Национальная валютная система это часть денежной системы страны

Национальная валютная система

Национальная валютная система (НВС) — государственно-правовая форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством с учетом норм международного права.

Национальные валютные системы возникли и развивались как совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, образуются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса воспроизводства в стране. По мере развития национальные валютные системы закрепляются нормами национального и международного законодательства.

Национальная валютная система неразрывно связана с внутренней денежной и кредитно-финансовой системой страны. Особенности организации и функционирования НВС определяются степенью развития национальной экономики и внешнеэкономических связей страны, социальными задачами развития.

Характеристика основных элементов национальной валютной системы

К основным элементам национальной валютной системы относятся: национальная валюта (национальная денежная единица — НДЕ); определенный объем и состав валютных резервов страны; условия конвертируемости НДЕ; паритет национальной валюты и режим се курса; наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль и валютное регулирование; регламентация международных расчетов страны, условия использования международных кредитных инструментов и форм международных расчетов; режим национального валютного рынка, рынка золота и др.; статус учреждений, регулирующих международные валютные и кредитные отношения страны.

1. Основу национальной валютной системы составляет установленная законом денежная единица государства — национальная валюта.

С X в. в Англии в качестве счетной единицы использовался фунт стерлингов. Национальной денежной единицей фунт стерлингов стал в 1694 г., когда Банк Англии выпустил в обращение банкноты, выраженные в этой единице. В 1816 г. в Англии законом был введен золотомонетный стандарт, закрепивший официальное золотое содержание 1 ф.ст. = 7,322382 г чистого золота.

Назначение национальной денежной единицы — обслуживать внутренний платежный оборот страны. Национальные валюты небольшой группы промышленно наиболее развитых государств используются одновременно и в международных экономических отношениях, выполняя в качестве иностранных валют функции международного платежного и резервного средства для всех других стран.

Именно эти валюты (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, японские иены) вместе с золотом составляют основу официальных резервов, сосредоточенных в центральном банке и финансовых органах страны. Страны — члены МВФ дополняют свои официальные золотые и валютные резервы счетом в СДР (специальные права заимствования).

Перечисленные компоненты являются важнейшим качественным показателем международной валютной ликвидности (МВЛ), под которой понимают способность страны (или группы стран) погашать свои международные денежные обязательства приемлемыми для кредитора платежными средствами. Количественным показателем MBЛ служит отношение официальных резервов к объему подлежащих погашению обязательств страны, прежде всего по импорту, а также по полученным займам и кредитам.

2. Степень (или условия конвертируемости) национальной валюты, т.е. их размена (обратимости) на иностранные валюты, является следующим элементом НВС.

Конвертируемость НДЕ — правовая проблема. Вопрос о возможности обмена национальной валюты одного государства на валюту другого и валюты этого другого государства на валюту первого государства или валюту третьей страны решается в первую очередь но законодательству заинтересованных государств. В Уставе МВФ, который вплоть до его второго изменения в 1976 г. содержал определение понятия «конвертируемость» валюты, больше этого нет. С одной стороны, это было связано с тем, что не всегда конвертируемость де-юре совпадала с конвертируемостью де-факто; с другой стороны, это было предопределено массовым отказом от системы фиксированных валютных паритетов.

В зависимости от условий конвертируемости, определенной и закрепленной нормативными документами государства с учетом валютного регулирования в стране, различают:

  • свободно конвертируемые валюты (СКВ), которые без ограничений обмениваются на иностранные валюты в любой форме и во всех видах операций;
  • ограниченно (или частично) конвертируемые валюты (ОKB) — это валюты стран, где валютное регулирование и валютный контроль ограничивают операции с иностранными валютами главным образом резидентов и по отдельным видам обменных операций;
  • неконвертируемые (или замкнутые) валюты — это валюты стран, где существует запрет обмена НДЕ на иностранные валюты, существуют ограничения или вообще запрещается ввоз и вывоз национальной валюты, а также установлены ограничения по другим видам операций с иностранной валютой и золотом.

3. Паритет НДЕ, как элемент национальной валютной системы, представляет собой официально установленное соотношение между двумя валютами (например, 1 евро = 3,445 лит. лита; 1 евро = = 15,64 эст. крон) и является основой валютного курса. До начала 70-х годов базой валютных курсов, тем стержнем, вокруг которого они колебались, был валютный паритет — соотношение двух сравниваемых валют по количеству содержащегося в них золота, котороt официально фиксировалось при вступлении страны в МВФ.

4. Режим валютного курса является одним из самых важных элементов национальной валютной системы. Некогда единый для всех стран — членов МВФ (+1% вокруг валютного паритета), в наши дни режим валютного курса самостоятельно определяется валютными органами страны. Различают фиксированные курсы, которые колеблются в узких пределах; плавающие курсы, которые колеблются в зависимости от рыночных условий без установленных пределов и их разновидности, такие, как гибко фиксированные курсы, регулируемое «плавание» (валютный коридор).

5. Наличие (или отсутствие) валютных ограничений. Уставом МВФ допускается возможность для членов Фонда в отдельных случаях вводить валютный контроль для преодоления затруднений с платежным балансом. Правда, одновременно подчеркивается, что валютные ограничения противоречат природе текущих платежей и движению капиталов и по своему характеру являются исключением. С одной стороны, в Уставе МВФ (статья VIII, раздел 2 (а) и раздел 3) запрещается практика ограничения текущих международных платежей, множественности валютных курсов и дискриминационных мер в области валютного регулирования, а с другой стороны, страны — члены Фонда наделены правом сохранять на переходный период те ограничения, которые у этих стран существовали до вступления в МВФ (статья XIV Устава МВФ).

6. Регламентация правил использования аккредитивной и инкассовой форм расчетов, банковских гарантий, кредитных средств обращения и платежа, таких как вексель и чек, с которыми неразрывно связаны международные расчеты и финансирование внешней торговли, их обобщение и унификация, с учетом сложившихся в коммерческой практике обычаев, также входит в число элементов национальной валютной системы.

7. Режим национальных рынков валют и золота, операции с драгоценными камнями как элемент национальной валютной системы определяется нормами валютного законодательства страны и находится в прямой зависимости от характера валютного регулирования и контроля.

8. Система национальных органов, обслуживающих и регулирующих валютные и расчетные отношения страны с зарубежными государствами, является важным институциональным элементом национальной валютной системы. Как правило, ведущую роль играет центральный банк страны; в ряде государств валютный контроль наряду с ЦБ осуществляют уполномоченные банки, а также министерство финансов, министерство торговли или специально созданные государственные органы.

Источник

Сущность и основные элементы валютной системы

1. Сущность и основные элементы валютной системы.

Валютная система – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы). Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой. Различают национальную валюту, мировую и региональную валютные системы. Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.

Основные элементы национальной валютной системы:

  • национальная валюта;
  • национальное регулирование международной валютной ликвидности;
  • режим курса национальной валюты;
  • национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
  • режим национальных рынков валюты и золота;
  • национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (законодательные органы, центральный банк, минфин, минэкономики, таможенный комитет и др.).

По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валютных отношений – мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями.

Основные элементы мировой и региональной валютных систем:

  • виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;
  • межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
  • межгосударственная регламентация режимов валютного курса;
  • межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;
  • режим мировых рынков валюты и золота;
  • международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).

Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта – денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки.

Первоначально единственным видом мировых денег было золото, причем в форме слитков. Золотые монеты для использования в международных расчетах нужно было отлить в слитки, а затем перечеканить в монеты другой страны. Постепенно с целью снижения издержек обращения в международных расчетах стали использоваться национальные золотые монеты и кредитные орудия обращения.

Международные денежные единицы являются национальными коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют, во-первых, по эмитенту (выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями); а во-вторых, по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах). Золото выполняет функцию международного резервного средства. Важный элемент валютной системы – регулирование международной валютной ликвидности на национальном и межгосударственном уровне. Под международной валютной ликвидностью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.

Компоненты международной валютной ликвидности:

  • официальные золотовалютные резервы (запасы золота и резервных валют, принадлежащих государству);
  • счета в СПЗ и ЭКЮ;
  • резервная позиция в МВФ.

Резервная позиция в МВФ означает право страны – члена МВФ на автоматическое получение у него безусловных кредитов в иностранной валюте (в пределах 25 % от квоты страны в МВФ). Следующий элемент валютной системы характеризует порядок установления курсовых соотношений между валютами, т. е. режим валютного курса. Различают фиксированный, «плавающий» курсы валют и их варианты, объединяющие в различных комбинациях отдельные элементы фиксированного и «плавающего» курсов. Такая классификация курсовых режимов в целом соответствует принятому МВФ делению валют на три группы.

  • валюты с привязкой (к одной валюте, «валютной корзине» или международной единице);
  • валюты с большой гибкостью;
  • валюты с ограниченной гибкостью.

При режиме фиксированного валютного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине» (обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т. е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации – понижения или ревальвации – повышения).

При фиксированном курсе центральный банк нередко устанавливает различные курсы по отдельным операциям – режим множественности валютных курсов. Например, такой режим действовал в России с ноября 1989 года по июль 1992 г. Режим фиксированного валютного курса обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой. На современном этапе его применяют в основном развивающиеся страны.

Для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны, характерным является режим «плавающих», или колеблющихся, курсов. При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Режим «плавающего» курса не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.

К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:

  • режим «скользящей фиксации» – центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;
  • режим «валютного коридора» – центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режимом «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;
  • режим «совместного», или «коллективного плавания», валют – курсы валют стран – членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку.

Объектом национального и межгосударственного регулирования являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют.

Валютные ограничения – это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т. е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.

На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны – члены МВФ могут взять на себя обязательство по ст. VIII Устава МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям, либо присоединиться к ст. XIV, допускающей сохранение таких ограничений на «переходный период», т. е. на период до подписания ст. VIII. На начало 1997 г. 116 государств из более чем 180 стран – членов МВФ присоединились к ст. VIII. Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.

От количества и вида практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валюты. Валютная конвертируемость (обратимость) – это возможность конверсии (обмена) валюты данной страны на валюты других стран. Различают свободно, или полностью, конвертируемые (обратимые) валюты, частично конвертируемые и неконвертируемые (необратимые).

Полностью конвертируемыми «свободно используемыми» согласно терминологии МВФ, являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов). Таких стран на современном этапе примерно 20, к ним относятся, в частности, США, ФРГ, Япония, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Гонконг, арабские нефтедобывающие страны

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов – внутренне. Наибольшее значение, с точки зрения связи внутреннего рынка с мировым, имеет конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, т. е. возможность без ограничений осуществлять импорт и экспорт товаров. Большинство промышленно развитых стран перешли к данному типу частичной конвертируемости в середине 60-х гг.

Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и прежде всего запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.

2. Виды валютных систем и их отличительные особенности.

Первая послевоенная мировая валютная система получила название Бреттон-Вудской, так как ее основные принципы были определены в Статьях Соглашения об МВФ, принятого на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Указанное соглашение, выполняет роль Устава МВФ.

Основные элементы этой мировой валютной системы сложились к началу Второй мировой войны. Золото выполняло функцию мировых денег в качестве окончательного средства погашения международных долговых обязательств и международного резервного средства. Помимо золота в качестве мировых денег использовались доллар США и фунт стерлингов. Международные резервы хранились на счетах в банках США и Великобритании или в виде краткосрочных ценных бумаг правительств этих стран. Доллар США разменивался на золото для иностранных центральных банков по официальному золотому содержанию, установленному в 1934 г.

Бреттон-Вудское соглашение впервые закрепило официально статус резервных валют за долларом США и фунтом стерлингов. Это позволило США и Великобритании погашать международную задолженность своей национальной валютой. Бреттон-Вудскую систему называют системой золотодолларового стандарта, так как связь всех валют с золотом осуществлялась через размен на него доллара.

Все страны – члены МВФ установили паритеты своей валюты в золоте или долларах США и не могли изменять их без согласия МВФ более чем на 10 %. Рыночные курсы валют жестко привязывались к доллару США: не могли отклониться от долларовых паритетов более чем на ± 1 %. Поддержание валютных курсов в этих пределах обеспечивалось центральными банками с помощью покупки-продажи долларов за свою национальную валюту.

В построении данной валютной системы нашли отражение господствующие позиции США в мировой экономике. В начале 70-х гг. структурные принципы Бреттон-Вудской валютной системы перестали соответствовать новой расстановке сил в мире, и она постепенно развалилась.

Ныне действующая мировая валютная система, получившая название Ямайской, была оформлена Соглашением стран – членов МВФ, заключенным на международной конференции в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г.

В соответствии с ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получила де-юре статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой СПЗ.

К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СПЗ входили валюты 16, а с 1981 г. пяти стран. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.

Несмотря на утрату юридического статуса резервной валюты, доллар США де-факто остался главной резервной валютой. Наряду с долларом функции международного платежного и резервного средства выполняют немецкая марка и японская иена. В этом отражаются ведущие позиции США, ФРГ и Японии.

Ямайское соглашение впервые юридически оформило демонетизацию золота. Это выразилось в отмене:

  • официальной цены на золото;
  • фиксации золотого содержания валют, а значит, золотых паритетов[2] (формально основой валютных паритетов в Уставе МВФ объявлены СПЗ);
  • взноса золота странами – членами МВФ в его капитал.

Однако несмотря на юридическое устранение золота из мировой валютной системы, оно продолжает выполнять такую функцию мировых денег, как международное резервное средство. В соответствии с измененным Уставом МВФ каждая страна имеет право выбрать любой режим валютного курса.

Региональная валютная система, получившая название Европейская валютная система (ЕВС) была сформирована в 1979 г. в рамках европейского экономического сообщества с целью содействия развитию интеграционных процессов стран Западной Европы. Эту систему можно рассматривать как составную часть мировой валютной системы, поскольку страны, входящие в ЕВС, являются членами МВФ. Тем не менее она имеет ряд особенностей, отличающих ее от Ямайской системы.

Прежде всего она базируется не на СПЗ, а на ЭКЮ, которая выпускается Европейским валютным институтом. Стоимость ЭКЮ, как и СПЗ, определяется на базе «валютной корзины», в которую входят в настоящее время валюты 12 стран. Более 32 % «корзины» приходится на долю немецкой марки. В отличие от МВФ, который не проводит операции с золотом, Европейский валютный институт выпускает ЭКЮ взамен взносов стран – получателей ЭКЮ в золоте и долларах (в форме возобновляемых трехмесячных сделок «своп»).

Соглашение о ЕВС предусматривает режим «совместного плавания» валют вокруг доллара США, японской иены и валют других стран, не входящих в ЕВС. Центральные банки стран – членов ЕВС должны поддерживать курсы своих валют по отношению друг к другу в установленных пределах ± 15 % от центрального курса в ЭКЮ с помощью покупки-продажи своей валюты в обмен на иностранную.

Важным этапом в развитии ЕВС явилось подписание в ноябре 1994 г. Маастрихтского договора о формировании валютного союза, конечной целью которого является создание Европейского центрального банка. Предполагалось, что он будет проводить единую европейскую денежно-кредитную политику и осуществлять эмиссию новой коллективной валюты – евро.

Валютная система России после ее вступления в 1992 г. в МВФ формируется в соответствии с Уставом МВФ. Основные элементы системы оформлены в законах РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г., «О Центральном банке», указах Президента РФ, нормативных актах ЦБ РФ и Правительства РФ.

Национальная валюта Российской Федерации – российский рубль. Международные ликвидные активы (международные резервы) включают в себя золотовалютные резервы (на которые приходится более 99 % всех международных резервов), резервную позицию страны в МВФ и СПЗ на счетах МВФ.

В июле 1992 г. Центральный банк РФ отказался от режима множественности валютных курсов и установил режим «плавающего» валютного курса. С середины 1995 г. режим «плавающего» курса был заменен режимом «валютного коридора». В 1995 – 1997 гг. Банк России устанавливал абсолютные значения верхних и нижних границ колебания валютного курса, на 1998 – 2000 гг. введен «горизонтальный валютный коридор» с центральным курсом 6,2 руб. за 1 долл. США с возможными отклонениями от него в пределах ± 15 %. Этот «коридор» был расширен 17 августа 1998 г., а с сентября 1998 г. курс рубля находится в режиме «свободного плавания».

Официальный курс рубля с июля 1992 г. по май 1996 г. устанавливался банком России на уровне курса ММВБ. С 17 мая 1996 г. по 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ определил официальный курс ежедневно исходя из ряда показателей: спроса и предложения на иностранную валюту в России, ситуации на международных валютных рынках, уровня инфляции, величины государственных золотовалютных резервов, состояния платежного баланса.

В соответствии с российским законодательством сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются через банки, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций (уполномоченные банки), а также через валютные биржи. Основным органом валютного регулирования Российской Федерации является Центральный банк РФ

Он определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами России операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с рублями и ценными бумагами в рублях; устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк и правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ, обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентами в рублях.

3. Валютные отношения.

Валютные отношения — денежные связи при осуществлении внешней торговли, оказании экономической и технической помощи, совершении сделок по покупке валюты и т.д. Участниками В.о. являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения В.о. служат международные договоры и внутригосударственные акты.

Субъектами валютных отношений могут быть государство, предприятия и организации, а также отдельные частные лица. Если государство монополизировало внешнеэкономические отношения, то отдельные физические и юридические лица могут участвовать в них крайне ограниченно и только по специальному разрешению государственных органов. В свободной экономике ограничения для участия в международных отношениях незначительных и затрагивают только ту сферу деятельности, на которую распространяется государственная монополия.

Валютные отношения, как и все международные экономические отношения, являются вторичным, производными от воспроизводственных отношений, складывающихся внутри страны. Они зависят от динамики и темпов экономического роста, от соотношения спроса и предложения на национальном рынке, но в последние годы на них все большее влияние оказывают развивающийся процесс интернационализации производства, развитие мирового рынка, движение рабочей силы и капиталов.

Развитие международных валютных отношений потребовало их определенной организации, в результате чего сформировались сначала национальные валютные системы, а затем и международные. Национальная валютная система устанавливает принципы организации и регулирования валютных отношений внутри отдельной страны. Она является частью денежной системы данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за национальные границы. В каждой стране особенностей такой системы определяются уровнем развития экономики и внешнеэкономических связей. В состав национальной валютной системы входят следующие элементы:

  • национальная валютная единица;
  • режим валютного курса;
  • условия обратимости валюты;
  • система валютного рынка и рынка золота;
  • порядок международных расчетов страны;
  • состав и система управления золотовалютными резервами страны;
  • статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны.

На основе национальных валютных систем сформировалась международная (мировая) валютная система, которая является формой организации валютных отношений, закрепленных межгосударственными соглашениями. Она преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет специфический механизм функционирования. Ее основными элементами являются:

  • основные международные платежные средства (национальная валюта, золото, международные валютные единицы СДР, экю);
  • механизм установления и удержания валютных курсов;
  • порядок балансирования международных платежей;
  • условия обратимости (конвертируемости) валют;
  • режим международных валютных рынков и рынков золота;
  • статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

В условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляется, прежде всего, через деятельность крупных коммерческих банков. Эти банки располагают сетью филиалов в разных странах или валютными счетами в банках других стран. Проводя через такие банки торговые и иные внешнеэкономические операции, клиенты имеют возможность вносить средства на счета банка в одной стране и при необходимости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте.

Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Наряду с «первичными» субъектами валютного рынка экспортерами и импортерами, формирующими базисный спрос и предложение валют, и «вторичных» — тех участников валютного рынка, которые торгуют непосредственно валютой. Это коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Определение «вторичные» весьма условно, поскольку в настоящее время около 90 % всех сделок на внешнем валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Большая часть торговли, валютой это обычная биржевая игра, с целью получения прибыли, где в качестве объекта фигурируют обменные курсы валют.

Важнейшими субъектами в сфере международного денежного обращения выступают правительственные органы. Денежно кредитные отношения в мировой экономике затрагивают национальные интересы государства. Закономерно, что в ходе эволюции этих отношений вырабатывались правила и законы, регулирующие эти отношения, приемлемые сточки зрения национальных интересов.

Особое место в национальной валютной системе занимает резервная валюта. Она служит для определения валютного паритета, используется для проведения валютной интервенции, может выполнять функции платежного средства. Официально статус резервной валюты имеет американский доллар, но на практике ею служит также немецкая марка и японская йена.

Вывод

Пока в мире существуют государства, будут жить и национальные валюты. Наличие национальной валюты позволяет государству управлять ходом дел в экономике страны. Национальная валюта позволяет обеспечить полный суверенитет страны, ее независимость от воли правительств других стран. В противном случае страна всегда вынуждена жить под угрозой того, что ей может не хватить денег из-за использования валюты другой страны, которая ведет собственную денежную политику, не считаясь с интересами других государств. Кроме того, отсутствие своей валюты чревато инфляцией, занесенной валютами других стран.

Международная валютно-финансовая система представляет собой закреплённую в международных соглашениях форму организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.

Источник

Читайте также:  Израиль экономическое положение страны
Оцените статью