- Налоговые льготы в зарубежных странах
- Вместо Кипра: 4 европейские юрисдикции, наиболее выгодные с точки зрения налогов
- Нидерланды
- Швейцария
- Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах
- Налоговые льготы в зарубежных странах
- Налоговое регулирование в зарубежных странах
- Налоговое регулирование в зарубежных странах
- Характеристика льготного налогообложения в зарубежных странах
Налоговые льготы в зарубежных странах
Вместо Кипра: 4 европейские юрисдикции, наиболее выгодные с точки зрения налогов
После событий на Кипре предприниматели вынуждены искать новые юрисдикции для регистрации компаний. H&F выбрал самые дружелюбные в плане налоговых льгот для нерезидентов европейские страны.
С точки зрения налоговых условий и затрат на создание дочерних фирм все страны мира можно условно разделить три группы. В первую попадают крупнейшие промышленные развитые страны (например, США, ФРГ, Япония, Франция), налог на прибыль в которых может составлять 40-50%. Законы этих стран обычно устанавливают большой минимальный уставный капитал для акционерных обществ.
Ко второй группе относятся страны, в которых максимально упрощён порядок регистрации компаний и предельно снижены налоги на прибыль. Их обычно называют «налоговым раем». Как правило, это карликовые, островные государства, бывшие колонии.
К третьему типу относятся юрисдикции, где, с одной стороны, высокий уровень подоходного налога и жёсткие аудиторские правила, но с другой — действует система специальных налоговых льгот, которые в первую очередь касаются деятельности холдинговых, финансовых и торговых компаний. Налоги, взимаемые при вывозе и репатриировании дивидендов, банковских процентов, платежей роялти и других видов дохода, значительно снижены.
Страны этой группы отличаются либеральным режимом проведения платежей и возможностью создавать оперативные холдинги, финансовые компании и льготные торговые фирмы. Они не столько ведут свою предпринимательскую деятельность, сколько отвечают за транзит товаров, капиталов и доходов от них. Эти фирмы обслуживают деятельность других иностранных компаний материнской фирмы. Примеры стран с умеренной налоговой системой — Нидерланды, Швейцария, Ирландия, Люксембург.
Эксперты отмечают мировой тренд на деофшоризацию и принятие антиофшорных поправок, так что чтобы защитить свой бизнес, возможно, стоит пересмотреть свои взгляды на привлекательность классических офшоров и с Кипра перейти на более уважаемые юрисдикции.
Нидерланды
Налоговый режим Нидерландов особенно приятен для холдинговых, финансовых и лицензионных компаний. Холдинговые компании чаще всего выбирают в качестве организационно-правовой формы акционерное общество с ограниченной ответственностью (B.V.). Для его учреждения достаточно одного акционера. Хотя B.V. и не может выпускать акции на предъявителя, к нему предъявляют гораздо меньше требований относительно подготовки к публикации финансовой отчётности. Минимальный оплаченный акционерный капитал B.V. меньше, чем такой капитал акционерного общества открытого типа. При регистрации акционерный капитал должен быть выпущен на 20%. Делами B.V. управляют исполнительные директора, ими могут быть как физические, так и юридические лица. Нидерландские офшоры играют важную роль в зарубежной инвестиционной деятельности. Через них переправляются инвестиционные капиталы и доходы, кредитные ресурсы, банковские проценты, платежи роялти. Холдинговые компании в Нидерландах позволяют проводить операции материнской фирмы.
Налог на прибыль в Нидерландах составляет 35-40%, налог на распределённый дивиденд — 25%. Холдинговые компании находятся в более выгодном положении: доходы таких компаний, поступающие от дочерних фирм в виде дивидендов, налогом не облагаются. Независимо от того, где находится дочерняя фирма, — в Нидерландах или другой стране.
Важнейшей особенностью налоговой системы страны является обширная сеть налоговых соглашений, подписанных с большинством стран мира. В соответствии с этими соглашениями дополнительный налог на переведённые из-за рубежа дивиденды обычно незначителен или отсутствует вовсе. Дополнительный налог на вывоз дивиденда из страны ниже, чем во многих других странах.
В Нидерландах режим налогообложения компании устанавливается заблаговременно: заранее известно, какие налоги придётся платить.
В офшорных схемах часто используются преимущества комбинированной работы нидерландской компании и компании Нидерландских Антильских островов. Ежегодно в местный бюджет островов от деятельности офшоров поступает свыше $170 млн. Для регистрации компании на островах уставной фонд должен составлять порядка $30 000, 20% из которых должно быть выпущено. Регистрационные пошлины составляют более $1 000. Налогообложение 3% — для инвестиционной, холдинговой и финансовой компании; 30% — для остальных. На островах обязателен офис. Разрешено назначение номинальных директоров. Часто используются схемы, по которым на островах учреждаются офшорные финансовые компании, доходы которых облагаются налогом 2,4-3%. Эти компании создают в Нидерландах холдинговые компании, которые при проведении посреднических операций освобождаются от налогов на проценты.
Самый привлекательный вариант — использование Нидерландов в качестве элемента схемы выплаты роялти. При выплате роялти на офшорную компанию в стране, откуда выплачивается доход, взимается налог у источника. Если использовать в схеме в качестве транзитного элемента компанию из налогооблагаемой страны, с которой заключено налоговое соглашение, и при этом если её законодательство не устанавливает налог источнику выплаты роялти (как Нидерланды), то можно существенно минимизировать налоговые расходы. Офшорная компания, владелец интеллектуальной собственности, передаёт лицензию на её использование голландской B.V., а та уже выдаёт сублицензию конечному пользователю, например, российскому ООО. Источник в РФ не должен оплачивать налог в силу налогового договора. В Нидерландах облагается налогом только разница между полученными и выплаченными роялти (не менее 7%, что, как правило, позволяет сократить эффективную ставку примерно до 2,5%). Налога у источника в Нидерландах на исходящие роялти тоже не возникает, как и налога на исходящие дивиденды в офшоре.
Однако законодательство Нидерландов меняется в сторону усложнения использования компаний как транзита для выплат роялти. Чтобы получить предварительное налоговое заключение, компаниям финансового сектора (сюда включаются компании, занимающиеся финансовыми или лицензионными операциями в рамках одной группы), необходимо продемонстрировать налоговым властям Нидерландов, что у компаний есть фактическая связь со страной, то есть доказать, что её функции не являются исключительно транзитными.
Эти препятствия не являются непреодолимыми, но для построения схемы выплат роялти, полностью соответствующей требованиям законодательства, потребуются дополнительные расходы (гонорар директоров, дополнительный капитал, юридическая проработка текстов лицензионных договоров и т.п.). Есть и другие недостатки регистрации компании в Нидерландах. Например, несмотря на отсутствие ограничений по резидентству директоров, адвокаты голландских компаний зачастую требуют назначить как минимум одного местного директора для управления компанией. Данные о директоре и акционере являются открытыми и могут быть запрошены в государственном реестре. Обязательно ведение бухгалтерского учёта и предоставление ежегодной финансовой отчётности. Выдача доверенностей номинальными директорами осуществляется только под конкретные сделки. Генеральные доверенности не запрещены, однако получить подобный документ практически невозможно.
Требования к компании
Минимальное количество директоров — один
Требования к резидентству директоров — отсутствуют
Разрешены директора — юридические лица
Минимальное количество акционеров — один
Номинальные акционеры и директора разрешены
Юридический адрес офшора должен быть в Нидерландах
Требование идентификации реального бенефициара (собственника) перед государственными органами страны регистрации — нет
Каждая компания обязана вести текущий бухгалтерский учёт
Швейцария
В Швейцарии налоговое законодательство различает три уровня налогообложения: на уровне конфедерации федеральный налог составляет 3,63-9,8%, на уровне кантонов — 20-30%, муниципальные налоги могут достигать 45% кантонального налога. Если компания не ведёт деятельность по месту регистрации, то в некоторых кантонах (Цуг, Швиц, Нешатель) возможно предоставление компании статуса домицильной. Это значит, что в этом случае компания не платит кантональных и муниципальных налогов на прибыль или платит их по пониженной ставке.
Также в каждом кантоне существует ежегодный налог на капитал. Его ставка составляет от 0,02% до 0,1% в зависимости от кантона. В ряде кантонов достижимо налогообложение прибыли в размере от 3,63 до 9,8%. При размере уставного капитала свыше CHF 250 000 уплачивается гербовый сбор на выпуск акций в размере 1%.
Швейцария пользуется популярностью среди предпринимателей при использовании холдинговых компаний. Система налоговых льгот, которые предоставляются таким компаниям, в целом аналогична той, что существует в Нидерландах. Различают следующие виды холдинговых компаний: холдинговые компании, которые владеют более 20% акционерного капитала других компаний; компании по «участиям», которые могут вести различные коммерческие операции; компании по владению интеллектуальной собственностью; сервисные компании, которые обслуживают материнскую компанию; компании по владению недвижимостью.
Статус холдинговой компании для швейцарской компании предоставляется в случае, если основной целью компании, в соответствии с уставом, является владение и управление долгосрочными инвестициями в собственный капитал аффилированных компаний. Эта компания должна пройти дополнительную проверку состава активов или доходов, в соответствии с которой две трети активов компании должны состоять из существенного владения акциями или долями участия в капитале, либо две трети общего дохода компании должны состоять из прибыли от акционерного участия (дивиденды или доход от прироста стоимости капитала).
Соответствующая установленным требованиям холдинговая компания освобождается от уплаты всех кантональных/общинных подоходных налогов за исключением дохода от недвижимости в Швейцарии, который облагается налогом после вычета стандартных ипотечных расходов, сопряжённых с такой недвижимостью. В принципе, эффективная налоговая ставка, применимая к холдинговой компании, составляет 7,83% (то есть ставка федерального подоходного налога) до предоставления освобождения в отношении дивидендов и доходов от прироста стоимости капитала. На кантональном/общинном уровне действует сниженный налог на капитал. Изъятие полученных дивидендов из облагаемого дохода холдинга разрешается при условии, что долевые участия составляют не менее 2 млн швейцарских франков и не менее 20% уставного акционерного капитала дочерних фирм.
Ещё один тип компании, имеющий право на налоговые льготы в Швейцарии, — смешанная торговая компания.
Международные налоговые соглашения предусматривают снижение национальной ставки 35% в отношении дивидендов. Сниженная ставка обычно равна 15% для портфельных инвесторов и 0%, 5% или 10% для основных корпоративных собственников. Некоторые соглашения требуют, чтобы доходы, полученные из швейцарских источников, облагались в стране резидентства их получателя; в противном случае снижение налога не предоставляется. В отношении процентных платежей большинство соглашений обычно допускают снижение налоговой ставки до 10%. По некоторым соглашениям предоставляется возврат налога в полном объёме.
В Швейцарии установлены принципы взимания НДС в соответствии с шестой директивой стран-членов Евросоюза по гармонизации правовых норм, связанных с НДС («Шестая директива ЕС о налоге на добавленную стоимость»). Текущая ставка НДС составляет 7,6% (в отношении определённых видов товаров и услуг применяются сниженные ставки налога). Швейцарские компании, ведущие торговлю товарами за пределами Швейцарии, не подлежат регистрации для уплаты НДС в Швейцарии. Однако они по собственному желанию могут зарегистрироваться в качестве плательщика НДС и таким образом вычитать входящий налог. Если выручка налогоплательщика (оборот от налогооблагаемых поставок товаров и услуг) составляет менее 100 000 CHF в год, такое лицо освобождается от уплаты налога.
Доходы от инвестиций во многих кантонах выводятся из налогооблагаемой базы. Однако в соглашениях Швейцарии об устранении двойного налогообложения для холдинговых компаний содержится ряд ограничений. Они сводятся к требованию, чтобы определённая часть льготных доходов оставалась на территории Швейцарии. Не более 50% дохода могут вывозиться за пределы страны в форме затрат, платежей роялти и процентов. Не менее 25% дохода должны выплачиваться в форме дивидендов. Собственный капитал компании не должен быть меньше 8% уровня задолженности.
В целом условия швейцарской юрисдикции считаются менее благоприятными, чем те, что существуют в Нидерландах. К тому же недавно Федеральный совет Швейцарии дал согласие на принятие национального закона, который регулирует правила предоставления информации и оказания помощи при запросах правоохранительных и налоговых органов других стран. Новый закон устанавливает обмен информацией согласно требованиям ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Новый закон предусматривает предоставление налоговыми органами всей доступной информации относительно резидентов любых стран, которые подозреваются в сокрытии своих доходов, уклонении от уплаты налогов. Информация будет предоставляться лишь при наличии чётко обоснованных, с правовыми доказательствами запросов. Запросы же общего характера, группового характера или запросы на основе юридически не обоснованных сведений останутся без ответа.
Требования к компании
Требования к акционерам — три при регистрации компании. В дальнейшем акции могут быть переданы одному акционеру, за исключением одной акции, которая по закону должна находиться у директора. При регистрации GmbH минимально необходимо два участника
Требования к директорам — минимум один гражданин Швейцарии либо гражданин Европейского союза с видом на жительство в Швейцарии категории «С» (не менее пяти лет). Возможно добавление любого директора с сохранением большинства за швейцарцами
Разрешены директора — юридические лица
Необходимо наличие местного зарегистрированного секретаря
и офиса
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах
1.3 Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах
Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот — увеличение амортизационных отчислений, уменьшающих облагаемый доход корпорации (к сожаление не достаточно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет фондоемких производств — применительно к предприятиям малого бизнеса). Второй — полное или частичное вычитание из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается. Третий тип льгот — введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых и оффшорных компаний. Четвёртый тип — относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы приписаний и льготного участия.
Наряду с уклонением от уплаты налогов, наличие льгот приводит к заметному расхождению между отношением налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту (ВВП) и эффективной ставкой налогов и платежей.
Статистические данные по зарубежным странам за 1988 год показывают, что относительные показатели по зарубежным странам за последние 5-7 лет изменились в пределах 1-2 пунктов, характеризуя тем самым стабильность налоговой политики.
Отношение налоговых поступлений к ВВП по анализируемым зарубежным странам колеблется от 28,9 % в США до 55,3 в Швеции, в среднем по Западной Европе — 39,9 %. Отношение налоговых поступлений к ВВП в России оценивается в 36,2 % в 1992 году и 31,6 % в 1993.
По всем развитым странам произошел сдвиг в сторону увеличения подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой — расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального дохода.
Сравнение ставок отдельных налогов и платежей не даёт представления о тяжести общего налогового бремени в различных странах и не позволяет оценить влияния системы налогов и платежей на хозяйственную активность населения.
В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Снижение высоких “нормальных” налоговых ставок до пониженных “эффективных” в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит порой избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах, и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами “налоговых гаваней”, особенно если учесть, что для реальных деловых операций важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы.
Компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться особыми существенными льготами, предусмотренными международными соглашениями об устранении двойного налогообложения; страны – “налоговые гавани” таких соглашений, как правило, не имеют.
Таким образом, база налогов на добавленную стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку от деятельности предприятия, что резко упрощает налоговый контроль и ограничивает возможности для злоупотреблений налоговыми льготами.
Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.
Так как в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями значительно больше, чем в ведущих индустриальных странах, то в российских условиях безусловно должна быть сохранена прогрессивная шкала взимания налогов с населения[15].
Глава 2. Анализ применения налоговых льгот и вычетов в РФ
Налоговые льготы в зарубежных странах
Библиографическая ссылка на статью:
Жердева А.И., Немирова А.С. Налоговые льготы: практика применения в России и за рубежом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10410 (дата обращения: 07.02.2019).
Анализ системы налоговых льгот и проблем, связанных с механизмами налогового стимулирования особенно актуальны в период кризиса, замедления темпа экономического роста экономики.
Цель исследования: исследование нормативной базы и реализации налоговых льгот в России и в мировой практике.
На данный момент в большинстве субъектов России применяются региональные системы налоговых льгот, однако их условия реализации несущественно отличаются друг от друга. Из региональных льготных систем массовый характер применения имеет упрощенная система налогообложения [16].
Для развития российской налоговой системы очень важно изучение зарубежного опыта, в том числе и нормативно-правового регулирования налоговых институтов. Сравнительно – правовые исследования можно обосновать тем, что возможность использования сравнительного права для совершенствования каких-либо национальных сфер дана не только законодательным органам, но и судебным (судебная практика) либо правовой доктрине. Однако, следует учитывать, что само право не приравнивается к закону [13].
Изучение налогового права зарубежных стран дает возможность изучить существующие решения подобных проблем и результат применения этих решений. В соответствии с этим, актуальным представляется изучение зарубежного опыта в решении вопросов, связанных с проблемами налоговой системы и путями их решения с помощью конституционных основ налоговых льгот. Также необходимо учитывать, что именно конституционные нормы лежат в основе законодательного регулирования налогообложения практически всех стран [2].
Основные принципы налогового права России закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ, тем не менее, единого подхода к их применению и понимаю нет. Таким образом, Налоговый кодекс не дает возможность раскрыть понятие и содержание данных принципов. Несовершенство действующего налогового законодательства РФ приводит к трудностям в правоприменительной практики при оценке норм соответствия налоговых льгот принципам [4].
Видео (кликните для воспроизведения). |
Помимо этого Конституция РФ не содержит нормативных предпосылок для предоставления льгот и преимуществ по налогообложению. В то время, как, например, Конституция Греческой Республики предусматривает таможенные и налоговые преимущества Святой горы Афон, а Конституция Бразилии содержит льготы для экпортируемой промышленной продукции [8]. По мнению автора, положение России в этом случае оправдано, т.к.необходимые меры по государственной поддержке отдельных сфер деятельности или субъектов не может быть основание для ограничения дискреции законодательных органов в регулировке вопросов формы государственной поддержки с учетом различных факторов [7].
В России принцип недискриминации в области налогообложения вытекает из ст. 3 НК РФ, которая регламентирует принцип равенства налогообложения. Основой для данной статья служит ст. 19 Конституции РФ, которая является гарантом защиты от дискриминации. Наличие данных норм говорит отсутствии необходимости введения в текст Конституции отдельных норм по принципам недискриминации в области предоставления налоговых льгот. Однако, конституция Исламской Республики Пакистан и ряда других стран содержат отдельный принцип н дискриминации в сфере налогообложения. Кроме того, право Европейского союза содержит общий принцип н дискриминации, включающий в свое определение также и недопущение дискриминации в области установления налоговых льгот [9]. Возвращаясь к российской практике, можно отметить, что судебная практика дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ, говорит о необходимости того, чтобы установление налогов и освобождение от них подчинялось конституционным принципам. Из данной практики вытекает итоговое мнение о возможности проверок соответствия правовых норм в сфере налоговых льгот конституционности [14].
Таким образом, правовое регулирование сферы налогообложения РФ и в мировой практике имеют существенные отличия. Конституция России не содержит определенных гарантий, регламентируемых конституциями иностранных государств [10]. Однако, из толкования Конституции РФ все же следуют соответствующие гарантии. Так, установление налоговых льгот только законом следует из ст. 57 Конституции РФ. По нашему мнению, требование Конституции об законном установлении налогов относится и к форме нормативно-правового акта, устанавливающем льготы. Таким образом, нормы, предусматривающие налоговые льготы, оцениваются на предмет конституционности и соответствия принципам налогового права [11].
Проблема допустимости преимуществ и льгот в налоговой сфере, а также оценка их объективности нашла отражение в практике не только Суда ЕС и ЕСПЧ, но и российских судов, в т.ч. Конституционного Суда России. Анализ судебной практики РФ по данному вопросу позволил выявить существующие проблемы. Так, зачастую судам общей юрисдикции не удается предотвратить ограничительное толкование положения ст. 3 НК РФ [12], которые закрепляют основы принципов налогообложения. Кроме того, невозможно считать обоснованным выводы большинства арбитражных судов об установлении налоговых льгот априори не ограничивающих конкуренцию.
Налоговое регулирование в зарубежных странах
Налоговое регулирование в зарубежных странах
Румянцев А.В.
Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже – по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным – около 40%.1
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.
В России налоговая система до начала 90-х годов была ориентирована на перераспределение средств государственных предприятий, которые обеспечивали подавляющую часть доходов бюджета за счет отчислений от прибыли в бюджет, платы за фонды, налога с оборота и изъятия свободного остатка прибыли. Налоги с физических лиц составляли незначительную долю и находились в пределах от 6 до 8 % общей суммы доходов бюджета. Переход к рыночным принципам функционирования экономики потребовал коренной перестройки системы налогообложения в России. Это касается как налогов с компаний, так и налогов с физических лиц.
Система налогообложения должна выполнять многообразные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд, с другой стороны.
Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая безусловно российскую специфику.
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой основным источником доходов государства являются налоги. Так, в Японии доля налогов с физических и юридических лиц составляет примерно 80–85% всех доходов государственного бюджета. Кроме того, государственный бюджет пополняется за счет увеличения государственного долга, продажи концессий, гербовых сборов и прочих доходов. Однако налоги безусловно являются важнейшей образующей государственного бюджета.
В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на корпорации в 44–50% и не перебираются в “налоговые гавани”, где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается.
На самом деле и в странах с “нормальными” (непониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по “эффективной” (т.е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в “налоговых гаванях”. Поэтому выбор между странами с нормальным налогообложением и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.
Снижение высоких “нормальных” налоговых ставок до пониженных “эффективных” в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит порой избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах, и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами “налоговых гаваней”, особенно если учесть, что для реальных деловых операций важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы.
Но даже и для “базовых” компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своей регистрации, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в “налоговой гавани”. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7–8 лет равносильна полному освобождению от налога.
Компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться особыми существенными льготами, предусмотренными международными соглашениями об устранении двойного налогообложения; страны – “налоговые гавани” таких соглашений, как правило, не имеют.
Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, Германия, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные против перемещения капиталов из этих стран в “налоговые убежища”. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.
При всем этом давление ведущих стран мира на “налоговые гавани” никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей развитых стран к “налоговым убежищам”, при всей остроте официальной критики, остается в рамках “резервируемой благосклонности”. Большинство из “налоговых гаваней” при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только “базируются” в “налоговых гаванях”, а реально они вкладываются и функционируют в тех же развитых странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к “налоговым гаваням” могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, “налоговые убежища” играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот ссылками как раз на наличие этих “налоговых убежищ” за рубежом.
Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.
Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе их деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по “счетам издержек”, и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить так называемые налоги, уплачиваемые предприятием “от имени других лиц”, и налоги, подлежащие делению между предприятием и “другими лицами”. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношений данного предприятия со своими контрагентами.
Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах через цены полностью перекладываются на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически балансируется соответствующим увеличением выручки.
Среди налогов, уплачиваемых предприятием “от имени других лиц”, можно выделить налоги на заработную плату.
Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого зачастую принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов и остатка прибыли, который может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем, если говорить об акционерах, то прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.
В своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый ряд других доходов, под которыми маскируется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во-вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В-третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время:
Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия, поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних пунктах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.
С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки: разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечная величина налогов с оборота, таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть определена лишь с учетом возможности переложения этих налогов на потребителей (путем изменения цен); размер налога на корпорации зависит от целого ряда факторов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении данного налога может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет.
Кроме того, предприятие должно планировать возможную экономию налоговых платежей вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д.
Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную величину, другие налоги являются переменной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.
При планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов и ресурсов предприятие разрабатывает, как правило, несколько вариантов, из которых выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств (естественно, при равенстве прочих коммерческих и финансовых условий). При этом наиболее широкие возможности для налогового планирования существуют именно в области налогов, уплачиваемых по счетам прибылей, поскольку именно для этих налогов законом предусмотрено наибольшее число льгот, скидок, вычетов и т.д. в зависимости от выбора того или иного пути осуществления деятельности, формы и методов вложения капиталов.
С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас в зарубежных странах налоги можно классифицировать следующим образом:
I. Налоги с натуральной базой обложения :
II. Налоги со стоимостной базой обложения:
Характеристика льготного налогообложения в зарубежных странах
Для того чтобы показать всю специфику становления льготного налогообложения в России, следует показать на опыте зарубежных стран предоставление льгот и вычетов, так как, (УБРАТЬ)
Возможность индивидуализации налогового воздействия позволяет через предоставление налоговых преимуществ осуществлять регулирующую функцию как макро-, так и на микроэкономическом уровне.
Формы и способы льготного налогообложения предпринимательской деятельности находятся в постоянном развитии.
К числу наиболее распространенных льгот следует отнести налоговые вычеты из валовой прибыли корпорации: различные производственные, коммерческие, транспортные издержки, проценты по задолженности, убытки, представительские расходы, затраты на НИОКР, дивиденды и др. вычитаются из валового объема прибыли для определения чистой прибыли, подлежащей налогообложению.
Предоставляя корпорациям те или иные налоговые льготы, законодатель стремится, прежде всего, активизировать воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы.
Размеры налогового кредита постоянно меняются в зависимости от потребностей антициклического регулирования, а в случае необходимости предоставление инвестиционного налогового кредита может быть приостановлено.
Налоговый кредит широко используется и в целях стимулирования внешнеэкономической деятельности корпорации. Налоговые обязательства компании снижаются на определенный процент в зависимости от прироста показателей вывоза капитала. При осуществлении заграничных инвестиций налоговый кредит снижает степень риска, существующего на нестабильных рынках.
Законы о налогообложении большинства зарубежных стран предусматривают налоговые льготы в связи с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых выплат. В Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового капитала разрешается списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах сейчас перешли к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.
Налоговые льготы корпорация может получить и в связи с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В большинстве развитых стран законодательство разрешает вычитать из облагаемого дохода расходы на НИОКР. Причем в некоторых странах (Бельгия, Канада, Швеция) допускается 100% вычитание расходов на НИОКР при обложении корпоративным налогом. Почти во всех странах допускается вычет из облагаемого дохода расходов на покупку лицензий и патентов. Во Франции, Ирландии, Японии действует льготный налоговый режим для продажи новой технологии. В Японии Перспективное направление в льготном обложении НИОКР – предоставление налоговых льгот для развития фундаментальной, универсальной науки.
Развитые страны предоставляют большое количество налоговых льгот социальной направленности. Всего лишь несколько примеров. Различные льготы предоставляются в зависимости от семейного положения налогоплательщика: налоговые скидки предоставляются вдовам (Франция); увеличивается необлагаемый минимум для семей, имеющих на содержании иждивенцев (Япония); в Италии допускается раздельное обложение доходов супругов, если их уровень не превысил 7 млн. лир в год. Возраст налогоплательщика также может явиться основанием для предоставления льгот: во Франции, например, лица старше 60 лет освобождаются от уплаты жилищного налога. Разнообразные льготы предоставляются инвалидам (в США и Канаде, например, увеличен необлагаемый минимум для лиц, потерявших зрение).
Широко используются в практике налогового регулирования специальные отраслевые скидки. Примером одной из них может служить скидка на истощение недр, применяемая в нефтегазовой и горнорудной промышленности.
В ряде стран применяются прогрессивные ставки налога на прибыль. Например, в США налог на прибыль взимается по трехразрядной шкале ставок: 15% — на первые 50 тыс. долл. прибыли, 25% — на следующие 25 тыс. долл. прибыли и 35% — на прибыль сверх этой суммы. Применение прогрессивной шкалы предусматривает пониженные ставки для средних и малых фирм, являющихся наиболее динамичным элементом частного предпринимательства и играющих существенную роль в создании крупных инноваций, расширении производства и увеличении занятости.
Установление дифференцированных ставок для организаций различного «масштаба» можно считать одной из форм предоставления преференций. В отдельных странах при установлении ставки в особую группу выделяются малые предприятия. Например, в Великобритании в качестве критерия малого предприятия применяется величина полученной прибыли: при получении фирмой прибыли в пределах 250 тыс. фунтов стерлингов применяется ставка 24%. Для остальных предприятий установлена более высокая ставка в 33%.
В Германии для мелких компаний, доход которых не превышает 10 тыс. евро, устанавливается необлагаемый минимум в размере 5 тыс. евро. Если доход свыше 10 тыс. евро, необлагаемый минимум сокращается *. Таким образом, для компаний с доходом ниже 10 тыс. евро, фактическая ставка налога на прибыль составляет менее 22,5%, тогда как при налогообложении компаний с более высоким доходом применяется ставка 45%.
В Канаде также значительное внимание уделяется стимулированию малого бизнеса, так как доля мелких фирм достигает 97% от числа всех компаний. Ставка на доходы мелких фирм строго регламентирована и едина в размере — 12% независимо от сферы их деятельности. Пороговое значение выручки предприятия, при котором оно может быть отнесено к категории малого бизнеса и обложено налогом по льготной ставке в размере 12%, с 1 января 2004г. увеличено с 225 тыс. до 250 тыс. долл..
В Японии для предприятий малого бизнеса существует широкая система льгот. Если прибыль предприятия не превышает 8 млн иен, то она облагается по ставке 28% (против обычной ставки около 40%).
Кроме установления отдельных пониженных ставок для предприятий малого бизнеса, налоговые ставки могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности. В данном случае установление ставки может быть направлено как на повышение, так и на понижение основной ставки налога в зависимости от цели установления дифференциации.
Например, в Бельгии ставка налога на прибыль может быть сокращена до 5%, если прибыль ввезена из-за границы и облагается налогом в стране ее получателя. Прибыль юридических лиц, не имеющих в Бельгии постоянного представительства, облагается налогом по ставке 43%.
В Испании для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний ставка налога составляет 40% (против стандартной в размере 35%), но при этом им предоставляется ряд льгот в виде свободного определения норм амортизационных отчислений и скидок на истощение недр. Компании страхования и кредитные кооперативы платят налог на прибыль по ставке 26%, производственные кооперативы — по ставке 20%.
В Сингапуре с 1 января 2013г. с целью стимулирования предпринимательской деятельности первые 1000 млн. долл. налогооблагаемых доходов вновь образованных компаний освобождаются от налогообложения на протяжении первых трех лет их деятельности в период между с 2013 до 2015 г.
Однако существует немало стран, на предприятиях которых прибыль облагается по единой ставке (Франция, Италия, Греция, Дания, Швеция и др.). На наш взгляд, осуществление механизма дифференциации ставок по видам деятельности или отраслям является наиболее оптимальным для целей выполнения регулирующей функции налога на прибыль.
Еще один способ предоставления корпорациям льготного режима обложения – налоговая амнистия. В современном налоговом праве термин «налоговая амнистия» имеет по крайней мере два значения. Одно из них будет рассмотрено ниже в связи с проблемой уклонения от налогов. Другое же значение определим сейчас: под налоговой амнистией понимают такую разновидность льготного обложения корпорации, которая предполагает возврат ранее уплаченных налогов.
Налоговая амнистия в последнее время активно используется как средство стимулирования внешнеторговых операций. Один из наиболее эффективный способов субсидирования экспорта, связанный с налоговой амнистией, состоит в значительном увеличении ставки косвенного налога и возвращения уплаченных налогов экспортеру. В такой ситуации при прочих равных условиях экспорт товара становится более выгодным, чем его реализация на внутреннем рынке.
Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы как отсрочку платежа или освобождение от уплаты налога.
Одной из важных тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан индустриальных стран стало также увеличение вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.
Ряд стран, где было принято решение об уменьшении налогооблагаемой базы по подоходному налогу с граждан на сумму деловых расходов, столкнулись с проблемой сложности определения суммы чистого дохода гражданина (т. е. дохода за вычетом сумм расходов, имеющих чисто деловой характер), что повлекло за собой жесткую регламентацию расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.
Итак, налоговые системы зарубежных стран содержат разветвленную систему налоговых льгот, различных исключений из установленных налоговых норм. Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о том, что предоставление налоговых льгот и вычетов в те или иные периоды экономического развития активно используется как действенный инструмент финансового регулирования экономики.
Налоговые льготы и вычеты одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики, эффективность которой направлена на поддержание экономических и социальных структур и невозможна без продуманного механизма применения налоговых льгот и вычетов.
Источник