Научно-техническая безопасность России
Научно-техническая безопасность России
М.Арсентьев,член-корреспондент Академии качества Российской Федерации,полковник
В соответствии с утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. «Концепцией национальной безопасности», отражающей совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей, более подробно рассмотрим в настоящей статье содержание ее научно-технической составляющей.
Ключевым звеном, обеспечивающим интенсивное развитие экономики, является научно-техническая сфера, поскольку ее основная функция, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.
Через научно-техническую сферу экономика влияет на науку, стимулируя научные исследования в направлениях, результаты исследований в которых позволяют экономике развиваться динамично и способствуют повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Наука, в свою очередь, стимулирует те отрасли экономики в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований.
Среди основных национальных интересов России в области научно-технических отношений можно отметить следующие:
преодоление кризиса в науке, прекращение распада ведущих научных школ и научно-технических комплексов, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований, находящихся на мировом уровне;
сохранение достигнутого мирового уровня и научного превосходства, особенно в отраслях, наиболее важных для обеспечения экономического и научно-технического прогресса, а также обеспечения военной безопасности страны;
сохранение кадровой основы научного потенциала страны, противодействие оттоку научных сил за границу, систематическое воспроизводство научных кадров (прежде всего на приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки), создание им соответствующих научной квалификации условий жизни и повышение престижа научной деятельности;
развитие материально-технической базы отечественной науки, отвечающей современным мировым стандартам;
создание и использование соответствующего современным условиям механизма финансирования науки на основе сочетания целевых государственных расходов (при приоритете за фундаментальными науками и военными НИОКР) с возрастающей долей частного финансирования научных исследований прикладного характера;
обеспечение качественно нового уровня включения россий-ской науки и техники в мировой научно-технический процесс в интересах наращивания научно-технического и экономического потенциала страны, а также решения глобальных экологических и иных проблем.
Восстановление научно-технических связей России с другими странами СНГ.
Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.
утрата приоритетов научно-технической политики;
разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.
разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.
Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.
Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология — научно-фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.
Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное — это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.
Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.
Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:
возвращение к стабильному экономическому развитию;
обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;
выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.
Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.
Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкуренто-способности российских научных и технологических достижений на мировом рынке
Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:
должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;
должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.
Научно-техническая безопасность — один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Источник
IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Сегодня государственное регулирование экономики в России ниже допустимого и проявляется в неадекватной оценке ситуации, игнорировании реальной возможности исправить положение дел в отраслях, где еще нет существенного технологического отставания от конкурентов на мировом рынке. Особенно четко — недооценка и снижение роли государственного сектора в экономике прослеживаются по остающейся не выше 2% доле расходов бюджета, связанных с фундаментальными исследованиями, которые могли бы стать базой инновационного процесса и активизации экономического роста в перспективе.
1. Государственная научно-техническая политика
В России государственная научно-техническая политика определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ. Одним из таких документов является Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с рядом изменений, внесенных федеральными законами[1]. Этот Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).
Основные положения Закона:
Государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики и выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и их реализации.
Основные цели государственной научно-технической политики:
- развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
- реализация важнейших социальных задач;
- обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
- повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства;
- улучшение экологической обстановки;
- защита информационных ресурсов государства;
- укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;
- упрочение взаимосвязи науки и образования.
Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.
Научной деятельностью называется работа, направленная на получение и применение новых знаний.
Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание научно-технической политики и результаты ее реализации.
Несмотря на принимаемые государством меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности, удельный вес страны в показателях мировой науки очень низок. Удельный вес России в показателях мировой науки за 2004 г. составил только 1% (при 1/3 от всех мировых природных ресурсов), Индии — 2%, Китая — 3,9%, Японии — 15,1%, Европейского союза — 25,1%, США — 36,2%. Панов утверждает, что «традиционно мощный военно-промышленный комплекс сегодня дает всего около 8% наукоемкого объема промышленного производства региона. В то же время нарастающее техническое отставание бывших технологических лидеров, жесткие техпроцессы, ориентированные на традиционные виды продукции, стали основной причиной ситуации настоящей стагнации и кризиса на таких предприятиях. Мощности реально загружены не более чем на 12-15%. Причем со всеми вытекающими социальными и финансовыми последствиями — долгами по заработной плате, многомиллионной задолженностью перед бюджетами всех уровней. В таких условиях об инновациях в традиционных направлениях на этих предприятиях, как правило, говорить и не приходится. Есть, конечно, и приятные исключения, но их, к сожалению, не большинство и они скорее подтверждают общие тенденции»[2].
Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от таких факторов:
- стадии экономического развития;
- социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.
Государственная научно-техническая политика может выступать как:
- активная, умеренная или пассивная;
- сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
- протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
- с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
- высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;
с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ[3].
2. Научно-техническая безопасность России
Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.
- утрата приоритетов научно-технической политики;
- разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
- снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
- возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
- утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.
- разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
- стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
- расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.
Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической, информационной. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.
Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология — научно-фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.
Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное — это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.
Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.
Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:
- возвращение к стабильному экономическому развитию;
- обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;
- выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.
Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.
Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкурентоспособности российских научных и технологических достижений на мировом рынке.
Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:
- должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;
- должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
- заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.
Научно-техническая безопасность — один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле — обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.
В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[4] решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:
- формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;
- создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;
- реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;
- обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности[5].
3. Финансирование научных исследований и разработок
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета составили в 2007 г. 132.7 млрд. рублей против 97.4 млрд. рублей в 2006 г. и 76.9 млрд. рублей в 2005 г. Их удельный вес в расходах федерального бюджета в эти годы был равен 2.25%, 2.27% и 2.19 % соответственно. Рост финансовых вливаний в науку в последние годы не позволил компенсировать их масштабное снижение в начале реформ. Так, объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2007 г. Достиг всего 41.8% от уровня 1991 г.
Внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в текущих ценах, в России составили в 2007 г. 371.1 млрд. руб. В пересчете по паритету покупательной способности их объем по предварительной оценке это всего 23.5 млрд. долл., что заметно ниже, чем в большинстве развитых и некоторых развивающихся странах (США — 343.7 млрд. долл., Япония — 138.8, Китай — 86.8, Германия — 66.7, Корея — 35.9). Таким образом, если в 1991 г. по масштабам финансирования науки Россия уступала лишь США, Японии, Германии и Франции, то в настоящее время она опустилась на 9-е место.
В условиях высоких цен на топливно-энергетические ресурсы динамика внутренних затрат на науку отстает от роста ВВП. После многообещающего увеличения с 0.95% до 1.28% в 1998 — 2003 гг. их доля в ВВП сначала упала — до 1.15% в 2004 г., затем стабилизировалась на уровне 1.07% в 2005-2007 гг. и выросла до 1.12% в 2007 г. По показателю внутренних затрат на науку Россия занимает 29-е место в мире.
Наша страна отстает от большинства развитых государств и по объему затрат, который приходится на одного исследователя — 50.1 тыс. долларов. Для сравнения в Германии на одного исследователя приходится 236.4, в США — 233.8, а в Корее — 179.4 тыс. долларов. С учетом стратегических планов основных экономических конкурентов России по наращиванию инвестиций в науку высока вероятность того, что указанное отставание в перспективе может еще больше увеличиться.
Структура затрат на исследования и разработки России по источникам финансирования и социально-экономическим целям в некотором смысле «уникальна». Спрос на научно-техническую продукцию формируется преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку финансирует частный сектор, соизмеримые «проценты» обеспечиваются бюджетом. При этом зависимость науки от бюджета в последние годы даже усиливается.
Отечественная научная система лишь в незначительной степени ориентирована на потребности экономики и общества. По данным 2006 г. на социальные цели приходилось 4.1% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки, а на повышение экономической эффективности и технологического уровня производства (в рамках цели «развитие промышленности») — 2.9%. Мало ресурсов направляется на поддержку наукоемких отраслей: производства автомобилей и прочих транспортных средств — 5.0%, электронной промышленности и производства оборудования для радио, телевидения и связи — 3.2%, производства электрических машин и аппаратуры — 0.4%, приборов — 2.3%.
Относительно небольшие средства тратятся на исследования и разработки в области охраны здоровья населения (2% общего объема внутренних затрат), что противоречит общемировым тенденциям, поскольку практически всем развитым странам удалось добиться ощутимого изменения структуры расходов в пользу именно этого направления. Эффективность их усилий подтверждается увеличением продолжительности и улучшением качества жизни населения.
Сохранение в России невысоких по сравнению со странами — лидерами мировой экономики масштабов финансирования исследований и разработок не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса. Парк приборов и оборудования обновляется медленно, что ведет к накоплению устаревших технических средств. В результате уровень техновооруженности в этой сфере является крайне низким; уменьшается стоимость машин и оборудования в постоянных ценах. Даже крупные научные организации недостаточно хорошо оснащены специализированной исследовательской техникой, измерительными и регулирующими приборами, лабораторным оборудованием, что препятствует не только получению прорывных результатов, но и осуществлению текущей исследовательской деятельности[6].
Как видим, обеспечение научно-технологической безопасности — сложная общественно-социальная, правовая, экономическая, научная проблема, решаемая в условиях жестких финансовых, материально-ресурсных, временных и иных ограничений, характерных для сложившейся в России социально-экономической обстановки. Лишь комплексное решение вышеназванных задач и целей одновременно в нескольких плоскостях сможет оказать свое регулирующее воздействие на обеспечение технологической безопасности страны.
Сегодня заявленные правительством высокие темпы развития не подкреплены соответствующими действиями, а результаты не соответствуют декларируемым целям. Очевидно, развитие наукоемких отраслей на основе технологического прорыва — важнейшая стратегическая задача России.
Эта задача может быть поставлена и решена исключительно государством, поскольку связана с решением как рыночных, так и нерыночных проблем. Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва является экономической, научно-технической, социальной и нравственной необходимостью современной России. Проблема заключается в отсутствии внятной государственной стратегии инновационного прорыва, подкрепленной надежным долгосрочным научным прогнозом и конечными целями развития экономики России.
Россия как страна, стремящаяся к преодолению отставания и ускорению развития экономики, должна развиваться быстрее, чем передовые страны, применять новые эффективные достижения науки, новые принципы организации производства. Имитация и тиражирование широко известных достижений в технике и технологии никогда не дают эффекта большего, чем тот, который был получен страной-лидером, контролирующим, как правило, значительную часть мирового рынка. Поэтому для России чрезвычайно опасна осуществляемая ныне стратегия догоняющего развития. Ей сегодня нужно не пассивное приспособление к стремительным экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а создание собственной национальной инновационной управляемой системы.
Источники и литература
http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html — Совет Безопасности РФ.
Национальная безопасность России;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895);
http://www.fcpir.ru/ — ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.08.2007 N 531, от 19.11.2008 N 857, от 27.01.2009 N 62, от 06.04.2011 № 253);
http://mon.gov.ru/ — Министерство образования и науки РФ.
ФЗ о науке и государственной научно-технической политике N 127-ФЗ 23 августа 1996 года;
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
http://www.aselibrary.ru/ — Российская Ассоциация электронных библиотек. Журнал «Информационные ресурсы России» №4 2009г., Статья — Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ, Т. Закупень.
http://economuch.com/ — Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 63 с. -Тема 7. Государственная научно-технологическая политика.
http://fin-result.ru/ — интернет-портал: Финансовый результат, Научно-техническая политика государства.
http://www.rau.su/ — Интернет-журнал «РАУ-Университет», статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев.
http://sbinnovation.ru/content/view/14/1/ — интернет-портал: Инновации в малом бизнесе. Статья: Государственная научно-техническая политика.
http://trvscience.ru/ — Электронный журнал «Троицкий вариант» статья: Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) от 30 августа 2011г. ТрВ № 86, c.4, «Бытие науки», Евгений Онищенко.
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
[2] http://sbinnovation.ru/%20- Совет Безопасности РФ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
[3] http://economuch.com/page/economikagos/ist/ist-11—idz-ax248—nf-8.html — Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 63 с. —Тема 7. Государственная научно-технологическая политика;
[3] Доктрина информационной безопасности утв. Президентом РФ ( сентября 2000 г. № Пр-1895)
[4]Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Источник