- Научные ресурсы мира. Их показатели, распределение по группам стран.
- Научные ресурсы мира
- Основные показатели, характеризующие научные ресурсы стран. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), результативность сферы НИОКР. Научно-технический потенциал России, важнейшие научно-технические центры мира.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Научные ресурсы мира. Их показатели, распределение по группам стран.
Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР).
Научные ресурсы характеризуют:
o объем и качество накопленных знаний
o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций.
Масштабы НИОКР зависят от:
ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование),
ü организационной структуры,
ü государственной политики в сфере НИОКР.
Масштабы инноваций зависят от:
Ø инновационного климата,
Ø спроса экономики на результаты НИОКР.
Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:
· доля расходов на НИОКР
· численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике
· индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны)
· число международных премий за научные достижения
· сальдо технологического баланса
· доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте.
Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются:
o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны,
o баланс торговли лицензиями и патентами,
o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий.
Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии.
1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%.
2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь.
3) Япония – долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий.
· США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г)
· По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%)
· В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США — на 68%, Япония — на 70%, ЕС — на 56%.
Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в:
Ø увеличении международного сотрудничества ученых,
Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР,
Ø организации научно-технических альянсов,
Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью,
Ø международном аутсорсинге.
Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея).
Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).
Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры.
Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования.
Основные тенденции развития образования:
· Построение непрерывной цепочки этапов образования,
· ускоренное развитие новых дисциплин,
В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома.
Проблемы образования отличаются по странам:
o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию,
o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности.
Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как:
ü доля расходов на образование в ВВП;
ü расходы на образование на душу населения
ü доля окончивших полную среднюю школу
ü доля студентов в возрасте 18-29
ü студентов на 10 тыс. населения
ü доля лиц с высшим образованием
ü доля иностранцев в общей численности студентов
Качество образование оценивается по:
По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия.
Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП.
Концепции государственного финансирования высшего образования:
o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования,
o «социальной пользы»(первенство косвенных выгод общества от образования).
Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея — 84%, США — 66%, Великобритания — 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию.
Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия.
1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования», подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза.
В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.
Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала.
Типология развитых стран:
1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва : Большая семерка( США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны ( Юж Корея, Гонконг, Сингапур ).
2. Типология ООН . ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику.
3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша.
Основные признаки РКС:
· Высокий уровень экономического развития . ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов , что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом.
· Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью
· Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма
· Высокий уровень капитализации доходов
· Высокий уровень механизации труда
Особенности РКС
ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира ( лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г . доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико.
ü Разрыв в уровне экономического развития ( между бедными и богатыми ) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл.
Особенности развития РКС на современном этапе:
· Переход к новому технологическому базису ( формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики , экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» — расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония.
Страны по степени научно-технического потенциала :
1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания
2. Италия – среднеразвитый потенциал
3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал
· Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6 , то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%.
Объяснение торможения темпов роста :
1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.
2. Структурные изменения в экономике РКС:
ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП
ü Деиндустриализация ( падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны)
ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс : 30-45% всей промышленности в РКС.
ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики
· Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира.
· Процесс либерализации ( т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни)
Изменения в социальной сфере РКС:
1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705.
2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%.
3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни : Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма.
4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку ( 1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП).
5. Создание внушительного «креативного класса» — более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей).
Условия развития экономики ( условия воспроизводства РКС):
· Дефицит гос. бюджета ( ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП)
· Рост гос.долга . США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП)
· Рост уровня инфляции ( ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%)
· Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% ( это 2008 г, 2010 – 9%) , меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3% , безработица меньше из-за коммунализма.
Место РКС в мировом хоз-ве.
В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира.
1. Место в мировом производстве :
· РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%.
· Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти
· Ведущие производители отдельных видов с-х продукции
· Обладает развитой инфрастуктурой
2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций : 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта)
3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь ( то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора)
4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла ( с 2 до 6 %).
5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.
Источник
Научные ресурсы мира
Основные показатели, характеризующие научные ресурсы стран. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), результативность сферы НИОКР. Научно-технический потенциал России, важнейшие научно-технические центры мира.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.10.2009 |
Размер файла | 35,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный технический университет
Балаковский институт техники, технологии и управления
Кафедра «Информационные системы и технологии»
По дисциплине: Мировая экономика
«Научные ресурсы мира»
группа ЭУМ — 32з
1. Научные ресурсы мира
1.1 Научные ресурсы: основные показатели
1.2 Расходы на НИОКР
1.3 Результативность сферы НИОКР
2.Научно-технический потенциал России
3. Важнейшие научно-технические центры мира
3.1 Научно-технический потенциал США
3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы
3.3 Научно-технический потенциал Японии
4. Научно-технические связи в мире
Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу составляют количественные факторы — наличие в стране подготовленных научных исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественные) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
Важнейший показатель, характеризующий научные ресурсы стран и групп стран:
1. доля расходов на НИОКР в ВВП.
2. доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государства.
3. численность специалистов, занятых в науке.
4. количество международных премий за выдающиеся научные достижения.
5. частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны.
6. доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции.
7. доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.
Между уровнем развития страны и долей ее расходов на науку жесткой зависимости не существует. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные промышленные страны тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны. В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы.
Для российской науки до середины 90-х годов была характерна централизованная система финансирования (доля государственных расходов составляла 93% расходов). Однако объем бюджетных ассигнований во второй половине 90-х годов резко сократился, и в результате доля бюджетных средств составила 60,2%.
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель — число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.
Крупнейший в мире экспортер технологий — США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония была крупнейшим в мире потребителем научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранные технологии, чем получает за свой экспорт. Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция целенаправленно осуществляют закупку технологий, а экспортируют лицензии в небольшом объеме в соседние государства. Россия тоже импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.
Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия — по 11, Япония — по 7. Общий объем продаж продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долларов.
1. Научные ресурсы мира
Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
На научно-технический потенциал страны, его состояние и; тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы — наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации! НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
1.1 Научные ресурсы: основные показатели
Важнейшими показателями характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются:
доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП;
расходы на НИОКР на душу населения;
доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;
численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны);
количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны);
· доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции (по определению национального научного фонда США, к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на.*| НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала — не менее 2,5%; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электро-техническая, электронная и др.);
* доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий чаше всего относят пять важнейших направлений технологического развития: информационные тех-нологии; технологии, основанные на использовании новых мате-риалов; космические технологии; ядерные технологии).
1.2 Расходы на НИОКР
В 1996 г. общие расходы на НИОКР в семи странах с крупнейшим научно-техническим потенциалом (табл. .1) составили около 370 млрд долл. (по паритету покупательной способности валют). Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП развитых стран имеет тенденцию к стабилизации на уровне от 2 до 3%.
Расходы на НИОКР в ведущих странах мира в 1996 г.
Всего, млрд долл. (по ППС)
Ассигнования в расчете на душу населения, долл.
Источник: Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 8. С. 6.
Однако не существует жесткой зависимости между уровнем развития той или иной страны и долей расходов на науку в ее ВВП. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные развитые страны, как правило, тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны: доля затрат на НИОКР в ВВП составляет: в Швеции — 3%; Израиле — 2,2%; в Новой Зеландии — всего 1%.
Доля государства в расходах на НИОКР составила в 1995 г. в Великобритании и Франции — около 50%; США — 36%. В этих странах, особенно в США, значительная часть исследований осуществляется в военных целях, что и является одним из факторов ведущей роли государства в финансировании НИОКР. Другой фактор — традиционно высокая доля фундаментальных исследований, финансируемых во многих случаях за счет госбюджета.
В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы. Так, в начале 90-х гг. из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южно’ Корее — 82%, в Швейцарии — 75, Швеции — 68%.
Для российской науки вплоть до середины 90-х гг. была характерна крайне централизованная система финансирования, при’ которой доля государственных средств достигала 93% расходов на исследования и разработки. Однако объем бюджетных ассигнований на НИОКР во второй половине 90-х гг. резко сократился’ и в результате доля бюджетных средств в структуре финансирования исследований и разработок (с учетом средств предприятие государственного сектора) в 1997 г. составила 60,2%.
1.3 Результативность сферы НИОКР
Экономическую эффективность научно-технической сфер можно определить как отношение прироста выпуска наукоемко» продукции к расходам на НИОКР. Другим важным показателе результативности НИОКР является число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки научных достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.
Результаты научных исследований в развитых странах
Количество национальных патентных заявок в 1995 г., тыс.
Количество Нобелевски х премий за 1901-1995 гг.
Источник: The World Bank World Development Report 1998/99. Wash. 1998. P. 226-227.
2. Научно-технический потенциал России
К началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Затраты на НИОКР в 1990 г. составляли 3,5% ВВП. Общее число научных работников на начало 1991 г. составляло 1985 тыс. человек, в том числе 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Научно-технический потенциал СССР был ориентирован прежде всего на оборонные НИОКР, доля которых составляла около 75% обще., объема затрат на научно-технические работы.
В период перехода к рыночной экономике в России значительно снизились ассигнования на науку (менее 1% ВВП в 1996 1997 гг.), примерно вдвое уменьшилась численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании.
Российская наука занимает лидирующие в мире позиции по таким направлениям, как авиационная и космическая техника атомная энергетика, биотехнология на основе биоинженерии, керамические и сверхтвердые материалы, белковые препараты компоненты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности.
В связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов Росси пришлось отказаться от проведения научных исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике точечных прорыве из 100 главных направлений НИОКР (по отечественной классификации), Россия лидирует по 17 из них.
Для российской науки до середины 90-х годов была характерна централизованная система финансирования (доля государственных расходов составляла 93% расходов). Однако объем бюджетных ассигнований во второй половине 90-х годов резко сократился, и в результате доля бюджетных средств составила 60,2%.
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель — число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов.
3. Важнейшие научно-технические центры мира
Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины всех выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России.
Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих.
3.1 Научно-технический потенциал США
Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников — к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день).
В сочетании с высоким уровнем квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.
Фундаментальные исследования как часть НИОКР на 60% сосредоточены в высших учебных заведениях, которых в общей сложности насчитывается примерно 3 тыс. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэндфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).
В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские работы как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях.
Основной формой участия государства в НИОКР является контракт, заключаемый на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В 1997 г. в США насчитывалось 105 технополисов.
Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.
Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоем-кой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в середине 90-х гг. около 40%.
3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы
Западная Европа — один из главных в мире центров науки. Общая численность научных работников в ней превышает 700 тыс. человек, к которым следует добавить исследователей в странах Центральной и Восточной Европы — 300 тыс. человек. Ведущие страны региона расходуют на научно-технические исследования свыше 2% ВВП (кроме Италии).
В 1997 г. в Германии насчитывалось 62 технополиса, в Великобритании — 40, во Франции — 30.
В течение длительного времени Западная Европа заметно отставал от США и Японии, прежде всего по исследованиям в сфере высоких технологий. Это отставание, хотя и сократилось, все же сохраняется и в настоящее время. Расходы на НИОКР в расчете на душу населения в Западной Европе в целом ниже, чем в США и Японии. В этом регионе мира не столь широко используется передовая технология (например, меньше применяется компьютерная техника). Отличительной чертой научно-технического потенциала Западной Европы является сравнительно небольшое количество военных и космических исследований по сравнению с США.
Научно-технический потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.
3.3 Научно-технический потенциал Японии
До начала 80-х гг. Япония заметно отставала от США и отчасти Западной Европы по научно-техническому потенциалу, особенно в области фундаментальных исследований. Но затем, исчерпав экстенсивные факторы развития экономики, Япония перешла к опережающему росту наукоемких отраслей. С этой целью государство и частные компании сосредоточили усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования зарубежных научно-технических достижений, как это было в 50-60-е гг. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% ВВП в 1975. г. до 3,1% в 1985 г. и 3,0% в 1996 г. ц» Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологии. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники.
Но, несмотря на успехи японских фирм в развитии наукоемких производств, все еще сохраняется значительная зависимость от американской технологии.
4. Научно-технические связи в мире
Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к расширению технологического обмена.
Международный технологический обмен может осуществляться:1) на некоммерческой основе (научно-технические публикации-конференции и симпозиумы, миграция ученых и специалистов) этот обмен распространяется главным образом на фундаментальные НИОКР; 2) на коммерческой основе (передача на условия; лицензионных соглашений прав пользования изобретениями — патентов, лицензий, ноу-хау, т.е. секретов производства и технологического опыта и т.д.).
Передача технологии осуществляется двум главным группам покупателей: зарубежным филиалам (дочерним фирмам ТНК) и независимым фирмам. Новые технологии предоставляются преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаще всего продают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких (металлургия, металлообработка, текстильная промышленность и др.).
Крупнейшим в мире экспортером технологии являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония, которая в 50—80-х гг. была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранную технологию, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается. Такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция, целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий, а экспортируют в небольшом объеме лицензии в основном в соседние государства. Россия также импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.
Научно-технические связи тесно переплетены с торговлей наукоемкой продукцией. Поэтому о масштабах и географии этих связей можно судить, исходя из положения той или иной страны на рынке высоких технологий и тем более — наукоемкой продукции в целом.
Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия — по 11, Япония — по 7.
Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн долл. Из этого объема на долю США приходится 39%, Японии — 30, Германии — 16, России — менее 1% (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере).
Страны Арика и Бритика производят только два товара — сталь и муку, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведенными в таблице 1, предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства.
При производстве, какого товара, и у какой страны имеется абсолютное преимущество?
Опишите, как в данной ситуации, согласно теории А. Смита, будет строиться торговля между этими странами. В чем недостаток данной теории?
По какому товару имеет сравнительное преимущество каждая из стран?
Какие товары будут экспортировать, и импортировать Арика и Бритика в условиях свободной торговли?
Источник