Национальное право стран европейского союза

Право Европейского союза

Это статья о праве Европейского союза. О Европейском праве в широком смысле см. статью Европейское право.

Европейский союз
Эта статья — часть серии
« Политическое устройство Европейского союза »

Право Европейского союза (англ. European Union law , фр. Droit de l’Union européenne ) — система правовых норм, регулирующая процесс европейской интеграции, порядок создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения.
Европейское право является самостоятельной правовой системой, находящейся на стыке национального права государств-членов ЕС и международного права.

Содержание

Принципы права ЕС

Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы. Одни принципы непосредственно содержатся в учредительных договорах Европейского союза, другие выработаны практикой Суда Европейского союза в результате их толкования. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие.

Функциональные принципы права ЕС

К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.
Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов. Правовые нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Указанный принцип распространяется не только на учредительные договоры Европейского союза, но и на ряд других нормативных актов Европейского союза. Гарантом соблюдения данного принципа выступает Европейский суд.
Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок. Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц. Так, например, положения регламентов, издаваемых институтами ЕС, становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения. В свою очередь правила, содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия, должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.
Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.

Общие принципы права ЕС

К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

Источники права ЕС

Акты первичного права

К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

Акты вторичного права

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичный акт может быть принят, если существуют полномочия для его принятия и соблюдена бюджетная дисциплина.
Типы вторичных актов:

1. Юридически обязательные:

  • законодательные: регламенты, директивы и решения, принятые на основе первичного права
  • незаконодательные: акты, принятые в соответствии с полномочиями, предусмотренными в законодательном акте

2. Юридически не обязательные:

  • рекомендации, мнения и другие необязательные для исполнения акты

Акты третичного права

Международные договоры между странами ЕС, которые облегчали функционирование ЕС, с течением времени были постепенно заменены на акты вторичного права. Нельзя с точностью говорить об актах третичного права, как об источнике европейского права

  • Конвенция о гармонизации законов в интересах физических и частных лиц в 4 областях
  • Конвенция координации действий государств-членов в полицейском и судебном сотрудничестве по уголовным делам
  • Конвенция, содействующая выполнению первичных актов

Соотношение права ЕС с национальным правом государств ЕС

Соотношение права ЕС с национальным правом государств, входящих в ЕС, строится на четырёх принципах:

  • Верховенство по отношению к национальным системам права государств-членов. Принцип означает что в случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя.
  • Прямое действие. Под ним понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов права.
  • Интегрированность в национальные системы права государств-членов. Принцип означает, что все нормы права ЕС автоматически инкорпорируются в национальные правовые системы государств-членов.
  • Юрисдикционная защищенность. Под ним понимается то, что обязанность обеспечения защиты норм права ЕС возлагается не только на судебные органы Европейского союза, но и на национальные судебные органы государств-членов.

Право ЕС как автономная правовая система

Вопрос об автономности права Европейского союза является одним из ключевых как для его понимания, так и применения. В случае не признания за ним самостоятельности, и отнесении его к региональным нормам международного права, право ЕС могло бы потерять возможность прямого действия на территории стран членов Европейского союза. Это объясняется тем, что место международно-правовых норм в национальном законодательстве определяется конституционным актом каждого из государств. То есть для применения правовых норм права Европейского союза была бы однозначно необходима их имплементация в национальные правовые системы. Соответственно могла бы возникнуть ситуация когда нормы права Европейского союза действовали бы в одних государствах членах Европейского союза напрямую, а в других только через издание национального правового акта. Определяющим моментом послужила позиция Суда Европейского союза. В решении по делу Фламинио Коста от 15 июля 1964 г. (дело № 6/64) дана весьма четкая характеристика права ЕС как особой правовой системы. «В отличие от обычных международных договоров, договор ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая, со вступлением договора ЕЭС в силу, стала неотъемлемой составной частью правовых систем государств членов, и положения которой обязаны применять их суды». Эта позиция Суда была подтверждена и развита в многочисленных других решениях, ей придерживаются и другие институты Европейского союза. То есть, по сути, договор ЕЭС был приравнен к конституционным актам, что и позволило считать момент его вступления в силу отправной точкой начала существования права Европейского союза как автономной, самостоятельной правовой системы.

Источник

Национальное право стран европейского союза

Право Евросоюза представляет собой самостоятельную правовую систему, регулирующую процесс функционирования и взаимодействия различных органов в рамках Евросоюза, а также возникающие общественные отношения.

Право Евросоюза распространяется на всех стран-участников. Оно возникло как необходимость в регулировании общественных и властных отношений в одном объединении, а также необходимости приведения основ жизни всех стран «к общему знаменателю». Оно имеет самостоятельный характер и распространяется на 27 стран-участниц. В составе права выделяются две его части. Первая часть регулирует создание и функционирование властных структур, поэтому носит название институционной. Она, в частности, определяет порядок функционирования Европейского суда. Вторая часть включает в себя гражданское, трудовое, уголовное, таможенное законодательство, т.е. те сферы права, которые регулируют общественные отношения между гражданами.

Готовые работы на аналогичную тему

Право Евросоюза основывается на тех же принципах, что и национальное право:

  • принцип верховенства права;
  • принцип прямого действия;
  • принцип охраны прав и свобод и т.д.

Однако существуют такие принципы, как принцип интегрированности, который означает, что право Евросоюза вступает в действие в независимости от желания страны-участника.

Право Евросоюза содержится в таких актах, как учредительные договора ЕС, резолюции и регламенты, рекомендации и заключения. Источником права также является судебный прецедент. Таким образом, данные акты имеют ни международный, ни национальный характер, а занимает между ними промежуточное положение.

Право Евросоюза и национальное право

Если представить Евросоюз как федерацию, а каждую страну-участницу как отдельный субъект федерации, то право Евросоюза будет выступать как федеральное право по отношению к региональному. Отсюда характеристики права Евросоюза как транснационального.

Одна из его особенностей – право Евросоюза действует через границы. Это проистекает из принципа верховенства права, что означает, что право ЕС имеет большую юридическую силу, чем право государства. Стоит отметить, что приоритет имеют не только учредительные документы, но и все акты ЕС всех его органов и институтов, даже если государство отказалось их одобрить в Совете ЕС. На верховенство право ЕС не влияет время принятия акта, ни его источники.

Суд Евросоюза является высшей инстанцией для национальных судов. Именно здесь решается проблема наличия противоречий между внутренним государственным правом и правом Евросоюза. Причем национальные суды не только имеют право обращаться в суд ЕС, но и обязаны направить запрос в суд ЕС в случае возникновения противоречивых ситуаций. При толковании норм национального права суд того или иного государства должен исходить из необходимости достижения «гармонии» двух систем, поэтому толкование должно исходить из максимального приближения к нормам ЕС. Следить за применением норм ЕС должен национальный суд. Право ЕС на них наложило данную функцию, что приводит к неоднократным санкциям членам-государствам за причиненный ущерб гражданам из-за несвоевременной имплементации норм ЕС в национальное право.

Однако в ЕС был введен принцип субсидиарности, который гласит, что те вопросы, которые могут решаться на местах, должны решаться на тех уровнях власти, которые наиболее приближены к уровню проблемы и к населению. Только в случае отсутствия возможности решить вопрос местными усилиями, он передается на решение вышестоящих властей – региональных, государственных и, наконец, наднациональных в лице ЕС. Каждый уровень власти является субсидиарным, т.е. вспомогательным, для нижестоящего. Таким образом, ЕС должен воздерживаться от вмешательства в те вопросы общественной жизни, которые эффективно могут быть решены на местном или государственном уровне.

В ЕС был учрежден субсидиарный контрольный механизм. В соответствии с ним в течении восьми недель после поступления законодательного проекта ЕС на рассмотрение в национальный парламент тот может направить в адрес ЕС мотивированное заключение о несоответствии проекту принципу субсидиарности. При трети мотивированных заключений от национальных парламентов проект подвергается повторной экспертизе.

Право Евросоюза и международное право

Современные государства сами устанавливают принцип верховенства международного права, прописывая его в своих конституциях. Национальный суд смотрит за тем, как действует данная система, а также обнаруживает противоречия между международным и национальным правом, после чего предпринимает усилия для устранения противоречий между национальным и международным правом. Т.е. соответствие собственных правовых норм международным ложится на плечи самого государства.

В учредительных документах Евросоюза указано, что ЕС в своей деятельности будет способствовать неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно принципов ООН, Хельсинского заключительного акта и Парижской Хартии. Из этого ряд исследователей делают вывод о косвенном признании ЕС верховенства международного права.

В целом положение права ЕС в системе международного права не является четким. Право Евросоюза уникально по своей структуре, обладает собственной спецификой. Оно не противоречит международному праву, но и заметно от него отличается. В связи с этим ряд исследователей представляет право ЕС как часть международного права. Дискуссия концентрируется вокруг проблемы, можно ли считать ЕС международной организацией. А.Я. Капустин считает ЕС международной правительственной организацией. О. Витвицкая указывает, что ЕС не обладает способностью приобретать или отчуждать имущество, поэтому не может считаться международной организацией.

Право ЕС также часто рассматривается как региональное право интеграционного характера. Однако ЕС давно ушли вперед обычной региональной организации. Сейчас это не только рынок, но и пространство единой безопасности, валюты, политической интеграции, общее судопроизводство и т.д.

Источник

Читайте также:  Прививки от желтой лихорадки страны
Оцените статью