- Проект «Создай свою страну»
- С чего начать?
- Создаем свою страну
- 1. Где находится страна на карте мира?
- 2. Форма страны
- 3. Формы рельефа, природные зоны и экологические системы в стране
- 4. Цивилизация vs природа
- 5. Климат и сельское хоз-во
- 6. Населенные пункты и основные достопримечательности.
- 7. Ресурсы и особенности страны
- Символы государства
- Что может дать такой проект?
- Борис Заходер. Считалия
- Урок литературного чтения 1 класс
Проект «Создай свою страну»
Изучая тему «Общество» по программе «Окружающего мира» за 3-й класс, сын очень заинтересовался идеей устройства государства. Ему незамедлительно пришла в голову мысль создать и придумать свою собственную страну, с собственным флагом, с собственной картой, собственными законами и так далее.
Я сама хотела предложить сыну создать такой проект и раздумывала на тем, как бы получше воодушевить его на это. Оказалось, что этого совсем не потребовалось. Все получилось само собой.
С чего начать?
Чего и следовало ожидать, мой юный ученик сразу же пожелал начать создание страны с флага, герба и гимна. Но у меня было другое мнение на этот счет. И при помощи наводящих вопросов и недолгих размышлений мы сошлись на том, что заходить надо с другой стороны.
Флаг, герб и гимн — это символы государства. А символы соответственно должны что-то символизировать. Каждый флаг и герб несут в себе какую-то историю или легенду, цвета и символы что-то означают.
Поскольку мы пока ничего не знаем о нашей новой стране, не знаем ее особенностей, характеристик, уникальных черт — нам очень трудно придумать достойные флаг и герб, которые бы характеризовали именно наше новое государство.
Подумав и поразмыслив, ребенок пришел к выводу, что сначала нужно создать саму страну.
Создаем свою страну
Мы сразу договорились, что не будем сильно стремиться к полной реалистичности в нашем проекте. Климат может не соответствовать климатическому поясу, в котором будет находиться наша страна. То же самое касается флоры и фауны нового государства.
Итак, можно приступать…
1. Где находится страна на карте мира?
Во-первых, определяемся, где на карте мира будет находиться наша страна?
- Будет ли это остров в океане?
- Или она чудесным образом появится среди реальных стран на каком-нибудь континенте?
- Имеет ли она выход к морю, океану?
- С какими странами граничит?
Наша страна оказалась островом в Индийском океане. Координаты — 32 градуса южной широты и 50 градусов восточной долготы. Имя для страны придумалось сразу — Кавия.
2. Форма страны
Далее рисуем желаемую форму нашего государства. Тут ребенку предоставляется полная свобода творчества. Если страна «образовалась» между уже существующих государств. надписываем соседей по ее границам.
3. Формы рельефа, природные зоны и экологические системы в стране
Определитесь с ребенком, будут ли в Вашей стране:
- горы или горные массивы,
- пустыни,
- джунгли,
- вулканы,
- большие озера,
- реки (большие и маленькие),
- зоны вечной мерзлоты,
- леса,
- моря,
- болота и т.д.
Нанесите всё это на Вашу карту.
4. Цивилизация vs природа
Определитесь, какая часть страны дикая и незаселенная людьми, а какая — разработанная и цивилизованная.
5. Климат и сельское хоз-во
- Какой климат будет в нашей стране?
- Длинное ли лето?
- Есть ли зима и насколько она холодная?
- Что можно выращивать людям?
- Сколько урожаев в год можно собирать?
- Что люди могут делать зимой, а что летом? (пляжный отдых, лыжи, санки и т.д)
6. Населенные пункты и основные достопримечательности.
Придумай и нанеси на карту:
- столицу государства,
- 5-10 крупных городов,
- аэропорт или аэропорты (если есть)
- морские или речные порты,
- основные железнодорожные или автомобильные магистрали,
- основные достопримечательности страны и интересные места для туристов и местных жителей (придумать 5-10 мест)
7. Ресурсы и особенности страны
- 3 главных полезных ископаемых (что добывается в стране);
- 3 главных сельскохозяйственных ресурса (что выращивается в промышленных масштабах);
- 3 самых известных продукта, которые производятся в стране;
- 3 любимых праздника;
- 3 национальных блюда;
- культура и ремесла (возможно, какой-то особый народный промысел, известный художник или композитор, национальный танец и т.д.)
- легенды или особые мифы о стране.
У нас вкратце получилось следующее:
В Кавии добывается золото, нефть, железо и камень. Дерева очень мало, поэтому дома и здания преимущественно каменные. В стране растет много всего, но в промышленных масштабах выращивается виноград, пшеница, ананасы, кокосы и бананы. Поэтому Кавия знаменита своим вином, хлебом и экспортирует ананасы, кокосы и бананы по всему миру.
3 национальных блюда — банановая каша, пицца с ананасами и хлеб по-кавски. Приезжающие туристы с удовольствием угощаются этими вкуснейшими блюдами, а сами жители едят их практически каждый день.
3 наиболее популярных, массовых и известных продукта — стекло (так как в Кавии много песка), вино и великолепнейшие золотые украшения.
Любимые праздники кавчан — День Линогора и Новый Год.
Когда-то в Кавии была большая засуха и богатырь Линогор расчистил реку и вода хлынула в долину. Все жители спаслись, богатырь героически погиб, и еще образовалась достопримечательность — Линогорский водопад. В настоящее время это праздник урожая, праздник воды и природы и всего самого хорошего.
Символы государства
Теперь мы располагаем достаточной информацией, чтобы подойти к такой серьезной задаче — разработке символов нашего нового государства. Используя всю имеющуюся информацию, попробуем создать такие флаг и герб, чтобы они характеризовали именно нашу страну. Ну и если у Вас еще не появилось названия для страны, самое время его придумать)))
Что может дать такой проект?
Мне вообще в целом очень нравятся проекты в учебе. Это увлекательно, познавательно, полезно и весело. Это и развивает воображение, и систематизирует знания, и помогает увидеть связи между разными учебными дисциплинами. Это — прекрасный семейный досуг, это возможность пообщаться с ребенком, обсудить с ним важные вещи. Одним словом, мы очень любим проекты.
Именно этот проект тоже был очень интересен и полезен.
- Ребенок очень четко увидел (не без помощи наводящих вопросов взрослых, предположений и размышлений) взаимосвязи между жизнью человека и местом, где он живет. Что образ жизни человека, его деятельность может зависеть от рельефа местности, климата и природы, которая его окружает.
- Мы поняли, сколько нужно мудрости правителю, да и каждому человеку, чтобы разумно распорядиться ресурсами, которые даны природой.
- Мы провели много времени вместе, в совместном творчестве и общении.
- После завершения проекта, мы пригласили нашего папу на презентацию и сын опробовал себя в роли лектора.
- Сейчас мы имеем готовую страну для игр и дальнейшего творчества: хоть делай по ней настольные ролевые игры, хоть сочиняй фольклор, хоть пиши книги))))
Источник
Борис Заходер. Считалия
Стихотворение Заходера Считалия из сборника лучших стихов Заходера от Deti-Online.com.
Из окошка мне видна
Расчудесная Страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки.
Сам Заяц Белый вас встречает,
Как будто в вас души не чает.
Неутомимо, в сотый раз
Он повторяет свой рассказ —
И вот уже вы там, как дома!
Все так привычно, так знакомо:
И многошумный Лес Дубовый
(Хотя он здесь шумит века,
Но с виду он совсем как новый),
И Мост, Дорога и Река —
Здесь ехал Грека через Реку
И сунул руку в реку Грека.
Тут шла Собака через Мост —
Четыре лапы, пятый — хвост!
Вот знаменитые Вареники
(Их ели Энеке и Бенеке);
Там, помнится, Кады-Мады
Корове нес ведро воды.
А вот Крылечко Золотое,
Горячим солнцем залитое
И днем и ночью.
А на нем,
Набегавшись, сидят рядком,
Сидят, обнявшись, как родные,
Цари, Сапожники, Портные.
А ты кем будешь? Выбирай!
Страна чудес! Чудесный край!
Здесь — аты-баты, аты-баты! —
Не на войну, а на базар
Шагают добрые Солдаты
И покупают самовар,
Здесь за стеклянными дверями —
Веселый Попка с Пирогами.
Он пироги не продает,
А так ребятам раздает.
И счастье даром здесь дается!
А горе — если иногда
Посмеет заглянуть сюда —
Надолго здесь не остается:
Ведь здесь и горе не беда!
Здесь весело блестят слезинки,
Здесь плачут так, что хоть пляши!
Здесь — в самой маленькой корзинке
Все, что угодно для души!
Да, все — буквально все на свете!
И то, чего не видел свет!
И разве только смерти нет —
Ее не принимают дети.
(Здесь иногда в нее играют,
Поскольку здесь — не то, что тут
Лишь понарошку умирают,
По-настоящему живут!)
Здесь и не то еще бывает:
На небо месяц выплывает,
А вслед за ним встает Луна.
Здесь Мальчик Девочке — слуга!
Здесь своеволие в почете,
Но строго властвует закон,
И — если нет ошибки в счете —
Послушно все выходят вон.
И я здесь побывал когда-то.
И, повинуясь счету лет,
Я тоже вышел вон, ребята,
И мне, увы, возврата нет.
Мне вход закрыт бесповоротно,
Хотя из каждого двора
Так беззаботно и свободно
Сюда вбегает детвора,
Хоть нет границы, нет ограды,
Хотя сюда — рукой подать,
И может статься, были б рады
Меня здесь снова повидать.
Источник
Урок литературного чтения 1 класс
по литературному чтению на тему: «Считалочки в стране Считалия» Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки». Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса; знакомить с самым любимым детьми писателем. Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной. Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету; Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке. Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок Работать дружно начинаем, Ни минуты не теряем! Знаете, что произошло сегодня утром? Я по улице шагала, и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона – гордость нашего района, Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица, Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается менялась. — А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. -Вот с таким хорошим настроением и начнём наш урок литературного чтения. Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. II . Постановка учебной задачи. -Сегодня мы с вами отправляемся в одну очень необычную страну! А в какую вы мне сейчас скажите сами! Внимание на доску! а) На доске записано : Бразилия, Англия, Вообразилия, Монголия, Считалия. – Прочитайте. Что это записано? Назовите одним словом. ( Страны . ) – Какие из них можно найти на карте? – Где находятся остальные? ( В фантазиях, воображении людей . ) – Кто придумал Вообразилию и познакомил нас с ней? ( Б. Заходер . ) -А в какую необычную страну попадём мы сегодня?(Считалию). -Сегодня на уроке мы поговорим об одном из фольклорных жанров: считалке,они знакомы каждому из вас с детства. -Что вы ждёте от урока? -Поставьте для себя цели на урок (На доске слова: Знать Уметь Применять). — Что мы должны знать? (Что такое считалка, какие виды существуют). — Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать). — Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома). — Кто ставит для себя выполнить все три цели? — Хорошо, в конце урока подведем итог, как вы справились с поставленными целями. Цели поставили, теперь нужно их выполнять. – Как вы думаете, кто выдумал Считалию? А кто живёт в этой волшебной стране?(ответы детей) -Давайте посмотрим фильм про эту удивительную страну!(Мультфильм «Страна-Считалия») Из истории считалок Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы — считалку. Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу — помочь распределить работу. В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества — делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные «тайные» слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными: Ази, двази, n ризи, зизи, Пятом, мятом, шума, рума, Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже «детских» считалок: За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке — теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни. И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие — недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение . — Давайте сыграем в игру «Кто лучше всех говорит скороговорки».Каждый ряд- это команда.(какпитанов выбираем с помощью считалочки) — Бык тупогуб, у быка губа тупа. — Ткет ткач ткани на платки Тане. — Сидит Алеся с печки ноги свеся -Ребята, а как нам определить кому какая достанется скороговорка? (Посчитаемся). -Кто знает считалочку и посчитает? -Ребята, как вы думаете мы сейчас побывали в стране Считалии, а когда это происходит? -Кто знает ещё считалочки? Расскажите их нам. -Вы много знаете считалок. Автор нашего учебника предлагает нам познакомиться ещё с несколькими. Откройте учебник на стр. 110-111.Давайте прочитаем их выразительно. -И наша страничка начинается со стихотворения, в котором нам говорится, как же мы и когда попадаем в чудесную страну Считалию. -Работа с иллюстрациями. -Ребята , а кто автор этих считалочек (не написано, значит народ). -Как вы думаете, а бывают ли считалочки авторские?(Да, если их кто то напишет) — Посмотрите какие считалочки придумали дети (слайд+ схема). – Посмотрите, сколько считалок мы сегодня прочитали и вспомнили. – А вы знаете смешные считалочки про Энеке и Бенеке.(Слайд) Кстати, знаете, откуда произошли эти имена? Оказывается, эни – бени – рэс – квинтер – винтер – жес связаны с латинскими словами и переводятся примерно так: «и раз, два, три, четыре, пять, шесть». Итак, слушайте: Квинтер – винтер – жес. Квинтэр – квантэр – жэс. Эна – бена – раба, Квинтер – квантэр – жаба . Энеки – беники – ели – вареники, Энеки – беники – клёц! Вышел – весёлый – матрос. Энеки – беники – метёлки – веники! Болики – лёлики – опилки – ролики! Эни – бени – рики – паки, Дормы – кормы – консту – таки, Энус – дэус – канна – дэус – БАЦ! – Какая считалка по своему содержанию – жизненная? Какая – самая современная? ( Про ролики . ) Какая – совсем непонятная? -Ребята у вас на столах конверты с разрезанными считалочками, задание: объединиться в четвёрки и собрать считалочку, кто первый соберёт поднимает руку и вы выступаете. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. -Скаким видом устного народного творчества мы познакомились? – Чем же интересны и необычны считалки по своему содержанию? ( 1. есть те, что понятны по содержанию и не понятны, в ней главное не содержание, а выход из трудных ситуаций; 2. всегда легко запомнить) Вывод . Считалки бывают со смыслом, а бывают и совсем бессмысленные. В них встречаются слова, значения которых не ясны; но они всегда легко запоминаются. Содержание считалки – не главное. А вот прощальная игра Нам книгу закрывать пора И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово ВЫСОКО А ты ответишь ………(НИЗКО) Скажу я слово -ДАЛЕКО А ты мне скажешь ……(БЛИЗКО) Скажу я слово — ПОТОЛОК И ты ответишь …(ПОЛ) Скажу я слово — ПОТЕРЯЛ И скажешь ты …..(НАШЁЛ) Скажу тебе я слово -ТРУС Ответишь ты ….(ХРАБРЕЦ) Теперь НАЧАЛО я скажу Ну, отвечай… (КОНЕЦ) -Представьте себе страну .Считалию и нарисуйте её дома. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Итак вернёмся к поставленным задачам и посмотрим выполнили мы их или нет! (кто справился с первой задачей на отлично- возьмите фишку синего цвета, у кого возникли трудности- возьмите фишку зелёного цвета, кто не справился фишку- красного цвета). Давайте сделаем салют из нашего настроения. — Синяя фишка – отличное, бодрое. — Покажите, какое настроение получилось. — Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников). Источник |