Классный час «Народы страны дружбой сильны»
Данная разработка рекомендована учителям начальных классов
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Народы страны дружбой сильны»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Классный час «Народы страны дружбой сильны»
Автор: Пузырь Лариса Ивановна,
учитель начальных классов
Продолжительность занятия – 40 минут .
Класс – 2-3, возраст 9-10 лет.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Данная работа, сценарий классного часа «Народы страны дружбой сильны», адресована учащимся вторых- третьих классов. Материал классного часа могут использовать учителя, которые реализуют внеурочную деятельность в начальной школе по патриотическому и нравственному воспитанию, а также в период работы пришкольных лагерей в дни тематических занятий. Использование предложенных материалов позволит педагогам в интересной форме познакомить детей с историей некоторых народов, проживающих на территории Ульяновской области.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, народов, проживающих рядом с ребёнком, и о родной природе.
«В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»). Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цели классного часа:
формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
развитие познавательного интереса к изучению родного края;
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
прививать чувство любви к своему Отечеству;
развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
развивать творческие способности, знакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
Развитие у учащихся коммуникативных навыков.
в повышении познавательного интереса детей, который проявляется во внеурочной деятельности;
в повышении уровня знаний учащихся о родном крае, который, достигается благодаря использованию сведений из различных источников;
в эмоциональном развитии ребёнка, основанном на привлечении общения с музыкой, литературой;
в развитии творческой деятельности учащихся, результатом которой могут быть собственные, рисунки, аппликации, поделки, что является отражением личностного отношения восприятия мира.
Авторский медиапродукт – презентация (среда Power Point), компьютер, экран, проектор, русские национальные костюмы, самовары, национальные платки, сладости для детей, магнитофон, фонограммы с песнями, выставка рисунков детей.
Ход классного часа:
Симбирский край, земля отцов:
Над Волгой алые рассветы,
Мятежный нрав былых веков,
Сказанья сел и городов,
Высокий дух великих земляков —
Россией с давних пор воспеты!
Твой образ нам с рожденья дан
В полотнах пластовских просторов,
В них — честь и слава россиян.
Сура, Свияга, Черемшан,
Добро сердец и мирный труд волжан,
Дары полей и гул моторов!
Горит над Родиной восход,
Наш край привольный озаряя.
К победам вновь страна зовет,
И надо нам идти вперед.
Храни себя и процветай народ —
Творец Ульяновского края!
Ведущий 1: Ульяновск – областной центр Ульяновской области.
Ведущий 2: Улья́новская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск.
Область на востоке граничит с Самарской областью, на юге — с Саратовской областью, на западе — сПензенской областью и Республикой Мордовия, на севере — с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан.
Образована 19 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР
Ведущий 1: Ульяновская область находится в центральной части России в среднем течении великой русской реки Волги. Территория области – 37,2 тысяч квадратных километров. Здесь проживают более одного миллионов человек. (слайд 2)
Ведущий 2: Ульяновская область — регион России, который относится к Приволжскому федеральному округу.Столицей области является Ульяновск, признанный очень благоустроенным городом Приволжского округа.Данный субъект РФ граничит с Татарстаном, Мордовией, Чувашией, Саратовской и Самарской областями.
Каждый город Ульяновской области имеет свой архитектурный облик, неповторимые пейзажи.
Ведущий 1:На территории Ульяновской области проживают люди разных национальностей. Национальный состав региона: русские — 73,6%, татары — 12,2%, чуваши — 7,7%, мордва — 3,2%, украинцы — 0,9%, азербайджанцы — 0,4%. Сегодня мы с вами познакомимся с традициями, обрядами, культурой некоторых народов, как они жили, какую национальную одежду носили.
Ведущий 2: Самая многочисленная нация, проживающая на территории Ульяновской области – русская.
Наиболее ранними поселения русских были деревни, села с небольшим количеством дворов. Избы (дома) строили из бревен. Большая русская печь располагалась в углу при входе, по диагонали находился так называемый «красный угол», где вешались иконы
Ведущий 1: В зимние вечера в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Девушки и юноши надевали свои лучшие наряды, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.
( Выходят дети в национальных русских костюмах).
— Удобно ли вам, гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
(Голос из зала): — В тесноте, да не в обиде.
1.- Федул, что губы надул?
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
2. -Фома, что из леса нейдешь?
— Да он не пускает.
3.- Сынок, сходи за водицей на речку.
— Сынок, иди кашу есть.
— Ну, раз мать велит, надо идти.
4.- Куда, кум, правишь?
— Куда лошадь едет.
— Что у тебя на возу?
— А что в мешках было?
— Впереди-то будет мост.
— Это уши, а не хвост.
— Дать бы тебе тумака!
Ведущий 2: В Ульяновской области проживает 7,7% чувашей.
Красив национальный костюм чувашской женщины.Их украшали вышивкой. Из серебряных монет изготавливали головные уборы- «хушпу», наплечные украшения плели из бисера.
Ведущий 1: Традиционные календарные праздники чувашей – Раштав (Рождество), Сене сюл (Новый год), Кешэрни (Крещение). Они сопровождались гаданиями, магическими приемами. Например, на Новый год девушки за ногу в хлеву ловили овцу, по масти овцы судили о цвете волос жениха.
Ведущий 2: На праздниках чувашские дети играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в чувашские игры.
(по желанию можно провести одну или две игры)
1.Хищник в море (Сёткан кайак тинесре) .
В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные — рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
2.Бои петухов. Подготовка. На полу чертится круг диаметром 3-4 м. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. В каждой команде выбирается капитан.
Описание игры. Капитаны посылают по одному игроку — «петуху» в круг. Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает, руки кладет за спину. По сигналу руководителя петухи, прыгая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремятся заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем идет в середину следующая пара петухов (по усмотрению капитанов) и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.
1. Петух, ставший на обе ноги или выскочивший из круга, считается побежденным.
2. Если во время выталкивания оба петуха выйдут из круга, победа никому не присуждается, а на их место в круг идет следующая пара.
3. Петухи вступают в бой только по сигналу.
4. Во время боя руки должны быть за спиной.
Ведущий1: Интересна история строительства домов у мордвы. С постройкой нового дома связаны различные поверья и обряды. При выборе материала для строительства запрещалось рубить деревья священных рощ, одиноко стоящие деревья на перекрестке дорог. Особое внимание уделялось выбору места времени для строительства (новолуние при ясной погоде). При закладке нового дома совершали обряд жертвоприношения, окропляли углы первого венца кровью курицы, клали деньги, шерсть. В новый дом первой пускали кошку или петуха.
Ведущий 2: В мордовских селах Ульяновской области в традиционный костюм входят: рубаха, распашная одежда, головные уборы, набедренные и нагрудные украшения.
Давайте с вами выучим несколько мордовских слов: кислятка – щавель,
кака- ребёнок, вардыне- служанка, вастось – место.
Ведущий1: На территории Ульяновской области проживают татары. Дома татар раньше в основном были деревянными, украшали резьбой, различные детали раскрашивали белой, голубой, зеленой, желтой краской.
Ведущий 2: В мужском костюме татар можно отметить обязательное наличие у стариков головного убора – тюбетейки, которая надевалась в торжественные случаи). Женские костюмы были богатыми. Шились из атласа, бархата, расшивались золотыми и шелковыми нитями.
Ведущий 1: Наиболее значимыми религиозными праздниками у татар являются Ураза байрам, связанный с окончанием 30-дневного мусульманского поста, во время которого запрещается есть и пить в светлое время суток.
Праздник плуга отмечается в честь окончания сева – Сабантуй. Подготовка к празднику начиналась заранее и заключалась в уборке дома, двора улицы, а также в приготовлении пищи и пива. За день, два до праздника красили яйца.
Ведущий 2: Послушаем татарскую народную песню «Райхан».
(прослушивание записи песни)
Ведущий 1: Сегодня на классном часе мы говорили с вами о Ульяновской области, о народах, которые проживают в Ульяновской области. Кто назовет, какие народы проживают на территории Ульяновской области? (ответы детей)
Почему наше мероприятие мы назвали «Народы нашей страны дружбой сильны », как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
В нашей школе обучаются дети разных национальностей, так давайте жить дружно. С уважением будем относится к культуре , языку, традициям других народов. И тогда наша страна будет сильной державой.
1. Медведев А.. Шабуров Ю. Ульяновск — порт пяти морей.— 2000г.
2. Детские подвижные игры народов России / Под ред. Т.И. Осокиной —
г. Москва: Просвещение, 1998г.
3. Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки. М.И. Чувашев, И.А. Касьянова – г.Самара: СамГПУ, 2001.
Приложение.
Использование информационно-компьютерной технологии позволяет:
повысить уровень интереса к рассматриваемому вопросу;
повысить эффективность предлагаемых теоретических сведений через одновременный показ демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
повысить уровень мотивации учащихся на контакт с новой областью знаний.
В ходе подготовки к классному часу учащимся предлагается нарисовать
рисунки по темам ( на выбор): «Моё село», « Города Ульяновской области»,
«Русские, татарские, мордовские, чувашские пословицы и поговорки в рисунках», «Национальные костюмы».
Лучшие рисунки использовать для выставки«России милой уголок».
При подготовке потребуется помощь родителей. Желательно обратиться к ним с просьбой помочь приготовить сладкие национальные блюда народов Поволжья.
Источник
Смысл русских пословиц и поговорок о родной стороне
Как много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам на тему Родины наш народ и донес их смысл через века из поколения в поколение !
Когда именно появились изречения, которые в нынешнее время принято называть пословицами или краткими фразами с глубоким смыслом обо всем на свете, достоверно не известно. Каким числом датируется появление поговорки — тоже трудно сказать. А ведь поговорки легко описывают любые явления природы и даже тонкости отношений между людьми, и такие описания складывались людьми еще тогда, когда формулировать мысли на бумаге для дальнейшего прочтения никто не умел. Поговорки и пословицы это незаменимая вещь в повседневной разговорной речи. На этой странице вы найдете самые лучшие русские пословицы о Родине для детей и для старшего поколения.
Пословица о Родине являет собой народное творчество в поэтической форме, появился этот жанр очень давно. По мнению большинства ученых, такое творчество народа возникло когда появился первобытный строй, о письменности тогда не было и речи. Патриотичные русские пословицы о родных краях передаются младшим от старшего поколения несколько тысяч лет. Смысл пословицы о Родине заключается в тоске по родной стороне во время пребывания на чужбине,подчеркивает горячую любовь к своей земле,к своему народу.
С помощью пословиц родители передают детям и внукам самое ценное из своего опыта, который накопился за всю жизнь. Эти фразы воспитывают человека на протяжении всей жизни, независимо от его возраста. Со временем пословицами становятся часто употребляемые фразы из кино, литературы или повседневной жизни.
Такая фраза условно делится на две или три части: Первая описывает ситуацию, вторая оценивает ее. Если есть третья, она рекомендует вариант дальнейших действий. При этом, не смотря на малое количество слов, пословица способна умещать в себе мысли невероятной глубины. Четко и конкретно она отображает суть ситуации. Часто именно над этим фольклорным жанром хочется задуматься и найти в нем ответы, познать в чем-то истину.
Некоторые русские пословицы и поговорки о Родине для детей :
На чужбине родная землица во сне снится.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
И кости по родине плачут.
Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.
Достаточно сложно нарисовать четкую черту между пословицей и поговоркой, они в большинстве случаев так похожи между собой. В пословице есть завершенная мысль, в которой все конкретно и понятно. Поговорка лишь намекает с помощью метафоры на положение дел, и нужно задуматься о чем именно она рассказывает в той или иной ситуации.
Для развития детского мышления слово имеет чуть ли не главную роль. Ведь неправильно подобранное слово вызовет у ребенка антипатию, а доброе слово завлекает, вызывает интерес к познанию чего-то нового. Образное и поэтическое слово может заставить поверить в волшебство и думать о поступках героя из фразы, стиха или сказки, складывать собственное мнение о его действиях. Поговорки и пословицы это мудрость, которую передаем детям.
Русские поговорки и пословицы о Родине для детей.
Следующая статья :
Семейные ценности в поговорках
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|