Научно техническое сотрудничество россии с индустриально развитыми странами

Научно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами.

студентка 4курса гр.391з-Э02/13

Заочная форма обучения

Специальности «Финансы и кредит»

Кудрявцева Дорина Эдуардовна

Проверил: Гладков Игорь Сергеевич

Инновационная глобальная экономика в национальном аспекте имеет сегодня большой потенциал развития. Но это развитие невозможно без эффективной международной кооперации между странами мира, развитыми и развивающимися. Участие в таком виде кооперации для России имеет особенное значение. Ведь за годы, когда экономика СССР была закрыта от всего внешнего мира, многие технические «новинки» были незнакомы для нашей страны, и теперь мы многое вынуждены изучать заново, то, что другие страны давно освоили. Поэтому актуальность темы достаточна.

Данная тема имеет достаточно много причин для рассмотрения в нашей стране. Во-первых, тенденции в современном глобальном мире сложились таким образом, что знания и передовые технологии определяют сегодня всё. Практика показывает, что научно-технический потенциал и уровень развития экономики прямо пропорциональны в своем изменении. Но поддержание науки на должном уровне с каждым годом становится все дороже, а проведение исследовательских работ в рамках одной страны все сложнее, поэтому все страны мира начали кооперировать свои усилия для достижения общих целей. Естественно, Россия в этом плане не исключение, тем более, если она стремится занять место среди лидирующих стран.

Во-вторых, не случайно взяты именно ЕС, США, Китай и Япония. Это страны, обладающие самым высоким научно-техническим и инновационным потенциалом, это глобальные лидеры, сотрудничество с ними — это возможность ускорить процесс догоняющего развития для нашей страны[1].

В-третьих, постоянное отслеживание тенденций в развитии международного научно-технического сотрудничества страны, их анализ, оценка помогает выявлять и развивать наиболее приоритетные направления и области сотрудничества в соответствии с национальными интересами, разрабатывать грамотную научно-техническую политику и с помощью нее эффективно воздействовать на экономику страны, стимулируя ее рост.

Таблица – Векторы развития двусторонней научно-технической кооперации России с зарубежными странами

Группы стран Позитивные и негативные факторы при выборе направлений МНТС Возможные направления
Развитые страны Мощный экономический и технологический потенциал Потенциальная заинтересованность в экспорте в Россию технологий предыдущей технологической волны, контактах в конкретных областях ИиР, импорте идей и «умов» Традиционные ограничения экспорта передовых технологий (особенно двойного назначения) Участие в экономических санкциях Сохранение (поиск) взаимовыгодных устойчивых направлений кооперации Реализация совместных проектов и программ, в том числе по меганауке Участие в деятельности международных организаций, глобальных инициативах Развитие академической мобильности
Страны БРИКС Сохранение в ряде стран положительной динамики роста Производство «дешевых» и «обратных» инноваций Амбиции в сфере науки и технологий, высокий интерес к развитию сотрудничества с Россией Давление явных и неявных ограничений при технологическом обмене с Западом[2] Актуализация общей рамки приоритетных направлений МНТС Коммерциализация результатов ИиР Заключение комплементарных договоренностей с понятной, четко просчитанной выгодой для России Выполнение функции площадок для расширения коммуникаций России с другими государствами и межгосударственными образованиями Подписание в 2015 г. меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций (медицина, биотехнологии, продовольственная безопасность, нанотехнологии, высокопроизводительные вычисления, поддержка трансфера технологий и инновационной инфраструктуры) Создание Банка развития БРИКС
Другие страны с быстрорастущей экономикой Высокие в долгосрочной перспективе темпы роста экономики Собственные амбиции в сфере науки и технологий, высокий интерес к развитию МНТС Возможности взаимовыгодного технологического обмена Совместная разработка прорывных технологий Локализация российских высокотехнологичных производств, научно-технологических центров Обмен лучшими практиками Расширение российского высокотехнологичного экспорта
Другие развивающиеся государства Потребности в «простых» и дешевых техно- логических решениях, продукции и т.п. Реализация более общих программ по линии содействия международному развитию

Одним из значимых факторов эффективного развития национальной системы науки, технологий и инноваций является ее глобальная интеграция на основе сбалансированного партнерства с другими государствами. Укрепление международного научно-технического сотрудничества (МНТС) способствует стабилизации национальной экономики и росту ее научного потенциала[3].

Эффективные кооперационные стратегии базируются на современном представлении об особенностях развития научно-технологической сферы в условиях масштабных изменений в международном разделении труда и усилении глобальной конкуренции. Наиболее успешные из этих стратегий обобщаются, совершенствуются, тиражируются на международном и национальном уровнях.

Внедряются как традиционные, устоявшиеся подходы, так и абсолютно новые, пилотные инициативы.

В России процессы научно-технической кооперации и формирования технологических альянсов имеют значительные отличительные черты, и многообразные формы кооперации вполне возможно свести к следующим видам:

1. исполнение общих научных планов, финансируемых на иностранные средства либо на паритетных с Российской стороной условиях.

2. проведение общих прикладных исследований и разработок коммерческого характера для:

— реализации планов западных фирм на территории России, как правило с целью освоения отечественного рынка;

— создания продукции, созданной для рынков двух государств или же для мирового рынка;

— продвижения неординарных научно-технических достижений России на мировой рынок.

3. создание технически трудной продукции для следующей реализации в России либо государствах СНГ[4].

4. предоставление технически трудоемких услуг для освоения отечественного рынка иностранными компаниями.

Анализ положения дел в различных секторах российской экономики показывает, что осуществляемое в них международное научно-техническое сотрудничество играет важную роль в повышении конкурентоспособности продукции предприятий, способствует созданию новых ниш и продвижению современных передовых технологий на внутреннем российском рынке.

В контексте развития МНТС России особого внимания заслуживают следующие актуальные вызовы.

1. Мировая экономика и общество сталкиваются с растущим числом глобальных проблем, решение которых возможно лишь на наднациональном уровне. Борьба с изменением климата, дефицитом водных ресурсов, эпидемиями и другими мировыми вызовами требует общих усилий, которые лежат в русле многосторонней научно-технологической кооперации, не зависящей от национальных повесток или политической конъюнктуры. Поиск ответов на эти вызовы предопределяет государственную политику глобального и национального уровней, направленную на решение масштабных комплексных задач долгосрочного характера[5].

2. Рост бюджетных ограничений в большинстве стран, включая Россию, повышает требования к объемам, структуре и эффективности бюджетирования науки, расширяет спектр задач ее развития с участием государства. В этих условиях при разработке научно-технической политики и выборе инструментов ее реализации возрастает значение долгосрочных ориентиров (приоритетов), определяемых с использованием прогнозов, Форсайт-исследований и других аналитических инструментов.

3. Усложнение внешнеполитической ситуации (в частности, введение политических и экономических санкций против России, ответные меры правительства и т. д.) несет реальные угрозы национальной экономике и сфере науки. Негативные эффекты очевидны, и они будут усиливаться, если России не удастся выйти на инновационную модель развития, повысив эффективность всех сфер и секторов экономики, добившись высоких тем-
пов и качества роста, активно используя научные
результаты и новые технологии.

Россия имеет крепкие взаимосвязи в сфере науки и техники с такими высокоразвитыми государствами, как США и странами-членами ЕС, это самые приоритетные и давние партнеры нашей державы, сотрудничество с ними уже выдает позитивные последствия, и отношения динамично развиваются. Более поздние сторонники, но минимум актуальные, это Япония и Китай. Отношения с ними пока же не такие масштабные, но носят долговременный нрав, и на фоне планируется исключительно их становление. С каждой из стран обозначен собственный круг обоюдных интересов, и все они лежат в масштабах приоритетных направлений становления нашей страны.

Как правило, конечным итогом общей работы должна быть разработка готовая к практическому использованию. Это чрезвычайно актуальный плюс для России, потому что, как известно, одной из задач инноваторского становления нашей державы считается неготовность внутренних разработок к внедрению в производство[6]. Надобность становления научно-технического сотрудничества признана и со стороны государства: создаются регулирующие нормативные акты, всевозможные университеты, выделяются средства.

Говоря о перспективах сотрудничества, вполне возможно отметить, что в масштабах уже установленных контактов присутствует немало планов, что готовятся к реализации и рассчитаны на будущее, имеется лишь повышение числа контактов и данная тенденция сберегается. Более широки научно-технические взаимосвязи России со странами ЕС, осуществляемые как на базе многосторонних договоров, так и заключенных в отдельности с некими из стран-участниц. Думаю, что эта тенденция будет сохранятся, что демонстрирует приоритетность этого становления.

И в заключение вполне возможно отметить, что Россия уже вступила на путь широкой кооперации и глубочайшей интеграции в мировое хозяйство в разных направлениях, в том числе и научно-техническом, в следствии этого хочется верить, что нашей стране при квалифицированной политике и поддержке Правительства удастся достичь поставленных целей и занять достойное место в мире.

Список литературы

1. Жуйков Д. Япония не сдает свою науку\\Электронное издание «Наука и технологии России» URL: www.strf.ru/organization:aspx/catalogld=221&d_no=18314 (дата обращения 10.05.2017)

2. Иванова Н.И. Национальная инновационная система. — М.: Наука, 2015.

3. Индикаторы науки: 2016. Статистический сборник. — М.: ГУ — ВШЭ, 2017. — С. 236-241

4. Ознобищев С. Россия — США: невыполненная повестка дня // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — №1. — С. 37-38.

5. Россия — Япония: От образовательных программ к совместным инновационным проектам // Международное сотрудничество ДВГУ [электронный ресурс]. URL: www.fentu.ru/content/view/1763/380 (дата обращения 10.05.2017)

6. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности \ отв. ред. ак. Д.С. Львов., д. э. н. Д.Е. Сорокин. — М.: Наука, 2016. — С. 382

7. Семенова А. Проблемы инновационной системы Росси \\ Вопросы экономики. — 2016. — №11 С. 147-148

8. Тодосийчук А.В. Научно-технический потенциал России: структура, динамика, эффективность \\ Биржа интеллектуальной собственности. — 2015. — №10. — С. 15-20

9. Шишков Ю. Россия в системе международных производительных связей \\ Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — №11. — С. 15

[1] Жуйков Д. Япония не сдает свою науку\\Электронное издание «Наука и технологии России» URL: www.strf.ru/organization:aspx/catalogld=221&d_no=18314 (дата обращения 10.05.2017)

[2] Индикаторы науки: 2016. Статистический сборник. — М.: ГУ — ВШЭ, 2017. — С. 237.

[3] Семенова А. Проблемы инновационной системы Росси \\ Вопросы экономики. — 2016. — №11 С. 147.

[4] Шишков Ю. Россия в системе международных производительных связей \\ Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — №11. — С.15.

[5] Индикаторы науки: 2016. Статистический сборник. — М.: ГУ — ВШЭ, 2017. — С. 239.

[6] Тодосийчук А.В. Научно-технический потенциал России: структура, динамика, эффективность \\ Биржа интеллектуальной собственности. — 2015. — №10. — С. 16.

Источник

Международное научно-техническое сотрудничество и интеграция

Одной из ключевых задач научно-технического развития России является обеспечение международного лидерства в том числе за счет повышения вклада Российской Федерации в определение глобальной научно-технологической повестки и ее реализации.

При этом лидерство в данной сфере не является самоцелью для нашего государства. Россия в целях достижения поставленных задач придерживается принципа взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с другими участниками НТР.

Приоритетные направления, цели и задачи политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества определены Концепцией международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Министерством проводится системная работа как в рамках двустороннего взаимодействия (к примеру, активно ведется работа по реализации двусторонних «дорожных карт» с Германией и Францией; совместно с министерствами иностранных дел проводится «Российско-Германский год научно-образовательных партнёрств»), так и многостороннего сотрудничества.

Российская Федерация вносит существенный интеллектуальный, организационный и финансовый вклад в реализацию важнейших международных исследовательских проектов, таких как Большой адронный коллайдер Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL), Центр по исследованию ионов и антипротонов в Европе (FAIR), Европейский центр синхротронного излучения (ESRF), Международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER). Во многих из них Россия является ключевым участником.

Ниже приведены данные о доле участия России в деятельности этих организаций.

Европейская организация ядерных исследований ( CERN )

3% от стоимости БАК;
5% от стоимости детекторов;
10% — доля в экспериментальной программе

Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL)

Европейский центр по исследованию ионов и антипротонов (FAIR)

Международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER)

Европейский центр синхротронного излучения (ESRF)

Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН)

Сотрудничество Российской Федерации с Европейской организацией ядерных исследований насчитывает десятки лет. 16 апреля 2019 г. подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и других областях взаимного интереса и Протокола к нему между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН). Ежегодно проводятся заседания Комитета «Россия-ЦЕРН», 27 апреля 2020 г. состоялось очередное 42-е заседание указанного Комитета под со-председательством С.В. Люлина, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, и Ф. Джанотти, генерального директора ЦЕРН.

10 июня 2019 г. состоялся первый в истории визит Председателя Правительства Российской Федерации в ЦЕРН.

В настоящий момент в рамках межправительственных соглашений в XFEL участвуют 12 стран. Россия является вторым по величине инвестором проекта после ФРГ, доля российского участия составляет 27%. Проект XFEL расположен в Германии (Гамбург). Российская Федерация участвует в этом международном проекте на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 1025-р «Об участии Российской Федерации в проекте по строительству и эксплуатации установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах».

На мегаустановке протяженностью три с половиной километра генерируется рентгеновское электромагнитное излучение высокой интенсивности. Данный проект открывает возможности для изучения химических и физических процессов, происходящих в веществе, позволяя выйти на новый уровень исследований в области физики, химии, материаловедения, биомедицины.

Конвенция о сооружении и эксплуатации ФАИР подписана 4 октября 2010 г., распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 245-р. Доля участия Российской Федерации составляет порядка 17,45 % от общей стоимости этого международного научного мегапроекта в г. Дармштадте (Германия).

Направления исследований на данной установке посвящены фундаментальным вопросам строения материи: кварк-глюонная плазма, релятивистская ядерная физика, прикладные исследования в области атомной физики, физики плазмы.

Проект ИТЭР реализуется в рамках межправительственного соглашения ( Agreement on the Establishment of the ITER International Fusion Energy Organization for the Joint Implementation of the ITER Project ), подписанного в 2006 году и ратифицированного всеми участниками проекта, в том числе в Российской Федерации Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 143-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. № 1234-р (в редакции распоряжения от 15 октября 2008 г. № 1508-р). Проект локализован во Франции, неподалеку от французского ядерного центра «Кадараш». Доля участия Российской Федерации в проекте составляет 9,09% на стадии сооружения, на стадии эксплуатации и вывода из эксплуатации — 10%.

Цель проекта ITER – продемонстрировать возможности использования термоядерной энергии в мирных целях, что позволит овладеть неисчерпаемыми топливными ресурсами при их высокой степени безопасности.

ESRF представляет собой самый высокоэнергетичный источник синхротронного излучения третьего поколения, расположен в Гренобле (Франция). Комплекс основан в 1994 году. 23 июня 2014 года ратифицировано соглашение о членстве Российской Федерации в Европейском центре синхротронного излучения. Согласно подписанному протоколу о России отошло 6% от общей доли Управляющей компании Европейского центра синхротронного излучения.

Важным направлением международного научно-технического сотрудничества является реализация «Российско-Германской Дорожной карты сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций» , подписанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германия 10 декабря 2018 года.

Документ разработан на 10 лет и включает в себя четыре направления:

I. Сотрудничество в области развития крупной исследовательской инфраструктуры (направление «Крупная исследовательская инфраструктура»)

II. Совместные научно-исследовательские проекты в приоритетных для обеих стран областях научно-технического сотрудничества (направление «Приоритеты»).

III. Взаимовыгодная поддержка молодых учёных и молодых талантов в сфере высшего, а также среднего специального образования в обеих странах (направление «Молодые таланты»).

IV. Наука и научные исследования для наведения мостов между наукой, обществом и экономикой в обеих странах (направление «Инновации, наука и общество»).

Координацию деятельности, связанной с реализацией «Дорожной карты», осуществляет Смешанная Российско-Германская комиссия по научно-техническому сотрудничеству, очередное заседание которой состоялось 25 июня 2020 г. в формате видеоконференции под со-председательством С.В. Люлина, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, и В.-Д. Лукаса, статс-секретаря Федерального министерства образования и научных исследований Германии.

Источник

Читайте также:  Покажите структуру экспорта экономики страны
Оцените статью