Discovered
О финансах и не только…
Международное научно-техническое сотрудничество
Международное научно-техническое сотрудничество — одно из наиболее динамично развивающихся направлений внешнеэкономической деятельности, которое включает совместную разработку научно-технических проблем, обмен научными результатами и производственным опытом, совместную подготовку квалифицированных кадров.
В условиях глобализации развитие производительных сил в обществе сопровождается расширением и развитием не только политических, экономических и правовых, но и научно-технических связей между государствами. Наблюдается интернационализация исследований, разработок и наукоемкого производства, обострение конкуренции на мировых рынках инвестиций, наукоемких товаров и услуг. Более того, реализация крупных научно-исследовательских проектов из-за их сложности, длительности и высокой стоимости становится попросту невозможна в рамках одной страны.
Сфера международного научно-технического сотрудничества охватывает широкий спектр проблем, начиная с фундаментальных исследований и кончая решением практических задач освоения недр Земли, Мирового океана, космоса. Многообразие форм сотрудничества (взаимные консультации, разработка научных прогнозов, кооперирование при проведении научных исследований, сотрудничество в области научно-технической информации, патентного дела, изобретательства, стандартизации и др.) позволяет странам выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют их национальным интересам и особенностям экономического развития.
Система международного научно-технического сотрудничества охватывает:
- международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки;
- международные технические и технологические связи;
- подготовку кадров;
- международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов;
- обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса;
- предотвращение ущерба окружающей среде.
Международное научно-техническое сотрудничество – еще более молодая форма международных нематериальных экономических отношений. Она во многом обусловлена НТР и развитием межгосударственной специализации и кооперирования не только в производстве, но и в сфере НИОКР. В первую очередь это относится к странам, вступившим в стадию постиндустриального (информационного) общества. Международное научно-техническое сотрудничество может осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе и иметь разные формы: купли-продажи научно-технических знаний, реализации совместных международных проектов, создания общих научно-исследовательских центров, совместного экспериментирования и др.
Главной из этих форм была и остается купля-продажа научно-технических знаний, которую в научной литературе обычно именуют трансфером (франц.) или трансфертом (англ.) – терминами, имеющими один латинский корень – transfero (передача, перемещение). Когда говорят о трансфере технологий, то чаще всего имеют в виду торговлю патентами – документами, содержащими описание того или иного изобретения и условий его применения и продажи, и лицензиями, которые позволяют другим лицам и организациям пользоваться этими патентами.
В последнее время торговлю патентами и лицензиями все чаще дополняют передачей передового опыта, незапатентованных секретов производства, или, как их принято называть, – ноу-хау («знать как»). Происходит также передача передовых технологий по таким новым каналам, как строительство предприятий «под ключ», инжиниринг – инженерные услуги, включающие проектирование и строительство, консалтинг – техническое консультирование и экспертиза проектов, лизинг – аренда промышленного и научно-технического оборудования.
Наряду с трансфером технологий получила развитие более высокая форма научно-технического сотрудничества, заключающаяся в подготовке и осуществлении совместных научно-исследовательских проектов, которые могут реализовываться на основе либо двусторонних, либо многосторонних соглашений. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества демонстрирует, пожалуй, мирное освоение космического пространства, причем и на двустороннем (Россия – США), и на многостороннем (в создании Международной космической станции участвуют 15 государств) уровнях.
Факторы развития международного научно-технического сотрудничества включают:
- Политические — различные факторы законодательного и государственного характера, которые могут влиять на международное научно-техническое сотрудничество. К ним можно отнести:
- характер и тип государственного устройства, режим;
- политические институты, партии, организации, движения;
- социально-экономическую направленность политики правящей партии;
- отношения между деловыми кругами и правительством;
- военные действия в зоне межнациональных конфликтов;
- политику правительства и местных органов власти в области экономики и международного научно-технического сотрудничества;
- изменения в налоговом законодательстве;
- элементы государственной политики в области производства;
- патентное, антимонопольное законодательство;
- законодательство об охране окружающей среды;
- отношения правительства с иностранными государствами и др.
- Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на международное научно-техническое сотрудничество, среди них:
- экономический уровень развития страны;
- темпы роста валового национального продукта;
- кредитно-денежная политика;
- темпы инфляции;
- колебания деловой активности;
- занятость населения;
- покупательная способность населения и др.
- Факторы, обусловленные развитием информационно-коммуникационных технологий. Одним из важнейших факторов активизации международного научно-технического сотрудничества является развитие коммуникаций. Стремительный прогресс в области информационных технологий, ускорение процессов обмена информацией посредством Интернета позволяет сделать более доступным:
- участие в международных научно-технических Интернет-конференциях, обучающих программах и др.;
- продвижение инновационных разработок;
- поиск партнеров для проведения НИОКР;
- коммерциализацию инновационных идей и т.д.
- Языковые и культурные факторы. Также следует отметить воздействие исторического наследия. Роль исторически сложившихся связей государств в развитии международного сотрудничества отчетливо видна во взаимоотношениях, например, Великобритании и Франции со своими бывшими колониями.
- Географические факторы включают климат, рельеф, природные ресурсы, экологические условия и др. Нередко географически близко расположенные страны объединяются с целью создания общего научно-технического пространства (например, страны Европейского Союза).
- Факторы, связанные с решением глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, требуют аккумулирования материальных и финансовых ресурсов не только отдельных стран, но и их сообществ.
- Социально-психологические факторы. Данная группа факторов охватывает личностные и социально-психологические аспекты деятельности конкретных ученых и специалистов. Одним из таких факторов, например, является различный уровень оплаты труда в странах мира, что вызывает «утечку мозгов» из одних стран и их «приток» в другие. Немаловажную роль в организации международного научно-технического сотрудничества играют и личные связи исследователей.
Источник
Научно-техническое сотрудничество
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Уже сейчас «производство знаний» (в широком смысле слова) можно назвать одной из фундаментальных отраслей любой экономики, поскольку дополнительные, уникальные знания, конвертированные в конкретные технологии определяют конкурентоспособность не только отдельных товаров или услуг, но и целых компаний и экономик. Кроме того, чем выше наукоемкость той или иной отрасли, тем выше в ней так называемая «маржа», что является дополнительным стимулом к усилению конкуренции.
Следует однако отметить, что «производство знаний» само по себе является чрезвычайно сложным и затратным процессом, успех в котором напрямую связан с качеством и состоянием национальной инновационной системы (НИС). Если рассматривать современный мир, то единственной страной (пусть и с некоторыми оговорками), которая действительно располагает законченной и «самодостаточной» НИС, являются Соединенные Штаты Америки [1] . Следующие за ними страны, также могут обладать либо развитой наукой, либо совершенными механизмами поддержки инновационной деятельности, либо прекрасной промышленной базой, однако никто из них не может похвастаться наличием «полноценной» НИС, или, что опять же немаловажно — качеством связей между ее элементами. Однако было бы неправильно утверждать, что остальные страны обречены на вечное отставание в научно-технической сфере. В качестве двух основных решений этой проблемы можно выделить — создание/совершенствование НИС собственными силами, или же ее интернационализация.
В первом случае, для создания полноценной НИС могут потребоваться колоссальные ресурсные затраты, главным из которых является время. Только для создания полноценных научных школ может потребоваться от 3 и более поколений исследователей, а ведь сфера науки и техники подразумевает наличие соответствующей инфраструктуры, как материальной, так и правовых, финансовых режимов, а также бизнес-среды. Кроме того, даже если стране или компании удается выйти в лидеры научно-технического развития, больших затрат потребует дальнейшее поддержание собственной научно-технической конкурентоспособности. Если же ваши ресурсы ограничены (а они в любом случае ограничены — вопрос лишь в том — насколько?), то возникает весьма неприятная дилемма — продолжить развивать научную сферу и пожертвовать другой частью своей основной деятельности, либо же оставить все как есть, однако в этом случае ваше отставание от лидеров «в лучше случае» сохраняется. Примером здесь отчасти может служить Советский Союз, в довольно короткое время создавший (во многом опираясь на дореволюционную базу) колоссальную научно-техническую систему. Однако замкнутость НИС СССР, ее «заточка» в основном под нужды ВПК во многом обусловили как необходимость «изъятия» средств на поддержку НИС из других статей расходов государства, так и сильнейший обвал системы в условиях исчезновения благоприятной для нее «окружающей среды».
Другим вариантом является интернационализация собственной НИС, или же шире – научно-техническое сотрудничество. В этом случае, появляется возможность не только «разделить» затраты на научную деятельность, и тем самым сосредоточиться на собственных ключевых компетенциях, но и получить доступ к результатам научных исследований партнеров. Кроме того, при данном сценарии потери времени относительно невелики, что позволяет оставаться в рамках текущих мировых тенденций научно-технического развития. И хотя данный путь требует наличие основных компонентов НИС, он опять же позволяет преодолеть (хотя бы отчасти) собственное научно-техническое отставание, при этом значительно сэкономив ресурсы хотя бы по отдельным проектам (особенно крупномасштабным). Кроме того, расширение международных связей позволяет лучшим образом формировать стратегию развития собственной инновационной системы — согласитесь, когда у вас есть более полная информация о состоянии окружающей среды, куда проще выбрать направление собственного развития.
Таким образом, мы подходим к тому, что на данном этапе для стран, «обделенных» собственной полноценной НИС, становится особенно актуальна проблема развития международных научных связей как средства преодоления собственного отставания в этой сфере. Кроме того, если взглянуть на отдельные проекты, такие как создание термоядерного энергетического реактора (проект ITER, возможно — пилотируемый полет на Марс), становится ясно, что международное научно-техническое сотрудничество подчас является главным средством (или по крайней мере начала) работы над тем или иным наукоемким проектом.
[1.] См. например — K. L. Simons, J. L. Walls, The US National Innovation System // Encyclopedia of Technology and Innovation, 2008.; OECD, National Innovation Systems, 1997.
Источник
Международное научно-техническое сотрудничество: региональный аспект
К. А. Задумкин, 2012
В книге изложены теоретико-методологические основы изучения международного научно-технического сотрудничества, рассмотрены современное состояние и перспективы развития научно-технического сотрудничества России и Республики Беларусь как актуального направления в сфере укрепления интеграционных процессов между регионами двух стран. Материалы книги могут быть использованы органами власти и управления всех уровней, в компетенции которых находится экономическое взаимодействие с зарубежными партнерами. Книга предназначена специалистам, политикам, преподавателям, аспирантам, студентам и всем тем, кто интересуется развитием сотрудничества в рамках Союзного государства России и Республики Беларусь.
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы международного научно-технического сотрудничества
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное научно-техническое сотрудничество: региональный аспект предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Теоретические основы международного научно-технического сотрудничества
1.1. Взаимодействие в научно-технической сфере: сущность, содержание и формы
Одним из основополагающих факторов эволюции человечества, двигателем прогресса является сотрудничество, т. е. совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи, взаимопомощь. Международное научно-техническое сотрудничество между государствами и предприятиями различных государств — объективная потребность, результат международного разделения труда и научного прогресса, в процессе которого создаются все новые и новые формы, выходящие за рамки обычной торговли. Необходимость развития промышленного сотрудничества (и научно-технического сотрудничества как его составной части) была провозглашена на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемся в 1973 г. в Хельсинки с участием 33-х государств. В настоящее время словосочетание «международное научно-техническое сотрудничество» встречается в научных и практических публикациях, нормативных актах весьма часто. Однако из-за многообразия форм МНТС в законодательстве России и иностранных государств не дано его общее понятие.
Теоретические основы и мировая практика международного научно-технического сотрудничества будут рассматриваться нами через призму использования передового опыта с учетом потребностей и возможностей Российской Федерации и Республики Беларусь.
Основной целью международного научно-технического сотрудничества является:
— повышение конкурентоспособности технологий, выход на мировой рынок инноваций и инновационных продуктов, наукоемких товаров и услуг;
— интеграция стран в мировое научное и инновационно-технологическое пространство, развитие новых форм МНТС.
Успех в достижении указанных ориентиров во многом зависит от эффективнсти использования теоретических основ и мировой практики международного научно-технического сотрудничества (факторы, обусловливающие его развитие, предпосылки, условия, формы и методы).
Стратегия МНТС формировалась с учетом объемов и масштабов его воздействия на экономическую и внешнеэкономическую сферу, а также с учетом интересов государств на международной арене.
Предпосылками для активизации МНТС являются: создание системы технологического прогнозирования и реализации прорывных технологических проектов; обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок; поддержка спроса на инновационную продукцию со стороны корпоративного сектора; развитие инфраструктуры национальной инновационной системы (НИС); развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности.
Условия развития МНТС:
— создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;
— перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышение их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;
— формирование инновационной инфраструктуры;
— развитие инновационного предпринимательства;
— развитие финансовой инфраструктуры;
— развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
— подготовка кадров для инновационной деятельности;
— создание научно-технических центров конкурентоспособности, которые стали бы ответственными за разработку конкретных видов продукции и технологий, обеспечение их современным оборудованием.
В «Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества (на период 2000 — 2005 годов)» МНТС подразделяется [1] :
1. На межгосударственное научно-техническое сотрудничество — совместную научную и научно-техническую деятельность, преимущественно некоммерческого характера, в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве.
2. На международное инновационно-технологическое сотрудничество государственного и частного секторов России и зарубежных стран — международную инновационную деятельность на двух — и многосторонней основе, нацеленную на получение коммерческого эффекта.
В российской практике научно-технического сотрудничества сложилось следующее его определение. МНТС — это совместная разработка научно-технических проблем, взаимный обмен научными достижениями, производственным опытом и подготовка квалифицированных кадров [2] .
Система МНТС охватывает:
• международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки;
• международные технические и технологические связи;
• международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов;
• обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса;
• предотвращение ущерба окружающей среде.
Конечной целью международного научно-технического сотрудничества обычно является создание какого-либо продукта или усовершенствование его для собственных нужд и реализации на мировом рынке.
Как это было, например, при создании концерна «Airbus S.A.S» [3] . Без проведения масштабных интернациональных научных исследований создание такого продукта, как правило, невозможно. Исключение составляют некоторые виды сотрудничества, где отсутствует сам «продукт» в осязаемой форме, такие, как, например, конференции, семинары, симпозиумы.
В Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества выделены два основных приоритета: повышение роли и удельного веса инновационно-технологической составляющей в общей структуре МНТС России и создание рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, отвечающих мировым стандартам [4] . Эти приоритеты определяют следующие долгосрочные стратегические цели государственной политики РФ в области МНТС:
— содействие переходу на инновационный путь развития и формированию российской инновационно-технологической составляющей многополярного мира;
— полноправное и экономически эффективное участие в глобальных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и наукоемкого производства;
— повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий, выход на мировой рынок интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг;
— развитие новых форм международного сотрудничества, усиление роли инновационно-технологической составляющей;
— гармонизация инфраструктуры российского международного научно-технического сотрудничества и ее адаптация к мировой практике;
— обеспечение научно-технологической безопасности страны. Факторы развития международного научно-технического сотрудни чества включают:
1. Политические — различные факторы законодательного и государственного характера, которые могут влиять на МНТС. К ним можно отнести: характер и тип государственного устройства, режим; политические институты, партии, организации, движения; социально-экономическую направленность политики правящей партии; отношения между деловыми кругами и правительством; военные действия в зоне межнациональных конфликтов; политику правительства и местных органов власти в области экономики и МНТС; изменения в налоговом законодательстве; элементы государственной политики в области производства; патентное, антимонопольное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; отношения правительства с иностранными государствами и др.
2. Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на МНТС, среди них уровень экономического развития страны, темпы роста валового национального продукта, кредитно-денежная политика, темпы инфляции, колебания деловой активности, занятость населения, покупательная способность доходов населения и др.
3. Факторы, обусловленные развитием информационно-коммуникационных технологий. Одним из важнейших факторов активизации МНТС является развитие коммуникаций. Стремительный прогресс в области информационных технологий, ускорение процессов обмена информацией посредством Интернета позволяет сделать более доступным: а) участие в международных научно-технических Интернет-конференциях, обучающих программах и др.; б) продвижение инновационных разработок; в) поиск партнеров для проведения НИОКР; г) коммерциализацию инновационных идей и т. д.
4. Языковые и культурные факторы. С.Б. Шапошник [5] отмечает также воздействие исторического наследия. Роль исторически сложившихся связей государств в развитии международного сотрудничества отчетливо видна во взаимоотношениях, например, Великобритании и Франции со своими бывшими колониями.
5. Географические факторы включают климат, рельеф, природные ресурсы, экологические условия и др. Нередко географически близко расположенные страны объединяются с целью создания общего научно-технического пространства (например, страны Европейского союза).
6. Факторы, связанные с решением глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, требуют аккумулирования материальных и финансовых ресурсов не только отдельных стран, но и их сообществ.
7. Социально-психологические факторы. Данная группа факторов охватывает личностные и социально-психологические аспекты деятельности конкретных ученых и специалистов. Одним из таких факторов является, например, различный уровень оплаты труда в странах мира, что вызывает «утечку мозгов» из одних стран и их «приток» в другие. Немаловажную роль в организации МНТС играют и личные связи исследователей.
Различают следующие формы научно-технического сотрудничества: координация, кооперация, ассоциация, гармонизация, региональная интеграция (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Формы международного научно-технического сотрудничества
Многообразие форм научно-технического сотрудничества предопределяет и многообразие самых различных его видов.
Виды научно-технического сотрудничества можно разделить на две группы: коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие виды МНТС:
1. Продажа патентов, лицензий; лицензионные соглашения.
2. Техническая кооперация (совместная дальнейшая разработка, испытание новых применений, адаптация к потребностям заказчика).
3. Соглашение о совместном предприятии.
4. Производственное соглашение: субподряд и совместный подряд (адаптация технологии под новые материалы, новый способ использования существующей производственной линии, изменение существующих технологий потенциального партнера, принципиально новый процесс).
5. Коммерческое соглашение с техническим содействием (монтаж, разработка и изготовление на заказ, техническое консультирование, контроль качества, техобслуживание).
6. Внесение прямых технических инвестиций за границей.
7. Совместное выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
8. Обмен научно-техническими исследованиями и достижениями (позволяет партнеру сократить расходы на соответствующие исследования); обмен патентами на изобретения, ноу-хау (целью является использование научных достижений контрагента и сокращение собственных средств на собственные разработки).
9. Подготовка кадров, специалистов на предприятиях партнеров в области науки и производства на коммерческой основе.
Некоммерческие виды МНТС:
1. Совместная подготовка и издание учеными и специалистами энциклопедий, книг, учебных пособий, статей и т. д.
2. Обмен научных и образовательных учреждений учеными и специалистами для чтения лекций и консультаций.
3. Обмен учеными и специалистами для прохождения стажировки на предприятиях партнеров по соответствующему профилю науки и производства.
4. Международные научные конференции, семинары, симпозиумы и т. д.
5. Подготовка высококвалифицированных специалистов за границей.
6. Бесплатная передача фирмами, государствами разработок, ноу-хау субъектам экономической деятельности.
По охвату периода международное научно-техническое сотрудничество может быть кратко-, средне — и долгосрочным (табл. 1.2).
Наиболее предпочтительными видами международных связей для ученых являются (в порядке приоритетности) гранты, работа по международным программам, публикации, участие в международных конференциях, повышение квалификации [6] .
Таблица 1.2. Виды международного научно-технического сотрудничества в зависимости от длительности периода сотрудничества
Несмотря на наибольшую предпочтительность с точки зрения ученых такой формы участия в МНТС, как участие в грантах, исследователи М.К. Астерина и Е.Б. Ленчук отмечают «подводные камни» при подаче заявок на получение грантов и иных пособий от зарубежных организаций. Система сбора информации о научных разработках, учреждениях, научно-исследовательских кадрах при подаче заявок на получение грантов дает исчерпывающее представление о современном состоянии и проблемах российской науки и техники. Такой осведомленности подчас не имеют российские правительственные органы [7] . Безусловно, это может сказаться на технологической безопасности страны. Для ее поддержания необходимо знание и грамотное использование системы норм международно-правового регулирования сотрудничества государств в области науки и техники, составляющей фундамент международного научно-технического сотрудничества.
К источникам норм и принципов международного научно-технического сотрудничества относятся следующие:
Международный договор в области научно-технического сотрудничества, который помимо прав и обязанностей сторон включает обычно перечень форм и видов этого сотрудничества.
• Программы научно-технического сотрудничества, представляющие собой международные договоры особого рода. Это относительно новая форма взаимодействия и партнерства в области науки и техники.
• Нормы, сформулированные в этих программах, обращены в будущее. Они устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники, выполняя тем самым роль международно-согласованного планирования отношений в области науки и техники.
Правовые нормы научно-технического сотрудничества формируются в соответствии с общими принципами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к области науки и техники. К таким принципам относятся: принцип свободы научных исследований; принцип сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; принцип научно-технического содействия; принцип разделения сфер научных исследований между отдельными государствами с учетом географических, социальных, экономических и исторических факторов; принцип равноправия в области научно-технических достижений, включая международный книгообмен; принцип взаимности и др. [8]
Эти принципы нашли отражение в международных договорах и резолюциях международных организаций. Они отражают тесное взимовлияние международного права и научно-технического развития.
Наиболее часто применяемые в практике МНТС виды договоров представлены на рисунке 1.1.
Нередко договоры в сфере международного научно-технического сотрудничества отражают отношения, подпадающие под регулирование несколькими видами гражданско-правовых договоров.
В процессе обмена научно-техническими достижениями между государствами совершенствуется механизм правового регулирования международного разделения труда, появляются новые формы научно-технических связей, новые типы международных договоров. Все это позволяет сотрудничающим сторонам получить максимальную выгоду.
Несмотря на наметившийся в настоящее время рост активности различных международных организаций и правительств разных стран в отношении развития научно-технического сотрудничества, в этой сфере остается еще ряд нерешенных проблем. К ним относятся:
Рисунок 1.1. Виды договоров о международном научно-техническом сотрудничестве
1. Проблемы правового характера. Существование в государствах различных правовых систем, строящихся на различных принципах, в результате чего неодинаково оцениваются одни и те же действия.
2. Проблемы внешнеполитического характера. Сотрудничество в научно-технической сфере зависит от того, какую внешнюю политику ведут государства, какие взаимоотношения сложились между ними. Чем более напряжены эти отношения, тем более затруднено сотрудничество, особенно в тех случаях, когда сталкиваются разные идеологии.
3. Экономические проблемы. Многие государства в силу уровня своего экономического развития не в состоянии обеспечить полноценное сотрудничество.
4. Внутренние политические проблемы. Правительства ряда государств СНГ, Азии, Латинской Америки, Африки не могут контролировать внутреннюю политическую ситуацию в своих государствах, что мешает цивилизованному ведению бизнеса и, в частности, научно-техническому сотрудничеству.
5. Проблемы обеспечения суверенитета в ходе сотрудничества, а также проблемы обеспечения секретности. Правительства отдельных государств рассматривают некоторые формы сотрудничества как вмешательство в свои внутренние дела. Кроме того, существует неуверенность в сохранении конфиденциальности при обмене информацией.
Очевидно, что сотрудничество должно быть взаимовыгодным, партнеры должны иметь общие цели. Ожидание каждой из сторон улучшения своего положения посредством взаимодействия с другой стороной должно приводить к взаимной координации государственных политик.
Таким образом, МНТС между государствами или предприятиями различных государств является объективной необходимостью, результатом международного разделения труда и научного прогресса. Данный вид сотрудничества направлен на совместное решение возникающих научно-технических проблем, взаимный обмен научными достижениями, производственным опытом и на подготовку квалифицированных кадров. Значимость МНТС обусловлена тем, что для принятия эффективных решений во внешнеторговой деятельности недостаточно опоры только на отечественный опыт в области внешней торговли высокими технологиями, наукоемкими товарами и услугами. Возникает реальная потребность в организации международного научно-технического сотрудничества по стратегическим направлениям реализации государственной политики. Для этого требуется разработка комплекса инструментов и механизмов сотрудничества, увязанных в единую систему.
1.2. Инструменты сотрудничества
Существующие инструменты МНТС можно подразделить на три большие группы:
1) специальные фонды и программы;
2) организации, содействующие международному сотрудничеству;
3) инструменты международного трансфера и коммерциализации технологий.
Работа с каждым из них предполагает наличие специализированных знаний (условия участия в программах, требования к проектам, механизмы получения поддержки и т. д.) и навыков.
МНТС поддерживается различными фондами и программами. Рассмотрим сложившиеся в мировой практике примеры указанных инструментов.
Фонды играют важнейшую роль в развитии МНТС. В зависимости от поставленных целей и задач существуют различные формы организации фондов.
Фонд может быть создан в качестве представительства какой-либо крупной компании в другой стране. Например, как исследовательский центр Samsung Electronics Co., Ltd., образованный на правах представительства компании в России. Его цель — развитие научно-технологических связей с российскими научно-исследовательскими организациями и координация совместных разработок в области современных электронных технологий. В задачи включено также налаживание деловых контактов с разработчиками перспективных технологий. Посредством конкурсов выдаются денежные премии изобретателям, студентам, аспирантам, молодым ученым, научным организациям в рамках программ: «Ежегодный международный конкурс «Inside Edge» дипломных работ в области оптики, новых материалов, беспроводных технологий, силовой электроники, базовых технологий, технологий на производстве», «Программа поддержки талантливых студентов», «Программа сотрудничества в области разработки программного обеспечения».
Прямое финансирование, выделение премий и стипендий творческим и научным коллективам, отдельным ученым может осуществляться через благотворительные фонды. Примером является Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки, действующий в России. Одна из приоритетных задач Фонда — содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности. Еще один пример — Charities Aid Foundation (CAF) — благотворительный фонд, учрежденный в Великобритании в 1924 г. CAF работает в широком спектре направлений, среди которых организация грантовых конкурсов и проведение исследований. Благотворительный фонд «Научное партнерство» — это профессиональная общественная организация, объединяющая ученых США, Канады, Пакистана, Индии, Греции, Японии, стран СНГ, Балтии, Европы для взаимной помощи, широкомасштабного партнерства по различным направлениям биотехнологии, включающим создание и изучение биологически активных соединений и лекарственных препаратов.
Ряд фондов создается в виде международных организаций. Фонд Форда — независимая, неприбыльная, неправительственная международная организация, уже не имеющая отношения к компании «Форд Мотор Компани». Фонд ставит своей задачей развитие международного сотрудничества, распространение достижений человечества. Его представительства открыты во многих странах мира. Московское представительство Фонда Форда ежегодно выделяет небольшое число грантов и нередко поддерживает одну организацию на протяжении нескольких лет. Международный фонд «Научный потенциал» с центральным офисом в Лондоне проводит ежегодные конкурсы на получение финансовой поддержки работ в области экономики, физики, информационных и компьютерных технологий.
Банки и частные фонды также оказывают содействие в развитии МНТС.
Европейский банк реконструкции и развития осуществляет проектное финансирование предприятий, компаний, вкладывая средства в новые производства и развитие уже действующих фирм. Банком реализуется программа «ТАМ», предусматривающая развитие коммерческого и технического ноу-хау на уровне руководителей высшего звена на малых и средних предприятиях.
Один из наиболее опытных частных фондов прямых инвестиций в России — Quadriga Capital Russia («Квадрига»). За последние двенадцать лет 19 российских компаний получили от фонда инвестиций на сумму более 100 млн. долл. США. С целью развития компаний «Квадрига» осуществляет инвестиции в их аукционный капитал.
Функционируют в стране и специализированные фонды, финансирующие исследования только в одной определенной области. Например, некоммерческий фонд «Глобальная энергия» призван содействовать международному сотрудничеству в развитии фундаментальных и прикладных научных исследований в области энергетики.
Государственные фонды поддержки науки также содействуют МНТС.
Российский гуманитарный научный фонд ежегодно проводит ряд совместных конкурсов научных проектов, например, с Центром греко-российских исторических исследований, Национальным научным советом Тайваня, Немецким научно-исследовательским сообществом, Фондом «Дом Наук о Человеке» (Франция), Вьетнамской академией общественных наук, Министерством образования, культуры и науки Монголии, Национальной академией наук Украины, Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований и др.
Российский фонд фундаментальных исследований проводит совместные конкурсы с Немецким научно-исследовательским сообществом, Национальным центром научных исследований Франции.
Рядом стран реализуются инициативные программы, предусматривающие вовлечение нескольких стран в научно-техническое сотрудничество. Рассмотрим крупнейшие из этих программ.
Европейское сообщество уже на протяжении почти 30 лет активно проводит политику научного сотрудничества между различными странами. В условиях усиливающейся глобализации объединение научного потенциала может привести к стремительному возникновению и развитию новых технологий и производств высокотехнологичных продуктов. С 1984 г. в Евросоюзе работают рамочные программы — основной финансовый инструмент ЕС, предложенный Европейской комиссией для поддержки международной научно-исследовательской деятельности. Например, первая рамочная программа работала пять лет. В настоящее время уже реализовано шесть программ, а с 1 января 2007 г. начала свою работу Седьмая рамочная программа (FP7, http
Источник