Наследственное право мусульманских странах

Исламское Наследственное право

Наследственное право (Аль-Фараиз) в Исламе имеет достаточно важное значение. Раздел Аль-Фараиза в книгах фикха (исламского права) всегда выделяется отдельной главой (книгой). Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) назвал его половиной всех знаний. От Абу-Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

تَعَلَّمُوا الْفَرَائِضَ فَإِنَّهُ مِنْ دِينِكُمْ وَإِنَّهُ نِصْفُ الْعِلْمِ وَإِنَّهُ أَوَّلُ عِلْمٍ يُنْزَعُ مِنْ أُمَّتِي

«Изучайте наследственное право (Аль-Фараиз) и обучайте ему других, ибо оно является частью вашей веры, и поистине, оно является половиной знаний, и эта наука – первое, что потеряет моя община из знаний». (Ибн Маджа, Байхаки)

И в действительности, данная область исламского права забывается и не применяется среди мусульман в должной мере ввиду того, что она мало изучается в современных исламских учебных заведениях, и простые мусульмане не оказывают достаточно внимания распределению наследства в строгом соответствии с шариатом. Тем не менее, это является одним из важнейших действий, совершаемых после смерти человека.

В хадисе, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَلْحِقُوا الْفَرَائِضَ بِأَهْلِهَا فَمَا بَقِيَ فَلِأَوْلَى رَجُلٍ ذَكَرٍ

«Отдавайте соответствующую обязательную долю наследства тому, кому она положена (по Шариату), а то, что осталось, достается самому близкому человеку (родственнику) мужского пола». (Бухари 6732, Муслим 1615)

Читайте также:  Красивое название города или страны

В отличие от современных мусульман, которые часто оставляют наследственное право без должного внимания и часто не распределяют имущество умершего согласно шариату, сподвижники (да будет доволен ими Аллах) уделяли большое внимание этому разделу исламского права. Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:

إذَا تَحَدَّثْتُمْ فَتَحَدَّثُوا فِي الْفَرَائِضِ وَإِذَا لَهَوْتُمْ فَالْهُوا فِي الرَّمْيِ

«Когда вы говорите, то говорите о наследственном праве, а когда вы развлекаетесь, то развлекайтесь стрельбой из лука». (Хаким)

Самыми известными знатоками наследственного права из числа сподвижников были: Али Ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Зайд Ибн Сабит и Ибн Масуд (да будет доволен ими всеми Аллах). Ни одному вопросу наследственного права, в котором имеется согласие между этими четырьмя сподвижниками, не противоречил в дальнейшем ни один учёный из нашей Уммы. Что касается тех некоторых вопросов, в которых они противоречат друг другу, то Имам Аш-Шафии выбрал мнение Зайда (да будет доволен им Аллах), ибо имеется высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Лучше всех из моей уммы наследственное право знает Зайд (ибн Сабит)». (Хаким)

Основной же причиной следования Имама Аш-Шафии в вопросах наследственного права именно Зайду (да будет доволен им Аллах) было то, что все правила наследственного права, которые он установил, строго соответствовали Корану и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Исламские учёные правоведы (факихы) дали наследственному праву (Аль-Фараиз) следующее определение: «Аль-Фараиз – это наука, связанная с наследством и знанием математических расчётов, с помощью которых можно определить размер доли, которая полагается каждому наследнику из имущества, оставленного умершим человеком (тарика)».

После того, как человек покидает этот мир, первым делом из его имущества выделяются средства на его похороны, то есть на приобретение савана и всего, что связано с погребением, а также на оплату людям, которые омывают покойного, копают могилу и тому подобное. Но в этот пункт не входят средства, выделяемые на проведение различных мероприятий, которые вошли в обычай и не являются обязательными действиями, связанными с похоронами.

Далее выплачиваются все долги умершего. Первым делом начинают с долгов, которые он имеет перед Всевышним Аллахом: закят, хадж, каффарат и тому подобное. В первую очередь необходимо выделить сумму для исполнения хаджа за умершего, затем можно раздать из его имущества милостыню, исполнить завещание, поделить наследство и тому подобное.

Например, если человек умер, не совершив обязательный хадж, то до того, как разделить его имущество между наследниками и исполнить завещание, следует отложить сумму, необходимую для совершения за него хаджа и оставить её неприкосновенной до наступления времени хаджа. Если же настало время хаджа, то нужно все отложить и в первую очередь совершить за усопшего фарз-хадж, то есть хадж за него должен совершить близкий родственник или посторонний человек (за оплату) по поручению родственников усопшего.

Таким же образом следует поступить и с другими долгами умершего перед Всевышним Аллахом, и только после этого выплачиваются остальные долги умершего.

Далее приступают к исполнению его завещания. Завещание исполняется, если оно соответствует шариату и расходы на его исполнение не превышают одной трети средств, оставшихся после расходов на похороны и погашение всех долгов имущества. В противном случае те пункты завещания, которые не соответствуют шариату или расходы на которые превышают одну треть, не исполняются. Но если имеется согласие всех наследников, то допускается превышение этого лимита. Если согласны только некоторые наследники, то завещание, превышающее лимит, исполняется за счет их долей или же в соответствии с размером их долей. Стоит отметить, что завещание в пользу прямого наследника также не исполняется, кроме случаев, когда остальные наследники согласны с этим.

После всего этого оставшееся имущество умершего разделяется между наследниками согласно долям, указанным в Священном Коране.

Наследниками, которые в любом случае получают наследство, являются родители, дети покойного и один из супругов, а другие наследники могут получать или не получать свою долю при наличии или отсутствии тех или иных наследников.

Одним из основных общих правил разделения имущества умершего является принцип, согласно которому при наличии равноправных наследников мужского и женского пола, в большинстве случаев мужчина получает вдвое больше, чем женщина.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنْثَيَيْنِ

«Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну – долю, подобную доле двух дочерей (наследнику мужского пола долю, равную доле двух наследниц)». (сура Ан-Ниса, 11)

Всевышний Аллах повелевает быть справедливыми со своими детьми, ибо во времена джахилии люди оставляли наследство лишь детям мужского пола, оставляя при этом без наследства детей женского пола. Аллах приказал уравнять их в праве на наследство с разницей в долях между мужским и женским полом. Так Он повелел давать сыну долю, подобную доле двух дочерей. Это потому, что мужчина обременён расходами на содержание семьи, а также расходами, связанными с торговлей и предпринимательством.

Также, в отличие от женщин, мужчина выплачивает женщине махар во время заключения никаха. А женщина после никаха и до него не имеет нужды в имуществе, ибо с рождения до замужества все расходы на содержание женщины лежат на её отце или опекуне, а после замужества переходят на её мужа. Женщина также не обременена никакими расходами, ибо она не обязана содержать своих детей, родителей, мужа или кого-то другого. Поэтому мужчина справедливо получает вдвое большую долю, чем наследницы женского пола, и в этом нет притеснения в отношении наследниц женского пола.

Тем не менее, для родителей желательно разделить свое имущество между своими детьми в равных долях, вне зависимости от их возраста, пола и социального статуса.

Этот вышеприведенный аят и аят, следующий за ним, а также аят, завершающий суру Ан-Ниса, являются основополагающими источниками правил исламского наследственного права. То есть вся наука о наследстве основывается на этих трёх аятах, и эти несколько аятов охватывают все аспекты, связанные с наукой о наследстве.

Доктор Заглул Надджар приводит интересный случай, связанный с исламским наследственным правом, о котором ему рассказал его знакомый, профессор, юрист из Египта, который преподаёт в одном из университетов США:

«На одном из круглых столов по юридическим вопросам присутствовал один иудей, преподаватель права, и начал рассказывать небылицы про Ислам. Мне захотелось преподать ему хороший урок, и я спросил у него: «Вы знаете, сколько томов содержат наследственное право США?» – «Более восьми томов», – ответил он. «Если я приведу вам наследственное право, которое не превышает десяти строк, вы поверите в величие Ислама?» – «Такого не может быть!» – ответил он. Я написал на бумаге аяты из Корана, в которых говорится о наследственном праве, и отдал ему их.

Через несколько дней он признался мне: «Человеческий разум не может просчитать все родственные связи так всеохватно, как в Коране, а потом ещё и разделить наследство таким справедливым образом!» И он принял Ислам! Аяты о наследовании стали единственной причиной принятия Ислама этим иудеем!»

Таким простым и справедливым является исламское наследственное право, но, к сожаление, в настоящее время его изучению и применению уделяется очень мало внимания.

Дай Аллах нам тавфик для изучения этой важной науки и крепкий иман для её применения на практике!

Источник

§ 4 Мусульманское наследственное право

§ 4 Мусульманское наследственное право

В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ад–дунья) и загробного (аль–ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир – временный, преходящий, грешный, главный же – мир загробный.

Вместе с тем следует отметить известную односторонность толкования этого положения в отечественной литературе. Мнение, что земная жизнь для ислама якобы не имеет никакого значения, необоснованно. Учение ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль–Газали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном» [118] .

Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, а также заплатить налоги (закят или хумс). Если он не в состоянии сделать это, например, по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили его долги и вернули залоги.

Шариат требует от мусульманина выполнения и религиозного долга, и в свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить его. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет насдедников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.

Если мусульманин имеет клад, о котором никому не известно, то при приближении смерти он обязан сообщить о нем своим наследникам. Если же ими являются несовершеннолетние дети, к этому делу привлекаются надежные опекуны (набожные и справедливые, с точки зрения шариата).

Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве него может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее необходимо разрешение наследников.

Подчеркнем, что наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. Характерная черта мусульманского права о наследовании – это отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько. В зависимости от степени родства и принадлежности к мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп наследников в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы. Отметим, что схожая ситуация наблюдается и с очередностью наследования по российскому законодательству.

Наследники покойного или покойной распределены шариатом по группам следующим образом. Первая группа наследников – это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются дети его детей – по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников – дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т. д. [119] .

Следует рассмотреть по отдельности каждую группу наследников:

Первая группа наследников. Если наследник первой группы у покойного всего один (отец или мать, или единственный сын, или единственная дочь), он получает все наследство целиком.

Если покойный имел несколько дочерей или сыновей, все наследство делится между ними поровну. Если у покойного есть сын и дочь, наследство делят на три части, из которых две получает сын и одну – дочь. Если же у покойного несколько сыновей и дочерей, наследство делится таким образом: доля каждого сына равна доле двух дочерей, т. е. сыновья получают в два раза больше, чем дочери.

Если покойному наследуют одни только родители, две части наследства получает отец и одну часть мать. Если же у покойного остались кроме родителей еще два брата, например, и четыре сестры, наследство делится на шесть частей: одну долю получает мать, остальное – отец, хотя братья же и сестры не получают ничего. Это неприкосновенное правило, видимо, является примером определяющего влияние на мусульманское право духовных, нравственных причин и свойственных ему принципов и понимания справедливости отношений между людьми. Видимо, считается, что отец более справедливо распределит полученное имущество между детьми, чем мать. Учитываются, может быть, и особые нормы шариата в отношении наследования после женщины.

Если остались отец, мать и дочь покойного, наследство делят на пять частей: отец и мать получают по одной части, а дочь – три. Если же остались отец, мать и единственный сын покойного, наследство делят на шесть частей, из которых отец и мать получают по одной части, а если сыновей и дочерей несколько, эти оставшиеся четыре части делят таким образом, чтобы доля каждого сына составляла долю двух дочерей.

Если остались отец (или мать) и сын покойного, наследство делят на шесть частей: одну – отцу (или матери), пять – сыну. Если же у покойного остались отец (или мать) и сыновья и дочери, наследство также делится на шесть частей, из которых одна часть достается отцу (или матери), а остальные распределяются между детьми, из расчета, что доля каждого сына равна доле двух дочерей. Если остались отец (или мать) и дочь покойного, наследство делят на четыре части:

– одну часть – отцу (или матери);

– остальное – дочери умершего.

Если же у покойного остались отец и несколько дочерей или мать и несколько дочерей, наследство делят на пять частей, одна из которых достается матери или отцу, а остальные поровну делятся между дочерьми. Если же у покойного не осталось детей, а есть только внуки (например, один внук от дочери и одна внучка от сына), наследство делят на три части: одну часть – внуку от дочери, две – внучке от сына, потому что внуков по мужской линии шариат ставит выше, и т. д.

Вторая группа наследников. К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети.

Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит ему; если единственные его наследники – несколько его братьев и сестер, братья получают в два раза больше, чем сестры. Если родители покойного имеют братьев и сестер и эти братья и сестры живут отдельно от матери покойного, они ничего не получают. Если наследником покойного является единственная сестра (или брат) его матери и при этом они отделены от отца покойного, все наследство получает эта сестра или брат матери. Если наследниками покойного являются братья, сестры его отца и единственный брат (или сестра) его матери, наследство делят на шесть частей: одна часть – брату (или сестре) матери покойного, остальное – братьям и сестрам отца, с условием, что доля одного брата равна доле двух сестер. Если наследниками являются единственный брат и единственная сестра отца покойного и несколько сестер и братьев его матери, наследство делят на три части: одну часть распределяют поровну между братьями и сестрами матери покойного, остальное – между братом и сестрой его отца, причем доля брата в два раза больше доли сестры.

Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии.

Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследства не получают. Если наследниками являются дед и бабка по отцовской линии покойного, наследство делят на три части: две – деду и одну – бабке. Если же наследниками являются дед и бабка по материнской линии, наследство делится между ними поровну. Если наследниками являются один человек (дед или бабка) по отцовской линии покойного и один (также дед или бабка) по материнской, наследство делят на три части, из которых две получает дед или бабка по отцовской линии, а одну – по материнской. Если живы оба деда и обе бабки покойного, наследство также делится на три части: одну часть поровну делят между дедом и бабкой покойного по материнской линии, а две части распределены между дедом и бабкой по отцовской линии так, что доля деда в два раза больше доли бабки.

Третья группа наследников. Эта последняя, «резервная» группа наследников состоит из дядьев и теток покойного по отцовской и материнской линии и их детей.

Если у умершего мусульманина не оказывается ни одного наследника первой и второй групп, наследство переходит к представителям третьей группы наследников. Следует, однако, отметить, что на мусульманском Востоке представители этой группы наследников в исключительно редких случаях участвуют в распределении наследства. Это происходит потому, что высокая рождаемость в мусульманской семье создает такие условия, что обязательно оказываются наследники из первой и второй групп. Но, несмотря на это, мусульманское право достаточно подробно определяет наследников и третьей группы.

Если наследником является единственный дядя или единственная тетка покойного по отцовской линии, он (она) и получает все наследство. Если же у покойного несколько дядьев и несколько теток по линии отца, наследство делится между ними таким образом, что дядья получают доли в два раза больше, чем теткины. Наследство между дядьями и тетками покойного по материнской линии делится поровну. При разделении наследства между дядьями и тетками учитывается и то обстоятельство, рождены ли они от одних и тех же родителей. Наследники покойного по отцовской линии получают больше, чем наследники по линии материнской, что еще раз подтверждает неравенство полов в наследственном праве мусульман.

На основании изложенного можно сделать вывод, что, как и российское гражданское право, мусульманское право устанавливает при наследовании по закону три очереди наследования:

– совпадающий с нашим перечень наследников первой и второй очередей;

– призвание к наследованию наследников следующей очереди только в случае отсутствия наследников предыдущей очереди;

– внуки также наследуют в случае отсутствия их живых родителей;

– прадед и прабабка не наследуют вообще.

Но в отличие от российского наследственного права, мусульманское право:

– при наличии наследников по закону исключает возможность наследования по завещанию;

– предусматривает всего три очереди наследования;

– в третью очередь входят дядья, тетки и их дети, т. е. двоюродные братья и сестры наследодателя; однако сама очередь включает в себя практически две очереди, и в результате в третью очередь входят двоюродные братья и сестры, а в четвертую дядья и тетки;

– участие наследников каждой очереди в разделе наследуемого имущества зависит в количественном соотношении от определенных принципов, в числе которых можно выделить явный приоритет братьев перед сестрами, и явно же просматривается помимо этого приоритет духовных связей и приоритет объективной степени нуждаемости (соотношение этих принципов и объясняет, видимо, приоритет двоюродных братьев и сестер перед своими родителями – племянники наследуют вместо своих родителей так же, как и у нас внуки).

Наследование между мужем и женой. В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них. Законы шариата и здесь устанавливают неравное отношение права к мужчине и женщине, мужу и жене. Следствием наследственного права является то, что после смерти мужа положение женщины–мусульманки ухудшается вдвое. Во–первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во–вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоряжении семьи, пока был жив муж.

Как известно, в мусульманском обществе женщины меньше всего заняты производительным трудом и общественной деятельностью, так что наследственное право во многом определяет экономическое и общественное положение женщины–вдовы. Один только факт из мусульманского наследственного права уже подтверждает это положение: если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы выяснить один важный вопрос. Дело в том, что до сих пор для исследователей остается туманным и загадочным имущественное право жены в мусульманской семье (как можно делить имущество между женой и мужем в семье, где господство мужа неоспоримо. ) Кроме того, имущественное право женщины по шариату не имеет аналогии в западной юриспруденции. Советский исламовед И. П. Петрушевский отмечает: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество. В отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и приданым жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены» [120] .

Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену – калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими муж. Однако это имущество является предметом наследства после ее смерти. Все же остальное семейное достояние является собственностью мужа.

Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства, остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа. Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном участке, т. е. недвижимости. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, если же остались и дети, – 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, они не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, то он все?таки получает свою обычную долю из ее наследства.

Если супруги находились во временном разводе – раджаа в момент, когда кто?то из них умер, то если срок развода не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, если смерть наступила после истечения этого срока, – не получает. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследство в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в этот период не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследство покойного, если сама была инициатором развода.

Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же как доля братьев всегда больше доли сестер.

Наследование по завещанию. Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию (васийат). В них находит отражение становление и развитие мусульманских институтов, которые на ранних стадиях еще вынуждены соотноситься с общинными и личными требованиями мусульман, но уже несут в себе предпосылки будущего своего материального и духовного господства.

Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. Мусульманское духовенство прежде всего интересуется опекунами и доверенными лицами, которые должны быть, как этого требует закон, набожными и справедливыми в исламском понимании. И не случайно законы шариата одобрительно относятся к тому, чтобы опекунами и доверенными лицами становились в первую очередь мусульманские священнослужители.

По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетние дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто?то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом или знаком, но только на незначительные имущество или деньги [121] .

Завещание о передаче имущества наследникам или другим лицам делается, как правило, в преклонном возрасте. Вот почему с вопросом о завещании связана тщательно и детально разработанная шариатом «подготовка мусульманина к загробной жизни».

В правилах шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различие. Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем. Так, оформив завещание о передаче своего дома какому?то определенному лицу, человек может продать его другому; завещание при этом просто теряет свою юридическую силу.

Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения законных наследников (т. е. наследников по закону) имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве него может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников.

Если кто?то утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два «справедливых» (или четыре любых) мусульманина заверят его слова, следует отдать претенденту завещанную сумму или имущество. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две – 1/2 и если три—3/4 части искомого. Отметим, что такое положение шариата открывает лазейку для манипуляций завещаниями скоропостижно скончавшихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1 Наследственное право Германии

§ 1 Наследственное право Германии Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Гражданский кодекс 1896?г. стал первой в истории Германии единой для всей страны кодификацией гражданского права. Кодекс построен по так называемой

§ 2 Наследственное право Франции

§ 2 Наследственное право Франции Наследственное право Франции регулируется Французским гражданским кодексом (кодексом Наполеона – ФГК), который является источником французского гражданского права. В его разработке приняли участие такие видные французские юристы, как

§ 3 Наследственное право США

§ 3 Наследственное право США Если в странах континентальной Европы наследование рассматривается как универсальное правопреемство, то в Соединенных Штатах Америки имущество наследодателя сначала переходит по праву доверительной собственности к так называемому

Глава 6 наследственное право

Глава 6 наследственное право В истории римского наследственного права мы видим тенденцию движения от установленного традицией порядка наследования семейного имущества членами агнатической семьи и скованности в праве завещательных распоряжений к полной свободе

Раздел V. Наследственное право

Раздел V. Наследственное право Глава 61. Общие положения о наследовании Статья 1110. Наследование 1. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как

3.8. Наследственное право

3.8. Наследственное право Понятие наследственного права. Наследование по закону Наследственное право – подотрасль гражданского права, регулирующая имущественные отношения между наследодателями и наследниками – физическими лицами.Эти отношения связаны с

Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Глава 61. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ СТАТЬЯ 1110. Наследование 1. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как

Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Глава 61. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ Статья 1110. Наследование 1. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как

Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Глава 61. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ СТАТЬЯ 1110. Наследование 1. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как

56. Наследственное право в США и странах Европы

56. Наследственное право в США и странах Европы В Российской Федерации, в странах Европы и в США основанием возникновения наследственного правопреемства является либо завещание, либо закон. Наследственное право континентальной Европы отличается от права Англии и США, в

80. Мусульманское право

80. Мусульманское право Правовые, религиозные, этические нормы в мусульманском праве не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде

Наследственное право

Наследственное право Гражданский кодекс РФ различает два института: наследование по закону и наследование по завещанию. Последнее является новеллой постсоветского законодательства, поэтому в советский период партнер гомосексуала не мог претендовать на получение

Источник

Оцените статью