополий. В колониях Британской империи, которых в Африке и в Азии было много, налоги вводились специальными ордонансами.

Первые такие налоги были установлены на рубеже XIX-XX веков: британские колониальные власти в 1896 году ввели налог на жилище в Сьерра-Леоне, в 1901 году — в Кении. Налог взимался с каждого жилища местного жителя в твёрдой сумме, вначале она составляла 2 рупии, а к 1920 году уже была увеличена до 10 рупий. В последующем в таком же порядке был введён подушный налог. Данные налоги выполняли не столько фискальную, сколько важную социальную роль. Налоги выступали средством привлечения африканского населения к работам на плантациях колонизаторов. Чтобы уплатить налоги, африканцы должны были наниматься на работу за заработную плату, труд за деньги стал с их стороны необходимостью. Эти налоги были прямыми реальными и имели простую форму исчисления по твёрдым ставкам.

В дальнейшем метрополии вводили в своих колониях и более современные — прямые личные налоги, главным образом подоходный налог. Так, в Нигерии первый Закон «О подоходном налоге» был принят в 1940 году. Затем ещё при колониальном режиме был принят декрет о двойном налогообложении 1958 года, декрет о местном подоходном налоге 1959 года. Тем самым в этой стране была заложена английская система налогообложения.

Налоговое законодательство относится к компетенции высших органов государственной власти — это положение закреплено почти во всех конституциях освободившихся стран. Например, в ст. 71 Конституции Республики Йемен записано, что Верховный Народный Совет законодательным путём регулирует «. установление общегосударственных налогов». Конституция Индии в ст. 265 закрепляет: «Налоги устанавливаются только на основании закона. Ни один налог не устанавливается и не взимается иначе, как в силу закона». Так как в этой стране действует сложная система налогов, то конституция конкретизирует право установления налогов, которое осуществляется как Союзом, так и штатами. К исключительной компетенции Союза относится установление налогов на доходы, на корпорации, капиталы компаний, операции на фондовых и товарных биржах; сборы с наследуемого имущества, с недвижимости, таможенные сборы; налоги на плату за проезд и перевозку грузов по железной дороге, транспортные налоги, налоги на продажу и покупку газет. Тут же определена компетенция законодательных органов штатов. Они устанавливают следующие налоги и сборы: налоги с с/х доходов, налоги на земли и здания, налоги на право разработки полезных ископаемых, налоги на животных, налоги на профессии, на ремёсла, промысел и работу по найму. Во франкоязычных странах Африки обычно действуют налоговые кодексы, регулирующие либо группу налогов, либо все налоги. Так, налоговое законодательство Алжира состоит из кодексов, объединяющих однородную группу налогов, принятых в 1976 году: Кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, Кодекс платежей на товарооборот, Кодекс регистрационных сборов, Кодекс гербовых сборов. К указанным кодексам имеются поправки и дополнения. Источниками налогового законодательства являются также финансовые законы Алжира, которыми утверждается бюджет страны на каждый год.

В Республике Мали действует Общий налоговый кодекс 1986 года, включающий в себя все налогово-правовые нормы, как материальные, так и процессуальные. Он состоит из четырёх частей: прямые налоги, косвенные налоги, регистрационные сборы и гербовые сборы. Всего 988 статей.

Налоги освободившихся стран можно подразделить по различным основаниям. Главными из них является деление налогов на прямые и косвенные, на государственные и местные.

Прямыми называются те налоги, при уплате которых налогоплательщик непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами государства, между ними нет посредников. К косвенным налогам относятся такие, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта: два плательщика — фактический и юридический — и орган государства.

Фактическим плательщиком выступает покупатель, юридическим — производитель или продавец товара, который в финансовых органах зарегистрирован в качестве плательщика налога. Таким образом, уплата налога производится косвенно через цену товара.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагается имущество по внешним признакам, то есть по факту наличия, независимо от его стоимости. К реальным налогам, действующим в развивающихся странах, относятся поземельный, подомовый, промысловый и налог на ценные бумаги. Последний, впрочем, пока не играет важной роли в силу слабой развитости кредитно-денежных отношений. Зато поземельный налог взимается во всех без исключения освободившихся странах.

К личным налогам относятся такие, плательщиками которых являются физические и юридические лица. Личные налоги делятся на: подоходный, поимущественный, налог с наследств и дарений, подушный налог. Все они также действуют в развивающихся странах.

Одной из важнейших особенностей налоговой системы освободившихся стран Азии и Африки является преобладание косвенных налогов, которые получатель уплачивает в виде повышенной цены товара. Косвенным налогами облагаются зрелищные, транспортные услуги, сфера бытового обслуживания. К косвенным налогам относятся акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины. Они составляют значительный удельный вес в доходах бюджета. Косвенное обложение в некоторых странах достигает 60-70% всех налоговых поступлений. Рекорд принадлежит Индии, где косвенные налоги дают 83% прироста общей суммы доходов.

В налоговой системе развивающихся стран имеются также местные налоги, которые уплачиваются гражданами и юридическими лицами и поступают в местные бюджеты. Эти налоги крайне разнообразны. К ним относятся подушный, поимущественный, земельный, промысловый, а также косвенные налоги на товары и услуги.

В Индии местные налоги подразделяются на обязательные и факультативные, последние устанавливаются по усмотрению местных органов. К обязательным относятся налоги на жилище, на профессии, на транспорт, на обрабатываемую землю. К факультативным относятся налоги на скот, воду, торговлю, освещение, плата за пользование каналами и другие. Такое деление можно считать условным, так как каждый штат с учётом социально-экономических факторов теперь сам устанавливает, какие налоги считать обязательными, а какие — факультативными.

Богатая практика местного налогообложения сложилась в странах Латинской Америки, где развито муниципальное управление. При этой системе муниципалитеты, обладая местной автономией или самоуправлением, как определяет Конституция Мексики, «самостоятельно распоряжаются своими доходами, полученными от принадлежащего им имущества, а также от налогов и их поступлений, которые устанавливаются законодательными органами в пользу муниципалитетов». Косвенные налоги поступают в бюджет также в виде импортных и экспортных пошлин, твёрдого налога на импорт, налогов на потребительские товары национального производства. В то же время в некоторых странах Латинской Америки как положительный фактор отмечается, что в косвенном налогообложении возрастает роль акцизов. Так, в Аргентине, Бразилии и Мексике они в среднем составляют 25% всех налоговых поступлений.

В прямом налогообложении освободившихся стран самым значительным и наиболее распространённым выступает подоходный налог, он взимается как с граждан, так и с компаний. В разных странах он имеет различные наименования: налог на торгово-промышленную прибыль, налог на заработную плату, налог с компаний и так далее. В каждой стране по этому налогу принимается множество поправок и изменений, неоднократно трансформируются условия действия данного налога, но основные признаки его остаются неизменными. В налоговой практике действуют две системы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Различие этих систем сводится к следующему. При шедулярной системе все доходы в зависимости от источников подразделяются на части (шедулы), при этом каждый вид дохода облагается отдельно по своим ставкам. При глобальной системе налог исчисляется и взимается со всей совокупности доходов, независимо от их источника.

При шедулярной системе различные виды доходов могут облагаться единым подоходным налогом или несколькими самостоятельными. В первом случае будет действовать единый закон о подоходном налоге, во втором несколько законов по подоходному обложению. Таким образом, при шедулярной системе плательщик фактически может уплачивать несколько подоходных налогов в зависимости от разнообразия его доходов. Эта система проста по учёту доходов и исчислению с них налогов, а, значит, более доступна налогоплательщику; она выражает сущность теории социальной справедливости в налогообложении, так как каждый вид дохода облагается дифференцировано. Но в то же время шедулярная система требует более многочисленного налогового аппарата без высокой квалификации.

Глобальная система налогообложения рассчитана на более квалифицированный аппарат, так как при данном исчислении налогов производится много подсчётов, что требует привлечения большого числа компьютерной техники, но зато при этой системе происходит обезличивание источников доходов налогоплательщиков.

Развивающиеся страны в большинстве своём применяют шедулярную систему как более целесообразную в их условиях. Так, в законе о подоходном налоге Непала, принятом в 1963 году перечисляются следующие источники доходов: 1) торговля; 2) заработная плата; 3) профессиональная деятельность; 4) денежная или реальная инвестиция; 5) земледелие; 6) аренда домов и земли; 7) страховая деятельность; 8) посредничество как профессия; 9) другие.

По каждой шедуле даётся подробное объяснение. Перечисленные шедулы являются типичными и для других стран. В некоторых государствах применяется смешанная система, когда отдельные виды доходов облагаются самостоятельно, а некоторые из них объединяются в общую группу. В этом случае налогоплательщиком обязательно составляется декларация.

В Алжире подоходный налог выступает в виде налога с заработной платы и дополнительного налога на доход в целом. Первый уплачивается только гражданами, второй — физическими и юридическими лицами. Плательщиками подоходного налога в Египте являются лица, получающие доходы на территории данной страны, независимо от места постоянного проживания. Ставка налога зависит от размеров дохода, семейного положения плательщика (холост, вдовец или женат) и количества иждивенцев.

Плательщиками подоходного налога в Афганистане являются торговцы, кустари, ремесленники, частные предприниматели. С купцов взимается налог по ставкам в размере от 4 до 60% в зависимости от размера их дохода и вида деятельности.

Фискальное значение подоходного налога с граждан в развивающихся странах невелико, удельный вес его в бюджете незначителен. Например, все прямые налоги в бюджете Афганистана составили в 1984/85 финансовом году 11,9% от внутренних доходов. Главная причина — низкий уровень доходов подавляющего большинства населения. К тому же в развивающихся странах достаточно высок необлагаемый минимум. Он исключает из налогообложения не только трудовые слои населения с низкими доходами, но даже и средние слои общества.

Примером такого положения может служить подоходный налог Индии, принятый в 1961 году. Он является единым налогом для граждан и юридических лиц. Исчисляется по шедулярной системе, всего шедул в налоге — 11. Его объекты обложения подразделяются на заработанные доходы (заработная плата, доходы от предпринимательской и иной профессиональной деятельности) и незаработанные (доходы от ценных бумаг) . Этот налог не охватывает большинства рабочих и служащих, его плательщиками являются менее 3% населения. Заработная плата рабочих и служащих колеблется от 150 до 4000 рупий, в то время, как необлагаемый минимум в Индии достаточно высок и составляет 10 000 рупий. Любой доход ниже этой суммы не подлежит налогообложению. Доходы свыше 25 тысяч рупий облагаются по ставке в 30%. Максимальная ставка в 66% применяется к доходам свыше 100 тысяч рупий. Практически это означает, что плательщиками подоходного налога в Индии являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Действующим законодательством предусматривается довольно широкий перечень доходов, исключённых из обложения этим налогом. К ним относятся доходы от с/х производства, лотерейные выигрыши не свыше 1000 рупий, проценты с вкладов в сберегательных кассах, пенсии, стипендии, выходные и другие пособия. По льготным ставкам облагаются доходы населения из районов, относящихся к бедным.

Налоги с капиталов не имеют широкого применения в развивающихся странах в силу всеобщей экономической отсталости и недостаточного развития кредитно-банковской системы.

Подушный налог действует в некоторых освободившихся странах, главным образом африканских и арабских. Этим налогом облагается «душа», то есть физическое лицо, независимо от его дохода или имущества. В условиях колониализма данный налог вынуждал африканцев трудиться в качестве наёмной рабочей силы. В настоящее время социально-экономическое значение подушного налога изменилось. Его фискальное значение теперь невелико, он больше выполняет функции административного характера, позволяет учитывать население в городах и других местностях, а также его передвижение. Лицу, уплатившему подушный налог, вручается налоговое свидетельство, дающее ему право на включение в реестр избирателей, пользование медицинскими учреждениями, его дети получают возможность учиться в местных школах. Плательщиками подушного налога являются, как правило, только мужчины. Исчисляется он по твёрдым ставкам из годового расчёта для работающих и безработных отдельно, взимается он местной полицией и поступает в местный бюджет.

В мусульманских странах в соответствии с законами шариата действует сложная система исламских налогов, которые можно охарактеризовать как религиозные, взимающиеся в целях обеспечения нужд мусульманской общины, оказания помощи бедным, ведения религиозных войн и т.д.

лее. Среди исламских налогов значительное место занимает налог с собственности, он берётся в натуральной и денежной форме с семи видов собственности и прибыли: 1) заработной платы; 2) рудников; 3) вкладов; 4) имущества, приобретённого законным путём; 5) драгоценностей, добытых со дна моря; 6) военных трофеев; 7) земли, купленной у мусульманина.

Особое место в системе исламских налогов занимает закят, плательщиками которого являются только мусульмане. Уплачивается этот налог согласно нормам мусульманского права один раз в году по лунному календарю в строго установленный день во время мусульманского праздника рамадана. Закят имеет целевое назначение, он используется для передачи бедным мусульманам, нищим и сборщикам закята. В ряде стран он стал практически обычным государственным налогом, уплачиваемым главой семьи (Пакистан, Бангладеш) . Он взимается лишь с имущих мусульман, владельцев скота, драгоценностей, имеющих торговую прибыль, и уплачивается из расчёта 2,5% от годового дохода.

В Саудовской Аравии объектом обложения закятом является капитал, не вложенный в производство, чистый доход и замороженные источники. Если мусульманин скончался, не выплатив закята, то прежде всего из его средств платится налог, а затем уже выполняются все другие обязательства.

В налоговом законодательстве развивающихся государств обязательно рассматривается вопрос о гражданстве плательщика. Обычно таким плательщиком выступает как гражданин своей страны, так и всякое другое лицо, проживающее постоянно или временно в этом государстве и осуществляющее разрешённую законом деятельность. Вместе с тем имеются некоторые различия. Например, в Алжире субъектами налогообложения являются иностранцы, прожившие в этой стране не менее пяти лет. В Нигерии субъектом налогообложения иностранец становится, лишь осуществляя торговую, производственную и иную профессиональную деятельность или работая по найму. В Индии иностранцы облагаются подоходным налогом при условии, если они прожили в этой стране более 180 дней и имеют самостоятельные источники дохода.

Большое внимание в налоговом законодательстве развивающихся государств уделяется регулированию налогов с частных национальных и иностранных компаний. В этом случае решается задача не только создания доходной базы государства, но и одновременно принимаются меры стимулирования экономического развития страны.

В налоговом законодательстве Нигерии введено понятие «компания-пионер». Данный статус распространяется только на национальные частные компании, которые с целью развития отечественного производства наделяются рядом преимуществ и льгот. Пионерные компании действуют только в стимулирующих отраслях производства и выпускают товары, ранее не производившиеся в Нигерии. Они полностью освобождаются от уплаты налогов на один-два года. Эта льгота применяется с учётом сферы использования производимых товаров, масштабов их производства и степени развития компании. Кроме того, пионерные компании должны использовать в процессе производства местное сырьё и производить обучение национальных кадров в соответствующей отрасли производства. Также освобождаются от уплаты налогов с полученных дивидендов акционеры пионерных компаний.

Стимулирование развития национальной экономики осуществляется также путём полного или частичного освобождения от уплаты налогов в течение первых шести лет деятельности малых предприятий с небольшим капиталом. В зависимости от сферы и условий деятельности не облагаются налогом на прибыль от 33,3 до 100% доходов этих предприятий. Доля дохода, подлежащая освобождению, непостоянна, она, как правило, меняется каждый год. Это обстоятельство делает нигерийское налоговое законодательство мобильным, механизм его исполнения должен быть достаточно чётким, чтобы учитывать все изменения.

Освобождение от налогообложения использовалось в Нигерии также как средство активизации жилищного строительства в городах. Доходы от домов, построенных частными застройщиками за счёт собственных средств по типовым проектам, по разрешению Министерства финансов освобождаются от подоходного налога с прибыли от эксплуатации жилищного фонда.

Налогообложение иностранных компаний в большинстве развивающихся стран регулируется теми же законодательными актами, что и налогообложение национальных компаний. В то же время применяемые налоговые нормы различаются в зависимости от того, является иностранное юридическое лицо резидентом или нерезидентом данного государства. В качестве резидентов на них полностью распространяется налоговое законодательство принимающей страны. Как нерезиденты они облагаются местными налогами.

Так, налог с корпораций в Кении взимается по ставке 45% с резидентов, а с нерезидентов — 52,5%, в Аргентине — 33% и 45%; налогами на доходы от капитала в Сирии резиденты и нерезиденты облагаются по ставкам соответственно 7,5 и 15%, на Филиппинах — 10 и 30%, в Колумбии 20 и 40%, Перу — 25 и 30%.

С иностранных компаний взыскиваются налоги с доходов от предпринимательской деятельности и доходов с капиталов. Ставки обложения налогами крайне разнообразны, начиная от 5 до 44% в Ливане и от 11 до 66% в Сирии. Средний уровень ставок подоходного налога в странах Ближнего Востока и Латинской Америки составляет около 30%, в странах Азии и Африки — 40%.

Иногда для иностранных компаний устанавливается исключительно льготный режим, причём более благоприятный, чем для национальных предприятий. Производится полное или частичное освобождение от уплаты подоходного налога, налога с корпораций, освобождение от таможенных пошлин и сборов на длительный срок, вплоть до 15 лет. В Иордании законом «О регистрации иностранных компаний» 1975 года предусматривается, что иностранная компания при наличии законной регистрации освобождается от уплаты подоходного налога, налога за оказание услуг и других.

В Алжире предприятия со смешанным капиталом освобождаются в течение пяти лет деятельности от налогов на прибыль, на доходы от недвижимости и даже не платят сборы за технические услуги.

Как экономическая категория финансы развивающихся стран выполняют важную функцию — мобилизацию, распределение и последующее использование денежных фондов, представляющих собой часть национального дохода. Они занимают важное место в системе производственных отношений общества. Во-первых, финансы служат материальной основой всех мероприятий по борьбе с хозяйственной отсталостью. Во-вторых, они призваны сократить разрыв в уровнях получаемых доходов между различными слоями населения. В-третьих, финансы играют важную роль в развитии отдалённых, главным образом сельскохозяйственных, районов, что является составной частью правительственных программ по ликвидации нищеты населения.

В развивающихся странах существует несколько методов мобилизации внутренних ресурсов. И прежде всего это налогообложение, т.к. налоги представляют собой важнейшую статью бюджетных поступлений. Современная организация налоговых систем формировалась под воздействием ряда характерных особенностей экономики молодых государств: зависимости от внешней торговли, отсталости с/х, слабого развития промышленности и инфраструктуры.

Налоговая структура развивающихся стран во второй половине 70-х годов:

Источник

Оцените статью