- Механизмы развития национальных инновационных систем и факторы их конкурентоспособности
- 5.2. Конкурентоспособность национальных инновационных систем
- Читайте также
- Проверка на конкурентоспособность
- Конкурентоспособность
- 25. Мировая конкурентоспособность России
- 26. Конкурентоспособность государств на микроуровне
- 20. Взаимозависимость национальных хозяйств
- 3 Состояние: внешняя конкурентоспособность
- 4 Внутренняя конкурентоспособность
- 5 Конкурентоспособность по ресурсам
- 6 Конкурентоспособность институтов
- Сдвиг влияния и конкурентоспособность
- КОНКУРЕНТЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Механизмы развития национальных инновационных систем и факторы их конкурентоспособности
Национальная инновационная система – это совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научно-исследовательские организации, потребители) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов, в т. ч. государств на международном уровне. [1]
В рамках функционирования национальной инновационной системы происходит формулирование инновационной политики, разработка нормативно-законодательной базы, осуществляется выбор приоритетов в области научных исследований и разработок, финансирование и осуществление научно-исследовательской деятельности, поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг, создание человеческого капитала, предоставление финансовых стимулов для развития инноваций (налоговые каникулы, субсидии и т.д.), а также нематериальное поощрение (престиж и признание).
Национальная инновационная система объединяет инновационные предприятия, учреждения в сфере образования и профессионального обучения, инновационную инфраструктуру, систему создания и продвижения инноваций, стратегию и нормативно-правовую базу инновационной политики, а также механизм инновационного развития, отражающий систему взаимоотношений между выше перечисленными элементами. Все элементы находятся в тесной функциональной взаимозависимости, исключение любого элемента системы приводит к разрыву инновационного процесса, следовательно, делает невозможным функционирование всей системы. [5]
На развитие и функционирование национальной инновационной системы непосредственное влияние оказывают социальные, политические, культурные и международные факторы, а также стартовые условия страны, среди которых выделяют три категории: активы, сети и культура (рис. 1.). К активам относится человеческий и финансовый капитал, институты, занимающиеся исследованиями и разработками, производственная база, коммуникационная и физическая инфраструктуры, нормативно-правовая база, способствующая развитию предпринимательства, а также желаемые для работников условия жизни, помогающие привлекать и удерживать необходимые кадры. Связывание компонентов в инновационной системе содействует междисциплинарным инициативам, развитию отдельных отраслей, снижению рисков при совместном проведении исследований и развитию международного сотрудничества. Для эффективного функционирования НИС важным является формирование предпринимательской среды и творческой инициативы. [4]
Выделяют три стадии развития национальной инновационной системы (рис.2).
Рис.2. Стадии развития национальной инновационной системы
Страны могут совершенствовать свои инновационные системы и переходить из одной стадии в другую. Например, такие страны, как Япония, Южная Корея, Израиль, Финляндия, прошли в своём развитии все три стадии.
Выделяют две основные международные модели государственной инновационной политики:
1) модель инновационной политики, ориентированная на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Главной целью модели является поощрение развития инновационных направлений, имеющих приоритетное значение для страны;
2) модель инновационной политики, ориентированная на распространение научно-технических знаний. Главная цель такой политики — освоение новых технологий, расширение технологических возможностей отраслей и сфер экономики. Чаще всего это касается совершенствования инновационной инфраструктуры, системы образования и профессиональной подготовки.
Конкурентоспособность национальной инновационной системы зависит от мер, которые способны обеспечивать результативность инновационных процессов и их использование для повышения будущего благосостояния.
Выделяют шесть факторов конкурентоспособности инновационных систем (рис.3.). Таланты и идеи – это основные источники инноваций. Источником талантов для инноваций является образовательная система. Отбору и реализации проектов способствует развитая специализированная инфраструктура для коммерциализации (центры передачи технологий, бизнес-инкубаторы, научные парки) и организация финансирования проектов. Инновационные компании активно финансируют прикладные научные исследования и всю деятельность, связанную с внедрением их результатов. Ускоренное распространение инноваций возможно при широко доступной технологической инфраструктуре, современных технических стандартах и развитом законодательстве об интеллектуальной собственности. Развитость кластеров облегчает создание новых компаний, обеспечивает масштабное технологическое совершенствование отрасли и дает возможность развивать совершенно новые отрасли. Мощным стимулом для развития инноваций и большое значение для конкурентоспособности национальной инновационной системы является масштаб внутреннего рынка и качество спроса.
Рис.3. Факторы конкурентоспособности национальных инновационных систем
Правительство оказывает большое влияние на развитие инноваций путем закупки государством высокотехнологичной продукции. Институты и государственное управление оказывают влияние на все составляющие инновационной системы и определяют перспективы повышения конкурентоспособности за счёт всех остальных факторов. [3]
Ни одно слагаемое конкурентоспособности не является главным или основным. Успешные инновации основаны на сбалансированном действии всех слагаемых, развитие каждого из них является необходимым.
Для формирования национальной инновационной системы необходимо использование имеющегося научно-технического потенциала и технологических решений, а также создание научно-технических заделов на перспективу через поддержку развития образования, науки, создание новых технических разработок, технологий, что позволит обеспечить устойчивые темпы роста и конкурентоспособность экономики.
Переход современной экономики на инновационный путь развития, а также необходимость эффективной и комплексной модернизации российской экономики обуславливает формирование национальной инновационной системы в Российской Федерации. Анализ международного опыта развития инновационных систем дает возможность использования сложившихся в мире подходов к формированию национальной модели инновационного развития, использованию инновационной активности для экономического роста. Важным является действенная и эффективная государственная поддержка инновационной деятельности, нацеленная эффективное использование высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциалов, обеспечение необходимых условий для разработки новых технологий, скорейшего их внедрения, налаживания масштабного производства конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг.
1. Дроговоз П.А., Пасхина О.М. Национальные инновационные системы в машиностроении: зарубежный опыт // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Машиностроение. 2011. Спецвыпуск (№ 3) Актуальные проблемы управления машиностроительными предприятиями. С.45-59.
2. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. М: Минобрнауки РФ, 2009. – 208 с.
3. БауманИнновейшн. Проект «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России». Москва, 2010. – 64 с.
4. Нью-Йоркская академия наук. Ярославский план 10-15-20. «Дорожная карта» строительства инновационной экономики: лучшая международная практика и уроки для России. Нью-Йорк, 2010. – 136 с.
5. Иванов В.В., Иванова Н.И., Розебум Й., Хайсберс Х. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – 280 с.
Источник
5.2. Конкурентоспособность национальных инновационных систем
5.2. Конкурентоспособность национальных инновационных систем
В настоящее время страны, лидирующие в мировой экономике, уже имеют научно-инновационный прорыв, который может несколько лет держать их в лидерах за счет повышения конкурентоспособности товаров и услуг.
В последние годы политика в области науки и техники достаточно изменилась в своем развитии. Произошел пересмотр роли государства в сочетании с сокращением государственных бюджетов во многих странах, что затронуло многие научные учреждения и привело к усилению роли частного финансирования. Экономическая конкуренция и глобализация требуют четкого определения приоритетов научно-технической деятельности. Большое значение приобретает технологический менеджмент. Как развитые, так и развивающиеся страны критически осознают потребность в определении научной политики и развитии стратегического научно-технического планирования.
Динамика развития мировой экономики, региональные и интеграционные процессы, а также потребности развития общества обращают страны к развитию политики и стратегии в области научно-технической политики. Такая стратегия должна включать в себя новые подходы, которые, с одной стороны, учитывали бы вопросы, определяющие политику в области науки и техники в мире (например, потребность соответствия запросам и внимание к развитию инновационных процессов), а с другой – специфические особенности стран. Технологический разрыв между странами огромный. В связи с этим многие развивающиеся страны практически уже не претендуют на относительную автономию НТ, определяемую внутренним научно-техническим потенциалом страны.
Решение этого вопроса страны видят в политике модернизации, целью которой является привлечение в развитие НТ ресурсов, доступных как внутри страны, так и за рубежом. Формально в странах провозглашается «политика нововведений», хотя страны в целом не располагают необходимыми возможностями и ресурсами.
Необходимо, чтобы конкурентная политика в области науки и технологий соответствовала новым потребностям заинтересованных лиц из разных слоев общества, в частности, представителей делового мира, исследователей, работающих в государственном и частом секторах, и населения в целом.
В настоящее время государственная политика стран и решения в научно-технической сфере обусловлены некоторыми вопросами. Во-первых, это вопросы, связанные с финансовыми, людскими, капитальными или информационными ресурсами. Какими должны быть оптимальный уровень НИОКР в стране и соотношение между различными направлениями исследований. Во-вторых, руководители, определяющие государственную политику и решения в научно-технической сфере, должны правильно планировать и создавать институты и механизмы, которые будут поддерживать развитие и выделять необходимые ассигнования на нужды науки и техники. Третий комплекс вопросов состоит в максимизации использования и передачи знаний и технологий, полученных в результате исследований, иными словами, в каких случаях следует развивать национальные достижения, а в каких применять иностранные технологии. В-четвертых, правительства все в большей степени нуждаются в адекватных средствах для измерения результатов научно-технических исследований.
Важно, чтобы общественность была осведомлена о воздействии науки и техники на различные стороны общественной жизни: экономическую, социальную, культурную и т. д.
В рамках рассмотрения конкурентоспособности национальных инновационных систем у России достаточно сложная задача. Для решения этой задачи Россия должна в кратчайшие сроки перейти на инновационный путь развития экономики, повышать роль международных связей и сотрудничества. В связи с этим в России действует Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества.
Концепцией были определены долгосрочные стратегические цели, основные направления и задачи государственной политики России в области международного научно-технического сотрудничества (МНТС), приоритетные направления сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, механизмы реализации этой политики, осуществляющейся на федеральном и региональном уровнях в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, заключаемых на многосторонней и двусторонней основе.
Среди основных направлений государственной политики в области МНТС названы такие как:
• переориентация МНТС на развертывание международного взаимодействия в инновационной сфере;
• выход на мировой рынок научно-технологической продукции, услуг и интеллектуальной собственности;
• развитие новых форм МНТС и международного научно-технического партнерства государства и частного сектора;
• модернизация инфраструктуры МНТС;
• совершенствование нормативно-правового механизма и договорно-правовой базы международного научно-технического сотрудничества;
• интеграция государственных ресурсов научно-технической информации в мировое информационное пространство;
• обеспечение национальной научно-технологической безопасности России;
• стимулирование экспортно-импортных операций с объектами интеллектуальной собственности (ИС), наукоемкими товарами и услугами.
Каждая страна в рамках отчета предоставляет информацию о состоянии инновационной системы, описание основных целей и направлений научной политики, анализ статистических данных и характеристику инновационных мер, проводимых страной.
В рамках исследования специалисты делают вывод о том, что хотя данные об экономическом развитии России (рост ВВП, состояние государственного бюджета) лучше, чем показатели для стран ЕС, но качественные показатели, такие как инвестиции, включая прямые иностранные инвестиции, остаются низкими и недостаточными для улучшения инновационной активности страны. Компании высокотехнологичных отраслей (авиакосмическая, оборонная и машиностроение) поддерживают свои конкурентные преимущества при сильной поддержке правительства. Система государственных научно-исследовательских институтов имеет низкую результативность и уровень интеграции с бизнесом. Российский бизнес не имеет четкой собственной инновационной стратегии и очень незначительно инвестирует в собственные разработки и исследования.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Проверка на конкурентоспособность
Проверка на конкурентоспособность Ни одна компания не может монополизировать рынок. Во многих странах, когда со стороны какой-нибудь компании возникает подобная угроза, правительства, чтобы создать условия для свободной конкуренции, возбуждают против таких компаний
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность Ни одна компания – кроме тех, кому исключительно повезло, но такое везение никогда не длится долго – не работает в вакууме. У всех у нас есть конкуренты. И все мы знаем, что, для того чтобы преуспевать, нам нужно выделяться на общем фоне. Вопрос,
25. Мировая конкурентоспособность России
25. Мировая конкурентоспособность России Россия. Конкурентоспособность России относительно других развитых стран остается невысокой.В настоящее время Россия находится на 20-м месте в мире по экспорту, а в начале 1990-х гг. СССР занимал 10-е место. Кризис в экономике страны и
26. Конкурентоспособность государств на микроуровне
26. Конкурентоспособность государств на микроуровне Наряду со стабильным политическим климатом и разумной макроэкономической политикой для процветания экономики необходимы микроэкономические основы экономического развития. Они заключаются в конкурентной практике и
20. Взаимозависимость национальных хозяйств
20. Взаимозависимость национальных хозяйств Интернационализация хозяйственной жизни привела к возникновению взаимозависимости воспроизводственных процессов на мировом уровне. Увеличение национального дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена
3 Состояние: внешняя конкурентоспособность
3 Состояние: внешняя конкурентоспособность Состояние российской экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, если судить по платежному балансу, можно признать благополучным. В 2002 году внешнеторговый баланс сведен с положительным сальдо 37,2 млрд. долл., счет
4 Внутренняя конкурентоспособность
4 Внутренняя конкурентоспособность Как ни странно, анализ внутренней конкурентоспособности оказался гораздо более сложным делом, чем анализ внешней конкурентоспособности: здесь еще меньше данных, предлагаемых отечественной статистикой.Исходная мысль была такова:
5 Конкурентоспособность по ресурсам
5 Конкурентоспособность по ресурсам 5.1 Природные ресурсы По природным ресурсам Россия одна из самых богатых стран мира. Благодаря им мы имеем сегодня отличный торговый баланс и можем предложить на мировой рынок конкурентоспособные сырьевые товары и энергоносители. И
6 Конкурентоспособность институтов
6 Конкурентоспособность институтов Теперь общепризнано, что институты играют важную роль в достижении конкурентоспособности и успешности развития страны в целом. В более широком плане следует говорить о культуре. Имеется в виду не самобытность культуры как
Сдвиг влияния и конкурентоспособность
Сдвиг влияния и конкурентоспособность Последствия появления на рынке новых поставщиков или посредников могут быть прослежены в вышеупомянутой матрице связей, в результате чего можно будет предвидеть, кто пострадает, а кому будет оказана помощь. Отсюда возникает важная
КОНКУРЕНТЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КОНКУРЕНТЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ кто ваши конкурентыНе все правильно понимают конкурентную среду. Я, конечно, тоже ее неправиль-но понимаю, потому что в академиях не обучался. То есть, обучался, конечно, но дру-гому, что мне тоже пригодилось, и спасибо моим учителям.По
Источник