Национальный костюм стран ссср

Выставка Национальные костюмы бывших союзных республик СССР
презентация к уроку по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

С 9 по 13 февраля в нашей школе состоялась выставка национальных костюмов народов СССР. В течение всей недели на уроках географии учащиеся 5 – 11 классов с учителями М. В. Бочаровой и А. А. Пушковой вспоминали историю Советского Союза, культуру, традиции и национальные костюмы 15 братских республик.

А в пятницу, 13 февраля, для учащихся начальной школы прошла демонстрация народных костюмов с увлекательным рассказом коллекционера Елены Робертовны Бунаковой, предоставившей костюмы.

Союз Советских Социалистических республик прошёл долгий исторический и культурный путь, на котором были серьёзные испытания и победы: строилась промышленность и сельское хозяйство, развивалась наука, культура и образование. Вместе была отвоёвана Великая Победа 1941-1945 гг. В это время переплелись судьбы всех народов СССР. И когда государство прекратило своё существование, для всех людей это была трагедия и боль.

Эту страничку истории нашей страны нам никак нельзя забывать.

Ребятам было очень интересно на выставке, они много задавали вопросов, фотографировали костюмы и примеряли головные уборы разных народов Советского Союза.

Скачать:

Вложение Размер
natsionalnye_kostyumy_i_gerby_soyuznyh_respublik_sssr.pptx 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Национальные костюмы и гербы союзных республик СССР Учитель географии АНО «Православная школа-пансион « Плесково » Пушкова А.А. © www.anastasiapushkova@yandex.ru

12 декабря 1991 года, Верховным Советом РСФСР было антиконституционно ратифицировано Беловежское соглашение; в связи с этим был «расторгнут» несуществовавший с 1924 года Договор об образовании СССР. Советский Союз прекратил существование. Одной из самых удивительных черт этого уникального государства была его национальная политика. На протяжении 70 лет центральное советское правительство делало всё возможное, чтобы из пёстрого калейдоскопа народностей и племён Российской империи сформировать современные нации, создать и укрепить основы национальной государственности там, где её никогда не было. Официальное это называлось «решением национального вопроса», но фактически вся история союзного государства оказалась лишь последовательной подготовкой народов к самостоятельной жизни. К тому же закрепив с 1924 года беспрецедентную конституционную норму «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР», создатели Союза изначально запрограммировали его конец.

Государственный герб СССР — официальный государственный символ СССР, наряду с флагом и гимном, один из первых социалистических гербов. Герб был установлен Конституцией СССР (ст. 143) и представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба — пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком. Государственный герб СССР символизировал союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля. Материки на гербе изображены светло-коричневыми, девизы — золотыми буквами по красной ленте. Колосья символизируют жизнеспособность государства, процветание; солнце — свет коммунистических идей, светлое будущее. Герб СССР (1946-1956) Окончательный вариант герба СССР от 6 июля 1923 года Герб СССР (1936-1946)

Азербайджанская ССР Государственный герб Азербайджанской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота, нефтяной вышки на фоне восходящего солнца, обрамленных венцом из хлопка и колосьев, с надписью на азербайджанском и русском языках: «Азербайджанская Советская Социалистическая Республика», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба − пятиконечная звезда.

Армянская ССР Государственный герб Армянской Советской Социалистической Республики состоит из изображения Большого и Малого Арарата, сверху серп и молот на пятиконечной звезде, окружённой лучами. У подножия гор куст виноградника с лозой и листьями, справа и слева колосья пшеницы. Вокруг герба на полях надпись на армянском языке «Армянская Советская Социалистическая Республика». Внизу на красном фоне надпись на красном фоне на армянском и русском языках «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Белорусская ССР Государственный герб Белорусской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение в лучах восходящего солнца серпа и молота, окружённых венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетённых клевером, и справа — из ржаных колосьев, переплетённых льном; внизу между обеими половинами венка находится часть земного шара. Обе половины венка перевиты красной лентой, на которой помещены надписи на белорусском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и ниже — «БССР». В верхней части герба — пятиконечная звезда.

Грузинская ССР Государственный герб Грузинской ССР состоит из круглого красного поля, в верхней части которого изображена светящаяся пятиконечная звезда с простирающимися по всему полю лучами. Внизу — снежный хребет голубого цвета. На правой стороне — золотые колосья и на левой — золотые лозы с виноградными гроздьями. Концы колосьев и лоз переплетены между собой у основания хребта в нижней части поля. Большую часть середины занимает изображение золотого серпа и молота, которые упираются в светящуюся звезду, внизу — в вершину хребта, а по бокам — в колосья и лозы. Вокруг поля помещена надпись на грузинском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Герб окаймлен вокруг узором из орнаментов в грузинском стиле.

Казахская ССР Государственный герб Казахской Советской Социалистической Республики состоит из изображения золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на казахском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда, а в нижней его части — надпись «Казахская С. С. Р.» на казахском и русском языках.

Киргизская ССР Государственный герб Киргизской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота в орнаментированном круге, горной цепи с восходящим солнцем в голубой арке, обрамлённых справа колосьями пшеницы, слева — ветвью хлопчатника и перевитых красной лентой. На ленте надписи: в средней части на киргизском и русском языках «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», внизу на киргизском языке « Кыргыз ССР». В верхней части герба — пятиконечная звезда.

Латвийская ССР Герб представляет собой изображение серпа и молота в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев; в верхней части герба — пятиконечная звезда; в нижней части — море и на ленте, обвивающей колосья, надписи: на латышском языке — в центре — « Latvijas PSR» и по бокам — « Visu zemju proletārieši , savienojieties !» и на русском языке — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Литовская ССР Герб представлял собой изображение золотого серпа и молота в золотых лучах солнца на белом фоне, обрамленного колосьями и дубовыми листьями, перевитыми красными лентами с надписями слева на литовском ,, Visų šalių proletarai , vienykitės ! и справа на русском языках «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба располагалась пятиконечная звезда, в нижней его части — буквы на красной ленте «LTSR» .

Молдавская ССР Государственный герб Молдавской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота в лучах солнца и в обрамлении колосьев и початков кукурузы с гирляндой из гроздьев винограда и плодов, с надписями на красной ленте: внизу «РССМ», на правой стороне на русском языке «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», на левой — на молдавском языке « Пролетарь дин тоате цэриле , уници-вэ !» В верхней части герба — пятиконечная звезда.

Российская СФСР Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённый венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Таджикская ССР Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики состоит из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Пятиконечная звезда обрамлена венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит лентой с надписью: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикском и русском языках. В нижнем секторе круга, образуемого венцом, лента с надписью «Таджикская ССР» на таджикском и русском языках.

Туркменская ССР Государственный герб Туркменской Советской Социалистической Республики состоит из изображения на фоне восходящего солнца серпа и молота, красной звезды, фабричных зданий, обрамленных венком из раскрытого хлопка и колосьев, ковра, с надписью на обвивающей венок красной ленте: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на туркменском и русском языках.

Узбекская ССР Государственный герб Узбекской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение в лучах солнца серпа и молота, окруженных венком, состоящим справа из колосьев пшеницы и слева − из веток хлопчатника с цветами и раскрытыми коробочками хлопка; в верхней части герба находится пятиконечная звезда; внизу изображена часть земного шара. На ленте венка надписи: слева − на узбекском, справа − на русском языках «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Внизу на банте ленты надпись « УзССР ».

Украинская ССР Государственный герб Украинской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота, расположенных на щите в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на ленте: внизу венка – » Українська РСР», на правом витке — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и на левом – » Пролетарі всіх країн , єднайтеся !». Над щитом между колосьями – пятиконечная звезда .

Эстонская ССР Государственный герб Эстонской Советской Социалистической Республики состоит из изображения в лучах восходящего солнца серпа и молота, окруженного венком, который состоит слева — из хвойных ветвей и справа — из ржаных колосьев. Обе половинки венка перевиты красной лентой с надписями на эстонском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и ниже « Eesti NSV». Наверху герба находится пятиконечная звезда.

Фонтан Дружбы Народов на ВДНХ В Москве порядка 250 фонтанов, и любой из них по-своему замечателен и красив. Но самым знаменитым и впечатляющим называют Фонтан Дружбы Народов. Несмотря на то, что эта достопримечательность столицы расположена далеко от центра, потоки туристов возле фонтана не иссякают ни летом, ни зимой (хотя в морозы сам фонтан не работает). Столичные жители тоже любят гулять здесь. Чем же так полюбился людям этот фонтан?

Грандиозность и размах Фонтан Дружбы Народов самый большой среди каскада фонтанов ВДНХ. Построен он в 1954 году по проекту К. Топуридзе , выполненному группой скульпторов и мастеров под руководством инженера В. Клявина . Длина периметра сооружения – 170 метров, общая площадь 3,5 тысячи м 2 . За одну секунду вверх выбрасывается 1200 литров воды. Но более всего поражают не грандиозные размеры, а скульптурная композиция. Посреди фонтана стоит гигантский сноп из пшеницы, подсолнухов и конопли, выращиваемой в те годы на колхозных полях для хозяйственных нужд. Все покрыто сусальным золотом. Поначалу фонтан даже назвали Золотой Сноп, но вскоре переименовали. Сноп окружают 16 дев в национальных костюмах народов республик Советского Союза.

Загадки золотых девушек Вдумчивый человек может удивиться количеству статуй, ведь в СССР было всего 15 союзных республик. Эта загадка довольно проста – ранее в состав страны входила и шестнадцатая, Карело-Финская Республика, но позднее ее статус трансформировался на Карельскую АССР в составе РФСР. Не одно поколение юных москвичей (да и взрослых гостей города) старалось угадать, какая скульптура символизируют ту или иную республику. Очень увлекательное занятие. На всех девушках национальные платья разные народов. Чтобы правильно угадать, надо хорошо разбираться в этнографии костюма. Лица женщин тоже могут помочь в разрешении этой загадки – для пяти скульпторов позировали 16 ярких представительниц внешнего облика всех 16 национальностей. Но, к сожалению, сейчас известны имена только троих: эстонской балерины Вирве Кипле-Парсаданян , туркменской пианистки Гозель Аннамамедовой и красавицы-грузинки Родам Амирэджиби . Еще одна загадка – женщины держат в руках то сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалась на полях ее родной республики. Известно, что поначалу фигуры не должны были быть золотыми. Но, как гласит предание, Сталин удивился: «Неужели нам не хватает золота на наших девушек?». И тогда Берия лично подписал распоряжение выделить из государственного хранилища 3,5 кг золота для нанесения позолоты.

Источник

Национальный костюм стран ссср

Октябрьская революция изменила социальный состав общества, ликвидировав класс дворянской и буржуазной аристократии. Вместе с ними исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности.

Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих, интеллигенции стихийно приспосабливался к новым, суровым особенностям военного и гражданского труда и быта тех лет.

Красный цвет, цвет знамени революции, приобрел в этот период важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Кожаные мужские и женские куртки комиссаров, руководителей рабочих, партийных и молодежных организаций, солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями, френчи, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками — основная одежда мужчин.

Платья из солдатского сукна или холста, прямые юбки, ситцевые блузки и куртки, красные платки и косынки, повязанные на лоб, — одежда женщин.

Обувь, мужскую и женскую, составляли сапоги, ботинки, парусиновые тапочки.

Советская жанровая и портретная живопись Чепцова, Моравова, Иогансона, Ряжского запечатлела основные черты костюма.

Для костюма того времени было характерно полное отсутствие «декоративных излишеств» — галстуков, кружевных отделок, оборок, брошек, колец. Даже шляпы, сумки, яркий цвет в одежде воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта. Показательна в этом отношении сцена из романа «Как закалялась сталь», в которой Павел приглашает Тоню Туманову на городское собрание комсомола. Ее изящное, кокетливое платье, резко выделяясь среди выцветших гимнастерок, брезентовых рубах и стареньких ситцевых кофточек, сразу же становится показателем ее классовой принадлежности: «Павла отозвал в сторону секретарь комсомола товарной пристани, плечистый парень в грубой брезентовой рубахе, грузчик Панкратов. Недружелюбно глянул на Павла; скосив глаза на Тоню, сказал: у нее для нас неподходящий, на буржуазию похоже. Как ее пропустили сюда?»

Предельная скромность и строгость пролетарского костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир гнета и насилия, революционеры отрекались от всего, что хотя бы в мере напоминало о нем.

Рис. 1

Красноармейская форма

Одним из первых массовых костюмов была красноармейская форма. В создается специальная комиссия по выработке формы РККА, которая объявляет конкурс на лучшие образцы военной одежды. В конкурсе приняли участие и другие, которые использовали в своих творческих поисках русский исторический костюм. Через год проекты новой формы были утверждены: шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Как в конструктивном, так и в декоративном решении авторы эскизов шли от русского кафтана и рубахи. Старинные мотивы отделки петлицами сочетались с символическим красным цветом обшлагов, воротника и звезды на шлеме Шлем также повторял древнерусскую форму шолома с бармицей. Его историческая и национальная основа, подчеркнув героизм и романтику образа, вскоре получила современное боевое имя буденовки и просуществовала вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Создание бытового костюма в 20-е годы

Обращение к традиционным формам русского национального костюма, использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративного решения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма. Такая работа начала осуществляться уже в когда при подотделе ИЗО Наркомпроса по инициативе были созданы «Мастерские современного костюма». Это была первая в Советской Республике творческая экспериментальная лаборатория новых форм одежды. В ее работе приняли участие такие выдающиеся художники, как Несколько позднее, в создается «Центр по становлению нового советского костюма», переименованный затем в «Ателье мод», и другие творческие центры по созданию нового советского костюма.

Рис. 2

Основоположницей его заслуженно считают Надежду Петровну Ламанову. Ее творческая деятельность началась в конце прошлого века и продолжалась в советские годы. Замечательной особенностью, отличавшей ее от других мастеров костюма, было умение согласовывать форму костюма с образом человека, не только с внешними, но и с внутренними его качествами: характером, темпераментом, манерой держаться.

Девизом творчества и в наши дни является знаменитая формула назначение, образ, ткань. Многие ее модели выполнялись из ткани кустарного изготовления по мотивам русского народного костюма

Художница развивает народную традицию — подчеркивать конструкцию декоративными приемами, делать ее центром идейной и художественной выразительности изделия.

Модели Н. Ламановой и экспонированные на Всемирной выставке в Париже в получили высшие награды Гран при за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Каждая модель была дополнена головным убором, сумкой, украшениями, выполненными из бечевки, шнура, соломы, вышитого холста, бусами из раковин и камешков.

Н. Ламанова заложила основы советского моделирования, создала своеобразное творческое направление, с которым связаны имена выдающегося советского скульптора специалиста прикладного искусства талантливых художниц По своему назначению, идейному содержанию, формам и применяемым тканям созданные ими костюмы противопоставлялись костюмам нэпманов, подражающих западной моде.

Характерной для является постановка вопроса о так называемой прозодежде, под которой подразумевались разные виды профессиональных костюмов и спортивная форма.

Художники предложили различные варианты производственных костюмов для хирургов, пилотов, пожарных, строителей, продавцов. Среди них много комбинезонов с карманами, с существующих и в наши дни.

Ткани 20-х годов, цвет, орнамент


Рис. 3а

Сырьем для первых моделей советского костюма были холст, суровое полотно, бязь, ситец, солдатское сукно, байка, бумазея, грубая шерсть. Начиная с с переходом к новой экономической политике и восстановлением деятельности текстильных и швейных предприятий появляются первые ткани с печатным рисунком, в основном хлопчатобумажные (ситец, сатин, фланель). наряду с сохранением традиционных цветочных рисунков создают новые узоры Красота этих узоров раскрывается в контрастном сопоставлении цвета, ритма, эмоциональной выразительности.


Рис. 3б

Развитие швейной промышленности в 30-40-х годах

1930-40-е годы были временем создания фундамента легкой промышленности. Вторым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР предусматривалось строительство целого ряда предприятий легкой промышленности. Однако в начале швейная промышленность была не в состоянии удовлетворить неизмеримо возросшие потребности людей.

В 1934 г. в Москве на базе лаборатории треста «Мосбелье» был создан Дом моделей на Сретенке. В в Московском текстильном институте, на факультете художественного оформления тканей, было организовано отделение художественного моделирования и конструирования одежды.

В 1938 г. на базе Дома моделей на Сретенке и швейной фабрики треста «Московшвей» создается Московский Дом моделей.

Великая Отечественная война на несколько лет остановила начавшийся процесс становления современного костюма. Однако уже в в еще разрушенном фашистами Киеве создается Киевский Дом моделей под руководством в Ленинградский дом моделей, в котором поначалу работали только 10 модельеров.

Костюм 50-80 годов

Советский костюм первых послевоенных лет отразил дальнейшее развитие ассортимента и силуэтных форм предыдущего периода.

В одежде остаются гимнастерки, френчи, брюки галифе, широкие кожаные пояса, строгие деловые платья и костюмы, часто комбинированные из разных тканей. В силуэте подчеркиваются широкие и высокие плечи.

В 1949-1950 гг. утвердившиеся в европейской моде «мирные» формы одежды сменяют военизированный силуэт и ассортимент костюма и у нас.

В эти годы открываются новые Дома моделей в Горьком, Новосибирске, Минске, Тбилиси. Московский Дом моделей в реорганизуется в Общесоюзный Дом моделей одежды. В он впервые участвует в Международном конкурсе одежды в Праге.

Рис. 4

В моде конца ведущим силуэтом женской одежды становится прямой рубашечный, что имело большое значение для развития массового производства. Конструкция этого силуэта прекрасно выявляла и выразительность новых тканей из химических волокон.

Первыми образцами деятельности советских модельеров совместно с текстильщиками были молодежные костюмы, созданные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в Яркие, красочные, из недорогой ткани юбки, блузки, рубашки имели успех у молодежи.

Рис. 5

В 1958 г. к Всемирному конкурсу одежды были разработаны новые требования: создание массовой одежды из недорогих тканей, современных моделей по народным мотивам. Первую и вторую премии получила художница Общесоюзного Дома моделей за модели платьев «Плахта» и «Суздаль». Оба платья — из искусственного шелка прямого рубашечного силуэта

Во всем мире становятся известны имена молодых советских художников и многих других модельеров.

Рис. 6

В модели «Красные дьяволята» художницы ОДМО используются и прямые ассоциативные связи (форма буденовки, шинели, полевой сумки, кожаный пояс), и современная трактовка модной молодежной одежды (яркий цвет, контрастные цветовые сочетания, модный силуэт, длина, дополнения).

Рис. 7

Героике гражданской войны посвящен костюм художницы Красные бейки отделки, навесные петли, форма застежки наследуют приметы военных лет.

Художник создает серию сарафанов по мотивам русской народной одежды Их стилизация — от северных русских крестьянок Билибина, от «Московской девушки Рябушкина. Но в то же время это модели современные по покрою и методам обработки.

Еще одна особенность моды создание моделей под девизами глубокого содержания: «Псковитянка», «Космос», «Сибирь», «Русь», «Невский проспект», «Русская сказка», «Янтарный берег», «Узбекистан».

Рис. 8

На рис. 8 вечернее платье «Россия» заслужившее высокое признание на Всемирном фестивале мод в Москве

Уже в начале многие Дома моделей, в том числе и ОДМО, переходят к разработке моделей по одной конструктивной основе. Этот метод получил свое дальнейшее развитие в работе коллектива Специального бюро Министерства легкой промышленности РСФСР и стал основным методом при разработке промышленных коллекций моделей.

70-е гг. — период промышленного моделирования советского костюма, его развития на индустриальной основе. Из модных стандартных изделий, взаимозаменяемых или носимых одновременно, создается современный костюм.


Рис. 9а

В 70-е гг. решается и орнаментация тканей. Круг изобразительных мотивов значительно расширяется и усложняется: сюжетные изображения, сложные природные мотивы, ковровые узоры, мозаика, витраж, рисунки классического типа Орнамент строится на сложном фоне с неожиданными зрительными эффектами цвета и формы.


Рис. 9б

В 80-е гг. значительно обновляется ассортимент тканей и других материалов. Костюм видоизменяется как комплект одежды. Одежда представляет собой многопредметный многослойный ансамбль, в котором части надеваются одна на другую своеобразными ярусами. Блузоны, куртки, жилеты, брюки, юбки, комбинезоны просторны и объемны, они дополняются рисунчатыми чулками, гетрами, головными повязками, украшаются аппликациями. Наряду с молодежным в одежде сохраняется классический стиль с чувством строгой меры в деталях, сдержанностью и элегантностью дополнений.

Успехи науки и техники способствуют созданию новых материалов для одежды — искусственного меха, искусственных замши, кожи, пленочных и нетканых материалов, материалов со специальными видами отделки, мягких, эластичных и облегченных трикотажных полотен.

Подготовлено на основе: Н. М. Каминская. История костюма

Источник

Читайте также:  Инвестиционно инновационный потенциал страны
Оцените статью