Элементы налоговой системы
Налоговая система государства и ее элементы — тема в теории права исключительно важная, ведь именно за счет регулярных поступлений в бюджет государство может выполнять свою функцию по распределению благ и социальному обеспечению его граждан. Для четкого понимания механизма работы системы необходимо иметь представление о ее основных составляющих.
В статье речь пойдет об элементах налоговой системы России, которые, в соответствии с действующим законодательством и политикой государства, должны действовать взаимосвязанно и гарантировать комплексный подход к решению любой проблемы.
Перечень составляющих
Основные элементы налоговой системы РФ:
- налоги и другие обязательные платежи и сборы, принятые на территории страны в соответствии с Налоговым кодексом РФ ;
- налогоплательщики, плательщики сборов и взносов;
- государственные органы, призванные осуществлять контроль за соблюдением законов в сфере налогообложения;
- нормативно-правовая база, законодательная основа.
Этот список дан с учетом того, что налоговая система государства — это совокупность правоотношений по установлению и взиманию соответствующих обязательных платежей, вводимых высшими органами власти.
Краткое описание элементов
Налоги — это государственные сборы, установленные для граждан и юридических лиц за пользование определенными ресурсами, владение имуществом, с прибыли и доходов и т. д. Их вводят только на федеральном уровне, при этом сами поступления могут направляться и в местный бюджет. Также региональные власти наделены некоторыми полномочиями в сфере регулирования госсборов (определение ставки, сроков уплаты и т. д.).
Налогоплательщики — это лица, на которых возложена, в соответствии с законодательством, обязанность по расчету и уплате обязательных взносов в пользу казны. В их число входят как юридические лица, предприятия, так и физические (и не только индивидуальные предприниматели). Агентов, обязанных осуществлять перечисления за других лиц, также можно отнести к этой группе.
Госорганы — это ФНС и ее подразделения на региональном уровне, межрайонные инспекции, управления и т. д. Все они необходимы для осуществления централизованного управления и контроля за правильностью расчета и уплаты госсборов.
НК РФ стоит во главе законодательных актов в соответствующей сфере. На основании его норм могут приниматься другие федеральные, а также региональные законы. Приоритет перед НК РФ, в соответствии с Конституцией (Основным законом), есть только у международных договоров и соглашений.
Данный перечень не является исчерпывающим и дает общее представление о структуре налоговой системы, ее элементах и их взаимодействии.
Источник
Понятие и элементы налоговой системы
Понятие и элементы налоговой системы
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
Элементами налоговой системы являются:
– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;
– субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
– субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
– законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками
– принципы и способы взыскания налогов;
– уровни изъятия налогов.
Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства.
Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам.
Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства — это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.
Принципы построения налоговых систем
Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения (впервые сформулированные А.Смитомв 1776 году в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»):
– принцип справедливости (равенства, равномерности) налогообложения;
– определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);
– удобство сроков и способов уплаты;
– экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
На основе принципов, сформулированных А.Смитом, можно определитьпринципы налогообложения в Российской Федерации (ст. 3 НК РФ). «Основные начала законодательства о налогах и сборах»):
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Если в налоговом законе содержатся нормы, касающиеся налоговых отношений, то они могут применяться только тогда, когда соответствуют нормам, содержащимся в НК РФ.
Налоговое право
Все отношения в сфере налогообложения регулируются налоговым законодательством, основными источниками которого являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Кроме того, органы исполнительной власти РФ (Минфин и ФНС), органы судебной власти (Конституционный суд, Верховный суд) также издают свои нормативно-правовые акты (инструкции, методические рекомендации, постановления, решения и пр.), регулирующие сферу налогообложения.
Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. управление всей системой налогообложения.
Источникаминалогового права выступают (рис.2.1.):
– Налоговый кодекс РФ;
– Закон РФ от 27.12.91 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
– Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период,
– указы и распоряжения Президента РФ,
– постановления и распоряжения Правительства РФ,
– постановления высших органов представительной власти РФ,
– решения органов государственной власти краев, областей, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам.
|
|
Рис. 2.1.Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ
Статья 57 Конституции РФгласит, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
П.3 ст.75 Конституции РФ гласит, что «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».
Налоговый кодекс РФ определяет:
– виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
– основания для возникновения, изменения, прекращения и исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
– формы и методы контроля;
– ответственность за совершение налоговых правонарушений;
– порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.
Налоговый кодекс РФ – это основополагающий документ о налогах и сборах, принятый в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
Законодательные акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов и сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают.
Каждый из налогов и сборов имеет свое юридическое выражение в конкретном нормативно — правовом акте, принятом соответствующим органом государственной власти.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если для одного и того же налога, в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения, установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.
Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами ФНС России, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указы Президента РФ могут устанавливать самостоятельные нормы права и носить характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.
Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем установленные российским налоговым законодательством и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).
В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению условно можно разделить на четыре группы:
1. Международные соглашения общего характера— наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве.
2. Собственно налоговые соглашения – двусторонние и многосторонние, имеют три подгруппы:
· общие налоговые соглашения (конвенции) — это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов;
· ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т. п.;
· соглашения об оказании административной помощи по налогообложению.
3. Договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на установление благоприятного налогового режима, предоставление различных льгот и т. д.
К договорам, в которых помимо прочих решаются налоговые проблемы, относятся торговые договоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг.
4. Специфические соглашенияпо конкретным международным организациям. Примером может служить соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение от уплаты налогов в стране пребывания.
Налоговые агенты
В обязанности налоговых агентов входит:
– правильность и своевременность исчисления, удержания из выплат налогоплательщику и перечисления налогов в бюджет или ВБФ;
– в течение 1 месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика с указанием суммы задолженности;
– осуществлять налоговый учет выплаченных доходов и удержанных из них налогов в бюджет персонально по каждому налогоплательщику;
– предоставлять налоговую отчетность в налоговые органы
– хранить документ по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов в течение 4-х лет.
Уплата налогов и сборов осуществляется в рублях в наличном или безналичном порядке. Налог считается уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в банк платежного поручения (при наличии достаточного для уплаты налога остатка денежных средств на счете) или же с момента внесения налогоплательщиком налога в кассу банка.
Банки в налоговой системе
Банки выполняют в налоговой системе двойную роль.
С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней.
С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства – занимаются кассовым исполнением бюджета. Банки обязаны бесплатно исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.
Понятие и элементы налоговой системы
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
Элементами налоговой системы являются:
– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;
– субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
– субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
– законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками
– принципы и способы взыскания налогов;
– уровни изъятия налогов.
Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства.
Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам.
Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства — это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.
Источник