- Модели рыночной экономики
- Понятие рыночной экономики
- Факторы, образующие модели экономических систем
- Общие черты моделей экономики
- Модели и их описание
- Американская
- Японская
- Другие
- Социально направленные модели
- Германская
- Шведская
- Модели экономического развития стран
- 2. Социально-ориентированная рыночная экономика — создана после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции
- 3. Японская модель
- 4. Латиноамериканская модель
- 5. Африканская модель
- 6. Социалистическая (трансформационная) модель
Модели рыночной экономики
Понятие рыночной экономики
Рыночная экономика — это система, основанная на многообразии видов частной собственности, управляемая рыночными механизмами: взаимодействием предложения и спроса, свободной конкуренцией.
В основе этой системы лежит личная выгода предпринимателя, его реакция на колебания спроса, поведение потребителя, изменение характера его нужд, запросов.
Зарождение рыночной экономики произошло еще в период феодального строя, когда получение личной выгоды постепенно становилось основным стимулятором экономического роста. Эта тенденция сохранилась и в более поздние времена: она отразилась в историческом развитии разных стран, стала определяющим фактором в становлении их экономики.
Факторы, образующие модели экономических систем
Как любая система, рыночная экономика, даже в своем идеальном выражении, имеет преимущества и недостатки. Пытаясь закрепить первые и приуменьшить вторые, страны пошли по разным путям развития. Так появились схожие по основному принципу, но отличные по отдельным характеристикам системы.
Формирование их особенностей происходило под влиянием нескольких факторов:
- географическое положение;
- особенности исторического наследия;
- характеристика природных ресурсов;
- специфика этноса;
- признанные обществом социальные приоритеты.
- экономическое развитие.
Общие черты моделей экономики
Едиными являются такие черты, как:
- многообразие форм собственности;
- не испытывающая внешнего влияния конкуренция;
- независимое ценообразование;
- свобода в выборе вида деятельности, способов достижения успеха.
При всей своей результативности рыночная экономика доказала необходимость вмешательства государства в некоторые сферы социально-экономических отношений. Поэтому еще одной общей чертой стало определенное государственное регулирование экономики.
Модели и их описание
Американская
Ее называют либеральной версией капитализма. Для нее характерен малый объем государственной собственности, минимальная роль государства в формировании экономических процессов.
Американское правительство поощряет все формы предпринимательства, обеспечивающего стране более 80% рабочих мест. Малообеспеченные слои населения имеют удовлетворительный уровень жизни, а разница между доходами богатых и бедных может выражаться в стократном разрыве.
Японская
К ее отличительным чертам относятся незначительная разница в доходах топ-менеджеров и рядовых служащих, распространенность пожизненного найма, привлечение рабочих к принятию управленческих решений.
Государство в Японии воздействует лишь на основные направления экономики, проявляясь там, где необходимо избежать кризиса, обеспечить особо динамичное развитие.
Другие
Кроме американской и японской версий экономисты выделяют:
- Французскую, многое скопировавшую с американского варианта.
- Южнокорейскую, отличившуюся бурным ростом экономики и весомым воздействием государственных рычагов.
- Китайскую, за последние десятилетия продемонстрировавшую рекордный прирост промышленного производства.
Во многих трудах не выделены в отдельную группу рыночные модели новых индустриальных стран. Таких, как Сингапур, Гонконг, ОАЭ. Но они тоже могут быть объединены в отдельную категорию. Она отличается ломкой феодальных, патриархальных структур, направленностью усилий государства на формирование капиталистических отношений.
Социально направленные модели
Германская
Германская модель подразумевает значимое воздействие государства на экономику в вопросах, связанных с решением социальных проблем. Правительство проводит политику социального партнерства, обеспечивает бесплатное образование, безвозмездное получение медицинских услуг.
Шведская
Еще одна социально-направленная версия реализована в Швеции. Она, еще более германской, отличается ярко-выраженной социальной направленностью. Все усилия государства по регулированию экономических процессов направлены на сокращение имущественного неравенства, поддержку малообеспеченных слоев, обеспечение гражданских прав.
Шведскую модель иногда называют «вариантом социализма» — настолько сильно государство вмешивается в процессы ценообразования, фиксируя цены по многим социально значимым позициям.
Германская и шведская модели заслуженно могут считаться успешными. Эти страны демонстрируют постоянный экономический рост, высокую социальную стабильность, удовлетворенность населения количеством и принципами распределения благ.
Источник
Модели экономического развития стран
Модель экономического развития – это тенденция развития экономических объектов (мировой экономики в целом, главных ее сфер – развитых, переходных и развивающихся стран, национальных экономик, сфер хозяйства и др.), приводящие к определенному экономическому результату.
Особенности моделей экономического развития определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов на основе теоретических закономерностей функционирования объектов в рыночной системе.
В зависимости от конкретных условий различных стран модели могут применяться как в чистом виде, так и в модифицированном. Конкретные условия (исторические, географические, социо-культурные) в различных странах и регионах обусловливают особые соотношения различных факторов, а значит, и особенности развития страновых и региональных моделей. Характеристику страновых моделей экономического развития определяют экономические ресурсы, национальные особенности, характер экономики, уровень экономического развития, место в регионе и в мире, организационная и отраслевая структура хозяйства, система государственного регулирования экономики, открытость экономики и степень вовлеченности в мирохозяйственные связи, использование иностранного капитала (все показатели – в динамике).
В моделях развития интеграционных группировок делается упор на цели и задачи группировок, организационную структуру и ресурсы, роль и место в мировом хозяйстве, перспективы и проблемы, программы развития. Характеристика модели развития мировой экономики концентрирует внимание на динамике ее хозяйственной и ресурсной структур, процессах интернационализации и глобализации и других новейших тенденциях социально-экономического развития, а также глобальных проблемах и путях их решения.
Главной в системе мировой экономики по-прежнему остается группа стран, где уже создана зрелая рыночная экономика с ее механизмом конкурентной борьбы и внутренней самонастройки на научно-технический прогресс (НТП). Для нее также характерен высокий технологический уровень производства, высокая производительность труда, эффективность производства и жизненный уровень населения, наличие давно сложившихся пропорций в экономике.
Современная зрелая рыночная экономика реально существует, прежде всего, в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), состоящей из 29 государств.
В целом данным странам присущи следующие признаки:
— Смешанная экономика при преобладании частной собственности;
— Распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма: владельцам капитала – на прибыль, работающим – на заработную плату, потребителям – на цены;
— Высокий уровень капитализации доходов, которые направляются на прирост наличного капитала в материально-вещественной, денежной или иной физической форме, а также на прирост «человеческого капитала» в виде уровня образования и знаний.
Анализируя опыт мирового развития, можно выделить 5 наиболее типичных моделей рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности:
1. Модель США, построенная на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров или услуг.
Главные достоинства этой модели:
— Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;
— Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала;
Особенно результативна данная модель на высоком уровне производительных сил, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения.
США – одна из крупнейших стран мира (площадь – 9,7 млн. кв.км., население – 270 млн. чел.). По количеству производимых товаров и услуг США превосходит любое другое государство в мире. ВВП США составляет более 8 трлн. долл. (21% совокупного ВВП мира), на душу населения – 30 тыс. долл.
Факторами развития США являются богатые природные ресурсы, благоприятные и разнообразные природно-климатические условия, отсутствие социально-экономических потрясений со времен великой депрессии 1929 – 1933 гг.; приспособляемость к меняющимся условиям развития.
Основополагающей экономике США является идеология частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням больших и сверхбольших корпорация и банков, между которыми традиционны отношения союза и сотрудничества. При этом в стране функционируют миллионы мелких и средних фирм, активно поддерживаемых государством.
К концу ХХ века в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг – 76% ВВП, более 20% — промышленность и строительство, около 3% — сельское хозяйство.
Главным фактором экономического роста является научно-технический прогресс. США – лидер в ведущих и новейших областях науки и техники – телекоммуникаций, компьютеризации, аэрокосмической техники, ядерной и нетрадиционной энергетики, биотехнологии, военной техники. Этому способствуют растущие затраты на НИОКР, увеличение ассигнований из бюджета, иммиграционная политика страны, привлекающая специалистов со всего мира, развитый инновационный бизнес, объединяющий науку и предпринимательство.
В структуре промышленного производства ведущую роль играют машиностроение, особенно электронное, электротехническое и транспортное, химическая промышленность, связанная с переработкой нефти и природного газа, самая крупная добывающая промышленность среди развитых стран.
США занимают первое место в мире по объему внешней торговли товарами и услугами. Кроме того, страна крупнейший экспортер капитала (ежегодный вывоз 0,3 – 0,4 трлн. долл.) и ведущий реципиент иностранных инвестиций (0,5 трлн. долл.). Растущий поток более дешевых товаров из азиатского региона способствует развитию «второй экономики» США – сети международного производства и коммерческой деятельности, созданной зарубежными филиалами ТНК посредством прямых иностранных инвестиций.
Лидерство США в мировой экономике оказывает влияние на хозяйственное положение других стран, являясь критерием их конкурентоспособности, а также источником их финансовой поддержки как непосредственно, так и через Всемирный банк, МВФ и др.
2. Социально-ориентированная рыночная экономика — создана после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции
Ее характеризуют:
— Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства;
— Сильная система социального обеспечения;
— Значительный удельный вес государственной собственности в ВНП.
Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабо реагирует на изменение рыночной конъюнктуры.
В настоящее время для данной модели характерны:
— Очень высокий уровень государственного регулирования, компенсирующий более низкий потенциал и мощь западноевропейских ТНК по сравнению с американскими и японскими;
— Наивысшая в мире социальная ориентация общественно-экономических систем, активно поддерживаемая государством, которое выполняет наибольшее количество социальных функций, капитализм определен как «социальное рыночное хозяйство»;
— Принцип и основное правило общественной жизни – относительный баланс индивидуализма и солидарности при ведущей роли первого;
— Наибольшая степень открытости мировому хозяйству и интернационализация хозяйственной жизни. Это выражается в состоянии внешней торговли: экспортная и импортная квоты стран ЕС – около 30%, тогда как в США – 9-11%, в Японии – 11-13%. Основная часть внешней торговли (около 70%) приходится на внутрирегиональный оборот в рамках ЕС. Прямые инвестиции более 60% размещены за пределами региона.
По уровню экономического развития в послевоенный период страны делятся на четыре группы:
1. «Большая четверка» – Германия, Франция, Великобритания, Италия, на которые приходится 1/3 территории и 2/3 населения Западной Европы и наибольший экономический потенциал.
2. Малые высокоразвитые страны севера и центра континента – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия. Финляндия, Швейцария и Австрия. Эта группа стран характеризуется удачным выбором специализации, активным участием в МРТ, опытом промышленного развития, его обновлением и накоплением, опережающим запасом научно-технических и технологических достижений. Ведущую роль в этих странах играют национальные и международные монополии.
3. Менее развитые страны – Испания, Португалия, Греция, Кипр, Мальта и Ирландия. Здесь более низкий уровень производительных сил и экономики в целом, характерна более высокая доля сельского хозяйства и феодальные пережитки (например, латифундии и др.).
4. Карликовые государства – Андорра, Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино. Их вклад в производство незначителен, но существенна роль в кредитно-финансовой сфере. Многочисленны различные финансовые группы, во многих государствах действуют оффшоры.
3. Японская модель
Ей свойственны:
— Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;
— Дух коллективизма и патернализма на производстве;
— Внушительный упор на человеческий фактор.
Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста стран НИС.
4. Латиноамериканская модель
Ее характеризуют сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику, коррупция общества, ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих стран мира, использующих три предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.
Начало индустриального развития Латинской Америки относится к середине 50-х гг. Основой форсированной индустриализации было импортозамещение, среднегодовые темпы роста составляли 6,9%. К середине 70-х Латинская Америка стала индустриальным урбанизированным континентом с современными отраслями промышленности. Это был экстенсивный путь развития – за счет вовлечения новых сырьевых и трудовых ресурсов, производительность труда и капитала возрастали значительно медленнее, чем объем производства. При этом оставалась архаичной структура аграрного производства и общественных отношений в деревне.
Основными факторами, характерными для экономики этого региона в то время были:
— Увеличение заимствования капитала и государственная политика, направленная на сотрудничество с ТНК;
— Низкая конкурентоспособность товаров по сравнению с западноевропейскими и японскими;
— Подорожание денег на мировых финансовых рынках привело к бегству капитала и кризису внешней задолженности стран.
— Рост дефицита бюджета, диспропорции в экономике, инфляция, падение ВВП;
— Активная гражданская и общественная деятельность против авторитарных режимов.
В конце 80-х началось осуществление неолиберального проекта постиндустриализации континента при поддержке МВФ. Элементами проекта были приватизация, финансовая стабилизация и дисциплина, реформирование банковской и налоговой систем, либерализацию внутренней и внешней торговли, структурную перестройку экономики в соответствии с новым МРТ и др.
Страны добились значительных успехов, но ряд проблем остался нерешенным. Модернизация старых технологий в традиционных отраслях не внесла коренных изменений в структуру экономики, по-прежнему производство базируется на экстенсивном потреблении ресурсов, «грязных» технологиях и дешевой рабочей силе. В структуре иностранных капиталовложений велика доля портфельных инвестиций (50%), не заинтересованных в создании новых рабочих мест и развитии новых технологий, но готовых к бегству при малейшем неблагополучии.
Сказываются также негативные социальные последствия неолиберализма: дифференциация общества по уровню доходов, разрыв в уровнях развития центров и провинций, низкое качество рабочей силы с низким уровнем образования, рост «неформального» сектора, коррупция и преступность, социальная напряженность.
По оценкам экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну поиск альтернатив находится на пути рационального сочетания этатизма (сильная государственная власть) и рыночных механизмов, развитие внутреннего рынка и интеграцию.
5. Африканская модель
Базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В данных странах наблюдается малограмотность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом.
Ей присущи:
— Эксплуатация неквалифицированного труда;
— Широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;
— Неразвитость трудовых отношений и демократии;
— Крайне низкая эффективность.
6. Социалистическая (трансформационная) модель
Большинство стран мира развивают модель рыночной экономики. Однако в мировом сообществе остались несколько стран, развивающихся в условиях социалистической экономики. Это, прежде всего, Китай, Северная Корея, Республика Куба, Лаос, Вьетнам, также в недалеком прошлом — страны Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР.
Данной модели присущи следующие признаки:
— Господствующее положение государственной формы собственности;
— Централизованное, нерыночное распределение ресурсов;
— Практическое отсутствие рынка и конкуренции;
— Централизованное управление и планирование;
— Фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами.
Следует отметить, что в чистом виде социалистическая модель в настоящее время не применяется. Все страны, входившие ранее в «мировое социалистическое хозяйство», находятся на этапе трансформации в рыночную систему, которая предполагает переход к рыночному механизму хозяйствования, либерализацию внешнеэкономической политики и интенсивное развитие МЭО. Существует две модели рыночной трансформации: двухсекторная, при которой длительное время сосуществуют экономический механизм плановой экономики и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы (Китай, Вьетнам); односекторная, при которой прежние плановый механизм и политическая система разрушаются с самого начала (все остальные страны).
Переход к рыночной экономике может осуществляться путем радикальных («шоковая терапия») или постепенных системных реформ. Реформы внутреннего плана направлены на либерализацию экономики – сокращение государственного сектора, приватизация, дерегулирование, диверсификация форм собственности, стабилизацию финансово-кредитной сферы. Страны с переходной экономикой в основном осуществили реформы во внешнеэкономической сфере, что сделало мировое хозяйство целостным.
Особенность центрально-европейских стран и СНГ – проведение либеральной внешнеторговой политики открытой экономики. В политике Китая внешнеторговые и особенно валютные ограничения имеют большее распространение.
Важнейшие проблемы переходных систем: необходимость внешних заимствований, структурная перестройка, высокий уровень безработицы и инфляции, инвестиционный кризис (большей частью пройден), трансформация социальной сферы. Особенность – резкое снижение среднедушевого ВВП из-за разрушения прежнего хозяйственного механизма.
Успех стран с переходной экономикой определяется, прежде всего, исходными условиями (обеспеченность ресурсами, уровень социально-экономического развития, степень открытости экономики) и наличием сильной целеустремленной государственной власти.
К странам центрально-европейской модели экономического развития относятся Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Сербия, Черногория. Население этих стран составляло в 2000 г. около 120 млн. чел., совокупный ВВП составлял около 2% общемирового, среднедушевой объем ВВП в 3 раза меньше, чем в странах ЕС и примерно соответствует уровню боле развитых стран Латинской Америки. Структура ВВП характеризуется некоторым преобладанием непроизводственной сферы – 45-50%, промышленность – 35%, сельское хозяйство – 15-20%.
По уровню социально-экономического развития все страны, кроме Албании, относятся к среднеразвитым индустриальным и индустриально-аграрным. Албания – развивающаяся аграрная страна.
После Второй мировой войны в этих странах была установлена командно-административная система, допускающая некоторые элементы рыночной экономики. После падения коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах осуществляется переход к рыночной системе хозяйствования. Преобразования шли двумя путями – эволюционным (Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия) и радикальным путем (Польша, Чехия). Наибольшие результаты были достигнуты Вышеградской четверкой – Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией. Гораздо медленнее и с огромными трудностями идут процессы реформирования в странах Балканского региона, особенно бывшей Югославии.
При всех различиях во всех этих странах утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованное планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, исчез товарный дефицит, осуществлена приватизация. Появились новые рыночные институты – фондовые биржи, коммерческие банки, антимонопольное регулирование, законодательство о банкротстве; экономические агенты получили право выбора форм собственности и выхода на внешний рынок. Государство сохранило за собой социальные функции.
Переход к рыночным формам хозяйствования во всех странах сопровождался снижением производства и всплеском инфляции, ростом безработицы и социальной дифференциацией населения. Финансовая стабилизация на основе жестких бюджетных ограничений оказалась успешной в странах Вышеградской четверки. Во всех странах восстановлена и считается приоритетной частная собственность на землю.
В сфере ВЭД страны этой модели ориентируются на ЕС, более тесное сотрудничество, с которым началось после их принятия в данную интеграционную группировку 1 мая 2004 г. К положительным последствиям присоединения относятся: окончательное открытие рынков ЕС для центрально-европейских товаров и, прежде всего, продукции сельского хозяйства; формирование новых отраслей международной специализации стран, повышение качества выпускаемой продукции. К отрицательным последствиям можно отнести постепенную отмену протекционистских барьеров (может не выдержать национальное производство) и последующую всеобъемлющую структурную перестройку экономики стран с учетом интересов ЕС. В настоящее время структурная перестройка экономик направлена на приспособление к внутреннему платежеспособному спросу.
Для государств СНГ и Балтии характерна более высокая степень деформации рыночных механизмов, связанная с более длительным господством государственной монополии в хозяйственной жизни. Поэтому реформы имеют более продолжительный и болезненный характер.
Особенности развития стран СНГ определяются экономическими факторами, среди которых:
— Обеспеченность природными ресурсами. К странам, располагающим природными ресурсами мирового значения, относятся Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан. К странам, бедными ресурсами, относятся Беларусь, Молдова, Армения и страны Балтии. Обладают ресурсами международного значения Украина, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан.
— Экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе советских производств стал основополагающим в большинстве стран, однако надежды на процветание за счет обеспеченности природными ресурсами не оправдались.
— Географическое положение и система транспортных коммуникаций. Наиболее благоприятно оно у стран Балтии, Украины и Грузии. Неблагоприятное транспортное положение у Азербайджана, Армении, а особенно у стран Центральной Азии.
— Уровень социально-экономического развития. По размерам ВВП на душу населения к числу наиболее развитых относились Россия (с различием уровня по регионам), Беларусь, Украина и страны Балтии. Средний уровень развития характерен для стран Закавказья и Казахстана. Наименее развитыми были среднеазиатские республики и Молдова.
— Развитость социальной сферы. Даже наиболее отсталые республики бывшего СССР намного опережали развивающиеся страны, а по некоторым показателям потребления приближались к развитым странам.
— Квалификация рабочей силы. Страны СНГ и Балтии характеризуются относительно высоким уровнем квалификации трудовых ресурсов, хотя и уступают стандартам западных стран. Наименьшим уровнем квалификации характеризуются страны Средней Азии.
— Структура экономики. До сих пор характерно преобладание тяжелой и военной промышленности, чрезмерная топливно-сырьевая ориентация. Обрабатывающая промышленность, особенно производство потребительских товаров длительного пользования, даже переработка сельскохозяйственного сырья, были развиты значительно меньше.
— Экономическая взаимозависимость. СССР развивался как единое предприятие, где отдельные республики выступали в роли цехов. Связи с внешним миром определялись по остаточному принципу. Поэтому разрыв связей после распада государства вызвал цепную реакцию остановки производств на многих предприятиях – до 50% падения промышленного производства обусловлено именно этим фактором.
Кроме этих исходных различий большое влияние оказали политическая ситуация в странах и их внешнеэкономическая ориентация. По типу системных реформ все страны можно разделить на три группы: «радикалы» – применявшие в целом методы «шоковой терапии» (страны Балтии, Кыргызстан, Казахстан, Россия); «консерваторы» — использовавшие осторожные способы постепенного перехода (Узбекистан, Туркменистан, Беларусь) и промежуточная группа, включающая все остальные страны. Среди последних выделяется группа стран, затронутых вооруженными конфликтами, замедлившими проведение системных реформ – Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова.
На протяжении последних двух десятилетий Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста: в среднем 9,6% в год. Поставленная в 1980 г. задача увеличить к 2000 г. национальное производство товаров и услуг в 4 раза была решена досрочно – в 1995 г. В целом ВВП Китая по сравнению с началом 80-х гг. увеличился в 5,7 раза, в расчете на душу населения – в 4,4 раза.
Начало преобразования Китая связано с осуществлением политики импортозамещения. Целью ускоренной индустриализации было создание целостной промышленной системы, особенно тяжелой индустрии. Изоляция от мирохозяйственных связей, «большой скачок», «культурная революция» обрекли КНР на длительное научно-техническое отставание.
Изменение позиций политического руководства произошло под воздействием опыта Японии, Южной Кореи и Тайваня. Переход к политике реформ и открытости имел целью привлечение иностранного капитала, модернизацию промышленности, подготовку кадров, установление прочных связей с мировым рынком. Были созданы особые экономические районы и другие «формы локального применения капиталистических методов хозяйствования». В КНР стали поступать иностранные капиталовложения, основная их масса (60%) принадлежала представителям зарубежной китайской диаспоры. В деревнях возникли системы подворных подрядов.
Растущий приток иностранного капитала и его ориентация на внешние рынки стало причиной выбора новой стратегии – экспортной ориентации экономики. В результате к 1997 г. Китай по объему внешнеторгового оборота вышел на 10 место в мире.
Специфика системного реформирования Китая выражается в сохранении прежнего идеологического курса на строительство социализма и монополии коммунистической партии на власть. Это позволило смягчить психологическую нагрузку нововведений, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся привычными большинству населения. Населению внушается чувство гордости по поводу экономических успехов и усиления позиций на мировом рынке, пропагандируется необходимость национальной консолидации, социально-политической стабильности.
При высоких среднегодовых темпах экономический рост в КНР характеризуется цикличностью (резкие ускорения роста и вспышки инфляции с одной стороны и дефляционные замедления роста с другой) и территориальной неравномерностью (глубинные районы Китая практически не затронуты преобразованиями, а ускоренными темпами развиваются приморские районы).
Постепенность импортной либерализации связана с сохранением высокого уровня протекционистской защиты китайского рынка. Умелая политика государства по предоставлению иностранных инвестиций базируется на специальных льготах предприятиям с участием иностранного капитала; создании специальных экономических зон на юго-восточном побережье Китая с экспортной направленностью промышленности, финансового сектора и туризма; создании зон экономического и технического развития, ориентированных на технологическую модернизацию сложившихся индустриальных комплексов; «открытых приморских зон» в сельских районах с развитием экспортных трудоемких отраслей промышленности; создании зон высоких технологий с разработкой новаций и экспериментальных мелкосерийных производств; приграничных открытых зон с развитием сферы услуг, связанной с трансграничной торговлей.
Источник