Налоговые системы страны снг

Налоговые системы стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: — рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; — сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
— выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………. 5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………. ……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………. ……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………. …17
2.2 Налоговая система Украины…………. ………………………………. 22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ…. 33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

Налоговые системы стран СНГ.doc

Курсовая работа 41 с., 1 рис., 17 источников.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, СТРАНЫ СНГ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, НАЛОГОВАЯ БАЗА, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Тема: Налоговые системы стран СНГ: проблема и перспективап развития

Объект: налоговые системы стран СНГ

Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.

Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития.

1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………. 5

1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5

1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………. ……11

2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………. ……17

2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………. … 17

2.2 Налоговая система Украины…………. ………………………………. .22

2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27

3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ…. 33

Список использованных источников………………………………………..…. 40

Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других признаков. Обобщение опыта построения налоговых систем других государств позволит понять суть государственного регулирования налоговых отношений как инструмента налоговой политики. Это поможет разобраться: как налоговые системы влияют друг на друга, как можно в хозяйственной деятельности использовать особенности этих налоговых систем.

После распада единого народнохозяйственного комплекса СССР бывшие союзные республики стали суверенными государствами, которые образовали качественно новое межгосударственное образование — Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ в современных условиях состоялось как межгосударственное политико-экономическое объединение. Экономическая взаимозависимость государств-участников Содружества, растущее понимание того, что переориентация на третьи страны, где их продукция, за исключением ряда сырьевых товаров, пользуется недостаточным спросом, может привести к дальнейшему ухудшению и деградации структур их экономик, объективно являются факторами, способствующими сближению государств-участников СНГ.

В настоящее время страны СНГ стоят перед необходимостью выработки согласованных действий, вплоть до унификации законодательств в сфере налогообложения, торговли и таможенного дела, координации действий в области экспорта и импорта, формирования на их базе общего рыночного пространства. За прошедшее время медленно идет процесс создания общего экономического пространства.

В этих условиях актуально исследование и сравнительное изучение налоговых систем государств — членов СНГ.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей и в сравнительном анализе налоговых систем отдельных стран содружества независимых государств (в частности, Беларуси, Украины и Казахстана), выявлении проблем и направлений гармонизации налоговых политик СНГ.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи:

— рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ;

— сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;

— выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.

При написании курсовой работы использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам построения налоговых систем и проведения налоговых политики странами СНГ, материалы периодических изданий по проблемам совершенствования налоговой политики и ее гармонизации.

Структура работы определена её целью и задачами и состоит из введения, трёх глав и заключения, с приложением списка использованных источников.

1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ

1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ

Налоги в СССР в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поскольку «чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству». Изъятие прибыли происходило в различных формах («плата за фонды», «отчисления от прибыли» и др.), в дальнейшем заменённых индивидуальными нормами платежей для каждого предприятия. По тем же идеологическим причинам утверждалось, в частности, что налог с оборота в СССР имел только «внешнюю форму налога» и им не являлся.

Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, «совместных» и др.), разрушение идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и уже с 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Следует отметить, что принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолен соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения прибыли корпораций (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от нее быстро отказались).

Таким образом, основой налогообложения предприятий уже с 1991 г. стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудовые и природные ресурсы с учетом данного ограничения устанавливали республиканские и местные органы государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков — 55%; для совместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30% ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.

Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением па предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.

После распада единого народнохозяйственного комплекса СССР союзные республики стали суверенными государствами, которые образовали качественно новое межгосударственное образование — Содружество Независимых Государств — для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него входят все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств и вышедшей из его состава Туркмении; Грузия заявила о выходе из состава СНГ в 2008 г. после войны в Южной Осетии. СНГ имеет богатый потенциал по своим природным ресурсам: занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает 4,4 % населения планеты.

Государства-участники СНГ поставили перед собой задачу сформировать общее экономическое пространство на основе развития межгосударственной кооперации и сотрудничества. 24 сентября 1993 г. был подписан многосторонний Договор о создании Экономического союза.

Согласно этому Договору предусматривается поэтапное движение Союза в направлении дальнейшей интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства.

На первом этапе поставлена задача создать межгосударственную ассоциацию свободной торговли, которая предусматривает отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором этапе необходимо образовать таможенный союз, а в его рамках установить общий таможенный тариф и проводить скоординированную внешнеторговую политику.

На третьем этапе предполагается создать общий рынок капиталов и рабочей силы. И наконец, на заключительном этапе страны создают валютный союз, что обеспечит тесное согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики. Таким образом, Экономический союз позволит:

а) свободно перемещать товары, услуги, капиталы и рабочую силу;

б) проводить согласованную денежно- кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;

в) осуществлять гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся сторон;

г) перейти на общую статистическую базу.

Одно из основных направлений сотрудничества — гармонизация налоговых систем. Предполагается начать с гармонизации (сближения и унификации) основных видов налогов и согласования основных законодательных положений о порядке взимания налогов и сборов.

В условиях либерализации цен и растущей доли частной собственности налоговые системы нуждались в реформировании в соответствии с требованиями рыночной экономики. Преобразования начались в первую очередь с налогов, являющихся основными источниками налоговых доходов бюджетов — налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов. Значительные изменения в налоговые системы стран внесены в период с середины 1990-х годов по 2001 г.

При реформировании налоговых систем страны СНГ в различной степени использовали консультации западных специалистов по налогам. В частности, Международный валютный фонд предложил рекомендации, согласно которым налоговая система страны должна обладать следующими характеристиками:

— преимущественное использование налогов с выручки, таких как налог на добавленную стоимость, желательно с единой ставкой и минимумом льгот; акцизов на нефтепродукты, алкогольную продукцию, табачные изделия и другие товары, потребление которых необходимо ограничить;

— налог на прибыль организаций, взимаемый по единой умеренно низкой ставке, соответствующей максимальной ставке налога на доходы физических лиц; минимальным возвратом налога из бюджета при отдельных видах стимулирования;

— простая в администрировании форма налога с доходов физических лиц с небольшим количеством налоговых вычетов, умеренной предельной ставкой и максимальным использованием практики удержания налога у источника выплаты дохода;

— налогообложение импорта на минимально возможном уровне и освобождение экспорта от налогообложения с целью стимулирования международной торговли;

— отсутствие мелких налогов, администрирование которых является неэффективным.

При проведении налоговых реформ страны СНГ на первоначальном этапе широко использовали опыт России, но в дальнейшем направления осуществления реформ значительно различались.

Отметим, что основные виды взимаемых в государствах — участниках СНГ налогов соответствуют наиболее распространенным в мировой практике налоговым платежам. В частности, это налог на прибыль (доход) юридических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог с определенными модификациями и другое. В то же время налоговая система каждой страны имеет свои особенности, обусловленные целым рядом обстоятельств. Общая проблема — высокая налоговая нагрузка на предприятия, одно из следствий — сложности при формировании доходной части государственных бюджетов во всех странах — участницах СНГ. Как показывает мировая практика, причинами реформирования налоговой системы любой страны являются состояние экономики и государственного бюджета.

Источник

Глава 25. Особенности налоговых систем стран СНГ

После изучения материалов данной главы вы сможете:

• Обосновать необходимость гармонизации налоговых систем государств-участников СНГ;

• Объяснить принципы применения НДС при международной торговле;

• Дать характеристику налоговых систем отдельных стран Содружества;

• Сравнить налоговые системы стран СНГ.

После распада единого народнохозяйственного комплекса СССР бывшие союзные республики стали суверенными государствами, которые образовали качественно новое межгосударственное образование – Содружество Независимых Государств. Одним из главных экономических последствий распада когда-то единого экономического пространства явилось сокращение товарообмена между странами-членами СНГ (см. табл. 25.1). В свою очередь ослабление экономических связей в пределах Содружества привело к переориентации внешнеэкономических связей стран-участниц на государства дальнего зарубежья предоставляющие им кредиты. Но, несмотря на эти негативные тенденции, высокая степень взаимозависимости государств-членов СНГ сохраняется. Например, в общем товарообороте России со странами Содружества в I полугодии 1999 г. на долю Украины приходилось 38,3 % (1998 г. — 35,5 %), Беларуси — 38,7 % (38,4 %), Казахстана — 12,0 % (16,0 %) [11, с. 47]. Масштабы сотрудничества России с бывшими республиками СССР определяются в первую очередь исторически сложившимися связями, территориальной близостью.

Дальнейшее расширение внешнеэкономических связей внутри СНГ является одним из условий выхода стран-членов СНГ из экономического кризиса, структурной реорганизации экономик и повышения их эффективности. Важнейшая задача интеграционного сотрудничества – создание механизма регулирования взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Не менее актуальны проблемы гармонизации налоговых отношений.

Гармонизация налоговых отношений в государствах-членах СНГ предполагает достижение следующих целей:

• объединение и унификация внутреннего рынка СНГ и интенсификация интеграционных процессов;

Таблица 25.1. Структура и динамика внешней торговли России

со странами СНГ в январе-июне 1999 г. *

Страны Экспорт Импорт Оборот
в $ млн в% к январю-июню 1998 г. в$ млн в% к январю-июню 1998 г. в$ млн в% к январю-июню 1998 г.
Всего СНГ 4622,8 62,2 3615,0 54,1 8237,8 58,3
ТС СНГ 2200,0 60,5 2138,5 61,1 4338,5 58,1
В том числе:
Азербайджан 51,1 69,6 39,9 30,4 91,0 44,5
Армения 24,8 41,9 9,6 35,8 34,4 40,0
Беларусь 1656,5 68,2 1531,3 60,6 3187,8 64,3
Грузия 24,5 39,8 21,2 63,9 45,7 48,2
Казахстан 480,1 43,6 512,3 43,5 992,4 43,5
Киргизия 35,9 55,7 53,9 65,6 89,9 61,2
Молдавия 137,1 72,8 101,9 29,5 239,0 44,8
Туркмения 25,3 36,8 38,4 146,2 63,7 67,3
Таджикистан 27,5 66,1 41,0 100,2 68,5 83,0
Украина 2057,3 68,4 1099,0 54,1 3156,3 62,4
Узбекистан 102,7 30,6 166,5 46,9 269,2 39,0

* Внешнеэкономический бюллетень. – 1999 г. – № 1 1. – С. 47.

• упразднение налоговых границ и создание условий, обеспечивающих свободное перемещение товаров;

• рационализацию структур налоговых систем и унификацию порядка исчисления и взимания налоговых платежей.

Следует отметить, что на сегодняшний день в рамках регулирования внешнеторговых отношений принят целый ряд документов. В частности, действуют единая «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств», двусторонние соглашения России с отдельными странами СНГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество; о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и т. п. Имеются также более детализированные договоренности внутри Таможенного Союза. Однако следует отметить, что в настоящее время соглашения между Правительством РФ и правительствами государств-участников СНГ о принципах взимания косвенных налогов, в частности, налога на добавленную стоимость, при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств-сторон соглашения, не ратифицированы. Как известно, существуют два принципа обложения внешнеторговых операций налогом на добавленную стоимость:

• на основе места производства, т. е. принцип «страны происхождения»;

• на основе места потребления, или «принцип страны назначения».

При осуществлении торговли в пределах СНГ налог на добавленную стоимость взимается по принципу «страны происхождения». Это означает, что налогом облагаются экспортируемые и не облагаются импортируемые товары (см. табл. 25.2) [18,с.24].

Различия, имеющиеся в национальных законодательствах, препятствуют формированию общего рыночного пространства. Поэтому в условиях обсуждения второй части Налогового кодекса России и разработки Модельного налогового кодекса государств-членов СНГ особую актуальность приобретают знания особенностей налогообложения в этих странах. Основные виды взимаемых в государствах-участниках СНГ налогов соответствуют наиболее распространенным в мировой практике налоговым платежам (см. табл. 25.3). В частности, налог на прибыль (доходы), налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог с определенными модификациями имеют место в налоговых системах этих стран. В то же время налоговая система каждой страны имеет свои особенности, обусловленные состоянием экономики, национальными традициями. В рамках одной главы учебника невозможно рассмотреть все страны, входящие в СНГ, особенности налогообложения проанализируем на примере Казахстана, Украины, Беларуси, Азербайджана.

Прежде всего рассмотрим существующие в СНГ региональные объединения. Так, в период 1994-1999 гг. были образованы следующие объединения стран:

• Союз Беларуси и России, оформленный договором от 2 апреля 1997 г. Затем 8 декабря 1999 г. стороны подписали договор о создании Союзного государства;

• Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана;

• Центрально-Азиатское экономическое сообщество, объединяющее Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан;

• Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).

Казахстан, Киргизия и Таджикистан входят одновременно в состав двух союзов – Таможенного и Центрально-Азиатского экономического сообщества. Центральным звеном интеграции СНГ является Таможенный союз. С учетом территориальной близости и сложившихся экономических связей можно говорить о целесообразности присоединения к данному союзу Украины. Для гармонизации налоговых законодательств необходимо изучить особенности каждого налога в отдельных странах и аккумулировать положительный опыт.

Косвенные налоги оказывают большое влияние на политику ценообразования, им принадлежит наибольшая доля в доходах бюджетов многих стран-членов СНГ. Поэтому особую актуальность имеет гармонизация налоговых законодательств в отношении взимания косвенных налогов. Важнейший косвенный налог – налог

Таблица 25.3. Классификация налогов некоторых государств-участников СК
Страна Общегосударственные налоги Местные налоги и сборы
Казахстан 1. Подоходный налог с юридических и физических лиц 2. Налог на добавленную стоимость 3. Акцизы 4. Налог на операции с ценными бумагами 5. Специальные платежи и налоги недропользователей 1. Земельный налог 2. Налог на имущество юридических и физических лиц 3. Налог на транспортные средства 4. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью 5. Сборы за право занятия отдельными видами деятельности 6. Сбор с аукционных продаж
Кыргызстан 1. Подоходный налог с физических лиц 2. Налог на прибыль юридических лиц 3. Налог па добавленную стоимость 4. Акцизный налог 5. Земельный налог 1. Курортный налог 2. Налог на рекламу 3. Сбор с владельцев собак 4. Гостиничный налог . 5. Сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, конкурсов и выставок, проводимых в коммерческих целях 6. Сбор за парковку автотранспорта 7. Налог на право использования местной символики 8. Сбор со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах 9. Сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов 10. Налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению 11. Налог на право охоты и рыболовства 12. Налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье 13. Налог с казино 14. Налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж 15. Налог на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади или их части 16. Налог с владельцев транспортных средств
Украина 1. Налог па добавленную стоимость 2. Акцизный сбор 3. Налог на прибыль предприятий 4. Налог па доходы физических лиц 5. Таможенная пошлина 1. Налог с рекламы 2. Коммунальный налог 3. Гостиничный сбор 4. Сбор за парковку автотранспорта 5. Рыночный сбор
Украина 6. Государственная пошлина 7. Налог на недвижимое имущество (недвижимость) 8. Плата (налог) за землю 9. Рентные платежи 10. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин 11. Налог на промысел 12. Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета 13. Сбор за специальное использование природных ресурсов 14. Сбор за загрязнение окружающей природной среды 15. Сбор на обязательное социальное страхование 16. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование 17. Сбор в Государственный инновационный фонд 6. Сбор за выдачу ордера на квартиру 7. Курортный сбор 8. Сбор за участие в бегах на ипподроме 9. Сбор за выигрыш в бегах на ипподроме 10. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме 11. Сбор за право использования местной символики 12. Сбор за право проведения кино- и телесъемок 13. Сбор за право проведения местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей 14. Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, следующего за границу 15. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг 16. Сбор с владельцев собак
Молдова 1. Подоходный налог 2. Налог на добавленную стоимость 3. Акцизы 4. Приватный налог 5. Таможенная пошлина 6. Сборы, взимаемые в дорожный фонд 1. Земельный налог 2. Налог на недвижимость 3. Налог на использование природных ресурсов 4. Сборы за благоустройство территории 5. Сбор за право проведения местных аукционов и лотерей 6. Гостиничный сбор 7. Сбор за размещение рекламы 8. Сбор за использование местной символики 9. Сбор за размещение объектов торговли 10. Рыночный сбор 11. Сбор за парковку автотранспорта 12. Курортный сбор 13. Сбор с владельцев собак 14. Сбор за право проведения кино-, телесъемок 15. Сбор .»а пересечение государственной границы 16. Сбор за право продажи в таможенной зоне 17. Сбор за право оказания услуг по перевозке пассажиров

на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих западноевропейских стран, но в каждой стране СНГ имеются некоторые особенности в определении перечня его плательщиков, налогооблагаемой базы, порядке возмещения входного НДС, сроках уплаты. В рамках СНГ была достигнута унификация ставок НДС. Основная ставка составляет 20 %. В то же время существуют различия в перечнях товаров, облагаемых по ставке 10 % и нулевой ставке. При осуществлении внешней торговли в будущем предполагается переход на взимание НДС в рамках Таможенного союза по принципу «страны назначения».

При взимании акцизов в рамках Таможенного союза имеет место проблема двойного налогообложения, что ведет к искусственному повышению цен на импортируемые товары и препятствует развитию взаимной торговли. Имеются существенные различия в перечнях подакцизных товаров, ставках. Кроме того, в Казахстане, например, акцизами облагаются не только товары, но и игорный бизнес. В каждой отдельной стране на большинство товаров установлены специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах. Поэтому выравнивание этих ставок представляет особую сложность. Целесообразно установление специфических ставок в условных денежных единицах, например в евро.

Налог на прибыль или подоходный налог с юридических лиц – составная часть налоговой системы любой страны. Рассмотрим особенности его взимания. Во всех странах Таможенного союза, кроме Кыргызстана, плательщиками налога являются все юридические лица, в том числе иностранные предприятия. В Кыргызстане налог уплачивают только юридические лица-резиденты; в Беларуси в качестве плательщиков выступают также участники договоров о совместной деятельности, которые осуществляют эту деятельность и получают выручку; в России прибыль от совместной деятельности учитывается у каждого участника договора в составе внереализационных доходов и облагается по общей ставке.

Имеются существенные различия и в ставках налога. В России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане основная ставка налога на прибыль установлена в размере 30 %, в Беларуси – 25 %. Следует учесть, что доходы по некоторым видам деятельности облагаются по ставкам, отличным от основной. Так, юридические лица-нерезиденты, не имеющие постоянного учреждения в Таджикистане, уплачивают налог по следующим ставкам: с роялти – 20 %; с доходов в виде процентов и дивидендов – 12 %; с доходов по фрахту – 6 %; с доходов по страховым платежам, от оказания услуг связи и транспортных услуг при осуществлении международной связи и перевозок – 4 %.

Размер ставок может зависеть также от категории налогоплательщиков. В Беларуси, например, вместо основной предусмотрены пониженные ставки:

• по предприятиям (за исключением занимающихся розничной торговлей), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат, со среднегодовой численностью работающих в промышленности до 200 человек, в науке – до 100 человек, в строительстве и в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы до 25 человек – 15 %;

• по предприятиям агропромышленного комплекса по прибыли, полученной от производственно-технического обслуживания АПК, – 10 %;

• по предприятиям АПК по прибыли, полученной от строительства и ремонта производственных объектов АПК, – 7 %.

Местные органы власти устанавливают также фиксированные суммы налога на прибыль для предприятий мелкорозничной торговли в зависимости от товарооборота, ассортимента товаров и вида торговой точки.

Специфическими особенностями характеризуется такой элемент налога на прибыль, как объект обложения. В России объектом обложения является валовая, в Беларуси – балансовая прибыль, в Казахстане и Кыргызстане – совокупный облагаемый доход, т. е. разница между совокупным годовым доходом и вычетами из него, в Таджикистане – разница между валовыми доходами и вычетами. При сходстве порядка определения налогооблагаемой базы по данному налогу в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане имеются некоторые различия в составе расходов, подлежащих вычету. Кроме того, в Таджикистане объектом обложения прибыли предприятий-нерезидентов, не связанной с постоянным учреждением, выступает весь доход у источника выплаты без вычетов.

Наиболее унифицированный налог в рамках Таможенного союза – налог на имущество юридических лиц. Он взимается во всех странах, кроме Кыргызстана. Плательщиками налога являются все предприятия и организации. Ставка налога достаточно низкая и составляет в Таджикистане 0,5 %, в Беларуси и Казахстане – 1 %. В России максимальная ставка составляет 2 %, в пределах которой органы власти субъектов РФ могут устанавливать конкретный размер ставки. Некоторые отличия имеются в определении налогооблагаемой базы, в порядке предоставления льгот и сроках уплаты [8, с. 2-3].

Принятие Модельного налогового кодекса явится еще одним серьезным шагом на пути гармонизации налоговых отношений стран СНГ. Предусматривается возможность применения специальных налоговых режимов. Имеются в виду системы налогообложения вмененного дохода для определенных видов деятельности; при выполнении соглашений о разделе продукции; сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предполагается, что данный кодекс:

• регламентирует основы построения и функционирования налоговых систем государств Содружества, порядок введения изменения и отмены общегосударственных налогов, принципы установления местных (региональных и муниципальных) налогов;

• определит правовое положение налогоплательщиков, налоговых и других органов, осуществляющих налоговый контроль, налоговых агентов и других участников налоговых правоотношений;

• установит основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий (бездействия) должностных лиц налоговых и других контролирующих органов.

Далее рассмотрим налоговые системы отдельных стран СНГ более детально.

Республика Казахстан

В Казахстане действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета, и местные налоги, выступающие в качестве доходных источников местных бюджетов. Состав налогов приведен в табл. 25.3.

Важнейшей составляющей налоговой системы Казахстана является налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих западноевропейских стран. Объект обложения и облагаемый оборот определяются, как и в России. Плательщиками НДС являются все юридические лица, в том числе нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение; физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Подразделения юридического лица могут самостоятельно уплачивать НДС по разрешению Министерства государственных доходов Республики Казахстан. Большое значение для налогоплательщиков имеет порядок возмещения налога. В Казахстане НДС по приобретенным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам подлежит возмещению из бюджета независимо от факта их оплаты покупателями. Следует отметить особенности в определении налогооблагаемого оборота. В частности, в облагаемый оборот по подакцизным товарам не включается сумма акциза. Кроме того, налогооблагаемой базой по импортируемым товарам является только таможенная стоимость товаров и транспортных средств, что соответствует принципу однократности налогообложения.

Основная ставка НДС установлена в размере 20 % от облагаемого оборота, а пониженная ставка в размере 10 % применяется на основные продовольственные товары, скот и птицу в живом весе, продукты детского и диабетического питания, комбикорма по специальному перечню. Кроме того, по нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, международные перевозки пассажиров, товаров, животных, багажа и почты. Однако экспорт товаров и международные перевозки в государства-участники СНГ, с которыми у Казахстана не заключены международные договора, предусматривающие обложение по нулевой ставке, облагаются НДС в общеустановленном порядке. Нулевая ставка применяется и при реализации резидентами на территории республики продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности, что является одной из мер по поддержке внутренних производителей. По этой ставке облагается и реализация на первичных торгах аффинированных драгоценных металлов (золота и платины). Применение нулевой ставки является двойной льготой: с одной стороны, реализуемые товары освобождаются от налога; с другой – из бюджета возмещаются суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, выполненным работам и оказанным услугам, использованным при производстве таких товаров.

Плательщиками подоходного налога с юридических и физических лиц являются все юридические лица, кроме Национального банка Республики Казахстан, и физические лица, в том числе юридические лица-нерезиденты, граждане иностранных государств и лица без гражданства. Объектом обложения выступает облагаемый доход, который исчисляется как разница между совокупным годовым доходом и соответствующими вычетами. Совокупный доход налогоплательщика-резидента состоит из доходов, полученных в Казахстане и за его пределами, а в совокупный доход нерезидентов включаются только доходы, полученные в пределах Казахстана. Совокупный доход* состоит из:

• доходов от предпринимательской деятельности;

• доходов, получаемых в виде оплаты труда и пенсионных выплат;

• имущественного дохода физических лиц.

Доход от предпринимательской деятельности включает в себя:

а) доходы от реализации продукции, работ, услуг, в том числе все денежные или другие средства за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и другие операции, полученные или подлежащие получению, в том числе направленные в порядке взаиморасчетов третьим лицам или на погашение прямых или косвенных расходов;

б) доходы от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений, а также активов, не подлежащих амортизации, с учетом корректировки их стоимости на инфляцию;

в) доходы от внереализационных операций – дивиденды, доходы по процентам; безвозмездно полученные денежные средства и имущество; субсидии юридическим лицам, кроме полученных из государственного бюджета; доходы от сдачи в аренду имущества; доходы за согласие ограничить предпринимательскую деятельность или закрыть предприятие; доходы от списания долгов; компенсируемые вычеты и некоторые другие.

* При всей схожести понятий «доход» и «прибыль» между ними существует одно принципиальное различие: прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами, произведенными в рамках хозяйственной деятельности, а под доходом при отсутствии дополнительных указаний в большинстве случаев понимается лишь непосредственная выручка налогоплательщика без учета понесенных им расходов [17,с. 258].

К доходам, получаемым в виде оплаты труда, относятся все доходы физического лица за работу по найму; отрицательная разница между стоимостью услуг или товаров, реализуемых работникам, и ценой приобретения или себестоимостью этих услуг или товаров; суммы списанных работодателем долговых обязательств в пользу работника; уплаченные работодателем суммы взносов по добровольному страхованию жизни или здоровья своих работников; другие расходы работодателя, являющиеся прямым или косвенным доходом его работников.

К имущественному доходу физических лиц относится прирост от реализации следующих видов активов с учетом корректировки их стоимости на инфляцию: недвижимого имущества, не являющегося местом постоянного жительства налогоплательщика; ценных бумаг и других нематериальных активов; иностранной валюты; ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата.

В целях налогообложения производится корректировка совокупного годового дохода на те виды доходов, которые облагаются по ставкам, отличным от основной. В частности, прирост стоимости от реализации ценных бумаг и доли участия в юридическом лице-резиденте с учетом корректировки на инфляцию, полученный физическими лицами, облагается по ставке 15 %. Кроме того, вычитаются суммы положительных курсовых разниц, связанные с предпринимательской деятельностью юридических и физических лиц.

Из совокупного годового дохода юридических и физических лиц вычитаются все расходы, связанные с его получением, в том числе расходы по оплате труда, предоставлению материальных и социальных благ работникам, а также отчисления в Фонд государственного социального страхования, в Государственный фонд содействия занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный центр по выплате пенсий, накопительные пенсионные фонды, Дорожный фонд. Вычету подлежат также штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам; убытки, возникающие при реализации строений, используемых в предпринимательской деятельности более трех лет; расходы, понесенные юридическим лицом на содержание государственной социальной сферы в соответствии с установленными нормативами затрат. Убытки от предпринимательской деятельности переносятся для погашения на срок до пяти лет за счет совокупного годового дохода будущих периодов. Кроме того, физическим лицам предоставляется право на вычет в размере одной минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц на самого работника и члена семьи, состоящего на его иждивении. При этом налоговым вычетом на иждивенцев может воспользоваться только один из членов семьи.

По подоходному налогу предусмотрен ряд льгот, которые носят преимущественно социально-направленный характер. В частности, освобождаются от налогообложения доходы таких юридических лиц, как добровольное общество инвалидов Республики Казахстан, Казахское общество слепых, Центр социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития, Центральный Комитет ДОСААФ, а также производственные организации, являющиеся собственностью этих обществ, Казахской организации ветеранов войны в Афганистане, кроме доходов от посреднической деятельности. Совокупный годовой доход производственных организаций, в которых инвалиды составляют не менее 30 % от общего числа их работников, уменьшается в целях налогообложения на двукратную сумму расходов по оплате труда инвалидов, взносов на государственное социальное страхование и в Государственный фонд содействия занятости, касающихся инвалидов.

Не облагаются подоходным налогом следующие доходы физических лиц: государственные пенсии, стипендии и пособия, в том числе выплаты по больничным листам; алименты на детей и иждивенцев; стоимость имущества, полученного в виде дарения или наследования от одного физического лица другим физическим лицом; а также в виде гуманитарной помощи; материальная помощь из бюджета.

Налогооблагаемый доход юридического лица облагается налогом по ставке 30 %. Исключение составляют юридические лица, для которых земля является основным средством производства. Они уплачивают налог по ставке 10 % от доходов, полученных от непосредственного использования земли. Проценты, дивиденды, выплачиваемые юридическим и физическим лицам, облагаются у источника выплаты по ставке 15 % и дальнейшему налогообложению не подлежат. Доходы нерезидентов из казахстанских источников, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам:

• дивиденды и проценты – 15 %;

• страховые платежи, выплачиваемые по договорам страхования или перестрахования рисков, телекоммуникационные и транспортные услуги международной связи или перевозках между Казахстаном и другими государствами – 5 %;

• роялти, доходы от оказания услуг, включая услуги по управлению, консультационные услуги, доходы по аренде и другие доходы –20%.

Совокупный облагаемый доход физических лиц облагается по дифференцированным ставкам в зависимости от размера дохода по специальной таблице.

Акцизами облагаются не только товары, произведенные на территории Республики Казахстан, и импортируемые товары, но и игорный бизнес. Перечень подакцизных товаров является единым как для внутренних производителей, так и для импортируемых товаров и включает в отличие от России более широкий круг товаров. Конкретные ставки утверждаются правительством республики. При этом различают специфические (твердые) и адвалорные (процентные) ставки.

Объектами обложения выступают:

1) по товарам как из собственного, так и из давальческого сырья – стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар или объем готовой продукции в натуральном выражении;

2) при передаче товаропроизводителем подакцизного товара в качестве натуральной оплаты, безвозмездно и в товарообменных операциях – стоимость товаров собственного производства, не включающая акцизы, или объем продукции в натуральном выражении;

3) по импортируемым подакцизным товарам – таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством республики, или объем продукции в натуральном выражении;

4) по игорному бизнесу – выручка от игорного бизнеса.

Если подакцизная продукция производится из сырья, но которому был уплачен акциз на территории Казахстана, то начисленная сумма акциза по реализованной продукции уменьшается на сумму акциза, уплаченного по сырью, а по подакцизным товарам – на стоимость марок акцизного сбора.

Сроки уплаты зависят от вида подакцизных товаров. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет момент реализации по методу начислений или по кассовому методу. Акцизы на спирт этиловый, водку, ликероводочные изделия, крепленые напитки, соки и бальзамы, вина, коньяки, шампанские вина, пиво, виноматериалы уплачиваются в бюджет не позднее третьего дня после дня реализации товаров. По табачным изделиям, осетровым и лососевым и их икре, ювелирным изделиям, меховым шкуркам, изделиям из натурального меха, одежде из натуральной кожи, изделиям из хрусталя, бензину, легковым автомобилям, огнестрельному и газовому оружию, выручке от игорного бизнеса акцизы перечисляются в бюджет в следующие сроки:

• по товарам, реализованным в течение первых десяти дней месяца, – не позднее тринадцатого числа отчетного месяца;

• по товарам, реализованным в течение вторых десяти дней месяца, – не позднее двадцать третьего числа отчетного месяца;

• по товарам, реализованным в течение оставшихся дней, – не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным.

По данному налогу предусмотрен ряд льгот. В частности, не облагаются акцизами такие импортируемые подакцизные товары, как конфискованные, бесхозяйные ценности, перешедшие по праву наследования государству, товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, в благотворительных целях, ввезенные для дипломатических служб и представительств. Экспортируемые подакцизные товары освобождаются от акцизов при условии подтверждения факта экспорта. Следует иметь в виду, что в соответствии с международными договорами могут быть предусмотрены взаимные расчеты за поставки товаров по ценам, включающим акцизы.

Налогообложение пользователей недр исходя из основных видов контрактов разделяется на две модели. Первая модель предусматривает уплату пользователями недр всех видов налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Казахстана. Вторая модель предусматривает уплату (передачу) пользователями недр доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату следующих видов налогов и других обязательных платежей: подоходного налога с юридических лиц, дохода постоянного учреждения иностранного юридического лица, НДС, бонусов, роялти, сбора за государственную регистрацию юридических лиц, сборов за право занятия отдельными видами деятельности и других обязательных платежей. Первая модель устанавливается во всех видах контрактов, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых действует вторая модель налогового режима. Доля Республики Казахстан, получаемая по контрактам о разделе продукции, является источником республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в размере, определенном законом о республиканском бюджете на очередной год.

Специальные платежи и налоги пользователей недр включают бонусы (подписной, коммерческого обнаружения, добычи), роялти, налог на сверхприбыль. Все виды бонусов и роялти являются вычетами при определении облагаемого дохода для подоходного налога и налога на сверхприбыль.

Украина

Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законами Украины порядке в бюджеты и в государственные целевые фонды, составляет налоговую систему страны. На Украине взимаются 17 общегосударственных, 16 местных налогов и сборов (см. табл. 25.3). Налог на добавленную стоимость был введен в 1992 г., и его доля составляет около 60 % от всех налоговых поступлений*. В отличие от многих стран НДС взимается по унифицированной ставке, поэтому по данному налогу предусмотрено очень много льгот. Объектом обложения при экспорте является стоимость отгруженной продукции. При этом уплаченные суммы налога на добавленную стоимость возмещаются предприятиям после поступления выручки на счет.

Круг плательщиков, методика расчета совокупного облагаемого дохода по подоходному налогу с физических лиц такие же, как в России. В соответствии с принятой классификацией к общегосударственным налогам относится и гербовый сбор, плательщиками которого являются все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, осуществляющие маркировку документов, определенных как объект обложения. Маркировке подлежат все хозяйственные договора, векселя, кроме выдаваемых органами исполнительной власти, учредительные документы. Ставки гербового сбора дифференцированы в зависимости от размера уставного фонда, от суммы, подлежащей уплате по договорам, векселям. Марки гербового сбора реализуются управлением Сбербанка, его региональными управлениями и отделениями.

Источник

Читайте также:  Различия между культурами разных стран
Оцените статью