Налоговые системы развитых стран: общие черты, тенденции развития. — Шпаргалки по теории и истории налогообложения
Модели налоговых систем и соотношение прямых и косвенных налогов в развитых странах. Унификация налогов как современное явление в рамках экономических союзов. Основные тенденции в развитии налоговых систем развитых государств. Особенности налоговых систем унитарных и федеративных государств.
Налоговая система – это результат развития налоговых отношений. В научном плане налоговая система появилась в обществе только на определенном этапе: в начале XX века.
Различают следующие элементы налоговой системы:
2) принципы построения налоговой системы;
3) способы уплаты и методы формирования налогов;
4) порядок изменения и отмены налогов;
5) формы осуществления налогового контроля.
Требованиями для создания оптимальной налоговой системы являются:
1) распределение налогового бремени должно быть равным;
2) соблюдение принципа нейтральности налогообложения;
3) при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
4) налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;
5) налоговая система должна быть справедливой, понятной налогоплательщикам, не допускать произвольного толкования;
6) административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом. В тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Однако при этом сохраняются следующие тенденции в развитии налоговых систем:
1) либерализация системы прямого налогообложения;
2) возрастание фискальной роли налогов на потребление;
3) усиление экологической направленности налоговой системы;
4) реформирование системы таможенного регулирования;
5) появление налоговой конкуренции;
6) возрастание роли налогов в международных отношениях;
7) усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов;
8) универсализация всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами.
Кратко охарактеризуем основные тенденции в развитии налоговых систем. Так, например, либерализация системы прямого налогообложения выразилась в снижении ставки налогов физических и юридических лиц при одновременном расширении базы налогообложения за счет уменьшения числа льгот. С другой стороны, некоторое уменьшение доли прямых налогов обусловило повышение значимости косвенных налогов, особенно НДС.
Современная экологическая обстановка все более настоятельно требует введения экологических налогов, которые построены по принципу «платит загрязнитель». В некоторых странах совершенно справедливо введены налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ, на бытовые и промышленные отходы.
В реформе системы таможенного регулирования среди мер нетарифного регулирования все большее значение приобретает введение налогов, прежде всего с протекционисткими целями.
С другой стороны, происходит возрастание роли налогов в международных отношениях. Действительно, в условиях экономической интеграции все более ощутимы такие процессы, как гармонизация и унификация налоговых систем. Особенно нагляден в этом отношении пример стран-участниц ЕС в вопросах применения НДС. Зачастую именно вопросы налогообложения решают выбор страны и место расположения главного офиса компании. Такая ситуация обусловлена следующей тенденцией в развитии налоговых систем: налоговой конкуренцией, под которой понимают создание наиболее благоприятных налоговых режимов в той или иной стране.
В качестве общей черты в развитии налоговых систем 80–90-х годов XX в. нужно обязательно указать солидарные усилия многих государств по борьбе с уклонением от налогов. Многие государства прореагировали на активизацию «теневого капитала» прежде всего через наделение правоохранительных органов соответствующими полномочиями по борьбе с налоговыми правонарушениями. Можно привести пример создания такой организации стран «Большой семерки», как «Международные силы по борьбе с финансовыми преступлениями».
Наконец, сравнительно недавно появилась новая тенденция в развитии налоговых систем, которую известный ученый В. А. Кашин характеризует как универсализацию всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами. Речь идет, прежде всего, о процессе реорганизации всей системы финансовых, социальных, экономических и других взаимоотношений населения с государством. Среди этих отдельных элементов можно отметить:
1) передачу в ведение налоговых органов учета и регистрации населения (в Швеции);
2) общегосударственного кадастра объектов недвижимости (во Франции);
3) поручение налоговым органам взыскивать с граждан некоторые виды государственных кредитов и контролировать распределение некоторых видов социальных пособий (в Великобритании);
4) применение регистрационного налога — «в целях учета любых операций с объектами недвижимости», не только продаж, но и договоров залога, сдачи в аренду и т.д. (в Италии) аналогичного налога и еще налога «на прописку граждан» (во Франции);
5) поручение налоговой службе представлять интересы государства в любых делах о банкротстве частных фирм (в Швеции);
6) использование статистической базы налоговых органов для формирования общей статистики национальных счетов государства (во Франции, Италии и других странах);
7) вовлечение налоговых органов в борьбу с преступностью (расследование преступлений и преследование преступников по обвинениям в неуплате налогов (в США, Великобритании и других странах);
8) регулирование международных отношений в сфере охраны окружающей среды через налоговый механизм Киотского протокола и т.д.
В России в развитие этой тенденции налоговым органам поручено вести регистрацию юридических лиц и частных предпринимателей.
Разумеется, общие тенденции развития налоговых систем обязательно накладываются на особенности каждой отдельно взятой страны. Одной из составляющей таких особенностей является ориентация современных налоговых систем на выполнение тех или иных задач.
В специальной литературе выделяют факторы, определяющие конкретные особенности национальных налоговых систем:
3) политические и социальные.
Отметим наиболее важные из них:
1) государственное устройство и административные возможности каждого уровня власти в конкретном государстве;
2) степень государственного вмешательства в экономику;
3) характер экономической политики.
Если рассматривать первый фактор – государственное устройство, то в специальной литературе выделяют налоговые системы федеративных и унитарных государств.
Рис. Уровни налоговой системы в зависимости от государственного устройства
В ходе дальнейшего анализа налоговых систем можно сделать ряд выводов. Прежде всего, налоги в развитых государствах принимают под разными названиями следующие основные формы:
1) подоходный налог с физических лиц;
2) подоходный налог с юридических лиц;
3) НДС, налог с оборота;
4) взносы в фонды социального страхования;
5) особые формы налогов на потребление;
6) отдельно рассматриваются поимущественный налог и налог на наследства и дарения.
Если основываться на теории налогов, то можно увидеть, что в налоговой системе стран с развитой рыночной экономикой налоги классифицируются на две группы (Табл. 2).
на доходы (прибыль) юрид. лиц
на доходы физ. лиц (личный подоходный налог)
ндс, налог с оборота
налоги на доходы от капитала в виде процентов
налоги с продаж
налоги на собственность (имущество)
налоги на сделки
Отдельно выделяют взносы в фонды социального страхования, целевые налоги, которые поступают:
1) в бюджетную систему (США);
2) в автономные фонды социального страхования (Национальный страховой фонд в Великобритании, Фонд социального страхования в Германии).
Причем, налоги и взносы в фонды соц. страхования составляют подавляющую долю государственных доходов (например, в Великобритании 98%).
В последние два десятилетия XX века общая картина прямого и косвенного обложения в развитых странах выглядела следующим образом (Табл. 3).
Соотношение между прямыми и косвенными налогами в развитых странах
Прямые налоги преобладают
Косвенные налоги преобладают
Более или менее уравновешенная структура
Повышение доли прямых налогов
Повышение доли косвенных налогов
в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии
в Норвегии, Франции, Австралии, Италии, Ирландии, Греции и Испании
в Норвегии, Италии, Финляндии, Швеции
в Великобритании, Германии, Финляндии, Канаде, Японии и США; в целом по странам ОЭСР
в Австралии, Италии и особенно в Швеции
Как видим, невозможно выделить в чистом виде и однозначно сказать о соотношении прямых и косвенных налогов в той или иной стране в связи с динамичным характером развития налоговой системы. На основании данной схемы возможные варианты структуры налоговой системы развитых государств можно представить следующим образом: 1) прямые налоги > косвенных; 2) прямые налоги Поделись с друзьями
Источник
Тема 10. Особенности налоговых систем экономически развитых стран мира
1. Налоговые системы экономически развитых стран мира.
2. Взаимодействие России и других стран в области налоговых правоотношений. Система взаимного информирования.
3. Формы международного сотрудничества.
Основные положения темы и проблематика рассматриваемых вопросов:
В современных условиях усиление интеграционных процессов, интернационализация и интенсификация хозяйственной жизни, развитие межгосударственных гуманитарных контактов существенно увеличивают круг проблем, требующих разрешения на международной основе. К их числу относятся и вопросы, имеющие налоговую природу.
Налогообложение как объект межгосударственного регулирования — явление хотя и сравнительно молодое, но уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества. Это подтверждается, в частности, практикой заключения налоговых соглашений. Если до второй мировой войны их количество было довольно незначительным, то в настоящее время только в рамках 24 государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) действует более 200 конвенций об избежании двойного налогообложения.
Анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретает все большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.
Становление и развитие международного налогового права — основного нормативного регулятора налоговых отношений на межгосударственном уровне — вызвало огромный интерес в научном мире и в то же время породило среди ученых множество дискуссий о природе данного явления. Разнообразие высказанных мнений и позиций может быть сведено к двум основным концепциям. Сторонники первой рассматривают международное налоговое право как часть (отрасль, подотрасль) международного публичного права. Так, М. Богуславский отмечает, что «интенсивность интернационализации хозяйственной жизни, сложность регулируемых отношений ставят вопрос о соотношении международного экономического права с международным налоговым правом, получившим большое развитие в последние годы. Хотя устранение двойного налогообложения — самостоятельный и весьма важный объект международно-правового регулирования, в конечном счете, речь идет о регулировании определенной части, сектора международных экономических отношений. Налогообложение играет все возрастающую роль в функционировании современной системы международных экономических отношений». Следовательно, международное налоговое право является «подотраслью международного экономического права».
Вторая концепция более распространена в зарубежной, нежели в отечественной правовой науке. Ее представители считают, что международное налоговое право охватывает все нормы национального и международного права, посредством которых регулируются вопросы налогообложения на межгосударственном уровне.
Другой важный блок отношений, связанных с международным налогообложением, — это отношения с участием физических и юридических лиц. К данной категории субъектов в налоговом праве применяется понятие резидентства.
Каждое государство в национальном законодательстве само определяет круг своих резидентов. Так, в Дании, Италии, Норвегии, Испании, Португалии, Германии и Швеции для приобретения статуса резидента необходимо проживание на национальной территории в течение более чем шести месяцев в каждом календарном году. Италия, кроме того, считает своими резидентами лиц, хотя и не проживших на ее территории установленного срока, но имеющих там «центр своих жизненных или деловых интересов».
Таким образом, гражданство, подданство, домицилий и другие признаки, характеризующие положение физических лиц в гражданском праве, обычно не принимаются во внимание при определении их налогового статуса. Однако имеется несколько исключений. Например, Франция связывает определение статуса физических лиц в сфере налогообложения с критериями гражданства и домицилия; критерий домицилия частично применяется также в налоговом законодательстве Великобритании и т. д.
Что касается юридических лиц, то по британскому законодательству компанией-резидентом считается любое корпоративное образование, деятельность которого управляется и контролируется из Великобритании. Внутреннее налоговое право США подразделяет юридических лиц на местные и иностранные компании. Местная компания определяется на основании принципа инкорпорации, в соответствии с которым резидентом Соединенных Штатов является любое корпоративное лицо, образованное по законам одного из пятидесяти американских штатов или по федеральным законам США. Аналогичные правила содержатся в законодательстве Швейцарии. Италия рассматривает в качестве своих резидентов любых юридических лиц, имеющих на территории Италии зарегистрированный центральный орган, место фактического руководства или осуществляющих основную деятельность в этой стране.
Юридические и физические лица не обладают суверенитетом, а, напротив, находятся под верховенством государства, подчиняются его власти и действию его законов. Так, по французскому праву компании-резиденты обязаны платить налоги с прибылей от деятельности, осуществляемой во Франции, а также с прибылей, обложение которых закреплено за Францией в силу международных соглашений об устранении двойного налогообложения. А компании-нерезиденты подлежат налогообложению с прибылей только в отношении их доходов, извлекаемых на территории Франции.
Основное содержание как национальных, так и международных налоговых правоотношений — одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Однако отличительной особенностью отношений с участием физических и юридических лиц, входящих в предмет международного налогового права, является то, что они возникают в международной сфере. Например, п
осле смерти шведского гражданина или лица, постоянно проживающего в Швеции, осталось имущество на ее территории. Наследниками признаны шведские граждане, проживающие в Швеции. Это имущество подлежит обложению налогом на наследство. Возникающие в данном случае фискальные обязательства не выходят за пределы одного государства и регулируются внутренним налоговым правом Швеции.
Приведенные рассуждения позволяют сделать определенные выводы. Безусловно, функционирование международного налогового права немыслимо без реализации основных принципов международного права (ius cogens), составляющих фундамент всей системы международных отношений, без применения положений права договоров и права международных организаций. Но в то же время международное налоговое право не может не обращаться к налоговым нормам национальных правовых систем. Во-первых, такая потребность вызывается возникновением ситуаций, не урегулированных международной договорной практикой. Во-вторых, налогоплательщик может отказаться от льгот, предусмотренных соглашением, если он предпочитает распространение на него внутренних норм. И, наконец, третий момент, который, пожалуй, является самым главным, состоит в том, что, хотя национально-государственные рамки налоговой политики перекрываются хозяйственными международными связями, фактор национального контроля за налогообложением пока что остается доминирующим.
Международное налоговое право может быть определено как особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения. Это сравнительно молодая научная дисциплина, отпочковавшаяся от всей сферы налогового права в специальное направление исследований.
Формы международного налогового сотрудничества определяются государствами самостоятельно. Как показывает практика, оно осуществляется либо на основе правил, предусмотренных национальными налоговыми законами, либо в силу специальных положений в налоговых соглашениях.
Для Российской Федерации значение международного сотрудничества по фискальным вопросам особенно усилилось в связи с распадом СССР, когда в бывших союзных республиках, ставших суверенными государствами, начались процессы формирования национального налогового законодательства, собственных финансовых органов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте налоговые системы экономически развитых стран мира.
2. Как происходит взаимодействие России и других стран в области налоговых правоотношений.
3. Какие Вы знаете формы международного сотрудничества в налоговой сфере?
ЛИТЕРАТУРА
Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество независимых государств: Учеб. Пособие. М.,2006.
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб. Юрцентр Пресс, 2006.
Налоговое право: Учебник для вузов/ отв. ред. к.ю.н., проф. Пепеляев С.Г. М., 2008.
Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А.Крохина. М.,2008. 656 с.
Источник