- Национальные виды спорта
- Петанк (Франция)
- Баварский пальчиковый реслинг (Германия)
- Метание бревна (Шотландия)
- Тэхо (Колумбия)
- Ягле гурес (Турция)
- Национальные виды спорта: что и где
- Великобритания
- США
- Национальные виды спорта статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальные виды спорта
В мире насчитываются сотни видов спорта, тысячи профессиональных спортсменов и миллионы любителей. Какие-то виды признаны, другие называют не более чем активным развлечением. Некоторые носят гордое название «национального вида спорта»
Петанк (Франция)
Уличная игра в шары для французов является одним из основных способов провести досуг. Даже сегодня, в эпоху цифровых развлечений, нередко можно увидеть людей, играющих в петанк на открытых площадках посреди шумного города, в парке на траве или на песчаном пляже. Это демократичная игра, доступная каждому, и отличный повод собраться с друзьями на свежем воздухе.
Петанк похож сразу на несколько видов спорта — боулинг, бильярд, гольф и керлинг. Игроки делятся на две команды по несколько человек, которые бросают мяч, стараясь попасть как можно ближе к кошонету, маленькому деревянному шару-метке. Шары бросают из одной и той же точки. Побеждает самая меткая и дружная команда. Интересно, что само название игры произошло от «пед танк», что означает «ноги вместе». Дело в том, что по правилам ноги игрока, бросающего шар, не должны отрываться от земли или заступать за линию стартового круга диаметром 30–50 см, пока шар не коснется земли.
Игра, похожая на петанк, существовала еще в Древней Греции и Риме, но затем была забыта.
Баварский пальчиковый реслинг (Германия)
Баварцы — любители повеселиться. С начала XVIII в. и по сей день солидные мужчины собираются в пивных, чтобы сразиться в таком виде спорта, как пальчиковый реслинг. Двое участников садятся за стол и завязывают кожаную бечевку на одном пальце. Побеждает тот, кто перетянет на себя бечевку и противника.
За поединком, помимо болельщиков, следят рефери и двое помощников, обязанность которых — наблюдать, чтобы участники не перелетели через стол и ничего не сломали. Но вот за целостность и сохранность пальцев никто не отвечает, поэтому вывихи суставов и порванные связки являются привычными.
Несмотря на кажущуюся простоту игры, пальчиковый реслинг требует тренировок. Обычно участники используют средний палец, но некоторые предпочитают бороться мизинцем. Определившись с пальцем, реслеры начинают его качать, причем настолько серьезно, что доходят до того, что отжимаются на одном пальце и поднимают им гири до 50 кг.
Метание бревна (Шотландия)
Метание бревна для шотландцев — дело непростое. Суть игры заключается не в том, кто дальше кинет, а в том, кто кинет правильно, однако сила участникам все равно нужна: бревно 6 м в длину и весит около 80 кг. Соревнующиеся в этом национальном виде спорта должны быть и одеты соответствующе — в килт. Ассистенты подносят бревно, и начинается самое интересное. Бревнометатель должен представить, что перед ним бесконечная прямая. Он начинает бежать по этой воображаемой прямой, затем разворачивается на 180 ° и бросает бревно через голову, стараясь попасть на прежнюю прямую линию. Если он промахнется, и курс бревна хотя бы немного отклонится от первоначального направления спортсмена, то победы не видать.
Кроме того, дополнительные очки игрок получает за изящность движений, так что метание бревна требует особых навыков, а не просто богатырской силы. Метанием бревен шотландцы занимаются испокон веков, что очень помогало им во время военных действий — натренированные бревно метатели возводили переправы за рекордное время. Древний национальный спорт входит в состав Горных игр.
Тэхо (Колумбия)
Давным-давно холостые мужчины должны были продемонстрировать свои умения в тэхо, чтобы произвести впечатление на девушку. Суть игры заключается в том, что нужно отойти на 20 м от доски, в центр которой закладывался порох, и метнуть в нее золотой диск. Автор самого зрелищного взрыва получал любовь своей дамы. Во время игры юноши употребляли алкоголь, так что метание диска традиционно проходит в состоянии опьянения.
Сегодня вместо золотых дисков в тэхо играют металлическими. Игра до сих пор очень популярна. Способствует этому и то, что профессиональные команды, которые есть во многих колумбийских городах, спонсируются пивными компаниями. В деревнях же тэхо — по-прежнему излюбленный досуг и, как ни странно, семейное развлечение.
Ягле гурес (Турция)
Ягле гурес — это национальный вид спорта в Турции, своего рода турецкий реслинг. Участники состязания должны облачиться в кожаные штаны (традиционно из кожи азиатского буйвола) и щедро намазаться оливковым маслом. Категорически запрещено совать пальцы в глаза, уши или нос соперника. Еще одно правило предписывает выбывание из игры того, кто не борется со всей серьезностью.
Каждое лето в Эдирне проводится турнир «Киркпинар», причем его история начинается в XIV в. В прошлом матчи продолжались по два дня, несмотря на палящее солнце, пока участники не достигнут полного истощения. В современном мире такие условия запрещены, поэтому поединки ограничены 40 мин, а участники делятся по росту и возрасту. Проигрывает тот, кто первым упадет на спину.
Источник
Национальные виды спорта: что и где
Всего в мире насчитывается порядка сотни различных видов спорта, как распространенных, так весьма и экзотических. При этом ряд из них — признанные, а многие проводятся только на любительском уровне.
Но есть и такие, которые представлены исключительно одной страной и являются национальными, ставшими частью культуры одного народа. Впрочем, что не мешает им позже, после развития и получения популярности в своей стране, распространяться в другие, получая там еще большее признание и любовь.
Какие же виды спорта относятся к национальным в разных странах?
Великобритания
На первом месте, это, разумеется, футбол, поскольку именно Англию принято считать родиной этого вида спорта, захлестнувшего планету. Наряду с Англией, футбол как национальный вид спорта признан также в Шотландии и Бразилии.
Еще одно изобретение британцев — крикет. Он считается любимым спортивным занятием англичан с 18-го века, когда эта игра была только придумана. Особого распространения за пределами страны крикет не получил. В отличие от игры в гольф — также чисто английского «изобретения».
Гольф считается игрой для богачей и аристократии, в него играют все и везде, оборудуя поля для гольфа даже в гостиницах и офисных центрах, проводя первенства и чемпионаты.
США
Самый любимый и самый национальный вид спорта в США, конечно же, американский футбол. В стране есть профессиональная лига, за которую выступают спортсмены, известные во всем мире у любителей этого вида погонять мяч.
Еще один чисто американский вид спорта — бейсбол, входящий в перечень традиционных для США видов спорта.
Казахстан
Кони и степи — вот он, Казахстан. Поэтому здесь появились на свет байге, кокпар — традиционные виды спорта для казахов, которые на чемпионатах проверяют свою силу и выносливость. Как правило, за пределами Казахстана, такие виды спорта не пользуются популярностью.
Франция
Футбол — даром, что английское изобретение. Их вечные соперники французы мало того, что сделали футбол также и своим национальным видом спорта, так они частенько загоняют англичан. В общем, французы на высоте — в футбол играют красиво.
Япония
Про этот чисто японский вид спорта знают, наверное, все. Сумо как боевое искусство. Сначала турниры по нему проводили исключительно на народных фестивалях. Однако спустя какое-то время из любительского вида спорта сумо стал профессиональным.
Также в Японии еще масса исключительно традиционных видов спорта силовой и боевой направленности: каратэ, айкидо, дзюдо и т.д.
Бразилия
Еще одна страна, которая взяла футбол за спортивную основу своей культуры. Бразильцы буквально дышат это игрой, культивируют ее и просто прекрасно играют.
Также популярный вид спорта в Бразилии, правда, сугубо национальный в этот раз — капоэйра. Нечто среднее между танцем и боем.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Национальные виды спорта
статья на тему
Выступление на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnye_vidy_sporta.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Национальные виды спорта
«Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации» — гласит статья 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятая ГД ФС РФ в 2007 году.
Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта. Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной системой физического воспитания, готовили молодежь к труду. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. Например, в Армении ежегодно в конце лета проходят навасардские игры, как праздник урожая. В их программе— состязания по бегу, поднятию тяжестей. Игры, посвященные празднику урожая, проводились и проводятся почти во всех районах страны: в среднерусской полосе, на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке, в республиках Средней Азии.
На Руси издавна распространенной игрой была лата.Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.
Подлинного расцвета национальные виды спорта достигли в нашей стране во второй половине 20 века. По многим из них разработаны правила, проводятся соревнования, первенства, присваиваются спортивные разряды.
В своей работе я рассматриваю российские национальные виды спорта и башкирское силовое состязание курэш.
1. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта
Для периода донациональных отношений в физической культуре характерны такие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культура родовой общины. В процессе разложения первобытнообщинного строя происходило образование родовых союзов, из которых, в свою очередь, складывались племена. Здесь уместно говорить уже о физической культуре племен и племенных союзов. С появлением классового общества возникла такая социально-этническая общность людей, как народность, и с этого времени следует говорить о народной физической культуре.
Для периода зарождения и развития наций правомерно употребление термина «национальная физическая культура». Как известно, одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и культурой. Люди имеют много общего в жизненном укладе, обычаях, традициях и в культуре в целом. Много общего и в сфере национальных форм и средств физической культуры. Важно в данном случае отметить, что межнациональное в физической культуре, спорте проявляется более ярко. Это связано, прежде всего, не столько с их формой, сколько с их содержанием, внутренней структурой. В современной спортивной литературе встречаются термины «народные виды спорта», «народные формы физической культуры». Под этими терминами, как правило, подразумеваются национальные виды и национальные формы.
Например, на праздник народов Севера в Мурманске в канун весны собираются сильнейшие представители классических зимних видов спорта и национальных видов. Проводятся гонки на оленьих упряжках, на собаках, различные народные игры.
Наиболее распространенными средствами физического воспитания у различных национальностей всегда были бег, прыжки, метания, борьба, конные скачки и подвижные игры.
В Грузии, например, бег и прыжки проводились и для мужчин, и для женщин. Прыгали с шестом в длину. Популярным было хевсурское фехтование на шашках со щитами. В Казахстане, наряду с различными скачками и джигитовкой, любят охоту с ловчими птицами; в Туркмении и Узбекистане — канатоходство. По канату ходили с завязанными глазами, держа в руках шест. Особенно популярна борьба. Национальная борьба имеет многовековую историю развития, получила отражение в художественной литературе, сказках, сказаниях. Различны правила и обычаи борцовских состязаний; по-разному называется этот вид спорта: у армян —кох, у киргизов—куреш, у молдаван—трынта, но суть одна: два борца сходятся в единоборстве. Самые сильные и умелые становятся гордостью земляков, знаменитостью селения.
Очень любят борьбу на Кавказе. Недаром среди советских борцов — представителей классического, вольного стиля, самбо, дзю-до—так много уроженцев республик Закавказья и Средней Азии.
Ни один, пожалуй, народный праздник не обходился без состязаний конников — скачек, джигитовки, различных игр. В Грузии, например, распространена игра кабахи, в которой всадники стараются на скаку попасть стрелой, выпущенной из лука, в кубок, установленный на возвышении. В Киргизии любят игру оодарыш, название которой буквально означает «переваливания». Это своеобразная борьба на лошадях, когда соперника надо свалить на землю. Байга—популярный вид скачек в Казахстане. Такие соревнования устраивали в прошлом на народных праздниках и свадьбах, чтобы разрешить споры джигитов о достоинствах их лошадей.
С глубокой древности бытовали у русского, украинского и белорусского народов разнообразные подвижные игры. Наиболее известные— лапта, прятание, игры с бегом взапуски, игра в бабки.
У многих народов состязания в национальных видах спорта сопровождаются по обычаю музыкой, а иногда и танцами. Национальные виды спорта — это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю. Сохранение и развитие этих видов спорта в советское время — залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры.
2 . Русские национальные виды спорта
Дожив до наших дней, они обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.
Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.
Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим:
«Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру. »
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.
Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России.
В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.
В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей’, другая – „водящей“. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится „дом“, и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его „осалят“ мячом, то команда бьющих идет водить в поле.
Городки (
рюхи, чушки
). История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси.
Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – „городков“) за черту игрового поля – „города“.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к „общему знаменателю“ городки привели уже после Революции, в 1923 г.
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.
В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.
В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки. Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта.
Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры.
Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.
Самбо. Борьба самбо родилась в России вскоре после революции. Созданная в эти годы ВЧК (предшественник НКВД, а впоследствии КГБ) искала способы вооружить своих сотрудников приемами задержания и обезвреживания преступников. Как было написано в одном из закрытых (в то время) наставлений: «Советские законы предоставляют право работникам органов НКВД применять огнестрельное оружие в борьбе с классовым врагом и преступниками. Вместе с тем, все инструкции, которыми руководствуются в этом случае наши пограничники, чекисты и работники милиции, категорически требуют применять оружие только в случаях крайней необходимости, когда исчерпаны все другие приемы и средства для защиты от нападения врага или для его задержания». И далее: «Каждый работник НКВД, ведущий оперативную работу, должен систематически изучать приемы, тактику и стратегию «Самбо» и повседневно тренироваться в этих приемах только тогда он сможет выйти победителем в рукопашных схватках с врагом и выполнить свою ответственную, почетную и вместе с тем опасную для себя задачу по охране государственной безопасности и борьбе с преступностью».
Все попытки начиная с 1902 года внедрить в царской охранке приемы модной в то время борьбы джиу-джитсу заканчивались неудачей. „В 1921 году (как писал в то время создатель новой системы Виктор Афанасиевич Спиридонов), благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы“. Со дня организации добровольного спортивного общества „Динамо“ В.А. Спиридонов работал над созданием новой системы самозащиты. Он настойчиво изучал существующие в то время приемы, отбирая самые эффективные, искал способы их тренировки. Внедрял в НКВД систему „обратной связи“, заставляя сотрудников „сообщать о случаях и результатах жизненного применения предлагаемых способов“. Впервые (на то время) разработал систему отработки опасных приемов и расположил их поурочно. Практическим результатом его работы стали первые книги по самозащите без оружия, вышедшие в 1927, 1928 и 1933 годах.
Если первая его книга имела ссылку на джиу-джитцу, то вторая и третья уже нет, т.к. созданная им система все больше и больше отходила от существующих ранее канонов и стала носить уже качественно новый вид системы тренировок и состязаний. Сам Спиридонов понимал, что этот процесс бесконечен и писал так: «Я далек от мысли считать молодую систему „самозащиты“ законченной и уверен, что в дальнейшем она будет совершенствоваться и на основании практического материала в нее будут внесены коррективы и дополнения». Его ученики Д.А.Давыдов, М.И.Саломатин, В.Харитонов, В.П.Волков продолжили дело Спиридонова в стенах общества «Динамо» разрабатывая боевую систему «самбо» и методику тренировок и соревнований по этой системе. В силу особенностей этой организации система самбо была закрытой и доступной только для сотрудников правоохранительных органов или специалистов. Тем не менее они вели большую пропагандистскую работу развивая и спортивную часть самозащиты (из числа неопасных приемов самообороны). В 1930 году самозащита была включена в программу обучения студентов Центрального института физической культуры в Москве. В 1932 требования знать и уметь применять приемы самозащиты было введено в нормативы комплекса ГТО 2-й ступени.
3.Башкирская борьба — курэш
Многие народы нашей страны празднуют приход весны. В Башкирии этот праздник весны и плуга называют сабантуй. На нем можно увидеть борьбу на полотенцах, самобытные виды бега, стрельбу из лука, скачки, перетягивание на канатах, палках, лазанье по столбу.
Башкирское традиционное силовое состязание – вид борцовского искусства башкир представляет собой увлекательное развлечение и зрелище историко-этнографического характера.
Курэш — национальное силовое состязание, издревле широко распространенное среди кочевых и полукочевых народов: башкир, туркмен, тувинцев, казахов, киргизов, чувашей, алтайцев, якутов, калмыков и др. «Это национальная борьба тюркских народов Урала и Поволжья», — пишет Р. А. Аюпов. Генетические корни его и традиции восходят к определенным канонам, обрядам и нормам, нарушение которых равносильно разрушению национальных ценностей. Искусственное внедрение или придумывание чужеродных типов курэш с дозволением подножек, криков представляет собой не вид спорта, а лишь попытки модернизаций, «В таком случае мы создадим башкирскую борьбу, основанную на древних правилах», — заявляет Харис Юсупов, выдающийся курэшист, Батыр, поборник исконно башкирского национального по содержанию и форме курэш.
Курэш в казахском и киргизском звучит курэс, у турков — «ко
реш», в якутском — «курщан тустуу», тувинском — «хуреш», туркменском — «гореш», узбекском — «кураш», у чуваш — «керешу» и т. д.
Следует отметить, что, имея самые различные вариации в технологии борьбы, основное правило — оторвать соперника от земли и бросить (положить) спиной на землю — остается неизменным истоки курэш.
Курэш — сложный состязательный комплекс действ и идей, состоящий из различных смыслонесущих элементов и собственной атрибутики. Возникновение его связано с жизненной необходимостью выживания, существования в противоборствующем мире.
Исконно народное состязание предполагало жестокую организацию собственных возможностей, закалку дыхания, эмоций, управления своими чувствами для абсолютного владения своим «Я».
Трансформируя вековые нормы курэш, мы рискуем потерять один из
институтов комплексного воспитания тела и духа. Уклонение от борьбы, замедление темпа, обман, хитрость – недопустимые морали курэш качества.
По принципу исторической и типологической закономерности развития у разных народов разработаны похожие модели борьбы. Этот принцип наблюдается и в мифологии, обрядах, эпосе, преданиях народов. «В возникновении, становлении спортивных игр особую роль играют специфические условия жизни и частные закономерности развития народов», — считает И. Хабибуллин.
Автор приводит множество примеров из международной борцовской культуры, характеризует борьбу как метод совершенствования волевых, бойцовских качеств человека. «Некоторые особенности окружающей среды, бытового уклада и национального характера привели к проявлению различных вариантов борьбы, которые по праву считаются самостоятельными видами национальной борьбы у разных народов», — утверждает автор. Чукотские борцы перед началом состязаний пробегают около 2 км, затем обтираются снегом, в якутской борьбе борец должен уметь работать с внутренней энергией, а народы Мексики применяли захват волос. Единоборство без оружия, восходящее истоками в первобытнообщинную эпоху, предполагало закалку тела, достижение ловкости, храбрости для защиты человека от недругов, отстаивания своего пространства, права и своей жизни.
По свидетельству представителей старшего поколения, рассказывающих о борцовских обычаях, устанавливаются нормы, детали ведения башкирского силового поединка курэш.
Этнограф С.Руденко так описывает курэш:
«В центре круга начинается борьба (курэш). Она состоит в том, что борцы выступают на середину майдана и, сбросив с себя верхнее платье (остаются только в штанах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходятся и схватываются, перекинув друг другу через спину кушак (билбау), концы которого каждый держит в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытаются положить противника на лопатки.
Медленно и тяжело переступая с места на место, поворачивая друг друга то в одну, то в другую сторону или припадая на одно колено, стараются перекинуть противника через голову или прижимают его к груди, стараясь сломать его сопротивление, наваливаясь на него всею тяжестью тела или подымают на воздух противника и, обернув раза три вокруг себя, бросают на землю. Постепенно увлекаясь, на арене, вместо двух-трех, собираются десятки пар борющихся. Только когда схватятся два одинаково ловких и сильных противника, долго и упорно борющихся, на этой паре сосредотачивается все внимание зрителей. Как только одному из них удастся побороть противника, вся толпа одобрительным гулом приветствует победителя. Случается при этом, что раздаются шумные протесты родственников или друзей побежденного, усмотревших что-нибудь незаконное в рамках борьбы победителя. Поборовший подходит к одному из стариков, раздающему награды, и получает от него пару яиц, платок или просто лоскуток материи. Полученный приз победитель сейчас же дарит кому-нибудь из лиц почетных, отцу, дяде или старику, которые обыкновенно одаривают его деньгами (монетой в пятьдесят копеек или рублем). У зауральских башкир строго соблюдается правило, по которому раз побежденный уже больше не борется. Из борцов, победивших десятки противников, подбирается группа силачей бальван , которые начинают состязаться между собой и в результате остается один, два непобедимых богатыря (батыра). Местами эти состязания в борьбе славятся настолько, что богатыри приезжают на сабантуй за много верст померяться силами и ловкостью с другими бальванами и батырами». В данном описании детально выделены несколько основных элементов, ярко характеризующих поединок курэшистов. Выделяя из описания ключевые моменты, мы помещаем названия технических приемов, т. с. башкирскую народную терминологию курэш:
Встреча, снятие верхней одежды (костюм).
а) стремление положить на лопатки;
б) динамика действа: поворачивают, изучают силу, возможно
сти друг друга и ищут удобную ; В народе говорят— проверяет дыхание.
в) стремление оторвать от земли и перекинуть соперника через
голову — главный момент в схватке курэш;
г) стремление ослабить, обессилить соперника прижатием
к груди;
д) стремление исполнить победный бросок: поднять соперника
в воздух, сделать три оборота вокруг себя и бросить на землю .
Помимо этих деталей выделяются особенности башкирского курэш как способа утверждения личности батыра, достоинства его: только когда остаются на
мащане сильные из сильных, «одинаково ловкие и сильные противники», когда одному из них удается побороть другого — вот в этот момент только определяется истинный Батыр! Примечательно зафиксированное С. Руденко правило: «раз побежденный уже больше не борется! Среди всех силачей остаются один, два непобедимых богатыря (батыра)». Вот в этих деталях реконструируется первородный замысел обряда, суть курэш: борец должен бороться по достоинству, не надеясь на снисхождение, на авось, на выбор: шанс дается один раз!
Рукою и мыслью С. Руденко выделен еще один важный момент, относящийся к культу старшинства и предков: «полученный приз победитель сейчас же дарит кому-нибудь из лиц почетных, отцу, дяде или старику». В свою очередь, старики также одаривают батыра монетами.
Заключение
Национальные виды спорта—это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю.
Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.
Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы, выносливости, ловкость, меткость, развитие способности разума анализировать множество данных. Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природой степей, культурой других народов.
Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.
Сохранение и развитие этих видов спорта в — залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры.
Список использованной литературы
1.Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «Самбо» 1956г.
2.Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2008.-400с.
3.Султангареева Р.А. Башкирский народный курэш. — Уфа: Китап,2009.-144с.
4.Энциклопедический словарь юного спортсмена. Сост. И. Ю. Сосновский А.М. Чайковский.- М., Педагогика,1980.-480с.
5.Материалы с сайта www.sportcom.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы «Национальные прыжки» для 9-11 классов. Предметный элективный курс для учащихся 8-10кл.. Пояснительная записка. Национальные прыжки являются одной из наиболее эффектив.
На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопрово.
Урок посвящен национальным видам спорта.
Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат.
Русские национальные виды спорта и игры народов мира.
Национальные спортивные и подвижные игры Казахстана. .
Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционные северные ремесла: охоту,рыбную ловлю,оленеводство. Вместе с ними зарождались и национальные игры, которы давали людям не только заряд .
Источник