- орнамент разных стран и народов
- Орнамент Египта
- Орнамент азиатских народов
- Презентация: «Орнаменты народов мира»
- Орнаменты народов мира. Узоры и этностиль.
- Все записи Записи сообщества Поиск Орнаменты народов мира. Узоры и этностиль. запись закреплена Канта — это разновидность вышивки в восточных регионах Индийского субконтинента, особенно в Бангладеш и в индийских штатах Западная Бенгалия, Трипура и Одиша. Это один из древнейших видов вышивки, происхождение которого можно проследить до 1500 г. до н.э. Этим ремеслом занимались женщины всех деревенских сословий: «жена богатого помещика в свободное время шила собственное замысловатое вышитое одеяло, а жена арендатора шила себе покрывало, равное по красоте и мастерству». Его никогда не заказывали, а передавали в процессе обучения и в качестве приданого от матери к дочери. На выполнение одной канты могут уйти месяцы или даже годы. Шитье могло передаваться из поколения в поколение, бабушка, мать и дочь работали над одной и той же кантой. Источник LiveInternetLiveInternet —Рубрики Вязание спицами (13717) Свитера (3344) Жаккард (2721) Пальто кардиганы (1969) подборки (1774) Носки (1617) Платья (1189) Головные уборы шарфы и воротники (1167) Ажур (993) Шали (867) Узоры спицами (865) жилеты топы (714) Варежки перчатки (586) Араны (425) Юбки (325) Деталь в вязании (287) для дома (257) Пончо (180) Необычные виды вязания (171) Брюки и шорты (135) комбинированное вязание (78) Плетение из вязаных полос жгутов (18) Энтерлак (14) Вязание крючком (2688) для дома (469) платье (314) подборки (250) Пальто кардиганы (229) шапки воротники шарфы (218) жилеты топы (214) Носки и варежки (183) Юбки (158) узоры крючком (146) Свитера (135) комбинированное вязание (117) Брюки шорты трусы комбинезоны (109) Шали (35) Дизайн (1905) мебель (197) дача (142) уборка и организация пространства (84) работа с деревом (45) выращивание и уход за растениями (31) Кулинария (1783) выпечка (358) овощи (217) мясо (176) десерт (132) торты и пирожные (125) рыба (95) птица (76) соусы (61) морепродукты (56) напитки (55) супы (37) субпродукты (33) молочные продукты (29) фрукты (28) грибы (24) крупы (17) яйца (11) полезное (10) Шитье (1279) Деталь в шитье (10) Вышивка (933) Куклы игрушки и кукольные вещи (535) Лоскутная техника (514) Пряжа из ткани (9) Пицца (2) Здоровье (449) Бисер (413) Сумасшедшие нитки (400) Плетение из шерстяных ниток (90) вышивка на шерстяных вещах (85) Лоскутная техника из шерстяных ниток (35) Макраме (319) подборки (132) бижутерия (81) для дома (56) одежда (43) узлы (30) сумки (19) абажуры (6) кожа (182) Вязание иголкой (153) Валяние (134) Вязание с мехом (115) Прядение (39) Вязание на вилке (37) Ватное папье маше (36) Папье маше (21) Вязание руками (13) Вязание на различных устройствах (11) тунисское вязание (10) Фьюзинг (3) на ткани и коже (2) —Поиск по дневнику —Подписка по e-mail —Друзья —Постоянные читатели —Статистика Орнаменты древних народов мира Орнаменты древних народов мира Древний Египет В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью. Арабы В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Геометрическая резьба по дереву — один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Африка, Америка Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, в орнаментах южно-американских индейцев. В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры. Древний Восток Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент), т. к. Двуречье было богато дичью. Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Сформировалось самобытное и своеобразное ассирийское искусство, искусство высочайшего мастерства. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя». Древняя Греция Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани». Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения. Китай Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал. Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков. Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства. Япония Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. «Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти». В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии. Орнамент в западно-европейской культуре Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д. История возникновения орнамента Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магическийсмысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности. В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. «Можно предположить, что для древних этот знак не что иное, как своеобразная всеобъемлющая формула, такая, какой для нас, например, является эйнштейновская Е = mс 2 . Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. . В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью. хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон «Золотого сечения», или, как его называют математики, «Закон Золотого числа»» Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Египта, Китая , Японии и др Источник
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- Орнаменты древних народов мира
- Древний Египет
- Арабы
- Африка, Америка
- Древний Восток
- Древняя Греция
- Китай
- Япония
- Орнамент в западно-европейской культуре
- История возникновения орнамента
орнамент разных стран и народов
Орнамент – образ эпохи. Каждая историческая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента свои мотивы, символы, формы. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
Орнамент Египта
К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Основные мотивы включают: растительные узоры; анималистические изображения; религиозные темы. Одним из основных элементов является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце. В орнаменте также использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия.
Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.
Орнамент азиатских народов
Ассирийский орнамент имел большое сходство с египетским. Он носил в основном геометрический характер. В ассирийском и месопотамском орнаменте всегда очень четкое деление на фон и изображение. Большинство мотивов орнаментов построено на сочетании простых кругов, квадратов и треугольников, причем кривых линий почти не было, но при этом орнамент выглядел очень выразительно за счет применения древних традиций графических решений, четкого ритма и наличия в орнаменте больших деталей.
Особенностью индийского орнамента считается использование почти натуралистических композиций и перегруженность деталями. Орнамент сложный, красочный, тесно заполняет пространство. Распространены гирлянды, изображения растений, животных, птиц, цветов.
Персидский орнамент представлял собой смесь ассирийских, египетских и индийских форм.
Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками, изображения завитков волн и облаков, драконов, фантастических птиц. Использовались красный, белый, желтый, синий и зеленый цвета.
У японцев нет орнамента в строгом понимании этого слова. В декоративных элементах преобладают природные мотивы: цветы, травы, бабочки, цветы. Геометрических компонентов почти нет. Отличительная особенность – умышленная асимметрия. Японское искусство способствовало возникновению стиля модерн в Европе.
Источник
Презентация: «Орнаменты народов мира»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Орнаменты народов мира
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
Африка В орнаментальных и декоративных мотивах народов Африки параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.
Древняя Греция Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Арабы В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.
Америка (до Колумба) Отличительная особенность многих индейских орнаментов — их подчеркнутая геометричность. На рисунках много прямых углов. Такие мотивы легко ткать с помощью окрашенных нитей или вышивать бисером.
Древний Восток Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент), т. к. Двуречье было богато дичью. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. Розетка воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной.
Древний Египет В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
Византия В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими. Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Растительные формы. Растительные мотивы в византийской орнаментике сильно стилизованы, несложны и разделяются на простейшие элементы — пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации.
Китай Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.
Япония Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. «Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти».
В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин -продолжение рода, лотос -целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии.
Источник
Орнаменты народов мира. Узоры и этностиль.
Библиотека орнаментов народов мира для вдохновения. Этнический стиль. Паттерны.
Традиция не означает сохранить пепел. Это значит пройти сквозь огонь.
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
Орнаменты народов мира. Узоры и этностиль. запись закреплена
Канта — это разновидность вышивки в восточных регионах Индийского субконтинента, особенно в Бангладеш и в индийских штатах Западная Бенгалия, Трипура и Одиша.
Это один из древнейших видов вышивки, происхождение которого можно проследить до 1500 г. до н.э.
Этим ремеслом занимались женщины всех деревенских сословий: «жена богатого помещика в свободное время шила собственное замысловатое вышитое одеяло, а жена арендатора шила себе покрывало, равное по красоте и мастерству». Его никогда не заказывали, а передавали в процессе обучения и в качестве приданого от матери к дочери.
На выполнение одной канты могут уйти месяцы или даже годы. Шитье могло передаваться из поколения в поколение, бабушка, мать и дочь работали над одной и той же кантой.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Вязание спицами (13717)
- Свитера (3344)
- Жаккард (2721)
- Пальто кардиганы (1969)
- подборки (1774)
- Носки (1617)
- Платья (1189)
- Головные уборы шарфы и воротники (1167)
- Ажур (993)
- Шали (867)
- Узоры спицами (865)
- жилеты топы (714)
- Варежки перчатки (586)
- Араны (425)
- Юбки (325)
- Деталь в вязании (287)
- для дома (257)
- Пончо (180)
- Необычные виды вязания (171)
- Брюки и шорты (135)
- комбинированное вязание (78)
- Плетение из вязаных полос жгутов (18)
- Энтерлак (14)
- Вязание крючком (2688)
- для дома (469)
- платье (314)
- подборки (250)
- Пальто кардиганы (229)
- шапки воротники шарфы (218)
- жилеты топы (214)
- Носки и варежки (183)
- Юбки (158)
- узоры крючком (146)
- Свитера (135)
- комбинированное вязание (117)
- Брюки шорты трусы комбинезоны (109)
- Шали (35)
- Дизайн (1905)
- мебель (197)
- дача (142)
- уборка и организация пространства (84)
- работа с деревом (45)
- выращивание и уход за растениями (31)
- Кулинария (1783)
- выпечка (358)
- овощи (217)
- мясо (176)
- десерт (132)
- торты и пирожные (125)
- рыба (95)
- птица (76)
- соусы (61)
- морепродукты (56)
- напитки (55)
- супы (37)
- субпродукты (33)
- молочные продукты (29)
- фрукты (28)
- грибы (24)
- крупы (17)
- яйца (11)
- полезное (10)
- Шитье (1279)
- Деталь в шитье (10)
- Вышивка (933)
- Куклы игрушки и кукольные вещи (535)
- Лоскутная техника (514)
- Пряжа из ткани (9)
- Пицца (2)
- Здоровье (449)
- Бисер (413)
- Сумасшедшие нитки (400)
- Плетение из шерстяных ниток (90)
- вышивка на шерстяных вещах (85)
- Лоскутная техника из шерстяных ниток (35)
- Макраме (319)
- подборки (132)
- бижутерия (81)
- для дома (56)
- одежда (43)
- узлы (30)
- сумки (19)
- абажуры (6)
- кожа (182)
- Вязание иголкой (153)
- Валяние (134)
- Вязание с мехом (115)
- Прядение (39)
- Вязание на вилке (37)
- Ватное папье маше (36)
- Папье маше (21)
- Вязание руками (13)
- Вязание на различных устройствах (11)
- тунисское вязание (10)
- Фьюзинг (3)
- на ткани и коже (2)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Орнаменты древних народов мира
Орнаменты древних народов мира
Древний Египет
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
Арабы
В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам.
Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты).
В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.
Геометрическая резьба по дереву — один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.
Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.
Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.
Африка, Америка
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, в орнаментах южно-американских индейцев. В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.
Древний Восток
Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент), т. к. Двуречье было богато дичью.
Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Сформировалось самобытное и своеобразное ассирийское искусство, искусство высочайшего мастерства. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».
Древняя Греция
Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани». Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Китай
Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.
Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.
Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.
Япония
Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. «Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти».
В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии.
Орнамент в западно-европейской культуре
Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д.
История возникновения орнамента
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магическийсмысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. «Можно предположить, что для древних этот знак не что иное, как своеобразная всеобъемлющая формула, такая, какой для нас, например, является эйнштейновская Е = mс 2 . Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. . В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью. хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон «Золотого сечения», или, как его называют математики, «Закон Золотого числа»»
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Египта, Китая , Японии и др
Источник