Налоговая система страны микроэкономика
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Ответы на экзаменационные вопросы » 59 Налоги
Налоги — неотъемлемый элемент государства в условиях рыночных отношений.
Знание налогового законодательства необходимо каждому бизнесмену, потому что, занимаясь предпринимательской и коммерческой деятельностью, он должен четко знать и определять, какие налоги платить, сколько и когда. Вместе с тем в России, проходящей сложный путь рыночных реформ, налоговая система находится в стадии становления.
Существует очень много разнообразных налогов и сборов, в исчислении которых порой нет ясности. Положение усугубляется отсутствием стабильности в налоговой сфере, т.е. одни налоги заменяются другими.
Функционирующая в настоящее время налоговая система введена с 01.01.1992 г. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» B7.12.1991 г.). С января 2001 г. вместо этого закона действуют ч. 1,2 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
В НК РФ (ч. 1) определяются система налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разных уровней, общие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, а также формы, методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений. В НК РФ (ч. 2, раздел VIII) освещается порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС, акцизов, платежей с доходов физических лиц и единого социального налога.
За время своего функционирования налоговая система Российской Федерации претерпела определенные изменения из-за неустойчивости экономического развития, инфляции, а также несовершенства первоначальных разработок. Но учитывая все ее недочеты, она в основном отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников этих отношений.
Как определяется в НК РФ (ст. 8), налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды выполняют фискальную и регулирующую функции.
Фискальная функция состоит в изъятии у предпринимателя и отдельных граждан части принадлежащей им стоимости в казну государства.
Регулирующая функция в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.
Регулирующая функция осуществляется при помощи налогового механизма, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включает широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов — налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций.
Осуществляя изменения налоговых законов в соответствии с экономическими процессами, государство имеет возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Следовательно, налоги являются наиболее эффективной формой управления рыночным хозяйством.
Это достигается, если:
1) налоговый механизм обеспечивает равные экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от доходности;
2) налоговый механизм обеспечивает заинтересованность предпринимателя в получении дохода;
3) налоговый механизм обеспечивает стимулирование предприятий в развитии производства, ускорении научно-технического прогресса, решении социальных задач.
В процессе исторического развития общества и государства возникает и действует множество налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их, и т.д.
Многообразие налоговых форм позволяет привлекать в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от всевозможных операций, воздействуя, т.о., на разные стороны хозяйственной деятельности.
Налоговая система — совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения. Построение ее определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах.
В целом налоговая система подчиняется интересам тех социальных групп и партий, которые в тот или иной момент находятся у власти.
В Российской Федерации все обязательные платежи по закону разделены на три группы: федеральные, региональные, местные. Кроме этих групп, существует единый социальный налог, формирующий государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральные налоги действуют на всей территории Российской Федерации. Они являются главным ресурсом российского государства, и в консолидированном бюджете РФ на их долю приходится более половины всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижеследующие бюджеты). В то же время регулирующая роль этих налогов в рыночных отношениях России пока еще слабо проявляется.
Дело в том, что федеральные налоги преследуют прежде всего фискальные цели, отсюда вытекает их высокая тяжесть, а нестабильность экономики мешает действию налогового механизма как инструмента эффективного воздействия на процесс производства.
Законодательные акты Российской Федерации устанавливают: состав федеральных налогов, размеры их ставок, объекты обложения, плательщиков, льготы, порядок зачисления налогов в бюджет или во внебюджетные фонды:
1) налог на добавленную стоимость;
3) таможенные пошлины;
4) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль предприятий и организаций;
6) единый социальный налог,
7) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
8) налог на операции с ценными бумагами;
9) налог на игорный бизнес;
10) государственная пошлина;
11) налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
12) плата за пользование водными объектами;
13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и др.
Почти все федеральные налоги, кроме налога на доходы физических лиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, и некоторых других, взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц.
Региональные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и вводимые в действия решениями субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ полномочны определять следующие элементы налогов: налоговую ставку (в пределах, предоставленных федеральным законом), порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Информация о нормативных правовых актах об установлении и отмене региональных налогов и сборов направляется в Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам РФ органами государственной власти субъектов РФ.
Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вводить на подведомственной им территории дополнительные налоги и сборы.
Местные налоги и сборы являются дополнением к действующим федеральным и региональным налогам: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на рекламу и др.
Местные налоги разнообразны, и этим они затрудняют работу налоговых органов и усложняют расчеты с плательщиками.
Кроме названных налогов, предприниматели должны перечислять во внебюджетные фонды единый социальный налог.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)
Источник
Основы экономики.
§ 2 Налоговая система.
Налоги: кто «против» и кто «за».
Как известно, налоги – это обязательные платежи, которые государство взимает с налогоплательщиков. По своему экономическому содержанию налоги представляют собой форму отчуждения части доходов физических и юридических лиц в государственную казну (централизованные ресурсы государства). Такое отчуждение таит в себе противоречие между частным и коллективным присвоением доходов, с одной стороны, и с другой – изъятием определенной их доли в государственную и муниципальную собственность.
Не случайно во всех странах среди экономистов, юристов и политических деятелей обнаруживаются два противоположных лагеря. Один из них выступает против введения и увеличения налогов, выражая тем самым материальные интересы частных собственников. Другой же доказывает необходимость налогообложения для решения очень важных и острых социальных задач в интересах большинства населения. Столкновение таких интересов сказывается с переменным успехом в пользу то одного, то другого лагеря.
Но решительный перелом в этом противоборстве произошел во второй половине ХХ в., когда резко возросла социально-экономическая роль государства. Примечательно, что в США с начала и до конца ХХ в. удельный вес налогов в составе валового внутреннего продукта (суммарной стоимости товаров и услуг, созданных в стране) увеличился в 6 раз – с 5 до 30 %. Как мы увидим в последующих главах, такой огромный рост вторичных доходов, полученных в развитых странах, позволил серьезно улучшить качество и устойчивость всего общественного развития.
Налоговая система: что это такое.
Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.
Налоговая система – это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.
«Расширение государственного вмешательства не обошлось без «сопротивления»: каждое новое повышение налогов и увеличение расходов вызывало сильнейшее недовольство. К примеру, когда в 1935 году впервые был принят закон о социальном обеспечении, противники этого нововведения объявили его «зловещим призраком социализма». В 80-х гг. система «социалистического» социального обеспечения была поддержана даже консервативным президентом Рональдом Рейганом, который заявил, что она является «частью системы социальной безопасности». Считавшаяся крамольной идея была подхвачена большинством в наше время».
Самуэльсон П. , Нордхаус Р. Экономика.
Рис. 9.3. Структура налоговой системы.
Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры. Об основных элементах данной структуры дает представление схема на рис. 9.3.
А. По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.
• По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).
• По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки – законодательными актами субъектов Федерации.
• Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.
Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.
Б. Виды налогов – в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.
• Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т. д.).
• Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:
А) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья; б) налога с продаж; в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.; г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).
В. Налоговые ставки – это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:
• прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;
• пропорциональные – единый процент налогов независимо от размеров доходов;
• регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов (рис. 9.4);
• твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.
Г. Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.
• Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.
• Налоговая полиция – правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи: а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;
Б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.
Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.
Во-первых, ставки налогов могут способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25 %, максимальной – от 30 до 70 %. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.
Рис. 9.4. Ставки налогов.
Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно-технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств. К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.
В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета (бюджет – смета доходов и расходов государства – будет рассмотрен в гл. 14). Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90 % всех доходов государства.
Какова социально-экономическая роль налогов.
При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей – дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.
Личный располагаемый доход – часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.
Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.
Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.
Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода (см. гл. 8). В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.
В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой – величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.
Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60—70-х гг. ХХ в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.
Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база – заработная плата и прибыль.
Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 9.5).
Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % Но является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность предприятий и работников. При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Рис. 9.5. Кривая Лаффера.
Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50–70 %.
Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.
В течение 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель – ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.
Кстати, с самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85–90 %), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно стала широко развиваться теневая экономика (укрывательство работников и предпринимателей от уплаты налогов).
С начала ХХI в. в стране проводится налоговая реформа. Вместо множества федеральных законов и других законодательных постановлений с 2001 г. введен новый Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрены следующие предписания и нормы.
• Отменено налогообложение физических лиц по совокупному годовому доходу и прогрессивной налоговой ставке. Для всех физических лиц налоговая ставка установлена на самом низком уровне – 13 %.
• Несколько снижены ставки налогов на доходы предприятий.
• Отменяются неэффективные налоговые льготы.
• Расширены основания для освобождения от налогообложения (вычеты многих затрат на лекарства и другие нужные блага для наименее обеспеченных лиц).
• Существенно облегчается налоговое бремя для мелкого предпринимательства.
Все эти и другие меры благотворно сказываются на состоянии «налогового климата» в стране, способствуют прогрессивному развитию государственной экономики.
Источник