Налоговые системы экономически развитых зарубежных стран
В федеративных государствах (США, Германия, Канада) организовано три уровня бюджета и соответственно три уровня налоговых платежей — федеральные, региональные, местные.
Налоговая система США отражает трехступенчатую организацию государственной власти и состоит из федеральных налогов, налогов штатов и налогов местных органов власти.
Особенностью американской системы налогообложения является параллельное использование основных видов налогов. Так, население уплачивает три подоходных налога (федеральный, штатный и местный), три налога на прибыль с корпораций (федеральный, штатный и местный), Два вида поимущественного налога (штатный и местный).
Самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Данное положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Перед первой мировой войной число налогоплательщиков подоходного налога составляло около 1 млн. чел., в 1939 году — 5 млн. чел., а к середине 80-х годов превысило 100 млн. чел. Объектом обложения подоходным налогом является совокупный валовый доход, который складывается из различных источников (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, доходы по ценным бумагам и т.д.). Субъектом налогообложения является отдельный человек либо семья.
Второй по величине статьей доходов являются налоги на социальное страхование в отличие от других стран, в том числе и России, в США налоговое бремя от этих платежей почти в равной степени ложится как на работодателя, так и на работника.
Налог на прибыль корпораций в структуре доходов занимает место между подоходным налогом, налогом на социальные нужды и остальными налогами.
Доля поступлений от акцизов и таможенных пошлин в целом невелика. Около половины всех акцизов приходится на винно-водочные и табачные изделия.
Среди местных налогов отдельное место занимают экологические налоги. Установление этих налогов направлено на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов.
Финансовый контроль за уплатой налогов в США осуществляет Служба внутренних доходов (СВД), входящая в состав Министерства финансов. СВД, созданная еще в середине прошлого века, состоит из центрального аппарата, региональных налоговых управлений и налоговых управлений на местах.
Данные органы осуществляют следующие функции: 1) контроль за поступлением налогов; 2) правильность заполнения налоговых деклараций; 3) взимание задолженностей по налогам; 4) возврат налогоплательщику переплаченных сумм; 5) удержание штрафа с неплательщиков.
В Японии государственный бюджет только на 84% формируется за счет налоговых поступлений. Остальные 16% формируются за счет арендной платы, продажи земельных участков, доходов по ценным бумагам и др.
Основными налогами в Японии являются налог на добавленную стоимость, подоходный налог с юридических лиц (корпорационный налог), подоходный налог с физических лиц, местные налоги, в том числе предпринимательский налог, корпоративный муниципальный налог, уравнительный налог.
Самый высокий доход государству приносят корпорационный налог и подоходный налог с физических лиц. Корпорационный налог взимается с прибыли компаний. Ставки подоходного налога с юридических лиц в зависимости от видов организаций составляют от 27 до 42%, ставки подоходного налога с физических лиц — от 10 до 50%.
Столь высокий уровень налогообложения физических лиц считается оправданным в социальном плане, поскольку налоговое законодательство предусматривает большие скидки при исчислении налога: необлагаемый минимум, дополнительные льготы для многодетных семей, средства, затраченные на лечение, и т. д.
В 1989 г. введен НДС.
Среди специфических интересен уравнительный налог. Данный налог представляет собой фиксированную сумму, величина которой определяется по соответствующей таблице и зависит как от размера капитала юридического лица, так и от числа работающих на предприятии.
Налоговая система Франции отличается преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога.
Сбор налогов, поступающих в центральный и местные бюджеты, осуществляет единая налоговая служба. Среди центральных налогов преобладают налог на акционерные общества, налог на добавленную стоимость и подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость является основным и дает наибольшие налоговые поступления в бюджет страны. НДС исчисляется на каждой стадии производства и обращения в виде разницы между налогами, взимаемыми при продаже товара и при покупке материальных ценностей, использованных при его изготовлении.
Особенностью подоходного налога является то, что обложению подлежит доход не отдельного физического лица, а доход семьи.
Среди местных налогов выделяют профессиональный налог, налог на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю.
Основной закон Германии закрепляет основные положения налоговой системы Германии. Согласно Конституции, бюджет Федерации формируется за счет таможенных пошлин, большинства акцизных сборов, страховых сборов, налога с оборота капитала, вексельного сбора (федеральные налоги).
Землям причитается налог с имущества, налог с наследства, налог с владельцев автотранспортных средств, налог на пиво (налоги с земель).
Совместными источниками доходов (как Федерации, так и Земель) являются подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (совместные налоги). Поступления от первых двух налогов распределяются между Федерацией и Землями, при этом часть средств подоходного налога передается Общинам. 56% НДС поступает в доход Федерации, остальные 44% — в доход Земель.
Общинам причитается соответствующая доля подоходного налога, промысловый налог, налог с недвижимости (налоги общин).
В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образований, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .
Смотреть что такое «НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН» в других словарях:
Налоговые льготы — (Tax benefits) Налоговые льготы преимущество для налогоплательщиков Виды и эффективность налоговых льгот, законодательство о налоговых льготах, льготы 2013 Содержание >>>>>>>>> Налоговые льготы это, определение это преимущество, которое… … Энциклопедия инвестора
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Налоги — (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора
Недобросовестная налоговая конкуренция — Недобросовестная (вредоносная) налоговая конкуренция (налоговый демпинг) (англ. The Harmful Tax Competition, фр. La concurrence fiscale dommageable) юридический термин, применяемый национальными и международными регулирующими… … Википедия
Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора
Рецессия — (Recession) Содержание >>>>>>>>> Рецессия это, определение это производительности, которое характеризует нулевой или отрицательный основной показатель внутренний валовый продукт, протекающий на протяжении полугода и более … Энциклопедия инвестора
Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора
Макроэкономика — (Macroeconomics) Макроэкономика это наука, изучающая глобальные экономические процессы Определение понятия макроэкономика, макроэкономическая политика, функции и модели макроэкономического развития, макроэкономическая нестабильность и её… … Энциклопедия инвестора
Торговый баланс — (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора
Дефицит — (Deficit) Термин, означающий недостачу, недостаточность Превышение объёма импорта над объёмом экспорта; недостаток, нехватка чего либо Содержание Содержание Определение Товарный Дефицит в СССР Внутренние источники Внешние источники Требования к… … Энциклопедия инвестора
Источник
Особенности налоговых систем развитых стран мира
Налоговая система США
Налоговая система Великобритании
Налоговая система Германии
Налоговая система Франции
Налоговая система Японии
Особенности налоговых систем развитых стран мира
В развитых странах доля налогов достигает более 90 % доходной части бюджета. Одновременно налоги широко используются для вмешательства государства в хозяйственное развитие.
В каждой стране в соответствии с налоговым законодательством ставятся конкретные задачи, например:
· в США — поддержание конкурсной среды, защиты интересов среднего класса и справедливого распределения НД для большинства американцев, стимулирование развития среднего и малого бизнеса;
· в Великобритании — поощрение занятости, содействие накоплениям и долгосрочным инвестициям.
Основным показателем экономической роли налогов, а также налогового бремени на макроуровне стал удельный вес налоговых поступлений в ВВП. Он колеблется от 28,4 в Японии до 45,7 % во Франции (1996 г.).
В налоговой системе, представляющей собой совокупность налогов, а также форм и принципов их построения, исчисления и взимания, четко выделяются налоги на доходы (прибыль) юридических лиц и доходы физических лиц; налоги на доходы от капитала в виде процентов; налоги на собственность (имущество); косвенные налоги: акцизы, НДС, налоги с продаж, таможенные пошлины.
Взносы в фонды социального страхования, являясь по существу целевыми налогами, поступают в бюджет (США) или социальные внебюджетные фонды (Великобритания, ФРГ).
В таких странах, как США, Канада, Япония и некоторых других, преобладают прямые, во многих других — косвенные (Франция) налоги. В Великобритании, Италии, ФРГ косвенные и прямые налоги примерно одинаковы.
В годы высоких темпов инфляции во всех странах наблюдается рост темпов прямых налогов в ВВП за счет косвенных.
В прямом обложении ведущую роль играют налог на прибыль (доход) с юридических лиц и подоходный налог. Во всех странах предпочтение отдано налогу на доходы физических лицв ущерб юридическим. Особенно высока его доля в ВВП у США (10,7 %), Канаде (13,9 %), Италии (10,8 %). Система построения его в отдельных странах очень сложная. Во многих странах действует минимальный необлагаемый минимум, который соответствует минимальному прожиточному минимуму.
Взносы в фонд соцстраха в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развитию (ОЭСР) по объему поступлений практически достигли подоходного налога, а в ряде стран: Франции, Германии, Италии, Японии — превысили его.
Налог на доходы юридических лиц относительно невысок, и его удельный вес колеблется от 1,4 % ВВП у ФРГ до 4,7 % у Японии. Незначительная роль этого налога в доходах бюджета связана с целенаправленной политикой государства, которая предполагает оставить большую часть прибыли в распоряжении предприятий для самофинансирования.
Главные косвенные налоги:
· «налоги на потребление», в том числе НДС (налагающиеся на каждую стадию производства и обращения в процентах к добавленной стоимости), налог на продажи на конечной стадии в процентах к продажной цене, налог с оборота на каждой стадии производства (в процентах к товарной продукции); *
· акцизы в виде высокой надбавки к цене специально отобранной группы товаров; таможенные пошлины;
· взносы предпринимателей на соцстрах, они включаются в издержки производства.
Наличие разветвленности бюджетной системы в государстве объясняет необходимость распределения налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Проблема налогового федерализма свойственна всем. При ее решении используют разные методы:
· закрепление определенных налогов за соответствующим бюджетом (пример, в США подоходный налог — за федеральным, поимущественные налоги — за региональными бюджетами, поземельный налог — за местными);
· установление постоянных норм распределения из вышестоящего в нижестоящие бюджеты (например, в Германии налог на прибыль делится поровну между федеральным бюджетом и землями);
· определение трансфертных платежей в пользу слабых нижестоящих бюджетов.
Развитие налоговых систем в послевоенный период шло неравномерно.
До конца 70-х годов для них была характерна политика высокого налогообложения, отвечающая требованиям кейнсианства:
· действовали высокие ставки налога на прибыль (они часто превышшга 50 %) при широко распространенных налоговых льготах для стимулирования нового предпринимательства в отдельных отраслях или регионах;
· высокопрогрессивный подоходный налог: в некоторых странах ставка достигала высокого предела (в Великобритании — 91 %); одновременно предусматривались низкие ставки для малых доходов;
• косвенные налоги сохраняли свое фискальное назначение. С 80-х годов страны, пережившие высокие темпы инфляции,
отходят от кейнсианства. Экономическая наука разрабатывает новую модель развития — «экономика предложений». Она требовала ограничения налогообложения, введения низких налогов, стимулирующих производство, прибыль, а следовательно, и новый приток налогов в казну государства.
США
Налоговая система США характеризуется широкой разветвленностью. Она включает федеральные, региональные (штатные) и местные налоги. Эти налоги являются не только важным доходом бюджетов страны, но и занимают центральное место в реализации экономической политики американского правительства.
Наиболее крупные и стабильные поступления дают федеральные налоги. Они составляют примерно 70 % от всех налоговых доходов.
Среди федеральных налогов преобладают прямые налоги. Haпервом месте по объему поступлений стоит подоходный налог, который обеспечивает около половины налоговых поступлений федеральному правительству. Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум и три налоговые ставки.
Далее по величине поступлений стоят отчисления на соцстрахование, которое выплачивает как предприниматель, так и работник. Установленная ставка делится пополам. Налог на доходы корпорации приносят в федеральный бюджет не более 10 %. Ставки налога прогрессивны (ставок три, причем с высокой прибыли взимается дополнительный сбор в размере 5 %, т.е. максимальная ставка налога 34 % фактически возрастает до 39 %).
В Великобритании, как унитарном государстве, налоговая система охватывает государственные и местные налоги, а также взносы на социальное страхование. В целом все налоговые поступления составляют 98 % государственных доходов.
С помощью налогов перераспределяется до 36 % ВНП страны, что обуславливает возможность регулирования производства. Налоговая политика выполняет следующие задачи:
1. ускорение централизации и концентрации производства и капитала;
2. стимулирование научно-технического прогресса;
3. расширение экспорта товаров и услуг;
4. изменение отраслевой и географической структуры экономики.
Подоходный налог, являясь самым массовым, взимается у источника по шедулярной системе (каждая шедула применяется для определенного вида доходов):
· доход от недвижимости (шедула А);
· доход от дивидендов по гособлигациям (шедула С);
· доход от предпринимательской деятельности (шедула D);
· доход от работы по найму (шедула Е);
· доход и социальные выплаты от ценных бумаг (шедула F);
Наибольшее значение имеет шедула Е. Работодатели выступают агентами налога (изъятие у рабочих происходит 1 раз в неделю, у служащих — 1 раз в месяц).
По подоходному налогу устанавливается необлагаемый минимум, который индексируется в связи с инфляцией, семейные скидки, вычеты на социальные выплаты (исключаются пособия одиноким матерям, пенсии по инвалидности и т.п.). Кроме того, вычитаются суммы, вложенные в акции английской промышленности. Установлена прогрессивная шкала обложения (20 %, 24 % и 40 %).
Налог на прибыль корпораций (дающий госбюджету 14 % налоговых поступлений) взимается с чистой прибыли, подсчитывается путем уменьшения валовой прибыли на сумму скидок и льгот. Ставка установлена 33 %, но малые предприятия облагаются по ставке 24 %. Компания имеет право на ускоренную амортизацию в особых случаях, она может достичь 100 % (если предприятие вкладывает средства в научно-исследовательские разработки).
Германия
Налоговая система страны как федерального государства включает три вида налогов: федеральные, региональные (налоги земель), местные. В целом они составляют 37—38 % ВВП страны.
Налоги являются основным доходом сводного бюджета, они дают около 80 % всех доходов.
К федеральным налогам относятся таможенные пошлины, некоторые акцизы, сборы в бюджет ЕС (собственные налоги), подоходный налог, корпорационный налог, НДС (совместные налоги с землями).
В бюджеты земель полностью поступают поимущественный налог с физических лиц (собственный налог), подоходный налог, корпорационный, НДС (совместный с центром).
Местные налоги — это поземельный, промысловые налоги (собственные), подоходный налог, НДС (совместный с центром, регионом) В налоговой системе преобладают прямые налоги, и первое место принадлежит подоходному налогу с физических лиц. Он обеспечивает около 1/3 всех налоговых поступлений казне.
Подоходный налог прогрессивен, его ставки колеблются от 19 до 53 % (данные на начало 90-х годов).
Франция
Налоговая система страны, так же как и других экономически развитых государств, многообразна и разветвлена. Она включает государственные и местные налоги.
В целом доля налоговых поступлений в ВВП несколько выше 40 %.
Отличительной особенностью французской налоговой системы является преобладание косвенного обложения. Среди косвенных налогов первое место принадлежит НДС, именно Франция является родоначальницей этого налога, который был введен в стране в 1954 г.
Налог на добавленную стоимость облагает все товары и услуги, потребленные и использованные на территории страны. Экспорт товаров освобожден от НДС, лица, уплатившие его, пользуются правом зачета. Не платят этот налог госучреждения, осуществляющие административные функции, сельскохозяйственные предприятия и некоторые лица свободных профессий (частнопрактикующие врачи, преподаватели и т.п.). Законом предусмотрен необлагаемый минимум (установлена минимальная сумма оборота).
Объектом обложения выступает продажная цена товара или услуги. Действуют три вида ставок: повышенная — 22 % (на автомобили, табачные изделия, парфюмерию); основная — 18 % и пониженная — 5,5 % (на продовольствие и сельскохозяйственную продукцию, книги, медикаменты).
Ставки подоходного налога прогрессивны и колеблются от 0 до 56,8 %.
Свободными экономическими зонами (СЭЗ)называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.
СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.
Цели образования СЭЗ:
· создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
· освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
· активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
· мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.
Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.
Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:
· оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
· комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
· технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
· внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.
Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.
Причины образования СЭЗ
СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.
При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.
Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.
Классификация СЭЗ
Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:
· Особые экономические зоны
· Территории особого режима
· Специальные экономические зоны
· Зоны свободного предпринимательства
Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:
· Банковские и страховые услуги
Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:
Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:
Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:
Мировой опыт организации СЭЗ
Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.
В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.
Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ». Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.
Причины формирования СЭЗ на территории РФ:
· необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
· создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
· мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
· привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.
ОФФшорные
Ведение оффшорной деятельности нельзя отделить от планирования и оптимизации налоговых сборов, уменьшения налогов на доходы частных лиц и предприятий. Следующие причины обуславливают ее повсеместное применение:
· во-первых, регистрировать организацию в оффшоре может человек с любым гражданством и уровнем благосостояния, независимо от расовой принадлежности или национальности.
· во-вторых, любой грамотный предпринимать может осуществлять управление, которое по большей части связано с контролем банковского счета фирмы и работой с сотрудниками.
· в-третьих, регистрация оффшорной фирмы может стать эффективным инструментом развития для любого дела.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 433 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник