- НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА
- Основы экономики.
- § 2 Налоговая система.
- Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения
- 1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
- Функции налогов
- Принципы построения налоговой системы
- Классификация налогов и сборов
- 1. По уровню управления
- 2. По способу взимания налога
- 3. Источники уплаты налога
- 4. В зависимости от применяемых ставок
НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА
В книжной версии
Том 21. Москва, 2012, стр. 721-722
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА, c экономической точки зрения – система экономич. отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами – с другой, в связи с перераспределением части валового внутреннего продукта в пользу государства; c правовой точки зрения – органично связанные между собой система налоговых платежей (совокупность налогов , сборов, пошлин и других обязательных, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории либо всего государства, либо его отд. адм. образований в порядке, утверждённом налоговым законодательством) и налоговый механизм (совокупность всех способов и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы). Возникновение и развитие Н. с. объективно связано с появлением и развитием государства, с реализацией им ряда обществ.-политич. функций, что потребовало создания финансовых ресурсов и инструментов их формирования в виде взаимосвязанных налогов.
Источник
Основы экономики.
§ 2 Налоговая система.
Налоги: кто «против» и кто «за».
Как известно, налоги – это обязательные платежи, которые государство взимает с налогоплательщиков. По своему экономическому содержанию налоги представляют собой форму отчуждения части доходов физических и юридических лиц в государственную казну (централизованные ресурсы государства). Такое отчуждение таит в себе противоречие между частным и коллективным присвоением доходов, с одной стороны, и с другой – изъятием определенной их доли в государственную и муниципальную собственность.
Не случайно во всех странах среди экономистов, юристов и политических деятелей обнаруживаются два противоположных лагеря. Один из них выступает против введения и увеличения налогов, выражая тем самым материальные интересы частных собственников. Другой же доказывает необходимость налогообложения для решения очень важных и острых социальных задач в интересах большинства населения. Столкновение таких интересов сказывается с переменным успехом в пользу то одного, то другого лагеря.
Но решительный перелом в этом противоборстве произошел во второй половине ХХ в., когда резко возросла социально-экономическая роль государства. Примечательно, что в США с начала и до конца ХХ в. удельный вес налогов в составе валового внутреннего продукта (суммарной стоимости товаров и услуг, созданных в стране) увеличился в 6 раз – с 5 до 30 %. Как мы увидим в последующих главах, такой огромный рост вторичных доходов, полученных в развитых странах, позволил серьезно улучшить качество и устойчивость всего общественного развития.
Налоговая система: что это такое.
Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.
Налоговая система – это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.
«Расширение государственного вмешательства не обошлось без «сопротивления»: каждое новое повышение налогов и увеличение расходов вызывало сильнейшее недовольство. К примеру, когда в 1935 году впервые был принят закон о социальном обеспечении, противники этого нововведения объявили его «зловещим призраком социализма». В 80-х гг. система «социалистического» социального обеспечения была поддержана даже консервативным президентом Рональдом Рейганом, который заявил, что она является «частью системы социальной безопасности». Считавшаяся крамольной идея была подхвачена большинством в наше время».
Самуэльсон П. , Нордхаус Р. Экономика.
Рис. 9.3. Структура налоговой системы.
Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры. Об основных элементах данной структуры дает представление схема на рис. 9.3.
А. По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.
• По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).
• По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки – законодательными актами субъектов Федерации.
• Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.
Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.
Б. Виды налогов – в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.
• Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т. д.).
• Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:
А) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья; б) налога с продаж; в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.; г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).
В. Налоговые ставки – это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:
• прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;
• пропорциональные – единый процент налогов независимо от размеров доходов;
• регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов (рис. 9.4);
• твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.
Г. Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.
• Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.
• Налоговая полиция – правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи: а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;
Б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.
Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.
Во-первых, ставки налогов могут способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25 %, максимальной – от 30 до 70 %. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.
Рис. 9.4. Ставки налогов.
Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно-технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств. К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.
В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета (бюджет – смета доходов и расходов государства – будет рассмотрен в гл. 14). Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90 % всех доходов государства.
Какова социально-экономическая роль налогов.
При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей – дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.
Личный располагаемый доход – часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.
Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.
Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.
Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода (см. гл. 8). В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.
В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой – величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.
Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60—70-х гг. ХХ в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.
Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база – заработная плата и прибыль.
Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 9.5).
Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % Но является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность предприятий и работников. При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Рис. 9.5. Кривая Лаффера.
Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50–70 %.
Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.
В течение 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель – ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.
Кстати, с самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85–90 %), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно стала широко развиваться теневая экономика (укрывательство работников и предпринимателей от уплаты налогов).
С начала ХХI в. в стране проводится налоговая реформа. Вместо множества федеральных законов и других законодательных постановлений с 2001 г. введен новый Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрены следующие предписания и нормы.
• Отменено налогообложение физических лиц по совокупному годовому доходу и прогрессивной налоговой ставке. Для всех физических лиц налоговая ставка установлена на самом низком уровне – 13 %.
• Несколько снижены ставки налогов на доходы предприятий.
• Отменяются неэффективные налоговые льготы.
• Расширены основания для освобождения от налогообложения (вычеты многих затрат на лекарства и другие нужные блага для наименее обеспеченных лиц).
• Существенно облегчается налоговое бремя для мелкого предпринимательства.
Все эти и другие меры благотворно сказываются на состоянии «налогового климата» в стране, способствуют прогрессивному развитию государственной экономики.
Источник
Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения
1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
- система налогов и сборов РФ;
- система налоговых правоотношений;
- система участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Функции налогов
Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.
- Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
- 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
- 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
Принципы построения налоговой системы
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
Классификация налогов и сборов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ
Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.
1. По уровню управления
Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.
Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.
К федеральным налогам относятся:
- 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
- 2) акцизы;
- 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- 4) налог на прибыль организаций;
- 5) водный налог;
- 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- 8) государственная пошлина.
Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:
- 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
- в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.
Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;
- 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).
Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).
К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:
- 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
- 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.
Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:
- 1) налог на имущество организаций;
- 2) транспортный налог;
- 3) налог на игорный бизнес.
Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.
Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.
К местным налогам относятся:
- 1) земельный налог;
- 2) налог на имущество физических лиц;
- 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
2. По способу взимания налога
Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).
Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.
3. Источники уплаты налога
К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».
К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.
На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.
К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.
На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.
4. В зависимости от применяемых ставок
Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).
Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).
Элементы налога
Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.
Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.
Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
- Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
- Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
- Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
- Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
- Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
- Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.
Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.
Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ
Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.
Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.
← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
Институт дополнительного профессионального образования
Уфа 2015
Источник