Налоговые проверки зарубежных стран

Налоговый контроль в США

В Соединенных Штатах Америки налоговый контроль осуществляет Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), которая является государственным органом Федерального правительства Соединенных Штатов Америки. Служба занимается сбором налогов и контролирует соблюдение законодательства о налогообложении. Служба является одной из наиболее эффективных в мире организаций по управлению в области налогообложения. Служба помогает налогоплательщикам понять и выполнить свои обязанности по уплате налогов, а также применять налоговое законодательство честно и справедливо для всех.
Служба была создана Министерством финансов в соответствии с Законом США о налогообложении. На уровне субъектов Федерации взимание налогов возложено на налоговые службы штата. Налоговый аппарат штата Западная Вирджиния состоит из налогового управления штата, подчиненного Департаменту налогов и доходов, а также шести региональных управлений.
Служба внутренних доходов проводит различные проверки. Так, при проведении заочной проверки документы направляются по почте. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Службы налоговыми аудиторами в отношении налоговых деклараций и не затрагивает текущие вопросы осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика и предназначена для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов.
Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами. При проведении налоговых проверок сотрудники Службы анализируют документы, вызывают лицо для получения необходимых свидетельских показаний. Инструкциями Службы регулируются место, время проведения собеседования с налогоплательщиком, проверка документов. Налоговое законодательство США предусматривает проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года налогоплательщик может быть проверен только один раз, повторная проверка может быть назначена по письменной просьбе налогоплательщика). Законодательство обязывает Службу предоставлять налогоплательщику точную информацию о порядке взыскания налогов, процедуре обжалования, правах налогоплательщика.

Налоговый контроль в Канаде

В Канаде сбор налогов и сборов осуществляет Агентство дохода Канады (CRA). Оно является федеральным агентством и отвечает за реализацию налогового законодательства Канады, а также большинства провинций и территорий. Агентство дохода Канады было образовано в 2003 г. на базе Канадского таможенного и налогового агентства (CCRA), когда обязанности по реализации таможенного законодательства были переданы Канадскому агентству пограничных служб.
В задачи Агентства дохода Канады входит также контроль за соблюдением налогового законодательства. Федеральные налоги повсеместно взимаются Агентством через отделения, расположенные на территории страны. Агентство собирает только федеральные налоги: подоходный налог, акцизный налог, налог на заработную плату и т. д.
В целях борьбы с уклонением от уплаты налогов на уровне провинций создаются специальные подразделения. Так, в провинции Квебек создан отдел по борьбе с неуплатой налогов, который является специальным подразделением Министерства по доходам (Ministere du Revenu). Непосредственное расследование фактов уклонения от уплаты налогов осуществляется в провинции Квебек специальным подразделением — Главной дирекцией расследований (DPE), которое призвано обеспечивать противодействие финансовым правонарушениям. В задачи Главной дирекции расследований наряду с расследованием входит обеспечение возмещения ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями.

Читайте также:  Головной убор стран азии

Налоговый контроль в Германии

В Германии действует Налоговый департамент Министерства финансов. Контроль над соблюдением налогового законодательства осуществляют финансовые органы земель, которые подчинены федеральному Министерству по финансам. При финансовых ведомствах действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и проч.
Налоговый орган по собственному усмотрению принимает решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.
Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой.
Уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за четыре недели до ее начала, средние — за три недели, малые и мелкие предприятия — за неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин. Средняя продолжительность контрольных проверок составляет: 25—30 дней (на крупном предприятии), 15 дней (на среднем предприятии), 6—8 дней (на малом и мелком предприятиях).
Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное значение для налогообложения физических и юридических лиц, а также внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов.

Налоговый контроль в Италии

Италия является унитарным государством, для которого характерны два уровня бюджета: федеральный и местный. Функции по организации деятельности налоговой службы Италии возложены на Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов, который входит в состав правительства Италии (толкование законов, разработка законопроектов).
В состав Министерства входит Агентство налоговых поступлений. Его основными задачами являются сбор налогов, информирование налогоплательщиков, осуществление контрольных мероприятии, разработка мероприятий по выявлению уклонения от налогообложения, принятие решений в урегулировании спорных вопросов с налогоплательщиками, внедрение новых организационных моделей и моделей планирования. Непосредственную работу с налогоплательщиками — выдачу свидетельств о постановке на учет, сбор налогов, предъявление официальной налоговой претензии, решение спорных вопросов (рассмотрение жалоб налогоплательщиков) — осуществляют местные (провинциальные, муниципальные) инспекции Агентства. Они же проводят мероприятия налогового контроля. К проведению контрольных мероприятий в отношении субъектов, занимающихся мошенничеством, привлекается финансовая гвардия (финансовая полиция), которая подчиняется Министерству экономики и финансов. Финансовая гвардия является единственным военным органом Италии, уполномоченным в финансовых вопросах.
Финансовая гвардия существует более 200 лет, с 1881 г. ей было поручено контролировать всю систему налогообложения страны. Современная структура, функции финансовой гвардии установлены Законом 1959 г. Финансовая гвардия входит в состав Министерства финансов и имеет собственные академию, училище унтер-офицеров, легион курсантов. Министерство финансов Италии, в которое входят налоговые и таможенные органы, занимается только доходами. Возникающие разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами Италии (в случае, если спорная ситуация не урегулирована в Агентстве) разрешают налоговые комиссии. Они представляют собой трехуровневую систему судов, специализирующихся исключительно на налоговых спорах: первый уровень — провинциальная налоговая комиссия, второй — региональная налоговая комиссия, третий — Коллегия налоговых споров Верховного суда.

Читайте также:  10 крупных стран по лесам

Налоговый контроль во Франции

Во Франции в структуре Главной налоговой инспекции Министерства экономики, финансов и промышленности существуют три крупные организации, осуществляющие контроль на общенациональном уровне:
1) Национальная дирекция налоговых расследований (DNEF). В ее компетенцию входят исследование сведений, необходимых для исчисления налоговой базы, для контроля и для взимания налогов; выявление и констатация нарушений законодательства, налоговых и экономических регламентации и наказания за их нарушение; контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими или юридическими лицами, какой бы ни была их юридическая форма, какими бы ни были место регистрации или юридический адрес; выполнение расследований и частных поручений по просьбе Главного налогового управления; участие в расследованиях, проводимых центральной службой по вопросам о борьбе против подлога, уклонения от уплаты налогов и др.;
2) Дирекция национальных и интернациональных проверок (DVNI). Она осуществляет функции контроля одновременное другими компетентными службами на всей национальной территории, и вне территории для организаций, подлежащих налогообложению прибыли в соответствии с международным договором, или в ходе координированных организованных проверок в рамках международной помощи. Главной ее целью являются сбор сведений и контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими и юридическими лицами. В подведомственности DVNI находится большое число предприятий, поэтому некоторая часть полномочий может быть предоставлена региональным управлениям;
3) Национальная дирекция проверок налоговых ситуаций (DNVSF). Она функционирует на всей территории страны, одновременно с другими компетентными налоговыми службами осуществляя контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими или юридическими лицами. Дирекция рассматривает принципиальные вопросы по применению налогового законодательства к физическим или юридическим лицам, проверка которых возлагается на нее, так же как принятие участия в действиях, проводимых центральной службой в вопросах борьбы против подлога и уклонения от уплаты налогов, а именно относительно методов контроля за доходами. Главной ее целью является осуществление контроля над доходом физических лиц на всей территории страны. Также существуют управления в регионах и департаментах, проверяющие средних и мелких налогоплательщиков.
Во Франции существует два вида проверок:
1) обычные налоговые проверки, основной задачей которых являются проверки правильности ведения бухгалтерского учета;
2) налоговые расследования, являющиеся основой для привлечения налогоплательщика, помимо налоговой, к административной и уголовной ответственности (такие проверки проводит Управление налоговых расследований).
Особенностью органов, выполняющих налоговый контроль во Франции, является существование наряду с общим контролем дополнительного контроля через систему налоговых комиссий. Так, налогоплательщик, не согласный с выводами налоговой проверки, помимо возможности обращения в вышестоящую налоговую администрацию и в суд, имеет возможность обратиться в специальную комиссию, членами которой являются представители судебного органа, налоговой администрации, а также коммерции. Возглавляет такую комиссию (на правах председателя) судья. Рассмотрение спорного вопроса в такой комиссии является одним из важнейших элементов досудебной процедуры, и хотя в большинстве случаев решение принимается в пользу налоговых органов, в ряде случаев комиссия приходит к выводу, что прав налогоплательщик.

Читайте также:  Назовите моря которые омывают берега нашей страны

Налоговый контроль в Японии

Представляет интерес организация налогового контроля в Японии. Япония является унитарным государством, и для нее характерны: сравнительно невысокий совокупный уровень налогового бремени; общая ориентация налоговой системы на прямые налоги; щадящий режим налогообложения крупных корпораций. В Японии на Национальное налоговое управление, структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензинового», «дорожного» и гербового) налогов и сборов.
Обычно проверкам подвергаются крупные корпорации или лица, ведущие роскошный образ жизни, не соответствующий их официальным доходам. В случае возникновения обоснованных подозрений в уклонении от уплаты налога или в сокрытии части дохода проводится проверочное расследование обстоятельств нарушения налогового законодательства. Законодательством Японии созданы эффективные механизмы защиты законных интересов налогоплательщиков. Так, установлены две формы обжалования решений и действий налоговых органов: служебное (требование для пересмотра, первичное обращение налогоплательщика с жалобой в налоговый орган) и судебное.

Источник

Анализ опыта налогового контроля в зарубежных странах. «Горизонтальный мониторинг» в РФ как новый вид налоговой проверки

Дата публикации: 22.11.2019 2019-11-22

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Фарикова, Е. А. Анализ опыта налогового контроля в зарубежных странах. «Горизонтальный мониторинг» в РФ как новый вид налоговой проверки / Е. А. Фарикова, А. Д. Воронцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64188/ (дата обращения: 27.04.2021).

Процедура взимания налогов происходит посредством исполнения налоговых обязательств физическими и юридическими лицами, которые по большей части не заинтересованы в организации денежных ресурсов государства за свой счет. Ввиду изложенного, часто встречаются случаи нарушения налоговыми агентами или налогоплательщиками обязательств по уплате налогов, сокрытия имущества, искажения информации о доходах и так далее. Соответственно, для пресечения подобных нарушений норм налогового законодательства реализуется один из важнейших институтов — налоговый контроль.

Согласно п.1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом [1].

При исследовании системы налогового контроля, используемого в зарубежных странах, следует обратить внимание, во-первых, на теоретико-идеологические вопросы. Среди них важнейшую роль играет концепция налогового контроля и налоговой дисциплины.

Начнем с концепции налогового контроля. Для этого нам необходимо будет выделить несколько ее составляющих базовых принципов, которые закреплены тем или иным государством в основах налоговой системы.

Родоначальником формирования принципов налогообложения является Адам Смит. Так, по его мнению, есть четыре основных принципа:

  1. Принцип справедливости.
  2. Принцип определенности налогообложения.
  3. Принцип удобства налогообложения.
  4. Принцип экономичности взимания.

В последующем, иные экономисты раскрывали данные принципы более детально, наделяли их различной интерпретацией. Выделяем следующие принципы:

  1. Формирование отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами на основе равноправия, баланса прав и обязанностей сторон.
  2. Соответствие средств поставленным целям (принцип экономической эффективности). В случае назначения налоговой проверки отбор объектов осуществляется с позиции высокой вероятности обнаружения нарушений и, следовательно, увеличения объема доначислений.
  3. Неотвратимость наказания. Любые попытки обмануть государство со стороны налогоплательщика приведут к неизбежным негативным последствиям.
  4. Презумпция невиновности налогоплательщика [2].

В свою очередь, принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Следует также добавить, что основоположником многих современных стандартов взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов стал Комитет налоговых дел Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), учрежденный в 1956 году.

Сама по себе ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Процессы глобального экономического регулирования в области налогообложения имеют историческую и институциональную преемственность, так как ОЭСР фактически продолжила экономические исследования Лиги Наций (1919–1946).

В 1963 году Комитет ОЭСР по фискальным (налоговым) вопросам создал модельную налоговую Конвенцию по избежанию двойного налогообложения доходов и капитала. Кроме того, ОЭСР непосредственно принимала участие в разработке вариантов перечня прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений, которые в последующем легли в основу налоговых принципов многих государств.

В Докладе ОЭСР 2013 г. отмечалось, что концепция отношений, основанных на сотрудничестве и доверии, изложенная в исследовании 2008 г., доказала свою состоятельность. По информации, представленной государствами, с момента введения оперативного взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками им удалось увеличить поступления налогов. Налоговым органам рекомендуется сформировать такую среду, в которой возможны взаимоотношения на основе доверия между налоговыми органами, налоговыми консультантами и налогоплательщиками.

На текущий момент многие страны усиливают налоговый контроль посредством совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. На основе проведенного анализа, большинство стран с развитым налоговым администрированием, приходят к выводу о благотворном влиянии названных выше принципов в составе налоговых правоотношений, выразившемся в повышении законопослушности налогоплательщиков, увеличение добровольной уплаты налогов и, в конечном счете, на налоговые поступления.

Кратко проанализируем опыт налогового контроля в зарубежных странах на конкретных примерах.

Так, декларация прав налогоплательщиков в налоговом законодательстве Австралии основывается на следующих принципах:

– контроль действий сотрудников налоговой службы

– объяснение принятых решений

– честность и профессионализм в ведении дел.

Примечательным является опыт Австралии, где перед обращением в суд за оспариванием незаконного акта, налогоплательщик обязан погасить существующее налоговое обязательство. При этом, за налогоплательщиком закрепляется право на возврат уплаченной суммы с процентами в случае удовлетворения судом заявления налогоплательщика.

В Швеции в основе эффективной системы налогового администрирования лежит доверие налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе налоговой системы и выполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом [3].

Далее отмечаем, что налоговые органы Швеции способствуют правильному исчислению и уплате налогов со стороны населения при очевидно сложной национальной налоговой системе и частом внесении изменений в законодательные акты, регулирующие налогообложение. Так, в Парламенте Швеции еженедельно утверждается в среднем одна поправка к нормативным актам, касающимся налогообложения организаций. Данная помощь выражается в предоставлении различных справок и разъяснений. Помимо этого, в Швеции существует специальная комиссия по налоговому праву, которая выдает предварительное заключение о последствиях той или иной сделки по запросу налогоплательщика.

В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков. Более того, в рамках политики большего доверия налогоплательщикам Управление по прямым налогам Великобритании перешло на систему самоначисления налогов по подоходному налогу и налогу на прирост капитала, а также по налогу с корпораций. Однако следует отметить, что при такой системе налоговые органы могут проверять любые налоговые декларации, не приводя для этого никаких обоснований.

В стандарте обслуживания налогоплательщиков Службы внутренних доходов Ирландии, закреплены три основных принципа взаимоотношений с налогоплательщиками:

– последовательность, справедливость и конфиденциальность всех вопросов, обсуждаемых сотрудниками налоговых органов с налогоплательщиками;

– вежливость и предупредительность в общении;

– гарантия подлинности информации и права налогоплательщика на жалобы, апелляции и повторные проверки данных.

Рассмотрим еще такую распространенную форму налогового контроля в иностранных налоговых системах как институт предварительного налогового регулирования. Его смысл заключается в согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме:

– заключения налоговых соглашений;

– получения индивидуальных консультаций.

Например, в США имеют место процедуры альтернативного решения споров, которая предшествует подаче налоговой декларации:

– В ответ на запрос конкретное налогооблагаемое лицо получает разъяснения налогового органа; помимо этого, налогоплательщик может также запросить соглашение о налоговых обязательствах.

– Разъяснения охватывают несколько компаний, как правило, по отраслевому признаку (реже — региональному). Резолюции по отраслевым вопросам предназначены для решения спорных ситуаций посредством выпуска руководства (резолюции) [4].

В Канаде действует программа добровольного раскрытия. В случаях, когда в результате ошибки возникла налоговая задолженность, налогоплательщик может обратиться к данной программе, что позволит снизить суммы пеней и санкций.

Наиболее интересным представляется опыт Бельгии, где действует система предварительных соглашений с налоговым органом. Предварительное налоговое соглашение определено как юридический акт, при посредстве которого налоговые органы берут на себя условное одностороннее обязательство относительно порядка применения закона к ситуации или сделке, которая на момент обращения еще не имеет налоговых последствий. Процедура не является излишне формализованной, предполагает возможность предварительного согласования по электронной почте. Предварительная встреча может проводиться анонимно, до подписания соглашения стороны не обязаны встречаться [5].

В Нидерландах в рамках государственной программы был проведен эксперимент «горизонтального мониторинга», в котором было задействовано 20 компаний, большинство из которых участвовало в котировках на биржах; данный эксперимент имел большой успех, в следствие которого многие компании продолжили такую совместную работу.

В Израиле, при условии обращения о налоговом решении до окончания срока подачи годового отчета, можно консультироваться с фискальным органом в преддверии заключения сделки, во время ее исполнения и после ее совершения. Налоговые власти выдают решения двух видов:

– налоговые решения по соглашению, в соответствии с которым данное решение предписывает обязанности обеих сторон (налогового органа и налогоплательщика);

– налоговое решение без соглашения, по условиям которого налогоплательщик может не обращать на него внимание и может оспорить его в суде.

Опыт Франции в большинстве своем обобщает опыт Швеции и Израиля. Так, согласно положениям Свода фискальных процедур Франции, фискальный рескрипт дает налогоплательщику право направить в налоговый орган запрос о правомерности планируемой операции, вследствие чего он получает налоговую консультацию до заключения контракта. Принятое налоговое решение по результатам рассмотрения обращения является обязательным как для налоговых органов, так и для налогоплательщика, и изменению не подлежит. В случае непоступления ответа в предусмотренные законом сроки, налогоплательщик руководствуется позицией о полной правомерности совершаемой сделки, при этом, в будущем налоговые органы лишены права рассматривать данную сделку как правонарушение.

В Германии процедура рескрипта ограничена консультированием налогоплательщиков по вопросам исчисления и уплаты налога на заработную плату, таможенных сборов или оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. Опубликованные по данным вопросам позиции налогового органа являются обязательными для применения, но не ограничивают право налогоплательщика на судебную защиту [6].

Резюмируя изложенный опыт зарубежных стран можно сделать вывод о том, что государства прилагают значительные усилия на упрощение условий налогообложения физических лиц. Работа направлена на избавление граждан от обязанности по сбору и представлению информации о самих себе в налоговые органы и передачу этой функции в ведение налоговых органов. Налогоплательщики при этом, только исполняют обязанности по уплате налогов в случае согласия с предъявленной суммой. Кроме того, у налоговых ведомств пропадает контроль на уровне получателей доходов. Данный подход реализуется в форме системы удержания налога у источника выплаты, которая на протяжении долгого времени успешно применяется практически во всех европейских странах.

Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет налоговый мониторинг среди форм налогового контроля. Данная форма была разработана на основе проекта «горизонтальный мониторинг» и введена в действие в 2015 г.

Налоговый мониторинг это новая форма налогового контроля, заменяющая традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской/налоговой отчетности. Такой способ предоставления налоговых данных позволяет оперативно согласовывать с инспекцией предстоящие операции с точки зрения налогообложения.

Беспрепятственный онлайн-доступ к данным налогоплательщика позволяет снизить нагрузку на налоговые органы в части объема анализируемой информации, что предоставляет больше времени на сосредоточении ресурсов по проверки самых рисковых операций. Такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных моментов на этапе планирования операций и сделок (ст. 105.26 НК РФ).

По общему правилу в период проведения налогового мониторинга налоговый орган лишен права проводить выездную налоговую проверку, за исключением отдельных случаев (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Например, в ходе мониторинга выездная налоговая проверка может проводиться при следующих обстоятельствах:

– проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);

– невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);

– представление уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, выездную проверку проведут и при досрочном прекращении налогового мониторинга (пп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

В юридической литературе отмечаются следующие преимущества налогового мониторинга по сравнению с камеральными и выездными налоговыми проверками:

– отмена налоговых проверок;

– возможность оперативно исправить ошибку или объяснить нестандартную ситуацию в рабочем режиме;

– легитимная возможность взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом для решения практических вопросов;

– возможность налогоплательщика использовать взаимосогласительные процедуры после вынесения налоговым органом мотивированного мнения;

– возможность не начислять пени на недоимку, образовавшуюся в результате выполнения организацией мотивированного мнения налогового органа (п. 8 ст. 75 НК РФ), а также исключить вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Безусловно, не существует одного верного сценария, модели альтернативного разрешения споров с участием публичного элемента. Однако, резюмируя подходы зарубежных законодателей к урегулированию конфликтов в налоговой сфере, следует отметить, что правовое регулирование процедур альтернативного разрешения споров предоставляет налогоплательщику весьма широкий спектр процедур для разрешения конфликта или для его предотвращения.

Явным преимуществом налогового соглашения является четкость и ясность его условий, что исключает непредвиденные налоговые риски. Так, положительными последствиями заключения налогового соглашения являются: отсутствие налоговых санкций, а также основной суммы налога; избавление от дорогостоящих и длительных судебных процедур по разрешению возникшего конфликта.

Тем не менее необходима некая модель альтернативного разрешения споров, обеспечивающая баланс частных интересов и государственных, предполагающая, с одной стороны, прозрачность, доверие и сотрудничество между налоговым органом и налогоплательщиком, различные программы сотрудничества; с другой стороны, определенного рода последствия в виде штрафов (иных санкций) за нераскрытие информации, касающейся «агрессивного налогового планирования». Закрепление налогового мониторинга в НК РФ, безусловно, определенный и серьезный шаг в развитии внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров. Прозрачность и открытость деятельности налогоплательщика, готовность налогового органа к диалогу — все это слагаемые качественно новой модели отношений «налоговый орган — налогоплательщик». Вместе с тем впереди еще много проблем, необходимых для решения: это и обеспечение технологической составляющей процесса взаимодействия, а также изменения психологической компоненты отношений сторон. Кроме того, подобная модель, думается, должна обеспечивать интересы различных категорий налогоплательщиков: от крупного бизнеса до субъектов малого предпринимательства, а также иметь различные варианты урегулирования конфликта.

Источник

Оцените статью